Ламели якоря: Ремонт ламелей якоря микроэлектродвигателя своими руками

Содержание

Восстановление коллекторных пластин якоря электродвигателя

По сути дела, все электроинструменты и бытовая техника приводится в действие электродвигателями, основу которых составляет якорь (ротор), состоящий из обмотки и контактных пластин.
Если привод перестал работать, то при исправной обмотке причина может быть в пластинах. Одну или две из них просто может оторвать. Однако это не повод для покупки нового дорогостоящего двигателя. Можно восстановить контактные пластины из подручных материалов и буквально «на коленке».

Понадобится


Для приведения в порядок якоря при такой поломке, нам следует приготовить следующие материалы:
  • отрезок медного провода;
  • клей эпоксидный универсальный марки ЭДП;
  • проволоку алюминиевую;
  • деревянный брусок.

Без токарного станка нам понадобится много инструментов и приспособлений: нож и кисточка, плоскогубцы и отвертка, молоток и наковальня, напильник, наждачная бумага и игла, дрель и паяльник, тиски и пробойник, штангенциркуль и карандаш.

Порядок восстановления коллекторных пластин якоря


Вначале приводим в порядок основания отлетевших пластин. Для этого удаляем кисточкой из углубления в коллекторе мелкие частицы и пыль. Затем ножом выравниваем места под новые пластины по длине, ширине и глубине. При этом стараться не повредить концы обмоток, выходящих на отсутствующие пластины.

Разрезаем ножом внешнюю изоляцию двухжильного медного провода, откусываем один из них и вытаскиваем жилу из внутренней изоляции пассатижами.

Расплющиваем медный провод, чтобы сформировать две пластины с помощью молотка и наковальни.

При этом, время от времени сравниваем заготовку с неповрежденными пластинами на коллекторе якоря, чтобы ширина заготовки не оказалась больше.

Получив приблизительно требуемое сечение из медного провода, доводим его до нужных размеров крупнозернистой наждачной бумагой Р80, равномерно обрабатывая каждую из сторон, и так же сверяясь с целыми пластинами.

Торец заготовки пластины формируем диском, вращаемым болгаркой. Укладываем заготовку на свое место, и ориентируясь на соседнюю целую пластину, отмечаем карандашом длину.

Надрезаем по метке и отламываем заготовку пластины пассатижами. Зажимаем ее в тиски и сверху по центру ножом и молотком выполняем неглубокую прорезь.
Кладем заготовку на деревянный брус и у основания прорези пробойником и молотком делаем отверстие, которое шлифуем швейной иглой.

Зачищаем место обработки наждачной бумагой. Укладываем самодельные пластины на свои места и припаиваем к ним концы соответствующих обмоток.

Смешиваем двухкомпонентный эпоксидный клей по инструкции и наносим его на пластины кончиком плоской отвертки так, чтобы он попал в зазоры между пластинами.


Обматываем несколько раз коллектор с приклеенными пластинами алюминиевой проволокой, создавая натяг и, скручивая концы вместе.

Оставляем все в покое на время, указанное в инструкции.

После этого раскручиваем проволоку и убираем ее. Но более надежным креплением ламелей была бы установка двух бандажей из стекловолокна, пропитанных термоклеем.
Удаляем ножом с поверхности ламелей эпоксидную смолу, т. к. она является диэлектриком. После чего ламели обрабатываем напильником по металлу до медного блеска.


Поскольку токарного станка нет, для проточки коллектора с новыми ламелями, возвращаем якорь на место и выкручиваем щетки.

Замеряем штангенциркулем диаметр отверстия для щеток и выстругиваем ножом подходящий стержень из дерева и доводим его до нужного размера наждачной шкуркой.


Вращая инструмент за шпиндель, можно через отверстие для щеток видеть вращение коллектора. Этот эффект мы и используем, чтобы отшлифовать контактные пластины.
Просовываем деревянный стержень в отверстие до упора в коллектор. Делаем на стержне отметку по верху отверстия и вытаскиваем его. Прикладываем к отметке пробку щетки и уменьшаем место реза на ее высоту.
Вставляем деревянный шип в отверстие и убеждаемся, что пробку можно закрутить. После этого отрезаем неширокую ленту мелкой наждачной бумаги Р600, обхватываем ею шип и снова вставляем в отверстие до упора в коллектор.


Затягиваем шип пробкой и вращаем шпиндель от руки. Если нет большого сопротивления, подключаем к шпинделю действующую дрель и включаем ее.

Процедуру повторяем несколько раз, заменяя изношенную наждачную бумагу на новую, при этом постоянно подкручиваем пробку. В итоге новые пластины по высоте сравняются с остальными и якорь вновь станет исправным.

Чтобы убедиться в этом, выкручиваем пробку, вытаскиваем шип с наждачной бумагой, отключаем приводную дрель и, вращая шпиндель от руки, смотрим на коллектор. Если блеск всех пластин одинаков, то это и есть показатель равномерной шлифовки.

Смотрите видео


Ламель – коллектор – Большая Энциклопедия Нефти и Газа, статья, страница 1

Ламель – коллектор

Cтраница 1


Ламели коллектора имеют выступающую часть ( петушок), к которой припаяны концы секций обмотки якоря.  [2]

Ламели коллекторов электродвигателей на больших оборотах под действием центробежных сиг отклоняются в радиальном направ-лении. Неравномерность отклонений разных ламелей резко ухудшает работу электрических щеток. В связи с этим возникла потребность в приборе для контроля отклонения ламелей коллекторов при вращении быстроходных метро двигателей.  [3]

К, – число ламелей коллектора; п – частота вращения, об / мин.  [4]

При помощи миканитовых прокладок ламели коллектора электрически изолируют друг от друга.  [5]

С учетом допустимого напряжения между соседними ламелями коллектора предельная мощность возбудителя с ростом п снижается и не может быть выше 3000 кВт при 750 об / мин, выше 2000 кВт при 1000 об / мин, выше 1200 кВт при 1500 об / мин и выше 600 кВт при 3000 об / мин. У выпускаемых возбудителей мощностью 20 – 450 кВт номинальное напряжение обычно составляет 80 – 280 В, а номинальный ток 313 – 1680 А.  [6]

Концы обмотки присоединены пайкой к девяти ламелям коллектора 6, закрепленного на втулке якоря при помощи нажимных конусов и гайки.  [7]

Для проверки наличия замыкания обмотки якоря или ламелей коллектора на массу, якорь испытывают под напряжением 220 в. Один полюс источника тока прикладывают к любой ламели коллектора, а другой – к валу якоря. Если нить лампы накаливается, го это указывает на замыкание обмотки ( или деталей коллектора) на массу.  [8]

Разрыв в цепи тока якоря ( при переходе щетки с одной ламели коллектора на другую или при отрыве щетки от коллектора из-за недостаточно ровной поверхности контакта) приводит в соответствии с законами коммутации к появлению значительного напряжения между щеткой и коллектором, которое вызывает пробой воздушного промежутка между краями щеток и коллектором – искрение. При интенсивном искрении разрушаются поверхности щеток и коллектора, увеличивается переходное сопротивление скользящего контакта между ними, начинается местный нагрев, что вызывает дальнейшее разрушение щеточно – коллекторного перехода.  [10]

Ширину щетки выбирают так, чтобы щетка перекрывала 2 – 3 ламели коллектора. Это делается для предотвращения искрения под щеткой. Число щеток равно числу полюсов машины. Во избежание искрения на коллекторе щетки располагаются по физической нейтрали полюсов.  [12]

Биение, равное ОД мм, считается недопустимым, так как выступающие ламели коллектора при работе генератора неизбежно вызовут быстрый износ щеток и коллектора. При выступании межламельной изоляции, имеющей большую твердость, чем ламели, и поэтому менее изнашивающейся, также быстро изнашиваются щетки и обгорает коллектор. При обнаружении выступания ламелей или межламельной изоляции коллектор необходимо проточить.  [14]

Страницы:      1    2    3

Как шлифовать коллектор якоря перфоратора своими руками

Правильная работа перфоратора Makita 2450 с коллекторным двигателем сопровождается незначительным искрением щеток в районе коллектора. У исправно работающего электродвигателя искрение равномерное с коротким хвостом.

По изменению картины искрения можно определить характер и место неисправности в перфораторе Makita 2450, 2470.

Причинами увеличения искрения в коллекторе электродвигателя могут быть неисправности щеток и их износ, короткое замыкание или обрыв якоря, неисправность статорных обмоток электродвигателя, поломка или неправильное крепление щеткодержателей.

Существенное искрение в районе коллектора приводит к появлению борозд на коллекторе, подгоранию пластин, неравномерному истиранию щеток.

Возникновение перечисленных дефектов вызывает быстрый износ и выработку ламелей самого коллектора.

 

Шероховатость выше нормы

Поскольку перфоратор является мощным инструментом, допускается небольшое искрение без нагрузки, при значительных усилиях на инструмент возможно пробегание одиночных искр по кругу. В случае сильного искрения необходимо выяснить причину появления сильного искрения.

Самой распространенной неисправностью на коллекторе является увеличивающаяся шероховатость ламелей при усиливающемся искрении щеток.

Увеличение шероховатости поверхности коллектора перфоратора Makita 2450 происходит не только за счет усиления искрения. На медных пластинах коллектора образуется окись меди, по твердости превышающая твердость угольных щеток. На величину шероховатости влияет неравномерный износ щеток и нагар от искрения.

Царапины образуются не только из-за неравномерного износа щеток и разной структуры материала, но и попадания в рабочую зону твердых частиц из воздуха.

Неправильное хранение перфоратора Макита  может привести к появлению окиси на медных пластинах коллектора из-за высокой влажности или значительных перепадов температур при работе.

Чтобы устранить дефекты поверхности коллектора, его надо отшлифовать.

Как правильно отшлифовать поверхность коллектора

Прежде чем приступать к доработке коллектора перфоратора Makita 2470, надо обязательно выполнить балансировку ротора.

Вариант замера биения коллектора относительно ротора

В домашних условиях шлифовку коллектора перфоратора Макита 2450или 2470 лучше всего проводить наждачной бумагой, закрепленной на деревянной колодке уже на отбалансированном роторе.

Конец вала ротора крепится в патроне дрели через мягкую медную или алюминиевую фольгу. Дрель с ротором надежно крепится в тисках или самодельном приспособлении.

Вращая ротор, постарайтесь отцентрировать его в патроне дрели.

Установка ротора в патрон

Как центровать ротор в дрели перед шлифовкой

Центровка ротора в патроне дрели производится для обеспечения минимального биения радиальной поверхности коллектора относительно вала ротора.

Сначала проверьте биение губок патрона. Закрепите дрель в тисках, установите в патрон сверло самого большого диметра.

Вращая дрель, подведите к вращающейся боковой поверхности сверла карандаш, опирая его на простой упор. При минимальном биении карандаш будет очерчивать на поверхности сверла сплошную линию. Если биение значительное, поменяйте патрон в дрели или подберите дрель с меньшим биением патрона.

Теперь вместо сверла зажмите вал ротора и таким же способом определите места биения ротора или коллектора.

Процесс шлифования коллектора

Процесс шлифовки коллектора надо начинать с подбора наждачного материала. Для шлифовки коллектора рекомендуется использовать шлифовальную бумагу или надфиль.

Выбирайте шлифовальную бумагу нескольких номеров, начиная от №100 и выше.

Теперь приступайте к шлифованию. Приложив к коллектору деревянную колодку с закрепленной наждачной бумагой, вращайте дрель и, не сильно прижимая колодку к поверхности коллектора, шлифуйте.

Шлифовка коллектора в дрели

Операцию шлифования рекомендуется применять на уже работавших роторах с незначительной выработкой коллектора.

Правильное искрение щеток

Если вы произвели на роторе перфоратора Makita 2470 замену коллектора, то после его насадки на вал, коллектор надо проточить. Эта операция выполняется для устранения радиального биения поверхности ламелей нового коллектора относительно вала якоря.

Протачивать коллектор лучше всего на токарном станке с применением оправок. Но можно данную операцию выполнить и в домашних условиях. Правда, без дополнительного приспособления не обойтись.Видео поможет разобраться в проточке коллектора.


Как правило, щеткодержатели на перфораторах крепятся напротив друг друга. Продолжительная работа щеток приводит к образованию на коллекторе желобков, образующих волнистость на поверхности. Такую выработку можно устранить только на токарном станке, проточив коллектор.

Чтобы уменьшить образование желобков на коллекторе, надо стараться располагать щеткодержатели в шахматном порядке.

Как зачистить пазы коллектора перфоратора

А вот зачистку пазов между ламелями надо проводить, поскольку миканит, материал прокладок между ламелями, тверже медных ламелей и меньше изнашивается. Со временем миканитовые прокладки изнашиваются меньше, и их высота превышает высоту медных ламелей.

Для выравнивания высот пазы между ламелями фрезеруются, или, говоря простым языком, продороживаются.

Фрезерование своими руками лучше всего выполнять кусочком пилы по металлу, заточенной по ширине пазов коллектора.

Фрезеровка пазов вручную

Параллельно краю паза прикладывается металлическая линейка, пила прижимается к ее краю и протягивается со слабым нажимом. Паз фрезеруется до высоты медной ламели.

Фрезеровка пазов заканчивается удалением остаток материала при помощи волосяной щетки и снятием фасок при помощи шабера, сделанного из надфиля. Шлифовку лучше сделать войлоком.

Любую фрезеровку следует заканчивать шлифованием и продувкой воздуха.

На величину выработки коллектора влияет и состояние подшипников. Изношенность подшипников приводит к увеличению биения коллектора, что в свою очередь приводит к ускорению износа угольных щеток. Для устранения биения коллектора подозрительные подшипники рекомендуется заменить новыми.

Как контролировать состояние щеток

Устанавливая новые угольные щетки, рекомендуется обязательно притирать их для лучшего прилегания к поверхности коллектора.

Лучше всего подгонять угольные щетки на самодельном притире. Притир представляет собой вал, на котором закреплена наждачная бумага. Проще всего вал выполнить из дерева диаметром, равным диаметру коллектора, проточив заготовку на токарном станке. Внутрь вала плотно по оси вставляется металлический стержень. Приспособление крепится в патрон электродрели, дрель включается, и щетки подводятся к вращающемуся наждачному кругу.

Подгонку следует проводить осторожно, периодически прикладывая щетки к коллектору ротора для проверки их на просвет.

Притерев щетки к коллектору, перед установкой рекомендуется проверить правильное крепление щеткодержателей. Щеткодержатели при заводской установке выставляются на нейтраль, что сводит до минимума искрение на коллекторе. Если заводских меток нет, то регулировка установки щеткодержателей выполняется путем смещения щеткодержателя в сторону, противоположную вращению ротора до минимального образования искры.

Щетки не должны болтаться в щеткодержателе, а плотно прижимаются к ламелям коллектора. Сила прижима регулируется пружинами в щеткодержателе.

Искрение неисправного коллектора

Увеличение искрения на коллекторе ротора может появляться в связи с коротким замыканием якоря, обрывом катушек якоря, коротким замыканием обмоток на корпус якоря. Все эти неисправности устраняются только при капитальном ремонте ротора.

Успешный ремонт “неисправного” якоря коллекторного двигателя переменного тока – Электропривод

Здравствуйте.

Скорее давно забытое старое, но пробежав по инету нашел очень мало инфо о том, что сделал.

 

История простая: у соседа “сгорела” электрокоса (электро триммер) “штиль фсе 71”

 

Проявляется, как медленное вращение и искрение коллектора.

 

Сервисный центр приговорил двигатель: замена целиком (якоря не поставляются) сумма с ремонтом 5 т.р.

 

Было решено использовать в качестве донора и приспособить к бензиновому мотору штангу…. но жажда что-то отремонтировать пересилила:

 

Проверка коллектора показала: обрыв одной из “рамок”. Две соседние ламели коллектора прозванивались на сопротивление 26 ом, тогда, как норма (все остальные соседние ламели) 1,5 ома.

 

Ну, обрыв так обрыв.. в топку?

Э неее… –

 

Разжаты крепления проводов на этих ламелях, откушена оборванная рамка, кончики загнуты и покрыты цапонлаком

Ламели замкнуты между собой (сдвинуты зажимы-усики и пропаяны)

Можно, конечно и просто замкнуть между собой эти ламели, но вдруг ранее оборванный контакт восстановится или будет пробиваться наведенным напряжением?

 

Итог: 100% восстановление.

 

Аналогично можно обойти и КЗ или замыкание на корпус коллектора, только скорее всего придется постараться разрезать замкнутую рамку/обмотку, чтоб исключить протекание по ней наведенного тока, но это только предположение.

 

 

 

Фото не делал, из описания все понятно.

На память помнится, что раньше в учебниках СССР данная процедура считалась вполне приемлемой, однако не смог найти.

Может кто подкинет ссылочку на литературу? иногда попадаются интересные коллекторные двигатели с “хитрой” намоткой.

 

Удачи !

 

 

пс… если кому то очень надо – могу забрать у соседа, разобрать и сфоткать.

Изменено пользователем UA9XTL

Коллектор для якоря в Днепре от компании “Мастерская по ремонту инструмента

Замена коллектора

Коллектор для якоря можно менять при условии, что сам якорь, а именно вал, посадочные места и обмотка находятся в удовлетворительном состоянии.

Коллектор иногда простреливает на ламелях или он вырабатывается в процессе нормального износа, когда электрические щетки для электроинструмента стирают ламели и по коллектору образуется неравномерная борозда. Щетки электроинструмента в такой борозде тоже изнашиваются неравномерно и быстрее чем обычно, увеличивается искрение между коллектором и щеткой, это может привести к плохому контакту и нагреву проводов обмотки якоря. Коллектор в таких случаях следует заменить, это сохранит работоспособность якоря и сделает ремонт дешевле по сравнению с заменой якоря для электроинструмента.

Подключение проводов к коллектору бывает двух видов: первый с помощью скоб, где загибание скобы коллектора на проводе якоря устанавливает плотный контакт.

Такое подключение очень простое и не требует сильных навыков ремонта коллектора для якоря, но менее надежно, так как от постоянного нагревания скобы ослабляются и провод теряет плотный контакт, что приводит к нагреву провода в обмотке и меж витковому замыканию.

Второй вид подключения проводов к коллектору якоря осуществляется с помощью пайки паяльником, здесь опыт нужен и особенно опыт работы паяльником высоких температур, что бы спаять провод якоря с коллектором очень быстро не перегревая деталь и надежно.

Этот способ подключения применяется в ремонте якорей электроинструмента профессионального класса, а если и бытового, то высококачественного от известнейших мировых марок. Такие коллектора очень надежны и имеют длительный срок эксплуатации.

Купить коллектор

Наш магазин реализовывает только качественные запчасти, проверенные опытом продаж, отзывами покупателей и ремонтом электроинструмента в нашей мастерской.

Заказать коллектор на сайте компании можно через корзину заказа, а также по телефону проконсультировавшись с продавцом, но при этом задавая четкие вопросы о коллекторе для якоря или запчастях по сути.

Оплата коллектора, якоря или любой другой запчасти или техники происходит любым способом: на сайте через корзину заказа, оплатой наличными в пункте выдачи товара – это наш магазин по адресу или почтовое отделение, так же можно оплатить коллектор через платежный терминал или через Приват 24.

Любые вопросы связанные с техникой, электроинструментом или запчастями, покупкой ремонтом или сервисом, у нас всегда решаются и мы всегда идем навстречу покупателю.

Купив коллектор для якоря у нас, можете быть уверенны в его качестве, а если что то не подошло, всегда можно вернуть неподходящую деталь или заменить ее на нужную.

Мы ждем звонков и заказов, и сделаем все в лучшем виде!

 

Неисправности и ремонт ламелей якоря электродвигателя

Якорь — подвижная часть электродвигателя постоянного тока, от которой во многом и зависит вся его работа. К поломке якоря могут привести механические повреждения, нарушение правил эксплуатации, перебои в электрической сети и неисправность проводки.

Якорь электродвигателя постоянного тока

Ремонт тяговых электродвигателей требуется в следующих случаях

  • Щетки плохо прижаты к коллектору, что не обеспечивает между ними должного контакта и может спровоцировать короткое замыкание.
  • Материал используемых щеток не соответствует типу коллектора, из-за чего они вступают в диссонанс. Очень часто электродвигатели выходят из строя именно из-за того, что их комплектующие подобраны неправильно.
  • Повышенное биение коллектора на валу якоря при вращении.
  • Обрыв обмотки якоря, короткозамкнутые витки в обмотке.
  • Сопротивление между обмоткой якоря и его сердечником слишком низкое/высокое, не соответствует норме. От сопротивления во многом зависит работа двигателя, поэтому любое его отклонение от нормы может неблагоприятно сказаться на работоспособности устройства.
  • Короткие замыкания.
  • Неисправность проводов.

Ремонт вала электродвигателя или всего якоря одновременно не стоит начинать самостоятельно — лучше довериться профессионалу, который обладает необходимым опытом и специальным оборудованием.

Стадии ремонта якоря электродвигателя

Ремонт ламелей якоря электродвигателя состоит из нескольких этапов, каждый из которых должен выполняться в специализированном сервисном центре на профессиональном оборудовании.

Основные этапы ремонта тяговых электродвигателей:

  • Якорь достается из устройства, проводится его чистка от пыли и других видов загрязнения.
  • Диагностика устройства для определения возможных неполадок. На специальном оборудовании проводятся испытания якоря, устанавливается наличие дефектов и их количество.
  • Проверяется уровень сопротивления изоляции якоря. Устройство сможет нормально функционировать только в том случае, когда уровень сопротивления соответствует нормальному.
  • Проверка на наличие замыканий между витками, которые чаще всего и провоцируют выход из строя всего якоря. Заметить такой дефект можно и без специального оборудования, но провести качественный ремонт вала электродвигателя сможет только специалист.
  • Непосредственно сам ремонт якоря тягового электродвигателя.

Механические неисправности ламелей якоря электродвигателя

Если вовремя не заняться ремонтом ламелей якоря электродвигателя, устройство не сможет нормально функционировать, двигатель не запустится. Грубое вмешательство и непрофессиональный ремонт может привести к тому, что устройство сломается еще быстрее, к тому же вместе с ним выйдут из строя и другие комплектующие. Чтобы этого избежать, рекомендуется пользоваться только квалифицированной помощью.

Чтобы продлить срок жизни устройства и электродвигателя в частности, специалисты рекомендуют проводить регулярную профилактику на выявление возможных повреждений и чистку. Профилактика позволяет не просто установить наличие дефектов (визуально и при помощи специального оборудования), но и устранить их на стадии зарождения.

Если устройство уже нельзя починить, у нас вы можете купить совершенно новый электродвигатель на замену старому.