Ремонт медных радиаторов охлаждения | Компания АВТОКОМ
Никто не станет спорить, что охлаждение двигателя необходимо для его нормальной работы. Для того, чтобы это обеспечить в современных автомобилях есть система охлаждения двигателя. Радиатор охлаждения— основная составляющая данной системы, которая регулярно подвергается вибрациям и воздействию агрессивных сред. Поэтому, неудивительно, что эта деталь перестает справляться со своими функциями и протекает в различных местах. Как следствие, вы рискуете получить серьезные повреждения. Ведь перегрев автомобильного двигателя может привести к необходимости восстанавливать двигатель, а это уже, как говорится, к деньгам. Если не хотите дорого заплатить за то, чего можно было избежать, следите за работоспособностью и своевременно делайте ремонт медных радиаторов охлаждения. В Москве мы настоятельно рекомендуем не тратить время на разъезды и поиски, а позвонить и вызвать нас. АВТОКОМ — мобильная мастерская по ремонту радиаторов, которая делает свою работу качественно и недорого.
Компаний, оказывающих такие услуги в Москве, хватает. Ценовая политика у всех разная, как и качество работ. Тогда резонно было бы спросить, почему же вам нужно обратиться именно к нам? На самом деле, причины есть, и их много.
Ремонт радиаторов в Москве: наши преимущества
1 | Бесплатная диагностика перед ремонтом |
2 | Выездной ремонт радиаторов |
3 | Адекватная стоимость за услуги |
4 | Вы платите за результат |
Сроки ремонта оптимальные |
Мы чиним радиаторы промышленные, а еще радиаторы на спецтехнике, грузовиках, автобусах, легковых авто, внедорожниках и мотоциклах. При этом выполняем все виды ремонта на современном оборудовании быстро и недорого. Выезжаем на место ремонта на полностью укомплектованной профессиональным оборудованием автомобиле.
Схема работы, чтобы починить радиатор (медь), очень простая:
- Свяжитесь с нами, позвоните по телефону +7(905) 506-45-76. Или закажите обратный звонок на сайте. Это, кстати, удобная функция, которая пользуется спросом;
- Мы можем предварительно сориентировать вас по цене, если вы отправите нам фото повреждения на WhatsApp 8-916-452-12-46, или проконсультировать по телефону;
- Выберете удобный способ, где сделать ремонт радиатора охлаждения. Ведь мы выполняем его, как на выезде, так и по адресу в Москве: ул. 6-я Радиальная, 62с1, Завод “Огонек” .А диагностику производим бесплатно и при вас, если вы планируете ремонтировать устройство у нас.
- Согласование цены ремонта радиатора и сроков выполнения работ происходит до того, как мы к ним приступим. Это значит, что никаких сюрпризов и скрытых оплат вас не ждет после завершения. К тому же, все, как правило, происходит очень быстро.
- Далее следует непосредственно устранение неисправностей, пайка радиатора и другие необходимые меры. О том, что и как ремонтируют мы обязательно поговорим, но чуть ниже по тексту.
- Вы принимаете работу, а мы получаем оплату. Это, как вы понимаете, заключительный этап. Хотя сюда же следует добавить то, что мастер даст вам рекомендации по эксплуатации. Это важно и нужно, ведь в большинстве случаев автовладелец провоцирует поломки особенностями эксплуатации.
Особенности ремонта медных автомобильных радиаторов
Часто к поломкам приводят загрязнения радиатора, которые бывают внешние и внутренние. Такое разделение происходит в зависимости от того, как источник загрязнения попал на устройство. Грязь, подтеки масла или камень с обочины, продолжать список можно долго. Но не углубляясь в детали, продолжим.
Следующая причина поломки медного радиатора—повреждения механического характера. Как правило, они приводят к закипанию охлаждающей жидкости. Есть еще одна разновидность— деформации, например, при столкновении автомобиля с другим или с препятствием.
Ну и никуда не деться от того факта, что у каждой детали есть определенный ресурс и срок службы. Поэтому банально, но это так, именно износ радиатора часто становится поводом обращения в сервис по ремонту радиаторов в Москве.
Кстати, материал, из которого изготовлен радиатор, можно определить, так сказать, на глаз:
- медный автомобильный радиатор по цвету красно-коричневый;
- алюминиевый радиатор в машине имеет сероватые оттенки.
И да, отметим еще, что цвет используемого для изготовления детали пластика, как правило, черный.
От чего зависит выбор способа устранения неисправности
Если мы уже знаем, из чего изготовлена деталь, то говоря простым языком, важно понимать:
- где сломалось;
- что сломалось.
Технологии ремонта можно разделить на две группы: аргонная сварка и пайка медных радиаторов. Несмотря на то, что их два, все-же, остановимся на втором способе.
Пайка медных радиаторов
Медь отлично поддается пайке, так как это слабо корродирующий металл. Когда медь плавится, она не подвержена реакциям с кислородом и веществами в окружающей среде. Вот почему не потребуется сложный флюс для пайки, и это тоже преимущество. В результате пайки получаются прочные соединения, которые не деформируются и не вызывают избыточное напряжение внутри. Металлические соединения с помощью пайки по многим источникам можно соединять двумя видами, хотя правильнее, все же, выделить три.
Классификация припоев для медных труб:
- Высокотемпературная пайка (высокотемпературный припой). Это когда температура свыше 450 градусов и доходит до 1850 (по Цельсию).
- Низкотемпературная пайка (низкотемпературный припой), когда градусы находятся в диапазоне 150-450 по Цельсию. Важно, что физические свойства детали под таким воздействием не меняются. В основном этот тип используется в водопроводных и отопительных сетях, так как нагрузки на них не очень существенны.
Припой медь
Разберем следующий важный момент, который нужно затронуть. Как правильно выбрать припой, и что это вообще такое? Начнем с самого понятия. Термопластичный сплав металлов или определенный металл, который соединяет медные детали, называется припой. Что касается процесса, то он прост и понятен. Температурное воздействие расплавляет металл, а за счет распределения по зоне обработки происходит герметизация поверхности. Это как раз то, что нужно, ведь чаще всего именно потеря герметичности приводит к необходимости делать ремонт авторадиатора.
Добавим, что есть два, различных по химическому составу, вида припоя.
Мягкие легкоплавкие припои
Сюда относятся свинец, используемый в чистом виде. Также эта группа включает оловянные припои, свинцово-оловянные, оловянно-медные и медные с серебром. Диаметр труб, подверженных такому ремонту должен быть 6-108 мм. Свинец, кстати, в силу его вреда для организма человека, запрещено использовать для труб, по которым в частные и многоквартирные дома подается вода. Но к теме автомобильные радиаторы это не имеет отношения, поэтому продолжаем. Оловянно-свинцовый припой используется для ремонта автомобильного радиатора из меди.
Твердые тугоплавкие припои для высокотемпературной обработки
Сочетание меди, серебра и цинка в одном сплаве обладает отличной теплопроводностью. Также используется на высоких температурах медь с фосфором и серебро. Диаметр труб при этом виде ремонта колеблется в диапазоне 12-159 мм.
Запаять радиатор (достоинства методики)
- Первоначальная форма детали, подвергающаяся обработке (пайке) не меняется;
- Пайка радиатора охлаждения— это соединение без деформации;
- Высокая герметичность и прочность полученного шва без внутреннего напряжения;
- Радиатор после пайки, и в частности скрепленная область, устойчива к прогреванию;
- Распайка возможна, если возникнет такая необходимость.
Чем паять радиатор: способы
- пайка (паяльник)— один из способов;
- второй— узнать как паять газовой горелкой;
- третий— купить паяльную лампу.
Только не спешите идти в магазин за паяльной лампой, мы не к этому ведем. О том, как запаять медный радиатор пошагово мы рассказывать не будем, так как считаем, что такими действиями можно только навредить. Поверьте на слово, что в АВТОКОМ часто обращаются владельцы авто, которые сначала экспериментировали собственноручно. После того, как ситуация усугубилась, им все равно пришлось обратиться в сервис. Только вот цена у таких экспериментов бывает слишком высокой. Да и времени в итоге потребовалось в два раза больше.
Сколько времени требуется на проведение работ
Если это небольшое повреждение, устранить которое поможет пайка трубок радиатора или, скажем, небольшое механическое повреждение сот радиатора, то это занимает в среднем до часа.
Почему радиатор неремонтопригоден и что делать
Коррозия металла или естественный износ могут стать причиной думать, что уже нельзя починить деталь. Хотя решать это должны не вы, глядя на агрегат. Иногда вид у него очень удручающий, но ситуацию можно спасти. Тем более, что медь, как раз слабо подвергается коррозийным процессам, и, напротив, отлично поддается пайке. Если вам отказал сомневающийся в своих навыках мастер в непроверенном сервисе, то это не значит, что радиатор нельзя починить. Вы, возможно, удивитесь, но замена сердцевины радиатора часто становится альтернативным решением покупке новой детали. И, вместо того, чтобы заменить агрегат полностью, мы предлагаем заменить соты радиатора. Кстати, по-поводу авто с АКПП стоит сказать отдельно. Чаще всего ремонт радиатора коробки передач требует заменить штуцеры радиатора АКПП. Но только профессионал способен быстро установить причину неисправности и принять меры, чтобы сэкономить ваши деньги.
Не тратьте время зря, звоните нам после первого подозрения на неисправность. Чем раньше вы обратитесь, тем больше шансов сделать ремонт радиатора дешево. Так что, почините охлаждение (радиатор) и продолжайте эксплуатировать ваш автомобиль.
Какие автомобильные радиаторы мы принимаем на ремонт:
- Двигателя;
- Отопителя;
- Кондиционера;
- Интеркулера;
- Масляные радиаторы.
АВТОКОМ осуществляет ремонт автомобильных радиаторов, изготовленных из разных материалов:
- ремонт медных радиаторов;
- алюминиевые радиаторы;
- комбинированные модели радиаторов для машин. Это когда соты сделаны из алюминия, а бачки из пластика.
Цены на ремонт радиаторов и интеркулеров
Сказать навскидку, сколько будет стоить починить радиатор охлаждения сложно, но можно, если вы обратились к профессионалам. Предварительно сориентироваться по цене можно, посмотрев наш прайс-лист.
Ремонт радиаторов в Москве на Яндекс картах:
Ремонт медных радиаторов охлаждения в компании АВТОКОМ
Купить радиатор на автомобиль вы успеете всегда. Но не спешите, а позвоните нам в АВТОКОМ и мы отремонтируем деталь. Технология ремонтно-восстановительных работ за более, чем 10 лет успешной работы, известна нашим мастерам досконально. Так что можете даже не переживать, что вас устроит качество, сроки и стоимость ремонта радиатора автомобиля. Звоните и приезжайте к нам, чтобы больше не волноваться за последствия несвоевременной диагностики проблемы.
Как запаять радиатор кондиционера – защита от протечек
Содержание:
- От чего подтекает кондиционер?
- Ремонт радиатора кондиционера своими руками
- Пошаговая инструкция
- Ремонт радиатора изготовленного из меди в домашних условиях
- Пошаговая инструкция пайки радиатора, выполненного из меди:
- Профилактическая проверка кондиционера
Кондиционеры являются спасателями от летнего зноя. Но, к сожалению, она, как и вся другая бытовая техника в доме, имеет свойства иногда ломаться. Причины поломки могут быть разными. Большинство людей, для экономии денежных средств и времени, готовы устранить неисправность своими силами. И, конечно же, многие «самоделкины» задавались вопросом, как запаять радиатор кондиционера в домашних условиях?
От чего подтекает кондиционер?
Самая распространенная жалоба на кондиционеры, это их внезапное протекание. Конденсат, вытекая из под внешнего блока кондиционера, может испортить отделку стен, а если кондиционер расположен непосредственно над розетками, может вызвать короткое замыкание, что чревато возгоранием помещения.
Для того чтобы выявить истинную причину протекания кондиционера, требуется очень тщательно провести осмотр агрегата. Ремонтируя кондиционер собственными руками, стоит обратить внимание на систему диагностики, которая имеется в современных моделях. Она известит о конкретной поломке при помощи мигания определенной светодиодной лампочки, которая расположена на климатическом блоке.
Кондиционер дает течь из-за банальной причины – засорения дренажного клапана. Это происходит когда, кондиционер долгое время не очищался. Для того чтобы устранить проблему, следует несильно дуть в дренажную трубку выходящую на улицу, при этом загрязнение выходит само, под давлением воды.
Следующей причиной может послужить – подтекание фреона. Вода начинает течь с большей интенсивностью, при выключенном кондиционере или включенном режиме обогрева.
Если потёк кондиционер после падения, то возможно произошло выскакивание воздухоотводной трубки. То тогда для исправления проблемы, требуется просто напросто поставить ее на место. Но может быть и такое, что при падении был пробит радиатор кондиционера или деформированы его детали, которые отвечают за важную функцию охлаждения помещения. Он состоит из теплообменников и вентиляторов, по своей структуре очень напоминающий машинный радиатор.
к содержанию ↑
Ремонт радиатора кондиционера своими руками
Если же все-таки вышел из строя радиатор, то прежде чем обращаться в сервисные центры, можно попробовать исправить проблему собственными силами. Для этого требуется запаять кондиционер самому. Это значительно сэкономит денежные средства и время, которое потребовалось бы для ожидания мастера.
Для того чтобы начать производить ремонт радиатора, нужно определить из какого материала он изготовлен. Так как для того чтобы запаять радиатор из алюминия, потребуется больше времени и навыков. А вот для ремонта радиатора из меди или латуни, потребуется не так много времени.
Для того чтобы самостоятельно запаять радиатор кондиционера из алюминия потребуется:
- Неисправный радиатор.
- Горшок, предназначенный для нагрева.
- Паяльник для пайки и нагрева необходимых деталей, с мощностью в 250 Вт. Использование паяльника с меньшей мощностью, не гарантирует качественное расплавления припоя и нагревание поверхности радиатора.
- Канифоль предназначенная для пайки. Ее можно приобрести во многих хозяйственных магазинах. Выглядит как стеклообразная желтая смола.
- Железные опилки.
- Припой, для того чтобы при пайке соединить заготовки.
- Ступка с пестиком.
- Хлористый литий потребуется для приготовления флюса, является активатором.
- Поваренная соль используется в приготовлении флюса, является активатором.
- Криолит.
- Хлористый калий потребуется в изготовлении флюса, в качестве активатора.
- Сернокислый натрий.
к содержанию ↑
Пошаговая инструкция
Как запаять радиатор кондиционера из алюминия в домашних условиях? Первым делом нужно подготовить место для пайки. Нужно произвести очистку от всевозможных загрязнений, жира, пыли, смазки и других подобных веществ. Шлифовальной шкуркой необходимо его зачистить. Деталь, которая будет подлежать пайке, должна иметь сухую поверхность. Так как вода может быть очень опасной при такой работе.
- На зачищенную поверхность детали наносится железноканифольное вещество и производится натирание той части, где будет происходить запаивание, при помощи раскаленного паяльника. Необходимо наблюдать за тем, чтобы канифоль ограждала от открытого воздуха обрабатываемую поверхность металлической основы. В это же время, когда будет происходить растекание, канифоля по всей поверхности, в зону пайки сразу же следует добавить обыкновенный припой из олова и свинца, которым и закрепится запаянная деталь с добавлением железных опилок. Они нужны в качестве абразива для разрушения оксидной плёнки. После чего пайку можно производить обычным способом.
- Для того чтобы при пайке получился высокопрочный и качественный шов, то лучше всего использовать специальные припои, которые состоят из висмута или же плавни. Для этого подойдет следующий рецепт. На девяносто пять грамм олова берется пять грамм частей висмута. Эти компоненты необходимо расплавить при помощи горелки или в специальном керамическом тигле. Таким нехитрым способом можно получить качественный припой.
- Вместо флюса можно использовать плавень, которая при погрузке в доменную печь образует легкоплавкие шлаки. Для его приготовления берется семь процентов поваренной соли, четыре процента сернокислого натрия, двадцать три процента хлористого лития, пятьдесят шесть процентов хлористого калия, а также десять процентов криолита. Все химические вещества необходимо основательно раздробить. Затем все ингредиенты перемешать. Такая смесь очень быстро впитывает в себя влагу, поэтому стоит ее беречь, только в хорошо закрывающемся сосуде.
- На место пайки первым делом наносится плавень. Затем, когда по подогретой поверхности произойдет его растекание, нужно произвести пайку висмуто – оловянным припоем. В процессе пайки стоит тщательно наблюдать за тем, чтобы вся поверхность запаиваемой детали была покрыта этим веществом.
к содержанию ↑
Ремонт радиатора изготовленного из меди в домашних условиях
Запаять радиатор кондиционера своими руками можно при помощи паяльника с мощностью 250 Вт, специального строительного фена – вырабатывающий горячий воздух до 650 градусов Цельсия, флюса и олова.
к содержанию ↑
Пошаговая инструкция пайки радиатора, выполненного из меди:
- Первым делом следует демонтировать кондиционер и тщательно его осмотреть. Определить место протекания в радиаторе можно таким образом: ограничить подачу воды, обесточить кондиционер. Приподнять крышку, под ней находятся воздушные фильтры. Эти фильтры убираются и тогда можно увидеть сам радиатор. После чего берется полтора литровая бутылка. В нее набирается жидкость, которую требуется с особой аккуратностью вылить поверх радиатора. Такое количество жидкости предостаточно, для выявления проблемы. Через окно можно увидеть, как вода течет через дренажную трубку. Если этого не происходит, значит, протекание происходит во внутреннем блоке.
- Для удаления протечки нужно отстегнуть кожух и заглушки. Прямо сверху кожуха находятся специальные застежки, нажимая на них отверткой, его легко можно снять. Под радиатором имеется небольшая емкость, предназначенная для сбора жидкости. Ее необходимо открепить от защелок и вывести в сторону. Но следует соблюдать осторожность, так как емкость подсоединена к дренажному шлангу. Емкость следует тщательно очистить и высушить, а также освободить сливное отверстие.
- Определив место протекания, необходимо высушить, очистить и обезжирить проблемное место. Затем оно обрабатывается флюсом и накладывается олово.
- Все тщательно прогревается при помощи строительного фена и только после этого можно приступать к непосредственному процессу запаивания.
- Если же никак не получается закрепить олово, то следует еще раз обработать поверхность пробоины флюсом.
- После данных манипуляций нужно убедиться в работоспособности радиатора, для этого можно произвести те же действия, что были указаны выше.
к содержанию ↑
Профилактическая проверка кондиционера
После того как была произведена запайка радиатора, кондиционер нуждается в постоянной профилактической проверке, для исключения повторной течи конденсата.
Для этого следует:
- Проверять свои ощущения после каждого включения кондиционера. Не должно быть слишком холодно, но в тоже время должен поступать умеренный прохладный воздух.
- Осматривать наружный блок на наличие инея
- Также при подозрительной ситуации можно сделать пробу масла.
Как использовать радиатор при пайке: краткое руководство
«Этот пост содержит партнерские ссылки, и я получу компенсацию, если вы совершите покупку после перехода по моим ссылкам».
Пайка — один из самых полезных навыков при ремонте электроники своими руками по дому. Это сэкономило мне сотни долларов на счетах за электрику, а один особый инструмент для пайки, радиатор, также помогает мне сэкономить на компонентах.
При пайке убедитесь, что радиатор зажат между соединением и остальной частью компонента или провода. Радиатор отвлечет внимание от компонента, чтобы он не пострадал от перегрева.
Радиаторы — это секретное оружие, которое вы можете использовать, чтобы улучшить свои навыки пайки. Они особенно хорошо работают, когда вы работаете с проводами или термочувствительными компонентами с выводами. В этой статье я расскажу вам, как и зачем использовать радиатор.
Что такое радиатор для пайки и почему это важно?
Пайка (произносится как «sodd-er-ing») — полезный метод соединения электрических компонентов и проводов. Он добавляет наполнитель — припой — в соединение, чтобы сделать чистое и эффективное электрическое соединение.
Пайка – это низкотемпературный метод выполнения таких соединений. В отличие от сварки или пайки, при которых металлы нагреваются до 600 °C или выше, чтобы расплавить их и буквально сплавить вместе, при пайке достаточно достичь температуры 200–300 °C, чтобы обеспечить хорошее соединение. Это делает его гораздо более полезным для электрических применений.
Чрезмерно высокие температуры могут быть особенно разрушительными для электроники, вызывая возгорание компонентов, нестабильное поведение или сокращение срока их службы. Несмотря на то, что пайка является низкотемпературным методом, перегрев по-прежнему остается проблемой, особенно для небольших компонентов.
Радиаторы
За прошедшие годы инженеры изобрели инструмент для решения проблемы перегрева при пайке: радиатор. Специальные инструменты для отвода тепла выглядят как маленькие зажимы, которые помещаются между паяным соединением и термочувствительным компонентом. Радиаторы также можно изготовить с помощью зажимов типа «крокодил».
Радиаторы обычно изготавливаются из легкого металла с высокой теплопроводностью, такого как алюминий. Это дает «путь наименьшего сопротивления» любому избыточному теплу, прикладываемому к паяному соединению. Вместо того, чтобы перемещаться по проводу или кабелю, любое дополнительное тепло будет перемещаться в радиатор и уменьшаться. Это предотвращает перегрев компонентов.
Радиаторы, продаваемые профессионалами, обычно бывают двух видов: одни с закругленными концами, другие с прямыми концами. Те, у которых изогнутые концы, могут быть более универсальными для небольших соединений и выводов. В противном случае большинство электриков рекомендуют радиаторы с прямыми концами.
Другие инструменты для пайки и их назначение
Через секунду я дам вам пошаговое руководство по пайке с радиатором, но сначала давайте представим инструменты, которые мы будем использовать. Некоторые из них необходимы, например сам припой, в то время как другие необязательны (но рекомендуются).
Паяльник
Паяльник необходим для пайки. Некоторые энтузиасты MacGuyver паяли с помощью стандартной зажигалки, но давайте их пока проигнорируем. Если вам нужна точность в пайке, вам нужно купить утюг.
Паяльники бывают разных форм и размеров. Они могут производить сильное тепло (иногда это называют высокой мощностью), выше 500 ° C или от средних до низких температур от 250 до 400 ° C. Некоторые паяльники имеют регулируемую температуру с помощью ручки, хотя они, как правило, дороже.
Одна из самых крутых разновидностей паяльника — паяльник. Обычно они имеют наконечник на соединении двух металлических проводов, что позволяет им очень быстро нагреваться и охлаждаться с помощью электрического тока.
Все паяльники и пистолеты поставляются с жалом, но иногда вам может потребоваться купить другое. Плоские наконечники — вроде наконечника плоской отвертки — отлично подходят для проводов. Наконечники в форме карандаша лучше подходят для таких вещей, как печатные платы.
Припой
Если вы хотите паять, то вам нужен, как вы уже догадались… припой! Что это за странный блестящий материал?
Традиционный припой изготавливается из олова и свинца, обычно сплавленных в соотношении 60/40. Это дает ему температуру плавления около 200 ° C, что делает его чрезвычайно универсальным для создания низкотемпературных соединений для таких вещей, как провода и печатные платы.
Свинец довольно токсичен, поэтому в современном мире, заботящемся о своем здоровье, были изобретены новые припои, не содержащие свинец. Вместо этого эти бессвинцовые припои содержат сплавы олова, серебра, меди и иногда некоторых других металлов. Они работают так же хорошо, но обычно плавятся при несколько более высокой температуре, около 220 °C.
Из-за металлов, из которых он сделан, припой обладает высокой электро- и теплопроводностью. Он легко тает, когда вы пытаетесь его нанести, и как только он затвердеет, у вас будет стабильное электрическое соединение! Предполагая, что вы делаете это правильно, то есть (подробнее об этом позже).
Припой с канифольным флюсомНекоторые разновидности припоя, с которыми вы сталкиваетесь, содержат так называемые «канифольные ядра» или «канифольный флюс». Это кислотный материал, который очищает материалы, на которые вы наносите припой. Для пайки электроники я бы рекомендовал использовать припой с сердечниками из канифоли. Его должно быть легко найти.
Припой обычно продается в катушках, содержащих материал определенной длины или веса. В зависимости от того, что вы паяете, вы должны выбрать определенный тип. Если тепловое повреждение является серьезной проблемой, я рекомендую традиционный припой, так как он плавится при более низкой температуре. В остальном бессвинцовый припой работает нормально.
Держатель и губка для чистки
Это не предметы первой необходимости, но я бы порекомендовал их приобрести. Держатель паяльника — это симпатичная маленькая подставка, на которую можно положить паяльник, когда он не используется. Помните, паяльник может нагреваться до сотен градусов, поэтому лучше не оставлять его просто так, где можно случайно дотронуться до него и обжечься.
Некоторые держатели также имеют держатель для губки. Вы можете смочить губку прохладной водой, а затем протереть жало паяльника о губку, чтобы очистить ее. Это поможет убедиться, что вы не получите кучу липких загрязнений на паяльном соединении.
Руки помощи
Во время пайки одной рукой вы держите утюг, а другой — припой. К сожалению, это не оставляет рук, чтобы держать деталь, которую вы паяете, которая может двигаться, когда вы прикладываете к ней утюг.
К счастью, инженеры решили и эту проблему. Вы можете подобрать подставку с небольшими «руками помощи» — регулируемыми зажимами, которые можно перемещать в самые разные положения — чтобы удерживать провода или компоненты во время пайки.
Особенно, если вы новичок в пайке, это поможет вам делать последовательную и качественную работу. Нет ничего более неприятного, чем провод, который убегает, когда вы касаетесь его утюгом.
Выхлопная система или вентилятор
Если вы когда-либо паяли, то знаете, что при расплавлении припоя появляется небольшой след дыма. Помните, что этот материал сделан из таких металлов, как свинец, олово и медь. Вы не не хотят вдыхать этот газ. Это будет раздражать нос, а если слишком много паять без вентиляции, это может привести к опасным осложнениям для здоровья.
Эту проблему легко решить с помощью простого вентилятора или, в идеале, вытяжной системы. Ведь вентилятор только рассеет газ по рабочему пространству в меньших количествах — он не избавится от него целиком, как вытяжная система.
Вы не будете первым, кто сделает это, если будете паять без вентиляции, но в целом я бы порекомендовал какой-нибудь обдув.
Другие инструменты и материалы
Если вы работаете с проводами, вам могут понадобиться другие инструменты для манипулирования этими проводами, включая (но не ограничиваясь ими) съемники, кусачки или плоскогубцы.
Если вы работаете со схемой на плате, вам, конечно же, понадобится печатная плата. Они бывают разных форм и размеров, и все они имеют различную термостойкость (!), поэтому обязательно выберите тот, который подходит для ваших задач.
Термочувствительные материалы: что нужно знать
Прежде чем вы приступите к пайке, давайте на секунду удостоверимся, что вы ничего не взорвете и не повредите компоненты из-за перегрева.
Это само собой разумеется, но некоторые материалы более чувствительны к теплу, чем другие. При пайке вам не нужно беспокоиться о плавлении проводов. С другой стороны, вы прокладываете изоляцию… Если вы не будете осторожны, вы сожжете ее, расплавите, сделаете ее губчатой или даже подожжете.
Электрические компоненты печатных плат также могут быть подвержены перегреву. Многие из них содержат пластиковые корпуса ТО-92 или ТО-220 на полупроводниках, которые легко плавятся. Другими электронными компонентами, которые могут быть повреждены, являются германиевые диоды, конденсаторы, резисторы, герконы и транзисторы.
К счастью для вас, все, что я только что упомянул, можно легко защитить с помощью радиатора, так как все они содержат провода. Если вы не используете радиатор, эти материалы могут перегреться, особенно самые маленькие. Даже если вы сначала не заметите повреждений, вполне вероятно, что они будут функционировать странно и не будут работать так долго, как ожидалось.
Тепловые данные для компонентов
Если вы не уверены, уязвим ли компонент к теплу или нет, вы обычно можете найти это в его техническом описании.
В техническом описании будет указана максимальная температура перехода . Это самая высокая температура, до которой вы можете нагреть компонент, прежде чем он будет поврежден. Температура паяных соединений обычно достигает 200-250 °C, поэтому убедитесь, что максимальная температура соединения выше, или обязательно используйте теплоотвод.
Спецификации также иногда включают профиль для пайки . В нем изложены шаги по безопасной пайке компонента с подробной информацией о том, как долго его нагревать и при какой температуре нагревать. В некоторых профилях пайки указано, что следует использовать радиатор.
Пайка с радиатором: руководство
Теперь, когда мы рассказали о том, какие компоненты следует опасаться повреждения, и приобрели все материалы для пайки, мы можем перейти к разговору о том, как паять. Вот где будет весело!
Независимо от того, что вы паяете, вот несколько общих процедур, которым необходимо следовать:
- Разогрейте паяльник. Если вы не используете паяльник, это может занять несколько минут. Включите его и будьте терпеливы. Вы хотите, чтобы паяльник имел постоянную температуру во время работы, поэтому дайте ему предварительно нагреться до рабочей температуры, прежде чем начать.
- Зафиксируйте соединение. Если вы работаете с проводами, скрутите два провода вместе, чтобы они сцепились в один кусок. Если вы прокладываете выводы через печатную плату, согните выводы с обратной стороны, чтобы они не двигались. Закрепите соединение, используя руки помощи, если они у вас есть.
- Срезать припой с катушки. Держать всю катушку во время работы немного неудобно. Вместо этого отрежьте кусок, который можно приложить к суставу неведущей рукой. Ваша доминирующая рука будет держать паяльник.
- Нагрейте соединение, затем нанесите припой на соединение. Это, наверное, самая большая ошибка, которую люди допускают при пайке. Не касайтесь паяльником самого припоя! Вместо этого прикладываем к стыку паяльник, нагревая его. Затем прикоснитесь припоем к соединению. Если припой не начинает коптить и плавиться, то продолжайте прикладывать утюг, пока он не начнет.
- Дайте припою остыть естественным образом. Вот еще одна распространенная ошибка: не дуйте на припой — дайте ему остыть естественным путем. Если на него подуть, он может неравномерно остыть и сломать провода. Он также может кристаллизоваться по-другому, что делает его менее проводящим. Так что расслабьтесь — просто дайте ему постоять несколько минут, чтобы он остыл, пока вы занимаетесь (или паяете) чем-то другим.
- Мойте руки, когда закончите. Металлы, содержащиеся в припое, довольно опасны. Вы не хотите их проглатывать, поэтому обязательно вымойте руки, когда закончите работу.
Хорошо, а теперь давайте поговорим о специфике пайки разных вещей, и пробежимся, когда и как можно использовать теплоотвод, чтобы сделать свою работу хорошо. Вы можете паять множество разных вещей, но больше всего я буду говорить о проводах и компонентах для печатных плат.
Пайка проводов с радиатором
Самый простой способ научиться паять — это использовать провода, поскольку они относительно большие, их можно закрепить, они не перегреваются, а если вы что-то испортили, это легко исправить.
ПодготовкаЧтобы подготовить провода, вы начнете с их зачистки. Около половины дюйма каждый должен сделать.
Если вы в конечном итоге захотите прикрыть свою работу по пайке термоусадочной крышкой, вам нужно будет надеть ее на один из следующих проводов. Это тот случай, когда вам абсолютно необходим радиатор — я вернусь к этому через секунду.
Затем возьмите оголенные провода и скрутите их вместе в единое соединение.
Закрепите соединение руками-помощниками или, если у вас нет рук-помощников, положите их на материал, который вы не боитесь немного поджечь, например на кусок дерева.
РадиаторПри пайке проводов радиатор в основном используется для предотвращения повреждения изоляции проводов. Радиатор также может предотвратить преждевременное закрытие термоусадочной крышки.
Все, что вам нужно сделать, это закрепить радиатор на проводе между соединением и изоляцией/термоусадочной крышкой. Это предотвратит передачу тепла по проводу в изоляцию/термоусадочную оболочку и ее повреждение.
Легко, правда?
ПайкаТеперь соединение проводов готово для пайки и герметизации электрического соединения между двумя концами. Следуя приведенным выше советам, вы начнете с предварительного нагрева паяльника.
Когда утюг предварительно нагрет, возьмите его в свою основную руку, а припой — в другую руку. Нагрейте соединение проводов (, а не припой!) паяльником. Время от времени постучите по стыку припоем, чтобы убедиться, что он достаточно горячий, чтобы расплавиться. Достаточно нескольких секунд, чтобы нагреться до нужной температуры.
Когда соединение достаточно горячее, припой плавится и дымит при контакте. Нанесите припой на все соединение.
Дайте косяку остыть, и все готово!
Покрытие стыкаКогда припой остынет, убедитесь, что вы хорошо поработали, проверив устройство, подключенное через стык. Если это сработает, вы готовы скрыть это.
Возьмите кусок термоусадочной пленки, которую вы надели ранее, и наденьте ее прямо на место пайки. Используйте тепловую пушку, чтобы нагреть его, закрыть крышку, и вуаля! Теперь у вас есть хорошо одетый, отлично функционирующий провод.
Пайка сквозных компонентов на печатных платах
Помимо проводов, другим наиболее распространенным случаем пайки является прикрепление материала к печатной плате. Если на печатной плате есть отверстия для прокладки выводов компонентов, это называется пайкой компонентов через отверстия.
Паять печатные платы немного сложнее, чем провода, поскольку соединения меньше. Немного потренировавшись, вы сможете довольно хорошо с этим справиться.
ПодготовкаКак и прежде, вы предварительно нагреете паяльник и закрепите печатную плату. Если компонент, который вы припаиваете, имеет достаточно длинные выводы, согните их на обратной стороне печатной платы, чтобы зафиксировать их на месте.
РадиаторВы будете припаивать компоненты к задней части печатной платы, оставляя место для радиатора на передней части платы. На самом деле, плата сама по себе действует как радиатор, но не полагайтесь на то, что она рассеет все ваше тепло, так как это может повредить другие компоненты или саму плату.
Возьмите радиатор и прикрепите его к проводу на передней стороне платы. Любое тепло, которое передается через вывод, не доходит до компонента; вместо этого он будет отправлен в радиатор.
ПайкаСоединения на печатных платах, как правило, намного меньше и более тонкие. Обычно вы можете использовать более низкую температуру паяльника, потому что печатные платы, как правило, очень теплопроводны.
Когда утюг предварительно нагрет, прикоснитесь им к пересечению грифа и задней части доски, нагревая соединение. Время от времени постучите по нему припоем, чтобы убедиться, что он достаточно горячий. Когда соединение будет достаточно горячим, припой расплавится и начнет дымиться.
Вы должны быть осторожны с количеством припоя, которое вы наносите на соединения печатной платы, подобные этому. Если вы примените слишком много, вы можете вызвать короткое замыкание на плате. Если вы не применяете достаточно, связь может быть не такой хорошей. Вам просто нужно достаточное количество припоя, чтобы скапливаться вокруг соединения и образовывать крошечную выпуклость.
Удалите припой перед паяльником, чтобы припой не затвердел на плате. Дайте ему остыть нормально, не дуя на него.
Обрезка проводовИспользуйте пару кусачек, чтобы отрезать лишний провод за соединением. Если вы оставите слишком много свинца на плате, это может вызвать короткое замыкание и не работать должным образом.
Случаи, когда нельзя использовать радиаторы
Хотя радиаторы отлично подходят для защиты компонентов и проводов при пайке, их нельзя использовать всегда. Например, если выводы или провода очень короткие, может не хватить места для установки радиатора между компонентом и соединением.
ЛужениеБолее сложный метод соединения компонентов на печатных платах называется лужением. В отличие от сквозной пайки, у вас нет достаточно места для подключения радиатора.
Лужение наиболее распространено для печатных плат, в которых нет отверстий. Некоторые компоненты, такие как интегральные микросхемы, не требуют пайки отверстий. Это делает припой более сложным и тонким, к которому нужно подходить более осторожно.
Несмотря на то, что вы не используете радиатор при лужении, я дам вам несколько шагов, как это сделать, чтобы вы могли закончить аккуратную и чистую пайку печатной платы. Обязательно сверьтесь с профилем пайки, чтобы выяснить, насколько горячим должен быть ваш утюг и как долго вам нужно прикладывать его к плате.
ПодготовкаИз рассмотренных нами методов лужение требует наибольшей подготовки. Во-первых, вы предварительно нагреете паяльник и закрепите печатную плату.
При лужении вы наносите на плату немного припоя, прежде чем пытаться прикрепить компонент. На плате должна быть небольшая площадка, куда будет крепиться компонент.
Прикоснитесь кончиком утюга к площадке и нанесите на нее небольшую лужицу припоя. Это «лужит» плату, так что, когда вы хотите применить компонент, припой уже присутствует.
ПайкаВозьмите компонент пинцетом. Используйте паяльник, чтобы нагреть припой, который только что был нанесен на контактную площадку печатной платы.
Опустите компонент на площадку и вытащите паяльник. Если все сделано правильно, это должно обеспечить хорошее соединение между компонентом и печатной платой на одном конце компонента.
На другом конце компонента припаяйте обычным способом, нагревая соединение и постукивая припоем.
Причина, по которой такие компоненты, как чипы, припаяны таким образом, заключается в том, что для выполнения этой работы у вас есть только две руки. Вам нужно держать чип пинцетом, чтобы положить его на плату, а это значит, что вы можете держать только паяльник (но не припой) в другой руке. Для этого припой помещается на плату перед микросхемой.
Как определить, хорошо ли вы припаяли
Теперь, когда вы припаяли соединение, вы можете проверить его, чтобы увидеть, насколько хорошо вы это сделали.
Для проводов это довольно легко определить. Самым большим индикатором хорошей (или плохой) пайки является цвет припоя. Он должен выглядеть блестящим, а не тусклым. Тусклый припой указывает на то, что он не нагревался и не охлаждался должным образом, и может привести к проблемам с проводимостью.
Если вы припаяли к печатной плате, цвет по-прежнему является хорошим индикатором. Применяются и некоторые другие правила. Если вы хорошо поработали, провода не будут ослаблены, и вы не сможете увидеть через отверстие другую сторону.
Особенно при лужении и поверхностной пайке вы не хотите, чтобы припой одновременно касался более одной контактной площадки на печатной плате.
Если ваша пайка соответствует всем этим критериям, поздравляем! Вы проделали хорошую работу.
Резюме
Теплоотводы могут иметь жизненно важное значение для хорошей работы при пайке. Они предотвратят воспламенение или замыкание изоляции проводов раньше, чем вы этого захотите, а также сохранят ваши компоненты и продлят срок их службы.
Чтобы использовать радиатор, вы прикрепите его между паяным соединением и компонентом (или изоляцией). Радиатор отводит любое лишнее тепло, чтобы изоляция и компоненты функционировали должным образом.
Источники:
https://www. instructables.com/Save-your-components-with-a-heat-sink/
https://electronicsclub.info/soldering.htm
https ://electronics.stackexchange.com/questions/3252/what-kind-of-damage-could-a-soldering-iron-do-to-a-component
https://www.instructables.com/How- к припою/
https://www.quora.com/Can-a-transistor-or-other-components-be-damaged-due-to-the-heat-of-a-pairing-iron-during- процесс пайки
https://www.instructables.com/How-to-Solder-a-Through-hole-Component/
https://www.dummies.com/programming/electronics/how-to-check-the- паяные соединения в вашем электронном проекте/
Пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, чтобы заполнить эту форму.Время для прямой обратной связи: насколько хорошо я ответил на ваш вопрос? *
- 1 – Есть решение!
- 2 – Узнал что-то новое
- 3 – Не совсем
- 4 – Совсем нет
Мы очень ценим ваш отзыв!
Отметьте свой рейтинг! (необязательно)
Если вам понравилась эта статья, посмотрите другие мои статьи, которые я написал на эту тему!
Практическое руководство по проектированию: крепление тепловых трубок к сборке
Опубликовано 1 октября 2019 г. автором Rebecca ODay | 2 комментария
Тепловые трубки обычно используются для охлаждения электроники перенос тепла из одного места в другое. Они могут быть частью системы, которая охлаждает определенный очень горячий компонент, но они используются, как правило, многократно, обеспечить охлаждение электронных сборок. Вот некоторые общие приложения методы, используемые при сборке систем охлаждения на основе тепловых трубок.
Пресс-фитинг
Сначала рассмотрим систему охлаждения, в которой несколько тепловых трубок объединены с рядом охлаждающих металлических ребер. Как показано, ребра могут быть механически запрессованы на тепловых трубках, в результате чего получается структура, подобная той, что показана на рис. 1.
Рис. 1. Штампованные металлические пластины, размещенные на концах некоторых тепловых трубок от трубы к ребрам, где он рассеивается в воздухе. Эти ребра обычно штампуются из листового металла, а также проштампованы отверстия. При правильном размере ребра плотно прилегают к поднятым тепловым трубкам. Теплопередача обычно очень хорошая. Для оптимизации теплопередачи ребра можно припаять к трубам, но запрессовка в узкие отверстия должна обеспечить более чем достаточную производительность.Пайка
Другие концы этих радиаторов впаяны в пазы на алюминиевой пластине. (Рисунок 2) Это алюминиевая пластина, а тепловые трубки медные. Для пайки нам нужно никелировать алюминий. Затем в канавки добавляется паяльная паста, после чего в канавки вставляются тепловые трубки.
Рис. 2. Тепловые трубки, впаянные в канавки на никелированной алюминиевой теплораспределяющей пластине.Паяльная паста обычно представляет собой низкотемпературную паяльную пасту. обычно на основе сплавов олова и висмута с температурой плавления около 138°С. Это важно, потому что вы действительно не можете довести тепловые трубки до температуры выше 250°C. иначе вода в тепловых трубках закипит и тепловые трубки лопнут. Так, в процессе сборки в эти канавки вкладывалась паяльная паста, затем вставьте тепловые трубки, а затем зажмите их каким-либо приспособлением, чтобы поддерживать контакт.
Затем вся сборка проходит через печь для оплавления паяльной пасты. Печь оплавления будет точно контролировать температуру воздуха внутри, а также будет иметь какой-то циркуляционный вентилятор, чтобы деталь нагревалась равномерно и быстро. Контроль температуры в духовке имеет решающее значение, чтобы избежать превышения максимальной температуры тепловых трубок. Другие методы оплавления для нагрева сборки могут включать паяльник, горелку или термофен. Но эти методы могут быть рискованными и сложными. Трудно равномерно нагреть деталь и контролировать температуру, которой подвергается тепловая трубка.
Термоэпоксидные смолы
В среде прототипа вы можете использовать эпоксидную смолу для крепления тепловых трубок к узлам. Доступен ряд теплопроводящих эпоксидных смол. Их теплопроводность колеблется от 1 до 6 Вт/мК. Когда тепловая трубка заливается эпоксидной смолой в сборку, линия соединения настолько тонкая, что на самом деле не слишком большая разница температур, даже по сравнению с припоем. Может быть разница в несколько градусов, что обычно приемлемо для прототипа, когда вы находитесь в режиме тестирования и знаете, что может быть разница температур в несколько градусов. Это легко вычислить по характеристикам эпоксидной смолы.
Чтобы начать процесс нанесения эпоксидной смолы, сначала вы либо смешиваете эпоксидную смолу, либо используете пробирку для смешивания. Вы наносите тонкий слой в канавку, а затем вставляете тепловую трубку. Показанные здесь канавки предназначены для тепловых трубок, которые предварительно согнуты и очень точно подогнаны. После того, как на месте, плоская пластина, которая идет сверху и зажимается во время периода отверждения эпоксидной смолы.
В данном примере эпоксидная смола отверждается при комнатной температуре. После того, как тепловые трубки установлены и закреплены, сборку можно оставить на некоторое время при комнатной температуре, чтобы эпоксидная смола застыла. На более короткое время сборку можно поместить в печь при высокой температуре — не температуре пайки, но все же достаточно горячей, чтобы ускорить время отверждения.
Фигура 4А. Благодаря достаточно глубоким канавкам тепловые трубки находятся на одном уровне с поверхностью пластины для лучшего теплового контакта с платой. Рисунок 4Б. Благодаря достаточно глубоким канавкам тепловые трубки находятся на одном уровне с поверхностью пластины для лучшего теплового контакта с платой.При встраивании тепловых трубок в поверхность рекомендуется делать канавки немного глубже, чем сами тепловые трубки. Затем вы можете создать приспособление, похожее на негатив этой пластины, с выступающими областями, где находятся эти тепловые трубки. Такое приспособление будет вдавливать тепловые трубки в эти канавки. После эпоксидной смолы или пайки в сборе тепловые трубки и основание будут на одной высоте для оптимального теплового контакта.
В этом случае следует использовать плоские тепловые трубки. Они может максимизировать площадь контакта с поверхностью, где есть горячие компоненты. И в приложениях там, где компоненты не вступают в непосредственный контакт с трубой, часто проще использовать круглые тепловые трубки. Это связано с тем, что круглые тепловые трубы легче изгибаются и имеют несколько лучшие тепловые характеристики, чем плоские тепловые трубки. Так по возможности используем круглые тепловые трубки, но когда они встроены в поверхность, и они имеют контакт с компонентами, тогда мы используем плоское тепло трубы.
Для получения дополнительной информации
Приведенная выше статья взята из описательного видео Advanced Thermal Solutions, Inc., которое можно найти на странице ATS YouTube по адресу: https://www.youtube.com/watch?v= I5CQsBWKtOg
Эта запись была опубликована в How To, Qpedia Thermal eMagazine. Добавьте постоянную ссылку в закладки.
Поиск в блоге ATS
Поиск по категории статей
Поиск по категории статейВыбрать категориюАктивные (6)Воздушное охлаждение (2)Анализ (18)Конференция АТЭС (5)Новости ATS (41)Автомобили (6)Охлаждение аккумуляторов (2)Биотехнологии (1)Корпус ( 6)Примеры реализации (26)CFD (20)Шасси (5)зажим (1)Холодовые цепи (1)Холодные пластины (23)Консалтинг (31)охлаждение (25)Новости в области охлаждения (5)центр обработки данных (15)Преобразователь постоянного тока в постоянный (4) Распределение (1) Централизованное охлаждение (2) Инжиниринг (26) Инженерный и научный чат (27) Визит студентов-инженеров (1) Вентилятор (15) Блок вентиляторов (4) Вентиляторы (18) Геотермальное охлаждение (1) Смазка (2) )Великие события в Бостоне (1)тепло (7)Теплообменники (9)тепловая трубка (23)радиатор (89)крепление радиатора (28)зажим радиатора (9)конструкция радиатора (14)материал радиатора (12)радиаторы (92)распределители тепла (9)теплообмен (6) Праздники (1)Инструкции (10)Как выбрать радиатор (3)IC (1)Модули IGBT (2)Промышленность (3)Новости отрасли (1)Приборы (23)Intel (2)Стажировка (1)Jet Impingement (2)LED (27)Жидкостное охлаждение (48)Макроканалы (2)Производство (10)Маркетинг в действии (2)Massachusetts Tech (3)материалы (4)Медицина (6)MEPTEC The Heat is On (1)микроканалы радиатор (4)Микроканалы (12)Военные (3)Моделирование (7)Нанотехнологии (6)Национальный день теплотехника (1)Новый продукт (1)Атомная энергетика (1)Разгон (1)Пассивное охлаждение (2)Печатная плата (19)PCIe (1)труба (2)полимеры (1)Силовая (6)Силовая электроника (2)Основные характеристики продукции (14)Объяснения Qpedia (1)Qpedia Thermal eMagazine (47)Рециркуляционные чиллеры (2)охлаждение (3)Возобновляемая энергия ( 1)РЧ (2)полупроводник (7)Датчик (6)Серверы (8)SFP/QSFP (3)Моделирование (7)приемник (6)Skive (1)Программное обеспечение (2)Солнечная энергия (1)Твердотельные накопители ( 1) Термография поверхности (1) Синтетическая струя (2) ТЭЦ (3) Термический анализ (12) Термический анализ (44) Тепловое проектирование (67) Тепловые электронные охладители (7) Тепловое проектирование (11) Термопаста (4) Тепловизионные камеры ( 1)Новости тепловой индустрии (5)Материал теплового интерфейса (29)тепловой менеджмент (95)Тепловые исследования (30)Температурное сопротивление (2)Тепловедение (24)Термопары (2)Термоэлектрические охладители (1)Термосифон (1)Обучение (15)Без категории (48)Паровая камера (10)Вебинар (55 )Широкозонные материалы (1)Ветровая энергия (1)Аэродинамическая труба (4)Поиск по названию статьи
Поиск по названию статьи Выберите месяц Сентябрь 2022 г. (2) Август 2022 г. (1) Июль 2022 г. (1) Июнь 2022 г. (1) Май 2022 г. (2) Апрель 2022 г. (2) Март 2022 г. (5) Февраль 2022 г. (6) Январь 2022 г. (7) Декабрь 2021 г. ( 1) ноябрь 2021 (1) октябрь 2021 (3) август 2021 (1) июль 2021 (2) апрель 2021 (3) март 2021 (3) январь 2021 (3) декабрь 2020 (2) ноябрь 2020 (4) октябрь 2020 ( 1) сентябрь 2020 г. (1) июнь 2020 г. (3) февраль 2020 г. (1) январь 2020 г. (1) октябрь 2019 г.(1) сентябрь 2019 г. (1) август 2019 г. (1) июнь 2019 г. (3) май 2019 г. (1) апрель 2019 г. (7) март 2019 г. (5) февраль 2019 г. (5) январь 2019 г. (3) декабрь 2018 г. (3) ноябрь 2018 г. (2) октябрь 2018 г. (2) сентябрь 2018 г. (5) август 2018 г. (2) июль 2018 г. (5) июнь 2018 г. (3) май 2018 г. (1) апрель 2018 г. (2) март 2018 г. (4) февраль 2018 г. (2) январь 2018 г. (3) ноябрь 2017 г. (2) октябрь 2017 г. (3) сентябрь 2017 г. (3) август 2017 г. (5) июль 2017 г. (5) июнь 2017 г. (4) май 2017 г. (2) апрель 2017 г. (2) март 2017 г. (4) февраль 2017 г. (2) январь 2017 г. (2) декабрь 2016 г. (5) ноябрь 2016 г. (3) октябрь 2016 г. (6) сентябрь 2016 г. (4) август 2016 г. (2) июль 2016 г. (3) июнь 2016 г. (1) май 2016 г. (1) апрель 2016 г. (2) март 2016 г. (5) февраль 2016 г. (1) январь 2016 г. (1) декабрь 2015 г. (4) сентябрь 2015 г. (1) август 2015 г. (2) июль 2015 г. (3) июнь 2015 г. (1) май 2015 г. (2) апрель 2015 г. (2) март 2015 г. (7) февраль 2015 г. (5) январь 2015 г. (5) декабрь 2014 г. (1) ноябрь 2014 г. (1) октябрь 2014 г. (1) сентябрь 2014 г. (3) август 2014 г. (2) Июль 2014 г. (3) Июнь 2014 г. (2) Май 2014 г. (2) Апрель 2014 г. (2) Март 2014 г. (6) Февраль 2014 г. (1) Январь 2014 г. (3) Декабрь 2013 г. (3) Ноябрь 2013 г. (1) Октябрь 2013 г. (4) Сентябрь 2013 г. (4) Август 2013 г. (3) Июль 2013 г. (6) Июнь 2013 г. (4) Май 2013 г. (4) Апрель 2013 г. (1) Март 2013 г. (2) Февраль 2013 г. (3) Январь 2013 г. (3) Декабрь 2012 г. (5) Ноябрь 2012 г. (5) Октябрь 2012 г. (1) Сентябрь 2012 г. (1) Июль 2012 г. (4) Июнь 2012 г. (4) Май 2012 г. (5) Апрель 2012 г. (4) Март 2012 г.