Как выглядит стамеска фото: варианты для резьбы по дереву. Что это такое и как выглядит? Угловые стамески для токарного станка и цезарик. Для чего нужны?

Содержание

виды, характеристики, тонкости выбора — Дровосек

7 июля 2018

Стамеска столяра служит для работы с деревом. Используется для фигурного выбивания древесной породы, заравнивания кромок или тонкого срезания поверхности дерева.

Из-за похожего принципа работы инструмента, стамеску часто путают с долотом. Но стамеску отличает иной угол заточки лезвия, да и сам размер режущей части. У долота она имеет большую площадь.

Модели стамесок делятся по направлению работы, по тому, как перемещаются по поверхности материала, типу рукоятки и размеру инструмента.

Обработка материала инструментом происходит так: режущая кромка упирается в деревянную заготовку, а затем специальным молотком – киянкой, совершаются методичные постукивания по рукоятке стамески. С каждым ударом инструмент больше углубляется в древесину и выбивает в ней канавку.

[irp]

Пара слов об устройстве стамески

Там, где металлическая часть стамески входит в рукоятку, иногда устанавливается усиливающее металлическое кольцо. Это делается, чтобы металлическая часть со временем не вбивалась в рукоятку, не раскалывала её. Эта деталь больше относится к стамескам с деревянной рукояткой, а более новые модели обходятся и без кольца.

Одна из моделей инструмента предназначена для работы с твердыми древесными породами. Она имеет более длинный резец и рукоятку. Для прочного материала применяют и электрическую стамеску.

Когда резец, напротив, укорочен, а рукоять используется длинная – инструмент оптимизирован для мягкой древесины. Можно снимать материал при усилии одних лишь рук, иногда прибегая к помощи молотка с резиновым бойком.

Существует самое тонкое направление работ стамеской, связанное с инкрустацией и декоративной резьбой. Эти инструменты делаются тонкими, короткими. Работа с ними подразумевает исключительно движения руками, без применения киянок.

Контроль результатов заточки под микроскопом

Мы заточили несколько стамесок с помощью нашего приспособления и наждачной бумаги и последующей полировки на ремне с абразивной пастой, а затем отправили их в лабораторию, где сделали фотографии режущих кромок с помощью сканирующего электронного микроскопа.

Участок лезвия стамески, который затачивали на самодельном приспособлении, при 150-кратном увеличении. Под микроскопом можно разглядеть следы царапин, не исчезнувшие даже после доводки и полировки. Эта стамеска заточена на специальном дорогом оборудовании, с увеличением в 150 раз. Царапины располагаются перпендикулярно режущей кромке и менее заметны. Острота стамески практически одинакова.

Один из этих образцов показан на левом фото. Для сравнения заточили еще одну стамеску на специальном высокоточном оборудовании и также отполировали режущую кромку. Этот образец представлен на правом фото.

Вывод: наш примитивный метод заточки обеспечивает очень похожий результат при значительно меньших затратах.

Выбираем стамески

Перед покупкой решите, для чего будет стамеска. Для редкого использования в качестве инструмента первичной обработки древесины, будет достаточно купить базовый набор недорогих стамесок. Этот вариант подходит, если вы, допустим, планируете ремонт окон или устанавливаете дверной замок. Кстати, для подобных целей еще пользуются электрическим долотом.

В качестве Вашей первой стамески, мы можем порекомендовать инструмент из линейки VIRA. Это тот вариант, когда инструмент обладает достаточным запасом прочности, адаптирован для использования дома.

  1. ассортимент позволяет выбрать стамеску в диапазоне от 6 до 32 мм
  2. двухкомпонентная рукоятка: основа из ударопрочного пластика + плотное покрытие из резины, обеспечивающее надежный хват. такая рукоятка, в отличие от деревянной, не рассыхается, не размокает, она не расколется от ударов киянки и молотка
  3. алмазная заточка режущей кромки – достигается при помощи абразива с алмазным напылением. кромка остается более прочной и износостойкой, по сравнению с другими аналогами
  4. рукоятка оканчивается специальным упором для рук. это делает работу с инструментом более безопасной.

Помимо киянки для работы Вам понадобится киянка – она у VIRA тоже неплохо проработана. Инструмент совмещает в себе прочность, небольшой вес и малую отдачу от ударов.

  • фиберглассовая рукоятка с резиновым покрытием – по прочности сравнится с металлом, при этом легкая, как древесина
  • резиновое покрытие улучшает хват инструмента и гасит неприятную отдачу в руку
  • боек из плотной резины: четкие удары, при этом рукоятка стамески не испытывает повреждений.
  • форма бойка – полукруглая, потому что так удобнее попадать по рукоятке стамески

Помимо работы с древесиной, киянку можно использовать для работ по исправлению деформированного листового металла. Белая резина киянки не оставляет на нем никаких следов от ударов, чего не скажешь о черной резине.

Другая ситуация, когда вы заняты столярным делом профессионально или выполняете художественные задачи. В этом случае, стоит глубже вникать в саму технологию производства стамесок.

Рабочее место резчика

Деревянная резьба подразумевает работу с острыми предметами, поэтому ее нужно проводить за верстаком, отвечающим необходимым требованиям устойчивости и прочности. Если верстака нет, можно использовать столешницу любого размера. При этом по высоте она не должна превышать уровня пояса резчика. Во время работы часто образуются зазубрины, их необходимо убирать. Доску, на которой осуществляется вырезание орнамента, необходимо прочно закрепить струбцинами.

Также немаловажным является освещение. Для большого количества естественного света, стол нужно поставить около окна. При наличии одного источника освещения наблюдаются глухие темные тени, мешающие сделать чистую резьбу. Профессионалы советуют установить над столом еще 2-3 светильника. Их нужно установить таким образом, чтобы они освещали стол с разных сторон. Источники света должны располагать выше глаз резчика. Комфорт и безопасность – вот результат качественного освещения.

Итак, вот методы изготовления стамески:

  • метод ковки
    — изготовленные этим способом инструменты имеют утолщенную рабочую часть, предназначены для обработки твердых пород дерева;
  • метод вырубания
    — стамески предназначены для деликатной обработки по мягким породам древесины.
  • метод штамповки

Рекомендуем длину стамесок в диапазоне от 11 до 16 см. Ведь чем больше длина инструмента, тем меньшую нагрузку он способен выдерживать.

[irp]

Многие предпочитают для работы рукоятки из дерева. Несмотря на то, что появились они очень давно. Материал плотно сидит в ладони, он приятен и относительно легок, но вряд ли его можно назвать очень долговечным. Конечно, зависит это и от способа использования: лакированная рукоять в мастерской не пострадает в течение многих лет, а в сложных условиях может рассыхаться и раскалываться.

Пластик в плане долговечности точно выигрывает: не сохнет, не гниет, выдерживает значительные удары, но может кому-то не подходить по соображениям личного комфорта.

Классификация

По способу использования

Ударные стамески

Погружение обеспечивается легкими ударами по торцевой части. Рукояти снабжены металлическими кольцами на тыльной стороне. Оно предотвращает разрушение рукояти.

Ручные стамески

Погружение в дерево производится усилием руки.

По форме

Предназначение и внешний вид определяются названием:

НаименованиеШирина рабочей части (мм)Размер рукояти (мм)Тип продольного сеченияФорма поперечного сечения
полукруглая12145X25ровный͝
полукруглая16145X25ровный͝
полукруглая церазик4145X21ровный
эйсмус8145X21ровный˅
клюкарза12145X25ложечный͝
выгнутая клюкарза4145X21ложечный
клюкарза-церазик4145X21ложечный
полуклюкарза12145X25изогнутый͝

Среди классификаций в качестве критерия можно принять национальные традиции. Например, японские мастера предложили свою уникальную форму стамески. Она снабжена более коротким клинком с толстой, длинной шейкой в виде конуса. Это делает инструмент удобным, его легче держать и контролировать движения при резьбе.

Благодаря специальному углублению на тыльной стороне заточка выполняется более экономно и ускоренно. Сочетание хвостовика и конусного стакана делает соединение с рукоятью наиболее прочно.

Благодаря двум слоям металлической части (мягкое железо и высокопрочная сталь) острота долго сохраняется, лезвие легко и быстро затачивается.

По рабочему назначению

  • Плотницкие. Позволяют в черновую обрабатывать заготовки разных пород.
  • Столярные. Используются для аккуратной, тонкой работы. Подходит при резьбе по липе, ели, тополю.
  • Токарные. Резцы, применяющиеся для работы на токарном станке.
  • Клюкарзы. Благодаря выгнутой рабочей части позволяют производить выемку материала из глубоких пазов.
  • Многофункциональные. Сочетает гвоздодер, приспособление подъема рамок. Называется «Европейка».
  • Петельные. Имеют особенное устройство. Используются для закругления углов, подготовки мест петель, замков.
  • Скребки. Выполняются из пластика. Нужны для зачистки неровностей, ремонта колес, удаления заусенцев, выступов.
  • Карманные. Имеют складное лезвие.
  • Мини-стамески. Предназначение — мелкая резьба. К ним относятся клепики (миниатюрные модели с узким, похожим на острый лист, лезвием позволяют создать аккуратный высокоточный рисунок), ноготки (предназначены для вырезания тонких элементов с округлыми формами).
  • Долота. Используются при выбивании лишних элементов в материале.
  • Косяки. Снабженные косым лезвием резцы для декоративной работы по рельефу. Применяются для скульптурной резьбы.
  • Штихели. Отличаются грибовидными рукоятями и косым резцом. Используются для подготовки канавок.

По типу продольного сечения

  • Прямые. Самые распространенные.
    Лезвие и полотно совершенно ровные.
  • Изогнутые. Особенность – заметный изгиб лезвия и полотна.
  • Клюкарзы. Отличаются резко изгибающимся лезвием вдоль всей длины. Применяются для пробивания широких полотен древесины.
  • Обратные. Наличие заточки с другой стороны лезвия и выемки на нем позволяет выполнять элементы рельефа над основной поверхностью. Такие экземпляры называются «обратными клюкарзами».

По типу поперечного сечения

  • Плоские. Отличие – прямой профиль. Имеется много размеров.
  • Угловые церазики. Поперечный разрез напоминает букву «V». Его угол составляет 60-90 градусов. Удобны для объемной резьбы, например, изображения волос.
  • Радиусные. Сечение напоминает полукруг. Позволяют аккуратно, плавно заглублять инструмент в дерево. Используются для контурной резьбы. Рабочая часть бывает отлогой или пологой.
  • Скобчатые. Ровная режущая часть снабжена бортиками различных размеров, размещенных под определенными углами. Дает узкую, ровную выборку.
  • Церазики круглые. Похожи на радиусный вариант, с меньшей толщиной. Предназначение – фигурная резьба.

По форме рабочей части

  • Прямые (лезвие перпендикулярно полотну, используются для грубой обработки ровными полосами).
  • Косые (скошенное лезвие упрощает погружение в дерево).

Проверка качества исполнения

Качество стамески мы определяем продолжительностью её службы и уровнем обработки материала. По сути, помимо рукоятки, главным здесь является твердость самого металла для рабочей части инструмента и его закалка.

Пункт первый в выборе хорошей стамески – определение подходящего типа стали.

На рынке представлены следующие виды материалов (иногда указываются лишь способы обработки):

[irp]

  • кованый
    — drop forged;
  • CrV
    – сделано из хром-ванадия
  • CS
    – инструментальная сталь

Предлагаем способ определения типа стали инструмента, если он по какой-то причине не указан на стамеске.

Попробуйте заточить стамеску на камне. Смысл в том, что на хорошо закаленной стали от затачивания появляются заусенцы, их потом несложно убрать. Сталь, которая заусенцев не дает – перекаленная, чересчур твердая. Есть вероятность того, что при работе сталь будет раскалываться. Это может привести к травмам. И третий случай – сталь дает заусенцы, но они не снимаются. Это говорит о излишней мягкости стали. Врезаясь в древесину, сталь будет сминаться.

В целом, чем больше информации производитель оставляет на упаковке стамески о материалах, заточке, тем лучше.

Что это такое

Стамеска – специальный инструмент для работ по дереву, но в некоторых случаях может использоваться для обработки материалов из пластмассы, кожи и даже металла. Она состоит из двух частей:

  • плоский стальной стрежень, обязательно с режущим острым лезвием;
  • ручка, выполненная из дерева или пластмассы.

Столяры и плотники используют набор стамесок для снятия фасок, удаления материала из гнёзд после их выдалбливания или, например, подрезки древесины во время обработки предметов мебели.

Распространённые технические характеристики

  • длина клинка составляет примерно 125-150 мм;
  • ширина также варьируется от 3 до 50 мм;
  • заточка бывает разнообразная, чаще всего под углом в 25-30.

Какие приемы воздействия инструментом существуют

Работа стамеской по дереву отличается различным положением инструмента по направлению к обрабатываемой плоскости.

Выделяют такие способы обработки древесины стамеской:

  • Способ обрезки — совершается движение по направлению расположения волокон дерева, рабочая поверхность без заточки обращена к потолку, вы удерживаете ручку, и одновременно удерживаете полотно, при этом большой палец смотрит на ручку. Такой прием работы дает хороший контроль над рабочим процессом, при этом движения выполняются точно.
  • Резка боковой кромкой лезвия — для этого применяют инструменты с плоским сечением полотна. При этом режущая кромка не обязтально прямая, она может быть и скошенной. В любом случае, модель имеет только одну заточенную сторону. Экзмепляры с режущей кромкой в форме половины круга применяют для круговых резов.
  • Резка перпендикулярная

Как правильно держать стамеску при работе: ручка удерживается одной рукой, лезвие придерживается другой рукой, при помощи большого и указательного пальца.. Вы совершаете небольшие режущие движения, понемногу выбирая тонкие слои дерева. Способ требует наибольшей выдержки и, соответсвенно, времени.

Приемы работы стамеской не терпят срезания толстых слоев дерева в один прием. Слои дерева убираются постепенно, один за другим, следуя за собственной разметкой на заготовке. Если снимете много материала – работу можно начинать заново, неговоря уже о том, что такое отношение губит инструмент.

При работе используют усиление при помощи рук и при помощи киянки/молотка. Ударные инструменты применяются для скорой работы и выбивания углублений и отверстий разной формы. Конечно, руками это делалось бы долго и не эффективно.

Для декоративного оформления используется только контролируемое ручное усилие, оно исключает сильные удары и спешку.

Надеемся, что этот текст окажется полезным для Вас и теперь Вам будет легче соориентироваться в разнообразии стамесок.

Теги:

  • Столярные работы

Оцените материал:

Содержание

  • Слайд 1

    Урок технологии в 6 классе

    Тема урока: «Технология точения древесины на токарном станке» (2 этап)

    Составил: учитель технологии высшей квалификационной категории Светлоярской СОШ №2

    им. Ф. Ф. Плужникова Трофимов В. П.

  • Слайд 2
  • Научить учащихся выбирать и крепить детали, определять диаметр заготовки, отбирать режущий инструмент для выполнения чернового и чистового точения с учетом свойств древесины.
  • Контролировать качество обрабатываемой древесины.

  • Слайд 3

    Задачи урока

    Образовательные:

  • Ознакомить с правилами техники безопасности при работе на токарном станке по обработке древесины.
  • Развивающие:

    • Способствовать развитию речи учащихся, умению правильно излагать названия деталей станка, инструментов и их назначения.
    • Формировать и развивать познавательный интерес учащихся по изучению приемов работы на станке по точению деталей.
    • Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при работе при токарном станке по дереву.

    Воспитательные:

    • Способствовать формированию и развитию нравственных, трудовых и эстетических качеств личности.
    • Воспитание ответственности, бережного отношения к оборудованию и инструментам.
  • Слайд 4

    [irp]

  • Часть станка, поддерживающая заготовку.
  • Точение вдоль оси вращения заготовки.
  • Перемещение стамески перпендикулярно оси вращения заготовки.
  • Обработка снятием стружек, поверхности тел вращения.
  • Вращательное движение заготовки.
  • Слайд 5

    При точении на токарном станке процесс резания заключается в снятии поверхностного слоя обрабатываемой заготовки в виде стружки. При этом заготовка вращается, а стамеска перемещается относительно заготовки.

  • Слайд 6

    Отрезка по длине с учетом припусков на обработку. Осмотр состояния древесины (влажность, пороки).Разметка центров вращения и подготовка заготовки для точения на токарном станке.

  • Слайд 7
  • На планшайбе
  • Слайд 8

    Виды стамесок

    Посмотрите какие бывают виды стамесок:

    а – желобчатая полукруглая выпуклая; лезвие полоской косой токарной стамески

    б – желобчатая полукруглая вогнутая;

    в – плоская косая.

    1. Передняя поверхность

    2. Носок

    3. Режущая кромка

    4. Пятка

  • Слайд 9

    Заточка лезвия стамески

    Переднюю и заднюю поверхности затачивают на наждачном круге:

    а – заточка плоской стамески правка и доводка лезвия стамески на

    б – заточка полукруглой стамески наждачном бруске

  • Слайд 10
  • Слайд 11
  • Слайд 12

    Подручник устанавливается с зазором 2…3 мм от обрабатываемой детали и выше оси центров на 2…3 мм.

  • Слайд 13

    Черновое (грубое) точение выполняют полукруглой стамеской. Медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и его серединой снимают стружку. Затем плавно перемещают стамеску влево или вправо. Для чистового точения заготовки оставляют припуск 2…3 мм на обработку до нужного диаметра детали.

  • Слайд 14

    Для контроля размеров детали при точении используют кронциркуль и штангенциркуль.

  • Слайд 15

    Выполнять чистовое точение косой стамеской учащимся запрещается. Нельзя допускать врезание острого угла стамески в заготовку – это может привести к выбросу стамески и травматизму.

  • Слайд 16

    Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь.

  • Слайд 17

    После точения деталь обрабатывают шлифовальной колодкой или бруском из более твердой древесины.

  • Слайд 18

    После остановки станка снимают заготовку, пилой с мелкими зубьями отрезают шейки и торцы, зачищают их напильником или шлифовальной шкуркой.

  • Слайд 19
  • Слайд 20
  • Слайд 21
  • Обсуждение причин, допущенных ошибок и способов их устранения;
  • Сообщение учащимся о достижении целей занятия, показ и характеристика лучших деталей;
  • Объективная оценка работы каждого учащегося;
  • Домашнее задание:
  • Изучить содержание учебника «Технология» §11; стр. 46-54, ответить на вопросы стр. 54 учебника.
  • Слайд 22

    Используемые ресурсы:

    Учебник «Технология» В. Д. Симоненко; 4-е изд. М.; Вентана-Граф, 2013

    Лабораторно-практические работы по техническому труду; В. А. Перов; М. «Просвещение», 1983

    Учебные задания по труду Н. Ф. Якубин, М. «Просвещение» 1991

    Столярное дело, Б. А. Журавлев, М. «Просвещение» 1998

  • Посмотреть все слайды

    Производители

    Всегда можно приобрести набор из всех необходимых инструментов. Наиболее популярными считаются Bahco, а также Sandwik или Narex. Неплохие модели можно встретить у японских компаний. Среди российских изделий стоит выделить инструментарий у .

    Ниже представлен рейтинг самых популярных производителей инструментария.

    Ashley Iles

    Инструмент прекрасно заточен, долго хранит остроту. Фаски довольно качественные. Рукоять создается из дерева бубинга и отличается удобством (одинаково хорошо с инструментом могут управляться обладатели больших и маленьких ладоней). Однако края петлей из латуни в месте примыкания к рукояти слишком остры. Бренд выпускает наборы из 11 и 4 инструментов, которые не предусматривают скатку или короб.

    Narex

    Инструменты среднего качества, но набор отличается неплохими техническими характеристиками. Рукояти созданы из бука, однако они «грешат» несбалансированностью. Дополнительного выравнивания требуют основания клинков, но затачивать их просто. Бренд выпускает наборы из 10, 3 и 4 инструментов. Футляр из дерева или скатка в набор не входят.

    Blue Spruce

    Каждый инструмент создается вручную, в ходе испытаний эти стамески показали один из лучших результатов. Ручки созданы из клёна и пропитаны смолой. Прибор с легкостью выдерживает удары и ему не страшны механические повреждения. Баски резцов слишком широки, их края заострены.

    Такой вариант хорошо подходит для изготовления угловых соединений, но края придётся немного затупить (это нужно для защиты от возможных травм). Сталь отличного качества, выходит под маркировкой А2. Лучше не использовать для такого качественного инструмента электрическое точило или пробивать его киянкой. Несмотря на высокую стоимость изделий, в наборе не идут скатка или футляр.

    Irwin Marples

    Перед нами представитель очень популярного бренда. Отличие новых моделей состоит в рукояти, которая очень хорошо подходит для использования киянки. Однако менять траекторию движения инструмента во время работы затруднительно. Лезвие быстро теряет первоначальную остроту, как, впрочем, и почти все недорогие инструменты. В ассортименте можно найти наборы из киянки и 3-х стамесок.

    [irp]

    Lee Valley

    Лезвия таких моделей очень легко точить, да и остроту они сохраняют надолго. Однако у некоторых образцов необходимо выравнивать основание, что занимает около 30 минут. Помимо этого, у инструментов слишком острые края, ручки имеют ребристую структуру и их нельзя назвать слишком удобными в работе. Однако стоимость приемлема, и в среднем ценовом сегменте можно найти инструментарий разных размеров и типов.

    Lie-Nielsen

    Ручка инструмента присоединяется креплением в виде «юбочки». Если соединительный элемент ослабеет, то нужна будет подгонка шипа рукояти к углублению крепления. Следует несколько раз ударить часть стыка киянкой, а затем инструментом опять можно будет работать. Стамески создаются вручную, можно приобрести наборы из 9 или 7 моделей. В комплексе с набором предусмотрена скатка из кожи.

    Pfeil

    Швейцарский бренд довольно известен среди отечественных потребителей. Фаска отполирована до зеркального блеска. Модели оснащены мини-фаской. Резцы легко точить, они стойкие и выполнены из первосортной стали. Граненая ручка очень удобна, однако переход у кольца не такой плавный, как хотелось бы.

    Robert Sorby

    Рукоять модели создана из самшита и прекрасно выдерживает работу с киянкой. Однако некоторые пользователи отмечают неудобство в работе, кольцевые обоймы быстро ослабевают. Лезвия оказались самыми маленькими, если сравнивать с другими моделями от других брендов. Из-за этого резцы быстро притупляются.

    Robert Sorby Sheaf River

    Модель отличается необычным дизайном ручек. Рукояти имеют восьмигранную форму, выполнены из ясеня и довольно удобны при использовании. Лезвие быстро затупляется. Традиционные рукояти длиннее данных моделей примерно на 32 мм, а инструменты от этого производителя имеют суженную форму. Их конфигурация рассчитана на плавный переход от кольца к лезвию, что очень удобно в ручной работе.

    Уход за точильными камнями

    Храните точильные камни так, чтобы на их поверхности не собиралась пыль. При использовании точильного камня в конечном итоге его поверхность становится засоренной, забитой смесью масла и металлической пыли. Как только он перестает нормально точить, натрите его парафином и обработайте грубой мешковиной.

    Пропитка камней с водным смачиванием

    Перед использованием такого камня его следует пропитать водой путем погружения. Грубозернистому камню потребуется для насыщения 4 — 5 минут, а твердому тонкозернистому — немного меньше. Храните такие камни в специальных виниловых коробках, чтобы из него не испарялась влага, и он всегда был готов к применению. Другой способ хранения — держать камень в воде. Ни в коем случае нельзя допускать замораживания такого камня — он почти наверняка треснет.

    Восстановление точильных камней

    После определенного срока работ на точильном камне появляется выработка — впадина, откуда стерлись его частички. Выравнивайте камни с масляным смачиванием шлифовкой карборундовым порошком, смешанным с водой или маслом на стекле. Восстанавливать поверхность камня с водным смачиванием можно шлифовкой на карбидокремниевой наждачной бумаге № 200, прикрепленной к стеклу.

    Выравнивание поверхности точильного камня

    Из истории терминологии

    Слово «стамеска» заимствовано из немецкого — Stemmeisen. Немецкое слово Stemmen переводится как «долбление, долбёжная работа, выдалбливание». Этот термин в немецком используется для обозначения именно долота, но тонкого, продвигаемого вперед руками без использования киянки. Для обозначения именно этого вида резцов он и был заимстован русскими мастерами.

    Этот термин, скорее всего, вошел в обиход мастеровых в эпоху реформ Петра I. Интересно, что стамеской чаще всего обозначали плоский ручной инструмент, который в наши дни называется долотом. Вот фрагмент из книги А. А. Пчельникова «Беседы с детьми» (1858 г.): «Вот этим плоским, которое называется стамеской вырезывают и подчищают выпиленные шипы или выдолбленныя отверстия и пр. Полукруглым долотом вынимают и прочищают полукруглыя выемки. Долбежными четырехгранными долотами, широкими и узкими, выдалбливают отверстия, вынимают пазы для вставки в рамы тонких планок и пр.». А в Словаре церковно-славянского и русского языка (том 4, 1847 г.) стамеску определяют как «…род долотца. Стамезка столярныя, плоския и шиповыя». Более подробное определение дают авторы Настольного словаря для справок по всем отраслям знаниям (том 3, 1864 г.): «Стамеска, столярный инструмент, употребляется для выдалбливания дыр и заменяющий долото. Делается из стали, длиной в 4 вершка, шириной до одного вершка» (1 вершок = 4,45 см).

    Когда именно термин «стамеска» стали использовать для обозначения полукруглых резцов, точно неизвестно. Но в изданиях до конца XIX века, найденных нами, этот термин используется именно для обозначения долота, тогда как словом «долото» обозначают резцы разной формы, в том числе полукруглые. В 30-е годы XX в. было выпущено несколько изданий, в которых стамеска бывает разной, в том числе полукруглой. В сложившейся ныне языковой традиции, в том числе в профессиональном лексиконе мастеров деревообработки, стамеска — общее название для резцов подобного плана (чаще всего именно полукруглых), а долото — прямой резец с профилем в виде шестигранника или трапеции, предназначенный для создания пазов, раскалывания материала и других операций.

    О типах ручек стамесок, рекомендации по выбору стамесок и про другие особенности работы с этим видом ручного инструмента читайте в других специализированных статьях на нашем сайте.

    Инструмент для резьбы по дереву.

    Единой классификации инструментов для резьбы по дереву, похоже, не существует. В разных книгах резаками, косяками, клюкарзами, штихелями, гейсмусами и царазиками называются самые разные инструменты. Да ещё попадаются всевозможные перлы изящной словесности, например «полукрутые стамески», или «резцовые угольники», не говоря уже о совсем вульгарном – «крутые косяки».

    Не могу поручиться, что приведённая ниже классификация верная и единственно правильная во веки веков, аминь. И, конечно, не самая полная. Напишу только о тех инструментах, которыми умею пользоваться сам, и за которые могу поручиться. В дальнейшем, описывая подробно разные способы резьбы, рассмотрим каждый инструмент отдельно: где достать, как сделать, как пользоваться, и. т. д.

    Ножи:

    Всякий нож, будь то нож для резьбы по дереву, или просто кухонный разделочный, обязательно имеет носик, обушок, пятку, хвостовик и рукоятку. По этим признакам легко отличить ножи от других инструментов. В резьбе по дереву применяются такие ножи:

    Резаки. Резчики, в разговоре, часто называют их просто ножами.Они бывают разных форм и размеров, но у всех у них режущий угол ровно тридцать пять градусов. Резаки – это самый важный инструмент среди ножей, и, наверно, среди всех остальных инструментов. У каждого резчика есть свой любимый резак. Им он и выполняет основную и самую тонкую работу.

    Косяки:

    Косяки. Это ножи, которые используются в плоскорельефной резьбе для прорезки длинных прямых линий, для заоваливания контура и для обработки боковых стенок пазов. Главная особенность косяков – режущий угол, величиной в шестьдесят градусов.

    Вспомогательные ножи:

    Вспомогательные ножи. Как называются эти ножи, я не знаю, что, правда, не мешаетпользоваться ими многие годы. В книгах их называют иногда резаками, а иногда – косяками. Придумывать, по примеру некоторых, очередной шедевр словесности не хочется. Номер первый служит для окончательной доводки криволинейных поверхностей в объёмной резьбе, а номер второй незаменим в резьбе прорезной.

    Стамески:

    1.Прямые:

    Прямые стамески (плоские стамески). Их узнать легко и просто.
    А служат прямые стамески для зачистки и выравнивания плоских поверхностей в резьбе на плоскости.

    2.Полукруглые:

    Бывают по размерам как очень большими, так и очень маленькими. Кроме того, у каждой полукруглой стамески есть высота и радиус загиба.
    Если высота больше радиуса загиба, то стамеска называется крутой, если намного больше – то царазиком, если намного меньше – отлогой стамеской и, если равна – средней стамеской. Основное предназначение полукруглых стамесок – объемная классическая резьба. Применяются они и в плоскорельефной резьбе.

    Клёпики:

    Клёпики бывают самых разных размеров, но форм заточки у них только три: листик, меч и ноготок.

    Первые два так и называют: клёпик-листик и клёпик-меч. Применяют их в плоскорельефной и объёмной резьбе для зачистки фона в труднодоступных местах.

    Ноготки:

    Ноготки. Ноготки отличаются от обычных клёпиков формой заточки.
    Она у них напоминает ноготь, за что они и получили такое название. А вот назначение ноготков то же самое – зачистка в труднодоступных местах. Без ноготков, во многих случаях, не возможна красивая чистая резьба.

    Клюкарзы(клюкорезы):

    Так называется группа инструментов, имеющих два загиба по сто двадцать градусов. Это, как Вы, наверное, уже догадались, делается для того, чтобы, при резьбе, не задевать рукояткой обрабатываемую плоскость. По назначению же, клюкарзы бывают самые разные. Существует клюкарза-полукруглая стамеска, клюкарза-ноготок и. т. д.

    Гейсмусы(Эйсмусы, ейсмусы):

    Гейсмусы. Их часто называют уголками, но это не правильно.
    Гейсмус – он и есть гейсмус. Самый лучший угол загиба – сорок пять градусов.

    Штихеля:

    У штихелей всегда есть угол загиба в пятнадцать градусов. Рукоятки у них чаще всего в виде грибка. Все эти признаки верны только для инструмента для резьбы по дереву. Штихеля для резьбы по кости, или, например, по металлу выглядят совсем по другому. Служат штихеля для разных целей и применяются в разных видах резьбы.

    Ложечники:

    Ложечники (ложечные ножи). Самый лучший ложечник – это заточенное колечко с приваренным к нему прутком. Существуют и другие варианты исполнения, но все они менее удобны в работе. Ложечники нужны для удаления большого объёма материала в углублениях и для обработки внутренних стенок при изготовлении посуды. Применяют их и в плоскорельефной резьбе.


    А ещё во всех без исключения видах резьбы используются обычные свёрла, вставленные в рукоятки. Согласитесь, что не всегда удобно сверлить дрелью отверстия в поделке, которая уже на половину сделана. В тиски её не зажмёшь, да и точность не та.

    Давным-давно, ещё, когда я был маленьким, вышла в свет книга группы авторов – А. А. Абросимовой, Н. И. Каплан,
    Т. Б. Митлянской. Книга называлась – «Художественная резьба по дереву, кости и рогу ». Там-то и был впервые опубликован вот этот рисунок, который, с тех пор путешествует из книги в книгу.
    Нож, изображённый на рисунке, я, когда-то, с дуру, сделал. Скопировал всё один к одному, точно соблюдая все размеры пропорции. Резать таким ножом очень трудно. Практически – невозможно. Вот если заточить его не стой стороны, что указана, а с противоположной, а рукоятку вывернуть наизнанку, тогда ещё что-то получается.

    Со стамесками тоже не всё понятно. Что за рукоятка такая, в пол ладони? К тому же, судя по рисунку, они все отлогие. Такие стамески, действительно, можно использовать для скульптурной резьбы, но, лучше, как вспомогательный инструмент. Иначе, процесс создания скульптуры грозит растянуться во времени до бесконечности. Для полноценной объёмной резьбы по дереву совершенно необходим набор крутых стамесок. К тому же, одними стамесками и ножом пользоваться, конечно, можно, но не желательно. Существует ещё множество инструментов, которые можно и нужно использовать в объёмной резьбе.

    Хорошие клюкарзы (или клюкорезы, это уж как кому нравится), имеют два загиба ровно по сто двадцать градусов – ни больше, ни меньше. В магазинах же, чаще всего встречаются инструменты с загибами по девяносто градусов, или с разными углами загибов. Никогда не берите их, если только Вы не мазохист. Замучаетесь! Лезвие будет постоянно врезаться в глубь дерева, и оставлять неровные борозды, вместо того, чтобы тихо- мирно выбирать фон.

    А ещё, бывает, встречаются клюкарзы с правильными загибами, но с настолько короткой перемычкой, что расстояние между основанием и режущей частью меньше, чем радиус рукоятки. Покупая клюкарзы, помните, что цель их существования на этой планете в том, чтобы можно было обрабатывать плоскость, не шкрябая рукояткой по дереву.

    Chisel Stock-Fotos und Bilder – Getty Images

    • CREATIVE
    • EDITORIAL
    • VIDEOS

    Beste Übereinstimmung

    Neuestes

    Ältestes

    Am beliebtesten

    Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

    Lizenzfrei

    Lizenzpflichtig

    RF und RM

    Durchstöbern Sie 5.

    927 долото Stock-Photografie und Bilder. Odersuchen Sie nach chisel stone oder stonemason, um noch mehr faszinierende Stock-Bilder zu entdecken. штамповочные инструменты: meißel – долото stock-fotos und bildersteinmetz meißelt zahlen auf stein – долото stock-fotos und bilderchisel – долото stock-fotos и bilderwood carving – долото stock-fotos und bildermarmor arbeiter, надгробная плита – долото stock-fotos und bildernahaufnahme von mason работа с долотом и молотком на куске мрамора – долото сток-фото и каменщик вырезает числа на здании, лондон, великобритания. – долото сток-фото и бильдернахауфнахме дер руки eines bildhauers, als er einen stein meißelt – долото сток-фото и бильдервуд долото и молоток – долото сток-фото и бильдерстроитель, использующий молоток и долото на кирпичной стене – долото сток-фото и бильдерпоттер – долото стоковые фотографии и бильдерхаммер унд майссель значок auf schwarzem knopf mit weißen rollover – долото сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -symboleengraver-holz arbeiten – долото сток-фотографии и руки держащие молоток и долото – долото сток-фото und bilderoman, sur, верфь, молоток и долото – долото стоковые фотографии и долото на деревянном столе – долото стоковые фотографии и долото крупным планом рабочего инструмента на белом фоне – долото стоковые фотографии и каменщик вырезает числа на здании, лондон , Великобритания. – стамеска стоковые фотографии и каменщик вырезает числа на здании, лондон, Великобритания. – стамеска стоковые фотографии и каменщик вырезает числа на здании, лондон, Великобритания. – долото сток-фотографии и bilderclose-up рабочего инструмента на белом фоне – долото сток-фотографии унд bilderholzarbeiterin meißelt ein stück holz в einer werkstatt – долото сток-фотографии унд bilderused инструменты расположены в ряд. хорошо использованные, потертые ручки, фигурная деревянная гладкая текстура. металлические ржавые и маркированные орудия. – долото сток-фотографии и бильдерточеный текст тени стиль начертания для их фирменного логотипа. векторная иллюстрация. фарбен лейхт Эдитьербар. – долото сток-графики, -клипарт, -мультфильмы и -символкаменщик, использующий долото и молоток для создания скульптуры – долото сток-фотографии и бильдерейнен erfahrenen tischler formen holz mit einem meißel – долото сток-фотографии и вырезанный знак доллара – долото сток-фото und bilderyoung человек, высекающий знак доллара из камня – chisel stock-fotos und bilderminer es toolkit in der vergangenheit, holzstiche, veröffentlicht 1893 – долото сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -набор символов деревянного долото на деревянном фоне – долото сток-фотографии и фотокрупный план долота на белом фоне – долото сток-фото и изображение holz – долото сток-фотографии и инструменты символ – долото сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символыкаменщик за работой – долото сток-фотографии и изображения иллюстрации: meißel – долото сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символоборочные инструменты висят на стене. долото – стамеска сток-фото и бильдеркрупный план № 5 на каменной стене – долото сток-фото и бильдерюнге фрау штейнмец в их мастерской – долото сток-фото и бильдерштейнметц майссельт вайссе стейнброкен вег – долото сток-фото и бильдерштайнметцшнитцерей в дер веркштатт – долото stock-fotos und bildersteinmetzschnitzerei in der werkstatt – долото stock-fotos und bildersteinmetz stehend in der werkstatt – долото stock-fotos und bildersteinmetz meißelt in der werkstatt einen steinblock – долото stock-fotos und bildergemeißelt падший текст иллюстрация стоковой бумаги – chistor vektor -grafiken, -clipart, -мультфильмы и -symboleafrican человек резьба по дереву – долото сток-фотографии и bilderwooden молоток и долото на верстаке – долото сток-фотографии унд bilderholzarbeiten symbole – долото сток-grafiken, -клипарт, -мультфильмы и -symbolevervollkommnen sie ! schärfen ein meißel auf eine oilstone – долото, фото и фото, крупный план из дерева, изготавливаемого вручную. Хойан, Куангнам, Вьетнам.

    Автор: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *