Ремонт радиаторов охлаждения автомобилей своими руками
Ремонт радиатора охлаждения своими руками вполне реально выполнимая работа, но в некоторых случаях затратная. Однако при некоторых условиях как бы ни был дорог ремонт это дешевле покупки нового, тем более, если нужный днем с огнем не съищешь.
Ремонт сердцевины
Это ремонт возможен не только у ВАЗ 2107, но и у других машин и привести к нему может залетевший через решетку радиатора предмет (камень) или просто лопнула трубка от времени, разлетевшегося вентилятора или просто нечаянно проткнул отверткой.
Ремонт бывает очень сложен, особенно у алюминиевых радиаторов, но возможен.
Если удалось определить, какая именно трубка дала течь, то в зависимости от типа радиатора выполняется ремонт. Наиболее ремонтопригодны медные (латунные) радиаторы.
Медные или латунные радиаторы легко паяются, как сами трубки так и ванны. Медные трубки в меру пластичны и их удается иногда просто скрутить, и сплющив заделать течь.
Ремонт алюминиевого радиатора автомобиля сложнее, но выполнить его своими руками возможно. Во-первых, существуют специальные флюсы позволяющие паять алюминиевые соты, ну а во-вторых, существуют и другие способы заделать течь. Это может быть холодная сварка, а также ремонт радиатора эпоксидной смолой. Хотя я бы не делал ставку на эти способы, так как могут привести к повторной течи в самый неподходящий момент.
Пайка радиатора
Данный вид обеспечивает наиболее качественный ремонт, но к сожалению более трудоемкий хотя какой-то специальной аппаратуры не требуется.
Материалы для пайки радиатора
Рекомендован для пайки радиаторов охлаждения, обогревателей салона (радиатор печки) и кондиционеров. Для работы вам понадобятся:
- паяльник мощностью не менее 100 Вт;
- паяльная кислота или другой флюс, для пайки алюминия специальный флюс;
- припой;
- металлическая щетка.
Методика не сложная, после определения место течи следует:
- обеспечить свободный доступ паяльника к месту пайки;
- зачистить место пайки;
- обработать место флюсом.
- хорошенько нагрев паяльник, нагревая припой равномерно залить место пайки.
Припой должен хорошо растекаться по стыку или поверхности. Если этого не случается, то поверхность плохо зачищена и обработана флюсом.
Ремонт клеем и холодной сваркой
Под клеем имеется в виду ремонт радиатора эпоксидной смолой. Данные виды ремонта тоже достаточно хороши, но все таки не так надежны (возможно предвзятое отношение). Причиной к такой «не любви» к ним, это повторное проявление течи, скорее всего из-за плохой обработки поверхности, но в радиаторах иногда бывает трудно ее обеспечить. Вторая причина, это уменьшение рабочей поверхности радиатора.
Ремонт радиаторов охлаждения автомобилей своими руками (клей)
Также эти способы не подходят для ремонта кондиционеров, так как не могут обеспечить достаточной герметичности системы.
В этой статье хочу поделиться ремонтом боковой пластиковой части. К стати пригодится метод не только при лопнувшей ванне, но и при течи охлаждающей жидкости из под ванны.
Замена боковой ванны радиатора
Подловила поломка не далеко в километре от дома. Причину я не понял, то ли брак радиатора, то ли виновата крышка, которая не сбросила давление из-за слишком тугой пружины. Однако ванна лопнула и сперва рассматривалась покупка нового, но пораскинув мозгами пришел к выводу, что возможен ремонт.
В интернете нужной информации не нашел поэтому делал сам. Аналогичный моему радиатор подогнал друг с целой боковой ванной.
Инструменты
- плоская отвертка;
- пассатижи;
- молоток;
- ацетон;
- герметик.
В принципе ничего необычного в ремонте нет, но на замену уходит много времени, так как приходится работать с двумя радиаторами и аккуратно. Ванна прижата к корпусу радиатора лепестками, их придется все отогнуть плоской отверткой. Итак:
Для более качественного прижатия подбейте слегка лепестки молотком положи радиатор на твердую поверхность, только не перестарайтесь, ванна может треснуть. Сверху лепестки придавите пассатижами или как я клещами (ими удобнее). На этом ремонт пластикового радиатора автомобиля своими руками можно считать оконченным и приступаем к установке его на машину.
Чистка ленточных печек и радиаторов |
Существует возможность ремонта печек из разных областей Украины посредством сервиса “Новая Почта”. Для этого нужно прислать на наш e-mail несколько качественных фотоснимков радиатора печки для визуальной оценки специалистом. После ознакомления с радиатором мы отправим Вам условия пересылки и стоимость работы. С чисткой и пайкой так называемых ленточных печек и радиаторов дела обстоят не так гладко, как хотелось, и вот почему, дело в том, что печки и радиаторы подобного типа давно вышли из обихода на постсоветском пространстве (напомним, что такие печки и радиаторы использовались в автомобилях Москвич 407) и специалистов, обладающих секретами профессиональной работы с подобными радиаторами не осталось. Мы называем их «ленточными» потому что они изготовлены в виде секционных
лент, но в западном мире, на их родине они называются сотовыми от английского
слова – honeycomb (медовая сота). Кстати в США есть профессионал, который
изготавливает вручную такие радиаторы, для тех, кто восстанавливает старинные
автомобили. Основным отличием ленточной печки или радиатора от трубчатого является наличие сот и теплоотводящих пластин у последнего, и отсутствия таковых у первого. В ленточных моделях соты и теплоотводящие элементы получаются в процессе обработки латунной ленты, ее формовки и последующего их спаивания между собой. В результате получается монолитная сердцевина с великолепной теплоотдачей, на которую непосредственно и припаиваются бачки, верхний и нижний.
Отсюда возникла проблема, поскольку, если печка забилась грязью или еще хуже дала течь, ее принято менять на новую, а это влечет за собой новую проблему. Оригинальная печка Harrison стоит очень больших денег, а подделка греет в разы хуже, не говоря уже о замене на печку купленную на разборке, она уж может преподнести настоящий сюрприз, а именно течь и отсутствие тепла одновременно (конечно удачные покупки бывают, но все же это лотерея). Со временем нашлись «спецы» которые стали чистить подобные печки и радиаторы методом разрезания нижнего бачка, и последующей его запайкой. Но у данного метода куча недостатков. Во-первых, например, хорошо почистить печку автомобилей Opel Kadett и Opel Vectra подобным образом нельзя, поскольку данные печки (как и большинство их родичей Volvo, Daewoo, Ford и т.п.) имеют низкие бачки, и скопившаяся под ними грязь просто так не чистится. Разрезать верхний бачок нельзя по причине того, что он, как правило, имеет перегородку, которая как и вся печка выполнена монолитно, и непосредственно припаяна к сотам. Но, даже когда любители разрезают бачок и вычищают из него часть грязи, остается еще одна проблема, а именно, запайка бачка. Запаять его не так то просто, поскольку с одной стороны можно недогреть бачок и сделать холодную пайку, а с другой стороны можно перегреть бачок в месте припайки его к сотам и получить радиатор-инвалид. Отсюда следует жесткое правило – правильную чистку ленточной печки можно произвести только путем полной отпайки обоих бачков. Отдельный разговор это пайка таких радиаторов и печек. Если потекли соты в месте припайки к бачку (а именно такой дефект нам встречается наиболее чаще), их могут запаять только в мастерских, которые владеют технологией ремонта. В большинстве случаев, вы получите подтекающую печку, и дыша парами антифриза, поедите, либо на «разборку» к горе-мастерам, либо на разборку за Б\Ушной печкой. Ниже показан порядок правильной чистки печки автомобиля Opel Kadett Пример №1 Печка в первозданном виде
Печка с отпаянным верхним бачкомПечка с отпаянными нижним и верхним бачкамиСпаянная и проверенная печка
На подобную процедуру у нас обычно уходит от 40 минут до часа, и автовладелец, забрав радиатор печки, отправляется на СТО для ее установки, после чего наслаждается оригинальным немецким комфортом в зимнее время от оригинальной печки, получившей вторую жизнь. P.S. следует учитывать одну важную деталь, после такого ремонта возможен повторный цикл вскрытия и запайки, что невозможно после вмешательства дилетантов, они нередко даже сами повторно не берутся за свою же работу. пример №2Следующий «пациент» требовал не только чистки, но и пайки. Подобные печки и радиаторы в основном текут в местах стыка бачков с сотами, и это является головной болью практически всех мастеров. Мы, как я уже и говорил, в свое время разработали уникальную технологию капитального ремонта подобных радиаторов, путем полной разборки, чистки и сборки. Следующий пример наглядно показывает эту операцию. Печка аналогичная предыдущему примеру, а именно Opel Kadett. Причина, по которой клиент обратился в нашу мастерскую Печка разобрана на части для полного ремонтаПомимо всего прочего печка оказывается забитойПосле чистки печки, бачки припаиваются на место по фирменной технологииПечка собрана, испытана давлением 2,0 Атм. и готова к установке Масляный радиатор Москвич 407 Как уже было сказано выше, радиаторы автомобилей Москвич также бывают выполнены по ленточной технологии, и в силу того, что мастеров, паяющих подобные радиаторы не осталось, их владельцы нередко становятся перед тяжелым выбором. Мы ремонтируем подобные радиаторы путем полной распайки. В следующем примере фигурирует масляный радиатор, который пытались паять мастера с недостаточным опытом работы в данной сфере. Фотографии в альбоме «Москвич масляный радиатор»
* |
Нет больше озеленения! | Идеально подходит для пайки радиаторов
Одной из самых острых проблем при изготовлении медно-латунных радиаторов является позеленение, возникающее после пайки в результате недостаточной очистки после пайки.
Почему это происходит?
Ответ состоит из одного слова: Хлориды.
Многие производители медно-латунных радиаторов используют сильные флюсы на основе хлорида для пайки медно-латунных радиаторов по простой причине; они работают очень хорошо и рентабельны. Но, возможно, они работают слишком хорошо, на что указывает озеленение после сборки. Какие бы деньги эти флюсы на основе хлора ни сэкономили на начальном этапе, их сбережения быстро сводятся на нет из-за окрашенных в зеленый цвет радиаторов, которые нельзя отправить клиентам!
Введите линейку флюсов Superior Flux. Они более чем достаточно активны для пайки медно-латунного радиатора, но не заставляют радиаторы зеленеть после пайки. Самое приятное то, что радиаторы не нужно чистить после пайки, и при этом нет эффекта позеленения после пайки! Эти флюсы можно разбавлять в различных соотношениях, что также делает их экономичным выбором.
Полная линейка флюсов для медно-латунных радиаторов Superior Flux охватывает все аспекты сборки медно-латунных радиаторов.
Для производства труб, будь то просто лужение латуни, изготовление труб с замковым швом или производство сварных латунных труб, не содержащий цинка сплав Superior № 530 обеспечивает превосходное покрытие припоем и капиллярную вытяжку (это особенно важно в случае замковых соединений). изготовление шовных труб). №
Для радиаторных печей периодического действия, Superior No. 590 обеспечивает превосходное сцепление и хорошо работает в условиях печи с длительным нагревом. Если желательно также исключить присутствие цинка и если радиаторы изготовлены в зональной печи непрерывного типа (относительно короткий период нагрева, обычно менее 7 минут), без цинка Superior No. 520B – лучшая альтернатива.
Для сборки радиатора (соединения трубы с коллектором и бака с сердечником) следует выбирать Superior No. 590, который обеспечивает отличное сцепление и способен выдерживать нагрев горелкой. Если для таких применений флюс также должен быть без цинка, то лучшим выбором будет Superior No. 520B.
Если конечный потребитель требует, чтобы все галогениды (хлориды/фториды/бромиды) отсутствовали в готовом медно-латунном радиаторе, то может потребоваться промывка радиатора после пайки, даже если радиатор не зеленеет. 9Очиститель 0015 Superior No. 5700SFM может удалить остатки флюса с готового радиатора и обеспечить соответствие радиатора даже самым строгим требованиям к внутренним галогенидным соединениям.
Не поддавайтесь на мысль о том, что при изготовлении медно-латунных радиаторов во флюсах должны присутствовать хлориды, если только вы не хотите рисковать появлением зеленых пятен на готовом изделии. Используйте полную линейку медно-латунных флюсов Superior Flux для радиаторов. Вы увидите разницу: экономичность, отсутствие необходимости в промывке после пайки и экологии!
Пайка радиатора. Ремонт радиаторов
Наиболее частой причиной закипания и перегрева двигателя автомобиля является недостаточное количество антифриза – охлаждающей жидкости. Причиной этого может послужить дырка, образовавшаяся в радиаторе. Если вы обнаружите, что радиатор разгерметизирован, его необходимо заменить. Однако для временного устранения проблемы можно использовать более доступные и дешевые методы, такие как, например, пайка радиатора.
Благодаря такой сварке можно не только спокойно доехать на машине до дома (если это случилось в пути), но и некоторое время проехать с горьким тосолом дальше по дороге.
Итак, давайте посмотрим, как происходит пайка автомобильных радиаторов.
Идентификация места прохода
Часто случается так, что течь может образовывать не ложбину (отверстие) в устройстве, а различные микротрещины, которые постепенно расширяются при нагреве металла и образуют все большее и большее отверстие. В обычных условиях обнаружить место прохода на таком радиаторе практически невозможно, поэтому в этом случае необходимо снять деталь и заглушить все выходы (кроме одного). К последнему подключите компрессор (например, который используется для накачки шин) и, как показано на фото ниже, опустите элемент в ванную с водой.
Компрессор будет качать воздух, и он впоследствии будет выходить через микротрещины в металле, образуя маленькие пузырьки. Чаще всего это происходит в месте обжатия блока радиаторов блоком трубок. Также течь охлаждающей жидкости можно наблюдать из-за механических повреждений этих деталей. Визуально такие места очень хорошо видны, их можно выявить невооруженным глазом.
Как паяют медные радиаторы?
Если этот элемент изготовлен из меди, его можно очень быстро запаять. Пайка – это процесс выполнения работ с легкоплавкими припоями, происходящий при температуре от 300 до 550 градусов Цельсия. Основной инструмент для этого – специальный медный паяльник мощностью 250 Вт. Следует отметить, что те аналоги, которые используются в быту, не обладают необходимой мощностью для устранения дырок в автомобильных радиаторах.
Часто специальный медный паяльник имеет медное жало с высокой теплоемкостью, которое можно нагревать паяльной лампой. Используя бытовые аналоги, отремонтировать радиатор практически невозможно, потому что качество соединений будет не слишком надежным.
Как паяльником на 250 ватт можно отремонтировать радиатор в домашних условиях
Для начала нужно будет подобрать материалы. Помимо мощного паяльника вам понадобится олово, паяльная кислота (молотая канифоль, например), наждачная бумага и металлическая щетка. С этим простым набором инструментов и паяльным радиатором в домашних условиях.
Всю работу по восстановлению целостности элемента можно разделить на несколько этапов:
- Сначала зачищается поврежденный участок радиатора с помощью металлической щетки и наждачной бумаги.
- Дальнейший ремонт радиаторов сопровождается нанесением на поверхность нескольких миллилитров кислоты.
- С помощью паяльника трещину нагревают и заливают оловом.
Все, через несколько секунд дырка в радиаторе будет успешно ликвидирована. Медь на радиаторе отлично припаяна, так что сложностей со сваркой возникнуть не должно.
Стоит отметить, что если было обнаружено место прохода теплоносителя в трубках, то наиболее разумным решением данной проблемы будет поджатие элемента к месту протечки с дальнейшей его герметизацией. Таким образом, поток токсола полностью исключается. При этом не забывайте, что эта трубка будет непроходимой, и это будет отображаться на теплоотводе радиатора. Пайка радиатора в этом месте применяется только для малотемпературных элементов, а также для деталей, не несущих механических нагрузок.
Где нельзя применять пайку?
Данный способ ремонта не решит проблему с протечкой, если было обнаружено расположение значка в штуцерах, а также массивных силовых частях устройства. Такая пайка радиатора будет просто бессильна. В этом случае единственным решением является покупка и установка нового медного устройства. Однако есть способ, которым можно вернуть заводские параметры (герметичность) штуцера, нанеся на его поверхность слой меди.
Пайка – альтернатива покупке новых радиаторов
Профессиональные СТО оказывают автолюбителям такую услугу, как ремонт радиатора пайкой. Этот метод пайки предполагает использование специальных твердосплавных припоев меди на специализированном оборудовании. Процесс ремонта осуществляется при температуре от 500 до 1000 градусов Цельсия. Что касается надежности, то здесь качество соединений практически не отличается от заводских. Пайка производится при нанесении медного припоя на поврежденную зону в среде буры. Последний элемент защищает металл от окисления, что гарантирует качественное и герметичное соединение деталей.
Как паяют алюминиевые радиаторы?
Если в трубке прибора обнаружено отверстие, в этом случае восстановить целостность детали можно только пайкой. Работу с алюминиевыми деталями лучше проводить с помощью специализированных припоев (например, тех, что используются для ремонта холодильных агрегатов).
Холодный ремонт
Если в вашем радиаторе пластик, то без холодной сварки при его ремонте не обойтись. Суть этого процесса заключается в восстановлении герметичности устройства с помощью двухкомпонентного клея на эпоксидной основе. Как правильно применять холодную сварку? В первую очередь нужно обработать поврежденное место спиртом или бензином, чтобы обезжирить его. Тогда можно не ждать, пока остынет радиатор (если двигатель прогрет), а сразу приступать к сварке.
В процессе работы важно соблюдать правильность нанесения клея. В отличие от предыдущих случаев, радиатор после такого ремонта нельзя сразу использовать. Инструкция говорит, что после применения холодной сварки необходимо дождаться, пока материал окончательно высохнет и затвердеет. Данная технология ремонта используется не очень часто, а все потому, что такой вид сварки дает лишь временный результат, т. е. через несколько недель машина снова будет гонять антифриз. Хотя в дороге этот способ очень хорошо помогает.
Аргонная сварка
Такая пайка автомобильных радиаторов позволяет ремонтировать только баки на радиаторе с достаточно толстым слоем стенок. А если у вас пробита сота, то сварить ее аргоном будет практически невозможно. В результате она прорвет дугу, а отверстие лишь немного расширится под воздействием высоких температур. Сварка алюминия происходит при температуре порядка 1000 и более градусов Цельсия в атмосфере защитного газа – аргона (отсюда и название – аргонная сварка).