Притирка клапанов своими руками ваз 2109: Как делается притирка клапанов ВАЗ-2109 своими руками

Как делается притирка клапанов ВАЗ-2109 своими руками

Клапана несут одну из основных функций. Они открываются для выпуска основных газов и закрываются, чтобы создать давление в цилиндрах. Двигатель ВАЗ-2109 может иметь 16 или 8 клапанов. Некорректная работа мотора, появление стука порой свидетельствует о незначительных повреждениях этих элементов или их неполном прилегании. Притирка клапанов на автомобиле ВАЗ-2109 выполняется одинаково, вне зависимости от модификации двигателя.

Читайте также: Почему плохо заводится на холодную ВАЗ-2109 и что делать

Содержание

Почему необходима притирка

Обычно мысль о необходимости притирки возникает после проверки компрессии или капитального ремонта двигателя. При высоком его уровне шатунно-поршневая группа работает хорошо. При слишком низкой компрессии автомобиль может не заводиться. Кроме клапанов за компрессию отвечает состояние головки блока цилиндров.

Чаще всего притирку проводят после капитальной переборки мотора. Из-за демонтажа и замены деталей появляются зазоры в клапанной системе. Настроить ее работу можно в домашних условиях, для этого вам придется иметь нужные инструменты. Если вы не уверены, что настройка и притирка вам под силу, стоит обратиться к профессионалам.

Читайте также: Как сделать обвесы на ВАЗ-2109 своими руками

Чем выполняются работы

Для притирки необходимо иметь под рукой следующие инструменты:

  1. «Шарошки» – насадки для восстановления клапанных седел, ими устраняются повреждения. Обычно продаются наборами, в которых собраны приспособления для разных двигателей. Насадка выбирается по характеристикам силовых установок – углу и диаметру его клапанной системы.
  2. Притирочная паста – главный инструмент при работе. Может быть крупнозернистой или наоборот мелкофракционной. Первая используется для сглаживания крупных неровностей, а вторая для финального оттачивания. При выборе отдавайте предпочтение пастам от известных производителей.
  3. Если клапанная система сильно деформирована, то понадобятся новые ее элементы. Меняйте клапана, если вы не можете выровнять старые.
  4. Резиновый шланг и дрель понадобятся в качестве дополнительного оборудования.

Можно использовать специальное приспособление, похожее на пружинку с ручкой. В этом случае работу придется сделать руками. Дрель же позволит приложить минимум усилий.

Основные методики выполнения работ

Правильная притирка может быть проведена одним из методов:

  1. На вращающейся части дрели закрепите резиновую трубку хомутами. С их же помощью на конце трубки установите клапан смазанный по краям притирочной пастой. Закрепите головку на столе и вставьте подготовленную деталь в седло. Запустите дрель в режиме, допускающем не более 500 оборотов в минуту. Важно делать не только круговые движения, но и делать повороты на 30-35 градусов. Работа считается завершенной, когда на поверхности элемента появился полоса пасты, толщиной около 2 миллиметров. Этот способ считается не самым эффективным, но он любим многими владельцами ВАЗ-2109. Лишнюю пасту уберите керосином.
  2. Более эффективный вариант – ручная работа с помощью шарошек. Демонтируйте клапана и удалите с них нагар при помощи металлической щетки. Действовать нужно аккуратно, чтобы не поцарапать металл. Если толщина нагара невелика, можно опустить этот шаг. Притереть клапана можно последовательной сменой шарошек в последовательности 45, 15 и 75 градусов. Проверьте индикатором концентричность – биение должно быть не более 0,03 мм. Далее подставьте под клапан слабую пружину, обработайте пастой фаски седла и клапана. С небольшим нажимом поверните клапан на 120 градусов в одну сторону и на 100 в другую. Делайте так пока поверхность не сровняется.

В обоих случаях появление серой дорожки – признак качественно выполненной работы. Второй вариант требует больше затрат сил, но результат получается более долговечным. Притирка требует большой точности и особых навыков. К ней стоит подготовиться заранее, например, посмотрите инструкцию по выполнению этой работы на видео.

https://www.youtube.com/watch?v=3TJDN50kCho

 

 

Как вам статья?

Рейтинг

( Пока оценок нет )

Как притереть клапаны своими руками + видео работ в домашних условиях на ВАЗ » АвтоНоватор

Каждый владелец автомобиля марки ВАЗ, предпочитающий собственноручно заниматься ремонтом своего автомобиля, рано или поздно столкнётся с необходимостью притереть клапаны газораспределительного механизма. Вопрос для многих насущный и требующий внимательного изучения, после чего вполне можно будет справиться с задачей собственными силами, не прибегая к помощи автомастеров.

Содержание

  • 1 Для чего нужно притирать клапаны

    • 1.1 Почему важно поддерживать правильный уровень компрессии в двигателе

  • 2 Когда пора задуматься о притирке

  • 3 Как проверить клапаны ВАЗа на герметичность прилегания

  • 4 Основные методы притирки

  • 5 Притираем клапаны в домашних условиях

    • 5. 1 Видео: притирка клапанов вручную без инструментов

  • 6 Берём в руки шуруповёрт

    • 6.1 Притирка клапанов со стороны камеры сгорания

    • 6.2 Как притереть клапаны сверху

    • 6.3 Видео: как притереть клапаны дрелью

  • 7 Нюансы, о которых стоит знать

  • 8 Проверка качества выполненной работы

    • 8.1 Небольшое отступление о притирочных пастах

Для чего нужно притирать клапаны

Приведённые ниже способы решения задачи ориентированы в большей мере на владельцев ВАЗовской классики (ВАЗ 2101–2106), но и в случае с моделями ВАЗ 2108–2109 процесс мало чем будет отличаться. Во многих пунктах он вообще универсален.

Чаще всего с необходимостью притирки клапанов сталкиваются при капитальном ремонте двигателя. Заменены поршневые кольца с прокладками, установлены прочие важные компоненты, так что теперь самое время проверить клапаны на герметичность: так выявляется необходимость их притирки.

Следует также помнить, что эта процедура будет нелишней и при проведении иных ремонтных работ. В частности, тех, при которых происходит демонтаж блока цилиндров. Всегда лучше перестраховаться.

Почему важно поддерживать правильный уровень компрессии в двигателе

Одной из важнейших качественных характеристик работы мотора является наличие в камерах сгорания цилиндров рекомендуемого производителем уровня компрессии. Зависит эта характеристика от:

  • степени износа самого цилиндра, его поршневых колец, а также поршня;
  • качества и целостности уплотняющей прокладки, находящейся между ГБЦ и непосредственно блоком цилиндров;
  • насколько плотно впускные клапаны, а вместе с ними и выпускные прилегают к своим посадочным сёдлам во избежание пропуска газов через зазоры.

В идеале во всех цилиндрах компрессия должна быть на одном уровне.

А так как износ компонентов поршневой группы практически одинаков, то факт обнаружения в цилиндрах отличной друг от друга компрессии может свидетельствовать о плохой работе клапанов.

По величине компрессии можно предварительно судить о состоянии двигателя: если в цилиндах она неодинакова, пора притирать клапаны

Когда пора задуматься о притирке

Признаки появления неисправности может заметить даже начинающий автолюбитель:

  • двигатель начинает «троить»;
  • мотор машины работает неравномерно;
  • обрастание нагаром свечей;
  • пониженный уровень компрессии.

Сам же процесс притирки состоит в том, что рабочая область клапана на тарелке притирается к своему посадочному седлу.

Как проверить клапаны ВАЗа на герметичность прилегания

Опытные автомеханики рекомендуют проверять герметичность соединения следующим образом:

  1. Для начала головка блока цилиндров переворачивается таким образом, чтобы камеры сгорания смотрели вверх.
  2. Затем берётся шприц и впрыскивается немного солярки или керосина (лучше — керосина) в каждую из камер.
  3. Если при закрытом клапане жидкость начинает убывать, то делается вывод о том, что клапан к своему седлу прилегает недостаточно плотно.

Основные методы притирки

Притирать клапаны можно с использованием специализированного оборудования или подсобного инструмента:

  • Первым вариант — использование автоматизированного станка. В этом случае даже притирки как таковой нет: просто нарезается фаска клапана и седла, чем обеспечивается максимально жёсткая центровка и точность сопряжения. На выходе получаем высокопрочный профиль, способный обеспечить отличную работу мотора.

Автоматизированный процесс притирки клапанов на станке

Специальный ключ для ручной притирки клапанов упростит ручную работу

Притираем клапаны в домашних условиях

Чтобы провести работу быстро и получить качественный результат, необходимо соблюдать такую последовательность действий:

  1. Разобранная ГБЦ устанавливается на верстак и надёжно закрепляется.
  2. Нужный клапан размещается на своём месте, а в инструменте фиксируется его стержень.
  3. На контактную зону клапана со своим седлом наносится слой притирочной пасты.
  4. Затем клапан размещается таким образом, чтобы полностью отсутствовали просветы.
  5. Делаются круговые движения по часовой стрелке и против.
  6. Спустя некоторое время клапан переворачивается, новым слоем наносится абразивная паста и возобновляется вращение.
  7. Процесс притирки продолжается до тех пор, пока на седле клапана и его тарелке не образуется матовая однородная полоска толщиной 1,5–2,0 миллиметра.

Видео: притирка клапанов вручную без инструментов

Метод сам по себе довольно утомительный. Зато позволяет полностью контролировать процесс притирки и отслеживать получаемый результат.

Берём в руки шуруповёрт

Так как далеко не все располагают нужным количеством свободного времени, терпения и усидчивости, народными умельцами был внедрён ещё один метод с использованием шуруповёрта.

Ещё часто рекомендуют дрель, но у её патрона значительно выше обороты вращения, что не лучшим образом может сказаться на итоговом результате. Так что если всё же останавливаться на дрели, то брать нужно инструмент с возможностью регулировки оборотов и функцией реверса. Притирать клапаны в данном случае можно либо через камеры сгорания, либо просто сверху.

Притирка клапанов со стороны камеры сгорания

Работа выполняется в такой последовательности:

  • Первым делом изготовливаются из металла небольшие сплошные шайбы диаметром чуть меньше, чем у клапанных тарелок. По центру этих шайб прорезаются отверстия, как для плоской отвёртки.
  • Используя расплавленный битум (или его аналоги), шайбы с прорезями прикрепляются на тарелки клапанов.
  • ГБЦ переворачивается камерами сгорания вверх, ставится на своё место необходимый клапан и на притираемый участок наносится слой пасты.
  • В патрон дрели крепится стержень с окончанием, как у плоской отвёртки.
  • Плоское окончание стержня вставляется в разрез шайбы и на малых оборотах дрели начинается притирка клапана.
  • В каждую сторону клапан проворачивается около десяти раз. Надо также помнить, что при изменении направления вращения следует заново наносить абразивную пасту.
  • После процедуры на клапан цепляется его пружина.
  • Снять шайбу с клапана можно путём его нагрева.
  • Оставшийся битум удаляется растворителем, бензином или схожими средствами.

Как притереть клапаны сверху

Весь процесс практически полностью идентичен методу вручную. Главное отличие здесь в том, клапан вращается при помощи инструмента. Кое-кто стержень клапана напрямую крепит в патроне дрели, но для большей эффективности и безопасности в патрон лучше вставить стержень диаметром близким с таковым у стержня клапана. Затем берётся примерно 10-сантиметовый отрезок резиновой трубки и с её помощью соединяются упомянутые стержни. Для пущей надёжности следует резиновую трубку обжать на концах хомутами.

Минимально-необходимый инструмент для притирки клапанов дрелью

Видео: как притереть клапаны дрелью

Нюансы, о которых стоит знать

Опытному ремонтнику приведённые ниже советы могут показаться излишнимися, но начинающему мастеру стоит обязательно запомнить следующее:

  1. Все рокеры (стоящие на клапанах кулачки) лучше сразу не снимать. Необходимо, чтобы каждый клапан получил обратно свой же рокер. Во время работы двигателя кулачок распредвала и соответствующий ему рокер притираются и если их «разлучить», то могут появиться неприятные щелчки при работе клапанов, несмотря на то, что они перед этим были как следует отрегулированы.
  2. И также надо понимать, что каждый клапан должен вернуться на своё место. Менять их местами даже после притирки будет не самой лучшей идеей.
  3. В работе можно использовать различные абразивные пасты. Начать можно с самых крупных и закончить самыми мелкими. Это позволит улучшить получаемый результат.
  4. Для лучшего прилегания на финишном этапе иногда предлагается использовать машинное масло.

Притирка клапанов осуществляется с использованием различных абразивных паст

Проверка качества выполненной работы

Проверить, насколько герметично прилегают клапаны можно, как уже говорилось вначале, при помощи керосина. Это самый распространённый метод. Клапаны собираются, на них устанавливаются пружины, затем блок головок переворачивается так, чтобы камеры сгорания смотрели вверх. После этого головка цилиндра, где надо проверить притёртые клапаны, заполняется керосином. Если по прошествии 10–15 минут протечек не произошло, то можно переходить к притирке следующих «клиентов».

Не менее надёжным будет использование вакуум-тестера. Прибор подключается к отверстиям со стороны впускного и выпускного коллекторов. Если показания манометра ниже необходимых, значит, плотность прилегания клапанов недостаточна и нужно повторить их притирку.

Есть ещё метод с применением карандаша. Для этого на рабочую кромку седла клапана вдоль всей окружности наносятся линии. Следующим шагом будет установить клапан на своё место, прижать его и провернуть пару раз по часовой стрелке и обратно. После этого достаём клапан и смотрим на сделанные карандашом отметки. Всё в порядке, если линии исчезли и поверхность закрасилась равномерно. При наличии неровностей притирку следует продолжить.

Наглядное сравнение притёртого и непритёртого клапанов

Небольшое отступление о притирочных пастах

Как ни притирай клапаны, но нужно ещё понимать, что двигатель автомобиля всё равно «доведёт их под себя». Можно потратить кучу времени и сил, добиваясь идеального результата, а после запуска мотора (спустя несколько часов) герметичность клапанов станет хуже. А можно всё небрежно и по-быстрому сделать, а через некоторое время плотность прилегания клапанов только улучшиться.

В итоге окажется, что двигатель приработал клапаны до некоего своего «удобного» состояния. Вследствие этого бытует мнение, что возня с разными пастами и прочей финишной доводкой до идеального результата является не чем иным, как пустой тратой времени.

Вовремя и правильно проведённая притирка клапанов обеспечит чёткую и выверенную работу двигателя. При капитальном ремонте эта процедура одна из обязательных к исполнению. Задача не является особо сложной, кроме того, всегда можно обратиться за советом к более опытным товарищам или мастерам.

  • Автор: Александр Черноморченко