Деловой Садовод – Как правильно заточить пильную цепь самостоятельно.
Как правильно заточить пильную цепь самостоятельно.
Не секрет, пильные цепи при работе бензо/электропилой тупятся достаточно быстро. Особенно быстро при пилении грязной древесины. А работать можно только острозаточенной цепочкой.
Ручная заточка цепей очень эффективна. Производится непосредственно на пиле. Для удобства можно закрепить шину пилы с помощью струбцины на твердом основании.
Пильные цепи крючкового типа (а это подавляющее большинство пильных цепей) затачиваются круглым напильником. Диаметр напильника выбирается в соответствии с параметрами цепи. Это может быть 3,2мм, 4,0мм, 4,8мм, 5,2мм, 5,5мм. *
При заточке желательно контролировать:
- Угол заточки режущей кромки зуба. Как правило 25/30/35 градусов для соответствующего типа цепи, 10 градусов для цепей продольного пиления.
- Угол наклона напильника относительно горизонтали. Обычно напильник нужно располагать строго горизонтально, но есть цепи с желательным наклоном 10 градусов.
- Высоту положения напильника относительно режущих кромок цепи.
- Высоту ограничителя относительно режущей кромки зуба.
Как это контролировать? Использовать специальные шаблоны для заточки. Как правило они подходят для определенных цепей и используются с напильниками соответствующих диаметров.
Шаблоны бывают в виде специальной планки в которую устанавливается напильник с ручкой, в виде направляющей, которая устанавливается на пильную шину и является направляющей опорой для напильника. Выпускаются и более сложные системы.
Очень качественные приспособления для ручной заточки изготавливают STIHL, Husqvarna, Oregon. Какой шаблон удобнее и эффективнее? Попробуйте сами в нашем Тест-Центре.
* Перечень используемых диаметров напильников не полный
Почему нельзя работать тупой пильной цепью.
Затупившаяся цепочка пилит плохо.
Сильно затупившаяся пилит совсем плохо. Если Вы работаете пилой с электрическим приводом ничего страшного не происходит. Есть неприятные моменты – скорость пиления низкая, на пилу приходится давить (перегружать и ломать систему защиты от вибрации). Расход масла для смазки цепи увеличивается. Износ шины, цепи и ведущей звездочки просто катастрофический. Но по крайней мере пила сразу не ломается.А вот если у Вас бензопила – все гораздо хуже. Ко всем перечисленным неприятностям добавляется еще одна, катастрофическая.
Тупая цепочка уже не режет зубьями древесину. Она скользит и трет ее. Сопротивление движению цепи падает. Получается, Вы даете полный газ, сопротивления нет, пила работает без должной нагрузки, обороты двигателя приближаются к максимально возможным (а это 12000-17000 оборотов в минуту). Двигатель перегревается, условия смазки ухудшаются, поршень заклинивает в цилиндре, подшипники коленчатого вала разрушаются. В итоге – дорогостоящий ремонт.
Для наглядности приведем пример с автомобилем. Завели автомобиль, передачу не включили и нажали на газ до отказа. Сколько проработает в таком режиме Ваш двигатель? *
* Не рекомендуем проводить подобные эксперименты с Вашим автомобилем, как и работать тупой цепью – в обоих случаях неизбежная поломка не является гарантийным случаем.
Как максимально эффективно использовать цепи и шины.
Пильные агрегаты бензиновых и электрических пил состоят из шины, цепи и ведущей звездочки, которая и приводит в движение пильную цепь.
В процессе пиления все эти компоненты изнашиваются. У цепи по мере проводимых заточек уменьшается величина режущего зуба, у шины истирается верхняя кромка и расширяется паз для цепи, на ведущей звездочке появляются следы выработки от цепи. Все это следствие нормального износа.
Заметим, что значительный (но допустимый) износ одного из компонентов пильного агрегата приводит к быстрому износу других. Так сильно изношенная шина быстро «подшлифует» новую цепь и наоборот.