Выточенные из дерева: Деревянные уточки выточенные из дерева помогут украсить ваш пирс у реки

Содержание

Традиционная технология хохломской росписи по дереву

Русский народный художественный промысел по изготовлению золоченой деревянной посуды возник во второй половине XVII века в заволжских деревнях. Свое название промысел получил по одному из центров сбыта изделий — селу Хохлома.
Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы грунтовались раствором глины, покрывались олифой и порошком олова, по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла и закалялись при высокой температуре в печи.
Распространены два основных типа росписи — «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне).

Хохломская роспись по дереву, как предполагают, возникла в XVII веке в деревнях Большие и Малые Бездели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи, расположенных на левом берегу Волги, а наивысшего расцвета достигла в XVIII веке. Деревня Хохлома, по документам известная с XVII века и давшая название росписи, была крупным центром сбыта, куда свозили готовые изделия. В настоящее время родиной хохломы считается Ковернинский район Нижегородской области.

Уникальный способ окраски деревянной посуды «под золото» в лесном Заволжье и само возникновение хохломского промысла нередко связывают со старообрядцами, которые, спасаясь от преследований за «старую веру», поселились в этих глухих и труднодоступных местах. Староверы привезли с собой древние иконы и рукописные книги. Среди них были иконописцы и мастера книжной миниатюры, владевшие тонким живописным кистевым письмом. А местное население владело токарным мастерством, навыками изготовления деревянной посуды, которые передавались из поколения в поколение. На стыке этих двух традиций и родился хохломской промысел, сочетающий живописную культуру, унаследованную от иконописцев, с традиционными формами токарной посуды заволжских мастеров и сохранивший секрет изготовления «золотой» посуды без применения золота.

Однако имеются документы, согласно которым технология имитации позолоты на дереве была известна нижегородским ремесленникам еще до раскола. Они пользовались ею в 1640–1650-х годах. В крупных нижегородских ремесленных селах Лысково и Мурашкино, «селишке Семеновское» (ныне город Семенов) изготавливались деревянные братины, ковши, блюда и др., окрашенные «на оловянное дело», то есть с применением оловянного порошка.

Существует и народная легенда, объясняющая появление хохломской росписи. В ней повествуется о выдающемся иконописце Андрее Лоскуте, который был недоволен реформой патриарха Никона и бежал из столицы. Поселившись в глухих заволжских лесах, он стал писать иконы по старому образцу и расписывать деревянную посуду. Однако кто-то донес патриарху о местонахождении Андрея Лоскута, и он послал за ним солдат. Спасаясь от преследования, Андрей добровольно сжег себя в огне, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство.

Дороговизна привозного олова долгое время тормозила производство хохломской посуды, ведь только очень богатый заказчик мог снабдить мастеров оловом. И таким заказчиком выступил Троице-Сергиев монастырь. Документы монастыря свидетельствуют о том, что крестьян из сел Хохлома, Скоробогатово и около 80 других селений по рекам Узоле и Керженцу с XVII века привозили для работы в мастерских Лавры. Этим, видимо, и объясняется тот факт, что именно эти села и деревни стали родиной «золотой» росписи, а их жители по сей день сохраняют секреты своего мастерства.

Название «хохломская роспись» или просто «хохлома» возникло благодаря тому, что изготавливавшие расписную деревянную посуду крестьяне везли ее для продажи в крупное торговое село Хохлома Нижегородской губернии. Через Нижегородскую ярмарку хохломские изделия расходились по всей России, их вывозили в страны Азии и Западной Европы.

Развитию промысла способствовала близость Волги, в то время главной торговой артерии, связывавшей приволжские города, которые славились своими торжищами. Именно по Волге, а затем через прикаспийские степи хохломская посуда доставлялась в Среднюю Азию, Персию, Индию. Европейские купцы покупали ее в Архангельске.

Хохломская роспись — это уникальный русский народный промысел, существующий уже более трехсот лет. Благодаря старообрядцам-иконописцам, владевшим древним секретом «вызолачивания» икон, в Заволжье распространился своеобразный способ превращения простой деревянной посуды в «золотую» без использования драгоценного металла. Однако хохломские изделия ценят не только за красоту, но и за прочное лаковое покрытие, благодаря которому их можно использовать в повседневной жизни. Хохломская посуда сделает нарядным любой стол, а поданные в ней блюда не причинят ей вреда.

Набор традиционных форм хохломских изделий сформировался давно. Это резные деревянные ложки и токарная посуда: чашки, миски, поставцы, бочата, солоницы. В настоящее время ассортимент изделий значительно расширился. Мастера создают деревянные сервизы, кухонные полки, декоративные блюда и панно и многое другое.

Изготавливают хохломскую посуду из древесины местных лиственных пород — липы, осины, березы. Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из просушенного дерева. Из тонкомерных «стульчиков», а также распиленных на толстые плахи «кряжей» вытесывают болванки и «чураки». Затем на токарном станке заготовке придают нужную форму. Выточенные изделия еще раз сушат при температуре 22–28 градусов в течение 3–20 дней в зависимости от размера изделия. Сушка заканчивается тогда, когда влажность древесины не будет превышать 6–8%. Если влажность окажется больше, изделие может получиться с пузырьками — разрывами лаковой поверхности.

Потом изделия передают отделочникам, которые подготавливают их к росписи. Нерасписанные резные ковши и ложки, поставцы и чашки называются «бельё».

После сушки «бельё» шпаклюют вапой. Вапа — мелкозернистая отмученная глина, из которой делают очень жидкий раствор, добавляя в него от 25 до 50 процентов мела. Затем куском шерстяной ткани, смоченным в растворе, обмазывают изделие. После просушки операцию повторяют снова. После грунтовки изделие на четыре-шесть часов помещают в сушильный шкаф, где температуру поддерживают на уровне 40–50 градусов. Для сушки изделий по хохломской технологии необходим шкаф, в котором можно регулировать температуру в пределах 30–120 градусов. Высушенные заготовки охлаждают до комнатной температуры и слегка шлифуют.

Следующий важный этап — покрытие изделия олифой, сваренной из льняного или конопляного масла. От этой операции зависят качество деревянной посуды и прочность росписи. Покрывают изделие несколькими слоями олифы обязательно вручную. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. После сушки в течение двух-трех часов при температуре 22–25 градусов, когда олифа уже не пристает к рукам, но пленка еще не полностью высохла, изделие олифят второй раз, нанося слой потолще. Если древесина впитывает много олифы, как, например, осина, то весь процесс повторяют еще раз, если мало — достаточно проолифить изделие два раза. Последний слой высушивают до «небольшого отлипа» — когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Как только поверхность изделия приобретет ровный блеск, его можно лудить, то есть покрывать алюминиевым порошком.

Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия оловянного (а в настоящее время — алюминиевого) порошка. Для нанесения полуды применяют особые приспособления — куколки, представляющие собой тампон из овечьей кожи, к рабочей части которого пришит кусок натурального меха (лучше овчины) с коротко подстриженным ворсом. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.

В красильных цехах работают преимущественно женщины. Художницы сидят за невысокими столами, на низеньких табуретах. При такой посадке колено является опорой расписываемому предмету. Для хохломских мастериц характерна работа на весу: небольшую токарную вещь, опирая о колено, придерживают левой рукой, а правой наносят орнамент на ее округлую поверхность. Такой способ держания расписываемого предмета позволяет легко поворачивать его в какую угодно сторону с любым наклоном. На столе удобно располагают кисти, краски, палитру и находящиеся в работе вещи.

К краскам, используемым для росписи хохломских изделий, предъявляют повышенные требования, так как многие из них в процессе сушки и закалки могут выгорать от высокой температуры. Мастера берут термостойкие минеральные краски — охру, сурик, а также киноварь и кармин, сажу, хромовую зелень, разбавляют их очищенным скипидаром. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи, — красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, зелёный светлого тона и жёлтый.

Рисунок в хохломских изделиях основан на использовании растительного орнамента, связанного с традициями живописи Древней Руси. Гибкие, волнистые стебли с листьями, ягодками и цветами обегают стенки сосуда, украшают его внутреннюю поверхность, придавая предмету исключительную нарядность. На одних предметах стебли цветков вытягиваются вверх, на других — завиваются или бегут по кругу.

Растительный узор выполнялся в свободной кистевой манере письма. Кисти для росписи изготавливаются из беличьих хвостов так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию. Хохломские мастера владеют особым приемом держания кисти, при котором в процессе письма участвуют не только пальцы, но и вся рука, благодаря чему можно проводить одним слитным, неразрывным движением длинные пластичные мазки и серии штрихов на сферических или цилиндрических поверхностях. Кисть, положенная на фаланги указательного и среднего пальцев, прижимается к ним подушечкой большого пальца, что позволяет чуть-чуть вращать ее во время письма. Выполняя роспись, иногда слегка опираются на мизинец, прикасаясь им к изделию. Тонкую, с волосяным кончиком кисть ставят почти вертикально к поверхности предмета. Ее обычно ведут к себе, немного вращая в ту сторону, куда изгибается мазок.

Многие виды орнаментов имеют свои названия: «пряник» — украшенная травкой, ягодами, цветами геометрическая фигура (квадрат или ромб), располагаемая обычно внутри чашки или блюда; «травка» — узор из крупных и мелких травинок; «кудрина» — листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне и проч. Используют мастера и упрощённые орнаменты, например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, шляпного войлока и других материалов, хорошо удерживающих краску и позволяющих отпечатать рисунок на изделии. При выполнении мотивов «ягодка» или «цветок» часто используют круглые «тычки» из свернутой капроновой ткани.

Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Хохломская роспись представлена двумя типами письма — «верховым» и «фоновым», каждому из которых соответствуют свои разновидности орнаментов. «Верховая» роспись наносится пластичными штрихами на металлизированную поверхность, образуя свободный ажурный рисунок. При этом на основную линию композиции — криуль — «насаживают» такие элементы, как осочки, капельки, усики, завитки т. д.

Классическим примером верхового письма является «травка», или «травная роспись», с красными и черными кустиками, стебельками, создающими своеобразный графический рисунок на золотом фоне. «Травная роспись» напоминает знакомые всем с детства и привычные травы: осоку, белоус, луговик. Это, пожалуй, наиболее древний вид росписи. Он пишется завитками, разнообразными мазками, мелкими ягодками или колосками по серебристому фону. «Травный» рисунок всегда был популярен среди хохломских мастеров росписи.

Письмо, в которое помимо травки мастера включают листья, ягоды и цветы, называют «под листок» или «под ягодку». Эти росписи  отличаются от «травки» более крупными мазками, образующими формы овальных листочков, круглых ягодок, оставляемых тычком кисти. Народные мастера берут свои мотивы, стилизуя растительные формы. Поэтому не удивительно, что на изделиях хохломских мастеров мы видим ромашки, колокольчики, листья винограда, земляники, ягоды смородины, крыжовника, клюквы. Основу росписи «под листок» составляют остроконечные или округлые листья, соединённые по три или пять, и ягоды, расположенные группами около гибкого стебля. В росписи больших плоскостей используют более крупные мотивы — вишня, клубника, крыжовник, виноград. Эта роспись обладает большими декоративными возможностями, поскольку она многоцветнее «травки». Если в «травной» росписи используют в основном чёрный и красный цвет, то в росписи «под листок» или «под ягодку» мастера пишут листочки зелёным в сочетании с коричневым и жёлтым. Эти росписи обогащаются травным узором, который пишется зелёной, красной, коричневой красками.

К верховому письму относится ещё одна, более простая и условная, разновидность росписи — «пряник», где в центре геометрической фигуры — квадрата или ромба — помещается солнце с завитыми по кругу лучиками.

Для «фоновой» росписи («под фон») характерно применение черного или цветного фона, тогда как сам рисунок остается золотым. До заполнения фона на расписываемую поверхность предварительно наносят контуры мотивов. Роспись «под фон» начинается с прорисовки линии стебля с листьями и цветами, а иногда и с изображениями птиц или рыб. Затем фон записывается краской, чаще всего чёрной. По золотому фону прорисовывают детали крупных мотивов. Формы больших мотивов моделируют штриховкой. Поверх закрашенного фона кончиком кисти делаются «травные приписки» — ритмичные мазочки вдоль основного стебля, тычком кисти «налепливаются» ягоды и мелкие цветы. «Золото» просвечивает в таком виде письма только в силуэтах листьев, в крупных формах цветов, в силуэтах сказочных птиц. Роспись «под фон» значительно более трудоёмкий процесс и не каждый мастер справится с такой работой. Изделия с такой росписью предназначались обычно для подарка и выполнялись, как правило, на заказ и ценились выше.

Более сложным типом фонового письма является «кудрина». Её отличает стилизованное изображение листьев, цветов, завитков. Не занятое ими пространство закрашивают краской, и золотые ветви эффектно смотрятся на ярко-красном или чёрном фоне. Других красок в этом виде письма не используют. Своё название «кудрина» получила от золотых кудреватых завитков, линии которых образуют причудливые узорные формы листьев, цветов и плодов. Роспись «кудрина» напоминает ковёр. Особенностью её является то, что главную роль играет не кистевой мазок, а контурная линия.

Расписанные изделия четыре-пять раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение трех-четырех часов в печи при температуре +150–160°. После «закалки» — завершающего этапа отделки изделия — под влиянием высокой температуры покрывающая его лаковая пленка приобретает медовый оттенок. Ее сочетание с просвечивающим металлизированным слоем дает золотистый эффект.

Угасавший в начале ХХ века промысел возродился в советское время, когда в 1920-х — начале 1930-х годов мастера стали объединяться в артели. В 1960-х годах были созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в Семёнове, ставшие центрами, выпускающими посуду, ложки, мебель, сувениры и пр.

В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. В Сёмино расположено также предприятие (ООО «Промысел»), занимающееся выпуском деревянных шкатулок с хохломской росписью. Семинские мастера, продолжатели традиций коренной хохломы, расписывают преимущественно традиционную, старинной формы посуду, они тонко чувствуют красоту луговых трав, лесных ягод. Семеновские художники, горожане, чаще применяют в росписи богатые формы садовых цветов, предпочитая технику росписи «под фон». Они широко используют точный контурный рисунок и разнообразные штриховки для моделирования мотивов.

И в наше время технология отделки хохломских изделий продолжает привлекать многих мастеров декоративно-прикладного искусства. Наряду с основными центрами хохломской росписи возникло много новых производств, выпускающих изделия «под золото».

Продолжатели дела безвестных русских мастеров поволжского промысла — наши современники — совершенствуют технологию отделки и подготовки хохломских изделий, отбирают наиболее пригодные для термической обработки материалы. Они создали неповторимое искусство кистевой росписи на объемной токарной форме, разработали своеобразные, лаконичные и вместе с тем очень эффектные приемы письма.

WOOD-мастер №5 (77)-2020 (сентябрь-октябрь) | Журнал WOOD-Мастер

Электрорубанки и строгальные станки, фрезеры и многочисленные инструменты такого рода, доступные нам сегодня, никак не отменяют потребности в ручном верстачном рубанке. Действительно, старый добрый рубанок выручает нас во многих обстоятельствах, будь то очистка поверхности старого шкафа или подгонка заедающих дверей и окон. В разных сферах ручной рубанок подходит лучше электроинструментов, а кроме того, он не ломается так часто и не требует электроэнергии.

Это захватывает, увлекает и даже может приносить прибыль!

Старые инструменты могут стоить целое состояние. Однако зачастую для коллекционеров деньги — не столь большая ценность.

Почему же люди собирают коллекции, и как ступить на этот путь? Об этом мы расскажем на страницах нашего журнала.

9 ВОПРОСОВ, КОТОЫЕ ЗАДАЮТ ТЕ, КТО РАБОТАЕТ С ДЕРЕВОМ

Если вы думаете, что вы – единственный, у кого возникают вопросы при покупке древесины твердых пород, подумайте еще раз и получше. Мы провели опрос среди восьми дилеров, торгующих древесиной твердых пород по всей стране – вполне вероятно, что один из этих парней продал вам отрезок дерева на прошлой неделе – и вот итог того, что они слышат от заказчиков буквально каждый день.

Сушить выточенные из сырой древесины чаши в микроволновой печи — не самый надежный способ, и он всегда требует тестирования. Но если результат вас устроит, то более быстрого способа высушить деревянную посуду вы не найдете!

Вдоль побережья Орегона  мастера –ремесленники ищут древесину в морском прибое

Когда многим из нас нужна древесина, мы отправляемся  к торговцам лесом или на лесопилку.

Однако предприимчивый столяр из Орегона Фил Клаузен и его сын Сэм вместо этого  направляют свои стопы на пляж.

Эти выточенные на токарном станке подсвечники в форме тюльпанов создадут уютное освещение в любой обстановке и в любое время. Их теплое сияние подойдет для каждого интерьера.

Бруклинский мастер по дереву Сал Марино предлагает новый взгляд на классическую технику — так называемое французское полирование. Он рассказывает, как достичь точно такой высокоглянцевой поверхности, как у старых мастеров, но за меньшее время.

Если вы не решаетесь приступить к токарному станку из-за того, что вас смущает выбор режущего инструмента, — значит, эта статья для вас. Прочитав этот краткий вводный курс, вы будете точно понимать, какие резцы вам нужны, и сможете насладиться процессом вытачивания деревянных изделий.

КАК ОКРАШИВАТЬ МЕБЕЛЬ ДЛЯ ОТКРЫТОГО ВОЗДУХА

 Что нужно знать тому, кто работает с деревом

         Не стоит думать о вашем заднем дворе как об объекте неблагоприятной и вредоносной окружающей среды. Однако для расположенных в нем деревянных предметов, и, в частности, мебели, это, безусловно, так. В нашем журнале мы дадим вам некоторые советы, которые помогут вам защитить при помощи окраски то, что находится на нем.

Одно из главных правил в столярном деле гласит: доска должна иметь хотя бы одну ровную кромку, чтобы с ней было возможно работать. Если доска выгнута менее чем на 12 мм, ее довольно просто выровнять на фуговальном станке. Но когда сталкиваешься с серьезным искривлением, заготовку оказывается не так просто привести в порядок. Мы предлагаем несколько советов, которые могут вам пригодиться в таком деле.

У вас закончилось все свободное место на полках и больше некуда ставить книги, которые вы собираетесь когда-нибудь прочитать? А предметы вашей прекрасной коллекции выставлены на видном месте или дожидаются своего часа убранными в коробки из-за недостатка места?

            Вы можете одержать победу в этой непрекращающейся битве за свободное место, но для этого вам необходим грамотный проект и хороший дизайн.

На страницах журнала WOOD-мастер мы предлагаем вам разные варианты планировки стеллажей и полок внутри дома, которые вы можете взять на заметку, проектируя собственную обстановку.

Выбирая отделку для сделанных в нашей мастерской шкафов, мы искали прочный и долговечный состав, который скроет зашпаклеванные отверстия от гвоздей и сгладит текстурированную поверхность ДСП. При этом мы думали о потрясающем внешнем виде и легкости чистки в будущем. К счастью, нам попалась краска Hammerite (Хаммерайт), которую производители станков часто используют для окраски своей продукции. Мы предлагаем проверенный нами в мастерской способ нанесения этой выдающейся краски.

Я встречаю множество людей, работающих с деревом, которые весьма неплохо оснащены тем, что относится к механической части их деятельности. Они создают проекты, которые отличаются старомодной прочностью и солидностью, а все их детали плотно пригнаны одна к другой.

Однако многие столяры упускают из виду самую тонкую и деликатную часть искусства подбора древесины – по цвету и рисунку волокон.  В результате  их превосходно исполненным  и плотно пригнанным  проектам недостает кое-чего, что проходит по «департаменту внешнего вида».  Когда я строил шкафчик для компакт-дисков и стильный столик, важность правильного подбора дерева проявилась в самой полной степени. Для обоих этих проектов я тщательно отбирал, вырезал, подгонял и компоновал детали, добиваясь наилучшего внешнего вида.

В этой статье я поделюсь с вами некоторыми советами по поводу подбора дерева в поисках его соответствия по цвету и рисунку волокон. Вы сможете использовать те же самые приемы при построении ваших собственных проектов.

                                           – Чак Хедлунд, управляющий мастерской, дизайнер проектов

Поднимайся над землей по одной ступеньке за раз и учись, как делать прямоугольный каркас, и прочие хитрости плотницкой работы

Площадка, выстроенная не высоко над землей даст вам превосходную возможность научиться искусству построения ступеней лестницы.

Вы станете использовать те же самые принципы, которые широко применимы к построению любых лестничных пролетов, но при этом вы сможете попрактиковаться на небольших и легко исполнимых проектах.

Старинные виды отделки часто выглядят тусклыми и безжизненными. Однако расчистка старого и нанесение нового и сияющего покрытия могут лишить предмет мебели, как его непреходящего очарования, так и высокой стоимости в денежном выражении. Но для вас есть альтернативное решение о котором мы раскажем на страницах этого номера журнала.

Резное дерево – Etsy.de

Etsy больше не поддерживает старые версии вашего веб-браузера, чтобы обеспечить безопасность пользовательских данных. Пожалуйста, обновите до последней версии.

Воспользуйтесь всеми преимуществами нашего сайта, включив JavaScript.

Найдите что-нибудь памятное, присоединяйтесь к сообществу, делающему добро.

(более 1000 релевантных результатов)

Относится к резному дереву
  • резное настенное искусство из дерева

Резьба по дереву – Etsy.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *