Угол заточки цепи для продольного пиления: Цепи для продольного распила древесины

Содержание

Сервис Северные Стрелы –

Пильные цепи в своем развитии прошли уже долгий путь усовершенствования и модернизации, начиная с первой трети 20-века, когда появились и стали бурно развиваться конструкции первых бензиновых цепных пил, использовавших их. В это время работавшие на них пильные цепи оснащались бесхитростными прямыми и плокими зубьями, очень схожими с нарезкой зубьев на современных ручных ножовках: восстановление затупившихся зубьев такого профиля было достаточно трудоемким занятием, ведь при этом приходилось учитывать тогдашнее деление зубьев на подрезающие, режущие и скалывающие… все они имели различные режущие углы и были по-разному ориентированы по отношению к направлению движения  – отклонялись от него влево, вправо или располагались по центру. Революционным на этом фоне оказалось изобретение в 1947 году Джозефом Коксом пильной цепи “OREGON” универсального назначения с Г-образным контурным углом резания на ее звеньях: она дала применяющим такую схему настолько высокую производительность и простую заточку, что быстро вытеснила с рынка другие варианты пильных цепей, так что теперь практически на любом режущем звене мы найдем серповидный профиль, внедренный изобретением Кокса уже более полувека назад.

Но по другим своим параметрам пильные цепи по-прежнему остаются черезвычайно многообразными. Рассмотрим их вкупе с ведущими производителями современных пильных цепей.

Определяя необходимую Вашей бензопиле цепь, можно выделить как особенно важные следующие ее характеристики:

  1. профессиональное назначение цепи;
  2. величина шага и толщина ее пильных звеньев;
  3. высота профили на ее режущих зубах и глубина производимого резания,

 

Таким образом,

1) разница по профессиональному назначению связана с тем, что распиловка в направлении поперек волокон и вдоль волокон древесины технологически очень различаются и вторая из них – гораздо более трудоемка. Основным различием между специализированными для них пильными цепями будут являться углы атаки режущих звеньев на цепях: цепи продольного пиления потребуют более острых углов (от 5 до 15 градусов), на цепях поперечного пиления они будут больше и достигнут 25-30 градусов. Продольная распиловка за счет цепи поперечного пиления приведет к возникновению в ходе работы сильной вибрации, пила будет неустойчива и “агрессивна” в руках оператора, создастся дополнительная нагрузка на ее двигатель.

Поперечная же распиловка цепью для продольного пиления грозит сильным понижением производительности…

2) шаг цепи характеризует тип ведущей звездочки на пиле и определяется обычно в долях дюйма по формуле – расстояние между любыми тремя заклепками на пильной цепи, деленное на два. Наиболее распространены пять типов шага для пильной цепи. Наиболее миниатюрный из них в “одну четвертую дюйма (6,35мм)” используется на портативных и одноручных пилах.

Шаги в “325 тысячных дюйма (8,25мм)” и “три восьмых дюйма (9,3мм)” наиболее употребительны в производстве пильных цепей – они составляют более 80% их выпуска в мире.

Шагом в “404 тысячных дюйма (10,26мм)” и шагом в “три четвертых дюйма (19,05мм)” характеризуются цепные пилы с более крупным размером звеньев и повышенной производительностью. Такие шаги встречаются лишь на цепях для мощных валочных пил, а также выпускаются для харвестерного оборудования. Ими традиционно оснащались и пилы российского производства, выделявшиеся всегда повышенными габаритами и весом.

Больший шаг цепи важен с точки зрения ее высокой производительности, но оставляет и более широкий пропил, требует для его производства большей мощности двигателя пилы.

Цепи с небольшим шагом ценны большим количеством зубьев на единицу длины распила,  что обеспечивает его плавность и большую чистоту, понижает в работе показатели вибрации.

Величины толщины звена пильной цепи определяются шириной паза на пильной шине. Международное сообщество производителей использует пять их стандартов: 1,1мм (сорок три тысячных дюйма), 1,3мм (пятьдесят тысячных дюйма), 1,5мм (пятьдесят восемь тысячных дюйма), 1,6мм ( шестьдесят три тысячных дюйма), 2мм (восемьдесят тысячных дюйма).

3) По высоте профиля режущих зубов пильные цепи разделяются на низко-профильные и высоко-профильные, поскольку эта их характеристика зависит от высоты у режущей кромки по отношению к плоскости направляющей шины. Низко-профильные пильные цепи идут на укомплектование бензопил любительского назначения, чтобы за счет снижения толщины отделяемой стружки и увеличения площади опоры на режущих звеньях сделать работу этих пил более легкоуправляемой и безопасной.

Высоко-профильные пильные цепи рассчитаны на профессиональное использование с целью получения максимальной производительности.

Глубина резания у пильной цепи определяется величиной зазора между ограничителем пропила и верхней гранью режущего зуба, именно она регулирует толщину срезаемой стружки. Самыми массовыми для пильных цепей  являются зазоры величиной в 0,635мм (или двадцать пять тысячных дюйма) или в 0,762мм (тридцать тысячных дюйма). Скорость пиления цепью, ее производительность в первую очередь определяется именно глубиной ее резания: чем больше зазор, тем более высокой оказывается производительность… Но зато цепи с небольшими глубинами резания мягче продвигаются в пропиле, имеют низкую степень вибрации и поэтому не “дергаются”. Чтобы как-то уравновесить высокие показатели производительности и низкую степень вибрации профессиональные производители цепей часто добиваются этого установкой небольших по глубине режущих зубьев на цепях с большим шагом, а иногда, наоборот, сочетают малый шаг цепи с резцами максимальной глубины.

     
Глубина резания  Угол заточки верхней грани Режущий угол   Угол боковой грани
       

Сами режущие зубья подразделяют на две основные разновидности:
1) CHISEL ( в переводе “долото” или “резец”),то есть с острым углом между кромками, образующим подобие цифры”семь” между верхними и боковыми гранями режущего зуба;такие “ЧИЗЕЛЬНЫЕ” зубья отличают высокие производительность и скорость пиления, потому что их конфигурация сокращает площадь контакта зуба с древесиной во время работы. Ощутимым недостатком “ЧИЗЕЛЬНОГО” зуба,однако, является его недолговечность при попадании в “абразивную”среду при распиле (он быстро тупится на загрязненной песчинками древесине), перезаточка такого зуба требует очень точного выдерживания всех “штатных” ее углов и параметров.

2)CHIPPER (в переводе “рубящий в щепу”) – тип зуба, профиль которого образует закругленные очертания, как у серпа. Такой тип зуба имеет большую площадь контакта с древесиной на распиле и за счет этого – меньшую скорость пиления. Но этот его недостаток компенсирует нетребовательность “ЧИППЕРА” к качеству перезаточки – его скругленный угол легче перенесет погрешности в ней, хорошо себя показывает в работе с “грязной” древесиной.

Теперь рассмотрим пильные цепи от основных их производителей по названным параметрам…

1) Oregon Cutting Systems – это подразделение компании Blount Incorporation ныне является ведущим мировым производителем в области пильных цепей, направляющих шин и комплектующих для цепных бензиновых и электрических пил, а также харвестеров. Oregon Cutting Systems запатентовала для своих изделий особый стальной сплав с повышенной вязкостью металла. Режущие звенья ее цепей обладают хромовым покрытием,на них наносятся специальные насечки,по которым легко отслеживать правильный угол в ходе проведения перезаточки цепи.

Все цепи от Oregon Cutting Systems оснащены специальной системой виброгашения, а их ведущие и соединительные звенья отформованы таким образом,чтобы отверстия и выемки в них своим участием в смазке цепи обеспечивали более равномерное распределение смазочного масла.

 

 

Пильная высоко-профильная цепь от Oregon Cutting Systems тип 59AC с шагом цепи в 0,404 дюйма выпускается под толщину звена в 1,6мм и имеет режущий зуб профиля CHIPPER: такую цепь рекомендуют для профессиональной валки леса, поскольку ее конструкция специально учитывает особенности работы по поперечной распиловке древесины твердых пород. На выполнение именно этой задачи работают и максимальный шаг цепи, и увеличенный до 35 градусов угол заточки ее режущих звеньев высокой профили CHIPPER , которые дольше не тупятся и окажутся маловосприимчивы к возможным ошибкам при их перезаточке, когда она все же потребуется.

 
   
 

 

Пильная низко-профильная цепь от

Oregon Cutting Systems тип Super70 c шагом цепи 3\8 дюйма выпускается под толщину звена в 1,3мм, 1,5мм, 1,6мм и имеет режущие зубы профиля CHISEL. Это профессиональная пильная цепь для обеспечения поперечного пиления с повышенной производительностью. На ведущих звеньях этой цепи имеются специальные, снижающие вибрацию амортизаторы, а в соединительных звеньях предусмотрены небольшие выемки,служащие подобием микрорезервуаров для масла (чем обеспечивается равномерность при смазке шины и пильной цепи на ней ).

 
   
 

 

Пильная низко-профильная цепь от Oregon Cutting Systems тип 91R с шагом цепи в 3\8 дюйма выпускается под толщину звена в 1,3мм и имеет режущий зуб профиля CHIPPER: специализация такой цепи – продольное пиление.

Для обеспечения такой  работы угол заточки на верхней режущей кромке зубьев этой цепи уменьшен до всего 5 градусов. За счет этой ее особенности такая цепь оставляет после себя очень аккуратный распил, Работающая с ней пила становится очень устойчивой и легкоуправляемой в работе, поскольку скошенный ограничитель глубины пропила дополнительно смягчает и вибрацию,и отдачу пилы.

 

 

2) Концерн “STIHL” производит пильные цепи в широком ассортименте силами своего завода в Швейцарии. сырьем для режущих звеньев на их пильных цепях является высоколегированная хромоникелевая сталь, изделия из которой отличает повышенная прочность. Процесс клепки пильных цепей проводится на разогретом металле, поэтому впоследствии цепи от “STIHL”при разогреве в ходе работы от трения уже не растягиваются и не теряют штатных параметров. Для этого отверстия в соединительных звеньях тщательно обрабатываются и в них устанавливаются заклепки из металла особого закала. “STIHL” также использует запатентованную им систему маслоканавок в профили ведущих звеньев пильных цепей, способствующих более равономерному распределению смазки их во время работы.

 

 

 

Пильная высоко-профильная цепь “STIHL” типов Rapid Micro и Rapid Micro 2 с шагом цепи в 3\8 дюйма и в 0,325 дюйма выпускается под толщину звена в 1,3мм, 1,5мм, 1,6мм с режущими звеньями профиля CHIPPER: такие цепи особо рекомендуют к применению в строительстве и для ведения сельского хозяйства. Их простые для заточки “чипперные” резцы имеют увеличенную высоту для повышения производительности пиления.На сильно изнашивающихся элементах цепей нанесены насечки для точного контроля за степенью этого износа, чтобы цепь могла вовремя заменяться на свежую.  
   
 

 

Пильная низко-профильная цепь “STIHL” типов Picco Micro и Picco Micro 1 с шагом цепи в 3\8 дюйма выпускается под толщину звена в 1,3мм с режущими звеньями профиля CHIPPER (между собою эти типы цепи различаются лишь наличием особых амортизационных выступов на соединительных звеньях у разновидности Picco Micro 1). Цепи такого образца предназначены для проведения очень широкого спектра работ, они также снабжены насечками для контроля за степенью их износа.

 
   
 

 

Пильная низко-профильная цепь “STIHL” тип Picco Micro Mini с шагом цепи в 3\8 дюйма выпускается под толщину звена в 1,1мм с режущими звеньями профиля CHIPPER – скругленный низкий профиль ее режущих звеньев обеспечивает пилам, работающим с этими цепями, особенно плавный ход. Узкий и аккуратный распил, оставляемый такой цепью, позволяет рекомендовать ее для установки на легкие одно- и двухручные пилы и садово-парковый инструмент – высоторезы. Скошенный тип ограничителя глубины пропила на этих цепях “STIHL”используется ради понижения вибрации и обратной отдачи в работе таким инструментом.

 

 

3) Шведская компания “Husqvarna”, не являясь собственно разработчиком пильных цепей, обладает всеми современными технологиями и патентами для их производства. Оно ведется под собственной торговой маркой “Husqvarna” на заводах “ОРЕГОН”. Компанией “Husqvarna” запущена обширная новая программа производства аксессуаров для цепной техники в сфере полупрофессионального и любительского применения – UOA ( или UNIVERSAL OUTDOR  ACCESSORIES). Эта программа содержит в себе широкий выбор и пильных цепей для обеспечения работы цепных бензиновых и электрических пил самых разных прроизводителей “ELECTROLUX MOTORS”, “Mac CULLOCH”, “PARTNER”, “POULAN” и многих других. Кроме цепей программой UNIVERSAL OUTDOR  ACCESSORIES предлагаются в очень широком спектре и различные аксессуары,необходимые для работы садово-парковой техники,и даже смазочные и топливные масла, разнообразная защитная одежда для операторов этой техники.

 

Пильная высоко-профильная цепь “Husqvarna” тип h35 c толщиной звена 1,5мм и шагом цепи в 0,325 дюйма имеет режущие зубы профиля CHIPPER и предназначена для обеспечения высоко производительной работы профессиональных бензопил с объемами цилиндра не более 60 куб. см. Эта цепь рассчитана на универсальное применение и имеет скошенную “пятку”(то есть, ограничитель глубины резания) – это элемент антивибрационной системы LowVib, который не только снижает вибрацию, но еще и уменьшает растяжение цепи.

 

 

Пильная высоко-профильная цепь “Husqvarna” тип h40 Pixel с толщиной звена 1,5мм и шагом цепи в 0,325 дюйма имеет режущие зубья профиля CHIPPER и предназначена для работы на любительских и полупрофессиональных образцах пил. Она рассчитана на универсальное применение и интересна особой конфигурацией в сочетании элементов ее конструкции – высокопрофильные “чипперные” режущие зубья чередуются на ней с хвостовиками уменьшенной толщины. Это чередование позволяет установку такой цепи на более тонкой по профили шине и снижает толщину получаемого пропила, что увеличивает производительность самого пиления на 15%.

 
 

 

Пильная высоко-профильная цепь “Husqvarna” тип h52 с толщиной звена 1,5мм и шагом цепи в 3\8 дюйма имеет режущие зубья профиля CHISEL и предназначена для обеспечения высоко производительной работы профессиональных бензопил с объемами цилиндра  более 60 куб.см. Эта цепь также рассчитана на универсальное применение и тоже имеет скошенную “пятку” антивибрационной системы LowVib, также уменьшающей растяжение цепи. На зубьях у нее нанесены специальные насечки для коррекции в ходе процесса перезаточки, к которой очень чувствительны “чизельные” зубья.

 

 

Мы надеемся, что внимание к такому широкому спектру особенностей конструкции современных пильных цепей обеспечит для Вас высокую эффективность и производительность работы Ваших цепных пил.

Подобрать цепь для бензопилы

Пильные цепи – РемСити

Пильные цепи

Технические характеристики, обслуживание, уход и заточка

Уход и обслуживание пильных цепей

правила заточки

Составные части цепи

Технические характеристики пильных цепей

При выборе цепи для мотопилы, нужно обращать внимание на следующие характеристики:

  • Назначение
  • Шаг
  • Толщина ведущего звена
  • Глубина Резки
  • Высота профиля

 

Все прекрасно знают, что распил древесины вдоль волокон сложнее, чем поперек, поэтому лучше использовать цепи, соответствующие своему назначению.

 

Главное различие между цепями поперечного и продольного  типа – углы атаки режущих звеньев.  

У цепей продольного распила углы более острые от 5 до 15 градусов, а вот у цепей поперечного пиления они составляют 25–35 градусов.

 

Использование цепей не по их назначениям грозит либо заниженной производительностью, либо повышенной агрессивностью, сильной вибрацией и нагрузкой на двигатель. Однако многие пользователи предпочитают не тратить время на замену цепи и продольные резы ведут той же цепью, что и поперечные, особенно если качество получаемого пропила не требует соответствия высшему уровню. 

Поэтому цепи для продольного пиления востребованы в меньшем количестве, да и производятся они в объеме, соразмерном спросу. 

 

Неудивительно, что купить такую цепь гораздо сложнее, чем поперечную. И вопрос их приобретения становится действительно актуальным, если предполагается использование особых станков вроде мини-пилорам.

 

 

Шаг цепи – расстояние между тремя последовательно расположенными заклепками, деленное на два. Это определяющий параметр, и в зависимости от его значения все существующие цепи подразделяются на пять групп с шагом 1/4, 0,325, 3/8, 0,404 и 3/4.

Шаг 1/4 (6,35 мм) присущ миниатюрным цепочкам, устанавливаемым на маломощные одноручные пилы. Правда, в России ими практически не пользуются.

Цепи с шагами 0,325 (8,25 мм) и 3/8 (9,3 мм) – наиболее распространенные варианты. Более 80% производимых по всему миру пил комплектуются именно ими.

Шаги 0,404 (10,26 мм) и 3/4 (19,05 мм) отличают цепи с более крупными звеньями и повышенной производительностью. В течение нескольких десятилетий ими комплектовали пилы российского производства, но сейчас устанавливают лишь на мощные валочные пилы и харвестерное оборудование.

Шаг традиционно измеряют в дюймах, а записывают так: три цифры – обычными, а две – десятичными дробями. Это необходимо во избежание путаницы. В частности, результат перевода 3/8 в десятичную дробь составляет 0,375 – разница с предыдущим стандартом (0,325) всего в одной цифре.

Чем больше шаг цепи, тем крупнее составляющие ее звенья и тем выше ее производительность. Но, с другой стороны, тем шире пропил, и для преодоления сопротивления резанию требуется более мощная пила. У цепей с маленьким шагом другие преимущества – большее число зубьев на единицу длины, плавное движение в пропиле и, соответственно, сниженная вибрация. Да и рез у них получается чище.

 

Толщина ведущего звена (хвостовика) – второй по значимости параметр.

Во время работы цепь скользит в пазу шины, и это скольжение должно быть плавным, без зацепов и в то же время без лишней «болтанки».

Одним словом, толщина хвостовика и толщина паза должны строго соответствовать друг другу, повышая надежность посадки цепи и исключая вероятность ее «соскока».

Международным сообществом производителей предусмотрено пять стандартных размеров, измеряемых в дюймах или миллиметрах (кому как удобнее): 1,1 мм (0,043), 1,3 мм (0,050), 1,5 мм (0,058), 1,6 мм (0,063) и 2,0 мм (0,080).

1,1 мм – столь тонкие ведущие звенья характерны для самых миниатюрных цепей и пил соответствующего размера.

1,3 мм – пожалуй, наиболее востребованный размер, свойственный бытовым и полупрофессиональным цепям.

1,5 мм – занимает второе место по востребованности. Ставится на более мощные и производительные пилы.

1,6 мм и 2,0 мм – такие толстые хвостовики встречаются лишь на цепях для высокопрофессиональных пил.

 

Высота профиля.

Пильные цепи бывают высокопрофильными и низкопрофильными в зависимости от высоты режущей кромки над плоскостью направляющей шины.

Первые используют в профессиональных целях для получения максимальной производительности.

Вторые устанавливают на бензопилы любительского класса, так как благодаря увеличенной площади опоры у режущих звеньев и сниженной толщине срезаемой стружки они более безопасны.

Глубина резки – величина зазора между верхней гранью зуба и ограничителем пропила, регулирующая толщину стружки. Чаще всего встречаются образцы с зазорами в 0,025 (0,635 мм) и 0,030 (0,762 мм), реже – с зазорами до 0,070 (1,778 мм), но они предназначены для агрегатов машинной валки леса.

 

Глубина резки в значительной степени определяет производительность цепи, скорость ее пиления. Чем больше зазор – тем выше производительность. Но в погоне за эффективностью не стоит забывать о вибрации: цепи с маленькой глубиной резания в пропиле движутся мягче, меньше «дергаются». Поэтому производители, стремясь уравновесить вибрацию и производительность, очень часто на цепи с большим шагом устанавливают резцы с минимальной глубиной резания, и наоборот.

 

Объем двигателя.

Этот параметр характеризует пилу и, казалось бы, к самой цепи никакого отношения не имеет. Однако в каталогах и кратких аннотациях к цепям нередко приводятся объемы двигателей, на работу с которыми они рассчитаны. И эти рекомендации следует соблюдать. Цепь, установленная на чересчур мощный для нее двигатель, будет испытывать большие нагрузки и выйдет из строя раньше времени, так и не выработав свой моторесурс.

Любую пильную цепь составляют звенья трех типов: режущие, ведущие (хвостовики) и соединительные. Прочность соединения обеспечивают заклепки.

Режущее звено – пожалуй, наиболее сложная деталь пильной цепи, состоящая фактически из двух частей: ограничителя глубины пропила и режущего элемента с контурным углом резания Г-образной формы.

Верхняя режущая грань звена всегда шире самой цепи и шины, благодаря чему пропил получается достаточно свободным, а сопротивление резанию минимально. Работает зубец по принципу рубанка: чем дальше выдвинут нож (верхняя режущая кромка) над плоскостью рубанка (ограничитель резания) – тем толще стружка.

Рабочие характеристики режущего звена определяют многочисленные факторы, а именно: угол заточки верхней грани и ее рабочий, режущий угол, угол боковой грани (угол атаки) и высота ограничителя резания. При заточке значения всех этих параметров необходимо четко выдерживать, так как даже небольшое изменение может привести к негативным последствиям.

 

Режущие зубья бывают правосторонними и левосторонними, и на цепи их укрепляют поочередно. Но в целом резцы подразделяют на типы в зависимости от их профиля. При внимательном изучении «фигур», образуемых верхними и боковыми гранями, можно выделить два «граничных» варианта: «семерку» с острым углом между кромками и закругленный «серп». Первый вариант называют чизель (от англ. chisel – резец, долото), второй – чиппер (от англ. to chip – рубить в щепу).

Чизельные зубцы отличаются высокими производительностью и скоростью пиления. За счет своей конфигурации они имеют меньшую площадь контакта с древесиной при работе, что уменьшает сопротивление резанию. Это профессиональный вариант, но он очень чувствителен к абразивной среде, быстро тупится при работе с «грязной» древесиной, а при заточке требует четкой выдержки всех углов и параметров.

 

Серпообразный профиль – чиппер – менее эффективен, так как площадь контакта с древесиной у него несколько больше, но и ухаживать за ним намного легче – скругленный угол не столь болезненно отзывается на незначительные погрешности при заточке. Подобные звенья хороши при работе с загрязненной древесиной.

Все остальные варианты профилей – различные модификации двух описанных выше.

 

Верхнюю и боковую грани режущего элемента обычно покрывают тонкой пленкой какого-либо твердого металла. Чаще всего это хром, но порой применяют никель-фосфорный сплав. Нанесенное гальваническим методом покрытие значительно улучшает антифрикционные свойства деталей, повышает износостойкость, твердость и, по сути, выполняет всю основную работу по перерубанию древесных волокон. Стальная же «сердцевина» служит подложкой или основой под покрытие.

 

Ведущие звенья (хвостовики) обеспечивают движение цепи, передавая вращение от двигателя через ведущую звездочку, а также стабильное положение цепи на пильной шине. При этом цепь передвигается по специальному пазу, предусмотренному в конструкции направляющей шины. «Побочной» обязанностью ведущего звена является распределение смазки от ведущей звездочки (куда ее подает масляный насос) по всей шине и цепи. Следует отметить, что количество хвостовиков играет основную роль в обозначении длины цепи для определенной длины пильной шины, что облегчает правильный выбор и соответствие типоразмеру.

Соединительные звенья, соответствуя своему названию, объединяют режущие и ведущие части в единое целое, именуемое пильной цепью.

Режущее звено чизельного типаПараметры режущего звенаГлубина резкиУгол заточки верхней граниРежущий уголУгол боковой граниРежущее звено чипперного типаСтандартныйС полупропускомС пропуском

Порядок следования звеньев

Пильные цепи классифицируют, ориентируясь на их габариты, конструктивные особенности и на порядок следования звеньев. Он может быть стандартным, с полупропуском или пропуском. В первом случае на каждый резец приходится два ведущих звена. Во втором – каждое третье режущее звено заменено соединительным. И, наконец, в третьем случае на месте каждого второго режущего звена установлено соединительное.

Приобрести готовую цепь с «нестандартным» чередованием звеньев практически невозможно – в магазинах они не встречаются. Другое дело, если цепь клепают самостоятельно. Искусственно завышенное расстояние между резцами уменьшает их количество, а, следовательно, снижает себестоимость. Однако увеличение этой дистанции усиливает вибрацию, снижает производительность и скорость пиления.

Уход и обслуживание пильных цепей

Пильная гарнитура – то есть цепь, шина и ведущая звездочка – это расходный материал, и, естественно, при приобретении пользователя интересует вопрос: надолго ли этого материала хватит? Но здесь точного ответа не существует, так как «срок годности» вышеозначенных деталей во многом зависит от типа работ, которые будут выполнять с их помощью, от степени ухода за ними и т. п. Загрязненный распиловочный материал и неаккуратное обращение значительно снижают срок службы. К примеру, если во время работы коснуться кончиком шины земли, то заточка быстро «уходит» – песок (т.е. абразив) в сочетании с высокой скоростью движения очень быстро «сносят» ее. Гвоздь в старом бревне, разделываемом на дрова, порой способен погубить даже новую цепь без надежды на реанимацию. И нет нужды напоминать, что подобные моменты опасны не только для цепи и пилы, но и для самого оператора.

 

Если же все детали будут вовремя и качественно смазываться, зубцы – получать должную и аккуратную заточку, то одной шины хватит примерно на одну ведущую звездочку и три-четыре цепи. Причем цепи желательно использовать поочередно: сегодня – одну, завтра – другую и так по кругу. Тогда шина, звездочка и сами цепи будут изнашиваться равномерно. Если же использовать лишь одну цепь, оставив другие «про запас», то, когда до них дойдет очередь, они будут работать с «проскальзыванием», испытывая дополнительные динамические удары при движении, и выйдут из строя намного быстрее. А все потому, что ведущая звездочка износится под конфигурацию хвостовиков первой цепи.

 

Обкатка новой цепи – рекомендованная специалистами последовательность действий, обеспечивающая ей долгую «трудовую» жизнь.

Первый шаг – замачивание цепи в масле в течение нескольких часов. Смысл мероприятия очевиден: смазка успевает затечь во все мелкие щели, надежно «пропитать» детали и трущиеся соединения.

Второй шаг – установка цепи на шину и кратковременная «прогонка» на холостых оборотах. Остановив после этого двигатель, нужно проверить натяжение цепи и при необходимости подтянуть ее, предварительно остудив. И уже после этого, проведя несколько пропилов с минимальным нажимом на шину и перепроверив натяжку цепи, приступать непосредственно к работе.

 

Натяжка цепи — очень важный момент. Цепь, натянутая недостаточно, будет болтаться и может соскочить с шины или даже лопнуть. Перетяжка также ничего хорошего не сулит – это чрезмерный износ и повышенные нагрузки на двигатель. Кроме того, конструкция практически всех пил такова, что натяжка цепи укрепляет и шину – в «расслабленном» состоянии шина свободно ходит влево-вправо. Для проверки достаточно в верхней части шины, примерно в середине или чуть ближе к кончику, взять цепь за зубец и потянуть вверх. При правильном натяжении примерно треть хвостовика остается в пазу шины. Если больше – цепь перетянута, меньше – недотянута. При этом сама цепь должна свободно перемещаться рукой.

 

Смазка. О необходимости тщательной смазки цепи мы уже упоминали. Но даже если цепь и пила оборудованы различными системами улучшения смазки, предварительное замачивание цепи в масле ей не повредит, а, наоборот, снизит вызванный трением износ и обеспечит более протяженный срок службы.

 

Заточка цепи требует соблюдения двух правил.

Во-первых, следует контролировать остроту углов режущего звена, высоту ограничителя пропила и соответствие этих параметров изначально заданным на заводе. И, во-вторых, четко контролировать идентичность габаритов всех режущих звеньев одной цепи.

Чем же грозит несоблюдение этих принципов? Так, если на всех режущих элементах углы будут одинаковые, но неправильные, пользователь рискует получить либо заниженную производительность, либо усиленную вибрацию и нагрузку на двигатель. При различных углах заточки из-за неравномерной нагрузки на режущие элементы усилится вибрация и возрастет вероятность разрыва цепи. Во всяком случае, преждевременный выход из строя ей будет обеспечен.

Вот потому-то все зубья цепи должны быть заточены равномерно и под одними и теми же изначально заданными углами, которые, кстати сказать, были установлены опытным путем. Тогда цепь прослужит максимально долго и эффективно. Это не слишком сложная задача, специальные приспособления для заточки цепи позволяют, не задумываясь и не прибегая к точным измерительным приборам, выдерживать заданные параметры.

 

Еще один важный момент – отслеживание малейших трещин, потертостей и побитостей, способных привести к разрыву цепи. Если цепь рвется в процессе работы, она соскальзывает с шины и на большой скорости отлетает вниз, под ноги оператору. Во избежание несчастных случаев на всех пилах устанавливают цепеуловитель в виде выступа. И все равно лишнее внимание не повредит.

 

Каждому пользователю будет небезынтересно узнать, что любая новая запечатанная в пакетик цепь – всего лишь штамповка, и, подточив ее, можно повысить производительность примерно на четверть. Кроме того, у новых цепей высота ограничителя пропила, а фактически толщина получаемой стружки, автоматически «настроена» на минимальное значение, т.е. для условий работы в «суровых» условиях (зима, мерзлая и твердая древесина и т.д.). И если распиловка производится летом, а ее объект – свежесрубленная сосна, есть резон подправить ограничитель (применив специальный шаблон) для ускорения работы.

ПРАВИЛА ЗАТОЧКИ

Держите напильник под правильным углом

Линия корректировки угла заточки верхней грани, нанесенная на обойму напильника, должна быть параллельна цепи

Напильник должен выступать над верхней гранью на 1/5 своего диаметра

Периодически стачивайте ограничитель пропила, чтобы глубина резания оставалась неизменной

Как долго вы режете между заточкой и разрывной цепью

JavaScript отключен. Для лучшего опыта, пожалуйста, включите JavaScript в вашем браузере, прежде чем продолжить.