КАК ЗАТОЧИТЬ ЦЕПЬ БЕНЗОПИЛЫ — 7 важных заметок
Счастливчик тот, у кого бензопила работает как часы. Ведь гул движка, рев цепки и плавный рез по дереву, все равно, что как по маслу, указывают на то, что инструмент идеально настроен. Однако даже ювелирно отточенные цепки со временем теряют свою остроту. А по мере их затупления падает эффективность и безопасность пилы, превращая некогда мощный инструмент в трудоемкое и потенциально опасное устройство.
В этой статье рассказывается о пошаговой заточке цепи бензопилы. Рассмотрим этот процесс в деталях: от понимания строения звеньев до овладения правильной техникой.
Как понять, что пильную цепь пора точить: 6 признаков
- Снижается эффективность пиления. Это сразу чувствуется, поскольку приходится прилагать больше усилий, чем раньше, чтобы распиливать ствол или срезать ветки. К тому же, пропилы грубовато-неровные — это показатель того, что цепка затупилась.
- Если при распиливании чрезмерно много опилок. Когда зубцы острые, тогда получается крупная и четко очерченная щепа. А затупленная крошит опилки.
- Усиливается вибрация цепки. Пилу труднее контролировать.
- Цепь проскальзывает или отскакивает от ствола. Она не захватывает должным образом ствол.
- Заметна неравномерность высоты зубчиков — если пристальнее присмотреться к цепке.
- Пила выделяет закопченность и быстро перегревается когда работает. Причиной тому затупившаяся цепка, которая создает большее трение.
Важно регулярно осматривать и смазывать цепку устройства, чтобы не падала производительность. Желательно не затягивать с заточкой когда замечен любой из этих признаков. Или же точить через каждые 10 часов использования, в зависимости от того, как часто приходится работать и какую древесину резать.
Конструкция цепи
Цепка состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых играет определенную роль в процессе резки. В таблице обзор основных компонентов пильной цепи:
Если понимать из каких компонентов состоит цепь, тогда проще с нею работать. Будет меньше ошибок.
Как заточить цепь бензопилы напильником
Работу делают поэтапно. Для начала нужно держать под рукой напильник, направляющие для него и любой удобный инструмент для замеров.
Собрав все необходимое, выполняют следующие действия:
- Закрепляют бензопилу
Помещают ее на устойчивую поверхность, например, на верстак, так, чтобы к цепи и направляющей шине было легко подступиться. Включают цепной тормоз, чтобы обездвижить цепку в момент заточки. - Определяют начальную точку
Нужно найти самый поврежденный или самый короткий режущий зуб на цепи. Это будет отправной точкой для заточки. Если зубья внешне в похожем состоянии, тогда можно выбрать любой. Отмечают стартовый зубец маркером или кусочком скотча, чтобы потом было легко его идентифицировать. - Совмещают направляющую
Помещают направляющий инструмент на режущий зуб, убедившись, что он правильно совмещен с угловыми метками на направляющей планке. Направляющая для напильника поможет сохранить правильный угол и глубину при подпиливании. - Затачивают режущие зубья
С установленной направляющей для напильника вставляют круглый напильник в щель зуба (изогнутое пространство между зубом и ограничителем глубины). Начинают затачивать плавно-равномерными движениями под углом верхней пластины режущего зуба. Прикладывают усилие к гребку вперед и ослабевают к гребку назад. Обычно достаточно 3-5 проходов на зуб, иногда больше — в зависимости от состояния цепи. Главное, восстановить остроту режущей кромки на каждом. - Следует переходить от одного зубца к другому
Заточив первый зубец, отключают тормоз и вращают цепку, пока следующий (левый или правый) не окажется в положении для заточки. Снова включают цепной тормоз и повторяют аналогичное затачивание. Продолжают до тех пор, пока все зубья не будут заточены. - Переключаются на другую сторону
Закончив заточку всех зубьев одинаковой ориентации, переключаются на другую сторону бензопилы и затачивают оставшиеся зубцы, выполняя те же действия. - Проверяют ограничители глубины
Когда заточат все зубцы, маркером проверяют высоту направляющих по отношению к резальным зубчикам. Если они выше рекомендуемого зазора, с осторожностью подпиливают напильничком так, чтобы не снять слишком много материала, иначе это скажется на производительности резки. - Повторно собирают и проверяют
Как только все режущие зубья будут заточены и выверены, отключают цепной тормоз, снова собирают все снятые компоненты и запускают бензопилу, чтобы проверить ее работу. Если цепь режет плавно и легко, значит затачивание прошло успешно.
В копилку знаний: Как настроить краскопульт: разбираемся с 3 регуляторами пневмоинструмента
Заточка на станке
Точить на электроточиле гораздо быстрее и получается точнее. На станке шлифовальный круг вращается с оптимальной скоростью для последовательного затачивания. Конечно же процесс может незначительно различаться между моделями машин, поэтому стоит просмотреть инструкцию производителя прежде, чем браться за работу. Однако общая схема сводится к единому.
Сначала собирают все необходимые инструменты и принадлежности, например, подходящий шлифовальный круг для цепи, защитные очки и перчатки. Бензопилу закрепляют на устойчивой поверхности и включают цепной тормоз, чтобы не было никаких движений при затачивании.
Станок для заточки тоже фиксируют так, чтобы он был надежно закреплен. Устанавливают шлифовальный круг так, как того требует инструкция производителя и регулируются настройки станка: устанавливается угол заточки, глубина шлифования и другие параметры. Эти настройки обычно можно найти в руководстве пользователя бензопилы или на сайте производителя.
Затем определяют самый поврежденный режущий зубец-коротыш цепи — он станет начальной точкой при затачивании. Если состояние зубьев более-менее одинаковое, тогда начинают с любого. Отмеряют место, чтобы знать, где начало. Устанавливают шлифовальный круг напротив режущего зубца так, чтобы он был выровнен по углу зуба. Шлифкруг должен соприкасаться с режущей кромкой зубца, не касаясь других компонентов цепки. Включают точильный станок и слегка надавливают на режущую кромку зубчика. Чтобы работалось легче, целесообразно использовать встроенные в станок упоры или направляющие для контроля глубины шлифования. Работать нужно не спеша и выверено, чтобы не снять лишнее и не перегреть зуб. В противном случае это ослабит цепь.
Сделав дело, выключают станок, отключают тормоз пилы и поворачивают цепку так, чтобы перейти к следующему зуб той же ориентации (левой или правой). Снова включают цепной тормоз и точат, переходя к следующим зубчикам. Затем переключаются на другую сторону бензопилы и повторяют те же действия для оставшихся. После затачивания проверяют высоту гребней по отношению к режущим зубчичкам. Если какие-либо не пропорциональны зазору, отшлифовуют.
Как только все составляющие будут подточены и отрегулированы, отключают цепной тормоз, собирают все снятые компоненты и запускают бензопилу, чтобы проверить ее остроту. Если цепка режет хорошо, значит все прошло как надо.
Пошаговые действия: Как правильно шлифовать болгаркой дерево — 6 этапов шлифовки
Заточка с помощью болгарки
Использование настольной или угловой шлифмашины требует твердой руки и аккуратной техники работы. Нужно задействовать шлифовальный диск соответствующей зернистости и работать в защитном снаряжении, чтобы обезопасить глаза и руки. Пошагово это выглядит аналогично тем действиям, что описаны выше:
- Шину на бензопиле обездвиживают, включив цепной тормоз.
- На болгарку ставят шлифовальный диск, находят самый поврежденный режущий зубец на цепке или же отмечают любой и затем начинают регулировать угол заточки так, чтобы соответствовал углу режущего зубчика — это где-то 25-35°, в зависимости от того, какая у кого бензопила.
- Шлиф-диск ставят напротив резального зубца, и смотрят, как он выровнен по углу и соприкасается с режущей кромкой.
- Затачивают ее слегка надавливая плавными движениями под углом, переходя от этого к следующему. Нужно следить, чтобы не переусердствовать и не перегревать зубья.
- Покончив с одной стороной, обрабатывают другую. Проверяют высоту гребней и подправляют при необходимости плоским напильником.
- Затем отключают цепной тормоз на инструменте и проверяют работу.
Болгаркой получается быстрее, чем станком или напильником, но это далеко не щадяще для цепки. Она быстрее истончается из-за того, что сильно много снимается стружки с резальной кромки звеньев.
Рейтинг самых популярных: ТОП-10 болгарок: детальный обзор лучших моделей
Заточка цепи на бензопилу дрелью (бормашиной)
Затачивание цепи бензопилы дрелью или сверлильным станком может быть самым действенным вариантом, если все сделать как положено. Для этого понадобится приспособление, которое состоит из направляющей и точильного камня. Работать нужно в очках и в перчатках.
Шину бензопилы ставят на тормоз, настраивают дрель, вставляют приспособление для заточки в патрон надежно затягивают. Точильный камень на насадке должен соответствовать размеру цепи. Выбрав начальный зубец, совмещают насадку для затачивания с режущим зубом под скосом примерно в пределах 25-и, 30-и градусов. Направляющая насадки должна упираться в направляющую шину бензопилы, таким образом помогая поддерживать постоянный скос при затачивании.
Расположив поудобнее насадку для затачивания, включают дрель и осторожно надавливают на режущую кромку зубца — придерживаются при этом постоянного угла. Работают не усердствуя, чтобы не сточить лишнее. Затем выключают дрель, отключают тормоз цепи и поворачивают цепку так, чтобы обточить следующий зуб, потом еще один и так до конца. Закончив работу с одной стороны, работают с другой. Потом проверяют высоту гребней по отношению к режущим зубьям. Если какие-либо выше зазора, подпиливают плоским напильником. Затем запускают бензопилу и проверяют ее работу.
На заметку: Нетрадиционное использование дрели — 4 интересных лайфхака
Техника безопасности
Важно соблюдать меры предосторожности, чтобы избежать травм:
- надевать защитные очки, чтобы уберечься от разлетающихся металлических опилок и мусора;
- работать в прочных перчатках, чтобы свести к минимуму соприкосновение рук с острыми краями и соскальзывания;
- носить рубашку с длинными рукавами, которая оберегает тело.
При использовании инструментов крепко держать их в руках, чтобы не выскользнули и не поранили. При необходимости использовать зажимы или направляющие, чтобы руки не ходили ходуном и был выверенным угол затачивания.
Не торопиться, оставаться сосредоточенным и не усердствовать при оттачивании каждого зубца. В конце работы проверить натяжение — если провисла, подтянуть. Иначе потом в работе могут случаться несчастные случаи, не говоря уже о том, каков будет рез.