Сделать плуг для мотоблока своими руками: размеры и чертежи самодельных плугов. Как сделать оборотный и роторный плуги? Особенности доработки и крепления

Содержание

как сделать плуг для мотоблока своими руками, чертежи, описание, фото

Оглавление:

  • Делаем плуг для мотоблока своими руками
  • Плуг для мотоблока своими руками, чертежи
  • Плуг поворотный для мотоблока, самодельный
  • Размеры плуга для мотоблока
  • Как установить плуг на мотоблок
  • Регулировка плуга на мотоблоке
  • Как отрегулировать плуг на мотоблоке видео
  • Как сделать роторный плуг для мотоблока своими руками
  • Как сделать плуг для мотоблока своими руками видео

Делаем плуг для мотоблока своими руками

При помощи мотоблока могут выполняться самые различные сельхозработы, как то: пахота, покос, посев, посадка и выкапывание картофеля, моркови, лука окучивание и др. Но для каждой из этих работ потребуется специально предназначенный для нее сельскохозяйственный инструмент. Вот здесь то и возникает вопрос о том, что выгоднее: купить готовый плуг, или изготовить плуг для мотоблока своими руками.

Плуги включают несколько видов, каждый из которых имеет особую конструкцию. Так, сегодня для пахоты мотоблоком используются плуги однокорпусные, либо оборотные, или роторного типа.

Однокорпусный плуг

Однокорпусный плуг отличается наиболее простой конструкцией и наличием огромного числа чертежей его модификаций. Поэтому он представляет собой оптимальный вариант для изготовления своими руками, особенно для тех владельцев мотоблоков, которые не имеют необходимых навыков.

Изготовление самодельного однокорпусного плуга мотоблока не будет представлять каких-либо трудностей. Для него даже не нужно будет иметь какое-либо специализированное оборудование и инструменты. Вполне подойдут те, что хранятся в сарае или в гараже у каждого уважающего себя хозяина.

Плуг для мотоблока своими руками чертежи

Исходя из опыта людей которые делали плуг для мотоблока своими руками и чертежи, то нужно сделать лемех плуга съемным, чтобы затачивать его перед пахотой.

 

[textmarker color=»C20000″]Лучший материал для изготовления режущей части плуга для мотоблока- легированная сталь 9ХС, идущая на диски циркулярных пил. [/textmarker]

Сгодится и сталь 45, которая доводится до твердости HRC 50-55 закалкой. Если к вас есть только рядовая сталь, например углеродистая Ст.5, не подлежащая термической обработке, то ее тоже можно приспособить для резки пласта земли, отбив режущую кромку холодного лемеха на наковальне, и затем наточив ее.

Отвал для плуга мотоблока

Способ изготовления отвала №1. Рабочей поверхности отвала должна быть придана цилиндроидальная форма. Если есть листогибочные вальцы, то придать заготовке требуемую форму нетрудно.

Чтобы этого добиться, заготовку отвала, вырезанную газовой или электросваркой (либо ножницами) из стального листа толщиной 3-4 мм, подают на вальцы под углом 20°-23°, выгибают её, а затем молотком придают требуемую форму по шаблону.

Чертеж отвала плуга из листа стали 3 мм

Способ №2. Заготовкой для отвала может быть стальная труба с диаметром 550-600 мм и с толщиной стенки 4-5 мм. Вначале из плотного картона изготавливают шаблон отвала, затем шаблон прикладывается к трубе так, чтобы нижняя образующая шаблона отвала составляла с образующей цилиндрической трубы угол 20-23°.

Контур отвала рисуется мелом, затем он вырезается газовой сваркой и обрабатывается наждаком. Если необходимо, то форму отвала доводят молотком по имеющемуся шаблону.

Форма отвала плуга из трубы с диаметром 550-600 мм и с толщиной стенки 4-5 мм

Способ №3. Самым трудоемким способом получения отвала является помещение его заготовки в горн для нагрева (или нагрев ее другим способом). Затем заготовку гнут по матрице, в качестве которой можно брать отвал от другого плуга.

Материалом корпуса плуга служит стальной лист марки Ст.3-Ст.10 с толщиной 3 мм.

Чертеж деталей плуга:

  • а – лемех из легированной стали;
  • б — боковой щиток стойки, Ст3;
  • в — распорная пластина, Ст3;
  • г — пластина основания плуга, Ст3;
  • д — полевая доска, уголок 30х30 мм;
  • е — стойка, труба диаметром 42 мм

Рекомендуем вначале выполнить части плуга из плотного картона и соединить их между собой склеиванием с выдерживанием соответствующих углов. Так, значения угла альфа на разных частях корпуса плуга составят от 25° до 130°, значения угла гамма — от 42° до 50°. Если самодельная модель плуга из картона устроила вас по всем параметрам, смело начинайте работу с металлом.

Когда стальные части плуга будут сделаны, то для сборки его корпуса будет нужен вспомогательный лист стали толщиной 2-3 мм с размерами 500х500 мм, а также потребуется сварочный аппарат. На вспомогательном листе с отступом от краев 40 мм откладывается угол γ0.

Сборка плуга

  • 1 — лемех;
  • 2 — боковой щиток стойки;
  • 3 – вспомогательный лист 2-3 мм

С использованием клиньев с углом α0=25° на вспомогательный лист устанавливается лемех и приваривается к листу точечно с двух сторон.

С лемехом стыкуется боковой щиток стойки в вертикальном положении так, чтобы его край заходил за край лемеха на 5-8 мм, при этом поднят боковой щиток должен быть выше, чем лезвие лемеха (то есть выше вспомогательного листа) на 6-10 мм, чтобы не мешать лемеху подрезать землю. Щиток также слегка приваривается к лемеху и к вспомогательному листу.

Затем к лемеху максимально плотно и без зазора прикладывается отвал, чтобы их поверхности были одним целым. Угол между верхним обрезом отвала и лезвием лемеха равен (γmax − γ0) = 6-8°.

Крепление лемеха плуга

  1. — лемех;
  2. — винт с потайной головкой М8;
  3. — отвал;
  4. — пластина основания;
  5. — уголок 30х30х90 мм;
  6. — гайка М8

Если обнаруживается, что углы и/или поверхности не соответствуют, то отвал дорабатывается молотком. После подгонки отвала к лемеху он сзади прихватывается сваркой как к лемеху, так и к боковому щитку. Затем боковой щиток сваривается с распорной планкой и пластиной основания, к последней сваркой прихватываются упорные уголки для лемеха.

Плуг еще раз подвергается осмотру и сваривается капитально, при этом вспомогательный лист, используемый для сборки плуга, отделяется от его корпуса зубилом или «болгаркой» с отрезным диском. Упорные уголки лемеха капитально привариваются к пластине основания. Затем все сварные швы зачищаются, а поверхности отвала и лемеха обрабатываются шлифшкуркой.

Плуг поворотный для мотоблока, самодельный

Поворотный плуг — универсален, применяется на мотоблоках, содержит на стандартной одинарной сцепке ручной поворотный механизм. Как известно, при пахоте почвы обычным плугом за один проход пласт земли переворачивается лемехом в одну сторону. Чтобы земля следующего ряда переворачивалась в ту же сторону приходится возвращаться к началу предыдущего ряда и начинать с той же стороны участка.

[textmarker color=»C20000″]Поворотный плуг позволит вам выполнять пахоту гораздо быстрее — в конце ряда вы после разворота мотоблока просто разворачиваете лемех в другую сторону и продолжаете обработку почвы.[/textmarker]

Размеры плуга для мотоблока

Поворотный плуг характеризуется наличием трех конструктивных плоскостей: нижней горизонтальной плоскости полозка, боковой вертикальной плоскости полозка и передней отвальной плоскости.

Если после снятия лемеха и отвала плуг поставить на горизонтальный стол, вплотную придвинутый к стене, и прижать его боковую поверхность к вертикальной стене, то поверхность стола совпадет с нижней горизонтальной плоскостью полозка, а вертикальная стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.

  • Первым условием хорошего плуга является расположение нижнего режущего края установленного лемеха на 10…20мм ниже нижней горизонтальной плоскости полозка.
  • Вторым условием хорошего плуга является составление боковым режущим краем установленного лемеха прямой линии с боковым режущим краем отвала, причем оба они должны выступать на 10мм за боковую вертикальную плоскость полозка.
  • Третье условием хорошего плуга является примыкание передней рабочей поверхности лемеха к отвалу в одной плоскости и без зазора. Они не должны иметь выступающих крепёжных элементов, но должны быть заполированы и блестеть, как зеркало.

По завершении работ с плугом рекомендуется полированные поверхности очистить от грунта, полить машинным маслом или смазать Литолом-24 и растереть ветошью.

Это позволит защитить полированные поверхности от коррозии.

Четвёртым условием хорошего плуга является ровная тыльная сторона лемеха, составляющая с плоской поверхностью установки плуга угол 15…20 градусов, равный заднему углу установленного лемеха.

Боковые режущие кромки лемеха и отвала также должны иметь задние углы 10…20 градусов с боковой плоскостью борозды, причем боковая режущая кромка отвала может быть закругленной.

Как установить плуг на мотоблок

Прежде чем начинать настройку плуга, необходимо подготовить сам мотоблок и установить плуг на мотоблок. Для этого мотоблок помещается на место проведения работ, колеса с резиновыми шинами снимаются и устанавливаются стальные грунтозацепные колеса. Делается это с целью уменьшения буксования мотоблока при пахоте из-за сопротивления грунта.

После этого приступают к присоединению к навесному устройству имеющегося плуга мотоблока. Гайки крепления при этом следует затягивать не полностью, чтобы иметь возможность регулировки агрегата. Затем выполняется фиксация агрегата к крепежной серьге мотоблока двумя стальными штырями. По окончании этих операций можно начинать операцию регулировки плуга.

Регулировка плуга на мотоблоке

Регулировка плуга на мотоблоке должна проводиться с максимальным соблюдением правил, ведь от нее прямо зависит качество вспашки. Она осуществляется следующими этапами.

Сначала колеса мотоблока ставятся на специально для этого подготовленные подставки и проводится его балансировка. Высота этих подставок прямо определяет глубину вспахивания (высота подставок для вспахивания мерзлого грунта должна быть не более 20-25см, для весеннего грунта – 15-20 см).

После этого регулировочными болтами выставляется угол наклона плуга так, чтобы его «пятка» была расположена параллельно поверхности земли.

После закрепления плуга, мотоблок снимают с подставок и ставят на грунт. Руль его выставляют таким образом, чтобы ручки управления находились на высоте пояса пахаря.

Последний этап регулировки плуга состоит в оценке правильности его настройки. Для этого проводят контрольную вспашку в виде двух – трех борозд с измерением глубины среза и качества отвала грунта, а также расстояния между бороздами. В случае, если расстояние между бороздами превышает 10 см, или они перекрывают друг-друга, регулировку требуется выполнять повторно.

Как отрегулировать плуг на мотоблоке видео

Как сделать роторный плуг для мотоблока своими руками

Эта модель полностью отлична от всех других моделей плугов. Такой роторный плуг для мотоблока, включает нескольких изогнутых лемехов, установленных на одну ось. При работе ось плуга вращается от вала отбора мощности мотоблока и переворачивает грунт.

Роторный плуг к мотоблоку обрабатывает почву до глубины 25-30 см при малых затратах физических сил работника.

Работать с мотоблоком, оснащенным роторным плугом проще, чем с обычным плугом, так он позволяет передвижение не только по прямым линиям, но и по кривым, что облегчает обработку участков со сложной геометрией.

Сейчас многими аграриями ведутся споры о том насколько эффективна работа роторного плуга, но он все больше набирает популярность у дачников при обработке заплетенной корнями и заросшей почвы.

Как сделать плуг для мотоблока своими руками видео

Как сделать плуг для мотоблока своими руками чертежи, фото, видео


Делаем плуг для мотоблока своими руками

При помощи мотоблока могут выполняться самые различные сельхозработы, как то: пахота, покос, посев, посадка и выкапывание картофеля, моркови, лука окучивание и др.

Но для каждой из этих работ потребуется специально предназначенный для нее сельскохозяйственный инструмент. Вот здесь то и возникает вопрос о том, что выгоднее: купить готовый плуг, или изготовить плуг для мотоблока своими руками.

Плуги включают несколько видов, каждый из которых имеет особую конструкцию. Так, сегодня для пахоты мотоблоком используются плуги однокорпусные, либо оборотные, или роторного типа.

Однокорпусный плуг

Однокорпусный плуг отличается наиболее простой конструкцией и наличием огромного числа чертежей его модификаций. Поэтому он представляет собой оптимальный вариант для изготовления своими руками, особенно для тех владельцев мотоблоков, которые не имеют необходимых навыков.

Изготовление самодельного однокорпусного плуга мотоблока не будет представлять каких-либо трудностей. Для него даже не нужно будет иметь какое-либо специализированное оборудование и инструменты. Вполне подойдут те, что хранятся в сарае или в гараже у каждого уважающего себя хозяина.

Полезные советы и рекомендации

Если решено соорудить хороший плуг для мотоблока своими руками, то стоит прислушаться к полезным рекомендациям от опытных мастеров.

Если планируется соорудить двухкорпусный плуг, то следует помнить, что в нем должно присутствовать два лемеха. Указанное приспособление можно пускать в ход для вспашки почв различного типа

Это лучший экземпляр для работы с застоявшимся грунтом. При изготовлении поворотного плуга очень важно проследить за тем, чтоб краешки отвала и лемеха совпадали. Эти элементы соединяются максимально плотно и крепко

Не должно быть просветов и заметных щелей. После использования плуга его необходимо очищать от любых загрязнений и налипших частиц. Только при соблюдении данного правила можно говорить о долговечности конструкции и ее износостойкости. Да и режущую пластину тогда постоянно точить не придется. Устанавливать плуг на саму сельхозтехнику будет в разы удобнее, если выставить мотоблок на подставки Это могут быть не только специальные опоры, но и простые кирпичи или камни/доски. Особое внимание уделяют уже сооруженному плугу. Если в нем есть только одно соединение на болтах и только одно отверстие, то отрегулировать его не получится.

Плуг, имеющий опорное колесо, желательно собирать на стальном листе. Все поверхности необходимо будет очистить и отполировать. Заднюю поверхность приваренного лемеха делают максимально ровной. Популярные роторные виды плуга в большинстве случаев изготавливаются с дисковыми механизмами, но встречаются и барабанные, лопатчатые и шнековые экземпляры. Подобные конструкции просто незаменимы при заделке удобрений и борьбе с сорняками. Для самостоятельных работ желательно использовать только высококачественные слесарные инструменты. С ними надо уметь работать. Потребуется хотя бы минимальный опыт. Не надо забывать время от времени обрабатывать рабочую кромку изготовленного плуга

Так ее работа будет более эффективной. При самостоятельном изготовлении плуга для мотоблока важно строго придерживаться выбранной технологии и составленных чертежей. Малейшая ошибка или упущение, которые могут казаться незначительными, способны привести к некачественной работе конструкции

Тогда потребуется ее доработка.

О том, как настроить плуг для мотоблока, смотрите в следующем видео.

Плуг для мотоблока своими руками чертежи

Исходя из опыта людей которые делали плуг для мотоблока своими руками и чертежи, то нужно сделать лемех плуга съемным, чтобы затачивать его перед пахотой.

Лучший материал для изготовления режущей части плуга для мотоблока- легированная сталь 9ХС, идущая на диски циркулярных пил.

Сгодится и сталь 45, которая доводится до твердости HRC 50-55 закалкой. Если к вас есть только рядовая сталь, например углеродистая Ст.5, не подлежащая термической обработке, то ее тоже можно приспособить для резки пласта земли, отбив режущую кромку холодного лемеха на наковальне, и затем наточив ее.

Отвал для плуга мотоблока

Способ изготовления отвала №1. Рабочей поверхности отвала должна быть придана цилиндроидальная форма. Если есть листогибочные вальцы, то придать заготовке требуемую форму нетрудно.

Чтобы этого добиться, заготовку отвала, вырезанную газовой или электросваркой (либо ножницами) из стального листа толщиной 3-4 мм, подают на вальцы под углом 20°-23°, выгибают её, а затем молотком придают требуемую форму по шаблону.

Чертеж отвала плуга из листа стали 3 мм

Способ №2. Заготовкой для отвала может быть стальная труба с диаметром 550-600 мм и с толщиной стенки 4-5 мм. Вначале из плотного картона изготавливают шаблон отвала, затем шаблон прикладывается к трубе так, чтобы нижняя образующая шаблона отвала составляла с образующей цилиндрической трубы угол 20-23°.

Контур отвала рисуется мелом, затем он вырезается газовой сваркой и обрабатывается наждаком. Если необходимо, то форму отвала доводят молотком по имеющемуся шаблону.

Форма отвала плуга из трубы с диаметром 550-600 мм и с толщиной стенки 4-5 мм

Способ №3. Самым трудоемким способом получения отвала является помещение его заготовки в горн для нагрева (или нагрев ее другим способом). Затем заготовку гнут по матрице, в качестве которой можно брать отвал от другого плуга.

Материалом корпуса плуга служит стальной лист марки Ст.3-Ст.10 с толщиной 3 мм.

Чертеж деталей плуга:

  • а – лемех из легированной стали;
  • б — боковой щиток стойки, Ст3;
  • в — распорная пластина, Ст3;
  • г — пластина основания плуга, Ст3;
  • д — полевая доска, уголок 30х30 мм;
  • е — стойка, труба диаметром 42 мм

Рекомендуем вначале выполнить части плуга из плотного картона и соединить их между собой склеиванием с выдерживанием соответствующих углов. Так, значения угла альфа на разных частях корпуса плуга составят от 25° до 130°, значения угла гамма — от 42° до 50°. Если самодельная модель плуга из картона устроила вас по всем параметрам, смело начинайте работу с металлом.

Когда стальные части плуга будут сделаны, то для сборки его корпуса будет нужен вспомогательный лист стали толщиной 2-3 мм с размерами 500х500 мм, а также потребуется сварочный аппарат. На вспомогательном листе с отступом от краев 40 мм откладывается угол γ0.

Сборка плуга

  • 1 — лемех;
  • 2 — боковой щиток стойки;
  • 3 – вспомогательный лист 2-3 мм

С использованием клиньев с углом α0=25° на вспомогательный лист устанавливается лемех и приваривается к листу точечно с двух сторон.

С лемехом стыкуется боковой щиток стойки в вертикальном положении так, чтобы его край заходил за край лемеха на 5-8 мм, при этом поднят боковой щиток должен быть выше, чем лезвие лемеха (то есть выше вспомогательного листа) на 6-10 мм, чтобы не мешать лемеху подрезать землю. Щиток также слегка приваривается к лемеху и к вспомогательному листу.

Затем к лемеху максимально плотно и без зазора прикладывается отвал, чтобы их поверхности были одним целым. Угол между верхним обрезом отвала и лезвием лемеха равен (γmax − γ0) = 6-8°.

Крепление лемеха плуга

  1. — лемех;
  2. — винт с потайной головкой М8;
  3. — отвал;
  4. — пластина основания;
  5. — уголок 30х30х90 мм;
  6. — гайка М8

Если обнаруживается, что углы и/или поверхности не соответствуют, то отвал дорабатывается молотком. После подгонки отвала к лемеху он сзади прихватывается сваркой как к лемеху, так и к боковому щитку. Затем боковой щиток сваривается с распорной планкой и пластиной основания, к последней сваркой прихватываются упорные уголки для лемеха.

Плуг еще раз подвергается осмотру и сваривается капитально, при этом вспомогательный лист, используемый для сборки плуга, отделяется от его корпуса зубилом или «болгаркой» с отрезным диском. Упорные уголки лемеха капитально привариваются к пластине основания. Затем все сварные швы зачищаются, а поверхности отвала и лемеха обрабатываются шлифшкуркой.

Строение и виды плугов

Чтобы сделать плуг своими руками, необходимо иметь информацию о его строении и назначении частей. Чаще всего используются пахотные орудия общего назначения. Он состоит из нескольких частей, которые можно условно разделить на рабочие и вспомогательные:

  • вспомогательные:
      рама — основа, на которой все смонтировано, состоит из продольных брусьев, балок жесткости и распорок;
  • опорное регулируемое по высоте колесо;
  • навеска — система крепления к трактору или другому движущемуся средству.
  • Как работает такой плуг? Предплужник снимает верхний пласт земли с растущими на нем растениями, переворачивает его и укладывает на дно борозды, которая является результатом работы корпуса. Корпус с оснасткой отрезает часть грунта со стороны борозды, рыхлит его, оборачивает не определенный угол (зависит от конструкции), укладывает поверх перевернутого слоя дерна (уложенного предплужником). Чтобы выровнять стенку борозды, перед последним корпусом плуга ставят нож.

    Плуги общего назначения могут обеспечить глубину вспашки от 20 см до 30 см, лемешные — от 16 см (у них также отсутствуют нож и предплужник).

    Корпуса

    По количеству корпусов плуги бывают однокорпусные, двухкорпусные и многокорпусные. Корпус состоит из нескольких частей:

    Лемех и отвал — это рабочая поверхность — эта часть отвечает за качество и вид вспашки. Пласт почвы подрезается лемехом, по нему он поднимается к отвалу. Тут почва крошится и переворачивается. Степень поворота пласта зависит от формы отвала. Внизу корпуса прикреплена полевая доска. Ее задача — не давать плугу смещаться в сторону уже вспаханного участка.

    Если вы собираетесь сделать плуг своими руками, необходимо выбрать конструкцию с учетом типа почвы, которую собираетесь обрабатывать. Плужные корпуса бывают:

  • Безотвальные. Используются в засушливом климате для сохранения влаги и в регионах с риском ветровой эрозии.
  • Вырезной. Пригоден для грунтов с небольшим пахотным горизонтом. Нижняя часть только рыхлится, не поднимаясь наружу, верхняя — снимается и отбрасывается на предыдущую борозду, в которой лежит взрыхленный при предыдущем проходе подзолистый слой.
  • С почвоуглубителем. Применяют в основном на малоплодородных землях. Почвоуглубитель рыхлит подзолистый слой, что способствует увеличению толщины плодородного слоя.
  • С выдвижным долотом. Используют на глинах, суглинках, почва с большим количеством камней. Долото, закрепленное на стойке перед лемехом не дает повредить режущую кромку. По мере стачивания, долото выдвигают вперед — для этого на нем есть специальные отверстия.


    Дисковый тракторный плуг

  • Дисковый. С его помощью обрабатывают переувлажненные почвы, хорош он и при большом количестве корней.
  • Планируя сделать плуг своими руками, конструкцию корпуса плуга выбирают исходя из типа почвы и поставленных целей. Иногда выбор зависит от типа выращиваемых насаждений. Например, под корнеплоды требуется усиленное рыхление, которое ни один из приведенных выше плужных корпусов не дает. Тогда используется специальный — комбинированный. Он имеет укороченные отвал и лемех, а также ротор. При вспашке ротор дополнительно измельчает землю, которая поступает с лемеха.

    Отвал

    Плужный отвал — одна из рабочих частей плуга (составляющая корпуса). Его работа — отрезать от стенки пласт почвы, крошить ее и переворачивать (оборачивать). То есть, во многом от качества отвала зависит насколько хорошо будет подготовлена почва. При самостоятельном изготовлении плуга это стоит помнить.


    Форма и чертеж отвала из листовой стали толщиной 3 мм

    Изготавливают отвал из листовой углеродистой стали или специальной трехслойной. Имеет он сложную изогнутую форму, от которой зависит степень измельчения почвы и ее оборот. Конструктивно различают в плужном отвале грудь и крыло (носик).

    Грудь отвала отрезает от стенки борозды пласт почвы, дробит ее, начинает оборачивать срезанный пласт. Крыло отвала заканчивает оборот. Как видите, основную часть работы выполняет грудь, потому и изнашивается, в среднем, в два раза быстрее. Потому делают отвал состоящим из двух частей. В таком случае при сильном износе грудь отвала можно заменить. Еще один нюанс: на заводе для снижения трения пласта о поверхность, ее полируют.


    Типы отвалов

    Есть четыре основные формы отвала, каждая из которых придает определенные характеристике вспашке:

    • Культурный отвал. Хорошо крошит пласт и довольно полно оборачивает его. Применяется для вспашки больших площадей давно освоенных земель.
    • Цилиндрический. Хорошо крошит почву, но плохо оборачивает. В результате растительные остатки в этом случае равномерно перемешиваются с почвой. Используют подобный отвал на легких почвах.
    • Полувинтовые и винтовые. Оборачивают пласт полностью (растительные остатки укладываются корнями вверх), но очень плохо крошат. После вспашки плугом с таким отвалом, поле имеет ярко выраженные «волны». Перед посевом его необходимо дополнительно обработать — выровнять (бороны, фрезы и т.д.).

    При выборе материалов, учтите, что и отвал и лемех должны иметь почти одинаковую толщину: допустимая величина «ступеньки» — 1 мм. Также очень небольшим может быть зазор на стыке лемеха и отвала — не более 0,5 мм.

    Лемех

    Чтобы изготовить плуг своими руками необходимо определиться с формой лемеха. Лемех — это част, подрезающая пласт земли, по нему также срезанный слой почвы поднимается и попадает на отвал. Для его изготовления используется высокопрочная закаленная сталь.

    Располагают лемех следующим образом:

    • к дну борозды под углом 22-30°;
    • выбор угла наклона по отношению к плоскости борозды зависит от типа отвала: для культурного отвала — 40°;
    • цилиндрического — 45°;
    • винтового и полувинтового — 35°.

    Такое расположение дает наименьшее сопротивление при продвижении, при этом лезвие хорошо подрезает корешки, разбивает комки земли, которые скользят по его поверхности.


    Формы лемехов

    Лемехи бывают разной формы (на фото выше). Делая плуг своими руками, их выбирают в зависимости от типа почвы и сложности изготовления:

    • Трапециевидный. Самый простой в изготовлении, хорош тем, что при его применении дно борозды получается ровным. Недостаток — быстрый износ и сложность при заглублении. Потому чаще всего трапециевидные лемехи используются на давно обрабатываемых землях. Чтобы компенсировать быстрый износ, на обратной стороне делают некоторый запас материала — магазин. При очередной его оттяжке часть запаса уходит.
    • Зубчатый и с выдвижным долотом. Эти типы лемехов используют на тяжелых почвах (глина, суглинки) и там, где много камней.
    • Долотообразный. Отличается наличием острого, выдвинутого вперед выступа-носика. Это выступ выдается в сторону поля на 5 мм и вниз на 10 мм. Подобный изгиб способствует тому, что плуг с таким лемехом лучше и быстрее заглубляется и идет ровнее. Для компенсации износа также делают «магазин» — запас длины. Применяют плуги с долотообразным лемехом на тяжелых почвах.

    Из всех этих видов наиболее распространены долотообразные лемехи. Они более устойчивы в работе, с ними нет проблем при заглублении: плуг легко опускается на нужную глубину.


    Размеры отвала из толстостенной трубы диаметром 50-60 мм (подойдет газовый баллон)

    По мере износа, лемехи оттягивают- затачивают режущую кромку. Делают это регулярно, так как при тупом лезвии (ширина более 3 мм), сопротивление плуга возрастает в на 50%. Потому выгоднее вовремя осматривать и обслуживать оборудование.

    Плуг поворотный для мотоблока, самодельный

    Поворотный плуг — универсален, применяется на мотоблоках, содержит на стандартной одинарной сцепке ручной поворотный механизм. Как известно, при пахоте почвы обычным плугом за один проход пласт земли переворачивается лемехом в одну сторону. Чтобы земля следующего ряда переворачивалась в ту же сторону приходится возвращаться к началу предыдущего ряда и начинать с той же стороны участка.


    Поворотный плуг позволит вам выполнять пахоту гораздо быстрее — в конце ряда вы после разворота мотоблока просто разворачиваете лемех в другую сторону и продолжаете обработку почвы.

    Размеры плуга для мотоблока

    Поворотный плуг характеризуется наличием трех конструктивных плоскостей: нижней горизонтальной плоскости полозка, боковой вертикальной плоскости полозка и передней отвальной плоскости. Если после снятия лемеха и отвала плуг поставить на горизонтальный стол, вплотную придвинутый к стене, и прижать его боковую поверхность к вертикальной стене, то поверхность стола совпадет с нижней горизонтальной плоскостью полозка, а вертикальная стена с боковой вертикальной плоскостью полозка.

    • Первым условием хорошего плуга является расположение нижнего режущего края установленного лемеха на 10…20мм ниже нижней горизонтальной плоскости полозка.
    • Вторым условием хорошего плуга является составление боковым режущим краем установленного лемеха прямой линии с боковым режущим краем отвала, причем оба они должны выступать на 10мм за боковую вертикальную плоскость полозка.
    • Третье условием хорошего плуга является примыкание передней рабочей поверхности лемеха к отвалу в одной плоскости и без зазора. Они не должны иметь выступающих крепёжных элементов, но должны быть заполированы и блестеть, как зеркало.

    По завершении работ с плугом рекомендуется полированные поверхности очистить от грунта, полить машинным маслом или смазать Литолом-24 и растереть ветошью. Это позволит защитить полированные поверхности от коррозии.

    Четвёртым условием хорошего плуга является ровная тыльная сторона лемеха, составляющая с плоской поверхностью установки плуга угол 15…20 градусов, равный заднему углу установленного лемеха.

    Боковые режущие кромки лемеха и отвала также должны иметь задние углы 10…20 градусов с боковой плоскостью борозды, причем боковая режущая кромка отвала может быть закругленной.

    Изготовление и крепление рабочих элементов плуга

    Основными элементами однокорпусной конструкции являются отвал и лемех, для создания которых необходима прочная листовая сталь толщиной 3-5 мм. В первую очередь делается лемех, для чего стоит использовать старый диск от «циркулярки», поскольку он производится из высокопрочной стали. Чтобы заточить режущую кромку лемеха, ее следует отбить на наковальне.

    Далее, нужно сделать отвал из металлической трубы диаметром 50-60 см и толщиной стенок порядка 5 мм. Из картона или плотной бумаги создается шаблон, который прикладывают к металлу и обводят по всему контуру мелом. После, по полученным линиям, газосваркой вырезают заготовку, которая доводится до необходимых размеров при помощи «болгарки» или молота и наждака.

    Как установить плуг на мотоблок

    Прежде чем начинать настройку плуга, необходимо подготовить сам мотоблок и установить плуг на мотоблок. Для этого мотоблок помещается на место проведения работ, колеса с резиновыми шинами снимаются и устанавливаются стальные грунтозацепные колеса. Делается это с целью уменьшения буксования мотоблока при пахоте из-за сопротивления грунта.

    После этого приступают к присоединению к навесному устройству имеющегося плуга мотоблока. Гайки крепления при этом следует затягивать не полностью, чтобы иметь возможность регулировки агрегата. Затем выполняется фиксация агрегата к крепежной серьге мотоблока двумя стальными штырями. По окончании этих операций можно начинать операцию регулировки плуга.

    Чертежи и размеры

    Как настоящий конструктор, перед началом работ по созданию плуга вы должны создать его чертёж, ведь это поможет заранее продумать устройство, а также даст возможность не допустить ошибки при сборке. Естественно, вы должны делать свой плуг простым, требующим минимальное количество деталей.

    Советуем ориентироваться на подобные чертежи. Они достаточно просты и, при этом, в них детально расписаны габариты деталей и место установки. Это очень удобно!

    Любой самодельный плуг состоит из таких элементов:

    • Металлической трубы, которая будет несущей частью для функционального отдела устройства;
    • Колёса, чтобы можно было передвигаться по полю;
    • Рабочей режущей части, которая может быть как с лопастями, так и без. Обычно её приходится делать самостоятельно из металла, но можно использовать и режущие части из старых устройств;
    • Механизм крепления к мотоблоку.

    Самодельный плуг из металла для мотоблока по чертежу.

    Регулировка плуга на мотоблоке

    Регулировка плуга на мотоблоке должна проводиться с максимальным соблюдением правил, ведь от нее прямо зависит качество вспашки. Она осуществляется следующими этапами.

    Сначала колеса мотоблока ставятся на специально для этого подготовленные подставки и проводится его балансировка. Высота этих подставок прямо определяет глубину вспахивания (высота подставок для вспахивания мерзлого грунта должна быть не более 20-25см, для весеннего грунта – 15-20 см).

    После этого регулировочными болтами выставляется угол наклона плуга так, чтобы его «пятка» была расположена параллельно поверхности земли.

    После закрепления плуга, мотоблок снимают с подставок и ставят на грунт. Руль его выставляют таким образом, чтобы ручки управления находились на высоте пояса пахаря.

    Последний этап регулировки плуга состоит в оценке правильности его настройки. Для этого проводят контрольную вспашку в виде двух – трех борозд с измерением глубины среза и качества отвала грунта, а также расстояния между бороздами. В случае, если расстояние между бороздами превышает 10 см, или они перекрывают друг-друга, регулировку требуется выполнять повторно.

    Как сделать роторный плуг для мотоблока своими руками

    Эта модель полностью отлична от всех других моделей плугов. Такой роторный плуг для мотоблока, включает нескольких изогнутых лемехов, установленных на одну ось. При работе ось плуга вращается от вала отбора мощности мотоблока и переворачивает грунт.

    Роторный плуг к мотоблоку обрабатывает почву до глубины 25-30 см при малых затратах физических сил работника.

    Работать с мотоблоком, оснащенным роторным плугом проще, чем с обычным плугом, так он позволяет передвижение не только по прямым линиям, но и по кривым, что облегчает обработку участков со сложной геометрией.

    Сейчас многими аграриями ведутся споры о том насколько эффективна работа роторного плуга, но он все больше набирает популярность у дачников при обработке заплетенной корнями и заросшей почвы.

    Что надо учесть?

    Для правильного подбора материалов, изготовления самого плуга, элементов его навески на культиватор необходимо понимать принципы работы устройств, знать их основные параметры.

    Плуг

    При подаче на земельный массив переворачивает верхний пласт грунта. Вспахивание удаляет из почвы сорные растения, повреждает их корневую систему. Почва разрыхляется, делая посев культурных растений эффективным и увеличивая всхожесть.

    Движитель

    Мотокультиватор перемещается по участку за счёт вращения круговых фрез. Подобный способ непригоден для буксировки плуга. Фрезы меняются на металлические колеса с грунтозацепами. Для увеличения сцепления колёс с грунтом внутри колёс могут быть размещены дополнительные грузы.

    Трансмиссия культиватора

    Особых переделок не требует, но узел изначально предназначен для работы с фрезой. Скорость подачи может быть чрезмерной для плуга, возможно проворачивание (буксование) колёс. Полезна в этом случае установка ходоуменьшителя – шкива большего диаметра на коленчатом валу двигателя.

    Элементы навески

    Сцепка используется для соединения платформы культиватора с плугом, окучником, картофелекопателем. Изделия унифицированы под разные модели одного производителя.

    Для повышения устойчивости машины, учёта особенностей земельного участка иногда требуется увеличение колеи грунтозацепов, что решается путём установки удлинителей оси.

    дисковый ручной, как сделать окучник, культиватор, гребнеобразователь, сошка ручная, плуг по чертежам

    Окучивание культур сохраняет плодородие почвы, повышает эффективность возделывания, снижает затраты на удобрения и полив. Без этой процедуры невозможно собрать богатый урожай некоторых овощных культур, особенно картофеля. Но проливать вручную долго и утомительно. Быстрее и экономичнее использовать мотоблок с окучником. Сделать такое устройство можно самостоятельно. Рассмотрим, какие бывают окучники для картофеля для мотоблока и как их сделать своими руками.

    Содержание статьи

    • Что такое окучник для мотоблока: описание и характеристики устройства
    • Какие бывают виды окучников
      • Листер
      • Сдвоенный
      • Голландский
      • Низкообразный
      • Диск
      • Пропеллер
    • Как сделать окучник для картофеля своими руками
      • Инструменты и материалы
      • Сооружаем окучник листерный
      • Сдвоенный
      • Плугообразный
      • Голландский
      • Окучник дисковый ручной для картофеля
      • Пропеллер
    • Советы по эксплуатации
    • Вывод

    Что такое окучник для мотоблока: описание и характеристики устройства окучник а102 а100

    9 которыми вспахивается и обрабатывается почва различной длины и сложности.

    Насадка предназначена для возделывания сельскохозяйственных культур, рыхления, перекопки почвы, борьбы с сорняками. Устройство выполнено из металла, имеет лопасти или оснащено вращающимися дисками, которые крепятся к раме.

    Установите навесное оборудование на мотоблок с помощью специальных креплений. Навесное оборудование обеспечивает разную высоту окучивания и глубину проникновения в землю. Вместе с рыхлением устройство поднимает почву до необходимого уровня и аэрирует. Ширина, высота и угол наклона обвалки зависят от модели.

    Какие бывают виды окучников

    В зависимости от конструктивных особенностей насадки для окучивания подразделяются на несколько видов.

    Список

    Внешне напоминает крылья бабочки. Отличается фиксированной рабочей шириной. За счет острых концов он опускается на заданную глубину.

    Преимущества механизма:

    • простота конструкции;
    • низкое энергопотребление;
    • легкий вес – не требует мощных агрегатов;
    • цена ниже по сравнению с другими видами окучников.

    Сажать картофель важно ровно, строго соблюдая одинаковые междурядья. Устройство плохо работает на мокром и тяжелом грунте.

    Сдвоенный

    Двухрядный или поворотный механизм для нарезки плоских параллельных борозд на больших площадях и их окучивания. Высота гряды варьируется от 10 до 20 см и ограничивается подъемом редуктора относительно уровня почвы.

    Преимущества установки:

    • универсальность применения;
    • легкость устройства ровных борозд на больших площадях;
    • регулируемое расстояние между лемехами;
    • возможность делать гребни одновременно с обеих сторон посадки.

    Форсунка требует регулярной очистки и антикоррозийной обработки. Устройство предназначено для легких, предварительно подготовленных почв.

    Голландский

    Конструкция картофелекопалки позволяет ножам вращаться горизонтально и вертикально. Нижний край крыльев напоминает гребень.

    Преимущества механизма:

    • повышение качества работы;
    • использование маломощных мотоблоков;
    • экономичность (аппарат имеет низкую цену).

    Навесное оборудование работает в паре с автомобилем массой от 30 кг, рекомендуется для использования на всех типах грунта.

    Плужный

    Механизм обтекаемой формы. Его преимущества:

    • низкая интенсивность выворота грунта;
    • сохранение влаги в земле за счет меньшей аэрации;
    • легкость регулировки угла наклона;
    • обрабатывает большую площадь.

    Используя эту модель, фермеры сокращают время и усилия, затрачиваемые на обработку почвы. Насадку в форме плуга лучше всего использовать с мощным мотоблоком.

    Диск

    Рабочими органами окучника являются круги, которые врезаются в почву на заданную глубину.

    Механизм популярен по следующим причинам:

    • высокая надежность и долговечность;
    • простота использования;
    • совместимость со всеми типами культиваторов и увеличение их мощности;
    • легкость прикатывания корнеплодов.

    В основном насадка используется для обработки посадок картофеля.

    Информация! Углы дисков должны четко соответствовать друг другу, иначе блок будет отдаляться от нужного направления.

    Пропеллер

    Механизмы этого типа еще называют активными, или поворотными, они аналогичны лопастям вентилятора. Принцип работы включает в себя 2 вращательные силы и поступательное движение.

    Положительные стороны агрегата:

    • насадка не только окучивает растения, но и перебрасывает землю с места на место;
    • устройство эффективно борется с сорняками;
    • грядки обрушиваются с разрыхленной почвой – улучшается рост насаждений.

    Модель совместима не со всеми типами культиваторов. Применяют гребную насадку только на мотоблоках с двумя передними передачами.

    Как сделать окучник для картофеля своими руками

    Важно соблюдать правила и строго следовать инструкции по установке. Чертежи и размеры должны быть точными.

    Для самостоятельного изготовления насадки вам потребуется:

    • выбрать подходящий чертеж;
    • выбрать снаряжение;
    • изучить последовательность действий.

    Строго необходимо соблюдать размеры и симметрию, иначе отклонения от нормы повлияют на работу агрегата.

    Инструменты и материалы

    Перед началом работы подготовьте инвентарь и необходимые материалы:

    • Аппарат дуговой сварки;
    • болты, крепеж;
    • болгарка
    • с дисками и насадками;
    • файлов разного размера;
    • электродрели со сверлами;
    • Верстак;
    • наждак сетевой;
    • газовая горелка.

    Для изготовления набивки требуется прочный металл, предпочтительна высоколегированная сталь. Материал устойчив к механическим воздействиям и ржавчине.

    Сооружаем окучник листер

    Сделать механизм не сложно. Пошаговая инструкция:

    1. Возьмите прочный металлический лист толщиной 3 мм. Вырежьте из него заготовку, согласно рисунку.
    2. Заострите ту сторону, где будет нижний край.
    3. Изгиб посередине через фиксированную трубу. Проткните переднюю кромку молотком.
    4. Расправить крылья насадки.
    5. Зафиксируйте расстояние между лопастями с помощью поперечины, приварив ее за плоскостями.
    6. Проткните нижнюю часть детали, чтобы лезвия были похожи на плуг.
    7. На передней части окучника закрепить стойку с отверстиями при помощи сварки.
    8. Прикрутить штангу, идущую к мотоблоку, к стойке.

    Если требуется регулируемое крепление, крылья фиксируются петлями и стержнем.

    Сдвоенный

    Инструкция по созданию конструкции:

    1. Выколоть или выпилить полосу из листового железа толщиной 2 мм.
    2. Сделайте прямоугольные прорези с каждой стороны.
    3. Согните ремень посередине так, чтобы он огибал квадратную перекладину сзади под углом 90°, образуя переднее двойное ушко.
    4. Вставьте в него стойку шарнира.
    5. Просверлите отверстие в кронштейне для болта.
    6. Сделайте отверстия с левой и правой стороны полости штока на одинаковом расстоянии между ними.
    7. Вырезать вручную. Используйте кран и ручку.
    8. В задней части крепления через резьбу в стержне затяните болт до упора.
    9. В средней части поперечины приварить стойку для обеспечения надежной сцепки насадки с мотоблоком.

    Перемещением конструкции по стержню регулируется ширина рядов и осуществляется двойная закрутка. Режим сброса задается расправлением крыльев. Для правильной работы механизма особое внимание уделяется качеству крепления стойки в петле.

    Плужный

    Поэтапное создание механизма:

    1. Сделать рамку. Возьмите железную трубу размером 52х40 мм с толщиной стенки около 7 мм. Срежьте противоположные перегородки, сделайте вилку.
    2. Отметьте середину на раме. Заварите отверстие в передней части рамной конструкции.
    3. Закрепите стойку плуга. В широком куске трубы просверлите сквозные отверстия площадью 3,1х1,6 см для несущей части. В узких стенках кровати сделайте отверстия не более 1,02 см.
    4. Сделать ручку из полудюймовой трубы.
    5. Спроектировать сцепку. Используйте U-образный швеллер и установите его под рулевую колонку.
    6. Для основных рабочих частей взять металлический лист толщиной до 5 мм. Сначала сделайте лемех. Для этого подойдет старая циркулярная пила. Используйте наковальню для заточки.
    7. Создать отвал из трубы длиной 0,6 м. Для этого взять в качестве шаблона картон или бумагу, приложить к трубе, обвести. Резать сварочным аппаратом. Обработать наждаком или болгаркой.
    8. Собрать плуг. Приварите детали к стальному листу площадью 0,25 м². С помощью молотка или зубила отсоедините основание, на котором проводились подготовительные работы.
    9. Отшлифуйте швы, отшлифуйте лезвие и разделите.

    Покрасьте готовую конструкцию.

    Важно! Соблюдение точности размеров обязательно.

    Голландка

    Чтобы сделать насадку, выполните последовательность действий:

    1. Вырежьте крылья из листа железа толщиной 3 мм.
    2. Заострите край под нижним краем.
    3. Изгиб посередине.
    4. Сбить переднюю кромку молотком.
    5. Разведите лопасти сопла.
    6. Приварите поперечину за крыльями, регулируя расстояние между ними.
    7. Проткните нижнюю часть детали и сделайте ее похожей на акцию.
    8. Закрепите стойку с помощью сварки отверстий на передней части окучника.
    9. Прикрутить к стойке планку, которая идет на мотоблок.
    10. Отрегулируйте навесное оборудование, прикрепив крылья к петлям на стреле.

    Устройство готово к использованию.

    Окучник ручной дисковый для картофеля

    Механизм состоит из 2-х кругов со ступицей, перекладины, рукояти и распорок. Поэтапное изготовление:

    1. Возьмите стальной лист толщиной 3 мм. В качестве альтернативы можно использовать крышки диаметром 50-60 см или диски от старой дрели.
    2. Вырежьте круги диаметром 45-50 см.
    3. Заточить края под углом 45° станком или шлифовальной машиной.
    4. Приварить ступицы по центру.
    5. Кронштейны крепления изготовьте из труб размером 32х45 и 45х55 мм. Посередине более длинного патрубка приварите меньший. Просверлите отверстие 12 мм в трубе диаметром 45 мм. Приварите гайку так, чтобы болт был полностью вкручен.
    6. Сделать стойку. Согните 2 перемычки из труб 32х250 мм под наклоном 30°. Подгоните втулки 45х55 мм сваркой встык с одного края, с противоположного – перпендикулярно торцу. Проделайте отверстия дрелью и приварите к ним гайки.
    7. Собрать ручку из тонких труб и втулки 45х120 мм, в которой сделать отверстия 12 мм.
    8. Выполнить общую сборку. Покрасьте металлические поверхности. Вставьте поперечину во втулку рукоятки, зафиксируйте стопорными болтами. Закрепите ступицы дисков на стойках. Вкрутите поперечины так, чтобы они вошли в отверстия втулки. Наденьте тяги с дисками на поперечную балку. Винт.
    9. При желании крепление кружков делается регулируемым.

    Для того, чтобы устройство функционировало, с поверхности дисков удаляются вмятины. Кривизна должна быть строго симметричной, иначе насадка работать не будет.

    Пропеллер

    Самодельный гребнеобразователь используется не только для хранения почвы под картофель, но и для посадки овощей.

    Инструкции:

    1. Подготовьте металлический лист толщиной 2 мм.
    2. Вырежьте 3 полоски ниже оси.
    3. Сделайте 3 отверстия на одинаковом расстоянии друг от друга.
    4. Запустите стойку и базу. Дуговая сварка.
    5. Закрепите одну полоску посередине основания, две другие по бокам. Подгоните их к мотоблоку.
    6. Выберите расстояние между элементами, форму выступов, угол установки.
    7. Дизайн нескольких втулок с кронштейнами, разные наборы лопастей.
    8. Присоединить окучник к мотоблоку, регулируя угол атаки и глубину заглубления в землю.

    Устройство готово к использованию.

    Советы по эксплуатации

    Даже если были соблюдены этапы изготовления окучника и все сделано правильно, важно научиться им пользоваться, правильно настраивать и затачивать детали. После сборки агрегат тестируется на месте. Качество работы будет зависеть от состояния почвы, климата и погоды в день пахоты.

    Отрегулируйте механизм следующим образом:

    1. Проводят насадку по земле, устанавливают угол наклона элементов и глубину погружения.

    Автор: alexxlab

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *