Уроки классической хореографии для начинающих: бесплатные видео для самостоятельных занятий
Уроки классической хореографии для начинающих: бесплатные видео для самостоятельных занятий
Классический танец в последнее время популярен во всем мире в силу универсальности. Занятия хореографией полезны для профессионалов, новичков и танцоров любых направлений, от народного танца до брейк-данса. Тренировки помогают похудеть и исправить осанку, дарят хорошее самочувствие и долголетие.
Обучайтесь самостоятельно классической хореографии с лучшими бесплатными видео уроками на сайте ВСЕ КУРСЫ ОНЛАЙН.
Основы классического танца
Первое занятие по классической хореографии немыслимо без изучения позиций рук и ног, а также танцевальной терминологии. Каждое движение имеет традиционное общепринятое название на французском языке. Онлайн урок демонстрирует особенности балетной техники, специфику каждого па, знакомит с основными терминами и позициями. Особенно радует наличие титров, позволяющих безошибочно выучить с трудом воспринимаемые на слух французские названия.
Хореографический станок. Упражнения
Классические хореографические занятия принято проводить у специального балетного станка под классическую музыку или звуки фортепиано. Начинать следует с простого варианта упражнений, показанного в видеоуроке. В домашних условиях станок легко заменить на любую опору комфортной высоты: стул, подоконник, комод.
Классический балет
Преподаватель классического танца Марина Бурляй – автор серии уроков по балету. Рекоммендуем посмотреть урок №1 об основах балетной техники. Как добиться идеальной осанки? Как правильно поворачивать голову? Какие ошибки самые типичные для новичков? Как держать кисти в балете? Все главные правила классической хореографии – в одном десятиминутном ролике.
Основы классической хореографии
Самое необходимое в классическом танце – укрепление корпуса и развитие баланса. Прежде чем перейти к классическим упражнениям у станка (экзерсису), новичкам рекомендуют заниматься специальной гимнастикой сидя на полу. На первый взгляд упражнения кажутся простыми и бесполезными, хотя на самом деле гимнастика воспитывает тело и развивает силу спины, рук и ног. Кроме партерной гимнастики в ролике показаны упражнения для развития стоп и умения стоять на полупальцах.
Плие у станка. Экзерсис
На канале онлайн школы танца можно найти массу полезных материалов для обучения классической хореографии. Видеоуроки достойного качества помогут вникнуть в танцевальные мелочи и учиться с профессиональным подходом. Онлайн-демонстрация фрагмента занятия содержит классическую комбинацию demi-grand plie у станка с пояснением.
Классический танец
Двадцатиминутная тренировка по классической хореографии усложнена отсутствием станка (все движения выполняются на середине зала). Инструктор показывает упражнения для разогрева полупальцев, выработки правильной осанки, развития равновесия. Новички смогут потренировать чувство ритма и научиться плавной смене позиций рук и ног. В процессе тренировки начинающие танцоры сделают растяжку на все тело и выучат основные балетные упражнения: тандю, плие, батманы.
Разогрев перед балетным классом
Хотите тренировку с первой солисткой Мариинского театра Марией Хоревой? Предлагаем онлайн-вариант разминки с балериной. Разогрев необходим перед каждым занятием для более эффективной тренировки и безопасности движений. Мария показывает комплекс для развития гибкости, выворотности, раскрытия таза и профилактики проблем с опорно-двигательным аппаратом. Упражнения подходит в качестве ежедневной разминки для поддержания формы.
Как высоко поднять и держать ногу
Видеоурок раскрывает профессиональные фишки балерин Большого театра. Занятие с Марфой Федоровой научит правильно тренировать силу и выносливость мышечного корсета. В ролике показаны упражнения для пресса, подъема ноги вперед, в сторону и назад. В комплексе с интенсивной растяжкой упражнения дают нужный результат – умение высоко поднимать ногу с длительной задержкой.
Партерный экзерсис
Партер в танце означает движения на полу. В контакте с полом могут выполняться разминки и растяжки, танцевальные фрагменты и классический экзерсис. Хореограф Татьяна Крук демонстрирует выполнение плие, пассе, батманов, релеве и кругов в положении лежа на спине и животе. Партерный экзерсис полезен новичкам, с трудом удерживающим равновесие стоя у станка.
Развиваем руки
Красивые, плавные, мягкие руки – украшение любого танца. Видеоурок представляет сет упражнений от балерины Анны Окуневой, солистки театра имени К.С. Станиславского. Танцовщица делится секретами легких, воздушных движений, учит правильно работать суставами и направлять руки. В ролике есть общетанцевальные рекомендации, полезные танцорам любого уровня.
Учимся крутить пируэты
Пируэты андеор и андедан – самые простые виды вращений. Руководитель шоу-балета «Культурная революция» Кристина Мацкевич записала самую подробную в сети обучалку по технике пируэта. На пути к пируэту новички выучат несколько простых па: плие в 4-й джазовой позиции, пассе, ре тире и другие. На основе показанной технике строятся более сложные элементы: фуэте и шене.
Уроки танцев для начинающих – регулярные занятия хореографией приучают тело к дисциплине, плавности и красоте движений, грациозности и здоровью.vse-kursy.com
Позиции ног и рук в танцах
Основы хореографии
Позиции в танцах – это основное положение тела, рук и ног, из которого начинается совершаться большинство движений. Их не так много. Но с освоения этих положений и начинается обучение любому танцу – как классическому, так и современному. В этой статье мы подробно разберем основные позиции.
Школа классического балета, как и любого танцевального направления, основывается на базовых позициях, которые являются началом и базой основных па. А зародилось все еще в 17-м веке во французской школе балета при Королевской академии музыки. Здесь начала создаваться терминологическая база, а также первые танцевальные позиции, которые впоследствии стали классическими. Основателем всего этого считается Пьер Бошан, балетмейстер Людовика XIV. Все разработки были записаны П. Рамо в книге «Мастер танцев».
Положение ног и рук в хореографии с тех пор практически не изменилось. А издание Рамо стало классическим и было переведено практически на все европейские языки.
Необходимость знаний основ хореографии для танцора
Правильное исполнение танцевальных па напрямую зависит от того, насколько хорошо разучены классические позиции, так как из них начинаются все движения. Поза в классическом танце – самое важное. Существует одно правило для исполнения всех положений – танцор или танцовщица должны стоять прямо, живот втянут, мышцы собраны, осанка прямая, а ягодицы подобраны. Освоение начальных поз считается началом начал в хореографии последние две сотни лет во всех балетных и танцевальных школах. Каким бы легким ни казалось описание этих позиций, они не так просты, как на первый взгляд. Техника выполнения сложна и требует физической подготовленности.
Позиции ног
Основные позиции в танцах ограничены. Их немного – всего шесть для ног и три для рук. О них мы подробнее поговорим дальше. Однако в различных учебниках информация об этом может несколько отличаться. Например, в некоторых изданиях позиций ног пять, а не шесть, но мы будем придерживаться классического варианта. Поясним, почему бывают несовпадения. Базовых позиций – шесть, но вот выворотных всего пять.
Изначально позиции изучаются посреди зала и внимание на выворотность ног не обращается. Особенно если учениками являются маленькие дети или неподготовленные люди. Нужно, чтобы обучающиеся крепко стояли на ногах и не качались, иначе они не смогут повторить ни одного действия. Рекомендованный порядок изучения поз следующий: шестая, первая, вторая, третья, пятая, четвертая (так как она считается самой трудной для освоения).
Первая
По-другому ее еще называют «пятки вместе, носки врозь». Ноги располагаются на одной линии, центр тяжести распределяется по всей стопе равномерно. Очень устойчивая позиция, при которой носки должны быть максимально вывернуты наружу, в идеале – находиться с пяткой на одной линии. Как бы проста ни казалась позиция, повторить ее с первого раза без предварительной подготовки не получится.
Вторая
Позиции в танцах должны быть доведены до автоматизма. Их можно сравнить с азбукой тех, кто решил посвятить свою жизнь хореографии или избрал ее своим хобби. Но вернемся к описанию.
Для того, чтобы встать во вторую позицию, нужно поставить ноги на ширину своей ступни, а затем вывернуть их так, как в первой позиции. То есть носки врозь и на одной линии с пятками. Главное здесь: следить за тем, что вес тела был равномерно распределен между двумя ногами, иначе позиция будет неустойчивой.
Третья
Позиции в танцах – вещь универсальная. В этом и есть главное преимущество. Освоив их один раз, вы можете изучать различные танцевальные виды и направления, начиная от классических и заканчивая современными. Все они будут основаны на этих простых позах. Техника выполнений третьей позиции: ноги, как и всегда, прямые. Пятка правой стопы приставляется к середине левой, носки при этом смотрят в стороны. Довольно непростая позиция, в которой легко потерять равновесие, поэтому лучше подвести учеников к станку и позволить за него держаться.
Четвертая
Наши уроки хореографии продолжаются. Переходим к самой сложной для освоения и правильного выполнения позиции. Начать нужно с того, что выставить правую ногу перед левой на расстояние вашей стопы. Затем обе ноги разворачиваются носками наружу так, чтобы они стали параллельны пяткам. Самая сложная поза для выполнения, поэтому осваивается после остальных.
Существует два варианта этой позиции. В первом пятка правой ноги располагается напротив середины левой ступни. По сути, мы выполняем третью позицию, расставляя ноги. Во втором случае пятка правой ноги должна быть параллельна носку левой, а носок правой – параллелен пятке левой ступни. Последний способ выполнения несколько труднее. Приступать к нему следует только после освоения первого варианта.
Пятая
Ваши уроки хореографии обязательно начнутся с изучения этих позиций. Поэтому сначала можно ознакомиться с теорией, чтобы потом облегчить практику. Итак, чтобы правильно встать в пятую позицию, нужно плотно прижать правую и левую ступни, носки которых направлены в разные стороны. То есть пятка одной ноги смыкается с носком другой. В эту позу легче всего перейти из третьей. И не забывайте о распределении веса и сохранении устойчивого положения. В позиции нужно стоять свободно, так как она является только началом танцевального движения.
Шестая
Самая простая для выполнения поза, которую легко смогут повторить даже новички. Для ее выполнения нужно просто сомкнуть ступни. При этом носки будут смотреть вперед и плотно прижиматься друг к другу. Также поза носит название «ноги вместе». При выполнении всех вышеописанных действий следите за положением корпуса – плечи должны быть раскрыты, ноги предельно натянуты, вес распределяется по всей стопе. Нельзя делать упор только на большой палец. Иначе сохранить равновесие и выполнить позицию правильно не получится.
Позиции рук
Школа современного танца, как и балетная, включает изучение основных позиций рук. Это необходимо потому, что все современные направления хореографии строятся на тех основах, которые были заложены еще в 17-м веке.
Итак, считается, что существует всего три позиции для рук, а все остальные являются их вариациями. Это самая распространенная, хотя и не единственная версия. Начнем с описания базовой позиции. Плечи расправлены, руки опущены вниз, обе кисти смотрят внутрь, близко расположены друг к другу, но не соприкасаются. Локти должны быть немного округлены и находиться на небольшом расстоянии от корпуса, то есть не должны к нему прижиматься. Рука не должна прилегать к туловищу даже под мышками. Пальцы должны быть сомкнуты, но свободны в суставах и мягки. Большой палец обязательно касается среднего. Кисть должна продолжать округлую линию, начавшуюся у плеча, ни в коем случае не смотреться как сломанная (согнутая под острым углом). Если в начале движения большой палец и средний будут разомкнуты, то в процессе начала движения, когда внимание переключится на работу ног, они разойдутся еще больше, и вид кисти станет растопыренным и некрасивым. Расположение рук очень важно. Следите за тем, чтобы кончики указательных пальцев и мизинцев были закруглены. При этом кисть рук не должна быть сведена от напряжения. В любой момент она должна быть готова измениться, поэтому не напрягайте мышцы.
Первая позиция рук
Сначала нужно занять базовое положение, описанное выше. Руки требуется поднять вперед так, чтобы они оказались чуть выше пояса. Локти остаются немного согнутыми, округлая форма сохраняется. Никаких острых углов. Держаться нужно максимально собранно и свободно. Вы должны быть готовы к тому, что в следующую минуту нужно будет начать движение. При этом мышцы рук должны быть напряжены.
var-veka.ru
Классический танец. | Как сохранить здоровье и молодость в любом возрасте!
Классический танец.
Школа классического танца для всех!- это не просто название страниц.
Это скорее призыв ко всем, кому нравится жить и двигаться.
Не важно, сколько Вам лет и какая у Вас подготовка.
Главное, чтобы было желание и
ВСЁ ПОЛУЧИТСЯ!
Скажу больше, я уверена, что Вам ПОНРАВИТСЯ!
Школа классического танца для всех —
это пособие для людей желающих заниматься классическим танцем. Неважно, сколько Вам лет. Главное, чтобы было желание не только познакомиться с некоторыми правилами исполнения движений в классическом танце, но и сохранять собственное тело физически активным и красивым на долгие годы жизни.
Для самых маленьких
Первый год обучения.
В первый годобучения мы знакомимся с основными элементами ( упражнениями) у палочки и на середине.
Первое полугодие первого года обучения мы работаем двумя руками за палочку лицом к палочке из первой позиции, носком в пол.
Во втором полугодии первого года обучения все разученные упражнения мы начинаем работать одной рукой за палочку из третьей или пятой позиции ног.
Упражнения выполняются в медленном темпе и с паузами, в которых необходимо держать корпус подтянутым.
В последующих годах обучения Вы увидите их развитие и усложнение.
Упражнения классического танца служат для правильного развития и укрепления корпуса.
Уроки с 1 по 10
Уроки с 11 по 20
Уроки с 21 по 30
Уроки с 31 по 40
Второй год обучения.
Второй год обучения значительно отличается от первого.
На втором году мы наблюдаем значительное развитие всех изученных на первом году обучения упражнений.
На втором году обучения многие упражнения у палочки выполняются одной рукой за палочку, из пятой позиции, носком на 25° или 45°, часто с подъёмом на полупальцы.
Но тем не менее, при разучивании каждого нового элемента возвращаемся лицом к палочке, двумя руками за палочку.
Наше исполнение элементов далеко от идеального. Объясняется это тем, что мы только ещё учимся, так же, как и Вы.
Главное, что необходимо усвоить из уроков, это то, как скоординировать части тела друг с другом и относительно точек класса. Отработав много раз направления и скоординировав многократно движение в медленном темпе, Вы гарантируете себе более правильное выполнение в конечном варианте в нужном темпе.
Не бойтесь показаться «неумехами», не торопите движение, если оно ещё недостаточно разучено или если Вы не уверены в его правильности.
Если подумать, то правильных или неправильных движений — не бывает. Бывают движения, которые развивают тело и которые его не развивают. Отталкивайтесь от этого. Если движение не развивает Ваше тело, то оно просто ни к чему.
В русской школе классического танца все уроки продуманы и выстроены в нужном порядке, которому стоит придерживаться для лучшего развития и укрепления корпуса.
Возьмите к примеру выворотность. Если Вы не держите с силой группу мышц, которые отвечают за выворотность ноги, Вы не развиваете выворотность, которая при её наличии в конечном итоге позволяет иметь большую амплитуду движения .
Именно об этой «правильности» мы говорили весь первый год обучения. Правильно — это то что развивает тело.
На втором году «правильным» становится то, что развивает Вашу координацию. Но не только. Точность выполнения заданного движения формирует Вас как танцоров профессионалов.
Уроки с 41 по 50
Уроки с 51 по 60
Уроки с 61 по 77
Третий год обучения
Первое, что нам необходимо выработать на третьем году обучения — это устойчивость тела на середине.
Многие упражнения выполняются на полупальцах, как у палочки, так и на середине.
Упражнения делаются в èpaulement и en face во всех направлениях, чередую их.
Уроки 78 — 85
Уроки 86 — 93
Уроки с 94 по 103
Четвёртый год обучения
К этому времени все основные базовые элементы классического танца и правила их выполнения уже усвоены.
На четвёртом году обучения мы должны уделить особое внимание:
-устойчивости на всей стопе и на полупальцах в движениях у палочки и на середине
-правильному переносу центра тяжести со всей стопы на полупальцы и обратно без потери равновесия при поворотах и вращениях
-развитию и усложнению разученных ранее элементов
-ускорению темпа исполнения хорошо разученных предварительно элементов
— и, конечно-же, художественно окраске всех движений.
Дополнительные упражнения
by Альфия Хабирова with .
alfiakhabirova.ru
Методические рекомендации к изучению французских терминов классического танца
МОА УДОД «Дворец пионеров и школьников»
Словарь французских терминов
классического танца
Подготовила: Глухова С.Ю.,
педагог высшей квалификационной
категории
г. Орск, 2013
Методические рекомендации к изучению французских терминов классического танца.
В процессе обучения искусству танца педагог особое внимание должен уделять терминологии. Точное, правильное владение профессиональной лексикой говорит о культуре, о профессионализме, как педагога, так и воспитанников. Для различных видов хореографического искусства, в первую очередь для классического, а также для народно-сценического и историко-бытового танца используется одна общепринятая терминология, которая дает словесное определение танцевального элемента.
Танец своими истоками восходит к глубокой древности, но его терминология сложилась в XVII веке (в 1661 г.) во Франции, в Королевской Академии танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений, дополнений, уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова.
Однако французский язык остался в терминологии столь же обязательным, как латынь в медицине.
Ниже приводится перечень основных терминов классического танца; произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.
Adajio – (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.
Allonge – (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.
Aplomb – (апломб) устойчивость.
Arabesque – (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.
Arrondi – (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.
Assemble – (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.
Attitude – (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.
Balance – (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.
Pas ballonne – (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце – характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou de pied.
Pas ballotte – (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
Balancoire – (балансуар) качели. Применяетсяв grand battement jete.
Batterie – (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied проделывает ряд мелких ударных движений.
Battus – (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.
Bourree pas de – (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
Brise – (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.
Basque pas de – (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.
Battement – (батман) размах, биение; упражнение для ног.
Battement tendu – (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.
Battement fondu – (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.
Battement frappe – (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.
Battement double frappe – (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.
Battement developpe – (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.
Battement soutenu – (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.
Cabriole – (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.
Chain – (шен) цепочка.
Changement de pieds – (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.
Pas chasse – (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.
Chat, pas de – (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.
Ciseaux, pas – (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.
Coupe – (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.
Pas Couru – (па курю) пробежка.
Croisee – (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.
Degagee – (дегаже) освобождать, отводить.
Demi plie – (деми плие) полуприседание.
Developpee – (девлоппэ) вынимание.
Dessus-dessous – (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.
Ecartee – (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.
Effacee – (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.
Echappe – (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.
Pas Emboite – (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.
En dehors – (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.
En dedans – (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.
En fase – (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.
En tournant – (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.
Entrechat – (антраша) прыжок с заноской.
Entrechat-tromis – (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.
Entrechat-quatre – (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.
Entrechat-cinq – (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.
Entrechat-six – (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.
Epaulement – (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.
Exercice – (экзерсис) упражнение.
Flic-flac – (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.
Fouette – (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.
Fermer – (фермэ) закрывать.
Faille, pas – (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.
Galoper – (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.
Glissade – (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.
Grand – (гранд) большой.
Jete – (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.
Jete entrelace – (жетэ антрэлясэ) entrelacee – переплетать. Перекидной прыжок.
Jete ferme – (жетэ фермэ) закрытый прыжок.
Jete passé – (жетэ пассэ) проходящий прыжок.
Lever – (левэ) поднимать.
Pas – (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».
Pas d`actions – (па д`аксион) действенный танец.
Pas de deux – (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.
Pas de trios – (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое озеро» и «Конек-Горбунок» и др.
Pas de quatre – (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.
Passe – (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.
Petit – (пти) маленький.
Petit battement – (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.
Pirouette – (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.
Plie – (плие) приседание.
Pointe – (пуантэ) носок, пальцы.
Port de bras – (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.
Preparation – (прэпарасьон) приготовление, подготовка.
Releve – (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.
Releve lent – (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.
Renverse – (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.
Rond de jambe par terre – (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.
Rond de jambe en l`air – (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.
Royal – (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.
Saute – (сотэ) прыжок на месте.
Simple – (семпль) простой. Простое движение.
Sissonne – (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
Sissonne fermee – (сисон ферме) закрытый прыжок.
Sissonne ouverte – (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.
Sissonne simple – (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.
Sissonne tombee – (сисон томбэ) прыжок с падением.
Soubresaut – (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.
Saut de basque – (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.
Soutenu – (сутеню) выдерживать, поддерживать.
Suivi – (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.
Sur le cou de pied – (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.
Sus-sous – (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.
Temps lie – (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм.
Краткий словарь основных понятий хореографии
Воспитаннику хореографического коллектива желательно знать содержание понятий, употребляемых в процессе его обучения. Предлагаемые ниже понятия составляют суть обучения технологии танца.
Классическая школа танца – система практических приемов по управлению движениями на основе мышечных ощущений, требующая фиксации для закрепления основ, как необходимое условие совершенствования. На ее основе приобретается навык перестройки системы движений. Задача школы – научить студента правилам и приемам, при помощи которых можно управлять устойчивостью, апломбом.
Устойчивость – умение сохранить определенное положение тела в равновесном состоянии. Устойчивость – основа в постижении апломба (равновесия). Студент учится двигаться так, чтобы в любой момент зафиксировать то или иное положение, позу, правильно расположить центр тяжести. Так, для исполнения позы студент мысленно ее представляет, создает образ, настраивает все части тела на ее удержание.
Контроль играет ведущую роль. Он ведется за правильным выполнением движения, вырабатывает устойчивость, апломб, осанку. Контроль осуществляется посредством саморегуляции студента по требованиям преподавателя. Контроль помогает правильно перераспределить работу между группами мышц: включить в нее задействованные в данный период и освободить от нагрузки другие группы мышц.
Повтор – метод усвоения правил, приемов, ощущений. Повтор способствует выработке мышечной памяти, развитию внимания студента к поставленному перед ним заданию, исправлению ошибок как самостоятельно, так и с помощью преподавателя. Повтор способствует закреплению получаемых знании, навыков, умений.
Координация – сочетание правил, приемов и ощущений, согласованных с музыкой. Студент учится сочетать, варьировать их на практике, сознательно организовывать движения заданной формы во времени, пространстве, в рамках образа. Координация помогает управлять всем двигательным аппаратом, создавать образное исполнение, что и определяет артистичность («танцевальность», как ее называют в повседневной жизни).
Элевация (от франц. elevation – подъем, возвышение) – «природная способность танцовщика выполнять высокие прыжки с перемещением в пространстве (пролетом) и фиксацией в воздухе той или иной позы».
Ballon – (баллон, от франц. букв. – воздушный шар, мяч) – составная часть элевации – «способность во время прыжка задерживаться в воздухе, сохранить позу».
Держать крест – удерживать, координировать перекрестное положение конечностей в тех или иных позах, управляя движением. В основе креста лежат правила перекрестной координации мышц всех частей тела: ног, рук, спины, шеи. Школа классического танца использовала естественный принцип перекрестной координации всех четырех конечностей, взяла за основу, развила его и довела до совершенства.
Корпус – включает в себя плечевой пояс, спину и ее мышцы, ребра, мышцы груди и живота. «Стержень устойчивости – позвоночник. Надо рядом самонаблюдений за ощущениями мускулатуры в области спины при различных движениях научиться его ощущать и владеть им» (А. Я. Ваганова).
Опорная нога – так принято в хореографии называть ногу, на которой в данный момент находится вес всего тела и через которую проходит центральная осевая линия.
Работающая нога – так называют условно освобожденную от тяжести ногу, выполняющую какое-либо движение».
En dehors – (ан деор) наружу, движение или вращение от опорной ноги.
En dedans – (ан дедан) внутрь, движение или вращение к опорной ноге.
Preparation – подготовка к движению. Состоит в следующем. Вначале дается информация о музыкальном размере, темпе, ритме, характере предлагаемого движения. Затем делается вдох, руки при этом отражают движение корпуса, приоткрываются из подготовительного положения пальцами в стороны, тоже как бы делая вдох. При вдохе диафрагма поднимается и сохраняет это положение на выдохе.
Затакт – (важный элемент для воспитании исполнителя) в музыке слабая доля перед сильной в начале такта музыкального предложения. Он может быть равен 1/4, 2/8, 3/8 и т. д. В хореографии затакт – сигнал к началу выполнения любого движения, его принято выделять командой «и».
Список литературы
1. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. – Санкт-Петербург: Лань, 2006. – 240 с.
2. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. – Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. – 192 с.
3. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2003. – 416 с.
4. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.метод.пособие / Т. Б. Нарская. –Челябинск : ЧГАКИ, 2005. – 154 с.
5. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И. Тарасов. – Санкт-Петербург – Москва: Лань, 2005. – 512 с.
6. Базарова, Н. П. Азбука классического танца [Текст ] / Н. П. Базарова, В. П. Мей. – Санкт-Петербург: Лань, 2006. – 240 с.
7. Базарова, Н. П. Классический танец [Текст ] / Н. П. Базарова. – Ленинград: Искусство, 1975. – 184 с.
8. Балет [Текст ]: энцикл. / гл. ред. Ю. Н. Григорович. – Москва : Сов. энцикл., 1981. – 623 с.
9. Блок, Л. Д. Классический танец: История и современность [Текст ] / Л. Д. Блок. – Москва: Искусство, 1987. – 556 с.
10. Ваганова, А. Я. Основы классического танца [Текст ] / А. Я. Ваганова. – Санкт-Петербург-Москва: Лань, 2007. – 192 с.
11. Валукин, М. Е. Эволюция движения в мужском классическом танце [Текст ]: учебное пособие / М. Е. Валукин. – Москва: ГИТИС, 2007. – 248 с.
12. Волынский, А. Л. Книги ликований. Азбука классического танца [Текст ] / А. Л. Волынский. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2008. – 352 с.
13. Головкина, С. Н. Уроки классического танца в старших классах [Текст ] / С. Н. Головкина. – Москва: Искусство, 1989. – 160 с.
14. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора. Медицинский взгляд на танцы и
15. тренировки [Текст ] / Джозеф С. Хавилер. – Москва: Новое слово, 2004. – 111 с.
16. Есаулов, И. Г. Устойчивость и координация в хореографии [Текст ]: метод. пособие / И. Г.Есаулов. – Ижевск : Изд-во Удм. ун-та, 1992. – 136 с.
17. Звездочкин, В. А. Классический танец [Текст ] / В. А. Звездочкин. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – 416 с.
18. Ивлева, Л. Д. Анатомо-физиологические особенности обучения хореографии [Текст ]: учеб. метод. пособие / Л. Д. Ивлева. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – 78 с.
19. Костровицкая, B. C. Слитные движения. Руки [Текст ]: учеб. пособие / B. C. Костровицкая. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2009. – 128 с.
20. Костровицкая, B. C. 100 уроков классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая. – Ленинград: Искусство, 1981. – 262 с.
21. Костровицкая, B. C. Школа классического танца [Текст ] / B. C. Костровицкая, А. А. Писарев. – Ленинград: Искусство, 1981. – 262 с.
22. Мей, В. П. Азбука классического танца [Текст ] / В. П. Мей, Н. П.Базарова. – Санкт-Петербург- Москва: Лань, 2005. – 256 с.
23. Мессерер, A. M. Уроки классического танца [Текст ] / A. M. Meccepep. – Санкт-Петербург – Москва: Лань, 2004. – 400 с.
24. Миловзорова, М. С. Анатомия и физиология человека [Текст ] / М. С. Миловзорова. – Москва: Медицина,1972.
25. Нарская, Т. Б. Классический танец [Текст ]: учеб.–метод.пособие / Т. Б. Нарская. – Челябинск: ЧГАКИ, 2005. – 154 с.
26. Новерр, Ж. Ж. Письма о танце и балетах / Ж. Ж. Новерр. – Санкт-Петербург: Лань, Планета музыки, 2007. – 384 с.
27. Основы подготовки специалистов – хореографов. Хореографическая педагогика [Текст ]: учеб. пособие. – Санкт-Петербург: СПбГУП, 2006. – 632 с.
28. Пестов, П. А. Уроки классического танца [Текст ] / П. А. Пестов. – Москва: Вся Россия, 1999. – 428 с.
29. Ромм, В. В. Тысячелетия классического танца [Текст ] / В. В. Ромм. – Новосибирск, 1998. – 160 с.
30. Русский балет [Текст ]: энцикл. / ред. кол. Е. П. Белова . – Москва: Согласие, 1997. – 632 с.
31. Сафронова, Л. Н. Уроки Классического танца [Текст ]: методическое пособие для педагогов / Л. Н. Сафронова. – Санкт-Петербург: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2003. – 190 с.
32. Серебренников ,Н. Н. Поддержка в дуэтном танце [Текст ]: учеб.- метод. пособие / Н. Н. Серебренников. – Ленинград: Искусство, 1979. – 151 с.
33. Соковикова, Н. В. Введение в психологию балета [Текст ] / Н. В. Соковикова. – Новосибирск: Сова, 2006. – 300 с.
34. Тарасов, Н. И. Классический танец: Школа мужского исполнительства [Текст ] / Н. И.Тарасов. – Санкт-Петербург – Москва: Лань, 2005. – 512 с.
35. Эльяш, Н. И. Образы танца [Текст ] / Н. И. Эльяш. – Москва: Знание, 1970. – 239 с.
36. Театр [Электронный ресурс] : энциклопедия. – Т. 1. Балет. – Москва: ООО «Кордис – Медиа», 2003.
dance-akcent.ru
Классический станок – хореография
Обучение классическому танцу начинается у станка. Навыки, полученные у станка, поддерживаются ежедневной тренировкой и основаны на строгих методических правилах.
Занятия по предмету «Классическая хореография» не возможны без детальной отработки упражнений у классического станка.
Значение занятий у станка трудно переоценить, так как именно у станка развивается:
- Мускулатура ног, их выворотность, танцевальный шаг, эластичность ахиллова сухожилья стопы
- Правильная постановка корпуса, распределение веса на двух и на одной ноге, устойчивость (aplomb)
- Общая подтянутость фигуры, характерная для классического танца
- Координация движений танцора
- Постановка рук и головы, красивая осанка
- Ритмичность движений, музыкальность (способность двигаться под музыку), способность выдерживать различный темп музыки.
Последовательность упражнений у классического станка не случайна. Педагог всегда учитывает общие задачи урока, полезность и логичное сочетание движений, степень их трудности. Педагог обычно варьирует количество повторений и степень физической нагрузки на различные группы мышц. Не правильно считается соединять движения в комбинации только для красоты рисунка упражнения или для заполнения музыкальной фразы.
№ |
Время исполнения упражнения |
Название упражнения |
Значение упражнения |
1 |
Plie по всем позициям |
Plie разогревает связки ног для нагрузок |
|
2 |
Battements tendus |
Battements tendus и Battements tendus jetes вырабатывает силу ног, развивает стопу |
|
3 |
Battements tendus jetes |
||
4 |
Ronds de jambe par terre (в конце комбинации port de bras) |
Ronds de jambe par terre развивает вращательную способность тазобедренного сустава |
|
5 |
Battements fondus |
Battements fondus вырабатывает мягкость и эластичность, необходимую для прыжка |
|
6 |
Battements frappes и doubles frappes |
Battements frappes и doubles frappes приучает мышцы действовать быстро и четко, контрастно (стакатто) |
|
7 |
Ronds de jambe en l’air |
Ronds de jambe en l’air разрабатывает подвижность коленного сустава |
|
8 |
Petits battements sur le coup-de-pied (можно сочетать с вращениями у станка) |
Petits battements sur le coup-de-pied развивает стопу, улучшает общую координацию, точку баланса |
|
9 |
Adajio |
Adajio вырабатывает силу бедра и подготавливает ногу к длительной работе на высоте более 90 градусов |
|
10 |
Grands Battements |
Grands Battements способствует развитию внутренних бедренных мышц и сухожилий, является главным в развитии шага. |
|
11 |
Releve |
Releve укрепляет стопу, повышает устойчивость, способность сохранять баланс на высоком полупальце |
Первый год обучения экзерсис у классического станка исполняется на всей стопе. В дальнейшем каждое упражнение начинается на стопе, а заканчивается на полупальце. Педагог уделяет особое внимание выворотности высокого полупальца студента. Затем экзерсис исполняется полностью на полупальце. Занятия на полупальце активнее развивают ахиллово сухожилье, икроножную, ягодичную и трехглавую (бедренную) мышцы танцора. Укрепляется свод стопы, нога приобретает красивую законченную линию и балетную форму.
Занимаясь хореографией у классического станка необходимо следить, чтобы корпус, руки, голова постоянно участвовали в упражнении. Мы тренируем не только ноги! Обязательно нужно соблюдать характер движения, зная правильный перевод термина с французского языка. Каждое упражнение – это своего рода маленький танец.
Если термины и цифры, изложенные выше, для Вас пока не знакомы, этот факт для нас не проблема. Приходите, и мы выучим их с Вами вместе! Хорошая физическая форма, регулярное посещение занятий – вот, что особенно приветствуется у нас среди студентов и педагогов Образовательной программы. Наш девиз: Не стыдно что-то не знать, стыдно ничего не делать, чтобы научиться!
Назад – Статьи о балете
moi-ballet.com
названия и описание. Популярные и классические виды танцев :: SYL.ru
Такое искусство, как танец, начало развиваться на заре появления человечества. Первобытные племена имели свои, особые ритуальные танцы, которые являлись важной частью их традиций и бытия. Их потомки, которые начали строить первые государства, превратили эти телодвижения в часть державной символики. Таким образом появились первые виды танцев, которые в большей степени свидетельствовали о происхождении человека, о его корнях. Сегодня люди танцуют везде, и при этом их движения уже не ограничены какими-либо рамками, которые определяет государство. Что же, рассмотрим более подробно, какие виды танцев бывают в тех или иных уголках планеты и как они становятся популярными во всем мире.
Что такое танец
Данным термином именуется вид искусства, в котором художественные образы передаются посредством пластичных и ритмичных телодвижений. Любой танец неразрывно связан с определенной, подходящей ему по стилю музыкой. В ходе этого «ритуала» очень важны определенные положения тела человека, фигуры, которые он может показывать, переходы от одной позы к другой. Учитывая, какие виды танцев есть в наше время, несложно предположить, что таких фигур и движений просто несчетное множество. Именно поэтому их разделяют на категории, которые во многом зависят от места зарождения конкретного танца, а также от прочих его особенностей (парный, групповой, одиночный и т. д.).
История зарождения танцевального искусства
Еще в период существования первобытных племен зародились самые ранние виды танцев. Названия им давали в зависимости от эмоций, которые они сопровождали. К примеру, племя могло пытаться вызвать дождь после длительной засухи, и для этого сочинялся особый ритуал, в ходе которого люди двигались определенным образом. Посредством ритмичных телодвижений они благодарили своих богов, встречали рождение детей и провожали своих умерших предков. Как вид искусства танец основался в период античности. В это время в Греции и в Риме стали появляться специальные хореографические действа, посвященные богам. Одновременно развиваются и самые первые восточные виды танцев в Вавилоне, Ассирии, Персидском царстве и прочих странах Азии. В эпоху Средневековья данное искусство оказалось за чертой легальности из-за духовных взглядов человечества. А вот с приходом Ренессанса снова стало развиваться и совершенствоваться. В 16 веке появилась такая разновидность хореографии, как балет, которая вскорости стала отдельным видом искусства.
Классика и ее разновидности
Профессиональные танцоры, обучаясь данному искусству с малых лет, изначально осваивают классические танцы. Виды их зависят от того, какая программа взята за основу – европейская или латинская. Объединяет эти две подгруппы старая добрая классическая хореография, которая имеет много общего с балетом. Суть заключается в том, что репетиции проходят именно под классическую музыку, танцоры выполняют растяжки, изучают позиции, плие, пике и прочие хореографические приемы. В дальнейшем качество танца будет зависеть именно от чистоты и правильности выполнения всех этих движений.
Европейская программа
- Медленный вальс. Это золотая классика танца, которая всегда сопровождается соответствующей музыкой в три четверти. На каждый такт танцоры делают три шага, при этом первый основной, второй определяет угол поворота, а третий – вспомогательный, позволяющий перенести вес на другую ногу.
- Танго. Изначально он был народным аргентинским танцем, но позже стал невероятно популярным во всем мире и перешел в категорию европейской классики. Суть его заключается в том, что два партнера двигаются энергично и ритмично под соответствующую музыку (она тоже называется танго).
- Венский вальс. Это своеобразная аналогия простому вальсу, только танцуется он немного быстрее и энергичнее.
- Фокстрот. Это быстрый и яркий танец, который исполняется как в паре, так и в групповом режиме. Его придумал Гарри Фокс (отчего и название) в начале 20 века, и с тех пор его популярность не угасает.
- Квикстеп. Это самый скорый танец из европейской классики. Он исполняется в ритме 4/4, и при этом на минуту приходится аж 50 тактов. Для того чтобы как следует станцевать фокстрот, требуются годы практики и изнурительные тренировки. Важно, чтобы все движения выглядели легкими, непринужденными, и выполнялись с невероятной точностью.
Латиноамериканская программа
Тут будут перечислены популярные виды танцев, которые сегодня часто выходят за пределы классики. На их основе создаются самые разнообразные вариации, позволяющие упростить хореографию и сделать эти танцы доступными для каждого желающего.
- Самба. Бразильский танец, который возник в результате слияния африканских и португальских традиций. Танцуется он под размер 2/4, при этом на минуту приходится до 54 тактов. В классическом варианте исполняется под бой барабанов или других латинских ударных инструментов.
- Ча-ча-ча. Характерен куда более медленной хореографией. Размер – 4/4, на минуту приходится 30 тактов. Наиболее популярен танец на Кубе, где он и зародился в 20-х годах минувшего века. Сегодня он входит в классическую танцевальную программу.
- Румба. Самый медленный и интимный танец, который исполняется всегда в паре. Здесь не важна точность, как в других видах хореографии. Важно лишь, чтобы позы партнеров были очень красивыми, чтобы они образовывали уникальные фигуры, и при этом каждое их движение должно быть максимально пластичным.
- Пасодобль. Этот танец уходит своими корнями в испанскую корриду. Тут партнер часто изображает тореро, а его партнерша – плащ. Суть хореографии заключается в двойном шаге (отчего и название).
- Джайв. Афро-американская хореография, которая возникла также в 20 веке и получила большое распространение в США. Джайв танцуется в режиме свинг, но при этом от современного одноименного аналога сильно отличается. Размер – 4/4, количество тактов в минуту – 44.
Балет
Все ныне существующие виды танцев в той или иной мере основаны на балете. Это искусство официально отделилось от общей хореографии в 17 веке, когда возникла первая Французская балетная школа. В чем особенности балета? Здесь хореография неразрывно связана с музыкой и мимикой выступающих. Как правило, каждая постановка имеет определенный сценарий, потому нередко называется мини-спектаклем. Правда, в некоторых случаях встречаются и «безсценарные» балеты, где танцоры просто демонстрируют свои несравненные и точные навыки. Балет делится на три категории: романтический, классический и современный. Первый – это всегда мини-спектакль на любовную тематику (“Ромео и Джульетта”, “Кармен” и т. д.). Классический может олицетворять любой сюжет (к примеру, “Щелкунчик”), но при этом важным его элементом является хореография, основанная на акробатике и отменной пластике. В рамки современного балета входят разные виды танцев. Тут есть и элементы джайва, и латинской хореографии, и классики. Отличительная черта заключается в том, что танцуется все в пуантах.
Современная хореография
Ныне во всем мире, вне зависимости от традиций и религии, популярны современные виды танцев. Названия их известны каждому, и при этом почти каждый может научиться их исполнять. Такие телодвижения не требуют особой растяжки, подготовки или природной пластики. Главное – влиться в ритм и стать одним целым с музыкой. Сразу отметим, что все танцы, которые будут перечислены ниже, являются основой для так называемой «клубной хореографии». Данные движения быстро разучивает и смешивает между собой современная молодежь, в результате чего получается своеобразный микс, который можно увидеть в любом ночном клубе любого города мира.
Современные танцы
- Тектоник. Возник в 21 веке на основе джампстайла, хип-хопа, поппинга, стиля техно и проч. Всегда танцуется под быструю электронную музыку.
- Стрип-дэнс. Это основа любого стриптиза, иными словами, танец, который может предполагать дальнейшее раздевание. Суть заключается в пластических движениях, а также нередко во взаимодействии с иными предметами. Так зародились знаменитые пул-дэнс, лэп-дэнс и др.
- Гоу-гоу. Эротический танец, который не предполагает раздевания. Нацелен на то, чтобы развлекать публику в клубе. Может содержать любые пластичные элементы, которые будут соответствовать играющей музыке.
- Хакка. Танец, который зародился в Нидерландах, в кругах любителей хардкора. Его движения основываются на музыке в данном стиле.
- Джампстайл. Танец, основанный на прыжках, один из немногих современных, которые танцуются в паре. Но при этом он имеет особенность – партнеры не должны касаться друг друга.
- D’n’B Step. Это исключительно атрибутика стиля «драм энд бейс». Хореография всегда зависит от ритма и темпа музыки.
- Шаффл. Танец появился в Австралии, и основан он на джазе. Все движения, в частности шаги, свойственные этому стилю, исполняются под электронную быструю музыку в более скором темпе.
По сюжету фильма «Шаг вперед»…
После того как вышла первая часть этого замечательного фильма, молодежь активно стала изучать всевозможные виды танцев уличных, для которых характерны фристайл и вместе с тем невероятная пластика и точность движений. Перечислим основные их виды, которые уже стали «уличной классикой»:
- Хип-хоп. Это целое культурное направление, которое зародилось в 70-е годы в Нью-Йорке среди представителей рабочего класса. Оно охватывает не только уникальную хореографию, но и слэнг, моду, манеру поведения и прочие отрасли жизни. В рамках хип-хоп культуры существуют самые разнообразные виды танцев, в большей или меньшей степени сложные в исполнении. Это breaking, DJing, MCing, клубный хип-хоп и многое другое.
- Брейк-данс, который также называют бибоингом. Изначально быть частью хип-хоп культуры, а после, в силу своей уникальности, стал отдельным танцем.
- Crip Walk. Танец, который появился в Лос-Анджелесе. Характерен шагами, которые исполняются в духе импровизации, в очень быстром темпе.
- Поппинг. Танец основывается на быстром сокращении и расслаблении мышц, за счет чего тело человека содрогается. При этом важно соблюдать определенные положения и позы, в которых подобные движения выглядят наиболее эффектно.
В духе народных традиций
В каждом государстве, помимо флага и гимна, имеется еще одна, не менее важная атрибутика – танец. Для каждого народа характерны свои движения, свои ритмы и темпы, которые сложились историческим путем. По особенностям хореографии можно легко определить, какой национальности человек, какую страну он представляет. Такие постановки выполняются преимущественно в группе, но есть некоторые исключения, когда выступают только два партнера. Сейчас мы рассмотрим виды народных танцев, которые являются наиболее популярными во всем мире. Кстати, некоторые из них стали основой классической хореографии, а некоторые послужили отличным стартом для развития уличных танцев.
Танцы народов мира
- Аттан – официальный народный танец Афганистана. Также исполняется многими соседними народами в различных вариациях.
- Гопак – танец народов Украины. Исполняется всегда в национальных костюмах, в очень быстром и энергичном ритме. Для него характерны пробежки, приседания, прыжки и прочие активные телодвижения.
- Трепак – исконно русский танец, который распространен и на Украине. Исполняется всегда в двудольном размере, при этом сопровождается дробными шагами и притопыванием.
- Зика – знаменитый чеченский танец, который исполняется исключительно мужчинами. Как правило, является сопровождающим элементом для важных религиозных событий.
- Краковяк – самый знаменитый польский танец. Исполняется в быстром ритме, всегда с ровной спиной.
- Хоровод. Танец-игра, который ранее был популярен среди многих народов. Правила везде разные, но суть заключается в том, что в хороводе принимает участие огромное количество людей.
- Лезгинка – самое знаменитое хореографическое действо на Кавказе. Его танцуют и чечены, и армяне, и грузины, и азербайджанцы и многие другие народы.
Виды восточных танцев
На востоке искусство танца имело совсем иное развитие, нежели в странах Европы и Америки. Мужчины тут исполняли всегда групповые мини-спектакли, которые сопутствовали какие-то важные мероприятия. Танец женщины – это некое таинство. Жена может танцевать только для своего мужа, причем одна. Такая хореографическая культура распространена испокон веков на территории всей Западной Азии, но в каждой стране она имеет свои особенности. Потому сейчас мы рассмотрим, какие виды танцев бывают в том или ином государстве Востока и чем они характерны.
- Турецкие. Они всегда исполняются в ярких костюмах, под быструю музыку. Характеризуются ритмичными движениями, очень высокой пластикой и даже акробатикой.
- Египетские. Это самая скромная восточная хореография. Костюмы сдержанные, равно как и движения, музыка медленная и размеренная. В египетских танцах нет места фривольным телодвижениям – это считается развратом.
- Арабские. Вот это настоящий простор для импровизаций и вариаций. Если вы знаете, какие виды танцев есть на Востоке и как они исполняются, все приемы и техники можете собрать воедино, и у вас получится отличная постановка в арабском стиле.
- Ливанские. Самые уникальные и необычные. Они сочетают в себе элементы турецкой хореографии и египетской. Потому быстрые и ритмичные движения чередуются с медленными и размеренными. Также для действа характерно использование посторонних предметов (цимбалы, трости и т. д.).
- Персидский танец состоит из изящных движений, в ходе которых главным образом задействуются руки, голова и длинные волосы.
Как появился танец живота
Этот хореографический стиль мечтают освоить почти все женщины мира, но в совершенстве им владеют лишь единицы. Многие приписывают ему ближневосточные корни, но на самом деле танец зародился в Индии. Еще до рождения Христа этот обычай перенесли со своей родины цыгане в Египет, где он и стал популярным. Там начали зарождаться различные виды танца живота, которые совсем скоро распространились по всему Ближнему Востоку. Что же, рассмотрим, какие из них ныне являются наиболее знаменитыми:
- Танец со змеей. Требует сочетания пластики и храбрости, а также умения обращаться с этим животным.
- Танец с огнем. В ходе постановки могут использоваться факелы, свечи, лампы с эфирными маслами и многое другое, что прославляет культ огня.
- Танец с цимбалами. Этот ударный ручной инструмент является родственником испанских кастаньет. Совершая ритмичные телодвижения, танцовщица сама себе аккомпанирует.
- Ракс-эль-Шарки – танец живота, в котором задействована зона от пупка до бедер.
- Ракс-эль-Шамадам – действо, в ходе которого женщина танцует с канделябром на голове. Очень популярен в Египте.
Виды спортивных танцев
Спортивные танцы – это своеобразный аналог бальной классической хореографии. Отличие заключается в том, что танцоров готовят по более строгой и усиленной программе, делая особый акцент на растяжке, точности движений, скорости их исполнения. Важной составляющей любого спортивного танца является не красота постановки, а техничность выполнения всех движений. В целом эта подгруппа состоит из известных нам хореографических постановок, среди которых присутствуют стандартная европейская и латинская программы.
Заключение
Мы рассмотрели, какие виды танцев существуют в разных странах, определились с их стилями и особенностями. Как оказалось, каждая хореографическая постановка имеет свой темп, ритм, характер исполнения. Также многие танцы не могут существовать без мимики, определенных костюмов, стиля и даже настроения тех, кто их исполняет. Потому если вы собираетесь осваивать это искусство, важно изначально определиться, в каком стиле вам больше всего нравится танцевать, и какой из них вам больше всего подойдет по возможностям и даже по особенностям строения фигуры. А в дальнейшем, для самосовершенствования, понадобится лишь усердие и практика. Дерзайте!
www.syl.ru
Прыжки (allegro). Азбука классического танца
Прыжки — наиболее трудный раздел урока классического танца. В первом классе прыжки изучают после того, как уже выработаны сила, эластичность и выворотность ног в dcmi pile, а также правильно поставлен корпус.
TEMPS LEVE SAUTE
Temps leve saute — прыжок с места.
Исходное положение — первая позиция, корпус подтянут, колени сильно вытянуты, руки в подготовительном положении, голова en face.
На раз и два ноги, усиливая выворотность, достигают в demi plie максимального сгиба голеностопного сустава, пятки плотно прижаты к полу, корпус прямой и подтянутый (во всех прыжках классического танца demi plie как перед прыжком, так и после выполняют строго по указанным правилам).
На и ноги сильно отталкиваются от пола, тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и пальцы и, сдерживая инерцию падения, фиксируют в воздухе первую позицию. На три и прыжок заканчивается в demi plie; ноги переходят с носка на всю стопу. На четыре колени, сохраняя выворотность, медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение (рис. 31).
Рис 31. Temps leve saute
Temps leve saute изучают в первой, второй и пятой позициях.
Примечание. В demi plie перед прыжком пятки должны быть особенно плотно прижаты к полу при полной выворотности ног. Это исключает совершенно недопустимое двойное plie и сообщает ногам силу в прыжке. Ноги в воздухе должны быть предельно натянуты, фиксируя позиции. Корпус в момент отрыва от пола подтянут и спокоен. Руки свободно и спокойно сохраняют правильное подготовительное положение.
Тщательное выполнение правил при temps leve saute в позициях — основа для всех прыжков классического танца.
Сначала temps leve saute изучают лицом к палке в первой позиции. Однако, исполняя прыжок, следует сохранять его самостоятельность, не упираясь руками в палку. Усвоив натянутость ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, упражнение переносят на середину зала.
Музыкальный размер 4/4. В музыке сочетаются два темпа: плавный — сопровождает demi plie, отрывистый, энергичный — подчеркивает прыжок.
Вначале temps leve saute исполняют на один такт. Впоследствии на один такт приходится два прыжка: на раз— demi plie, на и — прыжок, на два— demi plie, на и— прыжок, на три и — demi plie, на четыре — вытянуться в исходное положение.
CHANGEMENT DE PIEDS
Усвоив temps leve saute в позициях, следует перейти к изучению changement de pieds, то есть к прыжку в пятой позиции с переменой ног в воздухе.
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.
На раз — demi plie. На и йоги сильно отталкиваются от пола и тотчас же вытягивают в прыжке колени, подъем и пальцы. Голова поворачивается en face. Натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, меняются раскрываясь настолько, чтобы одна не задевала другую. На два и changement de pieds заканчивается в demi plie пятой позиции, левая нога впереди, голова поворачивается налево. На три и ноги вытягиваются, возвращаясь в исходное положение. На четыре исходное положение сохраняется, и changement de pieds повторяется с левой ноги.
Сначала changement de pieds изучают лицом к палке.
Усвоив перемену ног в воздухе и эластичность demi plie в конце прыжка, движение переносят на середину зала.
В demi plie перед changement de pieds пятки плотно прижаты к полу, корпус и руки в прыжке спокойны.
Музыкальный размер 4/4. Changement de pieds исполняют, как и temps leve saute: сначала — один прыжок на такт, затем — два прыжка на один такт.
PAS ЁСНАРРЁ НА ВТОРУЮ ПОЗИЦИЮ
Прыжок echappe — прыжок с просветом. Его изучают на вторую позицию, усвоив temps leve saute на второй и пятой позициях. Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.
На раз— demi plie, голова поворачивается en face. На и йоги сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке пятую позицию в воздухе. На два предельно вытянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, раскрываются, опускаясь в demi plie на вторую позицию. На и ноги, не расслабляя мышц, сильно отталкиваются от пола, фиксируя в высоком прыжке вторую позицию в воздухе. На три предельно натянутые ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются, заканчивая прыжок в demi plie пятой позиции — левая нога впереди, поворот головы налево. На четыре ноги вытягиваются, и ёспаррё исполняется с левой ноги (рис. 32).
Рис. 32. Pas echappe
Примечание. Demi plie пятой и особенно второй позиции должно быть эластичным и непрерывным, пятки плотно прижаты к полу, при полной выворотности ног. Это исключает возможность двойного plie перед прыжком и сохраняет силу ног для прыжка. Корпус подтянут и спокоен, особенно в прыжке со второй позиции в пятую. Руки сохраняют спокойное подготовительное положение.
Сначала ёспаррё изучают лицом к палке. Усвоив правильность и точность перехода из позиции в позицию во время прыжка, движение переносят на середину зала.
Музыкальный размер 4/4. В музыке, как и для предыдущих прыжков, сочетаются плавный и четкий темпы Echappe исполняется на один такт. В дальнейшем возможно исполнение – echappe также на такт 4/4, но начиная demi plie за тактом. Затакт — две восьмых. На первую восьмую — demi plie. На вторую восьмую — прыжок в пятой позиции. На раз demi plie на второй позиции, на и прыжок на второй позиции, на два demi plie в пятой позиции. На три и колени вытягиваются. Четыре и — затакт к началу следующего echappe.
PAS ASSEMBLE
Pas assemble — собранный прыжок — более сложен, чем предыдущие прыжки. Поэтому его проходят, уже усвоив положение вытянутых в воздухе ног.
Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот головы налево.
На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивается en face. На и правая нога, скользя всей стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая нога, отталкиваясь от пола, сильно вытягивает в прыжке колено, подъем и пальцы. На два и обе ноги, сдерживая инерцию падения и усиливая выворотность, соединяются в воздухе в пятую позицию, правая нога впереди. Assemble заканчивается в demi plie пятой позиции, поворот головы направо. На три и колени медленно вытягиваются, и ноги возвращаются в исходное положение. На четыре положение сохраняется, после чего assemble исполняют с другой ноги (рис. 33).
Рис. 33. Pas assemble
Pas assemble в обратном направлении исполняют из пятой позиции, начиная движение ногой, стоящей впереди, и заканчивая его в пятую позицию назад.
Примечание. Обе ноги фиксируют пятую позицию в воздухе в момент прыжка, так как основа assemble — прыжок с двух ног на две. Нога, скользящая в сторону второй позиции, должна направляться точно по прямой. Прыжок заканчивается на месте, без продвижения вперед или назад. Пятки при исполнении assemble, как перед прыжком, так и после прыжка, плотно прижаты к полу. Корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют подготовительное положение, особенно избегая напряжения в момент прыжка.
Pas assemble начинают изучать лицом к палке, вскоре перенося его на середину зала. Длительное изучение assemble у палки лишает его самостоятельности.
Характер музыкального сопровождения тот же, что и в предыдущих прыжках. Музыкальный размер 4/4. Assemble исполняется на один такт. По. мере усвоения — на такт 2/4. На раз demi plie, на и — прыжок, на два— demi plie, на а — вытянуться и т. д.
PAS BALANCE
Pas balance — раскачивающееся движение; развивает свободу и непринужденность координации всего тела.
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.
За тактом на три demi plie в пятой позиции. На и левая нога, скользнув стопой по полу, открывается в сторону второй позиции, правая нога при этом вытягивается, руки, слегка приподнимаясь, раскрываются на вторую позицию, голова поворачивается налево. На раз левая нога, удлиняя движение в сторону, переходит в demi plie, правая нога поднимается на cou-de-pied сзади, корпус, сохраняя ровность плеч и бедер, наклоняется налево, правая рука .закрывается в первую позицию, голова сохраняет поворот налево. На два правая нога, подменяя левую, переходит на полупальцы, левая слегка отделяется от пола, положение рук, корпуса и головы сохраняется. На три demi plie на
левую ногу. На и правая нога через cou-de-pied сзади, скользнув по полу, открывается в сторону, левая нога вытягивается, правая рука открывается на вторую позицию, голова поворачивается направо, и pas balance исполняется с другой ноги.Усвоив основные правила pas balance, его исполняют с руками в третьей позиции.
За тактом левая нога открывается в сторону второй позиции, руки раскрываются на вторую позицию. На раз demi plie на левой ноге, правая рука закрывается в третью позицию, левая — остается на второй позиции, голова сохраняет поворот налево. На три, в то время как правая нога вытягивается в сторону, правая рука открывается на вторую позицию. На раз demi plie на правой ноге, левая рука закрывается со второй позиции в третью, правая рука остается на второй позиции, голова сохраняет поворот направо и т. д.
Примечание. Pas balance требует плавности исполнения, выворотности ног, правильных позиций рук и точных поворотов головы.
Pas balance сразу изучают на середине зала, но сначала девочки держатся пальцами за платье, сохраняя округлую форму рук, мальчики держат руки на талии.
Музыкальный размер 4/4. Характер музыкального сопровождения — вальс. Pas balance исполняют на один такт.
SISSONNE SIMPLE
Sissonne simple — простой прыжок с двух ног на одну.
Исходное положение — пятая позиция, правая нога впереди, руки в подготовительном положении, поворот головы направо.
На раз demi plie, на и высокий прыжок по правилам temps leve saute, голова поворачивается en face: предельно натянутые ноги фиксируют в воздухе пятую позицию. На два и, сдерживая инерцию падения, demi plie на левую ногу, правая принимает положение условного cou-de-pied. На три и левая нога вытягивается, правая — открывается на вторую позицию носком в пол и на четыре закрывается по правилам battement tendu в пятую позицию назад, голова поворачивается налево. Затем sissonne simple исполняют с левой ноги (рис. 34). Sissonne simple исполняют с положением ноги на cou-de-pied сзади в конце прыжка.
Рис. 34. Sissonne simple
Вначале sissonne simple изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность обеих ног в момент окончания прыжка (принцип battement fondu). Корпус и руки спокойны, как и в других прыжках.
Впоследствии sissonne simple исполняют с прыжком assemble: сначала лицом к палке, потом на середине зала. После sissonne simple нога, находящаяся на условном cou-de-pied, опускается в demi plie пятой позиции и, скользнув стопой, посылается в сторону в прыжке assemble назад. После sissonne simple в обратном направлении следует прыжок assemble вперед.
Музыкальный размер 4/4. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и четкость прыжка. Sissonne simple исполняют на один такт.
Sissonne simple с assemble исполняют также на один такт. На раз — demi plie, на и — прыжок, на два — demi plie, на и три — assemble, на и четыре — вытянуться.
PAS JETE
Исходное положение — пятая позиция, правая нога сзади, руки в подготовительном положении, поворот головы налево.
На раз demi plie в пятой позиции, голова поворачивае en face. На и правая нога, скользя стопой по полу, броском открывается в сторону второй позиции, тотчас же левая отталкивается от пола, при этом сильно вытягиваются в прыжке колено, подъем и пальцы: в воздухе фиксируется натянутость и выворотность обеих ног. На два и правая нога опускается в demi plie на место левой ноги, которая сгибается на cou-de-pied сзади, голова поворачивается направо. На три и правая нога вытягивается, левая, соединяясь с нею, опускается в пятую позицию назад. На четыре положение сохраняется, после чего pas jete в обратном направлении начинают ногой, стоящей впереди, сгибая другую ногу на условное cou-de-pied.
Примечание. В pas jete нога скользит в сторону второй позиции точно по прямой (принцип battement tendu jete). Прыжок исполняют без продвижения вперед или назад.
Пятки в demi plie, как перед прыжком, так и после него, плотно прижаты к полу. Ноги в прыжке, особенно в момент его окончания, выворотны, корпус подтянут и спокоен, руки сохраняют спокойное подготовительное положение.
Сначала jete изучают лицом к палке, перенося его на середину зала, как только учащиеся усвоят эластичность demi plie и выворотность ног в окончании прыжка.
Музыкальный размер 4/4. Pas jete исполняется на один такт. Аккомпанемент подчеркивает плавность plie и отрывистый бросок прыжка.
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
culture.wikireading.ru