Кто придумал печатный станок: В каком веке был изобретён первый печатный станок.

о сложных отношениях исламского мира с печатным прессом

  • Mнение

26 нояб. 2021

Мусульманская цивилизация опоздала с великим изобретением Гутенберга, но с самого начала втянулась во «вторую печатную революцию»

Один из первых печатных станков / Фото: Mapio.Net

«То, что порох сделал для войны, печатный станок сделал для ума, и государственный деятель больше не одет в сталь специального образования, но каждый читающий человек — его судья».

Это знаменитое высказывание принадлежит Уэнделлу Филлипсу, американскому публицисту XIX столетия, стороннику отмены рабства и защитнику прав коренных народов Америки. С ним трудно спорить. Ведь, как говорится, знания — сила, а изобретение механической печатной машины с подвижным шрифтом помогло распространять знания шире и быстрее, чем когда-либо прежде.

Изобретение печатного станка в 1436 году приписывают немецкому ювелиру Иоганну Гутенбергу, хотя он был далеко не первым, кто автоматизировал процесс книгопечатания.

Традиция ксилографии в Китае восходит к IX веку, а корейские книгоделы печатали подвижным металлическим шрифтом за столетие до Гутенберга.

Но большинство историков считают, что именно инновация Гутенберга, который использовал винтовой пресс, чтобы равномерно давить на металлический шрифт с чернилами, была ключом к открытию современной эпохи. Благодаря новообретенной способности недорогого массового производства книг на все мыслимые темы революционные идеи и бесценные древние знания были переданы в руки каждого грамотного человека, число которых с каждым столетием росло.

Росло, но не везде. Исламская цивилизация приняла печатный станок относительно поздно, фактически через 300 лет после изобретения Гутенберга. Согласно популярному взгляду, это отставание было обусловлено консерватизмом религиозного мусульманского общества и в конце концов послужило причиной отставания исламского мира от западного христианского.

И если такие инновации, как порох, исламский мир принял достаточно рано, что обеспечило успех «пороховым империям» (как их обозначил знаменитый историк-исламовед Маршал Ходжсон) Османов, Моголов и Сефевидов, то отказ от печатного станка привел их к конечной гибели. По сути, весь мусульманский мир, по мнению сторонников этого взгляда, лишь сейчас пытается нагнать 300 лет отставания.

Однако так ли это?

Печать в мусульманском мире до Гутенберга

Гутенберг, возможно, был первым, кто изобрел печатный станок, но сама печать, то есть создание нескольких копий текста методом переноса его с одной выступающей поверхности на другую (особенно на бумагу), намного старше. Китайцы, как было сказано выше, делали это уже в 4-м веке, старейший известный нам печатный текст — Алмазная Сутра, китайский перевод буддистского текста — относится к 868 году.

Гораздо менее известно, что немногим более 100 лет спустя арабские мусульмане также печатали тексты, включая отрывки из Корана. Они уже освоили китайское ремесло изготовления бумаги, развили его и широко распространили в мусульманских странах. Это привело к значительному росту производства рукописных текстов.

Но был один вид текста, который особенно подходил для массового распространения: это были сборники молитв и стихов из Корана, которые пользовались огромным спросом среди мусульман, богатых и бедных, образованных и необразованных. Часто они использовались в качестве амулетов, их сворачивали в трубочку и носили на шее в медальоне.

В некоторых средневековых мусульманских странах, например Египте, такие печатные тексты пользовались огромным спросом, хотя в отличие от китайского опыта, в мусульманском мире почти не печатали больших полноценных текстов (книг). В основном это были всего лишь отдельные листы. Некоторые из этих печатных документов имеют довольно сложный дизайн, включающий каллиграфические заставки, поперечные надписи, геометрические панели, медальоны, шрифты и использование цвета. В Афганистане и Иране в монгольский период печатали бумажные деньги. Так, мусульманская печать продолжалась около 500 лет.

Мы не знаем, могло ли это повлиять на возможное распространение книгопечатания в Европе: свидетельств нет, но нельзя исключать такую возможность, тем более что самые ранние европейские образцы были как раз печатными блоками.

Печать в Османской империи

Насколько мы сегодня знаем, до мусульманского мира изобретение Гутенберга добралось в конце 15-го века вместе с изгнанными из Испании инквизицией евреями-сефардами.

В 1494 году печатные прессы появляются в Стамбуле и Салониках. Затем, в XVI и XVII веках своя печать появляется и у других немусульманских общин, у греков и армян. Но их всех объединяло то, что они не печатали арабские буквы, которые в то время использовались для написания как арабского, так и турецкого языков.

Лишь в начале XVIII века в регионе начали печатать книги арабскими буквами, первоначально христиане в Алеппо с 1706 года, а кульминацией в 1727 году стало создание официальной государственной османской типографии. Даже тогда официальный печатный станок работал в гораздо меньшем масштабе, чем европейские аналоги, да и то с перерывами. Только в XIX веке начало появляться что-то вроде османской печатной культуры.

Почему же так поздно? Этот вопрос стал источником больших споров. Многие западные историки в ХХ веке любили винить религию или, по крайней мере, религиозные группы интересов. Этот аргумент также нашел одобрение среди ранних секуляристов в мусульманских странах.

Они утверждали, что османские султаны активно подавляли технологию печати, пока, наконец, не смягчились в XVIII веке. Этот аргумент, естественно, также был популярен среди политологов, желающих проиллюстрировать тезис о недостатках автократического правления.

Однако в последнее время некоторые ученые стали указывать на простую разницу в предпочтениях потребителей, полностью отвергая представление о том, что кто-то был «виноват». Они утверждают, что никакого подавления не было. Просто османские книгочеи предпочитали покупать красиво иллюстрированные каллиграфические рукописи. Обе версии на самом деле имеют изъяны.

В качестве аргумента для первой версии одним из наиболее часто цитируемых «фактов называется то, что султан Баязид II в 1485 году издал фирман (указ), запрещающий печатать арабскими буквами или, возможно, на арабском или турецком языках. Почти всегда упоминается и последующий указ Селима I в 1515 году, который якобы подтвердил запрет. Упоминания об этих фирманах можно встретить в самой разной литературе, в том числе в очень серьезной академической.

Проблема в том, что все эти цитаты в конечном итоге происходят от французского автора по имени Андре Тевет и из книги, которую он опубликовал в 1584 году о жизнях известных людей из истории. В своей статье о Гутенберге Тевет делает небольшое отступление о том, как подвижный шрифт изобрели в Китае, а затем говорит, что «греки, армяне, грузины, турки, персы, мавры, арабы и татары пишут свои книги только от руки». Далее он рассказывает о фирмане Баязида и последующем подтверждении запрета Селимом.

Проблема в том, что Тевет, королевский космограф Франции, не был особенно надежным наблюдателем. Он сам немного путешествовал в 1549-54 годах, даже сопровождал французского посла в Османской империи, но все же его уже при жизни обвиняли в том, что он шарлатан и, безусловно, плагиатор. Кроме того, он впервые упомянул указы о запрете печати, когда ему было 82 года — через три десятилетия после своего визита в Османскую империю.

Некоторые историки ставят под сомнение всю его версию и вообще какой-либо запрет. К сожалению, записи указов султанов того времени неоднозначны, поэтому мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть это с османской стороны. Фактически, известные османские источники до XVIII века в основном ничего не говорят о печати.

Мы можем в основном лишь полагаться на свидетельства европейских путешественников, миссионеров и дипломатов. Тем не менее, это не значит, что Тевет полностью выдумал свою историю. Имеющихся сведений хватает, чтобы предположить, что османские султаны действительно запрещали арабскую печать, но исключительно религиозных книг, так как попавшие в империю книги, отпечатанные в Венеции, содержали ошибки.

Другую версию неприятия печатной литературы в Османской империи суммирует турецкий историк Экрем Бугра Экинджи:

«Турки не любили книги, которые печатали в типографиях, а предпочитали рукописные. Напечатанным книгам не хватало искусства и изящества рукописных книг. Османские интеллектуалы, увлекавшиеся эстетикой, наслаждались книгами, которые были написаны элегантным шрифтом и блестящими чернилами, их страницы и обложки были украшены позолотой. Читать книги было не только необходимостью, но и удовольствием. Кроме того, было много художников-каллиграфистов, которые быстро копировали множество книг. Все эти люди могут остаться без работы. Кроме того, те, кто увлекался книгами, принадлежали к определенному классу, как и сегодня».

Другими словами, долгое отсутствие интереса к печати объясняется эстетической любовью османских мусульман к рукописным книгам и корпоративными интересами переписчиков, которых, лишь по некоторым сведениям, было около 90 000 в XVIII веке.Противодействие переписчиков действительно могло быть сильным.

Известно, что с подобной оппозицией столкнулся русский первопечатник Иван Федоров, основавший в 1553 году в Печатный двор в Москве. В 1574 году он написал, что в Москве ему пришлось претерпеть очень сильное и частое озлобление по отношению к себе со стороны государственных начальников, священноначальников и учителей, которые завидовали ему, ненавидели его, обвиняли во многих ересях и хотели уничтожить Божие дело (то есть книгопечатание).

Его типография сгорела, а сам он вынужден был бежать. Тем не менее, печатное дело на Руси не исчезло, и вряд ли одни лишь корпоративные интересы переписчиков смогли бы противостоять столь полезной технологии, как печать, в течение сотен лет. В Европе именно писцы и продавцы книг зачастую становились первыми типографами.

Первая типография, принадлежавшая мусульманам, была основана Ибрагимом Мутаферрикой, венгерским интеллектуалом, принявшим ислам, в 1727 году, в Эпоху тюльпанов, когда начались масштабные реформы османской жизни. Саид Эфенди, работавший в османском посольстве во Франции, восхищался печатным станком в Париже. По возвращении он поручил Ибрагиму Мутаферрике основать типографию, подобную той, что была в Париже.

В то же время Мутаферрика подарил великому визирю брошюру, в которой напомнил, как многие исламские произведения были потеряны в мусульманской Испании и в результате других бедствий и что не хватало писцов-каллиграфистов, чтобы копировать книги без ошибок. Он рассказал визирю о преимуществах печатного станка:

«Копирование важных книг полезно для всего. Оно помогает распространить содержание книг. Их текст станет ясным и не подверженным влиянию воды. Печать — прибыльное искусство. Можно напечатать тысячи книг, что позволяет книгам быть дешевле. В начале и в конце книги добавлен указатель, и можно легко найти нужную тему. В сельской местности будет легко найти книги. Строительство библиотек будет поддерживать медресе; следовательно, число людей, изучающих науку, увеличится. Это служит распространению ислама. Книги на арабском языке и фарси, которые были опубликованы европейцами, поскольку они осознали их важность, полны ошибок; эти ошибки можно предотвратить. Печатный станок увеличивает честь государства».

Типография османского первопечатника Мутаферрики заработала в 1727 году. Она выпустила две карты и 21 книгу, и в принципе сегодня принято считать, что это была неудачная попытка внедрить печать, хотя тиражи этих книг были достаточно большие для своего времени — по 500-1000 экземпляров. Как оказалось, мало было начать печать. Как пишет историк Шукрю Ханиоглу:

«Позднее появление типографии в империи часто называют одной из основных причин относительного упадка османской науки и культуры по сравнению с Европой. Однако следует отметить, что основные типографии Османской империи опубликовали в общей сложности всего 142 книги за более чем столетний период печати между 1727 и 1838 годами. Если принять во внимание тот факт, что только мизерное количество экземпляров каждой книги было напечатаны, эта статистика демонстрирует, что появление печатного станка не изменило культурную жизнь Османской империи до появления ярких печатных СМИ в середине девятнадцатого века».

Арабский алфавит и технические проблемы

Вопреки распространенному заблуждению, вовсе не религиозная оппозиция была главной преградой на пути мусульманских первопечатников. В конце концов, когда печать утвердилась, религиозные деятели сами стали активно использовать типографии для распространения своих учений.

Более серьезной проблемой было отсутствие материалов для печати, то есть бумаги. Мутаферрика был вынужден нанять европейских рабочих для создания бумажной фабрики недалеко от Стамбула в 1740-х годах, а в других регионах османского мира печатники регулярно продолжали жаловаться на нехватку бумаги и гораздо позже. Однако самой серьезной проблемой был вопрос о том, как приспособить станок, чтобы он печатал арабское письмо.

Арабский алфавит имеет примерно такое же количество букв, что и различные алфавиты, которые использовались в Европе в XV и XVI веках. Но арабский — это курсивное письмо, в котором буквы соединены в слова с помощью лигатур и передаются разными символами для букв в начале, в середине и в конце слов, а также для отдельных букв.

Это означало, что нужно было спроектировать и отлить больше печатных форм. С самого начала из этого следовало, что печатный станок с арабской графикой имел гораздо более высокие капитальные затраты. А это означало в свою очередь, что процесс набора каждой страницы был значительно более трудоемким, что также приводило к более высоким эксплуатационным расходам (или, другими словами, гораздо более высоким капитальным затратам на каждую книгу).

Типичный европейский печатный станок — и без того пока что не самая компактная машина — становился еще более громоздким и неудобным, когда требовалось печатать арабскими буквами. Арабский типографский набор был в шесть раз (!) больше по размерам среднего европейского. Печатнику же приходилось обладать еще большим набором знаний и тратить много времени на дополнительную работу.

Хотя арабские печатные формы были впервые отлиты в Европе еще в 1514 году, в последующие три столетия они оставались дорогим и редким товаром, тщательно охраняемым в основном церковными и университетскими печатниками, у которых было ограниченное количество наборов. Даже когда Наполеон попытался ввести печать в Египте в 1798 году, он был вынужден украсть (называя вещи своими именами) арабский шрифт из Ватикана и считал его достаточно ценным, чтобы вывезти из Египта при поспешной эвакуации французов в 1801 году.

Похожие проблемы, к слову, были не только у арабского письма, но и у других «экзотических» шрифтов. В Индии проект введения печати на санскрите в 1670-х годах также провалился из-за дороговизны и сложностей изготовления шрифта деванагари.

Итак, каким бы недорогим и портативным станок Гутенберга не был, он бесполезен без набора арабских шрифтов, а с набором шрифтом становился уже и гораздо дороже и менее портативным. Так что самая вероятная причина, почему мусульманские общества игнорировали печать, это отсутствие интереса со стороны правителей (султанов и падишахов), для которых любые преимущества печатного станка по сравнению с армией каллиграфов и переписчиков исчезали из-за дороговизны и неудобства прессов. Таким образом, революция Гутенберга прошла мимо мусульманского мира.

«Вторая печатная революция»

Имя графа Чарльза Стэнхоупа (1753–1816) известно не так широко, как имя Иоганна Гутенберга, но изобретенный им в 1800 году цельнометаллический печатный пресс произвел настоящую революцию. Стэнхоуп, как настоящий британский аристократ, отказался патентовать свое изобретение, и поэтому с 1800 по 1830 годы многие другие изобретатели могли свободно усовершенствовать процесс печати — так в 1804 году был изобретен литографический пресс, а в 1806 машина для изготовления бумаги.

В отличие от деревянных прессов старого образца новые ручные прессы были прочными, компактными машинами, состоящими из относительно небольшого количества движущихся частей, изготавливаемых из чугуна. Типография стала быстрее и дешевле, особенно после того, как в 1812 году Фридрих Кенг изобрел паровую печать. Один станок Стэнхоупа был способен печатать 250 экземпляров в час, а последующие версии станка увеличивали это число. Процесс настолько упростился, что для работы в типографии хватало всего двух человек.

С точки зрения требуемых вложений в капитал и обучений навыкам станок Стэнхоупа сделал печать доступнее, чем когда-либо прежде. Не случайно, многие историки говорят о «второй печатной революции». Весь XIX век с появлением массового образования и культурной продукции, массовых СМИ, научно-технической революцией был бы невозможен без изобретения Стэнхоупа, печатного станка, попавшего даже в самые далекие места, вроде американского фронтира или полинезийских островов, куда с большим трудом мог попасть громоздкий деревянный пресс Гутенберга.

Но что особенно важно для нашей темы, революцию Стэнхоупа почти сразу же подхватил и мусульманский мир. С 1817 по 1820 годы типографии с арабским шрифтом возникают в Иране, Египте и Индии. Огромную роль в этом сыграли колониальные власти и особенно христианские миссионеры, чья активность как раз была вызвана «второй печатной революцией» и которые стремились печатать христианскую литературу на местных языках. Они не только привозили печатные станки, знакомя мусульман с технологией пресса, но и разрабатывали удобные для печати арабско-персидские шрифты.

Мусульманские печатники буквально учились у своих оппонентов. Особенно показательна в этом смысле история первой персидской книги, напечатанной в Иране в 1818 году. Это «Джихадия», книга о «священной войне» Ирана с Россией. Она была напечатана с помощью станка, привезенного из России печатником, который обучался своему делу в Санкт-Петербурге.

В Османской империи после закрытия устаревшей типографии Ибрагима Мутаферрики в 1798 году были основаны три государственные типографии, а в правление султана Махмуда II появилось разрешение печатать религиозные книги. Печать на арабском, турецком, персидском, татарском, малайском, урду и других языках мусульманских народов активно распространялась в XIX веке. Пропустившие революцию Гутенберга мусульманские народы тем не менее не упустили революцию Стэнхоупа. К концу века мусульмане печатали огромный массив самой разной литературы.

Подытоживая, можно сказать, что мусульманский мир не участвовал в важной революции Гутенберга, которая была фактически ограничена общинами христианских и еврейских меньшинств. Но вместо того, чтобы рассматривать мусульманский мир как «опоздавший» в деле печати, стоит четко разделять две печатные революции: Гутенберга и Стэнхоупа.

Пионеры арабской печати в Османской империи, Египте, Иране и Индии почти одновременно приняли участие в поздней и более крупной революции Стэнхоупа, которая, в отличие от революции Гутенберга, стала по настоящему глобальной и глубокой как по своим масштабам, так и по своим последствиям.

Точка зрения авторов публикаций не обязательно отражает мнение и позицию TRT на русском. Мы приветствуем любые предложения и открыты к сотрудничеству. Чтобы связаться с редакцией, воспользуйтесь формой обратной связи.

  • Гутенберг
  • Книга
  • Ибрагим Мутаферрика
  • Иван Федоров
  • султан

Историк, блогер, исследователь османского мира

Новости по теме

Султан, создавший наш современный мир Время жизни и правления Селима I Явуза, по словам историка-османиста Алана Михаила, является самым важным полувековым периодом в истории, влияние которого ощущается и сегодня. «Мир, в котором мы живем, во многом является османским»

Украина и Турция: общая история в забытых документах Турция и Украина договорились о создании исторической комиссии для совместной работы в османских архивах. Благодаря этому культурно-гуманитарному проекту Киев рассчитывает заполнить много белых пятен в своей истории

«Тысяча и одна ночь»: родоначальник жанра фэнтези «Чувствуешь себя потерянным в «Тысяче и одной ночи», понимаешь, что, войдя в эту книгу, можно забыть о своей несчастной человеческой судьбе. Можно войти в мир, состоящий из архетипических фигур, но также и из личностей», – Хорхе Луис Борхес

Сафие Али – первая женщина-врач в Турецкой Республике Женщина, в честь дня рождения которой Google меняет свой дудл, первая женщина-врач в Турецкой Республике, первая женщина-преподаватель медицины, борец за права женщин Турции – все это Сафие Али!

В той же категории

Саммит ОТГ в Самарканде: новая страница в интеграции тюркского мира Встреча лидеров государств Организации тюркских государств в Самарканде продемонстрировала, что объединение выходит на новый качественный уровень взаимодействия

Турция имеет все шансы способствовать компромиссу между Украиной и РФ На переговорах президентов Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Астане публично акцент был сделан на перспективе поставок газа в Европу, но многое могло остаться за кулисами

Миграционные потоки Израиля: с Востока на Запад Наряду с притоком в Израиль евреев, желающих получить гражданство страны, сегодня наблюдается и активный отток успешных израильтян в более благополучные страны. Как работают «сообщающиеся сосуды» Израиля и диаспоры?

Турция может укрепить Шанхайскую организацию сотрудничества В случае дальнейшей интеграции Турции в ШОС Организация получит новый импульс к развитию, а с учетом амбиций и способностей турецкого руководства Анкара сможет реализовать новые экономические проекты и диверсифицировать собственные внешние связи

Что ещe Вы хотели бы узнать?

Гутенберг Книга Ибрагим Мутаферрика Иван Федоров султан

Статус Айя-Софии – внутреннее дело Турции Госсовет Турции на заседании утром 2 июля вынес вердикт, что решение о статусе Айя-Софии в Стамбуле будет принято в течение максимум 15 дней

Будущее Израиля выглядит туманным Бывший руководитель разведки считает, что подполье в Израиле стремительно растет и предсказывает будущее еврейского государства как «плохое или очень плохое»

Посол РФ впечатлен усилиями Турции по обеспечению безопасности туристов Другим странам следует изучить систему сертификации «Безопасный туризм», используемую в Турции, – считает глава дипмиссии России в Анкаре Алексей Ерхов

Казахстанский транзит ровняет курс Идущее в эти дни голосование по поправкам в Конституцию РФ часто сравнивают с транзитом власти в соседних государствах бывшего СССР. Прежде всего, речь тут о Казахстане. Там первый президент передал власть преемнику, став Елбасы. К чему это привело?

Трамп, Москва и «талибы» VS Демпартия США Дональд Трамп, Москва и «талибы» называют фейком публикацию The New York Times о заказах российской разведкой нападений на американских военных в Афганистане. Скандал вызвал большой резонанс в мире и эскалацию политического противостояния в США

Когда была напечатана первая печатная. О книгопечатании на Руси. Коротко и внятно. Оттиск с деревянной доски

Появление книгопечатания стало одной из важнейших вех в развитии человечества. Если до появления печатного станка книги были редкостью и символом образованности и богатства, то после первой напечатанной книги уровень образования во всем мире резко возрастает.

Многие люди знают, что первый печатный станок был изобретён Иоганном Гутенбергом и именно ему приписывают первенство в этой области.

Но если углубиться в историю, то станет ясно, что Гутенберг смог собрать в единое целое то, что было изобретено ещё задолго до него. По сути, сама идея что-то печать была заложена в простом клейме или тавре. Помимо этого у многих вождей древнейших цивилизаций были свои личные печати. Археологи до сих пор находят в разных уголках света глиняные таблички, на которых нанесены знаки специальными печатками. При помощи таких печаток с разными символами можно довольно быстро нанести текст с большое количество табличек.

В 7 веке до нашей эры начали печатать монеты, а идея принадлежала лидийскому царю Гигосу.

И как бы историки не утверждали, что первый печатный станок изобрел Гутенберг, есть неоспоримые доказательства, что первопроходцами в этом деле стали китайцы. Их печатный станок был не совершенен и учитывал особенности китайской письменности. Каждый иероглиф в языке обозначает слово. Переписывать различные труды китайских философов было очень трудно, поскольку один переписчик знал около 5 тысяч иероглифов, когда в письменности их было около 40 тысяч. Тогда придумали наносить иероглифы на деревянный брусок, смазывать его специальной краской и делать отпечаток символов на бумагу. Таким способом можно было размножить одну книгу бесконечное количество раз. Только вот, чтобы сделать копию другой книги приходилось вырезать символы на другом бруске. Такой принцип перепечатывая книг появился за несколько веков до появления печатного станка Гутенберга. Позже такой вид печати слал носить название ксилографии. С помощью этого способа в средние века распространялись календари и картинки религиозного характера.

Иоганн Гутенберг соединил два способа печатания. Первый это печатки, которые были распространены в древности и принцип ксилографии. Он создал модель букв, которые получили название пуасон. Модель накладывалась на мягкий металл, и делалось зеркальное отражение буквы, так появилась матрица. Матрицу заливали свинцом или оловом, и таким образом, отливались литеры. Литеры собирались в нужном порядке, и отправлялись под пресс, что позволяло оставить четкий отпечаток на бумаге. Литеры легко можно заменить, а значит набрать любой текст в неограниченном количестве.

Типография Гутенберга начала свою работу, предположительно, в 1448 году, а в 1455 году появилась 42-строяная Библия. Важно отметить, что до изобретения печатного станка в мире было не более 30000 книг, в 1500 году их насчитывалось более 9 миллионов.

С этого момента печатные станки быстро распространяются по всей Европе, а к началу XVI века типографии появились во всем крупных городах.

Книгопечатание в России

Всем известно, что история России шла по своему пути развития и сильно отличается от истории Европы. Именно поэтому в России первый печатный станок появился на сто лет позже. Первая типография появилась в Москве в 1553 году, которую основали Иван Фёдоров и Петр Мстиславц. Именно они напечатали книгу «Апостол» в 1564 году.

Отметим, что в России религия была практически всегда на первом месте, и если в Европе могли печатать философские труды и художественную литературу, то в России очень долгое время печатали только религиозную литературу. Прошло немало времени, прежде чем типографии стали печатать художественные книги, и то они подвергались серьезной цензуре. Но вернемся к книгопечатанию.

На самом деле, еще до типографии Фёдорова, стали появляться печатные книги, хотя качество текста было просто ужасным. Историки не раз находили книги, которые подтверждают тот факт, что книгопечатание в России появилось за несколько десятков лет до типографии Фёдорова.

Начиная со второй половины XVI века по России стали открываться типографии в крупных городах, в которой печатались религиозные тексты, которые были направлены на борьбу с католическими учениями.

Только с времен Петра Великого большая часть типографий выходит из под контроля церкви. Активно печатаются различные брошюры, листовки и газеты.

Заключение

Этот небольшой экскурс в историю книгопечатания, всего лишь капля в море. История развития книгопечатания довольно обширна и интересна. При этом именно появление печатного станка дало огромный толчок к развитию газет и СМИ.

Считается, что самая первая книга была напечатана в Китае, в 868-м году. Собственно говоря, она даже не являлась книгой в привычном смысле, а была свитком серой , обернутым вокруг деревянной основы. Книга известна под названием «Алмазная сутра» (более – «Сутра о Совершенной мудрости, рассекающей тьму невежества как удар молнии»). Это трактат о добродетелях, необходимых для вступления на путь праведной жизни – своего рода буддийская Библия. Что неудивительно, ведь, как правило, первыми печатными изданиями оказывались религиозные тексты, поскольку именно они представляли наибольшую ценность для людей тех времен. Известно даже имя печатника, сделавшего эту копию священной сутры: Ван Цзи.

Напечатана «Алмазная сутра» была методом ксилографии, то есть оттиска с деревянной доски, на которой ножом вырезаны . Наборная печати была на тот момент для китайцев слишком трудоемкой, ведь в их – тысячи иероглифов.

История книгопечати в Европе

Первые европейские печатные книги также печатались методом ксилографии и назывались инкунабулами. Самой известной из них стала так называемая «Библия бедных», напечатанная приблизительно в 1423-м году. Инкунабул до нашего времени дошло мало. Они во многом были похожи на рукописные книги, поскольку печатники-ксигографы старались подражать рукописному шрифту как можно точнее. Недоверчивые ко всему новому граждане не сразу оценили достоинства печатных книг и продолжали гораздо больше ценить тексты, вручную переписанные в монастырях.

Настоящий расцвет печати наступил в Европе после изобретения Иоганном Гуттенбергом технологии наборной печати. Для того чтобы напечатать книгу, не нужно было больше вырезать текст ее страниц на деревянных досках – печатные гранки стали наборными, состоящими из отдельных букв-литер. Первой печатной книгой Гуттенберга стала 42-х строчная Библия, изданная в 1455-м году.

Русские печатные книги

Первые русские печатные книги появились в 50-х годах XVI века и также были созданы методом ксилографии. Названия этих книг и имена издателей до наших дней не дошли. Первым известным русским печатником стал Иван Федоров. Огромное количество времени, сил и мастерства он вложил в двухкрасочное издание знаменитой книги «Деяния святых апостолов», известной также под коротким названием «Апостол», которая увидела свет 1 марта 1564 г.

Книга содержит высокохудожественные иллюстрации, которые резал и гравировал сам Федоров, изящные заставки, прекрасно выполненные шрифты. На подготовку «Апостола» в печать ушел год. Тираж издания составил около 1200 книг. Все их Фёдоров печатал собственноручно. Позже он же издал первый русский учебник под всем известным названием «Азбука», а также несколько религиозных трактатов и молитвенников.

В конце 2000 года, накануне перехода в новое тысячелетие, журналисты любили составлять всяческие рейтинги, подводящие итоги двух миллениумов христианской эры, которую мы вслед за европейскими историками называем «нашей». Так вот, самым главным изобретением человечества за прошедшие две тысячи лет во всех рейтингах было названо книгопечатание.

Между тем, о жизни человека, напечатавшего первую книгу и тем самым толкнувшим Европу в направлении всеобщей грамотности, нам известно совсем немного. Если бы не скрупулезные труды историков, мы бы имели дело с человеком-загадкой. И, может быть, даже не знали бы что звали его Иоганном Гутенбергом (Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg) (1397 или 1400 – 1468). Ведь в Средние века в летописи заносили деяния властителей мирских и духовных, а Иоганн Гутенберг был всего-навсего горожанином города Майнца, принадлежавшим к цеху ювелиров. Благодаря нескольким судебным разбирательствам, связанным с его изобретением, имя Гутенберга осталось в архивах его родного города Майнца, а также города Страсбурга, где он жил и работал. Сейчас и в том, и в другом городе поставлены памятники гениальному изобретателю. Портрета которого, впрочем, тоже не сохранилось.

Большинство ученых, исследовавших жизнь Иоганна Гутенберга, считают, что первую книгу он напечатал в 1440 году, когда жил в Страсбурге, где занимался работой ювелира и изготовлением зеркал. Там же он организовал на паях некоторое предприятие, записи о котором сохранились в судебных актах Страсбурга. И хотя прямо о книгопечатании в судебных актах не говорится, но некоторые выражения и показания свидетелей позволяют предполагать, что речь идет о создании наборного шрифта для печатания и печатного пресса.

Собственно говоря, способ печати рисунков и текстов с рельефных деревянных досок придумал не Гутенберг. За сто лет до его появления на свет в Европе уже печатали с трафаретных досок игральные карты. Аналогичным образом с 12 века в Италии набивали рисунки на ткани, а в Китае уже в 10-м веке печатали листовки и небольшие книги.

Гутенберг придумал изготавливать из твердого дерева или же из свинца столбики, на верхней грани которых были вырезаны зеркальные изображения букв. Кстати, слово «буква» восходит к названию дерева, из которого изготавливали первые типографские шрифты, «бук». Отсюда же происходит немецкое название книги «der Buch».

Но это еще не все. Гутенберг придумал собирать эти столбики (которые позже печатники стали называть литерами) в строки, укладывая их и закрепляя на доске из твердого материала. Затем набор смазывали черной краской, клали на него слегка влажный лист бумаги и прижимали этот лист к крашеной поверхности с помощью пресса. Таким образом, за несколько минут получали одну книжную страницу. При производстве одной страницы такой процесс размножения не был быстрее обычной для того времени переписки книг вручную. Но в том-то и дело, что процесс этот был заранее рассчитан на массовое производство. Типография могла напечатать тысячу книг, переписчик, как бы он не старался, совершить подобный подвиг был не в состоянии.

Но книг, напечатанных Гутенбергом в это время, не сохранилось. Предполагается, что первой печатной продукцией его предприятия были листовки и лубки. Вряд ли подобная продукция имела большой шанс сохраниться.

А вот книги, которые Гутенберг напечатал, возвратившись в родной Майнц, сохранились. Это во-первых, Библия, напечатанная 30 сентября 1452 года. Кроме того сохранились две Библии, которые были напечатаны между 1453 и 1456. 1456 годом датированы также несколько листов латинской грамматики.

Типографию в Майнце Гутенберг открыл не на свои, а на заемные деньги. Проценты по этому займу он оплатить не смог, и был вызван на суд. Именно благодаря приговору этого суда от 6 ноября 1455 года было точно установлено, что изобретателем книгопечатания является Иоганн Гутенберг и что его типография работала, по крайней мере, с 1452 года.

После суда в 1455 года Гутенберг нашел себе другого компаньона и вплоть до своей смерти в 1468 году занимался выпуском книг.

Печати возникли в древние времена на Востоке, и их появление было связано с бурным развитием торговли. Печатями скреплялось оформление первых торговых договоров. Предположительно первые печати появились в древнем Египте и Вавилоне. Также печатями издревле пользовались в Китае, а на Руси они, по мнению историков, появились где-то в Х веке.

Печати древнего Китая

Первые печати, которые использовали в древнем Китае, выполняли функцию клейма, которое хозяин ставил на принадлежащих ему вещах, а также документах. Постепенно печать становится символом власти, свои печати имелись у всех китайских чиновников. Причем потеря печати чиновником строго наказывалась. За утерю печати чиновника могли понизить в должности, оштрафовать или даже уволить. Печати обладали большой ценностью, поэтому все найденные на поле битвы печати подлежали сдаче, и за них назначалась награда. Подделка официальных печатей строго каралась ссылкой, а иногда и смертной казнью.

Сначала основными материалами для изготовления печатей были дерево, металл и кости животных. Немного позже стали использоваться драгоценные и полудрагоценные камни. Императорские печати изготавливали из золота. Боковые грани было принято украшать стихами или различными благоприятными пожеланиями.

На печатях в основном гравировались иероглифы, но были также найдены печати с рисунками. Самая известная печать такого типа — печать первого императора Китая Цинь Шихуанди. Она была изготовлена в 221 г. до н.э. в честь победы и объединения всех царств под властью одного императора. Материалом стал нефритовый камень, на котором мастер выгравировал «По велению небес, пусть (император) живет долго и счастливо». А на оттиске печати изображались летящие фигуры, напоминающие даосских фей.

Печати древней Руси

Первое упоминание о печати на Руси относится к Х веку. Оно было найдено в одном из договоров Руси и Византии, и там говорилось про печати, которые использовали купцы. Однако ученые полагают, что это еще не были те же самые печати, которыми позже скрепляли грамоты. Эти печати заменяли собой верительные грамоты и являлись неким удостоверением личности послов и купцов древней Руси. Нет однозначного мнения о том, что же это были за печати. Некоторые исследователи полагают, что это были пластины или бляхи, которые вешались на шею, но большинство все же считает, что печатями, также как и в Европе, служили перстни.

В Древней Руси личные печати были у князей, ими помечались детали военного снаряжения, ремесленные изделия и даже деревья на границе земельных владений. В Новгороде археологи обнаружили деревянные цилиндры, датированные 70-м годом Х века, на которых были изображены княжеские знаки или надписи «княже». Эти цилиндры могли подобно замкам закрывать мешки с пушниной и различные сосуды, как правило с серебром, для того, чтобы дань, принадлежащую князю, никто не мог вскрыть по пути.

В Древней Руси печать служила скорее удостоверением личности, а в торговле могла выполнять роль пломбы или клейма.

Постепенно вид и назначение печатей менялись и во времена русского средневековья печатями служат круглые металлические предметы с изображениями на обеих сторонах. Такие печати назывались «буллы», а древнейшей считается печать князя Святослава Игоревича, на которой изображен знак Рюриковечей — трезубец (около 945-972 гг).

Постепенно печати стали применяться для скрепления или запечатывания документов. Печати заменяли подписи князей, которые выдавали жалованные грамоты или заключали договора с другими князьями или государствами. Именно такие печати изучает историческая наука сфрагистика («сфрагус» в переводе с греческого означает печать) или сигиллография («силллум» — это печать в переводе с латинского).

Ученые разделяют печати на две группы по способу скрепления ими документа. Первая группа — это так называемые вислые печати. Они были оттиснуты специальными щипцами и привешивались на шнурках к документу. Вторая группа — это прикладные печати, которые были оттиснуты различными штампами, в том числе перстными.

Большинство князей пользовались печатями, на обеих сторонах которых изображались святые. Это объясняется тем, что у князей, как правило, было два имени — мирское (светское) и дано при крещении (христианское). Изображения двух святых на лицевой и оборотной стороне печати указывало на христианское имя и отчество князя. Мирское же имя, как правило, употребляли в летописях. Подобными печатями пользовались новгородские, киевские, черниговские, смоленские и другие русские князья. Кроме князей печати или «буллы» имелись у церковных иерархов — митрополитов и епископов. Также они были у представителей администрации князя. Со времен древней Руси сохранилось несколько сотен свинцовых «булл», которые были найдены археологами.

С 14 века печати начинают постепенно изменяться. Например, на оборотной стороне княжеской печати начинают писать имя и титул владельца, а на лицевой сохраняется изображение святого покровителя. В течение 14-15 веков металлические «буллы» начинают постепенно вытесняться восковыми вислыми и прикладными печатями. На них появляются светские изображения (исключения составляли печати церковных иерархов), а также надпись вокруг изображения (круговая легенда), в которой указывалось не только имя, но и должность владельца. Подобные печати стали активно применяться в различных учреждениях и государственных службах и к концу 15 века практически вытеснили печати из металла. Это связано как с дешевизной воска, так и с заменой пергамента на бумагу. Что касается князей, то вместо металлических «булл» они постепенно начинают применять в качестве личных печатей резные камни — геммы, которые обычно вставляли в металлический ободок.

Печати Московского Государства

В последние годы своей жизни князь Василий II пользовался восьмигранной геммой с изображением льва, терзающего змею. Затем эта печать перешла к его сыну, Ивану III, который и пользовался ей почти четверть века, изменив естественно только имя владельца. Но когда объединитель русских земель создавал общегосударственную печать, он выбрал для нее другое изображение: на лицевой стороне был изображен всадник, поражающий копьем дракона, а на оборотной — двуглавый орел. Этой печатью пользовались на протяжении 16-18 столетий. Княжескую или царскую печать обычно хранил один человек, должность которого называлась печатник, а в начале 17 века возник специальный печатный Приказ.

Постепенно Московское государство разрасталось, укрепились органы власти, сформировался административный аппарат, увеличилось количество документации. С 17 века печати стали широко использоваться различными учреждениями. Например,приказ Большой, который распоряжался государственными финансами имел печать с изображением весов и надписью «Печать казенная Приказу Большие казны». На печатях иных государственных структур изображение часто отсутствовало, имелась только надпись. На печатях городов и различных земель имелись изображения, которые позже вошли в городские гербы. До наших дней дошла печать Смоленского княжества: пушка на лафете, а на стволе пушки изображена райская птица.

Во второй половине 17 века у русского правителя было уже более десятка различных печатей, которые усложнялись по мере присоединения все новых и новых земель. Новые цари использовали печати своих предшественников, заменяя лишь легенду, которая изготавливалась отдельно от основного изображения и матрица, которая была съемной.

Печати Российской Империи и СССР

В самом начале своего правления Петр I использовал старые печати, а затем приказал вырезать несколько новых. Новые печати отличались расположением гербов на крыльях орла и наличием цепи ордена Святого Андрея Первозванного, которая окружала щиток с орлом и императорскую корону над щитком. Для новых печатей была характерна краткость титула.

В 30-е годы 18 века императрица Анна Иоановна пригласила в Санкт-Петербрг знаменитого европейского гравера Иоганна Гендлидера, который вырезал новую государственную печать с могучим двуглавым орлом. Эта большая государственная печать, гравированная им по петровскому образцу и выполненная в высокохудожественной манере служила русским царям более ста лет — до конца царствования Николая I.

Также государственный герб появился и на печатях государственных учреждений и ведомств. По велению Екатерины II в каждом городе была учреждена своя печать, на которую помещалось изображения герба города.

Созданное в 1917 году временное правительство поместило на свою печать двуглавого орла, но без короны, скипетра и державы и без всадника.

Советское государство, естественно, отказалось от старых символов. Работа по созданию новой печати была начата в 1918 году и в качестве изображения была выбрана эмблема «Серп и молот». Надписи на печати были следующие: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» и «Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика». Все органы власти, как центральные, так и местные, должны были применять печать с гербом РСФСР (а затем СССР), в который вошла эмблема «Серп и молот».

В данном задании вам необходимо записать когда и кто напечатал первую книгу на Руси.

Появление первой книги на руси

  • Первые книги, написанные рукой . Известно, что первые книги начали писать ещё в давние времена. Сначала книги писали рукой. Даже известно, что было большое множество библиотек с такими книгами.
  • Металлические буквы . По рассказам говорится, что с середины XV столетия немец Иоганн Гутенберг решил напечатать книгу металлическими буквами. Благодаря этим буквам, он печатал слова, для этого он покрывал их краской и с помощью пресса получались отпечатки на листке бумаги. Именно так получили происхождения первые печатные книги.
  • Первая книга . Самой первой русской книгой, которой является букварь. Была она напечатана Иваном Фёдоровым во Львове. Как известно, это было в 1574 году.
  • Способ написания книги. Для того чтобы напечатать книгу использовали весьма примитивный метод: использовали деревянные буквы – печатки, которые составляли в слова, далее слова составляли в строчки, а строчки составляли в страницы. При этом каждую из таких страниц смазывали краской, а затем к ней прижимали белый лист бумаги. Далее, из полученных напечатанных листов сшивали книги. При этом эти книги были как рукописные. Самым важным является то, что благодаря данному способу возможно было за небольшое время напечатать несколько десятков, а то и сотен страниц. Далее вместо деревянных букв – печатки начали появляться металлические буквы, постепенно их заменяя. Затем спустя время были придуманны печатные станки, а уже потом печатные машины.

Издатель первой точной датированной печатной книги

Иван Фёдоров – является одним из первых русских книгопечатников. По традиции часто называется «первым русским книгопечатником». Иван Фёдоров является издателем первой точно датированной печатной книги “” Апостол”” в Русском царстве, а также основателем типографии в Русском воеводстве Речи Посполитой.

Известно, что родился он между 1510 и 1530 годами. Но, к сожалению, нет точных сведений о дате и месте его рождения. Тем неменее, сам Фёдоров писал о Москве как о своём «отечестве и роде» и в переписке добавлял к своему имени «москвитин», даже когда уже жил в Великом княжестве Литовского.

Паровой печатный станок Кенига и Бауэра

Тема: Влияние промышленности, Экономическая и техническая революция, Полиграфическая революция

Изображение предоставлено Koenig & Bauer

Промышленный печатный станок был одним из самых влиятельных изобретений Эпохи Революции. Это позволяло быстро и дешево печатать тысячи экземпляров всех типов письменных текстов и изображений. Брошюры, газеты, листовки и книги теперь можно было выпускать и распространять массово, распространяя новости, идеи, политические и социальные кампании, пропаганду, рассказы, поэзию и многое другое.

Печатный станок был изобретен в пятнадцатом веке Иоганном Гутенбергом, что сделало литературу и грамотность более доступными и, в свою очередь, повлияло на религиозные и политические взгляды во всем мире, поскольку оно получило широкое распространение. Хотя они продолжали по-разному развиваться и совершенствоваться в восемнадцатом веке, ручные прессы оставались довольно медленными и трудоемкими.

Изобретение промышленного цилиндрического пресса Уильямом Кенигом в начале 1800-х годов изменило возможности печати, ускорив темпы изменений, например, позволив радикализму и инновациям распространиться за пределы одного региона по всей Великобритании и за ее пределами. На его дизайн в основном повлияли две идеи. Первым было использование энергии пара для запуска машины. Вторым было введение вращающихся металлических цилиндров, которые позволяли печатать каждую страницу с обеих сторон одновременно.

В начале 1800-х годов немецкий изобретатель Уильям Кениг переехал в Лондон, где запатентовал свою конструкцию. Вместе с немецким часовщиком Андреасом Бауэром он организовал мастерскую и начал строить и испытывать свой новый печатный станок. Их первым покупателем была газета «Таймс», которая купила две машины в 1814 году. Они использовали их для тайной печати номера от 29 ноября, чтобы не расстраивать журналистов газеты, которые (как и луддиты) поклялись уничтожить машины, которые могли бы представлять опасность. угроза их работе или отказ от работы в знак протеста. В результате контроль над прессой, который уже был проблемой для многих государств, стремящихся подавить радикальные элементы в своих обществах, стал еще более важным.

Новая печатная машина печатала 1100 страниц в час — более чем в четыре раза быстрее, чем недавно представленная печатная машина Stanhope. Это был необычайный успех для Кенига и Бауэра, благодаря которому The Times намного опередила своих конкурентов по стоимости печати и рабочей силы. Кениг поссорился со своими спонсорами и в конце концов вернулся в Германию в 1817 году, чтобы продолжить свою работу. Koenig & Bauer стала крупной компанией и ведущим производителем печатного оборудования вплоть до 20-го века.

Знаете ли вы…?

Маленький Тед из «Тауна Репы» Малкольма Дугласа Чаплина — самая маленькая книга из когда-либо напечатанных. Произведенный в Канаде, он имеет размеры всего 0,07 мм на 0,1 мм и содержит 30 «страниц».

Это описание объекта и связанные с ним образовательные ресурсы были исследованы и написаны нашей командой историков и специалистов в области образования.  Для получения дополнительной информации посетите домашний музей, галерею или архив предмета, указанные выше.

Кто изобрел печатный станок? Изобретения и изобретатели для детей***

Факты об изобретении печатного станка: Изобретение: печатный станок *** Дата изобретения: 1440 *** Имя изобретателя: Иоганн Гутенберг *** Продолжительность жизни Изобретатель: c1400 – 1468 *** Национальность изобретателя: немец *** Исторический период: Ренессанс (1350–1700) *** Категория: образование, связь и информация *** Страна происхождения: Германия *** Факты об изобретателе , Иоганн Гутенберг и изобретение печатного станка ***

Факт 1: Кто изобрел печатный станок? Печатный станок был изобретен Иоганном Гутенбергом в 1440 году в эпоху изобретений эпохи Возрождения (с 1350 по 1700 год), что позволило массовое производство книг.

Факт 2: Кто изобрел печатный станок? До изобретения печатного станка в 1440 году книги писались от руки и были очень дорогими. Изобретение Иоганном Гутенбергом печатного станка оказало глубокое влияние на жизнь людей, позволив производить дешевые книги, брошюры и другие печатные материалы. Изобретение печатного станка позволило распространить знания и идеи среди огромного количества людей и сыграло важную роль в развитии образования и цивилизации человека.

Факт 3: Кто изобрел печатный станок? Самая ранняя форма печати была разработана в Древнем Китае. Китайцы изобрели бумагу c. 100 г. до н.э. с использованием тряпок и других растительных волокон. Изобретение ксилографии последовало во времена династии Хань (202 г. до н.э., 220 г. н.э.), когда для печати букв и изображений использовались гравированные ксилографии. Китайский изобретатель по имени Би Шэн (ок. 990–1051) был изобретателем глиняной печати с подвижными литерами.

Факт 4: Кто изобрел печатный станок? Хотя китайцы изобрели бумагу и ксилографию c. 100 г. до н.э. их открытия не достигли Европы до средневековья. Примерно в 1400 году ксилография на бумаге окончательно утвердилась как единственное средство воспроизведения информации в книгах.

Факт 5: Кто изобрел печатный станок? Изобретатель печатного станка Иоганн Гутенберг родился около 1400 года в Майнце, Германия, и умер 3 февраля 1468 года.

Факт 6. Кто изобрел печатный станок? Иоганн Гутенберг никогда не был богатым человеком и, несмотря на свое великое изобретение, столкнулся с финансовыми проблемами и в конечном итоге зависел от других в своем благополучии.

Факт 7: Кто изобрел печатный станок? Ранние годы Иоганна Гутенберга прошли в Майнце, Германия, где он вырос в семье. Иоганн Гутенберг получил образование в Эрфуртском университете.

Факт 8: Кто изобрел печатный станок? После получения образования его первой работой было изготовление металлических ручных зеркал, которыми пользовались паломники, посещающие святые места. Именно здесь Иоганн Гутенберг развил свои превосходные навыки работы с металлом, которые в конечном итоге привели к разработке метода изготовления металлических шрифтов и изобретению его знаменитого пресса. В 1430 году Иоганн Гутенберг переехал из своего родного города Майнца в Страсбург.

Факт 9: Кто изобрел печатный станок? Мало что известно о личной жизни Иоганна Гутенберга, но есть записи, что в 1437 году на него подали в суд за «нарушение брачного обещания» молодая дама из Страсбурга. Нет более поздних записей, указывающих на то, что он когда-либо женился или имел детей.

Факт 10: Кто изобрел печатный станок? Примерно в это же время Иоганн Гутенберг начал работу над своим изобретением, основанным на его знаниях в области обработки металлов и процесса ксилографии.

Факт 11: Кто изобрел печатный станок? Изобретение началось с деревянного пресса. Иоганн Гутенберг быстро понял, что основная проблема с ксилографией заключалась в том, что ее нужно было вырезать вручную, что было трудоемким и трудоемким процессом. Деревянные блоки также имели ограниченный срок службы.

Факт 12: Кто изобрел печатный станок? Наиболее важным аспектом его изобретения было то, что это была первая форма печати с использованием подвижных металлических литер.

Факт 13: Кто изобрел печатный станок? Иоганн Гутенберг начал экспериментировать с металлической типографикой, высокой печатью и литьем шрифтов, методом ручного литья отдельных букв путем заливки расплавленного металла в латунные формы. Иоганн Гутенберг изобрел эффективную металлическую отливку литер как ключевой элемент в изобретении печатного станка. Он обнаружил, что металлический шрифт можно быстро воспроизвести после изготовления одной формы.

Факт 14: Кто изобрел печатный станок? К 1440 году изобретение печатного станка было завершено. Его метод использования подвижных литер, металлических форм, чернил на масляной основе и его специального пресса позволили точно и эффективно массово производить печатные книги.

Факт 15: Кто изобрел печатный станок? Литые металлические буквы были одинакового размера, так что их можно было легко выровнять на рамке, и после сборки в надлежащем порядке рамку затем прижимали к пергаменту или пергаменту. Результатом печати Гутенберга стал точно воспроизводимый и точный фрагмент «письма».

Факт 16: Кто изобрел печатный станок? В 1444 году Гутенберг вернулся в Майнц, где открыл типографию. В 1446 году Иоганн Гутенберг напечатал «Поэму о Страшном суде» и «Календарь на 1448 год».

Факт 17: Кто изобрел печатный станок? Иоганн Гутенберг запустил свой печатный станок и получил заказ от католика на печать «индульгенций». «Индульгенция» была выданной церковью бумагой, которая устраняла любую угрозу наказания за грех, который был прощен в обмен на службу или плату церкви.

Факт 18: Кто изобрел печатный станок? В 1452 году он начал работу над «Библией Гутенберга». Хотя она все еще была слишком дорогой для обычного человека, она была значительно дешевле, чем рукописная Библия, на расшифровку которой у одного монаха ушло бы 20 лет.

Факт 19: Кто изобрел печатный станок? Как раз в тот момент, когда проект близился к завершению, его богатый деловой партнер Иоганн Фуст подал на него в суд о возврате крупной суммы денег. Иоганн Гутенберг проиграл судебный процесс и был вынужден передать часть своего печатного оборудования Иоганну Фусту, который позже сформировал важное полиграфическое партнерство с Петером Шеффером, помощником Гутенберга.

Факт 20: Кто изобрел печатный станок? В 1460 году Гутенберг вновь занялся полиграфическим бизнесом при финансовой поддержке Конрада Хьюмери, богатого и выдающегося доктора права.

Факт 21: Кто изобрел печатный станок? В течение 25 лет после издания Библии Гутенберга типографии были открыты по всей Европе, и книги стали более многочисленными и принадлежали людям, которые раньше не могли себе их позволить. Это привело к драматическим изменениям в обществе и привело к тому, что все больше людей стали участвовать в важных теологических, политических и культурных дебатах, что привело к массовым религиозным изменениям, таким как протестантская Реформация во главе с Мартином Лютером.

Факт 22: Кто изобрел печатный станок? В последние годы жизни Иоганн Гутенберг получал финансовую поддержку от архиепископа Майнца. Иоганн Гутенберг умер 3 февраля 1468 года, но навсегда останется в истории благодаря изобретению печатного станка.

Факт 23 – Воздействие: Как печатный станок повлиял на мир? В течение 25 лет после печати Библии Гутенберга типографии были открыты по всей Европе, и книги стали более многочисленными и принадлежали людям, которые раньше не могли себе их позволить. Это привело к драматическим изменениям в обществе и привело к тому, что все больше людей стали участвовать в важных богословских и политических дебатах, что привело к массовым культурным и религиозным изменениям, таким как протестантская Реформация, инициированная Мартином Лютером (1483–1546).

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

×