Паяют: ПАЯТЬ | это… Что такое ПАЯТЬ?

Содержание

Можно ли паять проводку в автомобиле

  • Главная
  • Статьи
  • Проводку в автомобиле паять нельзя. Или всё-таки можно?

Автор: Евгений Балабас

«Категорически недопустимо производить соединения в автомобильной электропроводке пайкой!» – пишут популярные автоблогеры. «Непременно случится пожар, взрыв и человеческие жертвы! Только скрутка или обжимка! А еще лучше – ультразвуковая сварка!». Но так ли это на самом деле?

 

Собрать клики проще всего, привлекая внимание к какой-то весьма простой, заурядной и обыденной вещи, обыгрывая ее в «желтом» стиле. Псевдосенсации и «разоблачения» хитрецы рождают из самых обычных вещей, и автомобильная тема не стала исключением. Масса автомобильных блогеров «открывают глаза» читателям на мнимую опасность совершенно обыденной бытовухи, заманивая пошловатыми заголовками.

В последнее время мне на глаза часто стала попадаться тема опасности соединения автомобильной проводки с помощью пайки. Многие ведущие прикладных блогов и каналов о ремонте и обслуживании автомобилей отметились по теме в духе «если вы так сделаете, автомобиль загорится, взорвется, и все погибнут!», зачастую не обладая навыками в электротехнике и электромонтаже и действуя по принципу «слышал звон…». Мы же попробуем разобраться без дешевых сенсаций и вдумчиво.

Начнем с начала. В практике ремонта немолодой машины, владелец которой обслуживает и чинит ее своими руками, нередко возникает необходимость работы с электропроводкой. Масса автомобилей, в силу возраста не являющихся дорогущими «компьютерами на колесах», вполне позволяют вольное вмешательство в электропроводку при наличии базовых навыков электромонтажа. Отремонтировать неисправные штатные электроцепи путем замены отгнивших от старости или оборванных проводов и восстановления контакта, подключить какое-то дополнительное оборудование, для чего требуется поставить промежуточное реле, врезать предохранитель, вывести разъем и тому подобное.

Основные и наиболее распространенные в практике мероприятия, при которых требуется соединение проводов, выглядят так:

Все эти подключения в гаражных условиях выполняют зачастую методом скрутки проводов. Порой весьма вульгарной и грубой. И, несмотря на то что соединение на скрутке, проделанное аккуратно и тщательно, в целом работоспособно и имеет право на существование, минусов у него все же хватает. Контакт в скрутке способен ухудшаться со временем от окисления из-за нанесенного на медные жилки естественного жира с пальцев (если руки чистые), разных масел-солидолов (если руки перепачканы от ремонта), от легко попадающей извне влаги. Скруткой достаточно непросто обеспечить качественный контакт в проводах большого сечения, с протекающими токами от 10 ампер и выше – приходится зачищать скручиваемые проводники от изоляции на весьма существенной длине, что далеко не всегда возможно. Есть и другие подобные нюансы, и если вы копаетесь в машине с любовью и для себя, а не устраняете наспех неисправности перед продажей, то скруток желательно по возможности избегать.


В условиях же автозавода или мастерской хорошего уровня подключения и соединения в электропроводке выполняют, разумеется, не на скрутках, а посредством обжимки через втулки/ гильзы/ скобки или с помощью ультразвуковой сварки. Ультразвуковое устройство для сварки проводов – профессиональный прибор, и в арсенале гаражного мастера он не встречается. А вот обжим гильзами или скобами – процедура нехитрая, инструмент (обжимные клещи, кримпер) и расходники – недорогие, и соединить провода таким методом можно не хуже, чем на заводе. 

Впрочем, многие обладают навыками пайки и ловко владеют паяльником, припоем и канифолью. Пропаять соединение вместо обжима гильзой – почему нет, если паяльник под рукой, а вот кримпера как раз нет? Однако ж нередко звучит мнение, что пайка в электропроводке автомобиля неприемлема. В чем причина? Объясняем! 

При подготовке к пайке медные провода залуживаются – покрываются слоем припоя с использованием флюса (в качестве которого даже в XXI веке по-прежнему лучше всего работает старая-добрая канифоль), придающего припою текучесть и изолирующего от окисления точки пайки кислородом воздуха. Однако залуженный медный провод на стыке пропитанной припоем оголенной части и непропитанной, скрытой под изоляцией, теряет эластичность и приобретает определенную ломкость. Если говорить сухим языком науки – в процессе нагревания проволоки, изготовленной методом холодной деформации (а это метод, которым производится практически вся проволока, применяемая для электропроводки), происходят рекристаллизационные процессы, которые приводят к изменению физико-механических свойств меди, уменьшая стойкость к изгибу.

Залуженные, а затем спаянные проводники в точках, обозначенных стрелками, становятся более ломкими, нежели исходный провод. Для того чтобы сломать руками зачищенный от изоляции многожильный медный провод, его нужно сгибать до сотни раз подряд, а паяный достаточно согнуть в вышеозначенных точках для слома раз двадцать, и он отвалится…

Согласитесь, звучит убедительно не в пользу применения пайки для соединения проводов в машине? Однако далеко не все так страшно, и те, кто обладает пониманием процессов и навыками пайки, используют ее в автомобильной проводке запросто, без проблем и практически без каких-либо ограничений! 

Да, автомобиль в движении испытывает бесконечные вибрации, часто весьма интенсивные.

И если спаянный провод свободно подвесить под капотом на длине с полметра, как веревочный мост над рекой, через некоторое время вихляния и болтания он действительно может дать излом на границе пайки и изоляции. Но даже в таких малореальных условиях произойдет это нескоро, и не факт, что вообще произойдет. 

На деле же в автомобиле нет висящих проводников в электрооборудовании. Провода объединены в жгуты, перевязаны, уложены вдоль кузовных элементов и закреплены. Провисающие и не имеющие опоры участки типа выходов к датчикам или лампам фар обычно очень короткие. Если же проводится ремонт, и провода удлиняются, стыкуются или пробрасываются новые, заменяющие и дублирующие штатные (в которых контакт потерян и искать его сложнее, чем прокинуть «дублера»), то все эти новые провода также либо приматываются изолентой или пластиковыми стяжками к родным жгутам, либо размещаются в защитных электромонтажных гофротрубках, прихватываемых хомутами. Поэтому существенные колебания проводов, способные разрушить вибрацией паяное соединение, практически исключены! И соединять провода пайкой можно!

Основных условий для надежного паяного соединения два. Первое – это щедрое использование термоусадки, обеспечивающей помимо электрической изоляции соединения не менее важную механическую защиту от крутого изгиба и риска того самого излома на границе залуженной и незалуженной части. Трубочка термоусадки должна закрывать не только место спая, но и иметь припуск на пару сантиметров в обе стороны от него. А для жестких проводников большого сечения спайку целесообразно затянуть двойным, а то и тройным слоем термоусадки один поверх другого. 

Отметим еще вот что: использование дорогой и далеко не всегда доступной спецтермоусадки с клеевым слоем внутри для защиты пайки от влаги, которую часто рекомендуют все те же автоблогеры, совершенно не обязательно даже для подкапотных соединений. Да, для скрутки такая защита весьма полезна, ибо проникающая влага окисляет проводники в точках прижима друг к другу. Пайка же влаги не боится в принципе, а участки провода за пределами пайки, уходящие в изоляцию, пропитаны канифолью при залуживании и не пускают влагу под изоляцию, внутрь провода.

Поэтому для защиты пайки достаточно самой обычной дешевой термоусадки – лишь бы оптимально подходила по диаметру.

Аналогичным образом с помощью пайки выполняются и разветвления проводов, стыки проводов, подпайка разъемов и т. п.:

И второе, еще более важное условие – тщательная фиксация проводников, в которых используется пайка, хомутами или изолентой к штатным жгутам или иным неподвижным элементам под капотом, торпедо и т. п. Красный провод на фото как раз имеет в середине затянутую в термоусадку пайку, место которой прихвачено стяжками к толстому и жесткому жгуту

выше и ниже соединения и полностью защищено тем самым от колебаний, способных привести к излому:

Неужели страшилки о недопустимости пайки электропроводки вообще ни на чем не основаны? Весьма вероятно, что слухи о чрезвычайной ломкости паяных проводов возникли благодаря использованию в качестве флюса так называемой «паяльной кислоты», представляющий собой обычно хлорид цинка (цинк, растворенный в соляной кислоте).  

Кислоту применяют для пайки разного грубого чермета, для электрических соединений ее применять не принято. Однако ее нередко используют китайские малые производители всякой бытовой электронной дряни с преобладанием в производственном процессе ручного монтажа. «Паялы» залуживают кончики проводов перед пайкой для максимальной скорости процесса не паяльником и канифолью, а поочередным окунанием в чашечку с раствором хлористого цинка и чашечку с расплавленным припоем.

Поначалу никаких проблем это может не вызывать, однако со временем провод на стыке залуженной и голой медной части начинает разрушаться кислотным остатком, жилы зеленеют, истончаются и ломаются даже от легкого изгиба. Но, откровенно говоря, в пайке автомобильных проводов такая ситуация способна иметь место лишь при катастрофической безграмотности паяльщика, и огульно распространять «кислотную проблему» на пайку в общем и целом – то же самое, что ругать бензиновую машину за то, что она не едет на залитом в бак дизеле…

практика

 

Новые статьи

Статьи / Популярные вопросы Не только алкоголь: с какими симптомами запрещено садиться за руль Обычно ограничениями, с которыми запрещено садиться за руль, считают только алкогольное и наркотическое опьянение.

При этом все симптомы, с которыми нельзя водить машину, указаны в одном пу… 579 0 1 07.11.2022

Статьи / Интересно 5 причин покупать и не покупать Daewoo Matiz I Пожалуй, Matiz в России стал третьим автомобилем по количеству насмешек после Запорожца и Оки. Но справедливы ли эти язвительные смешки в сторону симпатичной машинки? Может, это просто бры… 2387 2 1 06.11.2022

Статьи / Суперкары Страшно, очень страшно: почему в США запрещали дрэг на Dodge Demon и других серийных машинах Быстрые машины покупают для того, чтобы быстро ездить. А чтобы ездить максимально быстро, нужно ездить по прямой. Эти прописные истины особенно хорошо понимают в Америке – стране, которая, с… 1616 0 4 05.11.2022

Популярные тест-драйвы

Тест-драйвы / Тест-драйв Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов… 15442 7 205 13.09.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0 Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. .. 13098 10 41 13.08.2022

Тест-драйвы / Тест-драйв Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы! Хотите купить сегодня  машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з… 10163 25 30 10.08.2022

Как правильно паять? / workshop / Jablog.Ru

Пайка– это один из ключевых процессов в построении электроприборов, также это именно то, что не держит многих на расстоянии от этого увлекательного процесса. На самом деле, паять – это совсем не сложно, просто нужно немного практики и знание основ.

Существуют множества руководств про то, как паять. В этом мы сделаем акцент на том, как быстро начать и избежать ошибок, которые превращают пайку в раздражающий процесс.

Перво-наперво определимся, чего мы собираемся добиться пайкой? Пайка – это процесс нагревания металлических частей, с добавкой флюса и припоя, чтобы сформировать хорошее электрическое и механическое соединение между спаиваемыми частями.

Четыре Перста Судьбы:

По моему опыту, основные четыре элемента пайки, как процесса, то:

Ваш паяльник

Это главный элемент в пайке. Нужно использовать хороший паяльник. Прежде всего, все что продается в Radio Shack [сеть магазинов радиотоваров в США. Прим. CraSS Здесь и далее курсивом] – это полное дерьмо. Это не переносимо. В Radio Shack продают, наверно, худшие паяльники в мире. Они отвратно собраны, плохо передают тепло, и сделаны из дешевых материалов, которые быстро изнашиваются.

Если выбирать между зажигалкой Bic и паяльником из Radio Shack, то я выберу Bic. Вообще, это позор, что столько людей плохо паяют, только потому, что они начинали с паяльника из Radio Shack. Первое правило Клуба Паяльщиков – никогда не покупай паяльник в Radio Shack.

Даже не знаю, как это все привязать к нашим российским реалиям. Наверно, так:

Еще одно важное замечание. Не используйте паяльный пистолет. Он слишком горячий и неудобный для работ с электроникой. Однако же, хорошо то, что на рынке множество хороших и недорогих паяльников.

Прежде чем перейти к конкретным моделям, давайте посмотрим на основные характеристики паяльников.

Форм фактор. Наиболее распространенный форма фактро – это паяльник в форме карандаша. Такой паяльник – это ручка, нагревательный элемент, жало и провод в одном приборе. В общем, такие устройства не дороги и вы, возможно, закажите отдельный держатель и губку-очиститель для жала. Более удобный и легкий в использовании форм фактор – это паяльная станция. Тут наш «карандаш» включается в базовую станцию, которая, зачастую, имеет регулировку температуры. Паяльные станции так же включают в себя подставку и губку для очистки. Рекомендации в этой статье будут касаться паяльных станций.

Мощность. Мощность паяльника не коррелирует с тем, насколько он нагреется. Скорее, она определяет то, насколько быстро паяльник будет восстанавливать свою температуру после контакте жала с паяемой поверхностью. Маломощные паяльники будут больше нагреваться после потери тепла. Мощные же, будут быстрее восстанавливать свою температуру. Лично я пользуюсь паяльниками на 40-80 Вт.

Регулировка температуры. Хорошая паяльная станция имеет встроенную регулировку температуры. Это достигается встраиванием в прибор термостата. Выставьте нужную температуру и паяльник будет ее поддерживать.

Теперь, когда мы разобрались с базовыми характеристиками, давайте посмотрим на конкретные модели.

Хорошие: Circuit Specialists Staion

Эта станция отрабатывает на все свои деньги. Я использовал такую много лет. Стоит около $40. Отлично то, что она имеет регулировку температуры жала. В комплекте подставка под паяльник и губка для очистки.

В Curcuit Specialists широкий выбор паяльников, а также экономичных наборов. Плюс к этому, у большой выбор сменных жал для паяльников и различных расходников.

Лучше: Паяльники и паяльные станции Weller Soldering

Weller делали отличные станции с начал времен. Можно заплатить больше денег за Weller, но это будет станция на все времена, при должном уходе, конечно.

Отличный выбор в линейке Weller – это WES51 Analog Soldering Station. Это 50-ти ваттная станция с электронным управлением температурой.
Заметьте, что многие станции Weller поставляются без жала ( что ненормально, как я полагаю). Подходящее жало для тех работ, которыми вы будите заниматься – это Weller ETO 1/32” Long Conical.

Лучшие: Паяльники Hakko

Насколько я могу судить, японцы Hakko предлагают одни из лучших паяльных станций. Они располагаются в верхнем ценовом сегменте, но определенно стоят того. Сейчас я пользуюсь паяльной станцией Hakko 936, которая, что называется, отлично сделана и крепко сбита.

Если деньги – это не проблема, то на оборудование Hakko можно тратить тысячи долларов.

Расходники

Вам понадобится припой 60/40 олово/свинец c флюсом. Диаметр проволоки припоя должен быть от 1 до 1,5 мм. Что-то толщ или тоньше сделает процесс пайки сложнее. Не используйте свинцовый припой и различные кислоты. Мало того, что пайка будет грязная, так вы еще можете ослепнуть.
Вот еще полезные расходники:
• Губка для очистки жала или
• Проволочная мочалка;
• De-soldering Braid (специальная лента (обычно медная), которая оттягивает припой).

Техника пайки

Техника пайки может быть сведена к нескольким простым операциям.
1. Включите паяльник и дайте ему нагреться до требуемой температуры.
2. Очистите жало, используя губки или медную ленту для очистки.
3. Возьмите немного припоя на жало. Нам не нужна большая капля на жале, лишь тонкая пленка.
4. Нагрейте спаиваемую поверхность.
5. Добавьте припой. После того как поверхность нагрелась нанесите на нее немного припоя кончиком жала.
6. Убедитесь, что припой схватился на поверхности. После того, как припой аккуратно растекся и образовал блестящую не слоистую пленку, уберите паяльник.
7. Поставьте паяльник на подставку.
8. Что бы еще что-то спаять, смотрите пункт 2.

Звучит все довольно просто, а после того, как вы попробуете, вы поймете, что так оно и есть. Запомните, что чистить жало нужно до его использования, а не после. Так же, нужно сначала нагреть спаиваемые части, а затем наносить припой.

Частые случаи при пайке


Пайка двух проводов


Пайка элементов на плату


Идеальное количество припоя

Несколько советов

Несколько советов для того, чтобы пайка доставляла положительные эмоции:
• Температура. Для пайки электронных элементов температура жала должна быть 430 – 480 град Цельсия.
• Не паяйте слишком короткие концы.
• Если паяльник начал падать, то не пытайтесь его ловить. Пусть упадет на пол, и только потом поднимайте.
• Не распаивайте транзисторы, микросхемы и дорогие элементы прямо на плату. Лучше используйте специальные гнезда под них. В дальнейшем, это сбережет вам множество нервных клеток. Например, нет ничего более расстраивающего, чем вид впаянной микросхемы.
• Не спешите, пайка от этого будет только лучше.
• Не пытайтесь зачистить жало шкуркой или напильником. Этим вы снимите покрытие, которое делает жало годным для пайки. Если жало грязное или переоблужено, замените его.

Безопасность

Ни одна статья про пайку не будет полной без рассуждений о безопасности.
1. Припой может брызнуть в глаз с жала паяльника. Оденьте очки.
2. При пайке и испаряется много всяких нехороши вещей, поэтому паять нужно в хорошо проветриваемых помещениях и вдали от детей и животных. Также мудрым вложением денег будет покупка вытяжки. Вытяжка – это устройство, которое с помощью вентиляторы оттягивает воздух с вашего рабочего места, и с помощью фильтров очищает его от вредных примесей припоя, канифоли и флюса.


Оригинал статьи на beavisaudio.com
Перевод CraSS.

Послесловие

Само собой, что у нас рынке представлено гораздо больше производителей паяльных станций, нежели приведено в этой статье. Так что, выбор есть.

Кстати, вызвал у меня вопрос и температурный режим пайки. Современные припои плавятся при температуре примерно в 250 град Цельсия, а зачастую и меньше. Так зачем нагревать паяльник до 450? Тем более при такой температуре можно запросто перегреть элемент и он выйдет из строя. Наверно поэтому автор советует использовать разъемы-соккеты для пайки их в плату и затем вставки в них микросхем. Ну да, наверно, дело удобства.

Также знаю, что многие откусывают ножки элемента перед пайкой, а не после нее. Резон в этом тоже есть, т.к. длинные ножки – это повышенный теплоотвод и усложненный доступ жала к месту пайки. Хотя, тут, опять же, кому как удобно.

Ну, если что-то где-то неправильно, думаю, наши DIY-щики меня поправят и мы все откорректируем.

Как-то так…

Определение и значение припоя | Dictionary.

com
  • Основные определения
  • Викторина
  • Связанный контент
  • Примеры
  • Британский

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.

[ sod-er ]

/ ˈsɒd ər /

Сохранить это слово!

См. синонимы слова «припой» на сайте Thesaurus.com

Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.


сущ.

любой из различных сплавов, сплавляемых и наносимых на стык между металлическими предметами для их соединения без нагрева предметов до температуры плавления.

все, что соединяет или объединяет: припой их общего дела.

глагол (используется с объектом)

соединять (металлические предметы) припоем.

соединиться тесно и тесно: две судьбы, неразлучно спаянные несчастьем.

починить; ремонт; заделывать.

глагол (используется без объекта)

для соединения вещей припоем.

для спаивания или соединения; расти вместе.

ВИКТОРИНА

ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?

Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!

Вопрос 1 из 7

Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.

Происхождение припоя

1325–75; (существительное) Среднеанглийское soudour<Старофранцузское soudure, soldure, производное от припоя к припою <латинское solidāre, чтобы сделать твердым, эквивалентно solid(us) solid + -āre суффикс инфинитива; (v.) поздний среднеанглийский, производное от существительного

ДРУГИЕ СЛОВА ОТ СЛОВА припой

припой·способный, прилагательноеsol·der·er, существительноеsol·der·less, прилагательноеde·sol·der, глагол (используется с дополнением)

re·sol·der, глагол

Слова рядом припой

солат, изоляция, солатий, проданный, Солдан, припой, паяльник, солдат, жук-солдатик, птица-солдатик, краб-солдат

Dictionary. com Unabridged На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022

Слова, относящиеся к припою

крепить, сваривать, цементировать, плавить, соединять, заделывать, ремонтировать, соединять, паять, чинить

Как использовать припой в предложении

  • Тантал помогает отправлять текстовые сообщения, олово — это припой на каждой печатной плате, а золото это маленький соединительный элемент.

    Выберете ли вы бесконфликтный микропроцессор?|Intel|29 мая 2014 г.|DAILY BEAST

  • В частности, следует отметить грустную, затяжную атмосферу вокруг «Умирающего иранского припоя», 1987.

    Реза Арамеш и эротика Насилие|Уильям О’Коннор|16 мая 2013 г.|DAILY BEAST

  • Свинец был очень толстым, швы были загнуты и заварены, припой не использовался.

    Соборы Белла: Краткий отчет об аббатстве Ромси|Томас Перкинс

  • Он был увеличен мягким припоем, как будто Эссекс доверил его только ювелиру, работавшему в его присутствии.

    Частные письма Эдварда Гиббона (1753-1794) Том 1 (из 2)|Эдвард Гиббон ​​

  • Пропеллер состоит из кусочка олова, слегка скрученного и прикрепленного к валу припоем.

    Мальчик-механик, Книга 2|Разное

  • Очень аккуратный ремонт можно сделать с помощью спиртовки и паяльной трубки, используя немного серебряного припоя.

    Мальчик-механик, Книга 2|Разное

  • Также было небольшое количество оловянных блоков, листовой жести и припоя.

    Lavengro|George Borrow

Определения слова «солдер» в британском словаре

«солдер»

/ (ˈsɒldə, US ˈsɒdər) /


существительное

Сплав для соединения двух металлических поверхностей путем плавления сплава таким образом, что он образует тонкий слой между поверхностями. Мягкие припои представляют собой сплавы свинца и олова; твердые припои представляют собой сплавы меди и цинка

то, что прочно соединяет предметы друг с другом; соединение

глагол

соединяться или чиниться или соединяться или чиниться с припоем или как будто с припоем

Производные формы припоя

припой, прилагательное припой, существительное

Происхождение слова припой

C14: через старофранцузский от латинского solidāre для усиления, от solidus solid

Английский словарь Коллинза – полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издатели 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012

Какие существуют типы припоя?

Если вы начинаете работать с электроникой, вы начнете с небольших электронных компонентов и макетных плат. Но если вы хотите проектировать схемы немного большего размера или разрабатывать свои продукты, то проектирование печатных плат — единственный способ. После того, как вы спроектируете достойную печатную плату, вы можете связаться с компанией по производству печатных плат, которая производит печатные платы или печатные платы. Следующим шагом будет сборка всех электронных компонентов на печатной плате. Для этого вам нужно освоить навык Пайки. Одним из важных аспектов пайки является припой, металлический сплав, который плавит и соединяет два металла (в данном случае компоненты и медную площадку на печатной плате). Не каждый припой подходит для соединения всех типов металлов. В этом руководстве мы разберемся с основами Solder. Мы также рассмотрим различные типы припоя, которые мы обычно используем в электронной сборке. Ниже приведен полный список различных типов припоя в зависимости от различных критериев.

Что такое припой?

Если вы хоть немного разбираетесь в электронике и печатных платах, то наверняка слышали о пайке. Что такое пайка? Пайка — это металлургическое соединение двух металлов с использованием присадочного элемента с температурой плавления около 315°C или 600°F.

Присадочный элемент представляет собой не что иное, как припой, представляющий собой металлический сплав. Припои обычно состоят из следующих элементов: свинец (Pb), олово (Sn), серебро (Ag), висмут (Bi), сурьма (Sb), индий (In) и кадмий (Cd).

Из них свинец (Pb) и олово (Sn) являются основными элементами, которые используются в различных припоях специально для мягкой пайки (пайка электронных компонентов).

Однако использование свинца (Pb) постепенно сокращается, по крайней мере, на промышленной стадии (сборка печатных плат) из-за токсичности свинца. Следовательно, в современной крупномасштабной пайке используется бессвинцовый припой.

Но для небольших работ, а также индивидуальной пайки или пайки любителями припои на основе свинца по-прежнему популярны.

Основным критерием выбора припоя является то, что температура плавления припоя должна быть ниже, чем температура плавления соединяемых металлов. Только тогда припой расплавится раньше металлов и соединит их вместе. Температура плавления припоя зависит от смеси сплавов.

Взгляните на следующую таблицу, в которой указаны различные типы припоя, которые мы обычно используем в электронной промышленности, ювелирных изделиях, сантехнике и т. д.

Припой Температура плавления (твердый припой)
70 Sn / 30 Pb 183°С 361°F
67 Sn / 37 Pb 183°С 361°F
60 Sn / 40 Pb 183°С 361°F
50 Sn / 50 Pb 183°С 361°F
40 Sn / 60 Pb 183°С 361°F
30 Sn / 70 Pb 185°С 365°F
25 Sn / 75 Pb 183°С 361°F
10 Sn / 90 Pb 268°С 504°F
5 Sn / 95 Pb 308°С 586°F
62 Sn / 36 Pb / 2 Ag 179°С 355°F
10 Sn / 88 Pb / 2 Ag 268°С 504°F
5 Sn / 90 Pb / 5 Ag 292°С 558°F
96,5 Sn / 3,5 Ag 221°С 430°F
95 СН / 5 СН 235°С 455°F
42 Сн / 58 Би 138°С 281°F
95,5 Sn / 5 Ag / 0,5 Cu 217°С 423°F

Припои подразделяются на различные типы в зависимости от их состава. Точно так же они также классифицируются на основе их формы, основного стиля и состава.

Кроме того, существуют определенные припои, специально предназначенные для соединения определенных металлов. Примерами таких припоев являются алюминиевый припой и чугунный припой.

Типы припоев по составу

В зависимости от состава припои делятся на четыре типа. Они следующие:

Припои на основе свинцовых сплавов

В этом типе припоя свинец смешивается с другими сплавами для получения требуемой температуры плавления и прочности на растяжение. Они также известны как мягкие припои. Наиболее часто используемым сплавом наряду со свинцом в этой смеси является олово. Их смешивают в соотношении 60/40 (олово/свинец).

Температура плавления этой смеси составляет от 180 до 1900°С. Причина, по которой олово является предпочтительным, заключается в его низкой температуре плавления. Кроме того, олово также увеличивает прочность на растяжение и сдвиг.

Свинец, напротив, препятствует росту оловянных щетинок.

Бессвинцовые припои

Как следует из названия, эти припои не содержат свинца. Бессвинцовые припои имеют более высокую температуру плавления, чем припои из свинцовых сплавов.

Вы можете получить налоговые льготы в США, если используете бессвинцовые припои. Свинец ядовит для вашего здоровья и окружающей среды. Следовательно, федеральное правительство поощряет производителей, использующих бессвинцовые припои.

Вместо никеля можно использовать такие добавки, как никель и конформные покрытия для предотвращения образования оловянных усов.

Припой с флюсовым сердечником

Припой с флюсовым сердечником доступен в виде проволоки, намотанной на цилиндрическое устройство. В его ядре присутствует восстановитель. Во время пайки выделяется флюс, который удаляет образовавшийся на поверхности металла окисленный слой. В результате поверхность металла становится чистой и готовой к пайке.

Помимо удаления окисленного слоя, улучшает смачиваемость припоя. Для пайки электронных компонентов в качестве флюса используется канифоль. Для соединения металлов и сантехники в качестве флюса используются кислотные стержни.

Припой на основе серебряного сплава

Припой на основе серебряного сплава может быть либо бессвинцовым, либо припоем на основе свинца. В первые годы серебро добавлялось только в припои на основе свинца. Это было сделано для предотвращения эффекта, называемого миграцией серебра.

Серебро, присутствующее в серебряном покрытии, входит в припой. Если этот припой нанести на металлы перед пайкой, он делает соединения хрупкими и склонными к разрушению.

Припои из серебряных сплавов бывают с различным соотношением серебра, свинца и других сплавов. Стоимость этих припоев зависит от соотношения этих сплавов.

Типы припоев по типу сердечника

В зависимости от типа сердечника припои подразделяются на три различных типа. Они следующие:

Припой с кислотным сердечником

В этом припое с кислотным сердечником припой представляет собой проволоку, намотанную на полый сердечник. Пустотелый сердечник состоит из флюса на кислотной основе, который является агрессивным и прочным.

Флюс на кислотной основе эффективен для удаления слоя оксида металла, образовавшегося на поверхности металла. Кроме того, он также предотвращает дальнейшее окисление металла. В результате соединения получаются прочными и не ломаются.

Эти припои используются для соединения стали и других металлов. Но вы должны очистить остатки флюса после пайки, чтобы предотвратить коррозию металлов.

Кислотные припои в основном используются для соединения медных труб и листового металла в сантехнике.

Припой с канифольным сердечником

Подобно припою с кислотным сердечником, припой с канифольным сердечником также имеет полую сердцевину внутри проволоки припоя. Единственная разница в том, что в этом припое используется мягкий флюс, сделанный из канифоли.

Основное преимущество этого флюса в том, что его остатки не вызывают коррозии. Таким образом, он чаще всего используется при пайке электроприборов, потому что трудно удалить остатки в электрических соединениях.

Припой со сплошным сердечником

Припой со сплошным сердечником использует сплошную проволоку, содержащую припойный сплав или материал, вместо полого сердечника. Они не содержат флюса. Вы должны применить флюс отдельно, если вы используете этот припой.

Типы припоев по форм-фактору

Проволока припоя, намотанная на катушку, является наиболее распространенным видом припоя. Но, помимо этого, существует множество других форм припоя.

Другими распространенными формами припоя являются полоски припоя, гранулы припоя, стержни припоя, фольга припоя, кольца припоя и ленточные припои. Форма припоя выбирается в зависимости от области применения и типа припаиваемого металла.

Кроме того, существуют прокладки для пайки с предварительным покрытием, которые могут автоматизировать процесс пайки сквозных компонентов в случае электроники.

Типы припоя по применению

Пайка находит свое применение чаще всего в области сантехники и приложений.

Кроме того, пайка применяется в авиационном, радиационном, автомобильном и бытовом ремонте. Но припои должны соответствовать определенным условиям, чтобы их можно было использовать для пайки в этих областях.

Например, авиационные припои должны выдерживать вибрацию и термоциклирование. При радиационном ремонте автомобильные припои используются для герметизации течи в теплообменниках охлаждающей жидкости автомобилей.

Существуют также специальные припои, разработанные для пайки определенных металлов. Обычные припои не так эффективны при пайке этих металлов. Примерами таких припоев являются алюминиевый припой и чугунный припой.

Часто задаваемые вопросы

1. Какие существуют три основных типа припоя?

Ответ: Существует три основных типа припоя: бессвинцовый припой, припой на основе свинца и припой с флюсовым сердечником. Существует еще один тип, известный как припой из серебряного сплава. Эти типы изготавливаются на основе сплавов. Помимо этого, существуют другие типы припоя в зависимости от формы, типа сердечника и области применения.

2. Какой припой самый прочный?

Ответ: Припой со смесью сплава 60% олова и 40% свинца создает самое прочное соединение при пайке металлов. Кроме того, с ним легко работать из-за его низкой температуры плавления. Однако недостатком является то, что это дорого.

3. Чем отличается серебряный припой от обычного?

Ответ: Серебряный припой содержит более 45% серебра. Он может быть свинцовым или бессвинцовым. Серебряные припои используются для предотвращения эффекта, называемого ослаблением серебра. Он прочнее обычного припоя и используется в механических соединениях. Серебряный припой имеет высокую температуру плавления, поэтому его нельзя использовать для соединения металлов с низкой температурой плавления.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *