Первые книги переписывались от руки, что являлось весьма трудоемким процессом и занимало много времени. Впервые печатные книги появились в IX веке в Древнем Китае. Печатание книг производилось с печатных досок. Вначале на прямоугольную доску из дерева твердых пород наносили рисунок или текст. Затем острым ножом вырезали вглубь места, не подлежавшие печатанию. На доске получалось выпуклое изображение, которое покрывали краской. Краску изготавливали из сажи, смешанной с олифой. К покрытой краской доске прижимали лист бумаги, в результате получался оттиск — гравюра. Затем доску вновь покрывали краской и делали новый оттиск. Кстати, согласно дошедшим до нас сведениям, уже в XI веке в Китае кузнец Би-Шэн изобрел способ набора печатного текста глиняными подвижными литерами. Для этой цели он изготавливал из глины буквы или рисунки и обжигал их.
В Корее процесс печатания с наборных литер был значительно усовершенствован и в XIII веке вместо глиняных литер стали использоваться бронзовые. Книги, напечатанные в Корее в XV веке с помощью бронзовых литер, сохранились до наших дней. Позже печатание с наборных литер распространилось в Японии и Средней Азии.
В середине XIV — начале XV веков в Западной Европе быстрыми темпами идет переход от ремесел к мануфактуре, успешно закладываются и развиваются основы мировой торговли. Книгопечатание начинает быстро заменять рукописный способ размножения книг. В Европе, как и в Древнем Китае, первые книги печатались с досок, на которых вырезался текст и рисунки. Напечатанные таким способом книги были небольшими по объему. Первыми печатными книгами, имевшими большую популярность, были: «Библия бедных», «Зеркало человеческого спасения», «Жизнь и страсти Христа». Большим спросом пользовались и небольшие учебники по грамматике, латинской грамматике и другие. Таким способом печатались игральные карты, дешевые картины, календари. Вначале печатали лишь на одной стороне листа, со временем стали печатать с обеих сторон. Недорогие книги приобретали со временем все большую популярность и пользовались большим спросом.
Однако печатание с досок является долгим и трудоемким процессом. Он не может полностью удовлетворить потребности общества, доска используется для печатания одной конкретной книги, такой способ становится невыгодным экономически. На смену приходит способ книгопечатания с помощью подвижных букв, которые можно использовать долгие годы для набора абсолютно разных книг. Книгопечатание с подвижных наборных литер в Европе изобрел немец Иоганн Гутенберг. Выходец из старинного дворянского рода Гонцфлейшей в 1420 году он покинул родной город Майнц и занялся ремеслом, взяв фамилию матери — Гутенберг. Иоганн Гутенберг применил для печати формы, которые собирались из отдельных наборных металлических литер.
Для изготовления литер Гутенберг изобрел специальный сплав из свинца олова и сурьмы. Сплав заливался в матрицу из мягкого металла, в которой были выдавлены углубления в форме букв. После того, как сплав остывал, буквы-литеры извлекались из матрицы и хранились в наборных кассах. Теперь форму для любой страницы можно было собрать в течение нескольких минут из хранившихся в наборных кассах отлитых литер. Гутенбергом были изобретены водостойкие чернила. Но главной заслугой Гутенберга явилось изобретение способа создания изменяющихся, быстро и легко собираемых, универсальных печатных форм. Условной датой книгопечатания в Европе таким способом считается 1440 год. Первыми книгами стали календари и грамматика Доната. В 1455 году Гутенберг издал первую печатную Библию, насчитывавшую 1286 страниц.
Гутенберговская технология книгопечатания оставалась практически неизменной до конца XVIII века. Для печатания был изобретен ручной печатный станок. Это был ручной пресс, в котором соединялись между собой две горизонтальные плоскости. На одной плоскости располагался наборный шрифт, к другой плоскости крепилась бумага. Книгопечатание таким способом стремительно распространилось в Европе, в разных городах появлялись типографии. С 1440 по 1500 годы было издано более 30 тысяч разных названий книг.
Компьютерные технологии повсеместно проникают во все сферы человеческой деятельности. Рожденные ими электронные носители все явственней теснят позиции печатного слова. И тем не менее, даже в XXI веке трудно представить нашу жизнь без всего того, что сухо называется «печатной продукцией».
Без преувеличения можно сказать, что изобретение книгопечатания по-праву занимает свое место в ряду настоящих прорывов человеческой мысли среди таких значительных открытий, как изобретение компаса, пороха и бумаги. Являясь по своей сути изобретением сугубо техническим, или скорее даже технологическим, книгопечатание стало катализатором человеческого прогресса, определившим развитие цивилизаций второй половины ушедшего тысячелетия.
Человечество шло к изобретению печатного станка длинной дорогой, и история создания печатной книги не была безоблачной и по разным причинам оказалась разорванной пятью столетиями забвения.
Долгое время человеческая память была единственным средством сохранения и передачи общественного опыта, информации о событиях и людях. Бессмертные поэмы «Илиада» и «Одиссея», как известно, были записаны в Афинах на свитках около 510 г. до н.э. До этого времени в течение веков поэмы распространялись устно. Изобретение письменности, наверное, можно считать первой информационной революцией в истории человечества, далеко продвинувшей вперед народы, ее свершившие. Однако владение письмом не гарантировало народам ни глобального лидерства, ни исторического долголетия. Об этом свидетельствует судьба исчезнувших народов, имевших когда-то свою письменность (например, шумеров).
В настоящее время в мире насчитывается порядка 8000 алфавитов и их вариантов, приспособленных к разным языкам и диалектам. Наиболее распространенным считаются алфавиты на латинской основе.
Книгопечатание (в переводе с греческого – многописание) – это размножение в большом количестве экземпляров одного и того же текста или рисунка.
Идея печати была заложена еще в тавре или клейме, которым скотоводы метили своих лошадей или коров. Принцип штемпелевания был известен уже в клинописных культурах Древнего Востока (шумеры, Вавилон, Египет). На глиняный диск спиралеобразно наносились символы с помощью штемпелей . Фактически этот диск являлся первым образцом печатания связанного текста. Следующий этап – печатание монет. Затем появились «каменные» книги и книги на глиняных дощечках, позже – папирусные свитки, а со II века до н.э. – книги на пергамене (пергаменте). Потом, в эпоху Аристотеля и Платона, миру были явлены манускрипты.
Можно сказать, что книгопечатание было изобретено дважды: в 900-х годах н.э. в Поднебесной (Китае) и потом в XV| веке в Западной Европе. В книгопечатании Китая первоначально использовалась технология, при которой в качестве печатной формы использовалась доска, на которой вырезались тексты и символы. Около 725г. была выпущена первая в мире газета «Ди-бао» («Вестник»)̽. В 770г. по повелению императрицы Сетоку, таким способом был отпечатан миллион заклинаний, которые были вложены в миниатюрные пагоды. Затем появляется эстампаж.
Эстампаж – техника получения прямого оттиска рельефного изображения. Первые опыты такого своеобразного способа печати относят к периоду, практически совпадающему со временем изобретения в Китае бумаги (II век н. э.). Способ заключается в получении оттисков с плоских каменных рельефов; на рельеф накладывается слегка увлажнённая бумага, которую специальными щётками притирают и лёгким постукиванием вдавливают в углубления; после того на поверхность высушенной бумаги, воспринявшей формы рельефа, большой плоской кистью и тампонами наносят водяную краску.
Затем в буддийских монастырях Китая, приблизительно в 618-907гг. появилась технология ксилографии, или обрезная гравюра на дереве. Первая ксилографическая книга называлась «Алмазная сутра». Она была изготовлена в 868г., а впервые обнаружена в 1900г. в «Пещере тысячи Будд» в Дунхуане (Западный Китай). В Европе ксилографическая книга, как таковая, появилась во времена Средневековья после Крестовых походов. Одним из известных ксилографических изданий была «Библия бедных».
В эпоху Возрождения в Европе книгопечатание получило второе рождение. В 1440-е годы метод ксилографии был усовершенствован немцем Гансом Генсфлейшем или Иоганном Гутенбергом (1394/1399 – 1468гг.).
Изобретение И.Гутенбергом книгопечатания знаменовало собой важнейший переломный момент в истории книжной культуры — конец книги средневековой и рождение книги Нового времени. Это изобретение было подготовлено и вдохновлено всем развитием культуры позднего Средневековья, создавшей и технические и общекультурные предпосылки для него, определившей острую потребность в книге нового типа.
Именно в его типографии в немецком городе Майнце впервые увидели свет печатные книги, набранные при помощи металлических подвижных букв, вырезанных в зеркальном отражении Разработанная им технология печатания книг оказалась самой продуктивной для того времени. Гутенберг пришел к выводу о необходимости быстро отливать любое количество шрифта – словолитный процесс. Этот процесс был им продуман до мелочей и для его реализации были разработаны: способ изготовления печатной формы путем набора текста отдельными литерами, ручной словолитный прибор, ручной печатный станок для получения оттиска со словолитной формы.
Изобретение печатного станка обусловило дальнейшее развитие техники книжного производства и оказало сильнейшее воздействие на типологию и искусство книги, получив общекультурное значение – был определен путь формирования мегацивилизаций, таких как западноевропейская, китайская, исламская. С уверенностью можно говорить о том, что история мировой культуры не отделима от истории печатной книги.
Если рукописная книга была весьма дорогостоящим предметом, и поэтому, их самые крупные собрания, как правило, находились в монастырях и университетах, то эпоха И. Гутенберга превратила книгу в общедоступную, а значит, она стала необходимым элементом в процессе познания, воспитания, формирования эстетического вкуса, средством воздействия на массы и даже информационным оружием. Уже в то далекое время короли, императоры, священнослужители и власть имущие в эпоху Нового времени стали использовать книгу для пропаганды своих идей, формирования той или иной идеологии, укрепления своей власти. Например, Генрих VIII и его премьер-министр Томас Кромвель издавали памфлеты для утверждения англиканской церкви.
Первая половина XV века – время великих географических и научных открытий, переход к новым социально-экономиченским и политическим отношениям, рождение нового мировоззрения и мироощущения, рождение новых городов и новых государств, эпоха Реформации, когда Библия была переведена на немецкий язык Мартином Лютером и издана большим тиражом. Происходящие изменения привели к высокому спросу на книгу, вследствие чего потребность в книгопечатании. К концу столетия было основано больше тысячи типографий, которые выпустили уже около 40 тысяч изданий тиражом приблизительно 12 миллионов экземпляров. Одновременно с триумфальным шествием книгопечатания по Европе рождалась и быстро утверждала себя новая форма книги, а с нею и новая книжная эстетика.
Наличие книжного рынка, одновременный спрос на большое количество экземпляров, хотя бы некоторых, наиболее распространенных и важных книг поставили перед типографиями вопрос о тиражности, тем более, что печатная техника есть по преимуществу техника тиражная, причем экономически выгодной в результате возможности изготовить с одного набора большое количество равноценных оттисков. Тем самым решалась и еще одна, становившаяся все более актуальной практическая задача: тщательная выверка текста до его размножения, не подвергая книгу опасности искажений при многократном переписывании. Но для того чтобы эти задачи могли быть сознательно поставлены, необходимо, с одной стороны, развитие научной критики текстов, а с другой — появление самой идеи тиража как определенной, подлежащей техническому размножению заранее заданной формы книги.
В 1494г. начала свою деятельность Черногорская типография расположенная в вмонастыре в городе Цетине, основанная монахом Макарием. Была напечатана первая книга на старославянском языке «Охтоих-первогласник».
В 1517-1519гг. в Праге Франциском Скориной, белорусским первопечатником и просветителем, была напечатана кириллическим шрифтом на церковнославянском языке книга «Псалтирь».
Книгопечатание на Руси берет свое начало в 50-х годах XVI столетия в московской типографии, располавшейся в доме священника Сильвестра (автора «.Домостроя»). Здесь были изданы на церковнославянском языке: три Четвероевангелия, две Псалтири и две Триоди. Особенностью русских шрифтов являлось использование отдельно от остальных литер надстрочных знаков с перекрещиванием строк. Это позволяло искусно имитировать облик рукописной книжной полосы. Для литья шрифтов использовали олово, поэтому литеры не выдерживали печати больших тиражей.
В 1563г. начала свою деятельность первая государственная типография, известная тем, что в ней работали Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец. Именно там была выпущена первая датированная книга «Апостол» . Работа по ее изданию длилась почти год – с 19 апреля 1563 года по 1 марта 1564года.
Книгопечатание — Википедия
- Это статья об истории книгопечатания. О современном состоянии дел см. Издательское дело и Полиграфия.
Книгопечатание — процесс создания печатной продукции (книг). Термин обычно употребляют в историческом контексте.
История книгопечатания
Книгопечатание было изобретено дважды: в Китае и в Корее и в средневековой Европе. В Китае книгопечатание изобретено, по одним данным (Julien, «Documents sur l’art d’imprimerie»), в 581 году н. э., а по китайским источникам — между 935 и 993 годами (подробнее см. четыре великих изобретения). Первым точно датированным печатным текстом является китайская ксилографическая копия буддийской Алмазной сутры, изданная в 868 году. Печатный амулет, датированный 704—751 годами, был найден в 1966 году при раскопках храма в Кёнджу, Корея [1].
- Штучная печать
Техника штучной печати для воспроизведения текста, рисунков и изображений широко использовалась по всей Восточной Азии. Она возникла в Древнем Китае как метод печати на текстиле, а затем и на бумаге. Самые ранние сохранившиеся образцы, напечатанные на ткани, являются китайскими и датируются не позднее 220 года н. э. Ближайшие по времени западные образцы относятся к IV веку и принадлежат Древнему Египту эпохи римского правления.
В Восточной Азии
Самые ранние сохранившиеся гравюры происходят из Китая эпохи династии Хань (до 220 года н. э.), они использовались для оттиска на шёлке трёхцветных изображений цветов, а самый ранний пример гравюры на бумаге, также китайский, относится в середине седьмого столетия.
В девятом веке печать на бумаге уже профессионально практиковалась, именно этим периодом датирована первая сохранившаяся полная печатная книга — Алмазная сутра (находящаяся ныне в Британской библиотеке)[2]. В десятом веке были напечатаны 400 тысяч копий некоторых сутр и картин, выходила конфуцианская классика. Опытный печатник за один день мог напечатать до 2000 листов, состоящих из двойных страниц[3].
Из Китая книгопечатание распространилось в Корею и Японию, которые использовали китайские логограммы; методы китайской печати также применялись в Турфане и Вьетнаме с использованием других шрифтов. Однако в отличие от другого изобретения — бумаги, техника книгопечатанья так никогда и не была заимствована исламским миром[4].
На Ближнем Востоке
Штучная печать на ткани появилась в римском Египте к четвёртому столетию. Ксилография, названная по-арабски «тарш», была развита в арабском Египте в IX—X столетиях, применяясь главным образом, для молитв и письменных амулетов. Есть некоторые причины полагать, что эти печатные оттиски (гравюры) были сделаны из недеревянных материалов, возможно из олова, свинца или глины. Используемые методы, кажется, имели очень мало влияния за пределами мусульманского мира. Хотя Европа приняла печать деревянной гравюры от мусульманского мира, первоначально для оттиска на ткани, техника металлической ксилографии в Европе осталась неизвестной. Позже ксилография вышла из употребления в исламской Средней Азии после того, как из Китая была перенята печать подвижного типа[5].
В Европе
Впервые в христианской Европе методика оттиска на ткани появилась около 1300 года. Изображения, оттиснутые на ткани для религиозных целей, могли быть довольно большими и сложными, и когда бумага стала относительно легко доступной, около 1400 года, тут же получили распространение небольшие гравюры на религиозные темы и игральные карты, напечатанные на бумаге. Массовое производство печатной бумажной продукции началось примерно с 1425 года[6].
Технология
Печатание производилось следующим образом: на деревянных козлах, на которых вырезались выпуклые буквы, наносили жидкую краску, затем сверху накладывали лист бумаги и тёрли мягкой щёткой. Этот способ печати, употреблявшийся и в Средние века нидерландскими печатниками на деревянных печатных досках, сохранился в Китае до начала XX века; попытка иезуитов-миссионеров в XVII веке вырезать слова из меди не привилась.
Уже в гробницах Фив и Вавилона находили кирпичи с вытиснутыми надписями; у ассирийцев для летописей служили цилиндры из жжёной глины с вырезанными буквами; в Афинах вырезали географические карты на тонких медных досках; Римские горшечники на изготавливаемой ими посуде отпечатывали имя заказчика или обозначение цели, для которой она предназначена. Богатые римляне, чтобы облегчить детям изучение грамоты, давали им буквы, вырезанные из слоновой кости или из металла, из которых дети учились составлять отдельные слова; Цицерон, рассказывая об этом, излагает в ясных выражениях основной принцип набора слов.
В Средние века, после крестовых походов, когда усилилось стремление к образованию, деятельность монахов, занимавшихся переписью книг (манускриптов), перестала удовлетворять возраставшие потребности. С XIII века начали вырезать картинки на досках с текстом, вначале весьма кратким. Впоследствии текст начал занимать больше места, чаще в виде составленной из слов ленты, исходящей из уст действующего лица; следом начали печатать книги, состоявшие из одного текста, без рисунков. Для печати изготавливались тонкие металлические доски, на которых вырезались значки. Существовало несколько методов:
- линии очертания букв оставлялись, а всё остальное срезалось;
- в доске вглубь вырезалось очертание букв — тогда буквы при печатании выходили белыми, а всё остальное оставалось чёрным.
Ксилография
Позднее начали вырезать текст ножом на деревянных досках; это так называемая ксилография. Древнейшее дошедшее до нас произведение этого искусства, имеющее на себе дату печатания, относится к 1423 году (см. «Библия бедных»). Производилось ли печатание с помощью станка или с помощью щёток — неизвестно; во всяком случае дошедшие книги печатались лишь с одной стороны листа. Из книг, напечатанных этим способом, наиболее известны так называемые «Донаты» (сочинение римского грамматика Элия Доната). Не доказано, что «Донаты» были напечатаны много раньше изобретения Гутенберга; с другой стороны, известно, что печатными досками пользовались ещё долго после Гутенберга; ксилография также существовала в 1475, в 1482 и даже в 1504 годах.
Наборный шрифт
История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с того момента, когда стали изготавливать металлические, подвижные, выпуклые буквы, вырезанные в зеркальном отображении. Из них набирали строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.
Между 1041 и 1049 годами китаец Би Шэн придумал изготавливать наборный шрифт из обожжённой глины, но этот способ получил меньшее распространение, чем ксилография, так как в китайской письменности тысячи иероглифов и поэтому изготовление наборного шрифта было слишком трудоемким.
В Корее времён династии Корё в 1377 году с помощью подвижного шрифта из металла была напечатана книга «Антология учения великих монахов об обретении духа Будды с помощью практики Сон Пэгуна Хвасана» (Чикчи).
В Европе наборный шрифт появился во второй трети XV века, и почти все исследователи приписывают его немцу Иоганну Гутенбергу. Иоганн Ментелин в Страсбурге, имевший типографию уже в 1458 году, и Пфистер в Бамберге, считавшиеся ранее первыми печатниками, должны быть признаны учениками Гутенберга. Почти все западноевропейские народы оспаривали у немцев честь изобретения книгопечатания. Наиболее убедительно отстаивали свои притязания голландцы, ссылающиеся на изобретение книгопечатания Лауренсом Янсзоном Костером.
У итальянцев Памфилио Кастальди в Фельтре считался изобретателем подвижных букв: как рассказывают, он не придавал своему изобретению никакого значения, уступил его Фусту, который с товарищами воспользовался им, учредив типографию в Майнце. Однако до нас не дошло ни одной строчки, напечатанной Кастальди, которая могла бы подтвердить достоверность этого рассказа.
К свидетельствам современников, говорящим в пользу Гутенберга, нужно отнести указание Петера Шеффера, зятя Фуста и продолжателя его дела: в издании «Институций Юстиниана» 1468 году он указывает на Гутенберга и Фуста как на первых печатников. Движимый родственным чувством, он, вероятно, приписал и Фусту честь изобретения, принадлежащего одному Гуттенбергу. В 1472 году Вильгельм Фише, ректор Парижского университета, в письме к Роберту Гагену говорит: «Передают, что недалеко от города Майнца был некто Иоанн Бонемонтан (Гутенберг), который первый выдумал искусство книгопечатания». Матвей Пальмерий, в продолжении «Хроники» Евсевия, напечатанном в 1483 году в Венеции, указывает, что «искусство печатать книги было изобретено в 1440 г. Гутенбергом в г. Майнце». Наконец, Иоанн Шеффер, сын Петера Шеффера, в посвящении к переводу Тита Ливия 1505 года указывает на Гутенберга как на первого печатника, хотя в других местах приписывает это изобретение Фусту.
Первопечатные книги
Первопечатные книги (инкунабулы) сохранились в крайне незначительном числе экземпляров; они совершенно сходны с рукописными книгами, как в шрифте, так и по своей внешности. Первопечатники во всём подражали рукописям, ибо последние ценились гораздо дороже, да и публика в первое время по привычке требовала рукописи, подозревая в печати вмешательство дьявола; на первых печатных экземплярах, выпускавшихся в виде рукописей, не отмечалось ни года, ни места напечатания, ни имени типографа.
Изобретение цветной печати
Раймондо де Сангро
Раймондо де Сангро, купив 25 октября 1745 года у падре Ильянеса, приехавшего из Чили, рукопись Historia et rudimenta linguae piruanorum (1600—1638), составленную на основе секретного документа «Exsul immeritus blas valera populo suo» и написанную иезуитскими миссионерами в Перу Джованни Антонио Кумисом и Джованни Анелло Оливой[7], включил в свою книгу «La Lettera Apologetica» (1750) многие знаки токапу из капак-кипу, правда переделав их и придав им закругленные, а не квадратные формы[8].
В 1747 году Мадам де Графиньи издала свои «Письма перуанки», в которых знатная перуанка Силия (Zilia) использовала кипу для записей и переводила сразу на французский. В «Письме XVI» Графиньи приводит описание кипу как письменности[9]. Книга была переиздана в 1749 году. Издатель сборника «Colección de documentos literarios del Perú» (1874) Мануэль де Одриосола (Manuel de Odriozola) предположил, что эти письма послужили «одному итальянцу из Академии де ла Круска и одной графине, той же национальности, написать толстый том „в одну четверть“, озаглавленный „Apologea de los quipos“. Использовав Гарсиласо, автор столь уверенно использует грамматику, словарь из кипу, представляющие собой кипуграфию, позаимствованную от некого Кипу-Камайока из инков, но как бы они не ошибались в своих предположениях»[10].
Именно в этой книге, имевшей полное название «Lettera Apologetica dell’Esercitato accademico della Crusca contenente la difesa del libro intitolato Lettere di una Peruana per rispetto alla supposizione de’ Quipu scritta dalla Duchessa di S*** e dalla medesima fatta pubblicare», использовано 40 «ключевых слов» якобы древней системы записи Инков. Ключевые слова в кипу были раскрашены разными цветами и имели форму круга. Метод цветной печати был неизвестен на то время и изобретён самим Раймондо[11].
Как видно, именно Мадам де Графиньи (графиня S***) и князя Раймондо де Сангро (являлся академиком де ла Круска) имел в виду Одриосола.
Опубликование князем книги «La Lettera Apologetica», содержавшей опасные еретические мысли, привело к отлучению Раймондо де Сангро от Церкви папой Бенедиктом XIV в 1752 году.
См. также
Литература
- Дореволюционная
- Штейн В. И. Печатное дело // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
- Wetter J. Kritische Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst. — Meinz, 1836.
- Schaab. Geschichte der Erfindung der Buchdruckerkunst. — 2. Ausg. — Meinz, 1855.
- Bernard Ang. De l’origine et des débuts de l’imprimerie en Europe. — P., 1853.
- Sotheby. Principia typographica. — L., 1858.
- Dupont P. Histoire de l’imprimerie. — P., 1869.
- Bigmore и Wyman. Bibliography of printing. — L., 1880—84.
- Didot A. F. Histoire de la typographie. / Extrait de l’Encyclopédie moderne. — P., 1882.
- De Vinne. The invention of printing. — 2nd ed. — N. Y., 1878.
- Булгаков Ф. И. Иллюстрированная история книгопечатания и типографского искусства: Т. 1: С истории изобретения книгопечатания по XVIII век включительно. — СПб., 1889. — 365 с., ил.
- Голике Р. Р. Сборник снимков с славяно-русских старопечатных книг. — СПб., 1895.
- Шибанов П. Каталог русских и славянских книг, напечатанных вне Москвы и Петербурга с основания типографий до новейшего времени. — М., 1883.
- Старопечатные славянские издания // Вестник славянства. — Вып. X. — 1895.
- Остроглазов. Книжные редкости // Русский архив. — 1891. — № 8, 9.
- Голубев. О начале книгопечатания в Киеве // Киевская старина. — 1886. — № 6.
- Ляхницкий. Начало книгопечатания в России. — СПб., 1883.
- Лихачев Н. Документы о печатании книг и грамот в 1694 г. — СПб., 1894.
- Лихачев Н. Книгопечатание в Казани за первое пятидесятилетие существования в этом городе типографий. — СПб., 1895.
- Карамышев И. Краткие исторические сведения о СПб. типографиях.
- Божерянов И. Исторический очерк русского книгопечатного дела. — СПб., 1895.
- Владимиров П. В. Начало славянского и русского книгопечатания в XV—XVI вв. — К., 1894.
- Собко, «Ян Галлер» // Журнал Мин. нар. просв., 1883, № 11;
- Петрушевич А. С. Иван Фёдоров, русский первопечатник. — Львов, 1883.
- Пташицкий О. Л. Иван Фёдоров, русский первопечатник. // Русская старина. — 1884. — № 3.
- Дринов М. Првата Блгарска типография в Солун и некои от напечатанише в нея книги. — 1890.
- Обзор I Всерос. выставки печатного дела. — СПб., 1895; 34.
- Современная
- Учебная и справочная
- Баренбаум И. Е., Шомракова И. А. Всеобщая история книги. — СПб., 2005.
- Владимиров Л. И. Всеобщая история книги: Древний мир, Средневековье, Возрождение. — М., 1988.
- История книги / Под ред. А. А. Говорова, Т. Г. Куприяновой. — М., 2001 (первое издание: М., 1999).
- Ростовцев Е. А. История книжного дела. Учеб. пособие. — СПб., 2007—2011. — Ч. 1—3.
- Книга. Энциклопедия. — М., 1999. (Книговедение. Энциклопедический словарь. — М., 1982. — первое издание)
- Избранная научная
- Аронов В. Р. Эльзевиры. — М., 1965.
- Баренбаум И. Е. Книжный Петербург. — СПб., 2000.
- Баренбаум И. Е. Штурманы грядущей бури. Н. А. Серно-Соловьевич, Н. А. Баллин, А. А. Черкесов. — М., 1987.
- Баркер Р., Эскарп Р. Жажда чтения. — М., 1979.
- Белов С. В., Толстяков А. П. Русские издатели конца XIX — начала XX века. — Л., 1976.
- Блюм А. В. Советская цензура в эпоху тотального террора 1929—1953. — СПб., 2000.
- Бубнов Н. Ю. Старообрядческая книга в России во второй половине XVII в. Источники, типы и эволюция. — СПб., 1995.
- Варбанец Н. В. Иоханн Гутенберг и начало книгопечатания в Европе. — М., 1980.
- Васильев В. Г. Издательская деятельность Академии наук в её историческом развитии (от зарождения до наших дней). — М., 1999. — Кн. 1—2.
- Верещагин Е. М. Христианская книжность Древней Руси. — М.,1996.
- Вздорнов Г. И. Искусство книги Древней Руси. Рукописная книга Северо-восточной Руси. — М., 1980.
- Волкова В. Н. Сибирское книгоиздание второй половины XIX в. — Новосибирск, 1995.
- Володихин Д. М. Книжность и просвещение в Московском государстве XVII в. — М., 1993.
- Вольман Б. Русские нотные издания XIX — начала XX вв. — Л., 1970.
- Герчук Ю. Я. Эпоха политпажей. Русское типографское искусство. — М., 1982.
- Динерштейн Е. А. А. С. Суворин. Человек, сделавший карьеру. — М., 1998.
- Динерштейн Е. А. Издательское дело в первые годы Советской власти. — М., 1971.
- Динерштейн Е. А. «Фабрикант» читателей: А. Ф. Маркс. — М., 1986.
- Динерштейн Е. А. И. Д. Сытин. — М., 1983.
- Дуров В. А. Книга в семье Романовых. — М., 2000.
- Ершова Г. Г. Майя: тайны древнего письма. — М., 2004.
- Заболотских Б. В. Книжная Москва. — М., 1990.
- Завадская Е. В. Японское искусство книги (VII—XIX вв.) — М., 1986.
- Ильина Т. В. Декоративное оформление древнерусских книг. Новгород и Псков. XII—XV вв. — Л., 1978.
- Каждан А. П. Книга и писатель в Византии. — М., 1973.
- Кельнер В. Е. Очерки по истории русско-еврейского книжного дела во второй половине XIX — начале XX века. — СПб., 2003.
- Кестнер И. Иоганн Гутенберг. — Львов, 1987.
- Киселева Л. И. Западноевропейская рукописная и печатная книга XIV—XV вв. — Л., 1985.
- Киселева М. С. Учение книжное: текст и контекст древнерусской книжности. — М., 2000.
- Кишкин Л. С. Честный, добрый, простодушный…: Труды и дни А. Ф. Смирдина. — М., 1995.
- Клейменова Р. Н. Книжная Москва первой половины XIX века. — М., 1991.
- Королев Д. Г. Очерки из истории издания и распространения театральной книги в России XIX — начала XX веков. — СПб., 1999.
- Куприянова Т. Г. Первая династия российских издателей. — М., 2001.
- Куприянова Т. Г. Печатный двор при Петре I. — М., 1999.
- Кьера Эдвард. Они писали на глине. — М., 1984.
- Лазурский В. В. Альд и альдины. — М., 1977.
- Левшун Л. В. История восточно-славянского книжного слова. XI—XVII вв. — Мн., 2001.
- Леликова Н. К. Становление и развитие книговедческой и биографической наук в России в XIX — первой половине XX века. — СПб., 2004.
- Лихачева В. Д. Искусство книги. Константинополь XI в. — М., 1976.
- Луппов С. П. Книга в России в XVII в. — Л., 1970.
- Луппов С. П. Книга в России в первой четверти XVIII в. — Л., 1973.
- Луппов С. П. Книга в России в послепетровское время. — Л., 1976.
- Ляхов В. Н. Искусство книги. — М., 1978.
- Ляхов В. Н. Очерки теории искусства книги. — М., 1971.
- Мартынов И. Ф. Книгоиздатель Николай Новиков. — М., 1981.
- Мигонь К. Наука о книге. — М., 1991.
- Москаленко В. В. Книгоиздание США. Организация, экономика, распространение. — М., 1976.
- Мыльников А. С. Чешская книга. Очерки истории. — М., 1971.
- Назаров А. И. Октябрь и книга. Создание советских издательств и формирование массового читателя. 1917—23. — М., 1968.
- Накорякова К. М. Редакторское мастерство в России. XVI—XIX вв. Опыт и проблемы. — М., 1973.
- Немировский Е. Л. Иван Федоров. — М., 1985.
- Немировский Е. Л. Изобретение Иоганна Гутенберга. Из истории книгопечатания. Технические аспекты. — М., 2000.
- Немировский Е. Л. Начало книгопечатания на Украине. — М., 1974.
- Немировский Е. Л. Начало славянского книгопечатания. — М., 1971.
- Немировский Е. Л. История славянского кирилловского книгопечатания XV — начала XVII века. — М., 2003.
- Немировский Е. Л. Иван Федоров. Начало книгопечатания на Руси : Описание изданий и указатель литературы : К 500-летию со дня рождения великого русского просветителя. — М., 2010.
- Пайчадзе С. А. Книжное дело на Дальнем Востоке: Дооктябрьский период. — Новосибирск, 1991.
- Рассудовская Н. М. Издатель Ф. Ф. Павленков (1839—1900). Очерк жизни и деятельности. — М.,1960.
- Рафиков А. Х. Очерки истории книгопечатания Турции. — Л., 1973.
- Рейтблат А. И. От Бовы к Бальмонту: Очерки по истории чтения в России во второй половине XIX в. — М., 1991.
- Розов Н. Н. Книга в России в XV в. — Л., 1981.
- Розов Н. Н. Книга Древней Руси (XI—XIV вв.) — М., 1977.
- Романова В. Л. Рукописная книга и готическое письмо во Франции в XIII—XV вв. — М., 1975.
- Самарин А. Ю. Читатель в России во второй половине XVIII в. (по спискам подписчиков). — М., 2000.
- Сапунов Б. В. Книга в России в XI—XIII вв. — Л., 1978.
- Терентьев-Катанский А. П. С Востока на Запад. Из истории книгопечатания в странах Центральной Азии. — М., 1990.
- Толстяков А. П. Люди мысли и добра. Русские издатели К. Т. Солдатенков и Н. П. Поляков. — М., 1984.
- Функе Ф. Книговедение: исторический обзор книжного дела. — М., 1982.
- Халидов А. Б. Арабские рукописи и арабская рукописная традиция. — М., 1985.
- Червинский М. Система книги. Зберский Т. Семиотика книги. — М., 1981.
- Шматов В. Ф. Искусство книги Франциска Скорины. — М., 1990.
- Шустова Ю. Э. Документы Львовского Успенского Ставропигийского братства (1586—1788): источниковедческое исследование. — М., 2009.
- Якерсон С. М. Еврейская средневековая книга: кодикологические, палеографические и книговедческие аспекты. — М., 2003.
Ссылки
Примечания
- ↑ McDermott, J.P. A social history of the chinese book, Hong Kong, Hong Kong University Press, 2006, p. 11.
- ↑ Oneline Gallery: Sacred Texts. British Library. Архивировано 25 июня 2012 года.
- ↑ Tsien Tsuen-Hsuin. Paper and Printing. — Cambridge University Press, 1985. — Vol. 5 part 1. — P. 158,201.
- ↑ Carter, Thomas. The Invention of Printing in China. — 1925. — P. 102–111.
- ↑ Richard W. Bulliet (1987), «Medieval Arabic Tarsh: A Forgotten Chapter in the History of Printing». Journal of the American Oriental Society 107 (3), p. 427—438.
- ↑ History of Woodcut, Arthur M. Hind, p , Houghton Mifflin Co. 1935 (in USA), reprinted Dover Publications, 1963 ISBN 0-486-20952-0
- ↑ Exsul immeritus blas valera populo suo e historia et rudimenta linguae piruanorum, 2007. стр. 515—516
- ↑ ¿Sublevando el Virreinato?, стр. 245
- ↑ Oeuvres complètes de Mme. de Grafigny, стр. 19, 20, 22, 40, 41, 84, 85
- ↑ Coleccion de documentos literarios del Peru
- ↑ Libros antiguos y raros del Príncipe de Sansevero
Данные в этой статье приведены по состоянию на конец XIX века |
Новая ступень общественного развития требовала размножения книг такими темпами, которые не могли обеспечить средневековые переписчики. Изобретение книгопечатания означало переворот, но всякий переворот имеет свою предысторию. Дело Иоганна Гутенберга – общепризнанного создателя европейский способа книгопечатания, было замечательным итогом процесса, растянувшегося на тысячелетие.
Существует четыре основополагающих компонента современных способов печати: наборная форма вместе с необходимой процедурой ее установки и фиксации в нужном положении, печатный станок, подходящий тип типографской краски и материал пригодный для печати, такой как бумага.
Бумага была изобретена в Китае много лет назад (Дай Лунем) и уже давно широко использовалась на Западе. Это был единственный элемент печатного процесса, который был в готовом виде у Иоганна Гутенберга. Хотя еще до Гутенберга проводилась определенная работа по совершенствованию остальных элементов книгопечатания. Китайские источники свидетельствуют о том, что в начале второго тысячелетия был изобретен наборный шрифт (из особым образом обоженной глиняной массы, а позднее из бронзы). Нет никаких оснований полагать, чтобы Гутенберг был знаком с опытом китайцев. Очевидно, Гутенберг пришел к решению проблемы подвижных литер самостоятельным путем и ввел множество важных нововведений. Например, нашел металлический сплав, подходящий для набора, создал матрицу для точной и аккуратной отливки комплектов литер, типографскую краску на масляной основе и станок, подходящий для печати.
Но общий вклад Гутенберга оценивается гораздо выше, чем любое из его личных изобретений или усовершенствований. Его заслуга заключается, главным образом, в том, что он объединил все элементы печатания в эффективную систему производства. Именно для печати, в отличие от всех других предыдущих изобретений, существенное значение имеет процесс массового производства. Гутенберг создал не какое-то одно приспособление, не какой-то один механизм и даже не целую серию технических устройств. Он создал полный законченный промышленный процесс.
Первые попытки тиражирования печатной продукции было тиснение, которое стало применяться в XIII веке в Европе для производства игральных карт. Затем ксилография – изготовление на деревянной доске выпуклого рисунка и оттиск его на листе – переходит в область книжного дела. Начало XV века ознаменовалось появлением отпечатанных таким образом картин и небольших сочинений. Особенно сильно ксилография была развита в Нидерландах.
Оставалось сделать последний шаг – разрезать доску на подвижные литеры и перейти к набору. Воплощение этой мысли логичным образом вытекало из способа обучения грамоте – складывания слов из отдельных букв.
Основу изобретение Гутенберга составляет создание того, что теперь называют шрифтом, т.е. металлических брусочков (литер) с выпуклостью на одном конце, дающей отпечаток буквы. Литера настолько проста, что мы воспринимаем ее как нечто само собой разумеющееся, и странной кажется длительная, кропотливая работа, которую должен был проделать Гутенберг, чтобы создать литеру. А между тем без преувеличения можно сказать, что Гутенберг на деле доказал свою гениальность, разрешив вопрос об изготовлении шрифта, и именно этим создал новое искусство.
Начал он, видимо, с простого разделения деревянной доски на подвижные деревянные литеры. Однако этот материал, вследствие своей ломкости, изменения формы от влаги и неудобства закрепления в печатной форме, быстро доказал свою непригодность для разрешения задач, стоявших перед изобретателем.
Возникновение идеи металлического шрифта еще не предрешало достижения необходимых результатов. Вероятнее всего Гутенберг начал с вырезывания букв непосредственно на металлических пластинках и только позднее освоил мысль об огромном преимуществе отливки совершенно однотипных букв в раз созданной форме.
Но была еще одна деталь, над которой пришлось немало потрудиться изобретателю – это создание пунсона. Можно, конечно, в металле вырезать вглубь форму буквы или слова и потом, вливая в приготовленные таким образом формы легкоплавкий металл, получить литеры с выпуклым очком буквы. Однако возможно значительно упростить задачу, если сделать одну модель выпуклой буквы на твердом металле – пунсон. Пунсоном оттискивают в более мягком металле ряд обратных углубленных изображений нужной буквы, получают матрицы и после этого организуют быструю отливку любого количества литер. Следующий этап – нахождение сплава, который обеспечивает одновременно легкость изготовления (литья) и достаточную прочность шрифта, выдерживающего многократное печатание. Только изобретение пунсона, необходимого сплава и организация словолития знаменовали решительный и бесповоротный успех. Весь этот путь исканий был крайне долог и труден, и неудивительно, что Гутенберг мог употребить на прохождение его почти весь пятнадцатилетний период страсбургской жизни.
Гутенбергу, очевидно, принадлежит введение первой наборной кассы и крупные новшество в печатании – создание печатного станка. Печатный станок Гутенберга крайне несложен – это простой деревянный винтовой пресс. В качестве первоосновы он использовал уже существовавшие к тому времени пресса, которые применялись в виноделии. Гутенберг переделал пресс для выжимания виноградного сока в первый в мире коммерческий типографский пресс.
Лучшей черной краской в средние века считали сажу, полученную при сжигании виноградной лозы и растертую с растительным маслом. Гутенберг изобрел типографскую краску – Lampenruß, Firnis und Eiweiß/ламповая сажа и льняное масло или олифа.
Первые произведения Гутенберга представляли собой небольшие брошюры и однолистки; для более крупных работ он не имел капитала и должен был искать его у других. В начале 1450 года Гутенберг вступил в сообщество с богатым майнцским бюргером Иоганном Фустом, одолживших ему денежные средства. В начале 1450г. проект капитального издания начал овладевать мыслями первопечатника – проект по тому времени грандиозный. Предположено было издать полный текст Библии на латинском языке. Именно для этой работы Гутенбергу пришлось занимать у Фуста огромные суммы денег. Кстати, примерно в то же время в Италии работал печатник Памфилий Кастальди, в Голландии – мастер Лаврентий Костер, а в той же Германии – Иоганн Ментелин. Все они осуществили переход от печатания с деревянных досок путем прокатки мягким валиком к печати подвижными литерами с помощью пресса. Однако решающие технологические новации были связаны с типографией Гутенберга.
Долгое время первая Библия почиталась как первая печатная книга вообще. Она по праву является первой книгой, ибо книги, выходившие ранее, по своему объёму, скорее, заслуживают название брошюр. Кроме того это первая книга дошедшая до нас целиком, притом с довольно большим количеством экземпляров, тогда как все предшествующие ей сохранились лишь во фрагментах. По своему оформлению она принадлежит к числу прекраснейших книг всех веков. Всего таких книг было 180: Гутенберг напечатал 180 экземпляров Библии, из них 45 – на пергаменте, остальные – на итальянской бумаге с водяными знаками. И хотя это не первая инкунабула, среди других первопечатных изданий ее выделяет исключительное качество оформления. До наших дней в полном своем содержании сохранилась всего 21 книга. $ 25-35 млн. – и за какую другую книгу не уплачивались столь баснословные суммы. Первые книги, изданные в Европе от начала книгопечатания и до 1 января 1501 года назывались инкунабулами (от лат. incunabula – “колыбель”, “начало”) . Издания этого периода очень редки, так как их тираж был 100 – 300 экземпляров.
Однако, в самый разгар работ над Библией, Фуст потребовал возврата ссуды. Вследствие невозможности оплатить большую часть долга возникло судебное разбирательство, закончившееся трагически для Гутенберга: он лишился на только типографии, но и значительной части оборудования своей первой типографии. В составе утраченного были, по видимому, и матрицы первого гутенбергского шрифта; сам же шрифт, уже сильно сбитый, остался собственностью Гутенберга. Гениальный творческий замысел Гутенберга был закончен по-видимому одним бывший подмастерье Гутенберга – Петером Шеффером, а прибыль, полученная после выхода в свет Библии, потекла в карман Иоганна Фуста. Вскоре Шеффер стал зятем Фуста, женившись на его единственной дочери Кристине. Теперь типография носила их имена “Fust und Schöffer” (Фуст и Шёффер). Шефферу приписываются такие нововведения в книгопечатании, как датировка книг, издательская марка (printer’s mark), греческий шрифт, печатание цветными красками. Шеффер сплавил свинец с сурьмой и получил типографский гарт (от hart – твердый (нем.), и осуществил переход от глиняных (крупных, лепных) форм, которые использовал его учитель Гутенберг, к медным формам. У Шёффера с Кристиной было четверо сыновей, продолживших семейное дело, в его честь до сих пор в Майнце выпускается пшеничное пиво “Schöfferhofer”.
Таким образом Гутенберг утратил монополию на своё изобретение. При таких условиях он не мог выдержать конкуренции своего богатого соперника и, выпустив несколько небольших книг, вынужден был закрыть типографию. Возобновить печатания ему удалось лишь на краткий срок, в 1460-1462 годах. После разграбления и пожара Майнца 28 октября 1462 года, Гутенберг не выступал более в роли печатника. 17 января 1465 г. архиепископ Майнца Адольф II Нассауский назначил пожизненно Гутенбергу поместье, придворное платье, 2180 мер зерна и 2000 литров вина. Гутенберг скончался в умер 3 февраля 1468 года и схоронен в Майнце в церки францисканцов.
Изобретение Гутенберга произвело коренной переворот потому, что оно разрешало проблему изготовления книг любого объема, во много раз ускоряло процесс их печатания; оно обеспечивало приемлемые цены на книги и рентабельность работы. Книгопечатание лишало заработка в первую очередь монахов-переписчиков. Не пострадали только переплетчики. Иоганн Гутенберг и другие ранние типографы чаще всего выпускали книги непереплетенными, об этом надлежало заботиться читателям. Проблем с этим не было, ибо переплетные мастерские существовали в каждом более или менее крупном городе.
Монахам ничего не стоило объявить изобретение Гутенберга творение дьяволом, а изобретателя – прислужником сатаны. Что такая опасность для Гутенберга была вполне реальной, доказывает сожжение в Кёльне первых экземпляров печатной библии, как дело рук сатаны. Книгопечатание принесло с собой десакрализацию “священной книги”: отныне Библия общедоступна и может быть изучена самостоятельно, без комментария священника, и этого достаточно для общения с Богом. “Книгу творения” можно стало не просто восхищенно созерцать, строго соблюдая церковные наставления, но активно и самостоятельно исследовать.
Гутенберг рассек ремесленное единство простейшей печати на отдельные специализированные виды работы: изготовление шрифта, набор и печать. Это изобретение совершенно изменило технику печати и перестроило структуру печатного процесса.
Слава творца одного из гениальнейших искусств должна принадлежать человеку, посвятившему всю свою жизнь тому, чтобы довести до конца свое дело, чтобы создать впервые типографию и книгу.
Книги существовали задолго до изобретения книгопечатания. Но раньше их писали от руки, а затем неоднократно переписывали, делая нужное количество копий. Такая технология была крайне несовершенной, отнимала много сил и времени. Ко всему прочему, при переписывании книг в текст почти всегда вкрадывались ошибки и искажения. Рукописные книги были очень дороги, а потому не могли найти широкого распространения.
Первые книги, изготовленные путем печати, появились, по всей видимости, в Китае и Корее еще в IX веке до новой эры. Для этих целей использовали особые печатные доски. Текст, который требовалось воспроизвести на бумаге, рисовали в зеркальном отображении, а затем вырезали на поверхности плоской деревяшки острым инструментом. Получившееся рельефное изображение смазывали краской и плотно прижимали к листу. В результате получался оттиск, который повторял исходный текст.
Такой способ, впрочем, не нашел в Китае широкого распространения, поскольку всякий раз нужно было подолгу вырезать на печатной доске нужный текст целиком. Некоторые умельцы пытались уже тогда выполнять форму из подвижных знаков, но количество иероглифов в китайской письменности было столь велико, что такой метод был очень трудоемким и не оправдывал себя.
В более современном виде книгопечатание возникло в Европе в первой половине XV века. Именно в эти времена возникла острая необходимость в дешевых и доступных книгах. Рукописные издания уже не могли удовлетворить потребности развивающегося общества. Пришедший с Востока способ печати с досок был неэффективным и достаточно трудоемким. Требовалось изобретение, которое могло бы позволить печатать книги в огромных количествах.
Изобретателем оригинального способа книгопечатания по праву считается немецкий мастер Иоганн Гутенберг, живший в середине XV века. Сегодня очень сложно с высокой точностью определить, в каком году он впервые напечатал первый текст с помощью изобретенных им же подвижных наборных букв. Считается, что первая печатная книга вышла со станка Гутенберга в 1450 году.
Способ печати книг, разработанный и внедренный Гутенбергом, был весьма остроумным и практичным. Вначале он изготовлял из мягкого металла матрицу, в которой выдавливал углубления, имевшие вид букв. В эту форму вливали свинец, получая в итоге требуемое количество литер. Эти свинцовые знаки сортировали и укладывали в специальные наборные кассы.
Для изготовления книг был сконструирован печатный станок. По сути своей он был прессом с ручным приводом, имевшим две плоскости. На одну устанавливали рамку со шрифтом, к другой плоскости прикладывали чистые листы бумаги. Набранную матрицу покрывали специальным красящим составом, основой которого были сажа и льняное масло. Производительность печатного станка была по тем временам очень высокой – до сотни страниц в час.
Придуманный Гутенбергом способ книгопечатания постепенно распространился по всей Европе. Благодаря печатному станку стало возможно тиражировать книги в сравнительно больших количествах. Теперь книга перестала быть предметом роскоши, доступным лишь избранным, а широко распространилась в массах.
дата, история и интересные факты :: SYL.ru
На протяжении веков знания, содержащиеся в книгах, были доступны немногим. В основном библиотеками владели монастыри и короли. Каждая рукопись была уникальной, ведь на ее изготовление уходило много времени. В Средние века монахи часто тратили годы на переписывание одного манускрипта. Так продолжалось приблизительно до 1450 г. С изобретением книгопечатания стало возможным издавать книги относительно дешево и в большом количестве.
Мастер по изготовлению зеркал
Иоганн Генсфлейш, изменивший позднее фамилию на Гутенберг, появился на свет в Майнце около 1400 г. (точная дата неизвестна). Примечательно, что об истории изобретения книгопечатания сохранилось намного больше сведений, чем о самом изобретателе. Так, о первой половине жизни Гутенберга историки практически ничего не знают. Только доподлинно известно, что юный Иоганн посещал монастырскую школу. Затем он обучался у ювелира, пока его семья не переехала в Страсбург.
Здесь в 1434 году он открыл фабрику, где изготавливали зеркала для паломников. Они пользовались большой популярностью, поскольку верующие надеялись при их помощи уловить частичку божьего святого духа, обитавшего, по их мнению, в посещаемых ими храмах. В Средневековье торговля культовыми предметами приносила хороший доход, поэтому дело Гутенберга процветало.
Печатная графика
Особой популярностью в то время пользовались гравюры, изображавшие святых. Их создавали, применяя одну из первых печатных техник – ксилографию, появившуюся в Европе в Средние века. Ее применяли для тиражирования текстов и изображений.
Вырезание блоков, размер которых соответствовал странице, представляло собой трудоемкий процесс. Сначала требовалось нарисовать зеркальное отображение страницы, потом вырезались отдельные буквы. Затем блок смазывали чернилами, а чтобы они впитались, его покрывали бумагой, которую терли костяным инструментом.
В начале XV столетия таких гравюр становилось все больше. Иногда несколько штук переплетали в книгу. Все это дало толчок для увеличения производства манускриптов. Тем более что в это время переписчиками книг были уже не только монахи, но и миряне.
Предпосылки изобретения книгопечатания
К XV столетию в Западной Европе насчитывалось около 80 университетов. А основание новых учебных заведений только увеличивало спрос на книги. Нужны были более доступные и дешевые экземпляры. Все это создало условия для поиска новых техник создания книг. Гутенберг, наряду с другими изобретателями, принял в них участие.
В 1438 г. в Страсбурге он и Дритцен Андреас стали экспериментировать с печатью. В результате Гутенберг придумал, как использовать подвижные буквы (литеры) для составления не только отдельных слов, но и целых страниц. Более того, он понял, каким образом можно их разбирать, чтобы затем из них же составлять новый текст. Однако дальнейшие эксперименты с печатью требовали финансовых вложений.
Коммерческая сделка
Между 1445 и 1448 г. Гутенберг вернулся в родной город, поскольку в Страсбурге он не смог никого заинтересовать своими опытами. В Майнце ему повезло больше. Он заключил сделку с Фустом Иоганном, согласно которой последнему в общем предприятии принадлежал капитал, а Гутенбергу – идея и орудия труда. Однако по прошествии 2 лет изобретателю пришлось вновь просить Фуста ссудить ему деньги. На этот раз под залог всей мастерской.
Получив новый заем, Гутенберг смог полностью отдаться изобретению книгопечатания. Ему пришла блестящая мысль: разделить текст на составляющие – знаки препинания, буквы и лигатуры, то есть их частые комбинации. Все это объединялось в блоки. Таким способом набирались слова и целые страницы текста. Литые буквы могли неоднократно использоваться в разных комбинациях.
Как делали литеры
На конце металлического прута гравировалась перевернутая буква. Ее обмакивали в размягченную медь, получая в ней отпечаток. Получалась матрица, являющаяся формой для шрифта, который отливали из свинца. Чтобы процесс изготовления букв не занимал много времени, Гутенберг придумал инструмент для ручного литья. Саму матрицу можно было использовать для производства неограниченного количества литер.
Из них наборщик составлял макет зеркального отображения страницы. Его смазывали типографской краской – смесью яичного белка, лака и копоти. После этих приготовлений можно было начинать печатать. Принцип механического станка Гутенберг заимствовал у винного пресса.
Все это произошло в 1450 году. Изобретение книгопечатания, таким образом, связывают именно с этой датой. Первыми печатными работами немецкого мастера были учебники, папские декреты, официальные документы и индульгенции.
Судебная тяжба
В год изобретения книгопечатания мастер принялся за гигантский труд – издание Библии на латинском языке. Вместе с наборщиками Гутенберг более двух лет печатал первый тираж в количестве 100 тысяч экземпляров. Книга печаталась готическим шрифтом, основанным на рукописном начертании букв. В конце художник украшал Библию цветными рисунками. Таким образом, печатная книга по красоте ни в чем не уступала рукописной. Неудивительно, что первый тираж Библии был быстро распродан. А соотечественники Гутенберга были ошеломлены, ведь впервые они видели такое количество идентичных книг.
Правда, сам изобретатель не смог разбогатеть благодаря печатному станку. Ему даже не удалось закончить печатать Библию, поскольку его кредитор, оценив будущую прибыль, потребовал возврата ссуды. За этим последовала судебная тяжба, в результате которой Гутенберг потерял как печатный станок, так и все готовые экземпляры Священного Писания. Вскоре после этих событий Майнц был захвачен вражескими войсками, а изобретатель выслан из города. Только спустя три года ему позволили возвратиться, чтобы работать на нового архиепископа. Гутенберг скончался в феврале 1468 г., а изобретение книгопечатания в немецком городе Майнце с тех пор навсегда изменило мир.
Распространение новой технологии
Очень скоро печатные станки заработали в Базеле, Бамберге и Кельне. Для XV века изобретение книгопечатания стало поистине революционным событием. В Венеции работавшие на издателя Альдо Мануцци печатники придумали новый шрифт – антиква. Спустя немного времени его уже применяли повсеместно.
После изобретения книгопечатания прошло всего 20 лет, а новая технология уже прочно укоренилась в повседневной жизни. Издавалось большое количество книг огромными по тем временам тиражами – около 1000 экземпляров. Поскольку печатное слово становилось все более доступным, уровень грамотности в Европе рос, а число читателей увеличивалось.
След в истории
Мартин Лютер, с именем которого связано движение Реформации, был горячим поклонником Гутенберга. Изобретение книгопечатания навело его на мысль о том, что мирянину нет смысла ожидать, пока священник перескажет то, что написано в Библии, ведь теперь любой человек сам может ее прочесть. Лютер напечатал огромный тираж своего перевода Священного Писания на немецкий язык (полмиллиона экземпляров).
Светская власть (император и вольные города Священной Римской империи) тоже пользовалась новым способом оповещения населения. Поэтому вскоре одностраничные листовки–памфлеты стали основным средством передачи свежих новостей. Например, когда в 1524 году было предсказано необычное положение планет, памфлеты предвещали второй всемирный потоп.
Кроме того, дата изобретения книгопечатания напрямую связана с другой, не менее важной вехой в истории. Речь идет о появлении первой ежедневной газеты «Свежие новости». Произошло это в 1650 г. в Лейпциге. Несмотря на все усовершенствования в области печати, которые были сделаны в последующие века, именно Гутенберг заложил фундамент современного мира прессы. Его станок считается одним из важнейших достижений человеческой цивилизации, а дата изобретения книгопечатания – эпохальным рубежом в мировой истории.
Как работает печатный станок Гутенберга: видео
Многие примерно представляют себе как работает современный печатный станок. Но его далекий европейский предок, печатный пресс Гутенберга, имеет довольно мало общего со своим потомком. О технике работы на этом старинном устройстве мы сегодня и поговорим.
Принято считать, что первопроходцем книгопечатания в Европе был Иоганн Гутенберг, собравший первый станок в середине 1440-х годов на основе винодельческого пресса. Конечно, после этого технология многократно совершенствовалась, но сегодня мы можем наглядно увидеть работу того самого устройства благодаря Музею истории печати в Крэнделле.
Первым делом мастер смазывает чернилами (на масляной основе, чтобы не стекали с металла) специальные пресс-подушки, обитые гусиной кожей. Важно равномерно распределить жидкость по всей рабочей поверхности, иначе некоторые буквы не отпечатаются или расплывутся. После этого точными вертикальными движениями чернила наносятся на печатную заготовку — таблички с вырезанным на них текстовым трафаретом.
Следующий этап — непосредственно печать. Бумага в эпоху Средних веков была очень дорогой, поэтому печатники нередко использовали в качестве материалов для страниц папирус или тонко выделанную кожу. Закрепив лист бумаги, мастер плотно прижимает его к трафарету и при помощи рычажного механизма опускает пресс. После этого остается лишь снять готовый лист с текстом, разрезать его на страницы и повторить процесс.
Такой тип книгопечатания не только медленный сам по себе, но еще и требует значительной концентрации на каждой стадии, а также приложения физических усилий — крутить рычаги пресса целый день весьма утомительно. Не будем забывать про то, что переплеты тоже изготавливали вручную, что делало книги редким и весьма дорогим товаром, который в XV веке мог позволить себе далеко не каждый. Впрочем, мы должны лишний раз поблагодарить Гутенберга за его труд, — ведь именно благодаря его изобретению литература в итоге получила такое массовое распространение.
Гутенберг изобрел первую печатную машину?
Йоханнес Гутенберг был немецким изобретателем, который жил в 1400-х годах, и ему часто приписывают изобретение печатного станка или механического устройства, с помощью которого люди могли начать печатать написанное слово без необходимости писать все вручную. Хотя его вклад в мир не должен уменьшаться, правда в том, что Гутенберг не изобрел печатную машину, а сделал ее доступной и популярной.Проще говоря, идея и инновации, стоящие за печатным станком, существовали задолго до рождения Гутенберга.
Эта копия Алмазной Сутры была напечатана в 868 году нашей эры.
Кто изобрел печатный станок?
Печатные, как и не рукописные, работы существуют уже давно, поскольку люди почти всегда были заинтересованы в поиске более простого и быстрого способа предоставления и получения информации. Задолго до печатного станка люди использовали куски дерева, вырезанные из букв или изображений, которые они хотели передать, окрашивали или погружали блоки в чернила и прижимали блоки с чернилами к бумаге или ткани, чтобы создать сообщение, которым они хотели поделиться.Однако это было чрезвычайно трудоемким.
Типография – это машина, созданная для облегчения печати сообщений. Он предлагал подвижный тип или возможность составлять сообщение с символами, которые можно перемещать и использовать повторно столько раз, сколько нужно, без необходимости печатать каждую букву, слово или символ по одному. Первая машина подвижного типа, а следовательно, и первая печатная машина, была создана человеком по имени Би Шэн, который жил в Иншане, Китай, с того времени, которое мы считаем 970-1051 годом, за четыре полных столетия до рождения Гутенберга.
На самом деле у нас нет ни одной из письменных книг Шэна, но у нас есть книга, напечатанная другим китайцем, Ван Чжэнь, который усовершенствовал оригинальное устройство несколько веков спустя. Его книга Сельскохозяйственная книга была напечатана в 1313 году и даже содержит описание того, как его устройство работало. Наконец, человек по имени Baegun, корейский монах, создал другой тип технологии подвижного типа, которая была сделана из металла.
Почему Гутенберг получает весь кредит?
Несмотря на все эти факты, Йоханнес Гутенберг получил кредит на изобретение печатного станка по ряду причин.С одной стороны, этот тип исторического стирания происходит все время; люди, которые не были мужчинами, белыми или европейцами, часто не получали должного за свои достижения, и вместо этого обычно хвалили тех, кто был. Кроме того, однако, Гутенберг действительно сильно изменил историю печатного станка, сделав его доступным для общественности.
Во-первых, в китайском языке много символов, что усложнило даже переносной тип шрифта, чем когда он использовался для английского языка.Гутенберг смог оптимизировать технологию, требуя только заглавные буквы, строчные буквы и знаки препинания. Кроме того, его машина, которой все еще должен был управлять человек, была намного проще в использовании, благодаря чему ее могли получить многие люди и компании. В результате печатный станок сделал печатное слово более простым в создании и менее дорогим для тех, кто хотел приобрести книги и другие печатные материалы.
Знал ли Гутенберг, что он не первый?
В то время, когда Гутенберг делал свою печатную машину, между Востоком и Западом было довольно много торговли и коммуникаций, поэтому, вероятно, Гутенберг не придумал идею самостоятельно.Вместо этого он, вероятно, слышал или видел технологию и решил улучшить ее.
Даже сейчас важно отметить, что Гутенберг не изобрел печатный станок. Мы помним его, потому что он сделал его популярным и простым в использовании, но иногда мы забываем, что он не был первым, кто представил эту технологию.
Джулия Тилфорд, автор Ripleys.com
,Топ 10 изобретений, которые изменили мир
Введение
(Фото предоставлено igor.stevanovic / Shutterstock.com)Люди – гениальные виды. Хотя мы были на планете относительно короткое время (Земле 4,5 миллиарда лет), современные Homo Sapiens придумали и создали некоторые удивительные, иногда далекие, вещи. С того момента, как кто-то разбил камень о землю, чтобы сделать первый инструмент с острыми краями, до дебюта колеса и до разработки марсоходов и Интернета, некоторые ключевые достижения стали особенно революционными.Вот наши главные выборы для самых важных изобретений всего времени, наряду с наукой позади изобретения и как они появились.
Live Science Джинна Брайнер внесла свой вклад в этот отсчет, который был первоначально опубликован 6 марта 2012 года.
Колесо
(Фото предоставлено: James Steidl | Shutterstock)До изобретения колеса в 3500 году до нашей эры, люди были сильно ограничены в том, сколько вещей мы можем перевозить по суше и как далеко.По-видимому, само колесо не было самой сложной частью «изобретения колеса». По словам Дэвида Энтони, профессора антропологии в Хартвик-колледже, когда пришло время подключить неподвижную платформу к этому катящемуся цилиндру, все стало сложно.
«Блеск был идеей колесно-осевого механизма», – ранее Энтони рассказал Live Science. «Но тогда сделать это тоже было сложно». Например, отверстия в центре колес и концы неподвижных осей должны быть почти идеально круглыми и гладкими, сказал он.Размер оси также был критическим фактором, так же как и его плотность внутри отверстия (не слишком туго, но и не слишком свободно).
Тяжелая работа окупилась, большое время. Тележки на колесах облегчали сельское хозяйство и торговлю, позволяя перевозить товары на рынки и обратно, а также облегчали бремя людей, путешествующих на большие расстояния. Теперь, колеса жизненно важны для нашего образа жизни, найденного во всем от часов до транспортных средств к турбинам. [Подробнее об изобретении колеса]
Гвоздь
(Фото предоставлено: alexcoolok | Shutterstock)Без гвоздей цивилизация наверняка рухнет.Это ключевое изобретение датируется более 2000 лет древнеримским периодом и стало возможным только после того, как люди развили способность отливать и придавать форму металлу. Ранее, деревянные конструкции должны были быть построены путем геометрической блокировки соседних плит, что было гораздо более трудоемким процессом строительства.
До 1790-х и начала 1800-х годов гвозди ручной работы были нормой: кузнец нагревал квадратный железный прут, а затем забивал его четырьмя сторонами, чтобы создать точку, согласно Университету Вермонта.Машины для изготовления ногтей появились в сети с 1790-х до начала 1800-х годов. Технология изготовления ногтей продолжала развиваться; После того, как Генри Бессемер разработал процесс массового производства стали из железа, железные гвозди прошлого года постепенно ослабли, и к 1886 году, по данным Университета Вермонта, 10 процентов гвоздей в США были созданы из мягкой стальной проволоки. К 1913 году 90 процентов гвоздей, производимых в США, были из стальной проволоки.
Между тем, как полагают, греческий ученый Архимед в третьем веке до нашей эры изобрел винт, более крепкий, но сложный в установке крепеж.C.
Компас
(Изображение предоставлено Typo | Creative Commons)Древние моряки ходили по звездам, но этот метод не работал ни днем, ни облачными ночами, и поэтому было небезопасно путешествовать далеко от земля.
Китайцы изобрели первый компас где-то между 9 и 11 веками; он был сделан из магнита, природной намагниченной железной руды, привлекательные свойства которой они изучали веками. (На снимке – модель древнекитайского компаса из династии Хань; это ковш, указывающий на юг, или синан, сделанный из полированного камня).Вскоре после этого технология перешла к европейцам и арабам в результате морских контактов. Компас позволил мореплавателям безопасно перемещаться вдали от суши, увеличивая объем морской торговли и способствуя эпохе открытий.
Печатная машина
(Фото предоставлено MatthiasKabel | Creative Commons)Немец Йоханнес Гутенберг изобрел печатную машину около 1440 года. Ключом к ее развитию была ручная форма, новая технология литья, которая позволила быстро создавать большие количества металлического подвижного типа.Хотя другие до него, в том числе изобретатели в Китае и Корее, разработали подвижный тип из металла, Гутенберг был первым, кто создал механизированный процесс, который переносил чернила (которые он делал из льняного масла и сажи) с подвижного типа на бумагу.
С помощью этого передвижного типа печатные машины экспоненциально увеличили скорость, с которой можно было делать копии книг, и, таким образом, впервые в истории привели к быстрому и широкому распространению знаний.К 1500 году в Западной Европе было напечатано двадцать миллионов томов.
Помимо прочего, печатный станок позволил расширить доступ к Библии, что, в свою очередь, привело к альтернативным толкованиям, в том числе к Мартину Лютеру, чья «95 тезисов» напечатана в документе. на сотню тысяч разразилась протестантская реформация. [Подробнее о Йоханнесе Гутенберге и печатном станке]
Двигатель внутреннего сгорания
(Изображение предоставлено: Zephyris | Creative Commons)В этих двигателях при сгорании топлива выделяется высокотемпературный газ, который, как и его расширяется, прикладывает усилие к поршню, двигая его.Таким образом, двигатели внутреннего сгорания преобразуют химическую энергию в механическую работу. Многие десятилетия инженерных разработок были направлены на разработку двигателя внутреннего сгорания, который во второй половине XIX века приобрел (по сути) свою современную форму. Двигатель открыл промышленную эпоху, а также позволил изобрести огромное разнообразие машин, включая современные автомобили и самолеты.
Изображены этапы работы четырехтактного двигателя внутреннего сгорания. Ходы следующие: 1) Ход впуска – воздух и испаренное топливо втягиваются.2) Ход сжатия – пары топлива и воздух сжимаются и поджигаются. 3) Рабочий ход – топливо сгорает и поршень опускается вниз, приводя в действие машину. 4) Ход выхлопа – выхлоп вытеснен.
Телефон
(Изображение предоставлено общественным достоянием)Хотя несколько изобретателей сделали новаторскую работу по электронной передаче голоса (многие из которых позже подали иски об интеллектуальной собственности, когда использование телефона взорвалось), Александр Грэм Белл был первым, кто получил патент на электрический телефон в 1876 году.Его патентный рисунок изображен выше.
Хотя несколько изобретателей сделали новаторскую работу по электронной передаче голоса (многие из которых позже подали иски на интеллектуальную собственность, когда использование телефона взорвалось), Александр Грэхем Белл был первым, кто получил патент на электрический телефон в 1876 году. (Его патентный рисунок фото выше.) По словам PBS, он черпал вдохновение в обучении глухих, а также посещениях своей мамы с нарушением слуха. Первый телефон он назвал «электрической речевой машиной», сообщает PBS.
Изобретение быстро развилось и произвело революцию в глобальном бизнесе и коммуникациях. По сообщению PBS, когда Белл умер 2 августа 1922 года, телефонная служба США остановилась на минуту, чтобы почтить его память.
Лампочка
(Изображение предоставлено: Terren | Creative Commons)Когда все, что у вас есть, это естественное освещение, производительность ограничивается дневным светом. Лампочки изменили мир, позволив нам быть активными ночью. По словам историков, два десятка человек сыграли важную роль в изобретении ламп накаливания в течение 1800-х годов; Томас Эдисон считается главным изобретателем, потому что он создал в 1879 году полностью функциональную систему освещения, включающую генератор и проводку, а также лампу накаливания, подобную приведенной выше.
Помимо инициирования введения электричества в домах по всему западному миру, это изобретение также имело довольно неожиданное последствие изменения режима сна людей. Вместо того, чтобы ложиться спать в темное время суток (больше нечего делать) и спать по частям в течение ночи, разделенные периодами бодрствования, мы теперь не ложимся спать, за исключением 7–8 часов, отведенных для сна, и, в идеале, мы спим все в один ход. [Узнайте больше об изобретении лампочки]
Пенициллин
(Фото предоставлено Национальными институтами здравоохранения)Это одна из самых известных историй открытий в истории.В 1928 году шотландский ученый Александр Флеминг заметил в своей лаборатории заполненную бактериями чашку Петри с случайно приоткрытой крышкой. Образец был загрязнен плесенью, и везде, где плесень, бактерии мертвы. Эта антибиотическая плесень оказалась грибком Penicillium, и в течение следующих двух десятилетий химики очистили его и разработали препарат пенициллин, который борется с огромным количеством бактериальных инфекций у людей, не причиняя вреда самим людям.
Пенициллин массово выпускался и рекламировался к 1944 году.Этот плакат, прикрепленный к почтовому ящику на тротуаре, советовал военнослужащим времен Второй мировой войны принимать препарат, чтобы избавиться от венерических заболеваний.
Около 1 из 10 человек имеет аллергическую реакцию на антибиотик, согласно исследованию, опубликованному в 2003 году в журнале Clinical Reviews in Allergy and Immunology; даже в этом случае, по словам исследователей, большинство из этих людей продолжают терпеть наркотики.
Контрацептивы
(Изображение предоставлено общественным достоянием)Мало того, что противозачаточные таблетки, презервативы и другие формы контрацепции спровоцировали сексуальную революцию в развитом мире, позволив мужчинам и женщинам заниматься сексом на отдыхе, а не в детском возрасте, они также резко сократили среднее число потомков на одну женщину в странах, где они используются.Благодаря меньшему количеству ртов, современные семьи достигли более высокого уровня жизни и могут обеспечить каждого ребенка лучше. Между тем, в глобальном масштабе противозачаточные средства помогают населению постепенно выравниваться; наше число, вероятно, стабилизируется к концу века. Некоторые противозачаточные средства, такие как презервативы, также сдерживают распространение венерических заболеваний.
Естественная и травяная контрацепция использовалась на протяжении тысячелетий. Презервативы начали использоваться в 18 веке, в то время как самый ранний оральный контрацептив “пилюля” был изобретен в конце 1930-х годов химиком по имени Рассел Маркер.
Ученые продолжают делать успехи в контроле над рождаемостью, а в некоторых лабораториях даже используется мужская форма “таблетки”. Постоянный противозачаточный имплантат под названием Essure был одобрен Управлением по контролю за продуктами и лекарствами в 2002 году, хотя в 2016 году FDA предупредил, что имплантат будет нуждаться в более строгих предупреждениях, чтобы сообщить пользователям о серьезных рисках использования Essure. [7 Удивительных фактов о таблетке]
Интернет
(Изображение предоставлено Creative Commons | The Opte Project)Это действительно не нуждается в представлении: глобальная система взаимосвязанных компьютерных сетей, известная как Интернет, используется миллиардами людей Мировой.Бесчисленные люди помогли развить это, но человек, которому чаще всего приписывают это изобретение, – ученый-компьютерщик Лоуренс Робертс. В 1960-х годах команда компьютерных специалистов, работающая в ARPA (Агентство перспективных исследовательских проектов) Министерства обороны США, построила сеть связи для подключения компьютеров в агентстве под названием ARPANET. Он использовал метод передачи данных, называемый «коммутацией пакетов», который Робертс, член команды, разработал на основе предыдущей работы других ученых-компьютерщиков.ARPANET был предшественником Интернета.
,