Как делают топоры? | Своими руками
Содержание ✓
- ✓ Топоры необычных конструкций
- ✓ Ковать в желтом огне
- ✓ Все зависит от качества кузнечной сварки
- ✓ Сталь для супертвердого лезвия топора
- ✓ Закалка металла
- ✓ ВИДЫ ТОПОРОВ – КАКИЕ БЫВАЮТ, ЗАЧЕМ ПРИМЕНЯЮТСЯ И КАК ИХ ДЕЛАТЬ – СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ
- ✓ КАК ДЕЛАЮТ ТОПОРЫ – ВИДЕО
Большинству народов известно кузнечное ремесло, и почти каждый знаком с изделиями кузнецов — будь то топор с идеальным балансом или стамеска, превосходно держащая режущую кромку. Кузнец был центральной фигурой среди ремесленников в XVII-XIX веках, изготовляя и колесные диски для повозок и разные инструменты — то есть человеком, работающим с металлом в самом широком смысле.
Кузнецы Николай Кожин и Евгений Мирчук исполняют эту роль в наши дни. Их работа ничем не отличается от кузнечного ремесла, бытовавшего на протяжении столетий. Но возможно, никакой из их навыков не сравнится с тем мастерством, которое они проявляют при огненном рождении топора. К тому же теперь в их кузнице появился пневмомолот, который позволяет ускорить ковку.
Топоры необычных конструкций
ВСЕ ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ >>>
Железная руда, добытая в шахтах, сначала перевозится поездом на металлургический завод для очистки и переплавки, а затем в виде увесистых брусков железа прибывает в кузницу для дальнейших превращений. Кузнец начинает с того, что мыльным камнем обводит на бруске ту область, которая будет расковываться и утончаться, пока не образует проушину топора. Дизайн такого топора не результат случайных фантазий.
Он опирается на определенную форму XVIII века с изящным обухом и широкими бородками, обрамляющими с обеих сторон проушину. Бородки укрепляют топорище, предотвращая его разбалтывание тз стороны в сторону, но не лишая его гибкости.
Ковать в желтом огне
Размеченный железный брусок отправляется в раскаленные угли, в самый центр жаркого потока воздуха, создаваемого мехами. Кузнец регулирует скорость поддува, добиваясь того, чтобы пламя приобрело устойчивый ярко-желтый оттенок, затем выбирает одни из более чем дюжины клещей разных форм и размеров. Благодаря огромному рычагу щипцов ему удается держать пылающее железо одной рукой.
Клещами кузнец берет раскаленное докрасна железо из огня и помещает его на наковальню. Затем, с помощью молота он утончает и расковывает заготовку в виде длинной узкой полосы, после чего согнет ее вдвое, но не давая ее сторонам соприкасаться друг с другом. Эта непро-кованная складка впоследствии и образует проушину.
Для ускорения работы кузнец привлекает помощника, который именуется «подручный-молотобоец», — тот с большой силой ударом тяжелой кувалды повторяет указывающий и направляющий удар молотка кузнеца. Молоток-ручник — основной инструмент кузнеца для более точной и тонкой работы, с помощью которого он кует небольшие изделия или управляет процессом ковки с молотобойцами.
Вскоре заново раскаленное железо вновь на наковальне. На этот раз в дело идет рихтовочный молоток — им придается нужная форма топору. Этот инструмент предназначен для более точной работы, чем предыдущий молот с его размашистыми ударами. Помощник по-прежнему бьет кувалдой, но уже не по заготовке, а по рихтовочному молотку, установленному кузнецом в то или иное нужное место.
Изготовление головы топора начинается с длинной железной заготовки, которую кузнец постепенно складывает пополам одновременно придавая ей нужную форму.
Приставил. Ударил. Приставил. Ударил.
Работа идет, пока длинная и узкая полоса заготовки не приобретет вид бабочки, тонко прокованная середина которой превратится в проушину, а широкие концы — в стороны топора, плотно охватывающие лезвие.
Все зависит от качества кузнечной сварки
Там, где только что было желтое пламя, сформировавшее железную заготовку, теперь более горячий, белый огонь — для сварки. Но такой жар вызывает формирование поверхностных оксидов — серой слоистой окалины, которая, по небрежению кузнеца, может оказаться «запечатанной» внутрь места соединения сторон заготовки и тем самым не дать им образовать прочную связь между собой.
Для того, чтобы избежать наращивания оксидов на железе, кузнец покрывает его стекловидным слоем расплавленного флюса (смесью кварцевого песка с бурой, плавящимися при контакте с раскаленным железом).’Когда он соединяет две поверхности вместе с помощью кувалды, расплавленный флюс вытесняется наружу из стыка, позволяя крыльям проушины соединиться вместе и сплавиться. Удары по сложенной заготовке выбивают брызги флюса, похожие на сверкающий фейерверк. Начинает формироваться кромка полотна, в которую будет при помощи той же кузнечной сварки вварено острое лезвие.
Читайте также: Как насадить топор
Сталь для супертвердого лезвия топора
Железо головы топора получается вязким и твердым, но при этом слишком мягким, чтобы из него получилась хорошая режущая кромка. Поэтому кузнецу предстоит вставить и вковать в топор полоску лезвия из инструментальной углеродистой стали.
На специальном месте наковальни кузнец раздвигает пока еще не до конца прокованное и сваренное полотно топора на достаточное расстояние, чтобы в него можно было вставить стальное лезвие. Затем на внутренние поверхности он наносит напильником насечку для лучшего схватывания со сталью. Вставив лезвие, кузнец кладет топор в огонь и вновь медленно доводит до сварочной температуры. По достижении белого огня топор переносится из кузнечного горна на наковальню и лезвие заковывается между двумя слоями полотна. Тут следует работать быстрыми, мощными ударами, пока металл не остыл.
Кузнец компании «Рубанков» и фабрики «Петроградъ» — Евгений Игоревич Мирчук.
Закалка металла
При закалке кузнец может контролировать твердость лезвия, доводя режущую кромку головы топора до вишнево-красного свечения, а затем вынимая его из огня и погружая в ванну с соляным раствором. Резкое охлаждение приводит к тому, что сталь приобретает крупную кристаллическую структуру и становится настолько твердой и хрупкой, что ее не будет брать напильник. Но такая хрупкость чрезмерна для использования топора по назначению. Задача кузнеца — найти нужную степень отпуска. Осторожно разогревая и медленно охлаждая топор со стальным лезвием, кузнец может изменять молекулярную структуру материала.
Мастер выполняет эту задачу, используя остаточное тепло в незакаленной голове топора. Еще раз вынув топор из горна, он погружает в раствор лишь кромку с лезвием. Как только свечение жара на ней гаснет, топор вытаскивается из воды. Наскоро отполировав часть лезвия песчаником, кузнец может наблюдать за изменением цвета поверхности, указывающим на повышение температуры отдаваемого тепла.
Сначала появляется желтый цвет, плавно переходящий в коричневый. Когда коричневый становится слегка окрашенным в фиолетовые оттенки, топор закаливается опять. В результате получается лезвие, держащее бритвенно-острую заточку, позволяющую легко рубить сухие дубовые сучки остается лишь отполировать топор до блеска. Оснащенный вырезанной вручную рукоятью, этот топор теперь готов всерьез приняться за дело.
ВИДЫ ТОПОРОВ – КАКИЕ БЫВАЮТ, ЗАЧЕМ ПРИМЕНЯЮТСЯ И КАК ИХ ДЕЛАТЬ – СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ
ФИНСКИЕ ТОПОРЫ
© Автор: Артем Тищенко
Интересный факт. Традиционные формы финских топоров несут свои корни из… Швеции. В 1641 году шведы основали в Финляндии, в местечке Билл-нас (Billnas), завод по производству стали, а в 1649 году был открыт еще один сталелитейный завод в Фискарс (Fiskars). Железо было остро необходимо для производства оружия активно развивающейся и непрерывно воюющей Шведской империи.
После изгнания шведов из Финляндии Биллнас стал кузницей русского оружия – пик его производства для русской армии пришёлся на начало XX века и Первую мировую войну. Тогда было выпущено огромное количество шанцевого инструмента, офицерских кортиков и, разумеется, топоров. После отделения Финляндии от России в 1917 году рынок сбыта заводов, в частности в Биллнасе, значительно сократился, но при этом общеизвестный и доступный в сети каталог фирмы Billnas Bruk 1928 года насчитывает порядка шестидесяти моделей топоров и восемьдесят две страницы различного инструмента! В данном каталоге представлены как традиционные финские топоры с длинными всадами, так называемыми стаканами, так и множество региональных моделей: несколько разновидностей русского типа (московский, петербургский, архангельский…), американские модели, карельский, готландский виды и другие.
Другой известнейший производитель топоров в Финляндии – это завод Mariefors Bruk, расположенный в местечке Келлокоски (Kellokoski) – позднее клеймо на изделиях Mariefors Bruk заменили на Kellokoski. Встречаются и совсем мелкие производители, которые в качестве клейма ставили название местности, где топор производился.
В настоящее время классические финские топоры (модель Kemi в основном) завоёвывают всё большую популярность среди туристов, рыбаков, охотников и мастеров, занимающихся ручной обработкой дерева. Да, необычная для России колунообразная форма лопасти, длинный всад (стакан), широкий на входе и сужающийся на выходе, несколько отпугивают и даже веселят обывателя, но данная форма и её функциональность проверены веками! Длинный всад на топорах распространился со Средних веков из Западной Европы и Швеции. Данная конструкция всада защищала рукоять топора от повреждений и обеспечивала прочность насадки благодаря увеличению площади контакта дерева и металла.
К примеру, заготовка древесины в Финляндии начинается в январе: работа в сильные морозы обусловлена свойствами древесины, которая «высыхает», сжимается и становится хрупкой и ломкой – эти обстоятельства выдвигают ряд требований к топору. В таких условиях топорище в узком всаде расшатается или сломается значительно быстрее. Длинный стакан увеличивает прочность инструмента и лучше удерживает голову топора. Также важна закалка режущей кромки лопасти, она не должна быть чрезмерно перекалена – это, конечно, обеспечит более длительное удержание остроты, но и добавит хрупкости, что недопустимо при работе с замороженным деревом. Совсем недавно мои коллеги, также увлеченные топорами, проводили замеры твердости режущей кромки финских топоров, она составила от 45 до 53 единиц по шкале Роквэла.
Также стоит упомянуть карельский тип, который имеет как отщип под лопастью, так и удлиненный к низу обух, что также защищает топорище и увеличивает площадь контакта дерева с металлом.
Необходимо заметить, что размеры топоров до XIX века были небольшие. Затем, после изобретения современной технологии изготовления стали и смены оборудования у крупных производителей, увеличились размеры и количество производимых топоров.
Топорище
Топорище для традиционного финского топора модели Кеми имеет весьма характерную форму, не самую простую в изготовлении.
Чаще всего для изготовления использовалась берёза. Для стандартной линейки модели №12 (12.1, 12.2, 12.3) – их вес, согласно каталогу 1928 года, колеблется от 1600 граммов у 12.1 до ноо граммов у 12.3 – использовались топорища длиной от 45 до 70 см, для колуна на ю см длиннее. Длина топорища зависела от габаритов оператора инструмента и задач, которые необходимо выполнять. Так, например, для валки деревьев рукоять должна быть длинной, а для более точной столярной работы -значительно короче. Рукоять должна быть довольно плоской, яйцеобразной формы в сечении и сужаться к нижнему краю, иметь нисходящий изгиб и заканчиваться широким закругленным «грибом» для лучшего удержания топора. Основной способ выбора длины рукояти был описан Маркусом Ле-полой (этнолог, сотрудник музея Abo Akademi в городе Турку) «…стоя, упереть передний кончик топорища в пол возле себя. Задний кончик при этом должен касаться второго сустава среднего пальца свободно опущенной руки. Конец топорища колуна должен касаться ладони опущенной руки…»
Рукояти из более твёрдых пород древесины финны не оценили: так, изделия из знаменитой древесины американского ореха гикори, менее гибкого, чем берёза, при работе давали ощутимую отдачу в руки рубщика, а также имели свойство раскалываться вдоль волокон в условиях низких температур.
Для более прочного сцепления топорища с головой топора нередко использовались дополнительные средства. Например, на место посадки головы добавлялись смола и береста, дополнительные клинья или производилось кипячение в воде насаживаемого конца топорища перед насадкой. После подобной процедуры древесина хоть и набирает некое количество влаги, но за счет размягчения в кипятке насадка становится значительно плотнее.
Но! Не перестаю утверждать, и так было всегда и везде: топорище – дело строго индивидуальное и делается «под себя»! И топорище – это расходник! Если мастер, насадивший вам топор, будет утверждать, что это навечно, не верьте! Слишком много факторов влияют на долговечность насадки топора – это и условия работы, и условия хранения, и качество древесины. Вспоминая известную статью М. Леполы: «…грубые и кривые рукояти часто высмеивались, как «топоронесущая деревяшка». Мужчина, который целый день возился с изготовлением одного топорища, также высмеивался, как «бестолковый».
ЧТО ТАКОЕ УШКУЙНЫЕ ТОПОРЫ ?
ТОПОР-УШКУЙ© Автор:Андрей Ванкевич
Топорик-выкопенъ, о котором пойдет речь в данной статье, мы нашли под Казанью. Был он весь в корке ржи и переплетённых корешках.
При восстановлении пришлось немного укоротить лезвие — вылезло порядком каверн, в том числе и немаленьких. Но не беда, голова оделась на рукоять, и пошёл топорик бродить по дубравам да лесам в ожидании своего главного часа. А главный час настал по прибытии в городище, то бишь в Ушкуй, на зимовку 2020 года
Топор с честью выдержал небольшой экзамен в виде колки пары кубов дров и был признан полностью годным к работе по долбежке самого ушкуя. Напомним, что в процессе воссоздания исторического судна необходимо было выдолбить его корпус из цельного ствола дерева. У ствола попадались «сучки» толщиною в руку, влажные, комлевые, дубовые. Их и бензопилой не сразу-то возьмёшь. Тесла и топоры, как правило, просто отпружинивали. А вот «Грозный» (потому что Казань брал) с сучками справлялся, хоть и был небольшой по сравнению с другим инструментом. По ходу рубки с ним случилась травма – вернулся он ко мне уже почерневший изрядно и с представительным сколом. Ещё бы, после стольких лет в земле, да и в кайзеровский дуб! Печали сильной не было, ожидаемый эффект в общем-то. Но! Впечатление осталось, и как-то само собой сложилось общее мнение, что вот такой топорик надо бы иметь в ушкуйном хозяйстве, ибо это Инструмент.
Прежде чем продолжить прямую линию истории, нужно упомянуть про важное сопутствующее. «Ушкуй» – парк исторический, сердцевина его времени – XIIвек. Работы по строительству городища и прилегающего хозяйства проводятся преимущественно в исторически достоверной технике. По возможности. Случается, что времени маловато,
тогда некоторые трудоёмкие и некритичные операции механизируются с помощью современных инструментов. Например, бензопил при поперечной распиловке бревен. Также наличествует всевозможный «промежуточный» арсенал: предметы древние по меркам современности, но не существовавшие во времена Новгородской республики. Это топоры, молотки, скобели XVIII-XX века рождения или старше. К чему подвожу? Отличия технологий разных эпох, со всеми вытекающими особенностями изготовления и методов применения инструмента, современным ушкуйникам в прямом смысле слова натерли ладони. Задумав завести в городище какой-то новый «старый» инструмент, вопрос про реплику/копию/стилизацию поднимается всерьёз. Не всякий мастер нынче возьмётся изготовить полноценную реплику, соблюдая многочисленные нюансы, заложенные в оригинальном предмете.
Есть ещё одна группа инструментов. Это продукция современных мастеров и компаний. Более года на постройке лодки трудятся топоры, тесла и скобели партнера проекта – питерской компании «Петроградъ». Отличный, ладно сделанный серийно производимый профессиональный инструмент со своим собственным характером. В городище он попал в том числе для проверки «живучести» в условиях постоянной работы на открытом воздухе, контакта с водой, песком, умелыми и неумелыми операторами при выполнении различных работ. Со временем у каждого предмета появились свои поклонники, предпочитающие конкретный инструмент для конкретных работ.
Почему же творческий коллектив Ушкуя выделил среди всего многообразия – в работе использовались также инструменты производства многих европейских стран, в том числе Германии, Франции, Финляндии, Швеции – колунковый топор, предположительно XV-XVIвеков? Скорее всего потому, что, кроме полной пригодности к сложной рубке, колунковый топор такого вида характерен в основном для наших мест. Похожий типаж не часто встречается в Западной Европе, что-то похожее можно увидеть лишь в Северной Америке. В России такой топор производился традиционно (не индустриально) до начала XX века. У него нет какого-то отдельного научного названия, насколько мне известно. В топорином сообществе же он прозван «мангазейским» за то, что имеет ряд схожих характерных особенностей с находками, сделанными в первом заполярном городе.
«Мангазеев» на зимовке было двое. Второй был выразительно породистей: более широкий, с мощным отщипом и происхождением из-под Екатеринбурга (случайность или первая подсказка судьбы?). Приехал он на гибридной ручке с заметным шведским следом. Однако и он пал жертвой времени и дуба – словил крепкую щепу в расслоение крицы. На том дубе вообще многое ломалось
Чаще всего такой топор изготавливался книжкой. То естьтвердый боёк, формирующий рабочую часть лезвия, размещался в обкладках из более мягкого и дешевого железа. Всад обычно призматической формы со скруглёнными уголками и с сужением в верхней части. Обух не усилен, активная ударная работа им не предполагалась. Все особенности «мангазея» исходят от современных ему технологий производства, а также доступных в то время материалов.
Перед тем как приступить непосредственно к изготовлению топора, нужно было решить ряд вопросов: нужен технологичный аналог, или копии формы с типовыми метками будет достаточно, нужен ли ударный обух, какой размер/вес головы будет удобнее всего в городище? И всякое-всякое-всякое вдогонку, что не узнаешь, пока не опробуешь.
Затем прошли первые обсуждения с производителями. Интерес выразили не все. Те, кто согласился, рассказали о своих возможностях и невозможностях. Затея начала обрастать «мясом», наброски – превращаться в технические рисунки.
Что же было в технических набросках?
Клин с углом схождения в 13-15 градусов, по аналогии с усредненной формой исторических «ко-лунков». Общая высота около 165 и ширина юо миллиметров взяты от размеров «казанца». Помня великолепный результат работы по суковатой дубовой древесине, конфигурация для рубки предполагалась довольно закрытая, чтобы усилить про-бивающе-раскалывающее действие инструмента.
Запас металла на лезе подразумевал, что со временем лишнее от носика уйдет естественным образом, сформировав стабильную геометрию при типическом древке. Отщип, которого не было в нашем «Грозном» оригинале, оказался спорным технологическим узлом. При прошивном формировании проушины он напрашивался. При этом сама же проушина намечалась специфической формы и требовала изготовления специального прошивня. Если отщип делать, то разумно его сразу делать с учетом габаритов будущего топорища и такой длины, чтобы обеспечить первичную защиту древка. Однако у канонических «мангазеев» отщип, как правило, коротенький и смотрящий вперед, а то и вовсе завернут поросячьим хвостиком. Налицо уход от канонов.
Другой вариант – делать отков «книжкой». Это удобно для изготовления единичных экземпляров частным мастером. Для современного же производства с его механизированными операциями пришлось бы вносить изменения в налаженный рабочий процесс.
Получался длинный топоро-проект. Головы предполагались разные, минимум 2-х типов с отличиями в размере и профиле лопасти, форме РК, углах, топорище: лесной универсал и хуторянин-плотник. В процессе работы хотелось менять топорища, чтобы подобрать наиболее подходящее для целевой деятельности. Лезе задано около сантиметра на сколы/уточки, технологические изменения.
С ребятами из уральской мануфактуры «Аника» обсуждение затеи ушкуйного топора практически сразу перешло из стадии разговоров в металл. Они моментально уловили суть замысла, добавили в него свои бесценные знания, мастерство и страсть. Вот, пару дней тому обменялись соображениями и набросками, а уже вечером мастер Виталик демонстрирует малиновым светом сияющий отков. Конечно, под него не изготавливалась специальная оснастка, это всё будет впереди. Голова заметно отличалась от наших набросков и была изготовлена по прошивной технологии. В качестве материала использовалась сталь марки ШХ15.
Назначение у первого топорища было одно: проба характерной формы под свою задачу. В приоритете стояла возможность вырубания плотных скоплений древесных волокон, что так здорово выходило у прототипа, «Грозного». Он справлялся с вязкими и твердыми сучками за счёт своей геометрии и высокого пробивного действия носика. Аниковский «ушкуй» первого выпуска значительно отличался от задуманного изначально инструмента. Он был ниже и шире, выступающий носик отсутствовал, проушина отстояла от обуха дальше, да и сам угол всада был другим. Он с натяжками добирался до «грозной» высоты, а при посадке на топорище уже бы и не достигал её. Тем интереснее.
На дворе творился карантин. Ясень/клён в хозяйстве закончились. К поиску подходящего материала для покупки возможности не имелось. Со всем уважением и почтением из убитого молнией дуба возрастом 300+ было вырублено несколько «щепок». Погоды в то время стояли сухие, китайский влагомер показал 14% внутри массива.
Да-да, слишком «мокрое» дерево. И да, дуб – не лучший материал для топорища. Нивелировать такое может превозмогание.
А если серьёзно, то изначально закладывалась задача проверить разные формы топорища, и не играло особой роли, из чего будут промежуточные варианты. Кроме того, дуб идейно подходит как нельзя лучше для проекта, да и пусть себе бьёт в руку. Зато он красивый. В городище, вона, парни боярышник вовсю используют, и им нравится.
Чего хотелось от ручки топора?
Она должна быть не длинной, чтобы свободно размещаться в сумке или заплечнике. Должна акцентировать проникающее действие носика на дальнем хвате, при этом обеспечивать контролируемое удержание при сильных ударах. Должна быть удобной при хвате у головы. И желательно иметь узнаваемый характерный вид. Получилось примерно 55 см при закрытой конфигурации инструмента.
Дуб сохнет неохотно, так что в дело пошли щепки естественной влажности. Топор/скобель/стружки/ нож. Идейно без электроинструмента и абразива. Дубовый же клин и немного канифоли с золой и песком при насадке. И в леса на недельку, чтобы опробовать получившееся.
Отправился топор на лагерные работы для начала. Основное – дрова. Нарубить/наколоть/набуратинить, где-то подрезать или постучать, и всякое такое походно-бытовое. В лесах он был новичком в компании бывалых инструментов для сравнительных тестов и определения границ возможного.
Бессмысленно рассказывать про впечатления в каждом конкретном случае, да и долго это получится. Главное, что в своём классе «ушкуй» уверенно держался либо наравне с лидером, либо сам становился им. В качестве субъективного критерия я для себя отмечал как часто, при всем богатстве выбора, рука тянется к нему. Частенько. Если аппроксимировать привычку и наработанный навык в отдельных работах к знакомому инструменту, то да, получился хороший ходовой универсал.
Что же с ним и им делалось?
С первых ударов стало ясно, что надо подточить/ поправить. Родная заточка хороша, однако заусенец не был убран. Заодно была задана микрофаска, на случай встречи с хвойными сучками или песком. Углы и качество исполнения самые стандартные для леса: на камушке, на коленке, сидя на бревне, на глазок. От осторожных, если не сказать вдумчивых, зарубов мы с ушкуем быстро перешли к основной программе – размахнись, рука/раззудись, плечо. В городище инструмент обязательно окажется в ситуации, когда и обухом, и по обуху, и в землю, и фантазии не хватит всё предусмотреть. Поэтому топор днями жил на природе. Специально оставлялся под дождем и подсыхал у костра, покрывался молодой ржой, работал молотком и клином, ножом, ремесленником и мясником (читать: по кости).
Кроме грубой и силовой работы топор был опробован и для выполнения тонкой и деликатной. С его помощью делали мелкие плотницкие и посудные поделки бытового назначения: куксы, миски, ложки, лопатки, поверхности для разделки, ручки и бивуачную меблировку.
По возвращении топор пошел на доработку. Кроме небольшой переточки (спуски/фаски) убрались грани и углы в тех местах, где они наминали или мешали. Также несколько заметок накопилось по ручке. Для силовой работы она была хороша, пробивное действие прекрасное, хлесткость контролируемая, управляемость для каждого хвата приятная. Но для мелких работ топорище ожидаемо оказалось слишком «хвостатое».
Во второй выезд топор уже использовался в роли основного лагерника. Хотя для многих операций имелись специализированные инструменты, интерес стоял в проверке пределов универсальности. В активе было раскалывание еловых, сосновых, липовых и кленовых колод приличного диаметра, организация нескольких рабочих мест на кухне, импровизированной мастерской, валка сушняка, новые мелкие поделки и всякое-всякое-всякое Проявляя намеренную небрежность в отношении к инструменту при беспощадной рубке (воображал я, смахивая еловой лапой щепу и хвою с колоды). Эту проверку голова прошла.
А вот ручка дала небольшой шат, и было принято решение сделать новую. Но вот вопрос: в какую сторону её заворачивать? Очень желательно было сохранить в ней частичку мангазейства, черты русского топорища и подналечь на плотницкую составляющую топора, при этом оставив ходовой функционал. Нарисовались 4 варианта, в разной степени отвечающие изначальному плану. Воплотился тот, который вписался в имевшийся под рукой берёзовый брусочек. Поскольку подразумевались быстрые испытания ручки в лесу и затем смена её на следующие, никакой пропитки маслами/притирками не проводилось вообще. Тестовый рабочий вариант. Тогда думал я
Первый выход, конечно, на дуб. Ушкуй из дуба – вот и будем пробовать рубить/тесать/вырезать максимально приближенно к условиям постоянной эксплуатации. К тому же, дуб тот же, что и при пробах первой ручки. Более того, тот самый, из которого первая ручка и была. А для сравнения в пару прихватываем шведоплотника, схожего по весу/ размерам и на гибридном топорище.
ТОПОР-УШКУЙС грубой рубкой стало сложнее, чем при более длинном и тяжелом мангазейском коромысле. Зато тес и всякая чистовуха выполнялись с гораздо большим удобством. Шведу точно не уступали, несмотря на его более тонкие углы и калёность в стекло.
Сама лодка, несколько построек, мелкая и не очень архитектурная форма, бытовые работы: рубка, колка, тес, резьба на грубую и на чистовую; дуб, вяз, сосна, ёлка, клён, боярышник и прочее – несколько месяцев эксплуатации показали, что в городище появился универсальный «дежурный» инструмент. Заточку держит, неприхотлив и надёжен. Несмотря на полевые условия, в которых приходится встречаться с песком, железками и нерадивыми операторами, заточка держится. Случались только микро-сколы и замины, выправленные без значительных последствий.
После вышеописанных испытаний топор, наконец, отправился в место предназначения – в Ушкуй. В городище он был определен как «маленький» и сразу отправился в хозяйственный наряд. «М-м-м!» – оценил его Олег, мастер с густой бородой и большими ладонями, в которых топор выглядел этакой изящной штучкой. На второй день застежка с налезвийника была устранена (иллюстрация нежной суровости настоящего ушкуйника). На третий было объявлено, что Олег топор никому не отдаст (конечно, отдаёт).
В постоянной эксплуатации проявляются различные нюансы, которые собираются и учтутся в следующей версии ушкуйного топора-универсала. Так, шаг за шагом мы приближаемся к рождению самобытного типа, проверенного кубометрами древесины, жарой и холодом, временем и людьми.
Приезжайте на «Ушкуй».
Читайте также: Топор – заточка и как сделать топорище своими руками
КАК ДЕЛАЮТ ТОПОРЫ – ВИДЕО
Как делают Топоры
Watch this video on YouTube
© Фото Александр Савин. Мастер и мастерская
ИНСТРУМЕНТ ДЛЯ МАСТЕРОВ И МАСТЕРИЦ, И ТОВАРЫ ДЛЯ ДОМА ОЧЕНЬ ДЕШЕВО. БЕСПЛАТНАЯ ДОСТАВКА. ЕСТЬ ОТЗЫВЫ.Подпишитесь на обновления в наших группах и поделитесь.
Будем друзьями!
Журнал Охота: Главная страница
Если бы у меня было восемь часов на то, чтобы срубить дерево, я потратил бы шесть часов на то, чтобы наточить топор
Авраам Линкольн
Охотник может обойтись без ружья, если он использует капканы и ловушки. Он может никогда не брать в руки оптические приборы, и это не скажется на его добыче. Удачливый охотник может ходить в кирзовых сапогах и одеваться как дачник, ничего не знать об Интернете и не читать охотничьи журналы. Но без ножа и топора в лесу никак не обойтись. Поговорим об охотничьих топорах.
Исторические мотивы в рабочем топоре. На мой взгляд, такой подход не только допустим, но и полностью оправдан. Это дух времени. Красота и суровость подобных изделий будит в мужчине забытый зов предков
Топор — древний спутник русского человека. Это эффективное оружие в опытных руках, поистине культовая вещь.
Для эффективного применения топор требует немалого умения. Но даже серьезный навык может оказаться бесполезным в случае эксплуатации изделия плохой конструкции или сделанного из некачественных материалов. На этот счет в Интернете ведутся нескончаемые споры, в Сети полно роликов от экспертов и «экспертов», что еще больше запутывает новичка, решившего обзавестись «настоящим» лесным топором. Так какой же он, исторический и современный топор российского охотника?
Вадим Соковнин за работой. Процесс ковки заготовки топора
Топор в современной России
Научно-техническая революция не внесла особых изменений в процесс изготовления топора. По-прежнему лучшие топоры куются вручную.
Механические молоты различных типов используются, но они применялись и в XIX веке, так что мы можем говорить о сохранении традиций.В 1970–1980-х гг. в СССР и близко не было нынешнего «топорного» разнообразия. В ходу были плотницкие топоры нескольких размеров и колуны. Старинные русские топоры оставались лишь в фильмах, на страницах исторических книг и в краеведческих музеях.
Процесс изготовления топора в кузнице. Захватывающая обстановка
В 1990-х гг. появились первые топоры авторской ковки. Наверное, они могли существовать и ранее, но тут напрашивается резонный вопрос: зачем надо было изобретать и делать что-то с нуля при наличии вполне приемлемых по качеству заводских инструментов?
Сегодня люди гоняются за «сталинскими» топорами с клеймом ЗИК и т. д. Но эти действительно хорошие инструменты всегда были достойными вещами. Так почему мастера стали ковать «бородатые» топоры исторической формы и использовать все доступное разнообразие сталей, вплоть до булатов и дамасков?
Часть моей коллекции хозяйственных и лесных топоров
Качественные изделия средней ценовой группы имеют довольно сложную конструкцию и замысловатую технологию изготовления. К примеру, сердечник лезвия двух моих красноярских топоров «Тайга» и «Тайга‑2У» изготовлен из инструментальной легированной стали. Обклад сделан из стали с малым содержанием углерода. Закалка топора зонная. Заточка — линзовидная. Рубашка топора, оставаясь относительно мягкой и после закалки, исключает вероятность раскола обуха в любой его части даже на морозе, одновременно придавая лезвию дополнительную прочность и устойчивость к большим нагрузкам. Рукоять из амурского дуба. Крепление топора на рукояти — пятью клиньями из твердых пород дерева на клею. Такие топоры в работе не «сушат» руку, хорошо держат заточку, отлично работают и по любому дереву, и по мясу, без осколков рубят кости.
При расколке этого витого дубового кряжа на колья мне понадобились не только 8-килогаммовая кувалда и стальные клинья, но и топор с длинной рукоятью для подрубки
В моей хозяйственно-лесной «коллекции» около дюжины различных топоров — от малых плотницких до колунов. Есть советские, финские и современные российские. Еще во времена СССР отец учил меня обходиться в лесу небольшим топором, которого вроде как на все хватало. Потом я увидел в тайге, на что способен правильный топор. К примеру, пришло понимание, что походный топор должен быть с длинной рукоятью.
Словарь Даля так описывает лесниковый или лесосечный топор (секиру): «…лопасть почти вполовину ýже плотницкого, но долгая, с обухом толстой ковки, на долгом и прямом топорище». Рекомендации современных лесовиков сводятся к такому формату: общая масса топора — до 1,5 кг, длина рукояти — минимум 50–65 см, лучше до 70–90 см. С профилем топора сложнее.
Любым топором можно порубить мясо. Но лучше это делать специальным или просто небольшим топором
Нужно разделять охотничьи (лесные) топоры и плотницкие. Основное отличие — в угле заточки подводов: на охотничьих моделях подводы круче, чтобы избежать выкрашивания рубящей кромки о кости при разделке туш. Но для рубки мяса длинная рукоять не всегда удобна, да и большая масса не нужна. Если вы ночуете в охотничьем домике, то большой топор вам не нужен в принципе.
А если приходится коротать ночь в лесу, пускай даже в зимовье, да еще и в холодное время года? В избушке не всегда найдется хороший валочник с колуном в придачу. Вот и таскают порой охотники по два топора: для мяса и для хозяйственных нужд.
Топор «Медведь» в руках довольного владельца
Личная точка зрения на лесной топор
Топоров у нас в стране производится много, но не каждое изделие такого рода вам подойдет по качеству или конструкции. Выше я упомянул, что владею целым набором топоров для разных нужд. Из современных использую в лесу красноярский топор «Тайга‑2У» и несколько топоров работы Вадима Соковнина — основателя екатеринбургской кузницы «Уральский мастеровой». Вадим не только кует топоры ручной работы и осваивает разные виды этого инструмента, но и ведет учебно-научную деятельность, изучая и анализируя опыт разных народов и мастеров в различные исторические периоды.
Топоры в кузнице «Уральский мастеровой» делают из советской высококачественной стали У8А, которая изначально предназначена для ударно-рубящих инструментов. Голова топора имеет прошивную технологию изготовления, то есть проушина под топорище изготавливается не методом приваривания к лопасти отдельной детали, а «пробивается» в массиве металла на начальном этапе ковки.
Пышущие жаром заготовки топора в процессе ковки
Это усложняет технологический процесс и удорожает продукцию. Но здесь производитель сам решает, что ему важнее — технологичность или высокие эксплуатационные характеристики изделий. Топоры Вадим кует на пневмомолоте и вручную. Термообработку делает сам, что напрямую определяет уровень качества продукции. Твердость кромки лезвия уральских топоров — в пределах 57–58 HRC.
После изготовления головы топора ее нужно насадить на топорище. Тут тоже все не так просто. Нужно найти и купить качественное дерево оптимальной влажности. При насадке используются 5 деревянных клиньев и эпоксидная смола. Сушка готового изделия происходит в течение суток в сушильном ящике. Это дает надежную жесткую сцепку. Затем рукоять пропитывается маслами для защиты от влажности.
Топор «кулачного» типа. Чаще всего используется для вспомогательных работ или разделки мяса
На моем топоре «Финский» стоит составная рукоять. Такое необычное решение делает топорище прочнее и заметно уменьшает «отдачу» при тяжелых ударах.
Чтобы лезвие топора по случайности не тупилось и не стало причиной несчастья, нужен надежный чехол-налезвенник с подвесом. Такая кобура для топора — это отдельная песня, еще один важный штрих, наглядно показывающий совокупный уровень работы мастера.
Мой первый эксперимент с топорами — модель «Лесовик» 2017 г. от кузницы «Уральский Мастеровой», топор делался на заказ
«Лесовик», «Медведь» и «Финский»
Мой первый экземпляр топора работы екатеринбургского мастера был приобретен летом 2017 года и по итогам первого сезона получил имя «Лесовик». Это валочный топор, и для жителя средней полосы России он выглядит не совсем обычно. Со стороны кажется, что у него очень узкое лезвие, но это лишь обман зрения. Общая масса изделия — 1240 г., длина — 540 мм, ширина рабочей части лезвия — 95 мм.
Жители европейской части России привыкли к широкой лопасти топора, к ее классической конфигурации. Такая форма у нас обычно прослеживается в топорах любого предназначения, вплоть до колунов. В Сибири и на Дальнем Востоке России валочные топоры могут отличаться от «классики». В моем случае именно эта особенность потребовала некоторого времени для привыкания к новому «Лесовику».
Варианты кожаной кобуры для топора. Обязательный и очень важный элемент
В кузнице «Уральский мастеровой» делают около 70 моделей топоров всех типов. Все они имеют выраженную специфику. В изделиях кузницы прослеживаются черты этнических топоров со всех концов северной части нашего материка. Что-то доработано, что-то переосмыслено. Некоторые топоры мало отличаются от исторических прототипов. Другие представляют собой сложный симбиоз, помноженный на технологические особенности производителя и взгляд мастера, без жалости ломающий шаблоны.
Я часто и много применяю топоры при различных работах, это неотъемлемая часть моего образа жизни. Неординарные инструменты мне интересны с познавательных и из практических соображений. Хорошего инструмента много не бывает. Поэтому следующий топор — это универсальный «Медведь».
Разные задачи — разная конструкция. Обух нижнего топора «Медведь» от УМ специально сделан массивным для использования в качестве молотка
Настоящий таежный топор, в меру легкий и достаточно компактный, созданный для эффективного выполнения всех лесных работ: колки, рубки, строгания, забивания и т. д. Вес головы топора — 950 грамм, в сборе топор весит 1350 грамм, длина рукояти — 550 мм. Топором можно комфортно рубить двумя руками, при этом сохраняется возможность нормальной работы одной рукой.
Интересные нюансы кроются в особенностях ковки этой модели. Нос лезвия сделан толще — для колки, пятка — поуже, что делает ее удобной для строгания и прочих деликатных работ. Топоры редко используются в качестве молотка. Меня этому учили с детства: для забивания есть молоток и кувалда. Советские топоры промышленного изготовления имеют тонкий обух, который при тяжелых ударах порой лопался. Топор «Медведь» — универсальный инструмент, который не боится ударов обухом.
Старый советский топорик при разделке туши. Тоже отличный вариант, если повезет такой найти
Можно сказать, что универсализм — штука не самая лучшая, и я с этим соглашусь. Валить лес лучше мощным топором с длинной рукоятью, колоть дрова эффективнее хорошим колуном, для рубки мяса есть мясной топор, а для тонких работ куда лучше «заточен» соответствующий плотницкий топор. Вот только в тайгу на себе всего этого не утащишь, так что приходится останавливаться на одном топоре, адаптированном для решения максимального круга задач.
Результат такой философии — новый топор с говорящим названием «Финский» с клееной наборной рукоятью. Это ответ моим сформировавшимся «хотелкам». Топор необычный для России, но в работе он шикарен.
Оцените геометрию топора «Финский». Согласитесь, есть в нем что-то от старинных северных топоров. При этом топор в лесу просто бесподобен
Посмотрите на фото, как необычно выглядит мощная граненая голова топора из стали У6А и хитро изогнутое топорище. Большая часть времени при изготовлении этой модели ушла на слесарную обработку — на это нужен целый день квалифицированной работы. И это, не считая самого процесса ковки. Шикарный топор для леса, в 2022 году он стал моим основным инструментом.
Между «финном» и моим первым топором работы Вадима Соковнина — пласт жизни длиной в 5 лет. За это время многое изменилось. У меня стало больше опыта и понимания современного «топорного» вопроса, а кузнец Вадим в своем огненном ремесле перешел на качественно новый уровень. И это только начало пути познания.
Декоративно-рабочие топоры изготавливаются кузницей как на заказ, так и в рамках собственных изысканий на историческую и прикладную темы
Заключение
Подведем итоги нашего «топорного» разговора. Россия активно прирастает мастерами кузнечного дела. Причем мастерами высокого уровня. Когда-то кузнецов заслуженно считали полубогами. Сегодня, в век штампованных одноразовых изделий, добротный топор или искусно сделанный нож снова относятся к категории статусных вещей, одинаково высоко чтимых как тертым лесным людом, так и «квартирными» коллекционерами.
Хороший топор ныне стоит недешево. Но за изделием от прославленного кузнеца часто приходится занимать очередь. Кто имел возможность сравнить какой-нибудь унылый «Фискарс» с русским топором ручной работы, тот больше не обратит внимания на низкокачественные поделки с прилавков хозяйственных магазинов. Лучше старый ЗИК, чем новый «китаец».
Лесной топор с длинной рукоятью должен удобно умещаться на боку вашего рюкзака
Уж коли зашла речь о ценах, то здесь все относительно. Конечно, не каждый готов выложить за топор, пускай даже высокого качества, сумму в пределах 7–15 тысяч руб¬лей. И это при том, что есть рабочие топоры и по 25–30 тысяч. С другой стороны, почему-¬то мало кого обескураживают телефоны по 50–150 тыс. руб¬лей, а также многое из того дорогого и одноразового, что окружает нас со всех сторон и давно уже стало атрибутом повседневной жизни. Телефоны меняют каждые 2–3 года, а хороший топор может прослужить всю жизнь. В этом мире все-таки еще остались вечные ценности.
Лучшие друзья лесного человека — надежная бензопила и хороший топор
Опытные охотники не нуждаются в советах. Но если вы не имеете опыта работы с топором или просто хотите стать владельцем действительно хорошего изделия, есть смысл покопаться в вопросе. Жизнь показывает, что любой инструмент должен быть максимально высокого качества, какое вы только можете себе позволить.
Авраам Линкольн как-то сказал: «Дайте мне восемь часов на то, чтобы свалить дерево, и первые шесть я проведу, затачивая топор». Золотые слова. Топор должен быть не только хорошим, но и острым. Тот, кто в наступающих сумерках лихорадочно рубил (с такой-то матерью) дрова тупым топором с короткой рукоятью, в следующий раз к выбору походного снаряжения подойдет гораздо ответственнее.
Удачи вам на охотничьей тропе, друзья!
Журнал №10
Производство топора
Сначала заготовки для поковки распиливаются в размер из прокатной закалочной стали С60. Затем раскаленная заготовка формуется на ковочном прессе и пробивается ушко топора. Лишние заусенцы удаляются. Раскаленное лезвие топора выковано на натяжном ролике.
Окончательная форма создается под кузнечным молотом, где удаляется лишний материал и предварительно шлифуется лезвие. После этого шага наши топоры штампуются OCHSENKOPF и закаляются (процесс закалки и отпуска), что гарантирует лезвию топора нашу знаменитую твердость и прочность.
На заключительном этапе производственного процесса поверхность подвергается пескоструйной обработке и тонкой шлифовке. Рифленая заточка повышает устойчивость кромки, а прозрачный лак защищает от коррозии. Теперь топор нужно только забить и заклинить. Тройной клин с деревянным клином и двумя кольцевыми клиньями обеспечивает прочное и надежное соединение.
Подробнее OCHSENKOPF
Советы, хитрости и вещи, которые стоит знать
На что обращать внимание
5 советов по выбору топора
Пять золотых правил при выборе топора.
Получить советы
Сделайте правильный выбор
Топор и топор
Топор или топорик – какой лесной инструмент для какой задачи? Топоры и топоры OCHSENKOPF предлагают различные преимущества в зависимости от области применения. Нажмите здесь, чтобы…
Сделай свой выбор
Новая рукоятка для топора и колуна
Помощь стала проще
В сезон топор, топорик и ко. подвергаются испытанию – головка и ручка выдерживают многое, но если за ними не ухаживать и не правильно хранить…
Получите новую ручку
Измельчение, хранение и Ко.
Обслуживание топора
Не только профессионалы знают: хороший уход и правильное хранение продлевают срок службы топоров и топориков. С правильным ноу-хау и несколькими простыми шагами резкость…
Узнать больше
Инструкции по безопасности для Axe & Co.
Безопасность прежде всего
При работе топорами, забивными молотами, колунами и клиньями сталкиваются большие силы. Таким образом, первая заповедь такова: безопасность превыше всего. Общая безопасность…
Получить советы по безопасности
OCHSENKOPF Оригинал
РОТБАНД-ПЛЮС
Знаменитая система ROTBAND-PLUS является настоящим оригиналом OCHSENKOPF и специально разработана для того, чтобы сделать соединение между головкой и ручкой еще более надежным.
Откройте для себя РОТБАН-ПЛЮС
3 формы топора в использовании
Дело головы
Различные приложения требуют специальных форм головок. Доступны лесохозяйственные инструменты для валки, расщепления, обрезки сучьев и культивации.
Выберите свой топор
Пластик, алюминий или сталь?
Какой клин правильный?
Выбор клина оказывает существенное влияние на то, будет ли он рубиться или раскалываться. Независимо от формы и конструкции, материал, из которого изготовлена танкетка…
Выберите свой клин
Изготовление топора | Изготовление традиционного топора
Производство
Объединив таланты кузнецов Gränsfors Bruk и дизайнера Ханса Эрика Перссона, Gränsfors Bruk вернулся к давно забытым знаниям в области изготовления топоров, чтобы разработать ряд инструментов, топоров, которые идеально подходят для современного мелкомасштабного использования. Основное внимание было уделено производству топоров с заботой об окружающей среде и сохранении земли, избегая ненужного потребления природных ресурсов.
Все топоры, производимые Gränsfors Bruk, выкованы вручную. Все сдельные механизмы были отменены, чтобы кузнецы могли уделять больше времени ковке хорошего топора, устраняя необходимость в чрезмерной постпроизводственной работе, которую другие производители могли бы использовать для сокрытия дефектов в своей ковке. Это то, что отличает топоры Gränsfors Bruk от топоров, изготовленных в промышленных масштабах. В Gränsfors Bruk ковка не торопится.
Головки наших топоров не требуют шлифовки, хонингования или полировки, за исключением самой режущей кромки, и уж точно не требуют покраски или лакировки. Вместо экологически опасного эпоксидного клея ручки теперь крепятся традиционным деревянным клином, что лучше не только для природы, но и для рабочей среды. Ножны, поставляемые с топорами Gränsfors Bruk, изготовлены из кожи растительного дубления.
Производство топоров в Gränsfors Bruk основано на пяти основных положениях:
- Топор хорош настолько, насколько хороши накопленные навыки людей, которые куют, обтачивают и прикрепляют к топору рукоятку. Все наши топоры сделаны вручную. Наша компания была бы ничем без наших профессионалов в кузнице Gränsfors Bruk. Все они заслуживают большого уважения и признания.
- Более разумное производство требует меньшего количества природных ресурсов и создает продукт более высокого качества и с более длительным сроком службы. Более длительный срок службы продукта, в свою очередь, снижает общее потребление природных ресурсов и уменьшает количество отходов.
- Каждый ненужный шаг в производстве топора должен быть исключен. Устранены ненужные шлифовка, полировка, покраска и использование эпоксидного клея для ручки. Это улучшает рабочую среду, снижает потребление энергии и оказывает меньшее воздействие на природу.
- Мы несем неограниченную ответственность за всеобщее качество. Условия труда, качество продукции и забота о природе — вот лишь некоторые факторы, определяющие Total Quality. Другие включают человечность, этику и красоту.
- Хорошее знание продукта повышает его ценность и срок службы . Книга топора была создана для пользователей топора, чтобы они могли постоянно учиться.
Специально легированная сталь с высоким содержанием углерода нагревается примерно до 1200°C, после чего сталь становится красновато-желтой. Кузнец берет в щипцы отрезанный кусок раскаленной стали и обрабатывает его в большом прессе. Пресс работает со скоростью около 80 ударов в минуту с усилием около 180 тонн каждый раз. Кузнец обращается с раскаленной сталью быстро и умело, так как квадратный кусок стали постепенно превращается в готовую головку топора.
Кузнец заканчивает свою работу, проштамповав логотип Gränsfors Bruk и свои инициалы на головке топора в знак того, что топор сделан хорошо и одобрен кузнецом. Затем головку топора подвешивают для охлаждения.
Шлифовка, закалка и отжиг
После ковки основное внимание уделяется шлифовке и заточке лезвия. Остальную часть топора оставляем как есть. После грубой шлифовки кромку закаляют, нагревая до 820°С и затем быстро охлаждая в холодной воде. Закалка делает сталь более твердой, но и довольно хрупкой. Чтобы снять напряжения в стали, вызванные ковкой и закалкой, сталь необходимо отжечь, что включает выдерживание головок топоров в печи при температуре 195°С в течение 60 минут. Твердость стали зависит главным образом от содержания в ней углерода, а также от температуры отжига.
В качестве альтернативы воде для охлаждения можно использовать масло или свинец. Тем не менее, Gränsfors Bruk использует воду как наиболее экологичный вариант.
Галтовка и заточкаПосле шлифовки, отпуска и отжига головку топора обрабатывают небольшими керамическими шариками, чтобы удалить кузнечные заусенцы с поверхности топора и сделать топор более устойчивым к ржавчине. После кувыркания сталь проверяется, чтобы убедиться, что она не слишком твердая и не слишком мягкая.
Каждая головка проверяется путем ударов молотком по углам кромки и проверки отсутствия трещин. Все это обеспечивает абсолютную уверенность в том, что ковка, отпуск и отжиг были выполнены правильно и что топор действительно готов к работе. Наконец, край топора затачивается и полируется, чтобы сделать его по-настоящему острым.
НавескаПосле того, как топор заточен, топор погружается в водоотталкивающее и антикоррозийное масло. Как только масло немного высохнет, пора установить ручку. С помощью гидравлического пресса рукоятка вдавливается в головку топора.
Рукоятки Gränsfors Bruk сделаны из американского гикори, превосходной древесины для этой цели, так как она прочная и гибкая, с длинными волокнами.
Контроль качестваНа все топоры Gränsfors Bruk предоставляется 20-летняя гарантия*. Каждый топор проходит контроль качества перед тем, как покинуть кузницу, чтобы быть абсолютно уверенным в отсутствии дефектов. После завершения проверки качества топоры облачаются в ножны из кожи растительного дубления и упаковываются с экземпляром «Книги топоров».
(*Гарантия действует при условии надлежащего использования и ухода за топором.)
Почему Gränsfors Bruk?
Gränsfors Bruk производит топоры ручной ковки уже более 100 лет. Каждый топор разработан специально для выполнения определенной функции с постоянным акцентом на высокое качество и область применения.