Гуттенберг печатный станок: Как работает станок Гутенберга: легендарное изобретение

принцип работы, первая книга, вклад в историю

15.8к 0

Елена Сотникова

Печатный станок Иоганна Гутенберга появился в 1440 году, он был первым в мире. Изобретение существенно изменило книгопечатание, а его создатель стал одной из самых известных фигур в истории. При этом он не был изобретателем самого процесса книгопечатания. Известно, что впервые тексты начали печатать еще в шестом веке. Но именно он создал уникальный станок с подвижными литерами, чем существенно упростил процесс. Из этой статьи ты узнаешь интересные факты из биографии Гутенберга, каким было книгопечатание до его изобретения и каким стало после, что представлял собой станок, и почему его внедрение стало настолько значимым.

Из истории мы знаем, что изобретение печати книг происходило как минимум дважды. В первый раз это произошло в древнем Китае несколько столетий назад. Европейские исторические источники указывали на шестой век, азиатские — на десятый. Полноценный станок для печали разработали еще в 868 году, его назвали Алмазная сутра.

Он был способен на единичную печать страниц, в то время для этого использовали в основном бумагу. На приспособлении были созданы тысячи сутр, а также напечатаны работы Конфуция и его последователей. Человек с опытом за день мог напечатать в среднем две тысячи страниц с двух сторон.

Второй раз изобретение произошло в Европейской стране, и это стало настоящим прорывом. До этого использовали менее удобный способ — оттиск с реек из дерева.

Биография Гутенберга

По профессии он был ювелиром. До создания станка был неизвестен настолько, что в исторических сводках не сохранился даже год его рождения. Он был специалистом своего дела, выполнял шлифовку полудрагоценных камней, создавал зеркала, обучал начинающих ювелиров. Если он мог обучать, значит, имел звание мастера, но где он его получил — тоже неизвестно. Гутенберг занимался не только профессиональной деятельность, но и экспериментировал с печатанием книг. По неподтвержденный данным, прототип станка стоял у него в мастерской за пару лет до того, как про него узнал мир.

Печатный станок

Точный год выхода станка тоже неизвестен, но большинство историков сошлись на том, что это свершилось в 1440. Особенностью стали подвижные объемные буквы, их делали из металлов. Они были зеркально искаженными, а отпечатывались в своей привычной форме по принципу матрицы. Подвижность — это то, что сделало ювелира автором самого первого европейского шрифта наборного типа.

Приспособление было громоздким, оно прикреплялось к потолку помещения деревянными брусьями. Основу составлял тяжеленный пресс из металла, к нему прилагался рычаг. Снизу находился стол с идеально ровной поверхностью, его выдвигали из-под установки и возвращали обратно. Конструктивные сходства дали почву для предположения, что прототипом для первого печатного станка Гутенберга стал широко распространенный на тот момент винный пресс.

Особым образом изготавливались литеры:

  • на конце металлического прута была выгравирована буква в зеркальной матрице;
  • прут делал отпечаток буквы на размягченной меди;
  • данный отпечаток становился матрицей, которую отливали из свинца;
  • специальный желоб сделал процесс более технологичным, с одного края в него поступал жидкий свинец, с другого — вставлялась матрица;
  • когда желоб раскрывался, можно было извлечь литеру. Этот способ примечателен тем, что из одной матрицы можно получить неограниченное множество литер;
  • затем сборщик должен быть собрать буквы в макет, он выстраивал их правильным образом в специальной форме. На этой стадии получалось зеркальное отображение строчек;
  • на форму наносились типографская краска, после этого начиналась печать;
  • пресс переносил строчки с формы на бумагу или другой материал. На столе было возможно разложить разное количество страниц в зависимости от их размера. Максимально — 32 страницы.

У самого создателя не было денежных средств на создание типографии, поэтому он принял решение заключить партнерский договор с ростовщиком Иоганном Фустом. Партнер дал деньги на открытие и оплачивал ежемесячные расходы, однако, сотрудничество не стало успешным. Фуст не выплачивал дополнительных сумм, но в перспективе отсудил себе типографию, воспользовавшись тем, что партнер не смог оплатить оговоренные проценты. В дальнейшем типография принадлежала Фусту, из-за чего в Германии долгое время верили, что это был изобретателем приспособления.

Авторство приписывали и другим деятелям, но существуют достоверные исторические подтверждения того, что создателем был все-таки Гутенберг. Он лишился первого станка и создал другой, выпустил на нем несколько изданий.

Библия Гутенберга

Вышла из-под первого станка одной из первых, люди окрестили ее Библией Гутенберга. При работе над Библией станок и технология работы на нем были усовершенствованы:

  • красящее вещество, которое применялось на тот момент, было непригодным для передвижных металлических литер. Гутенберг создал собственный состав на основе свинца и меди. Его печать сохранила блеск и отчетливость до наших дней, хотя прошло несколько столетий;
  • увеличение количество строк. Изначально их было 40, но чтобы сэкономить количество было увеличено до 42. Для этого был уменьшен межстрочный интервал, Библию назвали 42-х строчной;
  • два цвета печати. По первоначальной технологии бумага проходила пресс дважды: сперва наносился основной текст черной краской, затем красной добавлялись нужные элементы. Так было выпущено несколько экземпляров, затем процесс изменился: создатель просто оставлял пустое пространство для буквиц и колонтитулов, позже добавлял их вручную.

Библия вышла тиражом около 180 штук, из них 45 — эксклюзивные, их печатали на пергаменте. Для работы над этим тиражом было отлито не менее сотни тысяч литер.

О значении изобретения

В следующие десятилетия после изобретения аналогичные машины появились в других европейских странах. Только в одной Германии к концу 15-ого столетия работало больше 50 типографий, а во всей Европе издали более 30 тысяч книг. Таким образом было положено начало новой эры книгопечатания.

Историки утверждают, что именно создание станка с подвижными литерами привело к эпохе Ренессанса. Книги стали доступнее, это способствовало росту грамотности. Мартин Лютер в 16 веке издал собственный перевод Библии тиражом в полмиллиона экземпляров.

Он хотел, чтобы каждый человек смог прочитать ее, подумать и сделать выводы.

Позднее появились первые печатные листовки, газеты, это стало отправной точкой для развития современных печатных СМИ. Стартом для такой глобальной индустрии стал именно печатный станок Иоганна Гутенберга. Вплоть до 18 столетия его использовали в неизменном виде. Затем спрос увеличился, нужно было делать больше тиражей, и это привело к необходимым обновлениям. Также были внедрены нововведения для удешевления процесса, и с тем пор книги стали на самом деле доступными.

7. Производство печатной продукции на разных этапах исторического развития. Гуттенберг.

-в Древней Месопотамии небольшие тексты с рисунками размножали с помощью штампов.

-В Китае с древних времен применяли печать с каменных плит, а в VIII в. н. э. была изобретена ксилография (печать осуществлялась при помощи деревянных клише).

-В 1050 г. китайский ремесленник Би Шен изобрел набор, состоящий из отдельных иероглифов. В XIII веке в Китае отливались металлические шрифты из олова, оттуда изобретение проникло в Корею.

-В XIII вв. Италии начинают работать первые граверы, резчики по металлу и дереву. В XV веке в ряде европейских стран распространяется печатание с деревянных и металлических досок игральных карт, картинок религиозного содержания и так называемых ксилографических книг. Однако такой способ тиражирования книг имел много недостатков. Изготовление деревянной доски требовало много сил и времени, исправить ошибки при печати было очень сложно, а доски быстро приходили в негодность.

Над изобретением удобного способа тиражирования трудились мастера одновременно в разных европейских странах. В середине XV в. немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг (ок.1399–1468) создал подвижные металлические литеры и печатный станок.

Иоганн Гутенберг родился в конце XIV века, в городе Майнце. Его семья принадлежала к древнему роду.

В 1434–1444 годах Иоганн Гутенберг жил в Страсбурге, занимаясь налаживанием книгопечатания.

Способ печатания книг с деревянных досок, на которых гравировались страницы рукописи был известен еще в IX веке на востоке (Китай, Тибет), в Европе этот метод назвали «

ксилография». Иоганн Гутенберг и его компаньоны начали изготавливать ксилографические книги, но Гутенберг решил гравировать не целую страницу, с которой можно сделать мало оттисков, а отдельные буквы. Из этих символов изобретатель и предложил складывать слова и строки.

Гутенберг придумал и сам способ изготовления шрифта: сначала на торце пуансона (металлического бруска) гравировали выпуклое обратное изображение буквы. Затем на мягкой медной пластине (матрице) выбивали букву, потом вставляли в нижнюю часть полой трубки. Через открытый верх в трубку заливали специальный сплав (позднее его назвали гартом). С помощью этого приспособления можно было сделать сколько угодно точных копий пуансона — литер. С помощью литер — буква за буквой, строка за строкой, набиралась книга.

Только когда Гутенбергу пошел пятый десяток, он смог изготовить нужное количество литер (первую наборную кассу) и сделать печатный станок. В организованной Иоганном Гутенбергом типографии он напечатал первые в Европе книги. На организацию производства Гутенберг потратил много денег, влез в долги и разорился. В 1468 году Иоганн Гутенберг умер.

Он начал книгопечатание в Майнце в 1439 г. Единственная сохранившаяся полная книга, выпущенная бесспорно Гуттенбергом — 36 строчная Библия (1457). Техническое мастерство Гуттенберга считается непревзойденным — его Библия является одной из красивейших книг, когда-либо напечатанных.

Европейские книги, изданные до 1501 г., называют инкунабулами (от латинского слова cunabula — колыбель). Украшения в них выполнены от руки, инициалы и заголовки — красной и синей краской. В целом по характеру своего оформления первопечатные книги напоминают рукописные.

Книгопечатание распространилось по Европе достаточно быстро: в 1468 г. печатный станок появился в Чехии, в 1469 г. — в Нидерландах, в 1470 г. — во Франции, в 1476 г. — в Англии и Польше.

Переход от рукописных книг к печатным совершался в течение достаточно длительного периода. После изобретения печатного станка напечатанные книги все еще переписывались от руки, особенно в том случае, если требовалась какая-то часть текста. Рукописные издания некоторых жанров, например поэзии, продолжали выпускаться в Западной Европе до XVII в.

В конце XV в. краковский первопечатник Швайпольт Фиоль положил начало печатанию славянских книг кириллическим алфавитом. В 1491 г. из типографии Фиоля вышло четыре книги, напечатанные кириллицей: Осьмогласник, Часословец, Триодь постная и Триодь цветная. Техника печати этих книг воспроизводит все особенности рукописных образцов. Они напечатаны в две краски (красной и черной), украшены заставками, узорными заглавиями и инициалами. Когда Фиоль был обвинен в гуситской ереси и привлечен к суду краковской инквизиции, часть выпущенных им книг была уничтожена. Подвергшись преследованиям, Фиоль переселился в Венгрию, где жил до смерти в 1525 г.

В начале XVI в. появляются первые печатные книги на русском языке, издателем которых был Франциск Георгий Скорина. Скорина родился в Полоцке, окончил в 1506 г. Краковский университет, несколько лет учился в университетах Европы. В 1516 г. он переехал в Прагу, где вскоре открыл типографию и начал издательскую деятельность. 6 августа 1517 года из типографии Скорина вышла славянская книга «Псалтырь», посвященная детям. Так было положено начало изданию целой серии книг. Скорина сделал и первый перевод Библии на белорусский язык. По качеству бумаги, шрифта, гравюр книги, выпущенные Скориной, не уступали венецианским изданиям XVI в. Текст был украшен многочисленными заставками и инициалами, снабжен гравированными миниатюрами. Пражские издания Скорины были распространены в Юго-Западной Руси. В 1525 г. Скорина переехал в Вильно, где им был издано первое печатное издание церковно-славянского «Апостола», а также, без обозначения года, — «Малая подорожная книжица» — молитвенник для мирян. После этого, по-видимому, его издательская деятельность прекратилась.

В 1553 г. Иоанн IV приказал строить в Москве особый дом для типографии; но последняя была открыта только в 1563 г.; когда в ней и начали работать первые русские печатники Иван Федоров и Петр Мстиславец. Через два года ими было окончено печатание «Апостола». Тотчас же по выходе «Апостола» начались гонения со стороны переписчиков на печатников, и Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были бежать в Литву, где их радушно принял гетман Хоткевич, который в своем имении Заблудове основал типографию.

Первой книгой, отпечатанной в Заблудовской типографии с помощью Ивана Федорова и Петра Мстиславца, было «Учительное евангелие» (1568). Любя свое дело, Иван Федоров, с целью продолжения его, переселился во Львов и здесь, в основанной им типографии, напечатал второе издание «Апостола» (1574). Через несколько лет его пригласил к себе князь Константин Острожский в г. Острог, где он напечатал, по поручению князя, знаменитую «Острожскую Библию», первую полную Библию на славяно-русском языке. Вскоре после этого «друкарь Москвитин» скончался в предместье г. Львова, в страшной нищете (дек. 1583).

Затем была бурный рост промышленности в XVIII–XIX веках, появление первых газет, изобретения строкоотливной машины (линотипа), который многие десятилетия обеспечивал производство печатной продукции во всем мире.

Научно-технический прогресс всегда коренным образом влиял на развитие производства газет. Так, применение с 1814 г. парового пресса позволило увеличить в четыре раза количество выпускаемых за час экземпляров. В 1884 г. О. Мергенталер изобрел линотип, в котором были соединены набор, выключка (изменение пробелов) строк, их отливка и разбор матриц. В 1897 г. Т. Лэнстон сконструировал монотип — наборную строкоотливную машину, управляемую от перфоленты (спустя 80 лет на принципе перфоленты были созданы знаменитые станки с ЧПУ — числовым программным управлением). В 1906 г. профессор Артур Корн впервые передал по фототелеграфу фотографию германского кронпринца, что привело впоследствии к созданию факсов — факсимильных аппаратов, позволяющих передавать газетные страницы для печати за тысячи километров от редакции. Еще в 1922 г. в одной из английских фирм была разработана фотонаборная машина, но патент на это изобретение купила крупнейшая линотипная корпорация «Лайнотайп» и спрятала под сукно, чтобы избавиться от грозного соперника их продукции. Тем не менее, фотонаборная техника за рубежом начала внедряться: в 50-е годы появилась механическая технология, в начале 60-х — оптико-механическая, а в конце того же десятилетия — электронная технология. В начале семидесятых две трети полиграфических предприятий США уже использовали фотонабор. В конце 70-х пришел черед лазерной технологии в фотонаборе.

Как машина Гутенберга произвела революцию в печати

Поиск

Главная страница Печать Как печатный станок Гутенберга произвел революцию в печати

Последнее обновление: 12 ноября 2021 г. , 16:02

Еще в 15 веке печатная машина Гутенберга произвела революцию в мире печати. Печатный станок позволил массово производить однородную печатную продукцию, такую ​​как книги, газеты, брошюры и многое другое. Хотя этот метод возник в Китае, только когда Иоганн Гутенберг и его изобретение пресса Гутенберга вышли на сцену, он действительно стал популярным в Европе. Давайте углубимся в это изобретение и в то, почему оно так важно для общества.

Что такое пресс Гутенберга?

Созданная по образцу конструкции, состоящей из винтовых прессов, одна печатная машина могла производить до 3600 страниц за рабочий день. Чтобы представить это в перспективе, ручная печать производила около сорока страниц за рабочий день. Пресс Гутенберга был машиной, которая позволяла переносить текст и изображения на бумагу или другие носители с помощью чернил. Длинная ручка использовалась для поворота тяжелого деревянного винта, который оказывал давление вниз на бумагу, наложенную на шрифт, установленный на деревянной пластине.

Почему пресс Гутенберга так важен?

Пресса Гутенберга произвела неизгладимое впечатление на общество и значительно улучшила способ производства книг. Это изобретение позволило печатать книги своевременно и недорого. Представьте, если бы нам по-прежнему приходилось писать целые книги вручную? Расскажите о запястном туннеле. Мало того, что это заняло бы вечность, это стоило бы совсем немного, чтобы заставить кого-то сделать это. Первой крупномасштабной печатью, выполненной с помощью печатного станка Гутенберга, был набор из 200 иллюстрированных латинских библий в 1455 году. На это ушло примерно 3 года. Каждая копия была предварительно продана еще до того, как была установлена ​​последняя страница. К 1500 году в обращение поступило не менее полумиллиона книг. Эти книги варьировались от рассказа Колумба о Новом Свете до классических греческих текстов.

Движение Возрождения

Печатный станок Гутенберга сыграл неотъемлемую роль в движении Возрождения, помогая Европе выйти из Средневековья и еще больше ускорив прогресс человечества. Доступ к учебным материалам теперь открывался не только для высшего класса, поскольку становилось доступно все больше и больше печатных книг по более низкой цене. Главный проект эпохи Возрождения заключался в том, чтобы найти и переиздать давно утерянные произведения таких людей, как Платон и Аристотель. В поиски этих работ было вложено совсем немного времени и денег. Пресс Гутенберга смог помочь ускорить процесс публикации этих текстов способом, который был невозможен до его изобретения. Хотя печатный станок не положил начало эпохе Возрождения, он, безусловно, помог ускорить повторное открытие и обмен знаниями.

Научная революция

Фрэнсис Бэкон, английский философ, писал в 1620 году, что тремя изобретениями, навсегда изменившими мир, были порох, морской компас и печатный станок. В течение долгого времени рукописные копии научных данных было трудно и дорого достать, а также они были подвержены человеческим ошибкам. Печатный станок Гутенберга позволил опубликовать эти научные открытия и поделиться ими со значительно более широкой аудиторией, чем когда-либо прежде.

Цензура

До печатного станка цензура была относительно простой. Все, что кому-то нужно было сделать, это убить «еретика» и уничтожить все его записи, которых, вероятно, было немного. Как только печатный станок Гутенберга появился на сцене, цензуру стало значительно труднее применять. Уничтожить все копии опасной идеи было не так просто, так как в обращении их было гораздо больше. Чем якобы опаснее была книга, тем больше она была востребована. Каждый раз, когда Церковь публиковала список запрещенных книг, книготорговцы знали, что им нужно будет напечатать дальше. Книги из этого списка.

Промышленная революция

Хотя промышленная революция началась только в середине 18-го века, печатный станок приписал миру идею о том, что машины «воруют рабочие места» у людей. Писцы пользовались большим спросом до изобретения печатной машины Гутенберга, поскольку букмекеры нанимали десятки из них для копирования рукописей вручную. Печатный станок по существу сделал их устаревшими. С другой стороны, возросший спрос на печатные материалы привел к созданию совершенно новой индустрии печатников, обычных книготорговцев и уличных торговцев. Одним из конкретных людей, который начал свою карьеру в качестве ученика печатника, был Бенджамин Франклин.

Печать в 21 веке

Хотя пресс Гутенберга оставался неизменным в течение многих лет после его изобретения, мир печати с тех пор значительно изменился и развился. Мало того, что материалы можно печатать в еще большем и быстром масштабе, чем когда-либо прежде, люди могут сами печатать, не выходя из дома.

Изобретение пресса Гутенберга произвело неизгладимое впечатление на мир, учитывая, что оно упоминается в текстах по истории и о нем до сих пор говорят. Позволив массовому производству письменного текста более быстрыми темпами и с меньшими затратами, это изобретение сыграло важную роль в распространении знаний и эволюции человечества. Предоставив доступ к учебным материалам гражданам, кроме самых богатых из богатых, знания можно было передавать и распространять гораздо более быстрыми темпами.

  • Покупайте буклеты для брошюр в Printivity
  • Покупайте папки по Printivity
  • Покупайте открытки по Printivity

Покупайте на Printivity.com сейчас

Джеки Влахос

http://www.printivity.com

Джеки Влахос — фотограф, блоггер и маркетолог, обожающий рассказывать истории. Она написала контент для различных веб-сайтов и блогов и является экспертом в области дизайна, маркетинга и всего, что между ними. Когда она не занята написанием, вы можете увидеть, как она жонглирует камерой в одной руке и чашкой кофе в другой.

Магазин Printivity.com
Информационный бюллетень Printivity Insights

1456 Гутенберг выпускает первую печатную Библию

В ПРОШЛОМ ГОДУ ВИДЕЛ ЛЮБОПЫТНЫЙ ПРЕДМЕТ: всю Библию на портативном компьютере. Технологическое чудо может мгновенно искать главы и стихи и проецировать их на экран, избавляя читателя от необходимости листать страницы. Однако заменит ли это изобретение печатные Библии или нет, оно меркнет перед технологическим прорывом немецкого печатника более пятисот лет назад. В самом деле, трудно представить себе современную церковь или мир без массовых печатных страниц, которые он сделал возможным.

В поисках эффективной печати

Христианство, вслед за иудаизмом, всегда было религией Книги. На протяжении веков писцы посвятили себя переписыванию Священного Писания от руки — в основном на папирусе или пергаменте из шкур животных. С появлением монастырей копирование Священного Писания стало занятием для некоторых монахов. Но это был настоящий труд. Мысль о том, что Библия может быть у каждого верующего или семьи, была немыслима.

В 1440-х годах немец Иоганн Гутенберг начал экспериментировать с новыми, загадочными способами печати. Как и многие другие европейцы, все искали более быстрый и дешевый способ выпускать книги. Обычно, если европейцы не писали от руки, они использовали ручные штампы или гравюры на дереве — улучшение, но все же мучительно медленное. А методы печати, применявшиеся на Востоке, в первую очередь ксилография, в Европе были неизвестны.

У Гутенберга было преимущество: он умел гравировать и обрабатывать металл. Живя в Страсбурге, Гутенберг усовершенствовал несколько уникальных идей: ручную форму, которую можно было приспособить для точного отливки любой буквы в больших количествах; прочный сплав олова, который плавился и затвердевал быстро и без деформации; чернила на масляной основе; и модифицированный печатный станок. Примерно к 1440 году он собрал необходимые компоненты для массовой печати, но если он что-то и напечатал в Страсбурге, то оно не сохранилось.

К 1448 году Гутенберг вернулся в свой родной город Майнц и занял деньги для своего типографского бизнеса. Он не смог выплатить значительные ссуды, и в 1455 году его кредитор и партнер лишили права выкупа, завладев шрифтами Гутенберга для двух текущих проектов: Библии, напечатанной сорока двумя строками на странице, и псалтири. Таким образом, не сохранилось ни одного печатного материала, носящего имя Гутенберга. Нет ни его подлинного портрета, ни копии его автографа.

Знаменитая 42-строчная Библия

К августу следующего года, однако, копия 42-строчной Библии Гутенберга, в частности, латинского перевода Иеронима, Вульгаты, была завершена. Библия, напечатанная одновременно на шести типографиях, была ошеломляющей. (См. иллюстрацию в «От редактора».) Некоторые коллекционеры говорят, что эта первая печатная книга также является самой красивой из когда-либо напечатанных, и они платят поразительные суммы за сорок или пятьдесят сохранившихся экземпляров оригинальных двухсот экземпляров. Шрифт Гутенберга не был похож на наш; скорее, он напоминал богато украшенные рукописные буквы, которые писцы использовали веками. Каждая глава начиналась с большого иллюминированного инициала. Позже, в интересах экономии, были разработаны более простые шрифты — их легче набирать, легче читать, но они менее красивы.

Методы Гутенберга оставались охраняемой коммерческой тайной в Майнце, но ненадолго. Ко времени рождения Мартина Лютера в 1483 году в каждой крупной европейской стране была хотя бы одна типография. В течение пятидесяти лет после первой Библии Гутенберга было выпущено больше экземпляров книг, чем за несколько предыдущих столетий вместе взятых.

Революция и Реформация

Новый процесс Гутенберга вызвал революцию в обществе и церкви. Книги теперь можно было производить в количествах и по ценам, которые делали их доступными для многих людей, а не только для ученых и монахов. Возникший в результате взрыв знаний продолжает ускоряться и в наши дни.

В церкви протестантская Реформация была бы невозможна в эпоху до Гутенберга. (Действительно, Реформация в каком-то смысле превратилась в войну книг, где каждая сторона указывала на ошибки другой.) Все, что реформаторы говорили о священстве всех верующих, коренилось в предположении, что люди могут иметь доступ к Библии. на своем языке. Таким образом, Лютер и другие реформаторы работали над переводом Священного Писания, чтобы ни один священник, папа или совет не должны были стоять между пахарем и Словом Божьим.

Главной печатаемой книгой была Библия, распространяющая христианское учение. Чем больше печаталось, тем больше людей становилось читателями, а читатели требовали больше книг, тем самым распространяя грамотность. И даже для неграмотных Библия стала более доступной, потому что пастор мог читать и проповедовать по Библии, которая была более доступна.

Христианство, религия Книги, по-новому становилось всеобщим. Религия не должна заканчиваться у дверей церкви; благодаря наличию Библии каждое домашнее хозяйство могло стать тренировочной площадкой для веры. CH

By

[Christian History впервые опубликовала эту статью в выпуске Christian History #28 в 1990 году]

Следующие статьи

1517 Лютер публикует 95 тезисов

Безвестный монах вызвал дебаты по насущной церковной проблеме и положил начало революционному движению за реформы.

Эрик В.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *