Рубанок это инструмент: Виды рубанков, для чего нужен рубанок

Шерхебель, рубанок, фуганок особенности и отличия инструментов

01 июля 2020 — 11:03

И шерхебель, и рубанок, и фуганок, предназначенные для ручной работы, конструктивно очень похожи. Все они состоят из подошвы, колодки, лезвия, регулировочных винтов и двух рукояток для работы обеими руками, что обеспечивает нужную силу нажима инструмента.

Важно! Корпус инструментов может быть деревянным или металлическим. Деревянный инструмент используется для обработки древесины мягких пород, металлический — твёрдых.

Главное отличие шерхебеля от рубанка и фуганка — лезвие. У шерхебеля оно полукруглое, овальное, оставляющее достаточно глубокие желобки и позволяющее снимать толстый слой стружки — до трёх миллиметров. Соответственно, больше и отверстие для снимаемой стружки. Кроме того, у шерхебеля более узкая и короткая конструкция короба.

Существенная разница также есть в угле наклона лезвия. У шерхебеля он доходит до 45 градусов, то есть достигается максимальное углубление.

Фуганок снимает стружку под углом в 13 градусов, наклон минимален. Рубанок — под углом порядка 30 градусов.

Если говорить о процессах обработки древесины, то все три инструмента используются на разных этапах:

  1. Шерхебель является «тяжёлой артиллерией». Он применяется на самом первом этапе грубой обработки древесины, сразу после использования топора и пилы, ножовки. С помощью него нельзя достичь идеально гладкой поверхности, но зато подготовка к дальнейшей обработке проходит быстро и качественно.
  2. Рубанок применяется уже после шерхебеля, может, в принципе, заменить его, но всё зависит от состояния древесины и целей её обработки.
  3. Фуганок — это инструмент для финишной обработки заготовки. Именно он позволяет добиться идеально гладкой поверхности, снимая мелкую стружку.

Фуганок намного длиннее рубанка и шерхебеля. Он предназначается для выравнивания обширных поверхностей. Вторая конструктивная особенность — наличие двойного ножа.

Кроме того, у ножа фуганка есть стружкосниматель, обеспечивающий гладкость древесины после этого завершающего этапа обработки.

Важно! Ширина лезвия у шерхебеля составляет 35 миллиметров. А у фуганка может доходить до 80 миллиметров. Длина колодки фуганка при этом составляет 50–90 сантиметров.

Констатируем: шерхебель применяется исключительно для черновой обработки древесины. Его небольшое, закруглённое лезвие обеспечивает максимально глубокое врезание в древесину, потому что выступает из колодки на два-три миллиметра и обладает уменьшенной шириной. Напротив, широкое лезвие фуганка буквально скользит по поверхности плоской деревянной заготовки, убирая малейшие неровности. Рубанок относится к более универсальным инструментам.

Важно! В мастерской столяра обязательно будут и шерхебель, и рубанок, и фуганок. Использование всех данных инструментов позволит провести обработку древесины поэтапно и максимально качественно.

 

Назад

«Рубанок – это культовый столярный инструмент»

Чуть больше двух лет в городе Пушкино существует частный музей столярных инструментов. Его создал коллекционер Олег Оленев. Музей расположился в доме, который Олег Иванович сам построил и оборудовал специально для этого. В собрании коллекционера более двух тысяч рубанков, пил, измерительных приборов, стамесок, коловоротов и других инструментов разных стран, эпох и отраслей столярного дела.

Ваша коллекция насчитывает уже больше двух тысяч столярных инструментов. Как она появилась и пополнялась?

– Коллекция собиралась приблизительно 30 лет. Условной датой основания музея считаю покупку первого рубанка на свои деньги. Это было в 1980-е годы, когда я еще учился в институте. С тех пор я начал постепенно покупать себе инструменты. В то время в магазинах практически ничего не было, поэтому искал их на рынках. Строго говоря, я тогда не коллекционировал инструменты, а приобретал их для работы.

Уже в наше время лет 15 назад я начал выезжать в Европу и Америку, где прочесывал местные блошиные рынки. Потом стал покупать инструменты на аукционах через интернет. Таким образом, постепенно сложилась коллекция инструментов почти из всех стран мира, которые внесли вклад в развитие столярного дела. Видов инструментов собралось много: пилы, топоры, измерительные приборы, коловороты, дрели, лобзики и другие. Среди них рубанок – это самый разнообразный по форме и конструкции инструмент. Это культовое плотницкое орудие, поэтому в моем музее рубанки занимают особое место.

Столярные инструменты разных стран чем-то отличаются друг от друга? Чьих инструментов у вас больше?

– В основном представлены европейские инструменты,  но много и американских. Доля американцев очень большая, поскольку в прошлом они были доступные, дешевые и высокого качества. Американские инструменты выпускались миллионными тиражами. Подъем производства столярных инструментов пришелся на середину XIX века и продолжался до 1920-х годов. В любой стране вы найдете американские рубанки, фуганки, пилы и тому подобные вещи. Они присутствуют и в российских каталогах начала XX века, закупались даже в СССР перед войной.

В музее есть инструменты из Англии, Нидерландов, Австрии, Германии, Франции, Испании, и немного из Польши и Чехии. Есть отечественные рубанки, но по конструкции и форме они следовали за европейскими. Интересны инструменты из Японии и Китая. Японские инструменты отличаются от американских и европейских, потому что Япония оставалась закрытой страной вплоть до начала XX века. Принцип работы тот же, но конструктивно они устроены несколько по-другому. Например, пилы и рубанки в Японии тянули на себя, а не толкали, как в Европе. Японцев отличает внешнее изящество, декоративная проработка.

Американский инструмент часто был полностью металлическим, а европейские образцы тех же годов делали из дерева. У европейцев металлической была только режущая часть. Например, у меня в коллекции есть деревянный английский коловорот. Он сделан из дерева не потому, что старинный, а потому что их выпускали в таком виде по традиции вплоть до начала XX века. Здесь известный английский консерватизм проявился в высшей степени. Они не переходили на железо, несмотря на то, что все давно пользовались металлическими инструментами. Использование дерева отличало именно европейские инструменты.

У столярных инструментов была своя специализация или они были универсальными?

– Конечно, были разные области применения. В музее есть маленькие миниатюрные инструменты для изготовления скрипки, виолончели или контрабаса. Большой мастерской для таких работ не требовалось, поэтому и сами скрипичные рубанки делались маленькими. Для повозок и карет имелся свой каретный инструмент. Основными корабельными инструментами считались пилы, тесла, долота, топоры. Особые орудия использовали краснодеревщики – те, кто работал с ценными породами дерева. Бондари, изготавливавшие бочки, также применяли специальные приспособления. Всего насчитывается десяток отраслей столярного дела. Кстати, у хирургов тоже есть похожие инструменты: пила, долота, коловороты со сверлами, но в моем собрании их нет. Как увижу эти медицинские инструменты, становится жутко.

Есть любопытные инструменты для изготовления деревянной обуви. Такая обувь была распространена по всей Европе, но особую известность приобрела в Голландии. Там деревянные башмаки назывались кломпами. Вы можете и сегодня купить кломпы в Голландии не только в сувенирном, но даже и в обычном  хозяйственном магазине. Кломпы были выгодной альтернативой кожаной обуви. Такие башмаки можно было сделать без знания техники обработки кожи, а тополей и других пород дерева вокруг имелось достаточно. Кстати, деревянная обувь хорошо держит тепло. Кроме того, мастера и рабочие на корабельных заводах любили ее за то, что она защищала ступню, если что-то тяжелое падало во время работы на ногу. На известных голландских картинах и гравюрах все простолюдины обуты в кломпы.  

Какие инструменты самые старые в вашей коллекции?

– У меня есть рубанки XVIII века. Даты можно точно определить по каталогам и по маркировке, так как все рубанки имеют клеймо производства. Наши старинные образцы родом из Нидерландов и Англии. Англия – это первая страна, которая создала стандарт инструмента еще в конце XVII века. Английские мастера определили основные формы конструкции рубанка, которые, в целом, дошли до нашего времени почти без изменений. Отличия в рубанках, например, XVIII или XX столетий существуют, но они видимы лишь для специалиста и коллекционера.

Есть ли такие редкие вещи, которые вы мечтаете приобрести для музея?

– Мечтать мечтаю, но понимаю, что по цене они мне недоступны. На элитных аукционах, например в США, попадаются очень редкие инструменты, но их стоимость стартует от 1000 долларов. У меня есть редкий рубанок английской фирмы «Spiers». Он мне достался довольно дешево, потому что был не в очень хорошем состоянии. Коллекционеры придумали пятизвездочную шкалу редкости инструмента. Одна звезда означает, что инструмент востребован коллекционерами, но его не найдешь на каждом шагу. Пять звезд означают, что инструмент находится только в одном, двух или пяти экземпляров во всем мире. Упомянутой мной рубанок «Spiers» имеет по этой шкале четыре звезды. Таких рубанков в мире около сотни.

Редкие рубанки выставлены у меня в отдельной витрине. Например, есть еще рубанок английской фирмы «Norris», которая выпускала инструменты с 1860-х годов. Эти рубанки очень востребованы коллекционерами. Интересно, что они прекрасно строгают и сейчас, поэтому кто-то покупает их и для работы. Их называют «Rolls-Royce» в мире рубанков.

– Я читал, что вы сами делаете миниатюрные копии столярных инструментов.

– Да, они выставлены в отдельной витрине. Всего я сделал более восьмидесяти различных инструментов. Они все действующие, только нет лилипутов, которые могли бы ими работать. Самая сложная вещь – это копия универсального американского рубанка «Stanley- 55» с полным набором железок, которые производят 52 различных профиля. Этот миниатюрный рубанок также готов к работе. По чертежам газеты начала XX века я сделал токарный станок, но не в натуральную величину, а в масштабе один к четырем. Есть также точило с подобием ножного привода, лобзик, пилы и многое другое. Внизу витрины наглядно показано, как я делал эти инструменты. Находил кусок железа на дороге и из него выпиливал пилой, например, рубанок. После этого напильниками и надфилями обрабатывал его вручную. Обязательно использовал лупу. Где-то два года я проводил свободное время за этим занятием. Сейчас зрение уже не позволяет делать миниатюрные инструменты.

– Чем отличались столяры прошлого в нашей стране и за рубежом?

– Об этом можно судить по немецкому учебнику столярного дела, выпущенном в начале XX века. Такая книга есть в нашем музее. Этот капитальный труд содержит подробное описание приемов работы. В России в это время ничего подобного не издавалось. Немецкое фабричное производство мебели было выше по качеству и дешевле, чем наша кустарная продукция. В Европе все делали по уму, а у нас со времен Петра I почему-то мало чему научились у западных мастеров. Другой немецкий учебник по плотницким работам начала XX века показывает, что столяру нужно было знать математику, геометрию, основы физики, биологии. На подмастерье и мастера в той же Германии нужно было несколько лет учиться и сдавать экзамен.

В России все было проще, чем в Европе. Быт столяров в нашей стране хорошо описан в журнале «Столяр», который выпускался по инициативе К. К. Маурина-Стиэбре незадолго до революции 1917 года. В этом журнале поднимались не только специфические вопросы профессии,  но обрисовывался образ жизни столяров. Процитирую на память несколько заметок из этого журнала: «Вопрос: кто нуждается в столярах больше всего? Ответ: владельцы кабаков, потому что мастера придут и оставят у них все свои деньги». Другая цитата: «Кто вспоминает о столярах чаще всех? Ответ: сборщики налогов». Там же написано, что столяра или подмастерье можно всегда узнать по походке: они ходят сгорбленные и пришибленные. Это очень познавательные зарисовки из жизни столяров той эпохи.

– Экспозиция вашего музея сделана грамотно и удобно. На что вы ориентировались, когда создавали свой музей?

– Ориентировался на свое понимание и ощущение. Никакой специальной литературы не читал, а просто все делал по уму. Большую роль в восприятии предметов коллекции играет освещение. Сейчас во многих даже центральных и московских музеях с освещением беда – трудно рассмотреть экспонаты.

– Кто основной посетитель вашего музея?

– В основном дети, потому что их легче сюда заманить. Как правило, это ребята из местных пушкинских школ. Больше нравится ребятам до восьмого класса, так как у них голова не сильно забита информацией и еще нет напряга с экзаменами. Школьники постарше реагируют уже более сдержано. Может быть, в душе эмоции есть, но они их особо не показывают. А ребятам с первого по восьмой класс очень нравится, они не хотят уходить отсюда. Важной частью экскурсии является чаепитие с баранками, конфетами и пряниками.

Одновременно мы можем принять группу до тридцати детей. Если у нас планируется только экскурсия, то больше 14-15 человек принять мы не можем, а если экскурсия с мастер-классом, то делим группу на две части. Первая группа слушает экскурсию, а вторая в это время идет на мастер-класс. Экскурсию я провожу сам, а мастер-класс –  одна из наших мастериц.

Музей открыт не каждый день, потому что находится не в центральной части Пушкино, да и сам город не туристический. Желающие посетить музей созваниваются с нами накануне. Летом можно зайти и без предварительной договоренности, если я буду дома. Наши посетители – это необязательно организованные группы детей, приходят и просто интересующиеся по два-три человека.

– Как вы себя чувствуете в роли создателя и хранителя музея?

– Чувствую отлично. Я отработал инженером-конструктором больше тридцати лет, но полтора года назад уволился. Сменил род деятельности и не жалею об этом.

Что такое рубанок? (с картинками)

`;

Промышленность

Факт проверен

М. Хаскинс

Существуют различные виды рубанков, но этот термин обычно относится к столярному инструменту или деревообрабатывающему станку. Ручные рубанки или рубанки по дереву — это столярные ручные инструменты, используемые для шлифовки деревянных поверхностей, чтобы уменьшить их толщину и сделать их гладкими и ровными. Фуганок, называемый в британском английском рубанком, представляет собой тип рубанка, используемый для изготовления прямых кромок и плоских поверхностей по всей длине деревянной доски. Хотя существуют ручные фуганки, этот термин обычно относится к деревообрабатывающему станку. Рейсмусовый станок, называемый рейсмусовым станком на британском английском языке, представляет собой аналогичный деревообрабатывающий станок, используемый для придания плитам одинаковой толщины.

Ручной рубанок состоит из острого режущего лезвия или заостренной металлической пластины, прикрепленной к прочному корпусу с рукояткой сверху. Лезвие проходит под корпусом, и когда инструмент проходит по деревянной поверхности, он удаляет тонкую стружку дерева, сглаживая поверхность и уменьшая толщину материала. Обычно рубанок отталкивается от корпуса, хотя вместо этого японские рубанки притягиваются к корпусу. Лезвие часто регулируется, чтобы контролировать, сколько материала удаляется за каждый проход. Также доступны строгальные станки с электроприводом, иногда называемые строгальными станками.

Фуганки названы так потому, что они обычно используются, чтобы сделать края деревянных досок плоскими и гладкими, прежде чем соединить их вместе, чтобы сделать более широкие доски. Когда кусок дерева или пиломатериала подается в этот деревообрабатывающий станок, он проходит над резаком, состоящим из двух или трех острых ножей рубанка, которые вращаются очень быстро, удаляя небольшое количество материала. Машина регулируется, чтобы точно контролировать, сколько материала резак удаляет за каждый проход. Фуганки также доступны в качестве ручных инструментов, и тогда их называют фуганками.

Рейсмусовые станки похожи на фуганки, но в рейсмусовых станках фреза располагается над древесиной, а не под ней. Доска должна быть уже плоской с одной стороны и должна быть размещена этой плоской стороной вниз, чтобы эта машина могла производить ровную поверхность поверх дерева. Некоторые деревообрабатывающие станки представляют собой комбинированные рейсмусовые и фуговальные станки. Древесина сначала подается через машину поверх резака, чтобы получилась плоская поверхность. Затем древесину переворачивают и снова пропускают через станок, на этот раз под фрезой, выравнивая материал с обеих сторон по всей длине.

Вам также может понравиться

Рекомендуется

КАК ПОКАЗАНО НА:

Wood Planer Tool – Etsy.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *