Ручное ткачество | Живая нить традиций. Владимирская область
Ручное ткачество – один из самых древних и распространённых ремёсел практически на всех российских территориях, в том числе, и на Владимирской земле. Ручное ткачество – производство ткани с помощью различных устройств, в том числе простых станков, на которых закреплены нити основы, но сам процесс создания ткани осуществляется ткачами вручную, несмотря даже на некоторые удобства ткацкого стана для работников. До конца XIX-начала XX веков домашнее ткачество сохранялось в русской деревне. «Какова нить, такова и жизнь» – говорили в народе, подчёркивая исключительное значение ткачества в жизни крестьянской семьи. В крестьянских хозяйствах производили половики, покрывала, скатерти, полотенца, занавески, простые ткани для одежды, пояса и пр. Практически в каждом деревенском доме стоял ручной ткацкий станок. Для тканья поясов и тесьмы применяли простейшие инструменты – бёрдышки и дощечки.
Ткачество в большинстве крестьянских семей на Руси считалось обязательным женским занятием, которому девочку обучали с детства. Прозвище «не ткачиха» считалось обидным, ведь каждая девушка должна была приготовить себе приданое – все многообразие домотканых элементов быта и одежды. Женщины достигали высокого уровня ткацкого мастерства, которое бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение.
Ткачество имело приоритетное значение среди кустарных промыслов Владимирской губернии вплоть до первой четверти XX в. Преобладали такие его виды, как выделка нанки, миткаля, льняных и шерстяных тканей. В западных уездах губернии кустари осваивали ручную выделку шёлковых тканей, плиса.
Использовались различные технологии ручного ткачества. Во Владимирской губернии был широко распространен простейший вид ткачества на дощечках, который появился исторически задолго до ткацкого станка. Таким образом ткались, например, пояса – декоративные и обрядовые – без которых был немыслим русский народный костюм. Дощечки – это приспособления для ручного ткачества в виде пластинок из различных материалов (глины, металла, кости, дерева) с отверстиями по краям. В отверстия дощечек в определённой последовательности и положении пропускались нити основы. Один конец основы привязывался к неподвижному предмету, другой – к поясу ткачихи. При повороте дощечек на одну четверть в направлении «от» или «к» мастерице менялся зев, в который каждый раз прокладывалась уточная нить. Для тканья применялось обычно чётное количество дощечек, при этом от количества дощечек зависела ширина пояса (чем больше дощечек, тем шире пояс). Количество дощечек могло доходить до 8-12 штук. Сотканные таким образом пояса имели двусторонний рисунок. В этнографических поясах основой чаще всего служила шерстяная пряжа, утком – льняная нить.
Практически повсеместно во второй половине XVIII в. во Владимирской губернии крестьянки создавали необходимые в быту сотканные на ручных станках половики. Объектом нематериального культурного наследия сегодня признана самобытная техника многоуточного тканья половиков, которая бытовала в Камешковском уезде Владимирской губернии. В многоуточном ткачестве использовались несколько утков и, соответственно, разные нити утка в ткани. С помощью этой технологии создавались, чаще всего, половички, коврики и пр. Этот вид ручного ткачества называют ещё способом тканья вертикальными полосами, при котором создаются более определённые по форме и яркие по цвету изделия. Техника многоуточного тканья позволяла выполнить на половиках любые линии – прямую, кривую, круг, овал и др. Камешковские крестьянки предпочитали украшать половики ромбами, причём даже двойными и тройными.
Образец камешковского половика,
выполненного в технике
многоуточного тканья
Для основы брались хлопчатобумажные белые нити, по 5 нитей скрученных веретеном в одну пасму (клубок ниток для основы). Для утка использовалась нарезная ткань контрастного цвета, которая сматывалась в небольшие клубки. Один конец каждого утка закреплялся в основе, а второй оставался свободным, находясь поверх её. Уточные нити всегда прокладывались в одном направлении – слева-направо.
Во многих территориях Владимирской губернии к XIX в. получило развитие узорное ткачество на ткацком станке, когда создавались изделия, украшенные геометрическим орнаментом путём переплетения белых и цветных нитей. Тканые узорные полотенца, скатерти и другие предметы часто были связаны с различными обрядами и праздниками, а узоры на них являлись древними символами-оберегами.
Узорное ткачество называется браным (от слова «брать»), когда нити основы ткани, в соответствии с расчётом узора, «пробираются», то есть поднимаются или опускаются с помощью заострённой дощечки-бральницы или иглы-бральницы, а дополнительный узорный уток проводится от кромки до кромки ткани. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого, обычно красного, цвета. Техника браного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры.
Объектом нематериального культурного наследия признан феномен одностороннего двухуточного браного ткачества восточной части Владимирской губернии. Этот вид ткачества (разновидность традиционного узорного ткачества) бытовал с 1860-1870-е годов до 1920-х годов во многих деревнях Вязниковского, Гороховецкого, Муромского уездов, в приклязьменской полосе. Он проник и закрепился в крестьянских хозяйствах под влиянием фабричных технологий в регионах с интенсивно развивающейся во второй половине XIX в. текстильной промышленностью, в частности, на востоке Владимирской губернии.
Образец узора полотенца,
выполненного в технике двухуточного
браного ткачества
Данная поздняя разновидность узорного ткачества отличается тем, что выпуклый браный узор, образованный вторым – узорным – утком, в качестве которого на востоке Владимирской губернии использовали преимущественно белые хлопчатобумажные нити в несколько сложений, располагался только на лицевой стороне тканого изделия. Изнанка изделия имела совершенно иную структуру, чем изнанка при традиционном двухуточном браном ткачестве. Это достигалось тем, что в «односторонней» технологии узор выбирался при раскрытом ткацком зеве (нажатой подножке ткацкого стана) на половине нитей основы, например, чётных нитях, приведённых в верхнее положение (на верхнем цепу), в отличие от традиционной технологии, при которой узор выбирался по всем нитям основы создаваемой ткани.
Многие изделия (прежде всего, полотенца), сотканные в технологии двухуточного браного ткачества, имели достаточно жёсткие декорированные концы, что делало их более выигрышными в качестве обрядово-праздничных, например, свадебных атрибутов. Они имели сложные узоры (в виде человеческих фигур, геометризированных деревьев, ромбов), выполненные белым утком на разбелённо-розовом фоне (за счёт применения тонкого красного нелиняющего хлопчатобумажного рабочего утка). Это придавало изысканность и праздничность изделиям ткачих Владимирской губернии.
Несмотря на то, что в сельский обиход всё шире входили ткани фабричного изготовления, вытеснявшие ручные изделия, домашнее ткачество бытовало в крестьянской среде Владимирской губернии вплоть до середины XX в. Владимирский Областной центр и районные дома народного творчества на протяжении многих лет ведут работу по возрождению и сохранению традиций местных технологий тканья половиков, ручного узорного ткачества и пр. Современные мастера-ткачи из Вязниковского, Гороховецкого, Гусь-Хрустального, Камешковского, Меленковского, Муромского и других районов, используя вековой опыт своих предков, сегодня создают красивые, подлинно народные изделия, которые высоко ценятся не только у жителей нашего края, но и у многочисленных гостей и туристов, и активно используются для украшения современных интерьеров.
Автор: В. Королькова
Вопрос-ответ
OSNOWA – инструменты для ткачества и рукоделия
- Главная
- /Вопрос-ответ
Ответы на наиболее часто задаваемые вопросы о ткацких станках Ткачество.
Ответ: Специально для начинающих ткачей и ткацких мастерских, школ мы разработали настольный станок с бердом “Ткачество” – небольшой, удобный, качественный, долговечный и недорогой станок, на котором не сложно научиться ткать, и создавать самые разные вещи!
Опытным мастерам этот станок тоже пригодится – его можно взять с собой на мастер-класс или в поездку, на нем удобно обучать детей и взрослых или создавать образцы и изделия, пока основной станок занят.
Ответ: Станок “Ткачество” может комплектоваться пластиковыми бердами разной плотности, от 30 до 50 нитей на 10 см основы. Это значит, что на нем можно ткать как толстыми, так и тонкими нитями. Чем больше номер берда, тем тоньше нить можно в него заправить. В ткачестве нет регламентированной толщины нити, подходящей к конкретному берду – это творчество, и результат всегда разный. К примеру, в бердо 30/10 можно заправить тонкую нить, и соткать рыхлую ткань, пропускающие свет. В него же можно заправить нить около 170 м/100гр, и соткать плотную пальтовую ткань.
Бердо 30/10 – наиболее часто используемое, “универсальное” бердо, на котором можно ткать как половики с тонкой основой , так и ткани из толстых нитей, и нитей средней толщины: шарфы, сумки, довольно толстые ткани для одежды. Бердо 40/10 подойдет для шерстяных и хлопковых нитей средней толщины. На нем можно соткать палантины, шарфы, ткани, наволочки. Размер отверстия (и толщина нити) в таком берде около 1,2 мм. В самом плотном берде 50/10 отверстия 1 мм, оно подойдет для тонких нитей: тонкой шерсти, льна, хлопка; можно создавать ткани для одежды, рушники, детали для традиционной одежды, учиться браном ткачеству и другим видам узорного ткачества – на тонких тканях они смотрятся прекрасно! Также с любым бердом можно ткать пояса в различных техниках, это очень удобно – станок обеспечивает равномерное натяжение, и не нужно привязывать работу к поясу.
В чем разница между станком с одним бердом и станком с двумя бердами? Какой станок лучше выбрать?
Ответ: На станке с одним бердом можно создавать ткани полотняного переплетения, а на станке с двумя бердами еще и саржевого переплетения. Саржевые переплетения более сложные, если Вы хотите начать учиться ткать, мы советуем начать с простых изделий с одним бердом, а с опытом можно будет перейти на более сложные изделия!
Все комплектующие станков “Ткачество” подходят друг к другу, так что на станок с одним бердом можно установить стойки на 2 берда, приобрести второе бердо, подставку и другие удобные дополнения.
Какую ширину ткацкого станка лучше выбрать?
Ответ: Ширину станка мы указываем по ширине берда или максимальной ширине изделия. Т.е., если на сайте Вы выбрали станок 60 см, то на нем можно создавать изделия любой ширины, не более 60 см.
Для начинающих мы советуем брать станки 60 см, это вполне достаточная ширина для тканей и половиков ручной работы, такие ткани удобно кроятся, почти без остатков. На наш взгляд на нешироких станках удобнее ткать, ведь бердо при ткачестве переставляется руками. Если необходимы более широкие изделия, можно приобрести станок 80 см, размаха рук взрослого человека вполне хватит на такую ширину. Для детей удобнее станки 20-40 см, любимые станки у детей самые маленькие – 20 см, им легко и приятно на них ткать, это проверено нами на занятиях в школах и детских садах.
Goto Top
Ковроткачество | Van De Wiele
Компания Vandewiele, мировой лидер в области ручного ковроткачества, накопила огромный опыт и знания на протяжении многих лет. Наши машины охватывают весь диапазон различных качеств, доступных на рынке, от экономичных качеств до очень высокой плотности берда
.Машины Van de Wiele для лицевого ковроткачества охватывают весь диапазон качеств с разрезным ворсом , петлевым ворсом или разрезанным петлевым ворсом , в зависимости от требований заказчика. Для каждого качества Van de Wiele стремится найти оптимальное решение.
RCE2+
Ковроткачество
RCE02 — это последнее поколение двухрапирных ковроткацких станков с лицевой стороной к лицу для резки ворса с высокой производительностью.
Подробнее
RCE03
Ковроткачество
Rug & Carpet Expert RCE03 изготавливается для производства ковров с разрезным ворсом по технике лицевого ткачества, по 3-рапирной технологии для повышения производительности и оснащен…
Подробнее
HCiX2
Ковроткачество
Ковроткацкий станок Handlook, использующий запатентованную технику ткачества с тремя рапирами и стационарно включенными ворсовыми нитями, что дает четкую изнанку, меньшее количество включений и более высокую эффективность ткачества.
Подробнее
UCE03
КовроткачествоТрехрапирный ткацкий станок для производства двух одинаковых ковров с любой комбинацией эффектов разрезанного, петельного и плоского переплетения. UCE03 доступен шириной 3, 4 и 5 м, с плотностью тростника от 320 до 500 д/м.
Подробнее
USE03
Ковроткачество
Для ковров с высоким ворсом с комбинацией резаного и петлевого ворса высотой до 2×50 мм для резаного и 2×20 мм для петлевого ворса. USE03 доступен шириной 3 м, 4 м и 5 м.
Подробнее
SLE03
Ковроткачество
Ковры под сизальткут на 3-рапирном ткацком станке в технике лицевого ткачества со средней рапирой, всегда вставляющей толстый наполнитель.
Подробнее
КЛЭ03
Ковроткачество
Трехрапирный ткацкий станок для производства ковров килим, отличающийся тем, что рисунок выполнен набивкой. Этот умный эффект заливки показывает заливки разных цветов на одном и том же медиаторе.
Подробнее
SRE02
Ковроткачество
SRE02 Shaggy Rug Expert – это двухрапирный ковроткацкий станок с лицевой стороной к лицу, специально разработанный для ткачества высоковорсовых ковров с высотой ворса до 2 x 50 мм или 2 x 70 мм в исполнении Super Shaggy.
Подробнее
LCE01
Ковроткачество
Двойная рапира, односторонний ковроткацкий станок для коротких мягких петель, длинных мягких петель, эффектов плоского переплетения и возможности ткачества под сизаль.
Подробнее
AWi01
Ковроткачество
AWi01 — это универсальный и прочный ткацкий станок для производства ковров и ковровых покрытий от стены до стены с петлевым и/или разрезным ворсом. AWi01 существует в размерах 2м20, 2м70 и 4м.
Подробнее
МАКС91
Ковроткачество
MAX91 — первая машина в истории, которая была полностью спроектирована и разработана для ткачества ковров Axminster на высокой скорости в 16-цветных рамках без включения ворсовой пряжи.
Подробнее
Что входит в ковроткачество? (с изображением)
`;
Промышленность
Факт проверен
Дэн Каваллари
Ковроткачество можно производить двумя основными способами: машинным или ручным. Ковроткачество вручную — это трудоемкий процесс, который может занять от нескольких дней до нескольких лет и обычно начинается со стрижки шерсти или соединения других материалов. Ковры машинного производства обычно ткут из предварительно упакованных материалов, которые закупаются у поставщиков, а не приобретаются самой ткацкой компанией. Машина, по сути, запрограммирована на ткачество определенного рисунка, ворса, размера и формы, в то время как ковер, сотканный вручную, должен быть спланирован и тщательно соткан опытным ткачом.
Отрезки нитей, известные как нити основы, проходят сверху вниз по ткацкому станку. Нити утка проходят горизонтально через ткацкий станок; эти нити будут служить опорой для пряжи, из которой будет сплетен ковер. Пряжа по существу связана с нитями основы и утка, а образующиеся узлы известны как ворс ковра. Эти петли можно обрезать, чтобы отрегулировать высоту ворса, что повлияет как на внешний вид, так и на ощущение готового ковра. Этот этап процесса ковроткачества может занять несколько дней, недель, месяцев или даже лет, в зависимости от размера ковра, сложности дизайна и количества людей, работающих над проектом.
После того, как процесс ковроткачества будет завершен, ковер будет тщательно вымыт, чтобы удалить все лишние материалы, грязь или посторонние предметы.