Радиаторами называют большое семейство устройств, которые, в силу своей конструкции призваны излучать и рассеивать в воздух тепло. Отсюда и название их, созвучное со многими словами в иностранных языках. Например, по-английски «radiate» — излучать.
В различных областях современной жизни эти устройства встречаются очень часто и принцип их работы очень схож. Но когда заходит разговор о ремонте радиаторов, чаще всего имеет в виду радиаторы системы охлаждения автомобиля.
Определение места повреждения
Автомобильные радиаторы подвержены наибольшему риску повреждения, так как работают в условиях температур с разными знаками, под воздействием сильных вибраций. Не исключены и случаи механического повреждения таких устройств.
Реже ремонтируют радиаторы кондиционеров, которые используются в роли конденсоров и испарителей. Но такие случаи тоже бывают. Очень неприятно, когда вдруг в шикарном авто в жаркое время года внезапно перестанет работать климат-контроль.
Одним из наиболее эффективных и доступных способов ремонта является пайка радиаторов. При повреждении автомобильного радиатора очень важно своевременно выявить неисправность и попытаться ее устранить.
Авторадиатор, входящий в состав системы охлаждения двигателя, является очень важным ее компонентом. Конструктивно это устройство представляет собой два вертикальных бачка, соединённых большим количеством тонких горизонтальных трубок. Циркулирующая в них охлаждающая жидкость посредством естественного теплообмена отдает тепло в воздух и остывает. Для улучшения теплоотдачи поверхности трубок, соприкасающиеся с окружающим воздухом, увеличивают. Для этого к ним припаивают тонкие металлические пластинки – оребрение.
Признаками повреждения радиатора является повышение температуры двигателя при работе, а также снижение уровня охлаждающей жидкости. Конечно, потеря жидкости может происходить и не только через радиатор, но чаще всего причиной является именно этот узел. Визуально крупные повреждения можно определить, наблюдая течь охлаждающей жидкости. Но на горячем двигателе сделать это будет довольно сложно, так как антифриз будет сразу испаряться. Некоторые составы окрашивают специальными пигментами, которые остаются на поверхности детали после высыхания, что помогает выявить место повреждения.
Если установлено, что течь произошла в радиаторе, а повреждения не видно, необходимо снять устройство с автомобиля, предварительно слив охлаждающую жидкость. После этого необходимо закрыть все отверстия, оставив одно, и подавать в него воздух под небольшим давлением, опустив радиатор в емкость с водой. По выходящим пузырькам воздуха можно будет определить расположение отверстия.
Ремонт медных радиаторов
Не всегда повреждённый элемент подлежит замене на новую деталь. Часто пайку радиатора охлаждения двигателя можно произвести своими руками. Никакое сложное оборудование для этого не потребуется.
Достаточно иметь довольно мощный паяльник, оловянно-свинцовый припой ПОС-60 или ЗИЛ-2 (для латуни можно использовать ПОС-40) и флюс (канифоль, разбавленная спиртом).
Электрический прибор вряд ли подойдёт для того, чтобы паять трубки или припаивать латунные патрубки к бачкам радиатора. Чаще всего используют устройства, которые нагреваются в печи или в пламени паяльной лампы. Способ пайки таким паяльником своеобразен:
- детали, которые необходимо спаивать, предварительно нужно зачистить и нагреть феном, паяльной лампой или на печи;
- горячая деталь должна быть хорошенько обработана флюсом для устранения с ее поверхности оксидных пленок;
- припой к месту шва доставляют не на жале паяльника, а прямо подачей оловянного прутка;
- разогретым паяльником его распределяют по месту спайки.
Если течь обнаружена в одной из охлаждающих трубок, можно использовать для устранения неисправности газовую горелку. Чтобы подобраться к поврежденному месту и произвести работу качественно, нужно аккуратно удалить пластинки оребрения. Сделать это можно, применив специальную абразивную насадку к портативной дрели. Сразу можно и очистить поврежденное место.
Нагревая трубку горелкой, необходимо охватывать как можно большую площадь, чтобы обеспечить достаточную температуру для наложения шва и при этом не перегреть медную трубку. Припой в виде прутка или паяльной проволоки вводится в зону пайки, когда деталь будет разогрета до нужной температуры и обработана флюсом.
Пайка радиаторов кондиционера автомобиля осуществляется аналогично, с той лишь разницей, что нужно стравливать хладагент из системы, соблюдая меры предосторожности. Вообще работы по ремонту трубок и радиаторов лучше доверить специалистам, если нет опыта в пайке.
В случае алюминия
При повреждении алюминиевых радиаторов, ремонт будет несколько сложнее. Проблема заключается в том, что алюминий качественно спаять очень сложно. На поверхности материалов очень быстро образуется оксидная пленка, которая препятствует прилипанию припоя. В последнее время радиаторы, целиком изготовленные из алюминия, не применяют, а используют конструкции выполненные наборным способом из алюминиевых трубок, впрессованных в корпуса пластмассовых бачков.
Если же всё-таки возникла необходимость пайки алюминия, можно воспользоваться специально приготовленным для этого флюсом. Он представляет собой канифоль, в которую при застывании добавлены металлические опилки. Пользоваться таким флюсом надо быстро и умело. Можно купить специальный флюс для алюминия и подходящий припой, например, кастолин. Флюсовый состав наносят на предварительно разогретую поврежденную поверхность и после этого расплавляют паяльником.
Осуществляя поступательные движения, жалом зачищают алюминиевую поверхность. При этом металлические стружки и опилки, находящиеся в составе флюса, действуют как абразив, снимая загрязнение и оксидную пленку. Канифоль при этом сразу же покрывает очищенное место, не допуская к нему кислород. Далее пайка происходит так же, как и в случае с деталями из меди.
Ремонт деталей системы охлаждения
Кроме радиатора, в процессе охлаждения двигателя участвуют еще очень много узлов и деталей. Это и термостат, и радиатор отопления салона, и много других. Все они соединяются различными резиновыми и пластиковыми трубками и шлангами. В условиях постоянной вибрации и колебаний температуры (особенно зимой), изделия из пластика могут ломаться. Если возникла трещина в пластмассовом корпусе, а сам материал вокруг нее крепкий, можно заклеить трещину двухкомпонентным бензо- маслостойким клеем.
Менее ответственные пластиковые детали, которые не работают под давлением (кронштейны, подставки), можно отремонтировать, применив пайку. Для этого достаточно разогреть паяльником верхний слой полимера на стыках обеих частей детали, плотно прижать их друг к другу после этого и дождаться остывания.
[Пайку радиаторов автомобиля можно выполнить самостоятельно], тем самым сэкономив на обращении за помощью к профессиональным мастерам.
Как известно, радиатор охлаждения двигателя является важным элементом системы охлаждения любого автомобиля, а поэтому всегда должен находиться в исправном состоянии.
Когда этот элемент охлаждения двигателя или кондиционера автомобиля дает течь, многие водители стремятся сразу заменить его на новый агрегат, однако, не всегда это по карману, тем более провести необходимый ремонт можно и своими руками.
Проблема течи радиаторов больше всего касается тех автомобилей, которые имеют устройство с циркулирующей жидкостью охлаждения.
Между тем, если вовремя не ликвидировать эту проблему, в любой момент могут произойти более серьезные поломки, вплоть до полного заклинивания всей поршневой системы, а такая поломка уже требует капитального ремонта двигателя, а значит и существенных финансовых затрат.
Пайка системы охлаждения выполняется своими руками достаточно просто, при этом нет необходимости обладать какими-то профессиональными познаниями в механике.
В данном случае устранить течь радиатора своими руками можно как снаружи, так и изнутри агрегата.
Устройство агрегата
Стоит отметить то, что использование охлаждающих радиаторов практикуется не только в автомобилях. Эти важные устройства используются также и в самых разных приборах.
Та же система отопления в машине тоже имеет свой радиатор. Есть радиатор и для кондиционера.
Все они выполняют похожие функции и, несмотря на некоторые конструктивные сходства, имеют множество различий, как по своей работе, так и по исполнению.
В автомобиле такой агрегат в обязательном порядке состоит из набора алюминиевых трубок, к которым особым образом прикреплены в большом количестве тоненькие пластинки, которые способствуют увеличению коэффициента теплоотдачи трубок.
Основное предназначение алюминиевых трубок в этом случае — это обеспечение протекания охлаждающей жидкости, нагретой до определенной температуры.
Протекая таким образом по трубкам, жидкость избавляется от излишнего тепла, которое уходит в атмосферу. Для более эффективного охлаждения радиатор постоянно обдувается специальным вентилятором.
Несмотря на то, что это охлаждающее устройство устроено достаточно просто и состоит из небольшого набора элементов, важность его в работе двигателя переоценить трудно.
Как и любой другой агрегат, автомобильный радиатор имеет свойство периодически выходить из строя и причин тому может быть множество.
Достаточно часто устройство начинает плохо функционировать ввиду того, что произошло внутреннее засорение медных патрубков или сердцевины.
Также причиной неисправности может стать его внешнее засорение.
Кроме этого, очень часто радиатор ломается вследствие самых разных механических неисправностей, к которым можно отнести появление микротрещин в поверхности патрубков, а также в местах их крепления к основанию.
Это может стать результатом плохой пайки, а может носить и другой характер. В случае если причиной неисправности агрегата стало засорение, то справиться с проблемой поможет промывка.
При возникновении неисправностей механического характера, решать проблему придется путем проведения определенных ремонтных работ.
Механические неисправности можно ликвидировать при помощи специального клея, некоторых химических составов, однако чаще всего это делают при помощи пайки.
Пайка универсальных радиаторов автомобиля или кондиционера проводится своими руками достаточно просто, при этом потребуется минимум материалов и инструмента.
На видео ниже показано, как выполнить пайку радиатора кондиционера самостоятельно.
Видео:
Подготовительные работы
Так как от радиатора главным образом зависит эффективность охлаждения двигателя или кондиционера, то за его техническим состоянием необходимо внимательно следить.
Прежде всего, следует регулярно проводить технический осмотр на предмет работоспособности, а кроме этого, контролировать уровень охлаждающей жидкости, которая циркулирует в нем по замкнутому циклу.
Появление течи является одной из наиболее часто встречающихся причин выхода из строя этого охлаждающего агрегата, причем как у автомобиля, так и у кондиционера.
Появиться она может по разным причинам. В первую очередь, это может случиться из-за каких-либо повреждений механического характера.
Кроме этого, вызвать течь могут и всевозможная вибрация, идущая от работающего двигателя или кондиционера во время движения автомобиля. В некоторых отдельных случаях жидкость может начать протекать не только в патрубках, но и в местах их соединения с основанием.
При появлении течи радиатора устранить проблему поможет пайка, которую можно выполнить своими руками. Пайка выполняется в стационарных условиях и для этого оптимально подойдет гаражное помещение.
При обнаружении течи необходимо, в первую очередь, слить с агрегата всю охлаждающую жидкость, после чего аккуратно демонтировать его со штатного места в автомобиле.
В том случае, когда в качестве охлаждающей жидкости выступает тосол, рекомендуется сливать его в специальную чистую емкость, чтобы потом использовать вторично.
Далее от устройства аккуратно отсоединяют все патрубки, стараясь их не повредить. После этого отвинчивают крепления агрегата в штатном месте и вытягивают из подкапотного пространства.
Демонтированный радиатор рекомендуется уложить на ровную устойчивую поверхность, в качестве которой может выступать рабочий стол в гараже.
О том, как правильно выполняется пайка радиатора своими руками, подробно рассказано на видео, размещенном ниже.
Видео:
Выполнение пайки
Для того чтобы пайка была выполнена по всем правилам и в соответствии с технологией, необходимо подготовить для работы весь необходимый материал и инструмент.
В обязательном порядке потребуются припой, флюс, а также мощный ручной паяльник.
Место, где непосредственно и произошла течь, следует тщательно очистить от грязи и пыли, для чего можно использовать различные химические реагенты, после чего его высушивают.
Далее на поверхность неисправного радиатора следует аккуратно нанести небольшое количество специального флюса, который можно заменить на паяльную кислоту или канифоль.
В этом случае следует отметить то, что лучше всего использовать именно паяльную кислоту. Данная универсальная кислота наносится только на предварительно разогретую поверхность радиатора.
Разогреть поверхность можно при помощи паяльника, мощность которого должна составлять порядка ста ватт. Для этих целей подойдет и небольшая газовая горелка.
Когда кислотой будет покрыта вся поверхность поврежденного радиатора, аккуратно наносится олово, которое паяльником равномерно разравнивается по всей площади.
В такой последовательности работу рекомендуется выполнить несколько раз для того, чтобы повысить качество пайки.
Очень часто случается так, что радиатор выходит из строя прямо во время пути, вдали от гаража, где есть необходимые для ремонта материал и инструмент.
В этом случае рекомендуется всегда иметь под рукой специальный двухкомпонентный клей на основе эпоксида, который принято называть холодной сваркой.
Как правило, на упаковке данного средства подробно описывается процедура его нанесения на металлическую поверхность и для того чтобы устранить течь радиатора, достаточно только внимательно ее прочитать.
В некоторых отдельных случаях ликвидировать резко возникшую в радиаторе течь можно с использованием физической силы.
Для этого понадобятся плоскогубцы или какой-либо другой аналогичный инструмент.
Необходимо будет сильно сжать деформированное место и постараться как можно быстрей доехать до автомастерской или гаража.
Видео:
В любом случае, при появлении течи в элементах радиатора в автомобиле, ликвидировать ее нужно как можно быстрей, тем более что всю работу можно выполнить своими руками.
О том, как самостоятельно запаять радиатор, подробно рассказано на видео выше.
Достаточно часто устранить неисправность радиатора охлаждения можно некоторыми внутренними методами, к которым пайка не относится.
В этом случае следует использовать специальные химические составы, которые можно приобрести в специализированных магазинах.
Данный средства достаточно эффективны только в том случае, когда течь имеет небольшие размеры.
Следует отметить и то, что использование химических составов позволяет ликвидировать даже те течи, которые сложно обнаружить невооруженным глазом.
Используя данный метод, важным моментом является правильный подбор состава.
Видео:
О том, как пользоваться химическими реагентами для устранения течи в радиаторе, как правило, подробно излагается на инструкциях, идущих вместе с ними в комплекте.
Основным достоинством использования таких составов является то, что нет необходимости демонтировать агрегат. О том, как самостоятельно выполнить ремонт радиатора, подробно рассказано на видео в нашей статье.
Важной частью автомобиля является радиатор. Его придумали, чтобы избежать перегрева мотора машины. Через время, приходится чинить любую деталь авто, не есть исключением радиатор. В процессе использования появляются разрывы, которые можно подремонтировать.
Краткое содержимое статьи:
Чем можно запаять радиатор
В интернете можно найти много фото, как запаять радиатор. Но перед тем, как рассматривать картинки, нужно почитать рекомендации специалистов, иначе ни чего не поймете.Чтоб все правильно сделать, обратите внимание на процедуру запаивания поврежденной поверхности. Способ ремонта зависит от материала из которого сделан радиатор.
В большинстве случаев радиаторы паяют с помощью холодной сварки. Инструкция, как запаять радиатор, заключается в следующем:
- Для удобства и качественной работе демонтируйте радиатор;
- Найдите то место, где может протекать жидкость;
- Для точного вычисления неисправности, заслоните дыры радиатора;
- Погрузите его в воду, над разрывами увидите мелкие пузырьки от воды;
- Испорченную площадь, надо подготовить к ремонту – хорошо ошкурить и обезжирить;
- Берем дозу холодной сварки, разминаем и кладем на трещину.
За счет активатора, холодную сварку, можно превратить в жидкость, которая предназначена для тех мест, куда трудно проникнуть. Дать всему высохнуть, зачистить и покрасить.
Ремонт алюминиевого радиатора
Запаять алюминиевую деталь – трудоемкий процесс. Как же запаять алюминиевый радиатор? Перед ремонтом, нужно подготовить много инструментов, которые продаются в специализированных магазинах.
За счет оксидной пленки алюминия, сплав плохо крепится на трещине, поэтому придерживайтесь такого процесса:
- найдите поврежденную поверхность;
- растопите и смешайте канифоль с железными опилками;
- на повреждение нанесите полученную смесь и растушуйте накаленной паяльной лампой;
- когда флюс окутает поверхность, прибавляйте часть полученной смеси. Таким образом разрушится оксидная пленка;
- если разрыв большой, то пускаем в ход соединение висмута и олова;
- чтоб шов был более надежным, используем плавень – это состав из хлористого калия и лития, криолита, обычной соли, сернокислого натрию.
Полученная смесь греется накаленным паяльником. По окончанию работы проверяем ее результат. В радиатор вливаем воду с марганцовкой, ждем пару часов. Если сочиться нигде не будет, то все сделано правильно. Работаем в перчатках и в хорошо проветриваемом помещении.
Ремонт медного радиатора
Одним и тем же способом паяют радиатор из меди и латуни, это делаю с помощью олова. Для пайки медного радиатора, лучше использовать молотковый паяльник, который работает без электричества. Для нагрева используют паяльный светильник.
Прежде всего, надо зашкурить образовавшиеся трещины, потом обделать цинком хлора. Для его приготовления нужны: цинк и соляная кислота; цинк кладем в кислоту, ждем пока смесь соединится.
Далее нагретой паяльной лампой переносим олово на поврежденный участок. Качество работы проверяем водой, после красим.
Чиним радиатор в домашних условиях
Радиатор относится к одним из самых уязвимых деталей автомобиля. При его неисправности не обязательно обращаться к специалистам, его можно подремонтировать самостоятельно. Чтоб запаять радиатор своими руками, надо иметь помещение и нужные инструменты.
Для ремонта радиатора достаточно пройти следующие пункты:
- снимите радиатор с автомобиля и слейте жидкость;
- найдите нужные инструменты;
- запаяйте повреждение;
- проверьте результат работы;
- поставьте радиатор на место.
Чтоб добротно устранить проблему, обязательно, демонтируйте ее. При этом будет возможность, обследовать все поломки радиатора и качественно запаять разрывы. Трещины находим с помощью полиэтилена, посудины и воды. Дыры закрываем пленкой, после опускаем в воду. Над трещинами из воды появятся мелкие пузырьки.
Дефектные места моем и зачищаем. Зашкурить можно с помощью бумаги наждачной, надфиля мелкого (полукруглого, тонкого, плоского), железной щетки. К этому этапу надо отнестись серьезно, поскольку от него будет зависеть остальная работа.
Следующим шагом будет обезжиривание, потом запаивание, оно зависит от выбора необходимых инструментов.
Для запаивания радиатора понадобятся инструменты:
- электропаяльник;
- горелка работающая на газу;
- смесь из свинца и олова;
- флюс;
- растворенная спиртом канифоль.
Выбор инструментов для запаивания зависит от материала радиатора, например, медный радиатор паяют припоем с низким градусом расплавления и т.д.
Другие способы ремонта радиатора
Помимо сварки поврежденных участков, можно применять другие способы ремонта:
- Порошок горчичный;
- Куриное яйцо;
- Герметик;
- Аргонно-дуговая сварка.
Фото рекомендации как запаять радиатор
Также рекомендуем посетить:
Пайка радиатора автомобиля своими руками позволяет значительно сэкономить денежные средства. Но прежде, чем разобраться в технологии пайки, посмотрим, что же собой представляет автомобильный радиатор.
Когда необходима пайка радиатора автомобиля?
Этот узел двигателя автомобиля является составной частью системы охлаждения. Он устанавливается в моторах с жидкостной системой охлаждения и служит для снижения температуры разогретого тосола или, реже, воды. Охлаждение жидкости осуществляется потоком воздуха, направляемого за счет движения автомобиля или принудительно от вентилятора. Радиатор состоит из верхнего и нижнего бачков и сердцевины. Материалом для его изготовления служат медь и алюминий. Сердцевина радиатора может быть трубчатой или пластинчатой и по структуре напоминает пчелиные соты. Для придания необходимой жесткости и увеличения площади контакта с воздухом в сердцевине имеются латунные полоски.
Охлаждающая жидкость, нагнетаемая водяным насосом (помпой), подается в верхний бачок и стекает в нижний через сердцевину, где и охлаждается проходящим между пластинами воздухом. Любая часть машины имеет свой определенный срок эксплуатации. То же самое относится и к радиатору. Он в процессе работы забивается мусором, в него попадают различные камни и предметы. Также радиатор подвергается воздействию колебаний температур, вследствие чего на его деталях могут возникать трещины. Также повреждения могут возникнуть и вследствие коррозионного воздействия.
Сварка и пайка радиатора авто – что выбрать?
Всевозможные трещины и другие физические неисправности можно определить визуально. Также признаками проблем радиатора авто может быть подтекание охлаждающей жидкости и перегрев двигателя. Для того чтобы найти протечку этой детали, необходимо завести мотор, прогреть до рабочей температуры (обычно 80 °С) и визуально определить место утечки. Если точное место визуально определить невозможно, тогда радиатор необходимо снять, заглушить все его выходы, опустить в ванну, к одному выходу подключить компрессор (можно для подкачки колес) и определить место утечки по пузырькам воздуха.
Далее, в зависимости от материала, из которого изготовлен радиатор, а также характера повреждения, выбираем способ пайки. Если протечка небольшая, то заделываем ее при помощи припоя. При значительных повреждениях устанавливаем заплатки. Они могут быть латунные или медные. Если повредилась трубка, то ее целесообразно заменить, демонтировав паяльником старую и установив новую. Наибольшую сложность, с точки зрения слесарей, вызывает пайка автомобильных радиаторов из алюминия, так как при этом мгновенно образуется оксидная пленка. Поэтому при такой работе применять алюминиевый припой и активные флюсы. После пайки остатки флюса необходимо удалить.
Если течь образовалась не на трубках, а на бачке, может решить проблему сварка радиатора авто. Аргонная дуга в таком случае должна быть около 1000 °С.
Пайка автомобильных радиаторов из меди
Если ваш радиатор сделан из меди, то технология пайки будет примерно следующая. Необходимо слить охлаждающую жидкость, снять радиатор, затем очистить место пайки от накипи и следов коррозии металлической щеткой до блеска. Поверхность обезжирить растворителем.
Для пайки используем паяльник мощностью 250 Вт, с его жала необходимо удалить окалину. Так мы избегаем бракованных зон, которые потом очень скоро потекут вновь.
Затем место пайки необходимо прогреть. Делаем это при помощи паяльника, также можно использовать и строительный фен. Поврежденное место, а также зону вокруг него на расстоянии 5 мм, необходимо протравить паяльной кислотой. Делается это при помощи кисточки. Разогреваем паяльник, на его жало наносим канифоль, делаем лужение припоем и непосредственно запаиваем место утечки. Вот и вся технология! Особенности пайки алюминиевых агрегатов представлены выше.
Оцените статью: Поделитесь с друзьями!Существует несколько основных способов соединения металлов, которые применяются для ремонта различных изделий. Одним из них является пайка, который позволяет относительно просто и доступно заделать трещины, дыры и сколы в различных местах. Радиаторы нередко выходят из строя из-за мелких неполадок, связанных с целостностью корпуса. С учетом сложности их конструкции и относительно небольшой толщины металла, заделывать дыры сваркой не всегда удобно. В данном случае, пайка алюминиевого радиатора оказывается наиболее подходящим методом.
Пайка алюминиевого радиатора
Как и в случае со сваркой, алюминий сложно поддается спаиванию, что вызывает ряд сложностей во время ремонта. Современные технологии призваны помочь решить данную проблему. Для этого выпускаются новые виды припоев, более совершенное оборудование, узкоспециализированные флюсы и разрабатываются новые техники. Все это в комплексе необходимо знать специалисту, занимающемуся пайкой.
Сделать все можно и в домашних условиях, не обращаясь к специалисту. Для этого нужно иметь опыт работы с такими материалами, так как новичкам далеко не всегда удастся достичь результатов высокого качества.
Спаиваемость алюминия
Пайка алюминиевых радиаторов автомобилей относится далеко не к самым легким процедурам. Виною тому сложности, которые вызваны свойствами спаиваемости металла. Рабочая температура здесь относительно невысокая, так что для этого используются легкоплавкие припои. Это приводит к тому, что соединение получается не очень прочным. Слабое воздействие температур затрудняет проникновение вещества в структуру основного металла, что ухудшает соединение.
Главная сложность пайки алюминия и его сплавов состоит в образовании оксидной пленки. В отличие от температуры плавления самого металла, пленка плавится при более чем 2 тысячах градусов Цельсия. Таким образом, расплавить ее невозможно при пайке. Она затрудняет получение качественного соединения. Второй сложностью является скорость образования пленки, так как даже после очистки она может появиться через несколько секунд, что требует применения дополнительных растворителей. Металл в расплавленном виде сильно растекается. Это же касается и припоев с его содержанием, так что сложно формировать валик шва во время ремонтного процесса.
Трудности пайки алюминиевых радиаторов
Пайка алюминиевого радиатора паяльником осложняется формой самого изделия. В зависимости от того где случилась поломка, место может быт труднодоступным, обладать поверхностью предрасполагаемой к растеканию металла и так далее. Осложняется все и высокой активностью металла, приводящей к окислам. При разогревании алюминия до нужной температура очень сложно отследить, как хорошо он прогрелся, так как металл почти не меняет цвет в этой время. Это может привести к переплавлению основного металла.
Способы пайки алюминиевых радиаторов
Существует два основных типа пайки, использующегося при работе с алюминиевыми радиаторами. Первым является использование паяльника, что более доступно, но менее эффективно и удобно. Второй способ – пайка алюминия газовой горелкой дает более эффективный результат, но обходится дороже, а также далеко не у всех имеется соответствующая техника, так как она имеет относительно высокую стоимость.
Пайка алюминиевого радиатора газовой горелкой
В качестве флюса при каждом из способов могут использовать в качестве припоя:
- Кадмий;
- Олово;
- Висмут;
- Цинк;
- Комбинированный флюс;
- Специализированные марки для алюминия.
Подготовка к пайке
Пайка алюминиевого радиатора охлаждения начинается с подготовительного процесса. В первую очередь следует заняться поверхностью основного металла. Здесь идет механическая обработка, чтобы снять частички грязи, пыли и прочих ненужных элементов. После этого следует обработать все растворителем. Это может быть бензин, ацетон или что-либо схожее. Эти процедуры должны помочь избавиться от оксидной пленки.
Пайка алюминиевого радиатора автомобиля требует правильного выбора флюса. Если его требуется приготовить самостоятельно, то это следует сделать еще до разогрева металла. В ином случае нужно просто подготовить его на рабочем месте, чтобы удобно было пользоваться.
Пошаговая инструкция по пайке
Когда все подготовительные процедуры завершены, то можно приступать к нанесению флюса на поверхность основного металла. флюсом нужно покрыть практически всю поверхность пайки. Это требуется сделать для того, чтобы максимально изолировать от влияния кислорода из воздуха, так как он приводит к появлению сложно разрушаемых оксидов. Если флюс не жидкий и работа ведется паяльником, то его нужно предварительно расплавить перед нанесением. При использовании газовой горелки его можно плавить уже на основном металле.
«Обратите внимание!
Желательно сделать промежуток между подготовительными операциями и основной пайкой как можно меньшим.»
После этого берется небольшая часть припоя и наносится на поверхность под температурным воздействием. Расплавленный металл будет сильно растекаться, так что нужно действовать аккуратно и не брать слишком много припоя. Нанесение нужно делать аккуратными круговыми движениями, равномерно распределяя количество материала по всей поверхности. Он должен распространиться не только на проблемном месте, но и захватить близлежащую область.
Пайка алюминиевого радиатора оловом и прочими видами припоев может иметь свои отличительные нюансы, но принцип проведения процедур практически всегда одинаковый. Сложности вызывают крупные сколы и дыры. Их приходится запаивать в несколько проходов. Понемногу на край поверхности наносится металл припоя. Он остывает и после этого наносится еще один слой, постепенно заволакивая все отверстие. Проблема состоит в том, что припой имеет более низкую температуру плавления, чем основной металл и может быстро расплавиться.
Таблица режимов пайки
У каждого припоя есть своя температура плавления, что заставляет мастера подбирать свои температурные режимы для каждого из них. Здесь приведены основные используемые марки:
Марка | Режим пайки | Максимальные параметры прочности получаемых швов, кгс/мм2 | ||
АМц | АМг6 | Д20 | ||
П-300-А | 440° С | 11 | 22 | – |
П-425-А | 12 | 20,8 | 20,8 | |
34А | 550° С | 9-10 | – | 28,8 |
В-62 | 510° С | 12 | – | 23,8 |
Техника безопасности
Во время пайки нужно обеспечить хорошую вентиляцию, естественную или искусственную, чтобы как можно меньше дышать парами металла. Паяльник и горелка никогда не должны оставаться долгое время включенным, когда не используются или без присмотра. Это может привести к возникновению пожара.
Содержание статьи:
Алюминий относится к распространенным металлам, сочетающим в себе множество замечательных качеств, включая высокий показатель теплопроводности при сравнительно небольшой массе. Но у этого востребованного в быту и на производстве материала есть один существенный недостаток – он легко вступает в реакцию с другими элементами. Указанное свойство существенно усложняет пайку радиаторов охлаждения автомобилей, например, а также приводит к трудностям, когда нужно заварить отопительную батарею.
Можно ли паять алюминиевые радиаторы
Оксидная плёнка, предохраняющая алюминий от атмосферного воздействия, препятствует процессу пайки
Из-за активности алюминия на его поверхности всегда имеется пленка из окислов, препятствующая соединению с другими металлами. Поэтому пайка радиаторов на его основе для большинства владельцев авто и рядовых пользователей представляется очень серьезной проблемой.
Получить качественное и надежное соединения алюминия с другим металлом удается лишь после нагревания места контакта до высокой температуры.
В процессе разогрева поверхности также образуется слой защитных оксидов, не позволяющих припаять к ней даже небольшой элемент конструкции. Поэтому при пайке этого металла применяются особые флюсы, позволяющие убрать пленку с места обработки. В их состав входят висмут, кадмий или цинк. Только с их помощью удается очистить поверхность свариваемого металла и сделать ее доступной для рабочих припоев.
Стоимость фирменных флюсов, имеющих гарантированное качество, бывает слишком высокой. По этой причине домашние мастера предпочитают изготавливать такие составы (плавни) самостоятельно. При соблюдении указанных в инструкции пропорций припои, подготовленные своими руками, не уступают фирменным составам и иногда превосходят их по эффективности действия.
Что используют для пайки
Прежде чем запаять алюминиевые радиаторы проверенным способом, важно разобраться с основными компонентами, используемыми в процессе пайки. Для качественного восстановления поврежденного места необходимо применять припои с добавками из кремния, цинка и небольшого количества меди. Их можно изготовить самостоятельно или приобрести в специализированном магазине.
На рынке расходные материалы представлены типовыми прутками марки ЦОП-40, согласно ГОСТ имеющими следующий состав:
- олово;
- цинк;
- алюминий;
- кремний и медь.
Входящие в припой элементы (особенно – цинк) обеспечивают высокую прочность образующегося соединения, а также гарантируют его антикоррозийную защищенность. С его помощью удается паять мелкие элементы конструкции и крупные детали алюминиевых радиаторов.
Порядок пайки
Правильная организация процедуры пайки алюминия предполагает основательную подготовку, без проведения которой не удастся добиться нужного результата. Перед тем как самому паять радиатор, следует внимательно ознакомиться с соответствующей инструкцией. В ней указывается, что подготовительный этап включает в себя зачистку восстанавливаемой зоны и приготовление паяльного состава требуемого качества.
Подготовительные операции
Перед началом пайки необходимо удалить старое покрытие и зачистить зону пайки
Перед тем как запаять алюминиевый радиатор с помощью флюса на основе канифоли, поврежденный участок подготавливается согласно следующей инструкции:
- Удаляются остатки старого покрытия и следы загрязнения.
- Зона пайки зачищается посредством абразива.
- Сразу вслед за этим ее обезжиривают растворителем.
Прежде чем запаять радиатор, потребуется заранее приготовить флюс в металлическом тигле. Для этого канифоль сначала расплавляется газовой горелкой, после чего в расплав добавляются мелкие опилки железа, взятые в соотношении 1:2 (они выполняют функцию абразива). Одновременно с этим подготавливаемый состав перемешивается до состояния однородной массы.
Используемые при пайке материалы токсичны и выделяют опасные для человека ядовитые пары. Поэтому все операции проводятся при наличии вытяжки или на открытом воздухе. При невозможности выполнить эти условия работающему человеку потребуется респиратор.
Устранение небольших дефектов
По завершении подготовительных операций переходят к самому процессу пайки:
- Паяльником захватывается небольшое количество припоя.
- Круговыми плавными движениями он наносится на заранее обработанное флюсом место.
- В процессе обработки важно внимательно следить за тем, чтобы слой припоя распределялся по поверхности по возможности равномерно.
При спаивании содержащиеся в припое опилки счищают с поверхности оксиды, а добавленная ранее канифоль перекрывает канал доступа кислорода. В результате создаются все условия для получения надежного контакта между различными металлами. Этот метод подходит только для небольших повреждений, размер которых не превышает нескольких миллиметров. На больших площадях флюс быстро остывает и не обеспечивает хороший прогрев места пайки.
Восстановление значительных повреждений
Для восстановления значительной площади радиатора потребуется специальный состав – плавень
С необходимостью восстановления значительных по площади алюминиевых поверхностей приходится сталкиваться довольно часто. Потребуется специальный паяльный состав, называемый «плавнем». Перед его применением проводится подготовка обрабатываемой поверхности батареи, как это делалось для небольших участков.
Исходные компоненты для приготовления плавня:
- хлориды калия и лития;
- обычная поваренная соль;
- сульфат натрия;
- криолит.
Подготовленная в определенной пропорции смесь сначала основательно перетирается в ступке до состояния пудры. После этого она пересыпается в тигель, где тщательно перемешивается до однородной массы, годной для получения расплава.
Если полученный порошок сразу не употребляется в работу, он пересыпается в подходящую емкость, закрытую плотной пробкой, и хранится в темном месте.
Порядок пайки с использованием плавня:
- Поврежденный участок тщательно прогревается посредством газовой горелки.
- На подготовленное место тонким слоем наносится порция плавня.
- Повреждение пропаивается оловянно-свинцовым припоем с добавкой малых количеств висмута.
При работе со спецтехникой (газовой горелкой) важно не перегреть восстанавливаемый участок, чтобы не прожечь его. Сила пламени подбирается с тем расчетом, чтобы его хватало только на равномерный прогрев поверхности алюминиевого изделия.
Ремонт радиаторов сложной конфигурации
Пайка автомобильного радиатора
Возможны ситуации, когда требуется восстановить (распаять) алюминиевый радиатор автомобиля, имеющий множество труднодоступных мест. В этом случае методы, основанные на применении железно-канифольного флюса и приготовленного своими руками плавня, не подходят. Тонкостенные трубки медного или латунного радиатора автомобиля, например, из-за особенностей конструкции паять очень непросто. В указанной ситуации рекомендуется использовать низкотемпературный припой (НТП) с одновременной проклейкой восстанавливаемой поверхности. В перечень рассмотренных подготовительных операций следует добавить необходимость обжима плоскогубцами поврежденного участка радиатора или печки, что позволит уменьшить размеры отверстия.
По ходу пайки обрабатываемая зона сначала тщательно прогревается газовой горелкой, после чего в ее пламя вносится пруток НТП. Периодически проводя им по этому месту, нужно постараться сделать так, чтобы частички припоя цеплялись за края повреждения и постепенно «затягивали» его. На завершающей стадии потребуется герметизировать зону дефекта, используя для этого специальный высокотемпературный клей. С его помощью удается «заделать» все оставшиеся мелкие неровности и изъяны.
Использование холодной сварки и клея
Клей для алюминия
Когда требуется исправить мелкое повреждение или заделать небольшой скол на поверхности детали, лучше всего воспользоваться клеящим составом, называемым «холодная сварка». Он представляет собой особую смесь, обладающую высокой степенью пластичности, и изготавливаемую на основе эпоксидной смолы – полимера с неповторимыми прочностными показателями. Кроме того, в состав «холодной сварки» входят различные наполнители (сера и пластификаторы), еще более повышающие этот показатель.
Чаще всего она выпускается в виде двух пластичных брусков, внешне напоминающих детский пластилин. Перед употреблением они одновременно разминаются пальцами рук, в результате чего получается нужная смесь из двух компонентов. Чтобы заклеить поврежденное место, достаточно отделить небольшой кусочек размятой массы и нанести его на заранее подготовленную поверхность.
90000 Hot Sale Car Radiator Tin Lead Solder Bar 90001 90002 FAQ 90003 90002 1. Are you Manufacturer or Trading company? 90003 90002 We are the manufacturer which has 5 years of experience in producing solder wires and solder bars. 90003 90002 90003 90002 2.Do you accept OEM orders? 90003 90002 Yes, of course. But we have quantity requirement, pls feel free to contact our salesman for details. 90003 90002 90003 90002 3. What is your advantage? 90003 90002 Manufacturer Better price, Good quality and reputation, Best service for sales.90003 90002 90003 90002 4. Can you offer the free sample for testing? 90003 90002 Yes, we can offer free sample for testing, but the freight cost should be paid by customer side. 90003 90002 90003 90002 5.How to store and How long is the warranty period? 90003 90002 Stored in a cool, dry, non-corrosive environment. Product warranty period of 1 year. 90003 90002 90003 90002 6. What about the delivery time? 90003 90002 Usually 3-5 days for samples and 10-20 days for bulk orders.90003 90002 90003 90002 7. What is the payment terms? 90003 90002 We accept T / T, Paypal, Western Union, Money Gram, LC, etc. Welcome to discuss with us. 90003 90002 90003 90002 8.Do you have successful transaction records? 90003 90002 Yes, of course. We have many times of successful transaction records which is showed on Alibaba. 90003 90002 90003 90002 9. Where are your customers come from? 90003 90002 We have current customers from Peru, U.A.E, Bangladesh, Cambodia, Philippines, Hongkong, Ecuador, Kenya, United Kingdom and USA. Potential customers from Ireland, Greece, Turkey, Nigeria, Thailand, Colombia, Brazil, Chile and so on. 90003 90002 90003 90002 10. Do you have repeat orders from your customers? 90003 90002 Yes, we have been keeping good relationships with our customers and have several repeat orders from USA, UK, Ecuador, Philippines, Cambodia, UAE, Bangladesh, Peru and Hongkong customers.90003 90002 90003 90002 90003.Любой из способов восстановления алюминиевых радиаторов может быть реализован без помощи посторонних лиц. Однако если полной уверенности в собственных силах нет, лучше всего обратиться в специализированную мастерскую по ремонту автомобилей.