Кто придумал печатный станок: Первый печатный станок

о сложных отношениях исламского мира с печатным прессом

  • Mнение

26 нояб. 2021

Мусульманская цивилизация опоздала с великим изобретением Гутенберга, но с самого начала втянулась во «вторую печатную революцию»

Один из первых печатных станков / Фото: Mapio.Net

«То, что порох сделал для войны, печатный станок сделал для ума, и государственный деятель больше не одет в сталь специального образования, но каждый читающий человек — его судья».

Это знаменитое высказывание принадлежит Уэнделлу Филлипсу, американскому публицисту XIX столетия, стороннику отмены рабства и защитнику прав коренных народов Америки. С ним трудно спорить. Ведь, как говорится, знания — сила, а изобретение механической печатной машины с подвижным шрифтом помогло распространять знания шире и быстрее, чем когда-либо прежде.

Изобретение печатного станка в 1436 году приписывают немецкому ювелиру Иоганну Гутенбергу, хотя он был далеко не первым, кто автоматизировал процесс книгопечатания.

Традиция ксилографии в Китае восходит к IX веку, а корейские книгоделы печатали подвижным металлическим шрифтом за столетие до Гутенберга.

Но большинство историков считают, что именно инновация Гутенберга, который использовал винтовой пресс, чтобы равномерно давить на металлический шрифт с чернилами, была ключом к открытию современной эпохи. Благодаря новообретенной способности недорогого массового производства книг на все мыслимые темы революционные идеи и бесценные древние знания были переданы в руки каждого грамотного человека, число которых с каждым столетием росло.

Росло, но не везде. Исламская цивилизация приняла печатный станок относительно поздно, фактически через 300 лет после изобретения Гутенберга. Согласно популярному взгляду, это отставание было обусловлено консерватизмом религиозного мусульманского общества и в конце концов послужило причиной отставания исламского мира от западного христианского.

И если такие инновации, как порох, исламский мир принял достаточно рано, что обеспечило успех «пороховым империям» (как их обозначил знаменитый историк-исламовед Маршал Ходжсон) Османов, Моголов и Сефевидов, то отказ от печатного станка привел их к конечной гибели. По сути, весь мусульманский мир, по мнению сторонников этого взгляда, лишь сейчас пытается нагнать 300 лет отставания.

Однако так ли это?

Печать в мусульманском мире до Гутенберга

Гутенберг, возможно, был первым, кто изобрел печатный станок, но сама печать, то есть создание нескольких копий текста методом переноса его с одной выступающей поверхности на другую (особенно на бумагу), намного старше. Китайцы, как было сказано выше, делали это уже в 4-м веке, старейший известный нам печатный текст — Алмазная Сутра, китайский перевод буддистского текста — относится к 868 году.

Гораздо менее известно, что немногим более 100 лет спустя арабские мусульмане также печатали тексты, включая отрывки из Корана. Они уже освоили китайское ремесло изготовления бумаги, развили его и широко распространили в мусульманских странах. Это привело к значительному росту производства рукописных текстов.

Но был один вид текста, который особенно подходил для массового распространения: это были сборники молитв и стихов из Корана, которые пользовались огромным спросом среди мусульман, богатых и бедных, образованных и необразованных. Часто они использовались в качестве амулетов, их сворачивали в трубочку и носили на шее в медальоне.

В некоторых средневековых мусульманских странах, например Египте, такие печатные тексты пользовались огромным спросом, хотя в отличие от китайского опыта, в мусульманском мире почти не печатали больших полноценных текстов (книг). В основном это были всего лишь отдельные листы. Некоторые из этих печатных документов имеют довольно сложный дизайн, включающий каллиграфические заставки, поперечные надписи, геометрические панели, медальоны, шрифты и использование цвета. В Афганистане и Иране в монгольский период печатали бумажные деньги. Так, мусульманская печать продолжалась около 500 лет.

Мы не знаем, могло ли это повлиять на возможное распространение книгопечатания в Европе: свидетельств нет, но нельзя исключать такую возможность, тем более что самые ранние европейские образцы были как раз печатными блоками.

Печать в Османской империи

Насколько мы сегодня знаем, до мусульманского мира изобретение Гутенберга добралось в конце 15-го века вместе с изгнанными из Испании инквизицией евреями-сефардами.

В 1494 году печатные прессы появляются в Стамбуле и Салониках. Затем, в XVI и XVII веках своя печать появляется и у других немусульманских общин, у греков и армян. Но их всех объединяло то, что они не печатали арабские буквы, которые в то время использовались для написания как арабского, так и турецкого языков.

Лишь в начале XVIII века в регионе начали печатать книги арабскими буквами, первоначально христиане в Алеппо с 1706 года, а кульминацией в 1727 году стало создание официальной государственной османской типографии. Даже тогда официальный печатный станок работал в гораздо меньшем масштабе, чем европейские аналоги, да и то с перерывами. Только в XIX веке начало появляться что-то вроде османской печатной культуры.

Почему же так поздно? Этот вопрос стал источником больших споров. Многие западные историки в ХХ веке любили винить религию или, по крайней мере, религиозные группы интересов. Этот аргумент также нашел одобрение среди ранних секуляристов в мусульманских странах.

Они утверждали, что османские султаны активно подавляли технологию печати, пока, наконец, не смягчились в XVIII веке. Этот аргумент, естественно, также был популярен среди политологов, желающих проиллюстрировать тезис о недостатках автократического правления.

Однако в последнее время некоторые ученые стали указывать на простую разницу в предпочтениях потребителей, полностью отвергая представление о том, что кто-то был «виноват». Они утверждают, что никакого подавления не было. Просто османские книгочеи предпочитали покупать красиво иллюстрированные каллиграфические рукописи. Обе версии на самом деле имеют изъяны.

В качестве аргумента для первой версии одним из наиболее часто цитируемых «фактов называется то, что султан Баязид II в 1485 году издал фирман (указ), запрещающий печатать арабскими буквами или, возможно, на арабском или турецком языках. Почти всегда упоминается и последующий указ Селима I в 1515 году, который якобы подтвердил запрет. Упоминания об этих фирманах можно встретить в самой разной литературе, в том числе в очень серьезной академической.

Проблема в том, что все эти цитаты в конечном итоге происходят от французского автора по имени Андре Тевет и из книги, которую он опубликовал в 1584 году о жизнях известных людей из истории. В своей статье о Гутенберге Тевет делает небольшое отступление о том, как подвижный шрифт изобрели в Китае, а затем говорит, что «греки, армяне, грузины, турки, персы, мавры, арабы и татары пишут свои книги только от руки». Далее он рассказывает о фирмане Баязида и последующем подтверждении запрета Селимом.

Проблема в том, что Тевет, королевский космограф Франции, не был особенно надежным наблюдателем. Он сам немного путешествовал в 1549-54 годах, даже сопровождал французского посла в Османской империи, но все же его уже при жизни обвиняли в том, что он шарлатан и, безусловно, плагиатор. Кроме того, он впервые упомянул указы о запрете печати, когда ему было 82 года — через три десятилетия после своего визита в Османскую империю.

Некоторые историки ставят под сомнение всю его версию и вообще какой-либо запрет. К сожалению, записи указов султанов того времени неоднозначны, поэтому мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть это с османской стороны. Фактически, известные османские источники до XVIII века в основном ничего не говорят о печати.

Мы можем в основном лишь полагаться на свидетельства европейских путешественников, миссионеров и дипломатов. Тем не менее, это не значит, что Тевет полностью выдумал свою историю. Имеющихся сведений хватает, чтобы предположить, что османские султаны действительно запрещали арабскую печать, но исключительно религиозных книг, так как попавшие в империю книги, отпечатанные в Венеции, содержали ошибки.

Другую версию неприятия печатной литературы в Османской империи суммирует турецкий историк Экрем Бугра Экинджи:

«Турки не любили книги, которые печатали в типографиях, а предпочитали рукописные. Напечатанным книгам не хватало искусства и изящества рукописных книг. Османские интеллектуалы, увлекавшиеся эстетикой, наслаждались книгами, которые были написаны элегантным шрифтом и блестящими чернилами, их страницы и обложки были украшены позолотой. Читать книги было не только необходимостью, но и удовольствием. Кроме того, было много художников-каллиграфистов, которые быстро копировали множество книг. Все эти люди могут остаться без работы. Кроме того, те, кто увлекался книгами, принадлежали к определенному классу, как и сегодня».

Другими словами, долгое отсутствие интереса к печати объясняется эстетической любовью османских мусульман к рукописным книгам и корпоративными интересами переписчиков, которых, лишь по некоторым сведениям, было около 90 000 в XVIII веке.Противодействие переписчиков действительно могло быть сильным.

Известно, что с подобной оппозицией столкнулся русский первопечатник Иван Федоров, основавший в 1553 году в Печатный двор в Москве. В 1574 году он написал, что в Москве ему пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе со стороны государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело (то есть книгопечатание).

Его типография сгорела, а сам он вынужден был бежать. Тем не менее, печатное дело на Руси не исчезло, и вряд ли одни лишь корпоративные интересы переписчиков смогли бы противостоять столь полезной технологии, как печать, в течение сотен лет. В Европе именно писцы и продавцы книг зачастую становились первыми типографами.

Первая типография, принадлежавшая мусульманам, была основана Ибрагимом Мутаферрикой, венгерским интеллектуалом, принявшим ислам, в 1727 году, в Эпоху тюльпанов, когда начались масштабные реформы османской жизни. Саид Эфенди, работавший в османском посольстве во Франции, восхищался печатным станком в Париже. По возвращении он поручил Ибрагиму Мутаферрике основать типографию, подобную той, что была в Париже.

В то же время Мутаферрика подарил великому визирю брошюру, в которой напомнил, как многие исламские произведения были потеряны в мусульманской Испании и в результате других бедствий и что не хватало писцов-каллиграфистов, чтобы копировать книги без ошибок. Он рассказал визирю о преимуществах печатного станка:

«Копирование важных книг полезно для всего. Оно помогает распространить содержание книг. Их текст станет ясным и не подверженным влиянию воды. Печать — прибыльное искусство. Можно напечатать тысячи книг, что позволяет книгам быть дешевле. В начале и в конце книги добавлен указатель, и можно легко найти нужную тему. В сельской местности будет легко найти книги. Строительство библиотек будет поддерживать медресе; следовательно, число людей, изучающих науку, увеличится. Это служит распространению ислама. Книги на арабском языке и фарси, которые были опубликованы европейцами, поскольку они осознали их важность, полны ошибок; эти ошибки можно предотвратить. Печатный станок увеличивает честь государства».

Типография османского первопечатника Мутаферрики заработала в 1727 году. Она выпустила две карты и 21 книгу, и в принципе сегодня принято считать, что это была неудачная попытка внедрить печать, хотя тиражи этих книг были достаточно большие для своего времени — по 500-1000 экземпляров. Как оказалось, мало было начать печать. Как пишет историк Шукрю Ханиоглу:

«Позднее появление типографии в империи часто называют одной из основных причин относительного упадка османской науки и культуры по сравнению с Европой. Однако следует отметить, что основные типографии Османской империи опубликовали в общей сложности всего 142 книги за более чем столетний период печати между 1727 и 1838 годами. Если принять во внимание тот факт, что только мизерное количество экземпляров каждой книги было напечатаны, эта статистика демонстрирует, что появление печатного станка не изменило культурную жизнь Османской империи до появления ярких печатных СМИ в середине девятнадцатого века».

Арабский алфавит и технические проблемы

Вопреки распространенному заблуждению, вовсе не религиозная оппозиция была главной преградой на пути мусульманских первопечатников. В конце концов, когда печать утвердилась, религиозные деятели сами стали активно использовать типографии для распространения своих учений.

Более серьезной проблемой было отсутствие материалов для печати, то есть бумаги. Мутаферрика был вынужден нанять европейских рабочих для создания бумажной фабрики недалеко от Стамбула в 1740-х годах, а в других регионах османского мира печатники регулярно продолжали жаловаться на нехватку бумаги и гораздо позже. Однако самой серьезной проблемой был вопрос о том, как приспособить станок, чтобы он печатал арабское письмо.

Арабский алфавит имеет примерно такое же количество букв, что и различные алфавиты, которые использовались в Европе в XV и XVI веках. Но арабский — это курсивное письмо, в котором буквы соединены в слова с помощью лигатур и передаются разными символами для букв в начале, в середине и в конце слов, а также для отдельных букв.

Это означало, что нужно было спроектировать и отлить больше печатных форм. С самого начала из этого следовало, что печатный станок с арабской графикой имел гораздо более высокие капитальные затраты. А это означало в свою очередь, что процесс набора каждой страницы был значительно более трудоемким, что также приводило к более высоким эксплуатационным расходам (или, другими словами, гораздо более высоким капитальным затратам на каждую книгу).

Типичный европейский печатный станок — и без того пока что не самая компактная машина — становился еще более громоздким и неудобным, когда требовалось печатать арабскими буквами. Арабский типографский набор был в шесть раз (!) больше по размерам среднего европейского. Печатнику же приходилось обладать еще большим набором знаний и тратить много времени на дополнительную работу.

Хотя арабские печатные формы были впервые отлиты в Европе еще в 1514 году, в последующие три столетия они оставались дорогим и редким товаром, тщательно охраняемым в основном церковными и университетскими печатниками, у которых было ограниченное количество наборов. Даже когда Наполеон попытался ввести печать в Египте в 1798 году, он был вынужден украсть (называя вещи своими именами) арабский шрифт из Ватикана и считал его достаточно ценным, чтобы вывезти из Египта при поспешной эвакуации французов в 1801 году.

Похожие проблемы, к слову, были не только у арабского письма, но и у других «экзотических» шрифтов. В Индии проект введения печати на санскрите в 1670-х годах также провалился из-за дороговизны и сложностей изготовления шрифта деванагари.

Итак, каким бы недорогим и портативным станок Гутенберга не был, он бесполезен без набора арабских шрифтов, а с набором шрифтом становился уже и гораздо дороже и менее портативным. Так что самая вероятная причина, почему мусульманские общества игнорировали печать, это отсутствие интереса со стороны правителей (султанов и падишахов), для которых любые преимущества печатного станка по сравнению с армией каллиграфов и переписчиков исчезали из-за дороговизны и неудобства прессов. Таким образом, революция Гутенберга прошла мимо мусульманского мира.

«Вторая печатная революция»

Имя графа Чарльза Стэнхоупа (1753–1816) известно не так широко, как имя Иоганна Гутенберга, но изобретенный им в 1800 году цельнометаллический печатный пресс произвел настоящую революцию. Стэнхоуп, как настоящий британский аристократ, отказался патентовать свое изобретение, и поэтому с 1800 по 1830 годы многие другие изобретатели могли свободно усовершенствовать процесс печати — так в 1804 году был изобретен литографический пресс, а в 1806 машина для изготовления бумаги.

В отличие от деревянных прессов старого образца новые ручные прессы были прочными, компактными машинами, состоящими из относительно небольшого количества движущихся частей, изготавливаемых из чугуна. Типография стала быстрее и дешевле, особенно после того, как в 1812 году Фридрих Кенг изобрел паровую печать. Один станок Стэнхоупа был способен печатать 250 экземпляров в час, а последующие версии станка увеличивали это число. Процесс настолько упростился, что для работы в типографии хватало всего двух человек.

С точки зрения требуемых вложений в капитал и обучений навыкам станок Стэнхоупа сделал печать доступнее, чем когда-либо прежде. Не случайно, многие историки говорят о «второй печатной революции». Весь XIX век с появлением массового образования и культурной продукции, массовых СМИ, научно-технической революцией был бы невозможен без изобретения Стэнхоупа, печатного станка, попавшего даже в самые далекие места, вроде американского фронтира или полинезийских островов, куда с большим трудом мог попасть громоздкий деревянный пресс Гутенберга.

Но что особенно важно для нашей темы, революцию Стэнхоупа почти сразу же подхватил и мусульманский мир. С 1817 по 1820 годы типографии с арабским шрифтом возникают в Иране, Египте и Индии. Огромную роль в этом сыграли колониальные власти и особенно христианские миссионеры, чья активность как раз была вызвана «второй печатной революцией» и которые стремились печатать христианскую литературу на местных языках. Они не только привозили печатные станки, знакомя мусульман с технологией пресса, но и разрабатывали удобные для печати арабско-персидские шрифты.

Мусульманские печатники буквально учились у своих оппонентов. Особенно показательна в этом смысле история первой персидской книги, напечатанной в Иране в 1818 году. Это «Джихадия», книга о «священной войне» Ирана с Россией. Она была напечатана с помощью станка, привезенного из России печатником, который обучался своему делу в Санкт-Петербурге.

В Османской империи после закрытия устаревшей типографии Ибрагима Мутаферрики в 1798 году были основаны три государственные типографии, а в правление султана Махмуда II появилось разрешение печатать религиозные книги. Печать на арабском, турецком, персидском, татарском, малайском, урду и других языках мусульманских народов активно распространялась в XIX веке. Пропустившие революцию Гутенберга мусульманские народы тем не менее не упустили революцию Стэнхоупа. К концу века мусульмане печатали огромный массив самой разной литературы.

Подытоживая, можно сказать, что мусульманский мир не участвовал в важной революции Гутенберга, которая была фактически ограничена общинами христианских и еврейских меньшинств. Но вместо того, чтобы рассматривать мусульманский мир как «опоздавший» в деле печати, стоит четко разделять две печатные революции: Гутенберга и Стэнхоупа.

Пионеры арабской печати в Османской империи, Египте, Иране и Индии почти одновременно приняли участие в поздней и более крупной революции Стэнхоупа, которая, в отличие от революции Гутенберга, стала по настоящему глобальной и глубокой как по своим масштабам, так и по своим последствиям.

Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском. Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.

  • Гутенберг
  • Книга
  • Ибрагим Мутаферрика
  • Иван Федоров
  • султан

Историк, блогер, исследователь османского мира

Новости по теме

Султан, создавший наш современный мир Время жизни и правления Селима I Явуза, по словам историка-османиста Алана Михаила, является самым важным полувековым периодом в истории, влияние которого ощущается и сегодня. «Мир, в котором мы живем, во многом является османским»

Украина и Турция: общая история в забытых документах Турция и Украина договорились о создании исторической комиссии для совместной работы в османских архивах. Благодаря этому культурно-гуманитарному проекту Киев рассчитывает заполнить много белых пятен в своей истории

«Тысяча и одна ночь»: родоначальник жанра фэнтези «Чувствуешь себя потерянным в «Тысяче и одной ночи», понимаешь, что, войдя в эту книгу, можно забыть о своей несчастной человеческой судьбе. Можно войти в мир, состоящий из архетипических фигур, но также и из личностей», – Хорхе Луис Борхес

Сафие Али – первая женщина-врач в Турецкой Республике Женщина, в честь дня рождения которой Google меняет свой дудл, первая женщина-врач в Турецкой Республике, первая женщина-преподаватель медицины, борец за права женщин Турции – все это Сафие Али!

В той же категории

Турция имеет все шансы способствовать компромиссу между Украиной и РФ На переговорах президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Астане публично акцент был сделан на перспективе поставок газа в Европу, но многое могло остаться за кулисами

Миграционные потоки Израиля: с Востока на Запад Наряду с притоком в Израиль евреев, желающих получить гражданство страны, сегодня наблюдается и активный отток успешных израильтян в более благополучные страны. Как работают «сообщающиеся сосуды» Израиля и диаспоры?

Турция может укрепить Шанхайскую организацию сотрудничества В случае дальнейшей интеграции Турции в ШОС Организация получит новый импульс к развитию, а с учетом амбиций и способностей турецкого руководства Анкара сможет реализовать новые экономические проекты и диверсифицировать собственные внешние связи

Как страны мира сегодня соотносятся по их человеческому потенциалу Кто в мире живет лучше всех и как военное и экономическое могущество стран соотносится с их благосостоянием

Что ещe Вы хотели бы узнать?

Гутенберг Книга Ибрагим Мутаферрика Иван Федоров султан

Статус Айя-Софии – внутреннее дело Турции Госсовет Турции на заседании утром 2 июля вынес вердикт, что решение о статусе Айя-Софии в Стамбуле будет принято в течение максимум 15 дней

Будущее Израиля выглядит туманным Бывший руководитель разведки считает, что подполье в Израиле стремительно растет и предсказывает будущее еврейского государства как «плохое или очень плохое»

Посол РФ впечатлен усилиями Турции по обеспечению безопасности туристов Другим странам следует изучить систему сертификации «Безопасный туризм», используемую в Турции, – считает глава дипмиссии России в Анкаре Алексей Ерхов

Казахстанский транзит ровняет курс Идущее в эти дни голосование по поправкам в Конституцию РФ часто сравнивают с транзитом власти в соседних государствах бывшего СССР. Прежде всего, речь тут о Казахстане. Там первый президент передал власть преемнику, став Елбасы. К чему это привело?

Трамп, Москва и «талибы» VS Демпартия США Дональд Трамп, Москва и «талибы» называют фейком публикацию The New York Times о заказах российской разведкой нападений на американских военных в Афганистане. Скандал вызвал большой резонанс в мире и эскалацию политического противостояния в США

Полиграфическая история 

8 – 2013

Валерий Штоляков, МГУП им. Ивана Федорова

История ума знает две главные эпохи:
изобретение букв и типографии,
все другие были ее следствием.
Н.М. Карамзин

Изобретение печатных машин и последовавшее за этим изобретение наборного и брошюровочно-переплетного оборудования следует рассматривать в тесной связи с развитием книгопечатания, которое наряду с появлением письменности стало одним из величайших прогрессивных знаковых событий в истории мировой культуры.

Первые идентичные (тиражные) оттиски появились в VIII веке н.э. на Востоке. Для этого была разработана техника гравирования текста на дереве — ксилография (от греч. хylon — срубленное дерево и grapho — пишу). Для реализации этого способа использовались ручные операции и простые орудия труда, а посему он был трудоемким и малопроизводительным.

868 г. знаменателен тем, что в тот год была напечатана «Алмазная сутра», самый древний образец ксилографического книгопечатания (хранится в Британском музее). Свиток состоит из семи последовательно склеенных листов шириной примерно 30­32 см; длина всего свитка в развернутом состоянии более 5 м. Для производства этого свитка потребовалось несколько сотен гравированных вручную досок.

Развитие полиграфического оборудования начинается с середины XV века с изобретения в 1440 году Иоганном Гуттенбергом ручного печатного станка, который позволил механизировать основной технологический процесс — печатание. Если до этого книги в Европе производились ксилографическим способом и были большой редкостью, то с изобретением Гуттенберга начиная с первой половины XV века их стали печатать типографским способом (рис. 1). Несмотря на простоту ручных операций, в печатном станке Гуттенберга были заложены основные конструктивные принципы будущего печатного аппарата, которые успешно реализованы в современных печатных машинах. Конструкция первого печатного станка оказалась настолько удачной, что просуществовала без принципиальных технических изменений около 350 лет.

Рис. 1. Полоса из Библии Иоганна Гуттенберга (Книга Бытия). Цветные иллюстрации сделаны вручную (отпечатано в Майнце ок. 1454 года)

Изобретение печатного станка способствовало развитию полиграфической техники, которое не прекращается и по сей день, постоянно пополняясь новыми техническими решениями. На примере совершенствования полиграфического производства наглядно прослеживаются все этапы преобразования простейших орудий труда и механизмов в печатные машины­автоматы.

В данной публикации приведена хронология появления некоторых оригинальных изобретений и технологий, что позволяет оценить темпы развития и совершенствования полиграфического оборудования.

1796 г. — Алоиз Зенефельдер, увидев четкий ржавый отпечаток бритвы на садовом камне, изобретает, по принципу аналогии, новый способ плоской печати — литографию (от греч. lithos — камень и grapho — пишу), который был впервые реализован в ручном литографском печатном станке валковой конструкции. В качестве формы А. Зенефельдер использовал известковый камень, на который тушью наносилось изображение, после чего поверхность камня обрабатывалась кислотным раствором для образования пробельных элементов на участках камня, не защищенных тушью. Год спустя А. Зенефельдер изобретает рейберный печатный станок для получения оттиска с литографского камня (рис. 2).

Рис. 2. Рейберный печатный станок

1811 г. — Ф. Кениг запатентовал печатный аппарат, в котором была использована идея передачи давления по линии (по принципу «плоскость — цилиндр»), реализованная в плоскопечатной машине, где форма размещалась на подвижном столе — талере, а лист бумаги перемещался к форме вращающимся печатным цилиндром с захватами. В период с 1811 по 1818 год Ф. Кениг и его компаньон А. Бауэр создают и запускают в производство четыре типа не имеющих прототипа плоскопечатных машин.

1817 г. — Фридрих Кениг и Андреас Бауер основали в монастыре Оберцелль (г.Вюрцбург) фабрику плоскопечатных машин Schnellpressenfabrik Koenig & Bauer, на 25 лет опережая своих конкурентов в области промышленного производства печатного оборудования.

1822 г. — английский ученый Вильям Конгрев разработал технологию многоуровнего рельефного тиснения (выпукло­вогнутого) изображения без краски на картоне при силовом воздействии на него нагретым пуансоном и матрицей — так называемое конгревное тиснение (конгрев), которое стало эффектным приемом оформления печатных изданий.

1829 г. — лионский наборщик Клод Жену разработал способ изготовления стереотипных матриц из бумаги, используя которые можно было отливать несколько монолитных копий (стереотипов) оригинальной формы высокой печати.

1833 г. — английский печатник Д. Китчен изобрел простую и дешевую печатную машину, предназначенную для малоформатной, малотиражной и однокрасочной продукции. Реализовав идею Ф. Кенига об изменении положения пиана и формы, он перевел их в вертикальное положение. Качающийся пиан (прижимная плита) приводился в движение рычажным механизмом, поэтому вскоре стал называться тиглем (отсюда и название машины). С середины XIX века активно выпускались различные по конструктивному исполнению тигельные машины, которые вследствие их массового производства в США назывались «американками». Благодаря универсальности тигельных печатных машин, их малым габаритам, небольшой массе, невысокой стоимости и простоте в обслуживании, они весьма экономичны и до сих пор работают в типографиях.

1838 г. — академик Б.С. Якоби (г.Петербург) разработал технологию гальванопластики, позволяющую изготовлять точные металлические копии с оригинальных гравировальных форм.

Рис. 3. Многонакладная печатная машина с вертикальным печатным цилиндром

1839 г. — изобретение фотографии, которое связано с именами Ж.Н. Ньепса, Л.Г. Дагерра и В.Г. Талбота.

1840 г. — на лондонской фирме «Перкинс, Бэкон энд Петч» был отпечатан тираж первой почтовой марки, которая была названа «черный пенни». Это был совершенно новый вид полиграфической продукции — марки, отпечатанной на металлографском станке.

Начало XIX века характеризуется социологами как зарождение и развитие индустриального общества, для которого типичны высокий уровень промышленного производства и активное использование природных ресурсов. В этот период происходит бурное развитие полиграфической отрасли, широко использующей достижения науки и техники. Возрастает доверие к бумажному носителю информации, чему способствует начало массового производства газет, книг и журналов.

1847 г. — А. Эппльгет (Англия) создает многонакладную листовую печатную машину, в которой вокруг вертикального формного цилиндра диаметром 1,63 м располагались восемь печатных цилиндров диаметром 0,33 м. На них крепились печатные формы, набранные из обычных прямоугольных литер. Подача и вывод листа от печатных цилиндров производились сложной тесемочной системой. Машина представляла собой громоздкое многоярусное сооружение, которую обслуживали восемь накладчиков и восемь приемщиков (рис. 3). Она проработала 14 лет и печатала при ручном накладе до 12 тыс. отт./ч, что в то время считалось высокой производительностью. Из­за больших габаритных размеров многонакладные печатные машины называли «мамонт­машинами». Однако начиная с 1870 года из­за больших размеров и многочисленности обслуживающей бригады эти печатные машины были вытеснены из газетного производства более эффективными и экономичными рулонными машинами.

1849 г. — датский изобретатель Христиан Серенсен запатентовал «тахеотип», представляющий собой вариант наборной машины, способной механизировать целый комплекс операций ручного набора.

1849 г. — американский изобретатель Э. Смит сконструировал фальцевальную ножевую машину.

1850 г. — французский изобретатель Фирмен Жилло запатентовал способ изготовления иллюстрационных печатных форм химическим травлением на цинке.

1852 г. — изобретателем Р. Гартманом в Германии осуществляется первая попытка механизации процесса резания стопы листов.

1853 г. — изобретение американцем Джоном Л. Кингсли резиновых эластичных форм, основу которых составлял натуральный каучук, явилось предпосылкой для появления нового способа печати — флексографии, который становится разновидностью способа высокой печати. Для него характерно применение упругой эластичной формы и быстросохнущих жидких красок. Первоначально при этом способе печати использовали анилиновые синтетические красители, отсюда появился термин «анилиновая печать» (die Anilindruck) или «анилиновая резиновая печать» (die Anilin­Gummidruck).

1856 г. — Д. Смит (США) получил патент на ниткошвейную машину.

1857 г.  — Роберт Гаттерслей, инженер из Манчестера, запатентовал литеронаборную машину.

1859 г. — в Германии К. Краузе создал первую бумагорезальную машину с наклонным движением ножа, где впервые применил автоматически действующий прижим стопы от груза (рис. 4).

Рис. 4. Бумагорезальная машина с наклонным движением ножа в музее МГУП им. И. Федорова

1861 г. — английский физик Джеймс Клерк Максвелл впервые воспроизвел фотографическими методами цветное изображение.

1865 г. — Вильям Буллэк из Филадельфии создал первую рулонную печатную машину, имевшую два цилиндра: печатный и формный, на котором крепился стереотип. Рулонная бумага перед подачей в печатный аппарат разрезалась по формату и запечатывалась, после чего выводилась тесемками на приемку. Идея создания машины для печатания на бумажной ленте, способ изготовления которой был освоен в начале ХIX века, занимала умы изобретателей. Однако эти идеи были реализованы только после того, как в 1850­х годах начался промышленный выпуск круглых стереотипов — литых форм высокой печати.

1867 г. — П.П. Княгининский запатентовал в Англии автоматическую литеронаборную машину (автомат­наборщик), технические решения которой в значительной мере были повторены изобретателем монотипа Т. Ланстоном (рис. 5).

Рис. 5. Автомат-наборщик очень часто можно встретить в музеях профильных учебных заведений и типографий

1868 г. — изобретен способ фототипии, обеспечивающий безрастровое производство форм плоской печати.

1873 г. — Хьюго и Август Бремер (Германия) изобрели способ шитья тетрадей проволокой.

1875 г. — Томас Альва Эдисон запатентовал мимеограф, представляющий собой печатное устройство для выпуска несложной малотиражной продукции способом трафаретной печати. Вслед за этим он сконструировал «электрическое перо», которое перемещалось от миниатюрного двигателя и прокалывало в нужных местах парафинированную бумагу, служившую формой для мимеографа. Эдисон также составил рецептуру краски с необходимой степенью вязкости для проникновения ее через пробитые в бумаге отверстия.

1876 г. — изобретены поворотные штанги, позволяющие управлять направлением движения бумажных лент в рулонной печатной машине.

1876 г. — Хьюго и Август Бремер изготовили проволокошвейную машину (прообраз четырехаппаратной проволокошвейной машины), которая шила тетради четырьмя скобами вразъем.

1883 г. — американец Л.К. Кроуэл изобрел фальцевальную воронку для продольного сгибания листов или ленты во время работы машины, что дало возможность оснастить рулонные печатные машины фальцаппаратами. Эти изобретения открыли путь к созданию рулонных печатных машин, предназначенных для печатания многостраничных изданий, так как благодаря воронке удалось удвоить ширину лент, а наличие штанг позволило производить их подборку для совместной обработки.

1880 г. — разработаны основы технологии офсетной печати.

1886 г. — Оттмар Мергенталер сконструировал линотип — наборную строкоотливную машину.

1890 г. — И.И. Орлов изобрел способ многокрасочной высокой печати, реализованный на печатной машине для производства ценных бумаг. Изобретенный им способ формирования многокрасочного сырого изображения на сборной форме с последующим переносом его на бумагу, названный «орловской печатью», позволил защитить ценные бумаги от подделки. На рис. 6 показана схема печатного аппарата, сконструированного И.И. Орловым.

Рис. 6. Схема печатного аппарата «орловской печати» (а): 1, 2, 3, 4 — печатные формы, 5 — сборная печатная форма, 11, 21, 31, 41, — эластичные валики; выполнение орловского эффекта металлографской печатью в защитной марке (старого образца)
на алкогольную продукцию (производство ФГУП «Гознак») — б

До этого ценные бумаги пытались защитить путем изготовления на специальных гильоширных машинах сложной формы, получаемой способом механического гравирования различных геометрических узоров и фигур с переменной частотой шага и разной толщиной штриха. Однако это не уберегало банкноты от подделки, и только нанесение на бумагу насыщенного цветного «радужного» красочного рисунка способом «орловской печати» могло в какой­то степени защитить их.

1893 г. — изобретение И.И. Орлова было отмечено Гран­при на промышленной выставке в Париже и защищено патентами России, Германии и Великобритании. Однако достойной поддержки в России машины И. Орлова не получили — их в несколько измененном виде стали изготавливать в Германии в компании КВА. В настоящее время фирма «КВА­Джиори» разработала специальное печатное оборудование, использующее некоторые принципы орловского способа печати. На этих машинах специального назначения в разных странах осуществляется печать более 90% мирового объема банкнот и документов с высокой степенью защиты.

1890­е годы — возрастает потребность в выпуске объемных тиражных печатных изданий, поэтому заметно увеличиваются тиражи и объемы газет, а издательское дело превращается в одну из крупнейших отраслей промышленности. В результате появляются рулонные машины высокой печати для выпуска сначала 8­ и 16­, а затем и 32­страничных газет.

1893 г. — Густав Клейм (Германия) конструирует первую автоматическую фальцевальную машину, оборудованную механическим самонакладом листов.

1894­1895 гг. — разработаны принципиальные схемы первых фотонаборных машин.

1895 г. — американский изобретатель Шеридан построил первую машину клеевого скрепления книжных блоков с предварительным фрезерованием корешка и ручной подачей блоков в виде замкнутого конвейера с каретками.

1896 г. — Толберт Лэнстон сконструировал монотип — наборную литероотливную машину.

1896 г. — в Англии, позже в США и Германии освоена эксплуатация рулонных машин глубокой печати, а с 1920 года начался выпуск 4­ и 6­секционных машин для многокрасочной печати. Из­за длительного времени высыхания применявшихся тогда скипидарных красок скорость ленты в первых машинах не превышала 0,5 м/с. В дальнейшем, благодаря усовершенствованию сушильных устройств и применению красок на летучих растворителях, скорость работы машин увеличилась до 30 тыс. оборотов формного цилиндра в час.

1897 г. — фирма «Харрис» построила двухкрасочную машину высокой печати планетарного типа, где вокруг печатного цилиндра размещались два формных.

В конце XIX века созданы фирмы Heidelberg и Mann Roland, ставшие со временем ведущими производителями полиграфического оборудования.

1905 г. — изобретен самонаклад, что позволило поднять производительность листовых печатных машин до 5 тыс. отт./ч.

1906­1907 гг. — разработаны первые конструкции офсетных печатных машин, создание которых связано с именами литографов К. Германна и А. Рубела. Вероятно, в это же время в практике полиграфического производства появились такие понятия, как офсет (англ. offset) и офсетная печать.

1907 г. — благодаря опыту эксплуатации однокрасочных литографских машин и успешному применению способа «орловской печати», немецкая фирма «Фохмаг» по патенту К. Германна построила листовую офсетную машину для двусторонней печати, позволяющую запечатывать лист с двух сторон за один прогон.

1907 г. — предпринимаются попытки использовать в полиграфическом производстве телеграфную связь для передачи текста на дальние расстояния.

1912 г. — начался новый этап в развитии флексографии благодаря освоению парижской фирмой «С.А. ла Целлофан» производства целлофановых мешков, на которых печатали анилиновыми красками. Область применения флексографии постепенно расширяется, чему способствовали определенные преимущества этого способа печати перед классическими.

1922 г. — англичанин Е. Хантер разработал конструкцию фотонаборной машины, которая состояла из наборно­перфорирующего механизма, счетно­выключающего устройства и фоторепродукционного аппарата. Из­за некоторого ее сходства с монотипом специалисты назвали ее «Монофото».

1923 г. — немецкий инженер Г. Шписс создал фальцевальную кассетную машину.

1929 г. — в г.Мюнхене известный немецкий изобретатель Рудольф Хелл, создавший передающую телевизионную трубку, основал фирму Hell.

1929­1930 гг. — американский инженер Уолтер Гауэй сконструировал фотоэлектрическую гравировальную машину.

1935 г. — немецкий исследователь Г. Нойгебауер и наш соотечественник Н.Д. Нюрберг изложили научную теорию основ многокрасочной печати.

1936 г. — в СССР внедрена в производство технология полиграфического воспроизведения иллюстраций со стереоскопическим эффектом.

1938 г. — Эмиль Лумбек изобрел новый способ бесшвейного крепления по корешку книжного блока, в котором использовалась быстросхватывающая поливинилацетатная дисперсия (ПВАД), разработанная в 1936 году в Германии.

1938 г. — американский изобретатель Честер Карлсон и немецкий физик Отто Корней разработали способ изготовления отпечатков электрофотографическим способом, что явилось началом рождения электрофотографических печатных устройств для оперативного получения как черно­белых, так и цветных копий с оригинала, размещенного на предметном стекле (рис. 7).

Рис. 7. Изобретатель ксерографической печати Частер Карлсон (а) и первая ксерокопия текста, из которого следует, что новая технология копирования документов впервые была опробована 22 октября 1938 года (б)

1938 г. — из Чикаго в Нью­Йорк по линии фототелеграфной связи передано трехцветное изображение.

1947­1948 гг. — советский инженер Н.П. Толмачев сконструировал электронную гравировальную машину с изменением масштаба нарезания клише.

1950­1952 гг. — в СССР разработаны теоретические основы создания типографии­автомата, оснащенной высокопроизводительной печатно­отделочной линией для производства книг.

1951 г. — фирма Hell начала первые работы по созданию электронно­гравировальных машин для изготовления клише.

1951 г. — в США выдан патент на струйную головку, которая фактически представляла собой первое устройство цифровой печати. Это изобретение явилось началом принципиально нового направления в оперативной полиграфии — струйной печати.

1960­е годы — в СССР активно разрабатываются магнитографские печатные машины, к которым сегодня возродился интерес за рубежом. Принцип их действия аналогичен работе электрофотографических машин.

1963 г. — фирма Hell выпустила первую электронную цветоделительную машину ChromaGgraph, применение которой для изготовления цветоделенных фотоформ существенно сократило технологический процесс получения форм для цветной печати.

1965 г. — фирма Hell, являясь родоначальником электронного фотонабора, выпускает серию фотонаборных машин Digiset, в которых очертания шрифтов и иллюстраций воспроизводятся на экране электронно­лучевой трубки.

1968 г. — в США запатентован способ печатания с голографических форм.

Конец 1960­х годов — американская фирма «Камерон Мэшин Ко» разработала конструкцию печатно­отделочного агрегата для изготовления книг карманного формата за один прогон.

1966 г.  — вступила в строй самая протяженная в мире линия фототелеграфной передачи газет из Москвы в Новосибирск, Иркутск и Хабаровск.

Середина XX века характеризуется началом развития постиндустриального общества, когда наука становится основной производительной силой. Меняется структура хозяйственных отношений, в результате чего основным источником национального богатства становится интеллектуальный капитал (запасы знаний и умений), который чаще называют человеческим капиталом. Активизируется роль инновационных процессов (инноваций), без которых сегодня невозможно создать продукцию с высокой степенью наукоемкости и новизны. Инновация представляет собой результат творческой деятельности человека, обеспечивающий достижение высокой экономической эффективности в производстве или потреблении продукции. Сроки обновления продукции в наиболее динамичных областях сокращаются до двух­трех лет. Значение информации повышается в разы, появляется новое сообщество людей — нетократия, члены которого владеют информацией, Интернетом, информационными сетями: для них главным становится информация, а не деньги. Активно начинают развиваться цифровые технологии преобразования информации, что определило существенные революционные преобразования в полиграфической отрасли.

Развивается Всемирная сеть (Интернет) и другие информационные системы. Одновременно с этим возникает опасность возрастания риска утечки социально­экономической, научно­технической, образовательной и другой информации, поскольку надежного правового заслона для этого до сих пор не существует. Информация дорога в производстве, но затраты на ее распространение и воспроизведение минимальны, что порождает новые проблемы с появлением Интернета у создателей и правообладателей объектов интеллектуальной собственности.

В полиграфии период перехода к постиндустриальному обществу можно условно привязать к 1970­м годам, когда разрабатываются и вводятся в эксплуатацию разновидности настольно­издательских систем, в которых был заложен принцип преобразования графической информации в цифровую форму. Это позволяло оперативно обрабатывать ее на этапе допечатных процессов и распечатывать в виде единичных однокрасочных экземпляров. Отсюда появилось название «типография на столе», поскольку подобные системы могли производить короткие тиражи листовой печатной продукции. Качество печати определялось техническими возможностями применяемых в настольно­издательских системах печатных устройств. Достоинство подобных систем проявилось в возможности оперативного совмещения процесса формообразования с распечаткой любой вводимой в цифровом виде графической информации, исключая традиционные фотохимические операции. Эта технология получила название computer­to­print — «из компьютера в печатное устройство».

1970­е годы — разработаны опытные модели лазерных гравировальных автоматов.

1971 г. — в Первой Образцовой типографии (г.Москва) вступила в строй линия «Книга» — первая отечественная автоматическая линия для изготовления книг в твердом переплете.

1976 г. — фирма Linotrone AG прекратила производство наборных строкоотливных машин, продолжавшееся почти 90 лет.

1977 г. — Ленинградский завод полиграфических машин выпустил промышленную серию фотонаборного комплекса «Каскад», предназначенного для организации наборного процесса в типографиях любого профиля.

1980­е годы — для оперативной полиграфии корпорацией Riso Kadaku (Япония) разработана серия трафаретных цифровых печатных машин — ризографов, или цифровых дубликаторов. В этих машинах процессы подготовки рабочей матрицы (трафаретной формы) и начало печатания практически объединены, что дает возможность получить первый оттиск с разрешающей способностью до 16 точек/мм через 20 с после установки оригинала на предметное стекло.

1980­е годы — начало производства японской фирмой Canon серии цветных копировальных аппаратов различных моделей.

1991 г. — специалисты фирмы Heidelberg продемонстрировали на выставке «Принт­91» (г. Чикаго) четырехсекционную офсетную печатную машину GTOV DI, построенную на базе серийной машины GTO. Если до этого информация из компьютера распечатывалась только на принтере, то теперь ее можно тиражировать на офсетной печатной машине. Аббревиатура DI в обозначении серийной машины GTO переводится с английского как «прямое экспонирование». Эта технология позволяет оперативно создавать в каждой секции цветоделенную печатную форму на основе цифровых данных допечатной ступени для печати офсетным способом без увлажнения. Демонстрация машины GTOV DI на выставке в Чикаго прошла с большим успехом, а экспозиция фирмы Heidelberg получила Гран­при. Впервые фирма продемонстрировала офсетную печатную машину, работающую по принципу «из компьютера в печатную машину» (computer­to­press). Разработчикам печатной машины GTOV DI удалось совместить оперативность компьютера с высоким качеством офсетной печати. Это был прорыв в область новых цифровых технологий, которые существенно дополнили известные способы печати новыми возможностями.

1993 г. — фирма «Индиго» (Израиль) выпустила на рынок цифровую печатную машину Е­Print, для которой была разработана оригинальная технология печатного процесса, сочетающего в себе принципы электрофотографии и офсетной печати.

1996 г. — канадская фирма Elcorsy Technology на выставке NEXPO в Лас­Вегасе продемонстрировала новую цифровую технологию формирования красочного изображения — элкографию, основанную на электрохимическом процессе — электрокоагуляции, в результате которого на металлическом цилиндре при подаче на него краски (гидрофильного полимера) формируется красочное изображение. Особенностью и достоинством элкографии является возможность избирательно передавать на участки оттиска слои краски разной толщины, то есть регулировать оптическую плотность в большом диапазоне.

1997 г. — фирма NUR Macroprinters (Израиль) выпускает цифровой струйный принтер Blueboard, позволяющий печатать 4­красочное изображение шириной 5 м с производительностью 30 м2/ч.

2000 г. — апробация технологических принципов рабочего потока (WorkFlow), обеспечивающего организацию сквозного цифрового управления производственным процессом в виде четко выстроенной цепочки всех технологических операций (маршрута работ) для их непрерывного выполнения.

2008 г. — на выставке drupa 2008 ассоциация органической электроники Organic Electronic Association OE A продемонстрировала свои достижения в области развития высоких технологий с учетом применения печатного оборудования. Благодаря этому в ближайшем будущем будет освоено новое направление в полиграфии — так называемая печатная электроника.

По оценке специалистов, развитие полиграфической техники и технологий, предназначенных для обслуживания потребностей общества, в ближайшей перспективе будет ориентировано на конвертинг, сочетающий в себе традиционное печатное оборудование с цифровыми печатными машинами и технологиями. Подобное объединение позволяет оперативно, на достаточно высоком полиграфическом уровне тиражировать многокрасочную продукцию как с переменными, так и с постоянными данными. Учитывая намечающуюся тенденцию отказа мирового общества от печатной книги и в целом от печатной продукции (по данным опроса читателей), намечается активное внедрение цифровых технологий для производства печатной продукции в электронном формате, что и было продемонстрировано на выставке drupa 2012.

КомпьюАрт 8’2013

Майнц | Германия | Британника

Сводка

Прочтите краткий обзор этой темы

Майнц , французский Майнц , город, столица земли Рейнланд-Пфальц Земля (земля), западно-центральная Германия. Это порт на левом берегу реки Рейн напротив Висбадена и устья реки Майн.

Это было место кельтского поселения, где римляне основали (14–9 г. до н. э.) военный лагерь, известный как Могонтиакум (Moguntiacum) в честь кельтского бога Мого. Возникший город стал столицей Верхней Германии, пока римляне не покинули этот район около 451 г. н.э. В 6 в. возник новый город, ставший епископством (747 г. ) и церковным центром Германии при св. Бонифации и архиепископстве (775–780).

Сообщество быстро росло, получив определенные права на самоуправление в 1118 году и став свободным имперским городом в 1244 году. Как «Золотой Майнц», он был центром могущественной лиги рейнских городов в 1254 году. Архиепископы стали канцлерами и курфюрсты Священной Римской империи в 14 веке. Майнц известен как место рождения Иоганна Гутенберга, который изобрел там искусство печати подвижными литерами около 1440 года. После экономического спада, кульминацией которого стала война между двумя соперничающими архиепископами в 1462 году, его граждане были лишены своих привилегий. Многие мастера были изгнаны в ссылку, распространяя знания о печатном искусстве.

Хотя город был оккупирован шведами и французами во время Тридцатилетней войны, он оставался процветающим торговым и культурным центром до повторной оккупации французами в 1792 году. Он был успешно осажден пруссаками и австрийцами (1793 год). но был передан Франции по договорам Кампо-Формио (1797 г.) и Люневильскому (1801 г.). Французы подавили архиепископство (замененное епископством в 1801 г.) и секуляризовали электорат в 1803 г. Французское господство закончилось в 1816 г., когда город перешел к Гессен-Дармштадту и стал столицей недавно образованной Рейнско-Гессенской провинции. Это была крепость Германской Конфедерации, а затем Германской империи. Майнц был оккупирован французскими войсками после Первой и Второй мировых войн. Около четырех пятых центральной части города было разрушено во время Второй мировой войны, но восстановление было быстрым и масштабным. Правобережные пригороды Майнца были переданы земле Гессен в 1946. ​​

Исторически сложилось, что развитию торговли города препятствовали его военное значение и конкуренция с соседним Франкфуртом-на-Майне и Мангеймом. Он резко пришел в упадок при Наполеоне в начале 19 века, но позже стал центром рейнской виноторговли. Хотя индустриализация началась поздно, производство в городе очень разнообразно, включая химическую и фармацевтическую продукцию, электронику, точные инструменты, машины, изделия из стекла и музыкальные инструменты. Майнц также является важным медиа-центром с издательствами, радио- и телестудиями.

Совершите архитектурную экскурсию по Майнцскому собору

Посмотрите все видео к этой статье

Некоторые остатки римских времен сохранились, а реликвии хранятся в Римско-германском центральном музее. Собор Святого Мартина (также известный как Майнцский собор), первоначально возведенный в 975–1009 годах, неоднократно перестраивался, приобретая в дополнение к своей первоначальной романской архитектуре наслоения многих более поздних стилей. Здесь были коронованы Генрих II, Конрад II и Фридрих II. Другие исторические достопримечательности включают церкви Св. Игнатия (1763–1774 гг.), Св. Стефана (1257–1328 гг.) и Св. Петра (1748–1756 гг.), а также Избирательный дворец эпохи Возрождения (1627–78 гг.), Все они были отремонтированы после мировой войны. II.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подписаться сейчас

Университетский город с 1477 по 1816 год, Майнц вернул себе этот статус с созданием в 1946 году Университета Иоганна Гутенберга, с которым связаны специальные институты, в том числе Институт экономических исследований. Также в городе находятся Институты химии Макса Планка и Института исследований полимеров, а также Академия наук и литературы. Гутенберг также отмечен памятником Гутенбергу (1837 г.), музеем Гутенберга и зданием штаб-квартиры Международного общества Гутенберга. Имеются музеи искусства, истории и естествознания, а также епархиальный музей. Майнц является местом проведения ежегодной ярмарки и предпостных фестивалей. Поп. (2011) 200 344.

Эта статья была недавно пересмотрена и обновлена ​​Эми Тикканен.

Изобретение — мать необходимости


РОДСТВЕННЫЕ САЙТЫ
Гутенберг
Печатный станок
История печати

ЛУЧШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ
Все на своем месте
Как фасоль спасла цивилизацию
Изобретение — мать необходимости
Лучшая фортепианная композиция
Лучший эргономичный дизайн
Лучший инструмент
Лучшая сценическая комедия
Лучшая ошибка
Лучший медицинский взгляд
Лучший представитель породы
Лучшая еда
Лучший обман
Лучший сад
Лучшая битва
Лучшая игра
Лучшая мода

ЛУЧШАЯ ИДЕЯ

ЛУЧШАЯ ИСТОРИЯ


СОДЕРЖАНИЕ

Кредиты изображений



ЛУЧШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ
Изобретение — мать необходимости

Гутенберг не изобретал печатный станок и другие сюрпризы тысячелетней изобретательности.
ДЖАРЕД ДАЙМОНД



Иллюстрация Эми Гип

y 11-летние сыновья-близнецы только что рассказали мне, чему они научились сегодня в школе. «Папа, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, и это было одно из величайших изобретений в истории». Я тоже узнал об этом, когда был ребенком. Я подозреваю, что такая же точка зрения преподается в большинстве других американских и европейских школ. То, что нам говорят о печати, отчасти верно или, по крайней мере, оправдано. Я бы оценил его как лучшее одиночное “изобретение” этого тысячелетия. Только подумайте о его огромных последствиях для современного общества. Без печати миллионы людей не читали бы быстро, без передачи ошибки, Мартин Лютер 95 тезисов, Декларация независимости, Коммунистический манифест или другие тексты, изменившие мир. Без печати у нас не было бы современной науки. Без книгопечатания у европейцев могло бы не быть распространился по земному шару с 1492 года, потому что закрепление первоначальных европейских завоеваний потребовало эмиграции тысяч потенциальных конкистадоров, мотивированных письменными отчетами о пленении Писарро императора инков Атауальпы.

Так что я согласен с половиной того, чему учили моих детей, — с частью о важности печати. Но все становится сложнее, когда вы приписываете это изобретение именно Гутенбергу или даже когда вы приписываете ему только сам печатный станок. Гутенберг сделал гораздо больше, чем изобрел печатный станок, и гораздо меньше, чем изобрел книгопечатание. Более точным описанием его достижений было бы примерно следующее юридическое предложение: «Гутенберг сыграл большую практическую и символическая роль в независимом переизобретении, в значительно улучшенной форме и в более восприимчивом обществе, техники печати, ранее разработанной на минойском Крите около 1700 г. до н.э., если не задолго до этого».

Почему гутенберговское книгопечатание стало популярным, а минойское — нет? В этом заключается захватывающая история, которая разрушает наш привычный образ одиноких и героических изобретателей: Гутенберга, Джеймса Уатта, Томаса Эдисона. Благодаря своему вкладу в тысячелетие лучшее изобретение, Гутенберг дал нам лучшее окно тысячелетия в то, как на самом деле разворачиваются изобретения. Даже американские и европейские школьники, воспитанные на агиографии Гутенберга, вскоре узнают, что книгопечатание в Китае было задолго до Гутенберга. Известно, что китайская печать восходит примерно ко второму веку нашей эры, когда буддийские тексты на мраморных колоннах начали переноситься на новое китайское изобретение бумаги с помощью размазанных чернил. К 868 году Китай печатал книги. Но большинство китайских печатников вырезали или иным образом писали текст на деревянном блоке вместо того, чтобы собирать его буква за буквой, как это делал Гутенберг (и как это делали почти все последующие печатники, использующие алфавитное письмо). Следовательно заслуга того, что изобрел Гутенберг, также исправлена ​​с «печати» на «печать подвижным шрифтом»: то есть печать отдельными буквами, которые можно составлять в тексты, печатать, разбирать и повторно использован.

Правильно ли мы поняли историю? Нет, Гутенберг все еще не заслуживает похвалы даже за это. Примерно к 1041 году китайский алхимик Пи Шэн изобрел подвижную литеру, сделанную из амальгамы обожженной глины и клея. Среди последующих изобретателей, усовершенствовавших Идеей Пи Шэна были король Кореи Хтай Тджонг (литой бронзовый шрифт, около 1403 г.) и голландский печатник Лоренс Янсзун (деревянный шрифт с вырезанными вручную буквами, около 1430 г.). От всех этих изобретателей это удобно (и, Я думаю, уместно) особо выделить Гутенберга из-за его достижений — использование пресса, техника массового производства прочных металлических букв, новый металлический сплав для шрифта и печатная краска на масляной основе. Мы также находим удобным сосредоточиться на Гутенберге как на символе, потому что можно считать, что он положил начало книжному производству на Западе своей прекрасной Библией 1455 года.


Джаред Даймонд — профессор физиологии Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Медицинская школа и автор книги «Ружья, микробы и сталь», получившей Пулитцеровскую премию за документальную литературу в 1998 году.


Но форма печати с подвижным шрифтом была изобретена гораздо раньше безымянным печатником древнего Крита в минойскую эпоху. Доказательство минойской печати можно найти в одном диске из обожженной глины диаметром шесть дюймов. Найден глубоко в руинах 1700 г. до н.э. Дворец в Фесте на Крите, диск с обеих сторон покрыт замечательными спиралевидными рядами из 241 символа, составляющих 45 различных «букв» (на самом деле, слоговых знаков), которые не были расшифрованы до тех пор, пока Несколько лет назад. Недавняя расшифровка идентифицирует язык знаков как древнюю форму греческого языка, предшествующую даже Гомеру.

Удивительно, но символы Фестского диска не были выцарапаны на глине вручную, как это было характерно для самых древних надписей на глине, а были напечатаны набором пуансонов, по одному на каждый из 45 знаков. Очевидно, какой-то древний критский предшественник Пи Шэн опередил его в этой идее на 2741 год. Почему исчезло минойское книгопечатание? Почему Европа эпохи Возрождения была готова использовать лучшее изобретение тысячелетия, а минойский Крит — нет?

Технологически ручные удары минойцев были неуклюжими. Сама раннеминойская система письма, состоящая скорее из слогового письма, чем из алфавита, была настолько двусмысленной, что ее могли прочитать лишь немногие люди, и она использовалась только для очень специфических типов текстов, возможно, только налоговые списки и королевская пропаганда. Полезность китайской печати также была ограничена собственной неалфавитной системой письма Китая. Чтобы сделать минойскую типографию эффективной, потребовался технологический прогресс. произошло намного позже, как создание бумаги, алфавита, улучшенных чернил, металлов и прессов.

Я упомянул, что Гутенберг является частью не только лучшего изобретения тысячелетия, но и его лучшего понимания того, как наш обычный взгляд на изобретения часто упускает суть. Само изобретение может быть легкой частью; настоящее препятствие для вместо этого прогресс может быть способностью конкретного общества использовать изобретение. Другие известные преждевременные изобретения включают колеса в доколумбовой Мексике (отнесенные к игрушкам, потому что у мексиканских индейцев не было тягловых животных). и кроманьонская керамика 25 000 г. до н.э. (Какой кочевой охотник-собиратель действительно захочет таскать горшки?)

Технологические прорывы, ведущие к великим изобретениям, обычно происходят из совершенно не связанных друг с другом областей. Например, если бы королева древнего Крита запустила минойский Манхэттенский проект, чтобы добиться массовой грамотности за счет улучшения книгопечатания, она никогда бы не думали уделить особое внимание исследованиям прессов для сыра, вина и оливок, но эти прессы послужили прототипами для самого оригинального вклада Гутенберга в технологию печати. Точно так же американские военные планировщики, пытающиеся построить мощные бомбы в 1930-е годы посмеялись бы над предложением финансировать исследования чего-то столь загадочного, как трансурановые элементы.

Мы представляем изобретателей героями, способными распознавать и решать проблемы общества. В действительности, величайшие изобретатели были ремесленниками, которым нравилось мастерить ради самого процесса, и которым затем приходилось выяснять, что, если вообще возможно, их устройства может быть хорошо для. Ярким примером является Томас Эдисон, чей фонограф широко считается его самым блестящим изобретением. Когда он построил свой первый в 1877 году, это было не в ответ на национальный призыв послушать Бетховена. дома. Построив его, он не знал, что с ним делать, поэтому составил список из 10 применений, таких как запись последних слов умирающих людей, объявление времени и обучение правописанию. Когда предприниматели использовали его изобретение играть музыку, Эдисон считал это унижением своей идеи.

Наше широко распространенное заблуждение, что изобретатели решают проблемы общества, заставляет нас говорить, что необходимость — мать изобретения. На самом деле изобретение — мать необходимости, поскольку оно создает потребности, которых мы раньше никогда не испытывали. (Будь честным: Вы действительно чувствовали потребность в своем проигрывателе компакт-дисков Walkman задолго до его появления?) Далеко не приветствуя решения наших предполагаемых потребностей, укоренившиеся интересы общества обычно сопротивляются изобретениям. Во времена Гутенберга никто умолял о новом способе штамповки книжных копий: были полчища переписчиков, чье желание не разориться привело к местным запретам на печать.

Первый двигатель внутреннего сгорания был построен в 1867 году, но автомобили не выпускались десятилетиями, потому что население довольствовалось лошадьми и железными дорогами. Транзисторы изобрели в США, но электронная промышленность страны игнорировала их, чтобы защитить свои инвестиции в продукты с электронными лампами; Sony в разбомбленной послевоенной Японии пришлось адаптировать транзисторы для продуктов бытовой электроники. Производители клавиатур для набора текста продолжают отдавать предпочтение нашим неэффективным раскладку qwerty на рационально спроектированную.

Все эти недоразумения в отношении изобретений пронизывают нашу политику в области науки и технологий. Каждый год чиновники осуждают некоторые области фундаментальных исследований как пустую трату налоговых долларов и призывают вместо этого сосредоточиться на «решении проблем», т. е. прикладное исследование. Конечно, необходимы многочисленные прикладные исследования, чтобы воплотить фундаментальные открытия в работающие продукты — ярким примером является Манхэттенский проект, в ходе которого было потрачено три года и 2 миллиарда долларов, чтобы превратить Отто Гана и Открытие Фрицем Штрассманом ядерного деления с образованием атомной бомбы.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×