Узоры на топорах: Узоры на топорище – 75 фото

Содержание

Топоры в славянском язычестве | Славянские обычаи и традиции

Использование боевых топоров на Руси

Топор – древнейший инструмент, использовавшийся людьми  в разных назначениях. Данное слово можно связать с такими словами как «рубить», «тяпать», «сечь». Все они с точностью будут описывать функции топора. Однако наши предки, например, использовали топоры не только в боевых целях. Топоры верно служили при поиске добычи на охоте и защищали в случае нападения врага или животного. Но сегодня мы поговорим о славянских боевых топорах Руси.
 

История применения боевых топоров на Руси

Письменные источники, дошедшие до наших времен, утверждают, что первое применение боевого топора было произведено славянами в восьмом веке. Но стоит отметить сомнение археологов по этому поводу. Мнения разделяются на два лагеря: кто-то указывает, что эти топоры вовсе и не были боевыми, скорее служили для охоты, а другие, наоборот, приводят утверждения о том, что найденные топоры служили исключительно в боевых целях.

К моменту появления государственности (девятый век) топор стал неотъемлемой частью воинского арсенала.

Археологи писали о том, что военный топор был всегда меньше и легче хозяйственного, что позволяло нашим предкам легко и ловко управляться с ним во время сражения. Хозяйственный топор, тяжело обрамленный, был бы неудобен для этого. Военные топоры отличаются отверстием на лезвии, оно предназначалось для пристегивания лезвия к чехлу, а так же креплению темляка с оберегом.

Отличительной особенностью языческого боевого топора является тот факт, что его наличие создавало статус для воина. Полученный статус был чрезмерно важен для того времени. Это как обряд инициации, который был необходим для соответствия статуса и экипировки.
 

Типы боевых топоров

Боевые топоры по своим формам бывают одноручные, двуручные, однолезвийные, двухлезвийные. Однако формы топоров – самая малость того, чем мы хотели поделиться в нашей статье. Топоры делятся на: секиры, чеканы, алебрады. У каждого вида имеется множество подвидов.

Несколько веков назад учёные-археологи разделили все древнерусские боевые топоры на несколько видов. Первыми туда входили секиры «малых форм». Они использовались как универсальный боевой инструмент, предназначавшийся для похода или боя. Зачастую они выглядели как производственные топоры средних размеров. Второй вид открывают молотки-топорики, достаточно небольшие по своим формам. Они совершенно не похожи на рабочие топоры и использовались достаточно редко. Закрывают перечисление тяжёлые боевые топоры массивных размеров. Они использовались тоже не очень часто, поскольку были достаточно грузными, их применение было необходимо в быту, но в бою было очень тяжело управляться с двуручными топорами из-за их большого веса и плохой сбалансированности. Такими топорами могли орудовать только опытные дружинники с хорошим телосложением. В противном случае такое оружие могло стать погибелью.

 

Рассмотрим несколько типов боевых топоров

Откроют их топоры небольшого размера с квадратной приставкой обуха в поперечном сечении. Они встречались в десятом веке и были характерны для дружин. А щековины этого топора имеют заостренно-треугольную форму, что было достаточно удобно для использования. Зачастую к первому типу приписывают молотки-чеканы. Такими топорами было удобно прорубать дорогу.

Ко второму типу относят чеканы, имеющие трацеривидное длинное лезвие и узкий пластинчатый выступ, располагавшийся на тыльной части обуха. Древние образцы этого типа топора найдены на Кавказе, но зачастую они использовались в дружинных курганах в десятом-одиннадцатом  веках. А также могли использоваться при захоронении. Наша мастерская в реконструкции данной типа выполнила модель топора с названием «Коловрат».

К третьему типу относили топоры, имеющие военное значение. Они были узколинейными, небольшими, с вырезными обухом и верхними и нижними мысовидными отростками. Встретить эти топоры можно было в дружинных погребениях множества русских областей. Следует отметить, что топоры этого типа были найдены и за пределами Руси.

Четвертый тип сочетал в себе боевые топоры с топорищем, которое служило и как оружие, и как орудие труда. Их отличительная примета: оттянутое вниз лезвие, две пары боковых щековин, и удлиненный вырезанный обух. Это самые массивные, большие топоры, которые использовались в работе. Археологами эти топоры были найдены в комплексе с рабочими топорами, поэтому их решили объединить. Их появление было датировано десятым веком.

Топоры пятого типа имели прямую верхнюю грань и боковые щекавины только с нижней стороны обуха. Появились они в одиннадцатом веке. Массовое скопление данных топоров отмечают на севере Руси. Поспособствовал появлению на Руси этих топоров север Европы. Именно там были найдены похожие топоры в седьмом веке. В нашей линейке по данному типу выполнен топор «Вожак стаи».

К шестому типу относили топоры с оттянутым книзу лезвием и двумя парами боковых щекавиц. Здесь преобладающим будет рабочий топор. Появление их было отмечено в десятом веке, а после одиннадцатого они больше не появляются на Руси. Этот тип особенно характерен был для массовых сражений или битв.

Седьмой тип выделялся тем, что лезвия топоров были узкими. Чем-то этот тип был похож на третий, однако имел существенные отличия. Этот тип имел универсальное значение, большое распространение и другую конструкцию обуха. Конструкция эта была несколько удлиненная, не имела выступов.

Если говорить про разновидности топоров, то можно указать, что для двенадцатого-тринадцатого века характерны боевые топоры двух типов: бородовидная секира и чекан. Все, что было до этого времени – предшественники, помогающие секире и чекану выбрать свой стиль и свою функцию.
 

Украшение боевых топоров

Выше мы познакомили вас с типами топоров, поэтому теперь вы имеете о них представление, и нам теперь можно рассказать о разнообразных украшениях, которыми покрывали топоры их владельцы.

Примечательным является то, что украшение имели только боевые топоры, чаще всего особенного назначения, которые по праву можно считать артефактами.

На сегодняшний день насчитывается тринадцать топоров, которые относят к прикладному искусству. Пять из них утеряны. Археологи утверждают, что они были отделаны благородными металлами и орнаментальными украшениями. Располагались украшения перпендикулярно друг другу, на небольшом расстоянии от края лезвия.

Украшение топоров – тонкое дело. Изображение животных на топорах было придумано неспроста – животные олицетворяли силу и ум. Считалось, что украшение содействует успешной битве или удачной дороге, а в некоторых областях Руси украшение означало принадлежность человека к той или иной дружине. Более подробно почитать о том какие животные были тотемными у славян можно тут.

Чаще всего на расширявшемся лезвии могли изобразить волка, а на обратной стороне «древо жизни», окруженное двумя птицами. На обухе других топоров могли изображать волков, а на лезвиях оставляли рельефные узоры. Например, вот неплохая реконструкция.

Если на топорах были изображены узоры, то они делались либо из драгоценных камней, либо их рисовали специальными красками. В более ранних вариантах все рисунки и орнаменты были выжжены на обухе, на лезвии же узоры травили солью.
 

Хранение и уход за топорами

К оружию наши предки всегда относились трепетно, тем более, если это оружие служило им способом добычи пищи и защиты своего рода.

Мы уже говорили выше, что в некоторых топорах было отверстие, которое служило для крепления темляка или оберега, а не для его подвешивания на крючке. Так что давайте поговорим о методах хранения топора. Одно из правил хранения, которое существовало тогда – это обязательно кожаный чехол для лезвия. Весь же топор хранили в специальных ларцах или на подставках. В некоторых случаях деды старались положить топоры под крышу, дабы лезвие не пострадало от нежелательных погодных условий или влаги.

Чтобы дерево, из которого изготовлена рукоятка, не теряло своих свойств, топоры как раньше, так и сейчас на некоторое время замачивают в воде. Это позволяет им сохранить долгую прочность и прослужить несколько лет кряду. Топорище исполняли из твёрдых пород дерева, например дуба или ореха.

Топоры старались не хранить в слишком горячих местах (у печи, на ярком солнце), поскольку топоры имели свойство быстрее рассыхаться. Зачастую в домах было отведено специальное место, в котором лежал топор, обязательно чем-то укрытый.
Самое интересное, что части топора имели свое название. На рукояти имелся «хвост», так называли конец рукояти, который немного выступает вперед. Саму рукоять могли называть «топорище». Обратную сторону обуха называли «Щека полотна». Это самая плоская часть перед лезвием.

Бережное отношение к топорам, доскональное знание всех его частей свидетельствует о том, что раньше к  этому оружию относились со всей душой и уважением.
 

Сакральные названия топоров

Неудивительно, что наши предки давали имена своим верным друзьям топорам. Они, таким образом, делали их более оживлёнными, и возрождали «погибший» топор. Дать имя можно не каждому топору, а только самому красивому, мастерски сделанному. Имянаречение топора – важный момент и для дружинника, таким образом он соединяет себя и топор. И через его имя, его форму и индивидуальные особенности, например, гравировку, интересно украшенную ручку и т.п. вещи топор получал отличительные особенности от всех других топоров и выгодно, для своего владельца, усиливал совместную мощь и консолидацию энергий. Сейчас этот принцип используется в любой  ролевой компьютерной игре, когда определённые вещи дают плюс к силе или ловкости или урону. В реальности же отлично сбалансированный топор, хотя это само по себе сложно, лучше скажем так, удобно сбалансированный топор при малом весе безусловно добавлял ловкость дружиннику, в большой вес и особая заточка добавляли урон. Так и с именем.

Имена топорам давали разные, исходя их особенностей. Это мог быть «Сокрушитель», «Друже», «Бесстрашный», «Сияющий», «Гром» и множество других вариаций.

Нужно понимать, что только великие топоры в руках великих воинов имели имя. По-настоящему значимое имя, которое с почтением произносили бы даже через двести лет.
 

Общие выводы

Первое и самое важное – боевой топор стал универсальной вещью у предков. Он мог служить как в хозяйственных целях, так и в военных делах.

Боевой топор имеет небольшие формы, поскольку они самые удобные для похода, прорубки дороги или сражения.

Боевые топоры – неотъемлемая часть большей половины мужского населения Руси с десятого по тринадцатый век. Казалось, что топор не может заменить даже нож, поэтому он всегда был рядом у мужчин.

Применение боевых топоров, хранение и уход за ними на Руси было целым искусством и обрядом. Считалось, что это жизненно необходимая вещь в обиходе каждого человека.

оркестр Московской областной филармонии «Русские узоры» отмечает 50-летие

Солисты «Русских узоров» не только виртуозно владеют своими инструментами. Отложив балалайку, домру или баян, каждый из них может достать из закромов какую-нибудь жалейку и исполнить на ней все: от народной «Во поле береза стояла» до джазовых импровизаций или тяжелого рока. Репертуар «Узоров» похож на аккуратно сотканное кружево, в которое вплелись театр, песни и танцы. В канун 50-летнего юбилея корреспондент «Подмосковье сегодня» побывал на репетиции одного из самых известных оркестров региона.

ДИРИЖЕРСКИЙ КАРАНДАШ

Какофония при настройке оркестра, когда каждый из 20 музыкантов настраивает свой инструмент, постепенно заполняет все пространство небольшого репетиционного зала. Тоненько пищат домры, гусли будто скребутся по стеклу, грохочут басы и ударные. Но как только перед оркестром появляется дирижер, наступает тишина. Илья Рейбарх взмахивает остро заточенным карандашом, и музыканты начинают играть «Венгерский танец» Брамса.

Уникальный оркестр русских народных инструментов, где каждый сам себе солист, 50 лет назад собрал народный артист РСФСР Владимир Зозуля. Подбирая исполнителей, он предупреждал подопечных, что освоить им придется редкие, а порой и давно забытые инструменты. Кто бы мог подумать, что жалейки, рубель (деревянная доска для глажки белья. – Прим. ред.), свирели и трещотки не только добавят новую краску в выступления коллектива, но и спустя полвека будут приводить публику в восторг.

Один из старейших музыкантов «Русских узоров» – 73-летний Валерий Сочейкин. Он отлично помнит, как пришел в коллектив в 1970 году и как волновался на первом выступлении в Волоколамске 4 декабря. Впрочем, легкий мандраж перед концертом у бас-балалаечника сохранился до сих пор.

– Годы идут, а волнение не уходит. Но оно мне и не мешает, – признается Сочейкин, который за 50 лет работы в «Узорах» отыграл несколько тысяч концертов. – Первое время считал выступления и гастроли. Потом бросил. Раньше у нас была норма – 15 концертов в месяц. Сейчас их количество сократилось почти в два раза.

ТОПОРНЫЙ МОТИВ

Еще 10 дней назад домристка Юля Сыскова красовалась с розовыми волосами, но сегодня ее виски гладко выбриты, а голову украшает фиолетовый ирокез. Юля сидит в первой линии оркестра и продолжает солировать на домре.

– А что делать, если душа яркая? – разводит она руками. – На концертах волосы все равно из-под кокошника не видно. Несколько раз, когда выступали не в народных, а в классических костюмах и без головного убора, я надевала парик.

«Русские узоры» всегда были лабораторией творческих экспериментов. Так, в начале 2000-х они были первым народным коллективом, который попробовал играть рок-музыку. Поэтому любовь Юли к смене образов не кажется чем-то удивительным. Зато шокирующими кажутся ее навыки игры на пиле, гвоздодерах и топорах.

– Музыкальные топоры собирал еще наш основатель Владимир Зозуля, – говорит Юля. – Русские люди играли на всем, что под руку попадется: и на прищепках, и на рубеле, и на ухвате, и на металлических ложках. Музыку может издавать любой предмет, главное – уметь слышать и играть ее.

ДЖАЗ, РОК И ПУШНОЙ

Владимир Зозуля оставался художественным руководителем оркестра до 2017 года, а 39-летний Илья Рейбарх встал за дирижерский пульт всего два года назад. Молодой маэстро быстро нашел общий язык с коллективом, разнообразив его репертуар.

– Товарищи и товарки, переобуваемся (меняем инструменты. – Прим. ред.) на лету и повторяем с пятой цифры, – дает команду Рейбарх и делает несколько пометок в нотах своим дирижерским карандашом.

Оркестр лихо заиграл джазовую фантазию Дениса Забавского на тему песни «На речке, реченьке». Синкопы, ломаные ритмы от домр и гуслей слышать непривычно – народники справляются не хуже профессионального джаз-банда.

– Новые жанры, которые попадают в оркестр русских народных инструментов, не выбивают из-под нас нашу фольклорную основу, а, наоборот, бесконечно расширяют наши возможности общения со зрителем, – уверен дирижер.

Маэстро за любой кипиш и эксперименты, в том числе и совместное выступление с Александром Пушным.

– Могло бы получиться любопытно, – мечтательно замечает Рейбарх.

Axe Pattern – Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Топоров Кента | Сообщество BushcraftUK

Березовый топор
Элемент