7 способов выкрутить сломанный болт
Это бывает с каждым, кто регулярно имеет дело с крепежом. В один нисколько не прекрасный момент либо болт лопается и большая часть его остается в конструкции, либо грани головки болта «слизываются» и она из шестигранника превращается в что-то близкое к кругу. А вам нужно разобрать конструкцию и освободить отверстие для обратной сборки. Что делать? В этой статье мы собрали для вас 7 простых и не очень способов выкрутить сломанный болт.
Начать можно с того, что для облегчения выкручивания обломок болта можно обработать растворителем ржавчины (например, WD-40), смазать маслом или нагреть (например, паяльной лампой). Чем работать с обломком болта дальше?
Способ №1. Молотком и ударной отверткой. Если болт обломился выше поверхности детали, то поперек края обломка можно упереть отвертку под углом и постучать по ней молотком в нужном направлении. Болт начнет проворачиваться. Переставляя отвертку, можно ударами заставить болт выкрутиться.
Способ №2. Молотком и зубилом. Технология аналогичная, отличается только используемый инструмент.
Способ №3. Молотком и кёрном. Похожий способ, только вместо зубила используется кёрн, и упирается он не в край обломка болта, а в торец ближе к краю. А так всё то же самое: переставляем ударный инструмент и постукиваем по нему, заставляя болт проворачиваться.
Способ №4. Гайкой и сваркой. Поверх обломка болта приваривается бОльшая по размеру гайка или шестигранник, а затем эта конструкция выкручивается любым подходящим инструментом. Главное – не приварить гайку или обломок болта к детали. :)
Способ №5. Экстрактором. Экстрактор – это специальный инструмент (точнее, набор инструментов) для извлечения сломанных болтов и шпилек. По сути, это «саморез по металлу» с конической резьбой. В верхушке сломанного болта высверливается углубление, затем туда вкручивается экстрактор и расклинивается.
После этого экстрактор выкручивается вместе с обломком болта и болт снимается с экстрактора.Способ №6. Дрелью и сверлами. Сначала обломок болта, застрявший в детали, проходится сверлом небольшого диаметра, потом сверлами большего диаметра, пока почти весь металл болта не будет извлечён обратным ходом сверла. Остатки болта выбиваются и извлекаются любым подходящим инструментом. После этого отверстие рассверливается вчистовую и в нем метчиком заново нарезается резьба большего диаметра. В нее ставится резьбовая вставка, головка вставки срезается «болгаркой» вровень с деталью, а в резьбу вкручивается нужный нам болт.
Способ №7. Плоской отверткой. В торце обломка болта любым подходящим инструментом («болгаркой», ножовкой по металлу, сверлом) прорезаем прямой шлиц достаточной глубины, ставим в него плоскую отвертку и выкручиваем.
Какой способ сработает в вашем случае, сказать невозможно. Применяйте разные варианты, исходя из ситуации. А чтобы в такую ситуацию не попадать изначально, пользуйтесь только качественным крепежом, который не подведёт и не сломается в самом неудобном месте. Весь крепёж, который вам нужен – в каталоге компании «Юниформ-Металл»: https://uniform-met.ru/catalog/
как выкрутить остатки и вывернуть сломанный болтик из отверстия, чем высверливать его в труднодоступном месте – rocta
27Авг
Содержание статьи:
- Почему болт вообще ломается
- Чем засверлить и как удалить сломанный болт, чтобы не повредить резьбу
- Подготовка к выкручиванию обломанных болтов
- Как выкрутить сломавшийся болт сверлом с левой спиралью
- Выкручивание сломанного болта при помощи другого
- Чем и как выкрутить обломанный болт: лучшие способы
- Плоская отвертка и молоток
- Вывинтить зубилом
- Керн и молоток
- Приварить гайку сваркой
- Вывинтить шпильку экстрактором
- Высверлить тело
- Как вытащить болт, если он сломался, и ничего не помогает или резьба уже сильно повреждена
- Сломался болт в резьбе, как выкрутить, если экстрактор, сверло или шестигранник тоже сломались в шпильке?
Обратим внимание на ситуацию, которая очень часто возникает при ремонте автомобильной и другой техники. Посмотрим, что делать, если сломал болт: как выкрутить его и достать сломанное тело, чтобы не разрушить резьбу. А это не так просто, как кажется на первый взгляд, особенно если линия повреждения находится в глубине, а не на поверхности.
При этом деталь может стоить очень дорого, быть габаритной, обладать сложной формой. Взять тот же алюминиевый поддон картера: это ответственный функциональный узел, заменить его очень проблематично, а извлекать остатки метиза из него просто необходимо, причем с особенной аккуратностью, ведь его внутренности мягче той стали, из которой изготовлен крепежный элемент. Стоит действовать в зависимости от конкретного случая, ведь способов решения проблемы сразу несколько, но сначала мы расскажем о том, из-за чего она вообще возникает.
Почему болт вообще ломается
В списке наиболее частых причин:
Ржавчина, образующаяся в результате контакта с агрессивной или влажной средой и провоцирующая неравномерный износ и разрушение в наиболее нагруженной точке.
Старость соединения, никак не заметная внешне, за которой следует прикипание двух деталей, отсутствие проворачиваний и обрыв при прикладывании чрезмерных усилий.
Слишком сильная затяжка, повлекшая за собой ненужные напряжения.
Заводской брак, например, исполнение с микротрещинами.
Хорошо, что можно устранить последствия любого из этих поводов – если знать, что именно предпринимать в каждой отдельно взятой ситуации.
Чем засверлить и как удалить сломанный болт, чтобы не повредить резьбу
Это актуально тогда, когда линия разрыва проходит внутри детали. Чтобы выполнить работу с должной аккуратностью, нужно центрировать рабочий инструмент при помощи металлической втулки аналогичного диаметра.
Еще один вариант – сначала расширить отверстие чуть большим сверлом, а после взять меньшее, одинакового с метизом сечения, и уже им убирать остатки крепежного элемента.
Есть и специальные приспособления для центровки – их главным образом используют токари, но для решения нашей проблемы они тоже подходят. Действовать нужно так же, как в прошлом случае: сначала сделать широкое углубление, а затем приняться за извлечение застрявшего тела.
Подготовка к выкручиванию обломанных болтов
Чуть не забежали вперед, ведь прежде всего можно предпринять ряд действий, которые повысят вероятность успешного завершения столь тонкой операции. Они необязательны, но крайне рекомендованы. Итак, чтобы упростить задачу, стоит:
Очистить поверхность, удалив смазку, грязь, посторонние предметы – это позволит увидеть все те мелкие неровности и дефекты, которые раньше были незаметны, и правильно диагностировать характер и степень повреждения.
Залить (впрыснуть) в отверстие ГСМ с проникающим эффектом, допустим, W-40 – это поможет растворить часть ржавчины и отложений.
Прогреть агрегат (функциональный узел, деталь) в проблемном месте газовой горелкой – это частично снимет чрезмерные внутренние напряжения. Но здесь важно не перестараться, ведь если металл хрупкий вроде алюминия, он может и оплавиться.
Постучать по остаткам крепежа подпружиненным или обычным кернером – молотком, несколько раз, легонько. Таким образом вы ослабите посадку.
Как выкрутить сломавшийся болт сверлом с левой спиралью
В два этапа:
Сначала нужно взять обычную насадку и сделать ею центровку.
После вооружиться той, которая вращается против часовой стрелки (пусть она будет чуть большего диаметра) и, действуя ею, постепенно извлекать тело.
Следует соблюдать аккуратность и контролировать направление движения – тогда грани рабочего стержня будут цеплять остатки метиза, подталкивая их вверх, но не разрушая при этом резьбу. Если и возникнут какие-то повреждения, они окажутся настолько незначительными, что вы без труда поправите их метчиком. Этот способ эффективен тогда, когда крепежное соединение еще не сильно заржавело или прикипело.
Выкручивание сломанного болта при помощи другого
Данный метод подходит, если диаметр остатков сравнительно большой. Потому что в теле придется просверлить резьбовое отверстие меньшего размера, в которое затем установить крепеж с левой насечкой и начать его затягивать, заходя все глубже – он будет выталкивать разрушенную ранее деталь.
Минус только в том, что для выполнения задачи требуется дрель, а она далеко не всегда есть под рукой, и придется потратить один новый метиз. Поэтому имеет смысл рассмотреть более легкие в реализации и универсальные в бытовом плане решения, а это отложить про запас, на тот случай, когда не будет другого выхода.
Чем вытащить, высверлить и как выкрутить обломанный болт из резьбы: лучшие способы
Выбор конкретного метода зависит от ситуации, но на практике рассматриваемый нами элемент крепления чаще всего оказывается просто слизанным (из-за низкого качества исполнения). Можно извлекать его и не повреждать резьбу: для этого достаточно аккуратно подточить головку – так, чтобы ее форма стала соответствовать размеру ключа. Ну а если хотите свести риски к минимуму, следует дополнительно пропитать место соединения смазкой – она снизит сопротивление вытягиванию.
Теперь обратим внимание на то, чем вооружиться в случае того или иного повреждения – из-за действия ржавчины, чрезмерного давления или по другим причинам.
Плоская отвертка и молоток
Вот чем выкрутить сломанный болт тогда, когда разрыв произошел выше поверхности резьбы и край образовавшейся поверхности неровный. Здесь необходимо:
Очистить место контакта, внимательно его изучить и найти наибольший выступ.
Приставить инструмент к выбранной точке, размещая под углом; вполне допустимо углубить неровный участок керном, чтобы можно было опереться еще более надежно.
Попробовать провернуть метиз, нанося легкие удары; если не выйдет, по чуть-чуть увеличивать силу воздействия, пока не получится.
Конечно, воплощать этот метод в жизнь следует крайне осторожно, чтобы случайно не повредить соседние элементы или не сделать отверстие слишком глубоким.
Вывинтить зубилом
Еще один вариант того, как вывернуть, высверлить сломанный болт и достать обломившийся заломыш из отверстия в труднодоступном месте. Осуществляется по той же технологии, что и предыдущий: очистили место, нашли точку упора, начали проворачивать. Причем выкручиваться остаток должен достаточно легко и быстро, ведь площадь соприкосновения у инструмента в данном случае больше, чем в прошлом.
Отлично подходит для извлечения метизов с отлетевшим верхом.
Керн и молоток
Подходящий выбор тогда, когда сорвало шляпку или если дефект обнаружился в самом начале резьбы, и под рукой нет отвертки. Посмотрите, наконечник приспособления для нанесения разметки острый и поэтому замечательно подходит для деформации среза. Несколько легких ударов, и вот поверхность уже перестала быть ровной, за нее уже можно зацепиться плоскогубцами и выдернуть застрявшее тело.
Приварить гайку сваркой
Представим, что сломалась головка болта: как выкрутить оставшуюся часть? Оригинальное, но действенное решение – прикрепить к ней что-то, за что можно будет потянуть. Полый крепеж с аналогичной резьбой – идеальный по форме вариант, но как же его зафиксировать? С помощью тепловой обработки с пластическим деформированием!
Для решения, помимо уже названного элемента, нужно взять еще кусачки, а также подключить сварочный аппарат и:
Теперь не составит труда снять вышедший из строя метиз и заменить его.
Также в качестве альтернативы, можно приварить штырь – под углом, и небольшой. Он отлично выполнит роль рычага, за который можно потянуть для извлечения тела.
Решая, как достать и выкрутить остатки болта, если он обломился, многие отдают предпочтение именно сварке – потому что она обладает как минимум 3 преимуществами:
Начать откручивать можно почти без промедления, так как нагрев той же гайки осуществляется сильно и быстро; и это не вредит корпусу детали, ведь он продолжает оставаться холодным. Также, за счет температурного расширения, наблюдается раскоксовывание прикипевшего контакта.
Таким методом не составит труда удалять даже осколки каленых метизов, сделанных из высокопрочной стали, высверливать которые очень долго, сложно и нецелесообразно.
Создается прочный шов между телом и рычагом (расходником), что позволяет вытягивать изношенный элемент кусачками даже с усилием.
Сварка также является удобным ответом на вопрос о том, как вытащить сломанный болт из резьбы, потому что позволяет выкрутить любой остаток метиза – и выступающий из корпуса, и идущий вровень, и даже глубоко утопленный. В первом и втором случае можно прикрепить шайбу с гайкой или рычаг и потянуть, в третьем – вставить металлическую трубку и осуществить наращивание – варианты есть, и каждый из них достаточно прост в реализации.
Вывинтить шпильку экстрактором
Это специализированный инструмент, и он эффективен там, где пасуют подручные средства. Раньше он был клиновидным (конус со специальными гранями) или стержневым, и оба таких варианта забивались в отверстия. Свою популярность получила и винтовая его модель, с нарезанной спиралью. Сегодня же он представляет собой целый набор приспособлений, в который входят втулки, сверла и металлические планки.
Итак, у вас залом болта, как выкрутить его, пользуясь данным устройством:
Залить место контакта смазкой или, если соединение застарело и прикипело, растворителем ржавчины.
Выполнить отверстие (того же диаметра, что и поврежденный крепеж), используя в качестве направляющей одну из идущих в комплекте трубок.
Вбить стержень до глубины заклинивания.
Извлечь элемент инструмента вместе с остатками тела, пользуясь гаечным ключом.
После этого нужно лишь положить изношенный метиз на твердую поверхность и несколько раз легонько ударить по нему, чтобы ослабить силу контакта и снять его с рабочей части инструмента.
Методика того, как открутить заломыш экстрактором, может несколько отличаться в зависимости от того, где именно крепеж угораздило обломаться:
Выше/ниже корпуса двигателя (или другого функционального узла) – необходимо установить направляющую, высверлить отверстие, забить в него стержень, достать поврежденный элемент.
Вровень с поверхностью – следует использовать еще и кернер, для центрирования; а когда наметите точку для расположения втулки, останется лишь повторить вышеназванные операции.
Универсальные наборы хороши тем, что с их помощью можно извлекать не только метизы, но и винты, и даже тонкие шпильки. По цене они вполне доступны, и при покупке лучше отдавать предпочтение экстракторам, изготовленным из закаленной или хромванадиевой стали – они прочнее.
Как правильно высверливать сломанное тело болтика в труднодоступном месте
Это один из самых трудоемких способов того, как достать сломанный болт из резьбы, и применять его на практике стоит лишь тогда, когда других вариантов нет. И не только потому, что он требует времени, – важно соблюсти точность работы. Малейшая оплошность – и внутренние витки корпуса будут повреждены. Кроме того, для реализации метода потребуется целый комплект инструментов:
Дрель по металлу с набором насадок.
Отвертки с разными жалами.
Напильник трехгранный.
Надежные плоскогубцы или, еще лучше, газовый ключ.
Метчик.
Несколько надфилей различных форм и размеров.
Также нелишним будет состав WD-40: напоминаем, им стоит залить рабочую зону за 15 минут до выполнения операций, он растворит часть ржавчины.
Итак, обломило болт, как выкрутить обломившуюся деталь из резьбы при помощи сверления:
Наденьте самую тонкую насадку, включите дрель и сделайте углубление ровно по центру метиза; старайтесь не уходить в сторону, это чревато последующими затруднениями.
Меняйте сверла, постепенно увеличивая их сечение, до тех пор, пока отверстие не будет занимать 1/3 диаметра тела.
Забивайте напильник, причем аккуратно, но плотно, ведь если он не сможет хорошо держаться, вы не сможете вытащить поврежденный элемент.
Возьмите плоскогубцы или газовый ключ, зажмите ими трехгранник и начинайте совершать круговые движения, стремясь вытянуть крепеж.
Должно получиться, но как вывернуть и снять обломившуюся деталь, чем открутить сломанный болт, если он не поддается даже после всех этих действий? Необходимо расширить отверстие до состояния, чтобы в него входил еще один метиз, но поменьше и с противоположной нарезкой (обычно левой). В таком случае второй будет выступать в роли шляпки, после того как ввинтится в первый.
Если не выйдет и это, просто продолжайте увеличивать диаметр и длину углубления – до тех пор, пока давление на остатки крепежного элемента не ослабнет, тогда они начнут шататься и извлечь их не составит труда, воспользовавшись подходящим метчиком.
Напоминаем, что это решение для крайнего случая, в общем же есть более простые, быстрые, удобные варианты.
Как вытащить болт, если он сломался, и ничего не помогает или резьба уже сильно повреждена
В такой сложной ситуации следует высверлить такое отверстие, чтобы его ширина была достаточной для нарезания новых витков. Хотя метиз может быть каленым и плохо поддаваться. Тогда его необходимо подвергнуть тепловому воздействию – нагреть докрасна, – после чего оставить остывать. Категорически запрещено принудительно охлаждать его водой – слишком резкий скачок температур лишь приведет к появлению трещин.
Операцию по медленной смене терморежима необходимо провести несколько раз. Благодаря этому произойдет отпуск и некоторое размягчение металла, и поврежденный элемент станет проще высверлить. Но если корпус детали (агрегата, функционального узла) выполнен из алюминия, следует соблюдать особую осторожность и следить, чтобы поверхность в зоне нагрева не коробилась.
Сломался болт в резьбе, как выкрутить, если экстрактор, сверло или шестигранник тоже повредились в шпильке?
Возьмите раствор азотной кислоты и залейте его в отверстие – это поможет вытравить осколки. Но помните, что стенки двигателя (или другого аппарата) должны быть сделаны из химически инертного сплава.
Будьте готовы к тому, что процесс растянется на 10-20 часов, в зависимости от сечения изношенного крепежа, свойств металла, окружающей температуры. Состав действующего вещества должен быть стандартным – 57% HNO3 и h3O в пропорции 1 к 1 – и помните, что оно токсично, а значит применять его следует с особенной осторожностью, не вдыхая пары.
Случаев бывает огромное множество, но к каждому из них можно выбрать свой метод, отталкиваясь от характера повреждения, размеров осколков и других условий. Главное, что теперь, когда вы знаете сразу несколько вариантов того, как выкрутить и извлечь заломыш (сломанный болт) в труднодоступном месте, вы в любой ситуации сможете реализовать наиболее удобное, простое и быстрое решение по высверливанию. Если требуется помощь специалистов — обращайтесь в компанию «Рокта» и опишите свой случай, мы проконсультируем и предложим изделия для работы на выгодных условиях.
вот как ты это делаешь!
Войти / ЗарегистрироватьсяНазад
English Čeština Свяжитесь с намиК сожалению, такое случается слишком часто: в изделии срывается болт. Очень надоедливый. В идеале, вы хотите решить эту проблему как можно быстрее. Но как вы относитесь к этому? Вы хотите избежать дальнейшего повреждения резьбы при снятии болта. К счастью, есть простой способ сделать это. Извлеките сломанный болт за четыре шага!
Этап 1: торцевое фрезерование излома
Первым этапом является торцевое фрезерование поверхности излома. Для удаления болта можно использовать кусачки для болтов. Dormer P100 был специально разработан для этого. Торцевая фреза лучше всего работает с прямой шлифовальной машиной. У вас нет доступа к этому? Тогда будет достаточно другой машины, если она имеет достаточную скорость.
Шаг 2: создаем центр на плоскости
На следующем этапе мы создаем центр на фрезерованной поверхности. Вы делаете это с помощью болтового центрирующего резака. Для этого идеально подходит Dormer P101. Этот тип заусенцев специально разработан для этой цели. Зачем нужно делать центр? Это облегчает сверление по центральной линии сломанного болта. В противном случае будет трудно правильно снять болт.
Шаг 3: просверлите отверстие как можно глубже
Теперь можно приступать к сверлению! Для этого используйте сверло для твердых материалов, так как болты могут иметь высокую прочность на растяжение. Dormer A117 подходит для труднообрабатываемых материалов и сталей до 1600 Н/мм2, что означает, что также можно сверлить болты 12,9. Эта дрель также хорошо работает в менее стабильных рабочих условиях, таких как ручная дрель. Это делает эту дрель идеальной для удаления болта. Важно просверлить как можно более глубокое отверстие, это уменьшит зажатие болта в отверстии. И на шаге 4 вам нужно иметь достаточное сцепление с экстрактором концов проволоки. В принципе, чем глубже яма, тем больше сцепление.
Шаг 4: извлеките сломанный болт
Теперь мы подошли к последнему и самому важному шагу: извлечению застрявшего болта. Для этого используется экстрактор концов проволоки. Поверните его против часовой стрелки в просверленное отверстие. Экстрактор конца проволоки зафиксируется в отверстии. Затем осторожно поверните. Вы увидите, как сломанный болт выходит из резьбового отверстия. При необходимости заранее добавьте достаточное количество проникающего масла. Миссия выполнена!
Отделка
Очень важна хорошая отделка. Вы, как профессионал, это прекрасно знаете. Поэтому мы рекомендуем тщательно очистить просверленное отверстие. Вы хотите вкрутить новый болт? Затем сначала осмотрите резьбу в отверстии. При необходимости очистите эту резьбу метчиком третьей руки. К сожалению, на практике полностью предотвратить поломку болтов невозможно. Поэтому целесообразно иметь наготове набор для удаления болтов! Так что вы всегда хорошо подготовлены. С этим удобным набором проблема сломанного болта легко решается. Это позволяет быстро вернуться к обычной работе. Зная больше? Не стесняйтесь обращаться за советом к нашим экспертам Dormer!
P10010.7 1 -й стадии вращаемого шарика для удаления сломанного болта, цилиндр с конечным разрезом
Идентификатор материала: 7806115
PSF: P100
Покажите деталь
P10110.7 2ND. ° Countersink
Идентификатор материала: 7806120
PSF: P101
Покажите деталь
A1171.0Стубе. #5007P, для удаления 1/2″ и 12 мм – 97-529-2
Марка: Alden
47,60 долларов США
Добавление в корзину… Товар добавлен
Экстрактор для высверливания сломанных болтов Alden Grabit #5007P
для удаления 1/2″ и 12 мм
- Сломанные болты и шпильки быстро и легко удаляются без повреждения резьбы
- Высококачественная быстрорежущая сталь, термообработанная и прецизионная шпильки
Использовать в обратном направлении только при сверлении и извлечении
Комплект из 4 экстракторов для высверливания для извлечения сломанных болтов диаметром 1/4–1/2 дюйма. 0003
Drill-out — сверло и экстрактор в одном инструменте. Высверливание включает в себя уникальное взаимодействие между сверлом и экстрактором, что обеспечивает максимальный удар и способность к выламыванию. Зазубренный конец инструмента для извлечения приводит к большему крутящему моменту для трудноудаляемых болтов.
Особенности:
- Уникальный наконечник сверла позволяет инструменту оставаться в центре.
- Самоцентрирующийся наконечник сверла предотвращает хождение и блуждание.
- Не требуется шлифовка, центрирование или пилотное отверстие.
- Работает с зубчатыми, неровными и грубыми изломами.
- Дважды закален для дополнительной прочности; приводит к нескольким извлечениям на инструмент.
- Изготовлен из быстрорежущей стали M2. Сталь высочайшего качества, используемая и произведенная в США.
Specifications:
ITEM NUMBER | MODEL | TO REMOVE BOLT OR STUD SIZE |
97-526-8 | 2507P | 1/4″ and 6 mm |
97-527-6 | 3127P | 5/16″ and 8 mm |
97-528-4 | 3757P | 3/8″ and 10 mm |
97-529-2 | 5007P | 1/2 “и 12 мм |
97-525-0 | 4017P | Набор из 4-х годов. |