Печатный станок гутенберга фото: Печатный станок Гутенберга: история его изобретения и развития | Рутвет

Иоганн Гутенберг — Создатель книгопечатания. Гутенберг иоганн

Печатание с досок распространилось в Европе в конце XIV в. В Германии, Италии, Фландрии этим способом печатали бумажные деньги, игральные карты и картинки религиозного толка. Сначала на них не было текста, он вписывался от руки, потом появились и картинки с печатным текстом. Напечатанные ксилографическим способом (то есть с доски) книги появились примерно в 1450 г. Техника печатания с досок напоминала во всех отношениях китайскую технику. Одна сторона листа при этом оставалась чистой.

Изобретатель европейского книгопечатания Иоганн Гутенберг сначала тоже занимался печатанием с досок. Но этот способ производства книг не был приспособлен к европейским алфавитам. И у Гуттенберга появилась идея: набирать текст из отдельных букв. Реализовать ее, однако, оказалось делом непростым, на это ушло десять лет упорного труда. Главная проблема состояла в том, что трудно было изготовлять буквы в больших количествах, не вырезая каждую по отдельности.

Иными словами, нужно было придумать способ массового производства букв. Найденный в конце концов Гуттенбергом способ предполагал отказ от деревянных букв и отливку их из металла.

Делал он это следующим образом. Сначала готовил выпуклые изображения букв, вырезая их на железных брусочках. Потом это изображение приставлял к медному брусочку и бил по букве молотком. В результате на меди отпечатывалось вогнутое изображение буквы. Такое изображение в полиграфии называется матрицей. В нее Гуттенберг лил расплавленный свинец, и, когда металл застывал, он вынимал из матрицы брусочек с выпуклым изображением буквы. Оно было зеркальным. Свинцовые бруски с оттиснутой на них буквой называются литерами. Одну букву можно использовать для изготовления тысяч одинаковых литер – так же, как вырезанная на железе буква позволяла изготовить множество одинаковых матриц.

Массовое изготовление металлических литер, из которых составлялся набор – в этом заключается смысл изобретения книгопечатания Гуттенберга.

Дальше надо было придумать способ ставить буквы в ряд так, чтобы получилась ровная строка, и при этом составить из строчек страницу. Для этого Иоганн изобрел простое приспособление – он использовал металлическую пластинку с тремя бортами, причем два из них были неподвижны, а третий мог перемещаться. Такое устройство назвали верстаткой. Наборщик, в соответствии с текстом набираемой книги укладывал в нужном порядке одну литеру за другой; борта же не давали им рассыпаться. Когда страница была набрана, борт закрепляли. Получалась страница в рамке; она называлась печатной формой. Форму покрывали специальной краской и прижимали к ней лист бумаги. В итоге получается оттиск набора – печатный текст.

Первый печатный станок

Помимо способа изготовления литер и набора текста, Иоганн Гуттенберг создал печатный станок. Он приспособил для печатания ручной пресс, применявшийся для выжимания виноградного сока. Печатный станок состоял из нижней доски, на которой в рамке укреплялся покрытый краской набор, и верхней доски, которая опускалась с помощью винта.

Верхняя доска плотно прижимала лист бумаги к набору – и получался четкий оттиск. Таким образом, Гуттенберг разработал и создал весь процесс книгопечатания – от литья металлических литер до выпуска готовой книги.

Вся подготовительная работа – изготовление первых комплектов шрифтов и постройка станка – потребовала немалых денег. У Гуттенберга их не было, и ему пришлось вступить в сделку с богатым купцом Фустом. Условие было таким: прибыль от изобретения они делят пополам. Но у Фуста аппетит был, больше – ему хотелось прибрать к рукам всю типографию. И он выдвинул дополнительное условие: деньги, которые он дает на создание типографии, считаются долгом Гуттенберга. Если тот не возвращает его в срок, то типография переходит в собственность Фуста.

Дела у Гуттенберга сразу пошли удачно. Книги печатались и поначалу хорошо раскупались. Гуттенберг взял себе помощника и сделал из него отличного мастера. Всю свою долю прибыли изобретатель тратил на отливку новых шрифтов и постройку печатных станков; Фуст же свою долю клал в карман.

А когда деньги у Гуттенберга кончились, Фуст стал требовать с него долг, подал в суд и выиграл свой иск.

Гуттенберг, голодая, стал вновь печатать книги, залезая при этом в долги. Кредиторы грозились подать в суд, и все могло кончиться печально, если бы не обстоятельство, столь типичное уже для нашего времени: печатное слово впервые показало свою силу в политической борьбе .

В городе Майнце, где жил Гуттенберг, враждовали между собой два архиепископа – два высших духовных лица. А надо сказать, что они обладали и огромной гражданской властью – делали, что хотели, каждый имел собственное войско. Гутенберг выступил на стороне одного из них – стал печатать листы в его поддержку, стремясь привлечь на его сторону население города. А Фуст сражался за другого священника. В результате победил первый архиепископ. Вклад Гуттенберга в эту победу был «высоко» оценен: каждый год он мог получать бесплатно новое платье, двести мер зерна и два воза вина, а также разрешение получать обед со стола архиепископа.

Первая книга Гутенберга

Первой полнообъемной книгой, напечатанной Гутенбергом, стала так называемая 42-строчная Библия, состоявшая из двух томов в 1286 страниц. Эта книга, признанная шедевром ранней печати, имитировала готические средневековые рукописные книги. Цветные инициалы (заглавные буквы) и орнамент выполнялись художниками от руки.

К 1500 г. книгопечатание проникло в 12 европейских стран. За 60 лет, прошедших с начала применения нового способа, было напечатано более 30 тыс. наименований книг, средний тираж одной книги был равен 300 экземплярам. Эти книги получили название «инкунабулы».

Печатание книг на старославянском языке началось в конце XV в. Особенно больших успехов здесь достиг белорусский печатник Франциск Скорина, в 1517-1519 гг. печатавший книги в Праге, а в 1525 г. – в Вильно.

В Московском государстве книгопечатание появилось в середине XVI в. Основателем его был Иван Федоров. Первая книга «Апостол», напечатанная на Московском печатном дворе (это была первая московская типография), датируется 1564 г.

До середины XV века книги считались небывалой роскошью, ведь на их переписку, украшение иллюстративными миниатюрами и переплет, уходило много времени и средств. Поэтому библиотеками в Европе, кроме монастырей и университетов, владели только немногие аристократы.

Все изменилось благодаря Иоганну Гутенбергу. Удивительное дело – о его изобретение знает весь мир, в то время как о нем самом сохранилось не так уж и много сведений.

Первопечатник Иоганн Гутенберг

Известно, что родился будущий первопечатник около 1400 года в немецком городе Майнц. Вначале он обучался ювелирному делу, затем его семья переехала в Страсбург, где в 1438 году Иоганн вместе в Андреасом Дритценом начал первые эксперименты с печатью.

Гутенберг сообразил, как можно применить подвижные деревянные буквы для составления слов и целых страниц текста, затем снова разбирать, чтобы составить из тех же букв новый текст.

Тем не менее одно дело – изобрести, и совсем другое – поставить изобретение на коммерческую основу. Первопечатник Гутенберг нуждался в деньгах для осуществления своего предприятия.

Один из первых печатных станков

Поэтому, возвратившись в родной Майнц, приблизительно в 1450 году он принимает денежную ссуду от Иоганна Фуста и основывает печатную мастерскую. Вскоре к нему присоединился зять Фуста, Петер Шеффер. Последний был каллиграфом и именно ему приписывается изобретение литых металлических букв на смену деревянным.

Предприимчивый Фуст, видя, что готовый печатный станок сулит хорошие прибыли, решил сам воспользоваться изобретением. В 1455 году он подал в суд на Гутенберга, требуя возврата вложенных в дело средств. Решение суда было простым: либо возвратить долг, либо покрыть его передачей печатного станка в собственность Фуста.

Иоганн Фуст

У Иоганна Гутенберга не было другого выхода, как расстаться со своим изобретением. Хотя он все же смог продолжить заниматься книгопечатанием и даже получил денежную помощь в 1465 году от архиепископа Майнца, прибыли от изобретения печатного станка сполна пожал Фуст.

Первой книгой, которую Фуст напечатал вместе с зятем в 1455 году, была Библия. Считается, что работа над ее печатью началось еще до упомянутого суда, поэтому в историю она вошла как Библия Гутенберга. Она состоит из двух томов, каждая страница которых насчитывает 42 строки. Сохранилось всего 16 экземпляров Библии Гутенберга, отпечатанных на бумаге или пергаменте.

Гутенберг и Фуст в печатной масте рской

На первых порах секрет изобретения хранился в большой тайне. Фуст требовал от мастеровых клятвы на Евангелии, что они никому не расскажут о новом способе книжного производства.

Возможно, ему удалось бы в конце кон цов полностью приписать себе заслугу изобретения печатного станка, если бы его зять позже не сделал в одной из книг, преподнесенных в дар императору Максимилиану следующую запись:

«В 1450 году в Майнце изобретено талантливым Гутенбергом удивительное типографское искусство, которое впоследствии было улучшено и распространено в потомстве трудами Фуста и Шеффера».

Как и предполагал Иоганн Фуст, печатные книги принесли ему хороший доход, так как продавал он их по стоимости рукописных. После его смерти мастерская перешла к Петеру Шефферу.

Но после того, как Майнц был взят штурмом и Шеффер погиб, рабочие его мастерской бежали в другие края, распространяя, таким образом, искусство книгопечатания по всей Европе.

Несмотря на то что вначале новый способ был встречен настороженно – в нем усматривали происки Сатаны, – постепенно печатный станок Гутенберга распространился почти по всем европейским странам.

Иоганн Гутенберг

Иоганн Гутенберг (Гейнцфлейши) родился в дворянской семье в Майнце не раньше 1394 и не позже 1399 года. Датой рождения Гутенберга для юбилеев условно принято считать 24 июня 1400 года. Он был известным, причём потомственным, ювелиром, умел шлифовать драгоценные камни, отливать украшения из благородных металлов, делать золотые рамы к зеркалам. Казалось бы, зарабатывай сколько сможешь и радуйся жизни.

Но у Гутенберга была мечта. Он хотел печатать книги.

Печатный станок Гутенберга

В 1440 году Гутенберг произвёл настоящую революцию в печатном деле, изобретя подвижный шрифт – отдельные литеры, позволявшие набирать самые разные тексты. Самой первой печатной книгой считается так называемая «Сивиллина книга» (поэма на немецком языке), выход в свет которой исследователи относят приблизительно к концу 1445 года. Отсюда изобретение книгопечатания можно датировать не позже чем 1445 годом. Работа шла с соблюдением строжайшей тайны: изобретение подрывало основы деятельности переписчиков, способных пойти на все, лишь бы сохранить свое ремесло. Опасаться приходилось и духовенства, в руках которого была монополия на чтение и на письмо. К тому же известие о новом способе изготовления книг немедленно привело бы к падению их стоимости. Поэтому книги Гутенберга, как, впрочем, и все первые книги, имитировали готические рукописи, их даже выдавали за рукописные.

До 1456 года, практически не имея никакой материальной поддержки со стороны, он отлил не менее пяти различных шрифтов, напечатал латинскую грамматику Элия Доната (несколько листов её дошли до нас и хранятся в Национальной библиотеке в Париже), несколько папских индульгенций и две Библии, 36-строчную , и 42-строчную . После этого Гутенберг по решению суда вынужден был отдать типографию недобросовестному компаньону, человеку, который практически не спонсировал деятельность книгопечатника, но зато пытался выжать из типографии Гутенберга любую возможную лишнюю копейку для себя.

Гутенбергу пришлось начинать дело с нуля. В 1460 году ему удалось выпустить сочинение Иоганна Бальба из Генуи под названием «Catholicon» (латинская грамматика со словарём). Умер Гутенберг в 1468 году не самым удачливым бизнесменом, но зато человеком, навсегда изменившим историю мира благодаря изобретению книгопечатания. Его изобретение быстро распространилось по всем странам Европы. Уже к 1500 году типографии работали более чем в 200 городах различных стран, общее же число типографий приближалось к 2000.

Страница из«Catholicon»

Настоящих, достоверных изображений Гутенберга нет. Все его портреты относятся к более позднему времени и являются плодом фантазии художников.

Помимо шрифта Гутенбергу принадлежат и другие изобретения: пресс для печати литер; густая чёрная непрозрачная типографская краска, удобная для нанесения на десятки крошечных литер; сплав для отливки отдельных элементов шрифта – не слишком мягкий, но и не слишком твёрдый, благодаря чему шрифт получался не хрупким, но долговечным; словолитный ручной прибор, обеспечивший стандартность литеры и массовость её изготовления. Прибор представлял собой полый металлический стержень со съёмной нижней стенкой из мягкого металла, на которой с помощью твёрдого штампа – пунсона выбивался рисунок буквы. Шрифт вырезался с помощью мельчайших инструментов (вот где пригодилось Гутенбергу мастерство огранщика!). Изобретательный гений Гутенберга дал жизнь и сетке (с тех пор все модульные элементы шрифта размещались и ограничивались пространством рамки), и различным типам шрифта благодаря открывшейся возможности механического воспроизведения букв. Таким образом, сетка и шрифт, два основных слагаемых графического дизайна, применяются уже более 500 лет!

Таким образом, Иоганну Гутенбергу принадлежит честь создания всего типографского процесса в целом. Для XV века его изобретение было более чем новаторским, а литера стала первой стандартной деталью в истории мировой техники.

Знаменитая работа Гутенберга – печатная 42-строчная Библия (Т.н. Библия Мазарини). Эта единственная книга, достоверно изданная Гутенбергом, была напечатана в Майнце около 1450 года. Её оформление восходит к рукописным библейским текстам, имевшим хождение в те времена. Это нашло своё отражение, прежде всего, в делении страницы на два столбца и в формах литер в стиле немецкого “чёрного”, или готического письма. Нарисованные от руки элементы въющихся растений были добавлены позднее – для усиления декоративности. Оформление имитирует рукописный стиль, но он преобразован средствами графического дизайна – с помощью использования упорядоченного, унифицированного шрифта, размещённого в границах сетки.

Разворот Библии Гутенберга

Иоганн Гутенберг – одна из наиболее известных личностей в истории. По состоянию на середину 20-го века количество работ по тематике «гутенберговедение» превышало несколько тысяч наименований, после этого появились еще тысячи.

Гутенберг не был изобретателем книгопечатания. Он был новатор, создатель уникального станка с подвижными литерами. В этом качестве он вошел в историю.

Книгопечатание до Гутенберга

Известно, что печать книг изобреталась минимум дважды. В первом тысячелетии его изобрели древние китайцы. По европейским источникам это произошло в 6 веке, по китайским – в десятом. Достоверно известно, что первый печатный текст, точно датированный по времени – это Алмазная сутра, и появилась она в 868 году.

Штучная печать, с помощью которой можно было воспроизвести различные рисунки или тексты, использовалась в Китае в эпоху Хань. В 10 веке печать происходила преимущественно на бумаге. В те годы было напечатано несколько тысяч сутр, выходили сочинения Конфуция и его учеников. Опытный печатник за рабочий день создавал около 2000 двойных страниц.

Второй раз книгопечатание появилось несколько веков спустя в Европе. Здесь также использовался метод ксилографии – получение оттиснутых изображений с деревянных досок. Этот метод известен в Европе с начала 14-го века.

Биография Гутенберга

Несмотря на обилие современных работ, достаточно полной и связной биографии книгопечатника не существует. При жизни он не был известен настолько, чтобы быть занесенным в официальные источники. Неизвестна даже дата рождения – называют разные даты между 1395 и 1400 годом.

По профессии Гутенберг был ювелиром. Он шлифовал полудрагоценные камни, изготавливал зеркала, обучал молодых ювелиров. Чтобы обучать начинающих, он сам должен был получить звание мастера и доказать профессиональные умения, но где учился он сам – неизвестно.

Параллельно с основной деятельностью он экспериментировал в области книгопечатания. Очевидцы утверждали, что некий прообраз печатного пресса стоял в его мастерской уже в 1438-39 годах.

Печатный станок Гутенберга

Большинство исследователей сходится во мнении, что первый печатный станок Гутенберг разработал к 1440 году. Суть изобретения состояла в следующем: он сделал специальные выпуклые металлические буквы. Буквы были «подвижными», что сделало Гутенберга создателем первого европейского наборного шрифта. Они были сделаны в зеркальном виде таким образом, что на бумаге оставался текст в обычном формате.

Печатный станок Гутенберга – это достаточно крупное сооружение, которое с помощью специальных брусьев крепилось к потолку и полу. Основная часть станка – тяжелый пресс с рычагом. Под ним располагался идеально плоский стол, талер, который при необходимости можно было выдвигать из-под пресса.

Многие исследователи считают, что основой для изобретения печатного станка Гутенберга послужил обычный винный пресс, имевший аналогичный механизм.

Литеры для станка делались следующим образом:

  1. На одном из концов металлического прута заданного диаметра гравировалась буква в перевернутом формате.
  2. Прут опускался в размягченную медь, в меди оставался отпечаток буквы.
  3. Этот отпечаток служил в качестве матрицы для шрифта, отливаемого из свинца.

Для оптимизации работы изобретатель создал специальный инструмент, облегчающий литье букв. Этот инструмент представляет собой специальный желоб. С одной стороны в желоб вставляется матрица, с другой стороны заливается расплавленный свинец. После этого желоб открывается, из него извлекается готовая литера. При таком способе изготовления, одна матрица использовалась для создания любого количества литер.

  1. Далее наборщик составляет из отдельных букв макет страницы.
  2. Литеры в нужной последовательности вставлялись в специальную форму, образуя строки.
  3. Результатом являлось зеркальное отображение страницы.
  4. После этого форма смазывалась специальной типографской краской и начиналась печать.
  5. При помощи пресса текст переносился с печатной формы на бумагу либо подобный материал.
  6. На стол ставился набор страниц. Количество печатаемых одновременно страниц зависело от размера каждой, максимум можно было разложить 32 листа.

Видео об изобретении печатного станка Гутенберга

Для организации собственной типографии у Гутенберга не было денег, потому он заключил партнерство с ростовщиком из Майнца, Иоганном Фустом. Фуст дал деньги на открытие типографии и обязался по договору ежегодно выплачивать определенную сумму на текущие расходы. Партнерство оказалось неудачным. Дополнительных сумм Фуст не выдавал, при этом, когда Гутенберг не выплатил процент по договору, обратился в суд и отсудил типографию. Это сделало Фуста одним из первых европейских книгопечатников и породило немецкую легенду о том, что изобретателем и первым печатником был именно он.

Изобретение печатного станка приписывалось еще нескольким первопечатникам из разных стран. Но, сопоставляя известные данные и свидетельства очевидцев, ученые пришли к выводу, что первым был именно Иоганн Гутенберг.

Библия Гутенберга

Одной из первых книг, выпущенных после изобретения печатного станка Гутенберга, является 42-строчный экземпляр Библии, названный в народе Библией Гутенберга.

При создании этой книги на первом печатном станке было сделано несколько сопутствующих доработок и изобретений:

  • Стандартная типографская краска, используемая в ксилографии, не могла использоваться в печати подвижными металлическими литерами. Гутенберг разработал собственный состав краски с добавлением частей серы, меди и свинца. Благодаря этому печать не потеряла своей четкости и блеска даже спустя полтысячелетия.
  • Межстрочный интервал. Изначально Библия Гутенберга имела 40 строк на каждой странице. Потом изобретателю пришлось экономить, и он довел количество строк до 42. Чтобы остаться в заданных рамках и не заходить за поля, пришлось уменьшить межстрочный интервал. В научных кругах книга носит название 42-строчной.
  • Двухцветная печать. Изначально изобретатель пропускал листы через пресс два раза. В первый раз стандартной черной типографской краской печатался основной текст книги, второй раз – красной краской допечатывалась рубрикация. Таким образом было создано несколько томов, после чего Гутенберг отказался от такой практики. В дальнейшем он оставлял свободное место для заголовков, буквиц, колонтитулов, после чего они заполнялись вручную.

Современные ученые подсчитали, что тираж этой книги составил порядка 180 экземпляров, из которых 45 – «элитные», отпечатанные на пергаменте. Остальные изданы на первоклассной итальянской бумаге.

В процессе работы над тиражом работники Гутенберга отлили около ста тысяч литер готическим шрифтом.

Дальнейшая работа со станком

Помимо 42-строчной Библии, которую несколько веков спустя прозвали Библией Мазарини, Иоганн Гутенберг на первом печатном станке напечатал несколько других книг. Среди них еще одна Библия, изданная в 36 строк, различные папские индульгенции и учебник по латинской грамматике.

Через несколько лет ростовщик Фуст отсудил печатный станок Гутенберга, фото которого выставлены в интернете. После этого печатник построил второй станок и издал еще несколько книг.

Значение изобретения Гутенберга

Изобретение печатного станка имело огромный резонанс в мире:

  • В течение нескольких десятилетий после того, как Гутенберг изобрел печатный станок, аналогичные приспособления появились и в других европейских странах. Уже к концу 15 века в одной Германии существовало более 50 типографий, где работало порядка двухсот профессиональных печатников, а во всей Европе было издано более 30 тысяч различных книг.
  • Ученые считают, что именно изобретение подвижных литер и печатного станка дали толчок эпохе Ренессанса: с развитием книгопечатания увеличилась и грамотность. В 16-м веке Мартин Лютер выпустил издание собственного перевода Библии в количестве полумиллиона экземпляров с расчетом на то, чтобы каждый смог прочесть книгу и сделать свои выводы.
  • Изобретение станка и дальнейшее развитие книгопечатания привело к появлению печатных памфлетов, листовок, ежедневных газет и, в конечном счете, к развитию современной прессы.

Видео о работе печатного станка Гутенберга

До 18 века печатный станок оставался практически неизменным. Постепенно тиражи книг увеличивались, их производство удешевлялось, и печатное слово стало доступно каждому желающему.

Как Вы считаете, какую роль в истории сыграл печатный станок Гутенберга? Поделитесь своим мнением в

1445 Изобретение книгопечатания Иоганном Гутенбергом

Суть открытия Гутенберга (ок. 1400–1468), ювелира из Майнца, была в том, что он вырезал из металла отдельные выпуклые буквы, собирал их в строки и с помощью пресса оттискивал на бумаге. Первой книгой, напечатанной таким способом, была латинская грамматика, потом индульгенции и две Библии.

Из книги Иван Грозный автора

Из книги Василий III. Иван Грозный автора Скрынников Руслан Григорьевич

Начало книгопечатания Царь Иван был человеком любознательным от природы и не чуждался иноверцев. В юности он подолгу расспрашивал немца Ганса Шлитте об успехах наук и искусства в Германии. Рассказы сведущего иноземца так увлекли царя, что он под конец отправил его в

Из книги История России от древнейших времен до начала XX века автора Фроянов Игорь Яковлевич

Начало книгопечатания Важнейшим достижением в области культуры стало начало книгопечатания. Первая типография в России начала работать около 1553 г., но имена первых мастеров нам неизвестны. В 1563 г. в Москве по царскому повелению и на государственные средства сооружается

Из книги Французская волчица – королева Англии. Изабелла автора Уир Элисон

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ИЗОБРЕТЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ Иоганн ГутенбергЗначение этого изобретения трудно переоценить. Широкое распространение знаний, к которому вело изобретение печатной книги, неимоверно ускорило развитие человечества. Прогресс наступил во всех областях деятельности

Из книги Роковой самообман: Сталин и нападение Германии на Советский Союз автора Городецкий Габриэль

1445 Бумаги Криппса. Дневник. 9 июля 1941. О навязчивых страхах Молотова см. советские протоколы их первых встреч с Криппсом 27 июня 1941: Советско-английские отношения. Т. I. С. 47 –

Из книги Петербургские ювелиры XIX века. Дней Александровых прекрасное начало автора Кузнецова Лилия Константиновна

Из книги Иван Грозный. Жестокий правитель автора Фомина Ольга

Глава 17 Начало книгопечатания Царь Иван был человеком любознательным от природы и не чуждался иноверцев. В юности он подолгу расспрашивал немца Ганса Шлитте об успехах наук и искусства в Германии. Рассказы сведущего иноземца так увлекли царя, что он под конец отправил

Из книги Инженеры Сталина: Жизнь между техникой и террором в 1930-е годы автора Шаттенберг Сюзанна

1445 Чалых Е. Ф. Записки советского инженера. М., 1996. С. 60.

Из книги История книги: Учебник для вузов автора Говоров Александр Алексеевич

12.1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КНИГОПЕЧАТАНИЯ В МОСКВЕ Возникновение книгопечатания в Московском государстве совпало с эпохой Ивана Грозного. Это было время упрочения государственности и окончательного утверждения монархического централизованного государства.Прежде всего

Из книги Хрущевская «оттепель» и общественные настроения в СССР в 1953-1964 гг. автора Аксютин Юрий Васильевич

Из книги Историческое описание одежды и вооружения российских войск. Том 11 автора Висковатов Александр Васильевич

Из книги Человек третьего тысячелетия автора Буровский Андрей Михайлович

Революция книгопечатания Между 1440 и 1450 годами ювелир и шлифовщик зеркал Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг первым начал изготовлять из металла «подвижные» выпуклые буквы, вырезанные в обратном виде. Он набирал из литер строки в специальном коробе и с помощью

Из книги Дворянство, власть и общество в провинциальной России XVIII века автора Коллектив авторов

1445 Рассказы бабушки: Из воспоминаний пяти поколений, записанные и собранные ее внуком Д. Благово. Л., 1989. С.

Из книги Скрытый Тибет. История независимости и оккупации автора Кузьмин Сергей Львович

1445 Переговоры или раскольническая деятельность…

Из книги Тупик либерализма [Как начинаются войны] автора Галин Василий Васильевич

1445 Emmanuel Saez http://elsa.berkeley.edu/~saez/ http://www.cbpp.org/

Спрятанная Библия – DW – 30.05.2012

Фото: picture-alliance/dpa/dpaweb

Ефим Шуман

30 мая 2012 г.

В центре Майнца находится музей, посвященный изобретателю книгопечатания.

https://p. dw.com/p/15467

Реклама

Иоганн Генсфляйш (Johannes Gensfleisch) – так звали на самом деле легендарного первопечатника, который вошел в историю как Иоганн Гутенберг (Johannes Gutenberg). Мастер посчитал, что название городской усадьбы, которая принадлежала его родителям – Hof zum Gutenberg, – благозвучнее его настоящей фамилии. Изобретатель, ювелир, талантливый предприниматель и умелый ремесленник, Гутенберг решил заполнить рыночную “нишу” и придумал подвижные литеры для книгопечатания. Их вырезали (позже – отливали из свинца) зеркально, набирали в строки и с помощью пресса оттискивали на бумаге.

Этот относительно простой, дешевый и быстрый способ книгопечатания очень скоро завоевал всю Европу. Гутенберг сделал книги общедоступными, положил начало медиальной революции, без которой немыслим был бы современный мир.

Иоганн ГутенбергФото: Gutenberg-Museum

Как пять веков тому назад…

Иоганн Гутенберг родился предположительно в 1400 году, и в год его 500-летия город Майнц открыл музей, посвященный самому знаменитому своему сыну. Это один из старейших музеев-типографий в мире, целый комплекс зданий – старинных и суперсовременных. Каждый год более ста тысяч посетителей могут познакомиться с тем, как работал первопечатник, с его искусством и со многими другими экспонатами, рассказывающими о книгопечатании.

Естественно, главное в этом музее – реконструированная типография Гутенберга на первом этаже. Печатный станок был сделан по чертежам и описаниям 15 века. Посетители музея могут познакомиться со всем процессом книгопечатания. На их глазах отливают буквы, как отливали пять веков назад, наборщик складывает их в слова, потом с помощью пресса сотрудники музея делают оттиски – черно-белые и цветные. Сегодня все это представляется очень примитивным, но стоит взглянуть на знаменитую Библию Гутенберга, чтобы убедиться в том, насколько совершенным было мастерство печатников Гутенберга.

Реконструированный пресс в мастерской ГутенбергаФото: Gutenberg-Museum

Это подлинный шедевр: два тома, почти 1300 страниц, на каждой из которых помещалось 42 строки, цветные инициалы, фигуры, заставки, колонтитулы. .. Пять лет Гуттенберг работал над этой Библией, и работал, конечно, не один. Ему помогали два десятка человек. Но без него это издание вряд ли получилось бы столь прекрасным. Краски и сегодня выглядят необычайно яркими, строчки блестят.

Неутомимый экспериментатор, Иоганн Гутенберг добавлял в “базовую” типографскую краску медь, свинец, серу, пока не получил желанный результат. Напечатана Библия была на великолепной итальянской бумаге, часть – на пергаменте. И несмотря на все это, книга Гутенберга стоила дешевле, чем большинство рукописных Библий.

Сегодня сохранилось менее пятидесяти из 180 экземпляров Библии Гутенберга, каждый из которых стоит несколько миллионов евро. Два из них, кстати говоря, хранятся в России. Они были тайком вывезены советскими трофейными бригадами из Лейпцига в 1945 году. Их местонахождение скрывалось, и лишь в начале девяностых годов пришлось сознаться, что они находятся в России. Впрочем, судьба трофейного искусства и проблемы реституции – это другая тема. Вернемся в музей Гутенберга.

Шрифт и политика

Надо сказать, что этот музей в Майнце – далеко не только Гутенберг. На втором этаже экспонируются образцы шрифтов из Китая, Японии и Кореи. Залы – темные, свет направлен на отдельные экспонаты, подчеркивая их экзотическую красоту. Вот, например, свиток из Японии, напечатанный в 8 веке с помощью деревянного бруска и тонкой бумаги, на которой вырезали клише. Это дхарани-сутра – буддийский текст о долголетии, искуплении проступков и защите детей. Рядом – образцы печати на арабском языке, китайский печатный станок 1920-х годов…

При всем этом музей Гутенберга в Майнце – это не просто экспозиция технических достижений. Он рассказывает и о психологии печатного шрифта, о его идеологической “заряженности”. Самый яркий пример – так называемый готический шрифт (в Германии его называют “немецким” или “старонемецким”). Его особенно любили нацисты, используя в своих пропагандистских целях. В значительной мере именно поэтому этот шрифт больше не изучают сегодня в школах, но только на специализированных кафедрах университетов, и очень немногие немцы даже среднего возраста, не говоря уже о молодежи, умеют на нем читать. Сам шрифт ни в чем не виноват, но исторический груз, который он поневоле несет, слишком тяжел…

Музей Гутенберга в МайнцеФото: picture-alliance

Как вы думаете: стоило ли отказываться от “старонемецкого” шрифта в школах? Наш адрес: [email protected]

Реклама

Пропустить раздел Еще по теме

Еще по теме

Пропустить раздел Близкие темы

Близкие темы

МайнцКультура и стиль жизниМузеи в ГерманииФедеральная земля Рейнланд-ПфальцМиниатюрная страна чудесПропустить раздел Топ-тема

1 стр. из 2

Пропустить раздел Другие публикации DW

На главную страницу

Gutenberg Printing Press Stock-Fotos und Bilder

  • CREATIVE
  • EDITORIAL
  • VIDEOS

Beste Übereinstimmung

Neuestes

Ältestes

Am beliebtesten

Alle Zeiträume24 Stunden48 Stunden72 Stunden7 Tage30 Tage12 MonateAngepasster Zeitraum

Lizenzfrei

Lizenzpflichtig

RF и RM

Durchstöbern Sie 193

типография Гутенберга Стоковая фотография и фотографии. Oder starten Sie eine neuesuche, um noch mehr Stock-Photografie und Bilder zu entdecken. antike illustration des buches, die druckerpresse, typografie – печатный станок Гутенберга стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символические машины, 1520 – печатный станок Гутенберга стоковые графики, -клипарт, -мультфильмы и -символические иллюстрации буклетов, штамповочных прессов , типография – типография Гутенберга стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы типография – типография Гутенберга стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символическая машина falten papier – типография Гутенберга стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -symbolebuches, die druckerpresse, typografie – типографский станок Гутенберга, -графика, -клипарт, -мультфильмы и -символическая иллюстрация des buches, die druckerpresse, типография – типографский станок Гутенберга, -графика, -клипарт, -мультфильмы и -символ19. jahrhundert illustration des gutenberg und seine drücken sie – типография Гутенберга стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символы для производства – типографские станки Гутенберга стоковые графики, -клипарты, -мультфильмы и -символические иллюстрации для книг, штампов, типографий – типография Гутенберга сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символизм рад – типография Гутенберга сток-фотографии и бильдерантика иллюстрации книг, штампов, типография – типография Гутенберга сток-графика, -клипарт, -мультфильмы и -символическая машина – печатный станок Гутенберга сток-график, -клипарт, -мультфильмы и -символпортрет Иоганна Гутенберга, 1400-1468, erfinder des buchdrucks типография – типографский станок Гутенберга стоковая графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы1400s 1455 ИОГАНН ГУТЕНБЕРГ ПОКАЗЫВАЕТ ПЕРВУЮ ПРОВЕРКУ БИБЛИИ В ПЕЧАТИ О ПЕЧАТНОМ СТАНОКЕ, ИЗОБРЕТЕННОМ В 1439 ГОДУГравюра, изображающая Иоганна Гутенберга, изучающего первую страницу Библии, только что вышедшую из печати. Иоганн Гутенберг был немецким кузнецом,…Иоганн Гутенберг изучает первую пробу с печатного станка, 15 век, гравюра, 1878 год.Иоганн Гутенберг читает корректуру, пока его помощник работает на печатном станке. Ксилография после барельефа на могиле Гутенберга. Немецкий ювелир и… Первый контрольный лист из прессы Гутенберга, Иоганн Генсфлейш Гутенберг, представленный Иоганном Фустом 1453 г. – Раскрашенная вручную гравюра на дереве 19th…Johannes Gensfleisch zur Laden zum Гутенберг был кузнецом, ювелиром, печатником и издателем, который представил печатный станок. Его использование … Гутенберг, вытягивающий первый лист Библии, Иоганн Гутенберг с первым листом Библии, на заднем плане: принтер и печатный станок, … Иллюстрация, изображающая Гутенберга, снимающего первую корректуру со своего печатного станка. Гравюра без даты. BPA2# 3883Слева на переднем плане принтер извлекает распечатанную страницу из машины. Принтер справа красит форму. На заднем плане наборщики… Оригинальный печатный станок Гутенберга, выставленный в музее Гутенберга в старом городе Майнца в Германии. Йоханнес Генсфлейш Гутенберг, немецкий печатник и его печатный станок. типографский станок Гутенберга stock-grafiken, -clipart, -cartoons und -symboleПростой печатный станок того типа, который использовал Гутенберг. Йоханнес Генсфлейш называет Гутенберга, немецкого печатника и изобретателя печати, используя свой печатный станок. Хромолитография, начало 20 века �…Точная копия печатного станка Гутенберга на Базельской бумажной фабрике, также известной как Швейцарский музей бумаги, письма и печати, в Базеле, Швейцария,…Оригинальный печатный станок Гутенберга на выставке в Музей Гутенберга в старом городе Майнца в Германии. Винтажная цветная иллюстрация Иоганна Гутенберга, немецкого издателя и изобретателя печатного станка, на рекламе Huntley & Palmers… Пятая часть фрески из шести частей. На нем изображен мужчина, работающий за типографией, Гутенберг и еще один мужчина, изучающие корректуру. Между 1890 и 1900.antike illustration des buches, die druckerpresse, typografie – печатный станок Гутенберга, графика, -клипарт, -мультфильмы и -символы, портрет Йоханнеса Гутенберга, печатный станок Гутенберга – печатный станок Гутенберга, стоковые фотографии и изображенияГутенберг изобрел печатный станок, Лоран Жан Антуан, Музей изящных искусств в Гренобле, Германия. Сайед Ахмед, индийский владелец и оператор машины для высокой печати, позирует в своем магазине в старых кварталах Нью-Дели 23 апреля 2018 года. -…Гутенбург, выслан из Страсбурга, забирает с собой свой типографский станок. Иоганн Генсфляйш цур Ладен цум Гутенберг, ок. 1398 –1468. Немецкий … Гутенбург печатает первую страницу Библии, 1439 г. Johannes Gensfleisch zur Laden zum Gutenberg, ок. 1398–1468 гг. Немецкий кузнец, ювелир,…Памятник Гутенбергу, немецкому изобретателю печатного станка, Франкфорт, фото Джона Лоусона СтоддардаИоганн Гутенберг, немецкий изобретатель печатного станка, гравируетИоганн Гутенберг читает корректуру, пока его помощник работает на печатном станке. Ксилография после барельефа на могиле Гутенберга. Немецкий ювелир и… город Майнц, Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок с подвижным шрифтом. Королеве Бельгии Матильде показывают так называемый печатный станок Гутенберга, когда она посещает французский павильон на Франкфуртской книжной ярмарке 2017 года в. .. Королева Бельгии Матильда работает на так называемом печатном станке Гутенберга во время посещения французского павильона на Франкфуртской книжной ярмарке 2017 года во Франкфурте… Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон смотрят на печать Декларации прав человека на бумаге копия … Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон смотрят на печать декларации прав человека на копии … Канцлер Германии Ангела Меркель смотрит на печать декларации прав человека на копии прессы Гутенберга во Франкфуртской книге … Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон смотрят на печать декларации прав человека на копии … немецкого Ча Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон смотрят на печать декларации прав человека на копии… Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон наблюдают за печатью декларации прав человека на копии… .Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон печатают Декларацию прав человека на копии печатной машины Гутенберга в. .. Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон печатают декларацию прав человека на копии печатной машины Гутенберга в… Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон печатают декларацию прав человека на копии прессы Гутенберга в… Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон держат в руках печать декларации прав человека напечатано на копии … Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон держат печать декларации прав человека p напечатано на копии … Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон держат гравюру Декларация прав человека напечатана на копии … Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Эммануэль Макрон держат гравюру Декларация прав человека, напечатанная на копии… Портрет немецкого изобретателя Иоганна Гутенберга 1400-1468, который изобрел печатный станокГермания, Майнц, Фотография первого печатного станка немецкого изобретателя Иоганна Гутенберга фон 4

Спасибо, Йоханнес! 4 великие вещи, которые печатный станок Гутенберга подарил современному миру

Спасибо, Йоханнес! 4 великие вещи, которые печатный станок Гутенберга дал современному миру – Canon Europe

Неважно, насколько мы ценим наше независимое мышление, мы — хотим мы этого или нет — часто находимся во власти постоянных и многочисленных потоков влияния. Просто так мы живем. Наши мысли, мнения и то, как мы живем, формируются и определяются информацией, которую мы получаем от других. Друзья и семья, то, что мы слышим в новостях, что мы читаем в социальных сетях или идеи, почерпнутые из книг и журналов — круги влияния, в которых мы находимся, широки и многочисленны. Но так было не всегда.

Во времена, когда еще не было средств массовой информации, наши «вклады», из-за отсутствия лучшего описания, были намного меньше и ограничивались устной реакцией. Песни и народные сказки запоминались, чтобы делиться ими в великой устной традиции, и ходили сплетни и слухи. Новости поступали от купцов и моряков, которые путешествовали между странами и городами, делясь тем, что они узнали в своих путешествиях. Пропаганда стратегически распространялась церквями и правителями либо для финансовой выгоды, либо для подчинения населения. Письменное слово было для немногих, а не для многих. Но одно изобретение изменило все. Печатный станок Гутенберга был не первым случаем, когда текст печатался на поверхности. По правде говоря, никто точно не знает, кто изобрел эту технику, но мы знаем, что пресс Гутенберга был первым коммерческим продуктом в Европе.

Первоначально он использовался для печати брошюр и других мелких предметов, но в 1452 году Гутенберг триумфально напечатал 180 Библий по 1300 страниц каждая. С этого важного рубежа книгопечатание распространилось так же, как и все остальное в то время — люди, которые работали с Гутенбергом, занялись ремеслом и научили других — так что очень быстро печатные машины появились во Франции, Италии, Испании и Англии. К 1500 году записи показывают, что в 14 европейских странах было напечатано почти 40 000 книг. Эта способность воспроизводить и распространять информацию потрясла истеблишмент и имела глубокие последствия, которые мы ощущаем до сих пор.

3D-рендеринг печатного станка Гутенберга. Шрифт размещали на плоской деревянной пластине и наносили чернила. Сверху лежал лист бумаги. Верхняя пластина опускается, чтобы встретиться с нижней пластиной, прижимая бумагу и печатая вместе и создавая изображение на бумаге.

Гравюра на меди с изображением Иоганна Гутенберга, отсканированная из книги Михаэля Шёнитцера 1936 года “Die großen Deutschen im Bilde” (“Великие немцы в картинках”). (де Лармессен, общественное достояние, через Wikimedia Commons)

Разблокировал грамотность

Чтение и письмо были прерогативой правящего меньшинства просто потому, что они были достаточно богаты, чтобы иметь образование и иметь книги, а все остальные — нет. До появления печатного станка писцы кропотливо воспроизводили тексты вручную по цене, которая была выше, чем мог себе позволить кто-либо, кроме церкви или аристократии. Это, конечно, означало, что, если вы не были богаты, вам все равно нечего было читать. Новые печатные машины резко снизили стоимость производства книг и увеличили количество доступных экземпляров, а это означало, что все больше и больше людей могли получить к ним доступ и научиться их читать.

Мысли и мнения обрели крылья

Свободу слова стало трудно подавлять. Первым примером этого было то, что теолог Мартин Лютер опубликовал в 1517 году свои 95 тезисов , которые критиковали католическую церковь и привели к его отлучению от церкви. Судя по всему, он прибил копию к двери церкви (эквивалент размещения в социальных сетях в 16 веке!), И было продано более 300 000 копий. Двойным ударом стало то, что печатный станок также упростил и удешевил перевод такого рода критических замечаний, расширив их охват и заставив людей по всей Европе усомниться в статус-кво. Этот период истории теперь известен как Реформация, время огромных политических, культурных и религиозных потрясений, которые заложили основу демократии, какой мы ее знаем сегодня.

Изобретение мемов

Давайте не будем забывать, что широкое распространение грамотности не возникло внезапно с изобретением печатного станка, но Реформация означала, что пропаганды по-прежнему было много. Итак, как же противоборствующие стороны могли тем временем в полной мере воспользоваться изобретением печати? Мультики, конечно! Эти сатирические иллюстрации были фактически самыми первыми мемами и вызвали бурю негодования из-за высмеивающих изображений деятелей как из католической церкви, так и из ключевых деятелей реформации. Генрих VIII, Папа Римский, Мартин Лютер и многие другие использовали эти «новые медиа» для воздействия на публику, и некоторые из них (например, изображение рождения Папы!) по-прежнему способны шокировать даже по сегодняшним меркам.

К 1500 году записи показывают, что почти 40 000 книг
напечатано в 14 странах Европы

Демократизация научной мысли

До широкого использования печатного станка наука была разрозненным миром. Рукописные заметки, содержащие потенциально новаторские данные, формулы, таблицы и выводы, хранились в карманах по всему миру, но не имели возможности встретиться. Это означало, что многие теории не могли быть тщательно изучены, проверены или улучшены другими учеными. Новая возможность публиковать и делиться научными открытиями с предельной точностью — потому что рукописные копии часто содержали ошибки — подстегнула дисциплины научной практики. В течение следующих двух столетий научные журналы были ответственны за «революцию», унифицируя способы распространения науки и вдохновляя на новые исследования.

Насколько другим был бы наш мир без печати? Без него существовали бы какие-либо невероятные социальные и технологические достижения, которые мы сегодня принимаем как должное? И когда мы смотрим, как далеко продвинулась сама печать, ее едва ли можно узнать по сравнению с чернильным прессом Гутенберга из дерева и металла с его рычагами и блоками. Как и во всем, мы считаем само собой разумеющимся скорость и возможности современных коммерческих принтеров, а также исключительную изобретательность, на которую они способны. И как спустя сотни лет после Реформации печать по-прежнему играет огромную роль в влиянии на наши мысли, идеи и действия посредством книг и журналов, которые мы покупаем, компаний, у которых мы выбираем покупку, произведений искусства, которые мы любим, упаковки, которую мы открываем и все печатные слова и образы, которые мы видим вокруг себя каждый божий день.

Автор Marie-Anne Leonard


Затуманенное и слегка размытое изображение, все в синем. Сквозь него можно увидеть черты женского лица.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *