Как запаять радиатор в машине? Инструкция, как правильно запаять в домашних условиях автомобильный алюминиевый радиатор
Частые поездки на авто чреваты перегревом радиаторов, особенно тех, что продуваются механическим, а не электрическим вентилятором. Перегрев – полбеды: постояли полчаса, и снова в путь. Жара, а также гравий из-под колес автомашин, объезжающих пробки по обочинам, могут серьезно повредить радиатор. Это наиболее уязвимое место в комплексе силового агрегата любого автомобиля – тосол может потечь везде.
Особенно непредсказуем даже новый алюминиевый радиатор, а медный даст течь в пути и от времени. Поэтому ниже расскажем, как запаять медный радиатор, а также изделия из других материалов.
Причины пайки радиатора
В первую очередь стоит проверить на целостность всю систему трубок. Очень часто именно механическое повреждение трубок, либо коллекторов бачков вследствие дорожно-транспортного происшествия является причиной утечки тосола.
Также не стоит забывать о возможном термическом перегреве стыков, что повлекло за собой их разрушение, в результате чего образовалась протечка. Эта же причина может быть в том случае, если система охлаждения работала без жидкости.
В том случае, если система охлаждения уже старая, и вдруг дала течь, наиболее вероятной причиной может быть коррозия. Обратите внимание, она может быть незаметна на первый взгляд, так как может находиться внутри системы. В этом случае все равно придется полностью разбирать систему.
Частые вопросы
Насколько безопасно запаять алюминиевый радиатор интеркулера?
Пробитый интеркулер лучше всего заварить аргоном. Запаять его тоже можно, но при этом следует соблюдать технологию пайки. Если припой отслоится – возникнет подсос воздуха, который вреден для мотора, а его выявить сложнее, чем течь антифриза.
Можно ли запаять радиатор без демонтажа?
Если к поврежденному участку можно подобраться – можно обойтись и без снятия радиатора, при условии что не придется работать с открытым огнем. Но, так как на современных авто компоновка плотная, обычно радиатор приходится снимать. Это удобнее и безопаснее.
Постоянно слетает олово с радиатора, как запаять?
Если припой не держится на поверхности детали – попробуйте более тщательно обработать участок и используйте другой флюс.
Аргон при сварке прожигает радиатор — что делать?
Если сварка прожигает металл радиатора – попробуйте:
- снизить сварочный ток;
- увеличить скорость перемещения горелки;
- увеличить подачу газа.
Убедитесь также, что сварка выполняется в режиме переменного или импульсного тока.
Поиск протечки радиатора
Если на месте стоянки автомобиля вдруг образовалось пятно, значит система охлаждения дала течь. Для того, чтобы быстро и без труда определить причину, рекомендуется следовать легкому правилу осмотра.
- Первоначально нужно убедиться, что внешних повреждений как таковых нет. Перед тем, как снимать радиатор, нужно тщательно осмотреть все трубки и бачки на предмет механических повреждений.
- Возможно во время движения система задела какой-либо выступ, из-за чего образовалась трещина. На этом этапе также стоит проверить теплообменник системы отопления салона.
- Далее, если внешних признаков поломки обнаружено не было, нужно подготовиться к демонтажу всей системы охлаждения. С этой целью нужно сначала слить из системы всю жидкость.
После демонтажа радиатора, его нужно тщательно осмотреть. Особое внимание стоит уделить освещению, оно должно быть хорошее, чтобы иметь возможность детально осмотреть деталь.
В том случае, если отверстие не удалось обнаружить, нужно предварительно закрыть все трубки при помощи пробок, таким образом загерметизировать радиатор. Затем поместить его в чистую, прозрачную воду. Появляющиеся пузырьки, идущие цепочкой точно укажут на места протечки, это самый легкий способ диагностики.
Применение клея
Для ремонта пластикового радиатора подходят только двухкомпонентные клеевые смеси. Они отлично справляются с ситуациями, когда трещина в радиаторе достаточно велика или нет возможности соединить части корпуса из-за нехватки мелких осколков. Если устраняется небольшая трещина — достаточно просто смешать компоненты клея и нанести его на трещину в два слоя.
В некоторых случаях трещина появляется в труднодоступном месте. В этом случае герметик наносится по всей длине радиатора Источник Chebo.pro
Диагностика типа материала
После того, как будет выявлена трещина, через которую происходит утечка жидкости, нужно выяснить из какого материала сделан сам радиатор. Это необходимо для того, чтобы выбрать оптимальный способ пайки повреждения, таким образом починить деталь.
Современные модели могут быть выполнены из алюминия или меди, также встречаются модели, сделанные из пластика, однако значительно реже.
- Отличить материал можно достаточно просто, опираясь на его оттенок. Все дело в том, что медь будет иметь красно-коричневый оттенок.
- В то время как алюминий будет иметь серый цвет. Пластиковая деталь имеет черный или темный оттенок.
- Как правило, радиаторы не окрашиваются, поэтому стоит опираться на этот способ.
- В том случае, если радиатор окрашен, необходимо убрать небольшое количество краски с внутренней стороны, чтобы диагностировать тип используемого материала.
Медь можно запросто запаять в условиях гаража или даже дома, потому как работать с этим материалом значительно проще. А вот с алюминием работать значительно сложнее, это обуславливается его физико-химическими свойствами, которые нужно учитывать.
Пластиковую деталь не имеет смысл запаивать, потому как пластик ненадежен, в случае трещины ее можно замазать, но рекомендуется установить новую деталь.
Техника безопасности
Электропаяльник должен иметь неповрежденную изоляцию шнура и исправную вилку. Во время работы следите, чтобы шнур не касался инструмента и разогретых деталей. |
Держите паяльник только за ручку. Нельзя определять его нагрев на ощупь – достаточно подержать руку на некотором расстоянии от жала. |
Пары разогретого припоя и флюсов вредны для здоровья. Работу нужно проводить в проветриваемом помещении или на свежем воздухе. |
Учтите, что на разогретой детали припой остывает долго, поэтому, убрав паяльник, не спешите сразу касаться шва руками. |
Ремонт радиатора своими руками (пошагово)
Для того, чтобы осуществить ремонт сломанного радиатора, понадобится следующий перечень инструментов.
- Паяльник электрический, большой мощности, либо можно использовать газовую горелку
- Припой подходящего типа
- Паста флюсовая
- Бумага абразивная
- Пассатижи
- Растворитель
- Ветошь
Сначала нужно подготовить изделие к предстоящим работам. С этой целью его тщательно очищают от внешних загрязнений, пыли, различных осколков и опилок. Далее нужно его обезжирить, с этой целью нужно использовать растворитель. Обезжиривание необходимо для того, чтобы пайка осуществлялась качественно.
Всю систему нужно тщательно просушить, допускается при помощи сжатого воздуха посредством одного из патрубков.
Место протечки нужно аккуратно зачистить при помощи абразивной бумаги (наждачки), чтобы оно было гладкое и сравнялось с остальной поверхностью детали.
После этого на место пайки необходимо нанести флюсовый состав, дать ему немного времени, чтобы он высох.
После этого на трещину накладывается припой, при помощи электропаяльника высокой мощности или газовой горелки необходимо расплавить его, чтобы он полностью закрыл трещину и проник внутрь, таким образом полностью закрыв дефект.
В том случае, если с первого раза не получилось, необходимо заново повторить процедуру, начиная с нанесения флюсовой пасты.
Использование холодной сварки
Этот метод пайки радиатора охлаждения двигателя не предполагает нагрева. Пробоину заклеивают специальным веществом, закрывающим повреждение. Ремонт выполняют так:
- Подготавливают деталь. Для этого поверхность очищают от пыли, обезжиривают. Ветошь смачивают спиртом, аккуратно протирают ей радиатор. Прикладывать усилия нельзя, металл повредится еще больше.
- Подготавливают клеящий состав. Его выбирают в соответствии с типом металла. Холодная сварка представляет собой густую смесь, которую нужно равномерно распределить по дефекту. Аккуратное нанесение улучшает качество шва. Дожидаются высыхания состава, осматривают паяный радиатор.
Рекомендуем к прочтению Как паять полипропиленовые трубы
Сложность пайки алюминиевого радиатора
Сложность заключается в физико-химических свойствах этого материала. Все дело в том, что при нагревании на поверхности образуется оксидный слой.
Поверх него не получится качественно наложить припой, таким образом отремонтировав деталь. Первоначально нужно избавиться от этого слоя, после чего повысить текучесть самого припоя путем более сильного нагрева.
После этого необходимо предотвратить повторное возникновение слоя из оксида. Осуществить все эти этапы в условиях гаража или дома не получится, потому как деталь требует механической, профессиональной обработки при помощи специального оборудования.
Также особое внимание стоит обращать на флюсовые составы и припой. Их нужно подбирать с повышенным вниманием, потому как от них зависит качество итоговой пайки.
После того, как процесс ремонта будет завершен, герметичность системы необходимо проверить тем же способом, который применяется при диагностике и обнаружении трещин в детали.
Готовим флюс
Запаять радиатор охлаждения своими руками возможно только при наличии качественного флюса. Его придется готовить самостоятельно. И делать это лучше перед самым началом пайки. Итак, насыпаем в огнеупорную емкость 2 части обычной канифоли и 1 часть железных опилок. Опилки можно изготовить при помощи напильника с мелкими насечками, обрабатывая ним любую попавшуюся под руку железную заготовку. Полученную смесь разогреваем на огне, перемешиваем и даем остыть. Вот, в принципе и все. Флюс для алюминия готов.
Фото-инструкция, как запаять радиатор
Классификация систем охлаждения
Существуют несколько типов систем охлаждения двигателей:
Для работы воздушной системы используется поток наружного воздуха. Используется в моторизованном транспорте с двигателями небольшой мощности.
В жидкостной системе нагретый двигатель охлаждается специальным теплоносителем. Большинство двигателей современных автомобилей оборудованы такой системой охлаждения.
Комбинированная система объединяет работу жидкостной и воздушной систем. Используется для работы силовых установок большой мощности. Широко применяется на предприятиях энергетического комплекса.
Авто радиатор – ремонт и пайка
Авто радиатор – важная деталь безаварийного жизнеобеспечения автомобиля. Исправный авто радиатор гарантирует работоспособность двигателя и других рабочих узлов авто, не допуская их перегрева. Но, как и любые агрегаты, радиатор подвергается износу и нуждается в профилактике, ремонте либо замене.
Бачки радиатора часто получают механические повреждения во время движения или аварии. Если в радиатор заливается вода, а не антифриз, и водитель не слил её в морозную ночь, то возможен разрыв бачка или трубок радиатора вследствие её замерзания.
Охлаждающая жидкость в расширительном бачке контактирует с атмосферным воздухом, адсорбируя из него водяные пары и мелкую пыль, в результате чего на внутренней части радиатора скапливается осадок, туда же попадают загрязнения из охладительной системы двигателя.
Авто радиатор — ремонт и пайка
Если радиатор работает неэффективно, либо получил механические повреждения, возникает вопрос: каким образом лучше поступить в данном случае?
Замена радиатора. С точки зрения функционирования автомобиля – это, безусловно, наилучший вариант. А с точки зрения капиталовложений – самый дорогостоящий. Владельца иномарки с пробегом, приобретённой по умеренной цене, стоимость оригинального радиатора может неприятно поразить. К тому же его доставка иногда занимает от двух недель до месяца.
Если владелец авто всё же решился на покупку нового радиатора, лучше брать медный. Конечно, он тяжелее и стоит гораздо дороже, чем алюминиевый, но обладает большим ресурсом, лучшей ремонтопригодностью, меньше подвержен воздействию агрессивных сред.
Ремонт авто радиатора
В зависимости от степени повреждений восстановление радиатора занимает от одного дня до недели в особо тяжёлых случаях. И даже самый дорогостоящий ремонт всё равно обойдётся владельцу вполовину дешевле, чем покупка нового агрегата. Повреждённые бачки радиаторов обычно запаивают.
Медный авто радиатор запаять проще. Алюминиевые поддаются пайке с большим трудом. Качественную пайку лучше всё же выполнять в автомастерской, а не в домашних условиях.
Использование специальных герметиков, прекращающих течь изнутри, нежелательно. Они закупоривают не только пробоину, но и большинство функциональных отверстий, что в итоге приводит к необходимости дорогостоящей прочистки самого радиатора, всей охладительной системы двигателя и радиатора обогревателя салона.
Заменить повреждённый сердечник радиатора очень сложно. Сделать в домашних условиях это практически невозможно, и даже не каждая ремонтная автомастерская возьмётся за такой вид работ. Качественную замену сердечника или части повреждённых сот реально выполнить только в заводских условиях либо в специализированных автомастерских, владеющих соответствующей технологией и оборудованием.
Но если бачки радиатора целые, а сердечник всё же удалось заменить – это лучший выход, по рабочим качествам отремонтированный агрегат будет не хуже нового.
Чистка авто радиатора
Если по какой-либо причине авто радиатор забился кардинально, доверить его очистку лучше всего специалистам-ремонтникам. Для быстрой либо профилактической чистки существуют различные специальные очищающие химические составы. Они довольно качественно справляются со своей задачей, однако основным их компонентом является кислота, и под её воздействием резиновые прокладки постепенно приходят в негодность.
Авто радиатор — профилактика
Главным при обеспечении продолжительной и бесперебойной работы радиатора является использование качественных охлаждающих жидкостей. В радиаторе иномарки следует использовать оригинальные антифризы, рекомендованные производителями автомобиля. Да и в радиаторы отечественных машин необходимо заливать наиболее качественные тосолы, соответствующие условиям эксплуатации авто.
Да, фирменный антифриз стоит недёшево, и, чтобы получить от его использования максимальные эффект, полностью заменять охлаждающую жидкость в радиаторе надо в среднем каждые три тысячи километров пробега. Тосол в своём составе содержит специальные антивспенивающие добавки, присадки для обеспечения работы сальника помпы и другие полезные компоненты, но со временем антифриз постепенно теряет свои свойства, изменяется его цвет и прозрачность.
Строго говоря, периодическая чистка радиатора также входит в профилактические мероприятия во время его активной эксплуатации. Когда приходит время замены охлаждающей жидкости, её необходимо полностью слить из радиатора, после чего прочистить его специальным составом. Но, как упоминалось, кислота может повредить уплотнительные прокладки, поэтому бывалые автомобилисты поступают более простым и щадящим способом: используют для очистки радиатора дистиллированную воду.
Дистиллят эффективно растворяет все солевые отложения и накипь, скопившиеся на внутренних поверхностях авто радиатора, не повреждая его. Делается это, естественно, когда до заморозков ещё далеко. На дистилляте следует ездить не менее двух недель, периодически полностью его сливая и заменяя.
Очистку можно считать полной, когда в очередной раз слитая дистиллированная вода будет совершенно чистой. Если такой способ очистки покажется вам слишком простым, а на СТО будут настоятельно рекомендовать использовать специализированный химсостав, после этого всё равно промойте радиатор дистиллированной водой – это уменьшит негативное влияние кислоты на авто радиатор.
Не экономьте на качестве антифриза и вовремя его заменяйте, тогда необходимости ремонта радиатора попросту не возникнет, если только он не получит значительных механических повреждений. А снизу его вполне можно защитить дополнительным металлическим экраном.
Авто радиатор всегда должен быть чистым и целым!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях!
Кто-нибудь ремонтировал радиатор? | Стальные солдаты
Форд Механик
Активный член
Привет, у меня небольшая утечка охлаждающей жидкости из места пайки на верхнем ниппеле шланга радиатора. Кто-нибудь пробовал ремонтировать свои радиаторы самостоятельно? Я думал просто использовать JB Weld, чтобы повторно запечатать его, конечно, после частичного слива и очистки соединения. Как вы думаете, он будет правильно сцепляться с медью? Я использовал его раньше для ремонта пластиковых бачков радиатора на автомобилях, которые люди не хотели чинить, и они все еще держат. Или я должен просто купить припой для сантехники, одолжить пропановую горелку и попытаться перепаять ее таким образом?
Спасибо за совет.
надежный
Известный член
Любой способ должен работать, если вы сначала хорошо его очистите, при условии, что остальная часть радиатора в порядке. Сварка JB немного более щадящая, если у вас нет опыта пайки.
CGarbee
Известный член
Я выполнял сварочные работы JB Weld на радиаторе моего M35A2C 83 года в Абердине в том же месте, и он держался просто отлично . .. Грузовик был продан несколько лет назад, и у нынешнего владельца не было никаких проблем с радиатором. система охлаждения, о которой я знаю…
Я1904
Новый член
Сварка JB не принесет пользы, я был там и сделал это, это быстрое решение, чтобы получить вас на выходные, есть место, называемое компанией по пайке алюминия, они делают основной стержень, который вы можете сделать в своей машине, слив очистите охлаждающую жидкость водой и проволочной щеткой, все, что вам нужно, это газовая горелка, которую вы можете получить на домашнем складе, и стержень для пайки, нагрейте его в месте и добавьте стержень к треснутому участку, стержень плавится между 725 * и 800 * degreas, я использую это на внедорожниках и багги, и это отлично сработало для меня, номер места 951-845-0127, это в Калифорнии, но в руководстве по ценам указано, что это всего 35 долларов за 1 фунт удилища и 4,50 доллара за доставку, не так уж и плохо, удачи!
Роско
Активный член
Обычный припой – правильный способ исправить это. Чтобы припой держался, необходимо, чтобы соединение внахлестку было должным образом очищено и профлюсовано при нанесении припоя. В зависимости от типа и сплава конкретного припоя он плавится при температуре около 550*F, + или – 100*F. Пайка на радиаторе (в любом месте), особенно установленном, требует очень уникального набора навыков. Обычно оказывается, что при пайке/ремонте одного участка на радиаторе очень легко отпаивать соседние участки.
doghead
4 Star General/Moderator
Роско говорит правду.
Если бы вам пришлось просить, вы, вероятно, не добьетесь успеха.
Легко испортить больше, чем починить.
Я бы научился чему-то менее важному (например, мусорному радиатору)
Ремесленник
Известный участник
Думаю, я бы просто вытащил его и принес в
специализированный магазин для ремонта, промывки и обслуживания.
Быстрый поиск привлекла этих парней, я не знаю их из Адама …
[h = 1] Служба радиатора в Дареме [/h] Автомобильный ремонт · Автомобильные детали и аксессуары
|