Заточка пильной цепи напильником: Как заточить цепь бензопилы своими руками: 3 проверенных способа

Содержание

Деловой Садовод – Как правильно заточить пильную цепь самостоятельно.

Как правильно заточить пильную цепь самостоятельно.

Не секрет, пильные цепи при работе бензо/электропилой тупятся достаточно быстро. Особенно быстро при пилении грязной древесины. А работать можно только острозаточенной цепочкой.

Ручная заточка цепей очень эффективна. Производится непосредственно на пиле. Для удобства можно закрепить шину пилы с помощью струбцины на твердом основании.

Пильные цепи крючкового типа (а это подавляющее большинство пильных цепей) затачиваются круглым напильником. Диаметр напильника выбирается в соответствии с параметрами цепи. Это может быть 3,2мм, 4,0мм, 4,8мм, 5,2мм, 5,5мм. *

При заточке желательно контролировать:

  1. Угол заточки режущей кромки зуба. Как правило 25/30/35 градусов для соответствующего типа цепи, 10 градусов для цепей продольного пиления.
  2. Угол наклона напильника относительно горизонтали. Обычно напильник нужно располагать строго горизонтально, но есть цепи с желательным наклоном 10 градусов.
  3. Высоту положения напильника относительно режущих кромок цепи.
  4. Высоту ограничителя относительно режущей кромки зуба.

Как это контролировать? Использовать специальные шаблоны для заточки. Как правило они подходят для определенных цепей и используются с напильниками соответствующих диаметров.

Шаблоны бывают в виде специальной планки в которую устанавливается напильник с ручкой, в виде направляющей, которая устанавливается на пильную шину и является направляющей опорой для напильника. Выпускаются и более сложные системы.

Очень качественные приспособления для ручной заточки изготавливают STIHL, Husqvarna, Oregon. Какой шаблон удобнее и эффективнее? Попробуйте сами в нашем Тест-Центре.

Перечень используемых диаметров напильников не полный

Почему нельзя работать тупой пильной цепью.

Затупившаяся цепочка пилит плохо.

Сильно затупившаяся пилит совсем плохо. Если Вы работаете пилой с электрическим приводом ничего страшного не происходит. Есть неприятные моменты – скорость пиления низкая, на пилу приходится давить (перегружать и ломать систему защиты от вибрации). Расход масла для смазки цепи увеличивается. Износ шины, цепи и ведущей звездочки просто катастрофический. Но по крайней мере пила сразу не ломается.

А вот если у Вас бензопила – все гораздо хуже. Ко всем перечисленным неприятностям добавляется еще одна, катастрофическая.

Тупая цепочка уже не режет зубьями древесину. Она скользит и трет ее. Сопротивление движению цепи падает. Получается, Вы даете полный газ, сопротивления нет, пила работает без должной нагрузки, обороты двигателя приближаются к максимально возможным (а это 12000-17000 оборотов в минуту). Двигатель перегревается, условия смазки ухудшаются, поршень заклинивает в цилиндре, подшипники коленчатого вала разрушаются. В итоге – дорогостоящий ремонт.

Для наглядности приведем пример с автомобилем. Завели автомобиль, передачу не включили и нажали на газ до отказа. Сколько проработает в таком режиме Ваш двигатель? *

* Не рекомендуем проводить подобные эксперименты с Вашим автомобилем, как и работать тупой цепью – в обоих случаях неизбежная поломка не является гарантийным случаем.

Как максимально эффективно использовать цепи и шины.

Пильные агрегаты бензиновых и электрических пил состоят из шины, цепи и ведущей звездочки, которая и приводит в движение пильную цепь.

В процессе пиления все эти компоненты изнашиваются. У цепи по мере проводимых заточек уменьшается величина режущего зуба, у шины истирается верхняя кромка и расширяется паз для цепи, на ведущей звездочке появляются следы выработки от цепи. Все это следствие нормального износа.

Заметим, что значительный (но допустимый) износ одного из компонентов пильного агрегата приводит к быстрому износу других. Так сильно изношенная шина быстро «подшлифует» новую цепь и наоборот. Как же максимально долго сохранить элементы пильных агрегатов в рабочем состоянии? Приведем рекомендации от ведущих производителей – производителей цепей, шин и ведущих звездочек.

STIHL. Рекомендованный комплект 1 шина, 4 цепи, 2 ведущие звездочки. Цепи меняем после каждой заточки, звездочки по мере износа.

OREGON. Рекомендованный комплект 1 шина, 3 цепи, 1 ведущая звездочка. Цепи меняем после каждой заточки.

Такие комплекты позволят Вам максимально эффективно «до конца» использовать все элементы пильного агрегата.

* Приведенные рекомендации не являются обязательными, особенно для пользователей, использующих пилу от случая к случаю.

Следи за гарнитурой – Технологии лесозаготовок

Практика работы многих лесозаготовительных предприятий России показывает, что нередки случаи, когда операторы не знают способов или умышленно игнорируют необходимость своевременного и правильного обслуживания пильной гарнитуры. В этой статье вы сможете ознакомиться с правилами обслуживания гарнитур лесозаготовительных машин.

В настоящее время харвестеры и валочно-пакетирующие машины (ВПМ) являются наиболее распространенными среди лесозаготовительных. Они входят в группу лесных машин, технологическое оборудование которых позволяет производить валку деревьев и выполнять еще ряд последующих операций лесозаготовительного производства.

Харвестеры и часть ВПМ оснащаются цепными пильными гарнитурами. По аналогии с бензиномоторными пилами, можно утверждать, что деревья пилит не машина, а пильная цепь, которой она оснащена. В свою очередь, пильная цепь не может нормально работать при изношенной пильной шине и/или звездочках. Вместе они образуют пильную гарнитуру.

ОШИБКИ СОЗДАЮТ ПРАВИЛА
У любого инструмента есть ресурс, и он максимально продлевается, если пилить по правилам. Кто-то пилит до тех пор, пока не порвется цепь, или не разлетятся звездочки. Это приводит к повышенному расходу топлива, возникновению травмоопасных ситуаций, а также к повышенным финансовым расходам на замену составных частей пильных гарнитур.

Профессионалы однозначно утверждают, что никогда нельзя использовать старую пильную цепь на новой ведущей звездочке и новую пильную цепь на старой (изношенной) ведущей звездочке. Ведущая звездочка подлежит замене после использования максимум 10-ти пильных цепей, или при достижении глубины износа 0,6 мм, или при повреждении.

ОХ УЖ ЭТИ ЗВЕЗДЫ!
Чтобы проверить состояние ведущей звездочки на предмет ее повреждений, износа и качества фиксации, необходимо снять пильную цепь и демонтировать пильную шину. Затем, обычно при помощи узкой отвертки или металлического щупа, надо прочистить посадочные дорожки пильной цепи на шине, по которой смазка поступает к ведомой звездочке. Также прочищаются подающие линии смазки цепи.

Нельзя игнорировать проверку вновь установленной на шину ведомой звездочки на свободное вращение и люфт

Состояние рельсов шины, особенно нижней, рабочей части контролируется при смене цепи и чистке паза шины. В случае появления заусениц устанавливается вторая шина, а шина, требующая ремонта, в конце смены забирается в слесарный участок для удаления заусениц. Таким образом происходит равномерный износ пильных цепей, ведущей звездочки и пильных шин.

После этого проверяется состояние ведомой звездочки путем ее прокручивания рукой – для контроля состояния зубьев, легкости ее вращения и наличия бокового люфта. Зубья ведомой звездочки не должны быть повреждены, а ее вращение должно быть свободным. Люфта же быть не должно. Если при прокручивании ведомой звездочки обнаруживается люфт, то его следует устранить, подтянув заклепки звездочки несколькими ударами молотка.

СКОЛЬКО ЖЕ МОЖНО ТОЧИТЬ
Заточка пильной цепи (правка) осуществляется с помощью круглого напильника с использованием направляющей обоймы напильника (на которой нанесены риски угла заточки). Заточку (правку) цепи необходимо производить минимум 2 раза в смену.

После 5–8 заточек (правок) цепи напильником необходимо проверить и отрегулировать (при необходимости) высоту ограничителя подачи режущих звеньев цепи.

Высота ограничителя подачи всех режущих звеньев цепи должна быть одинакова (1,25 мм относительно кромки режущего зуба).

В случае поломки режущих звеньев поврежденный участок необходимо с помощью заточного станка сточить до чистого хрома с соблюдением необходимого угла заточки верхней кромки режущего звена. Стандартный угол заточки в горизонтальной плоскости составляет 35°, а при пилении твердой и мерзлой древесины угол заточки уменьшается до 25–30°. В вертикальной плоскости угол заточки равняется 55°.

В итоге все режущие звенья должны быть одинаковой длины. После заточки на станке обязательно следует подправить все режущие звенья с помощью круглого напильника (одиндва движения на каждый резец) и отрегулировать высоту ограничителя глубины пропила.

А У МЕНЯ ШИНА СДУЛАСЬ
Пильная шина переворачивается каждый рабочий день, для равномерного износа направляющих рельс. Паз шины и отверстие для смазки необходимо очищать от опилок и грязи: летом  – ежедневно (или при замене пильной цепи), при отрицательных температурах окружающей среды – через каждые 3–4 часа работы.

Неправильная эксплуатация шины может приводить к деформациям, которые сузят направляющий паз. Для исправления этого дефекта используется клин для пазов, который сначала устанавливают под углом 45° в месте с нормальной шириной паза, перед деформированным участком, а затем при помощи молотка проводят через суженное место. Процедуру повторяют до тех пор, пока ширина паза не восстановится. После этого необходимо проверить шину на наличие трещин, в случае их обнаружения шина выбраковывается.

КТО НА ЧЕМ РАБОТАЕТ
Хорошо оборудованное рабочее место по ремонту и обслуживанию пильной гарнитуры включает в себя ряд станков (расклепочный, клепальный, заточной электрический типа USG, ЛВ-9 или ЛВ-116) и слесарные тиски.


важно знать

Количество звеньев в цепи зависит от длины пильной шины, установленной на ЗСУ или харвестерной головке, а также ведущей звездочки.


Ресурс пробойника расклепочного станка обычно составляет 600 цепей. Для клепального станка понадобятся запасные клепальные шипы и наковальня. Также необходимо иметь масленку с маслом для смазки клепального шипа и заклепки под развальцовку (наносится 1–2 капли в место контакта шипа и заклепки). Ресурс пробойника данного станка также составляет 600 цепей.

Тиски необходимы для ремонта пильных шин (снятие заусениц и шлифовка направляющих рельс), а также для заточки (правки) напильником режущих звеньев цепи на шине, установленной в тиски. Рекомендуется использовать их и при ремонте паза шины: раздвинуть в случае защемления, сжать в случае расщепления и отрегулировать (проверить с помощью калибра).

ТОЛЬКО СРАЗУ НЕ УБЕГАЙ!
Перед перерывом в работе надо не забывать делать несколько «пропилов воздуха» с целью удаления влаги, образующейся в области наконечника (ведомая звездочка) шины. Пересменка операторов, как правило, происходит через 11 часов.

Первые три цепи оператор № 1 забирает с собой для приведения их в порядок – проверки и правки напильником. В начале второй смены шину переворачивают, прочищают ее паз, устанавливают четвертую цепь, затем делают «пропил воздуха» и приступают к работе.

Через 3–4 часа работы происходит установка пятой цепи, затем так же: очистка паза шины, «пропил воздуха» и снова работа. Еще через 3–4 часа работы устанавливается шестая цепь, и происходит повторение процесса с очисткой паза воздухом. И еще один «пропил» необходимо будет сделать перед пересменкой для сброса влаги.

Всегда не хватает времени, чтобы выполнить работу как надо, но на то, чтобы ее переделать, время находится

Далее оператор № 2 забирает цепи № 4, 5 и 6 для осмотра и правки, а оператор № 1 использует по вышеописанному алгоритму цепи № 7, 8 и 9. Потом шина переворачивается, и происходит пересменка. Оператор № 2 приступает к использованию цепей № 10, 1 и 2. При следующей пересменке оператор № 1 использует цепи № 3, 4 и 5, и т. д.

После окончания работы на заточном станке надо выполнить правку и очистку заточного диска с помощью точильного бруска. При этом с заточного диска убирается нагар. А затем с помощью соответствующего шаблона, проверяется форма профиля диска.

Александр Третьяков, региональный менеджер ООО «Блаунт»
Игорь Григорьев, д. т. н., профессор каф. ТОЛК ЯГСХА

Задать вопрос эксперту

7 способов избежать ошибок при заточке бензопил

Операторы бензопил часто используют тупые или неправильные напильники. Столяры также часто подают задом наперёд. Кроме того, переполнение или недостаточное заполнение глубиномеров никогда не даст желаемых результатов.

Правильно закрепите бензопилу и напилите ее. Не забудьте подсчитать заточку каждого зуба. В противном случае цепь будет неравномерно заточена!

В этой статье описаны частые ошибки при заточке бензопилы.

Распространенные ошибки при заточке бензопил

Цепь бензопилы, направляющая шина и цепная звездочка служат дольше при заточке, что позволяет эффективно резать твердую древесину. Острые цепи безопаснее тупых, которые дают обратный эффект и становятся причиной несчастных случаев!

Типичные ошибки при заточке бензопилы приведены ниже:

Использование затупленного напильника

Заточка цепи затупляет напильники. Даже после заточки тупой напильник никогда не заточит цепь бензопилы.

Выбор неправильного размера напильника

Заточка цепи маленьким напильником не достает до резца. Таким образом, напильник никогда не затачивает все зубья.

Большой напильник будет выше зуба и его может не хватить для дна или глотки. Резка древесины может потребовать больше усилий, если пищевод остается тупым.

Напильник в обратном направлении

Если переместить напильник назад, зуб быстро изнашивается, что приводит к затуплению цепи.

Цепь под неправильным углом

Бензопилы могут быть повреждены из-за неправильной заточки цепи. Протолкнуть файл через зуб под правильным углом сложно.

Цепная пила не закреплена во время подачи

Если ваша бензопила плохо режет, несмотря на то, что вы ее заточили, вы не можете закрепить бензопилу, чтобы заточить ее.

Недостаточное заполнение глубиномеров

Без измерения глубиномеры становятся слишком высокими для зубов! Более высокие глубиномеры усложняют резку по дереву. По мере ухудшения этого соотношения резка может стать невозможной. Вы перестанете резать, если вам все равно!

Переполнение ограничителей глубины

Ошибки при заточке бензопил включают переполнение ограничителей глубины. Переполнение грабель приводит к агрессивной цепной пиле, которая быстро тупится. Такие инструменты вредны и увеличивают откаты.

Неравномерная заточка цепи

Пользователи бензопил часто перетачивают одну сторону, что приводит к неровным зубьям. Из-за кривых такие зубья затрудняют резку.

7 Стратегии предотвращения ошибок при заточке бензопилы

Заточка цепи бензопилы облегчает работу. Большинство новичков допускают несколько ошибок при заточке бензопилы. Ниже приведены простые решения.

1. Используйте острый напильник

Цепь бензопилы жесткая, поэтому используйте острый напильник. Заточка цепи напильником издает звук захвата. Для равномерного износа держите бензопилу зафиксированной и вращайте напильник во время напиливания!

Заточка цепи похожа на захват напильником. Если при заточке цепи бензопилы вы не обнаружите металлическую стружку, цепной напильник затупился.

После заточки каждого зуба постучите напильником по верстаку, чтобы продлить срок его использования. Удаляет металл напильника бензопилы.

2. Выбор правильного размера файла

Размер файла зависит от размера цепочки. Очень важно знать размер бензопилы напильника. Избегайте этой ошибки, выбирая правильный напильник для заточки бензопилы.

Правило 80/20 применяется к напильникам для заточки бензопил. Согласно этому правилу, 80 процентов напильника должны находиться внутри резака и 20 процентов над ним. Таким образом, крючок режущего зуба может быть острым и серповидным.

3. Направление заточки

Всегда подпиливайте цепь изнутри наружу зубьев. Напильники снаружи внутрь быстро изнашивают напильники.

Внешнее хромирование зуба делает его более прочным. При заточке цепи бензопилы проще поддерживать равномерный ход и выровнять направляющую напильника при заточке изнутри наружу зуба.

Точилки для бензопил никогда не сдвигают напильник назад. Заточка бензопилы требует многочисленных проходов напильником.

4. Запиливание цепи под определенным углом

Зубья цепи бензопилы установлены под определенным углом (30 градусов). При заточке полотна бензопилы учитывайте этот угол. Заточка цепи бензопилы на большую или меньшую степень может повредить бензопилу.

Чтобы заточить лезвие бензопилы, следуйте диагональной линии на вершине зуба.

Трудно протолкнуть напильник через зуб под правильным углом. Если вы не знаете, как заточить бензопилу вручную, сначала узнайте, как заточить цепь бензопилы.

5. Фиксация бензопилы при напильнике

Настольные тиски лучше всего подходят для фиксации бензопилы. При заточке пильных дисков обеспечьте равномерное давление при каждом движении. Держите удары каждого зуба одинаковыми.

Используйте тиски для пней, чтобы напилить бензопилу. Закрепите кончик шины цепной пилы на бревне и заблокируйте цепной тормоз, чтобы облегчить запиливание цепной пилы.

6. Затачивание ограничителей глубины

Недостаточное или чрезмерное опиление ограничителей глубины является ошибкой при заточке бензопилы.

Чтобы исправить это, проверяйте глубиномеры каждый раз, когда затачиваете цепь цепной пилы. Оценить высоту можно только визуально. С помощью глубиномера вы можете измерить точно и легко. Таким образом, глубиномеры не нужно затачивать каждый раз, когда вы затачиваете цепи.

7. Равномерная заточка

Всегда затачивайте одну сторону цепи и считайте время. Убедитесь, что после заточки все зубья полотна бензопилы имеют одинаковый размер.

Поначалу помогает заточка цепи на более слабой стороне. Таким образом, вы будете помнить, оттачивая свои сильные стороны. Правши должны точить цепь слева.

Как сохранить остроту бензопилы?

Прежде чем научиться затачивать полотна бензопил, убедитесь, что у вас есть все необходимые инструменты и что вы в безопасности.

  1. Подготовьте себя и свой инструмент перед заточкой цепи бензопилы. Включите тормоз перед началом.
  2. Теперь наклоните напильник под углом 30–35 градусов. Одной из самых типичных ошибок при заточке цепи бензопилы является установка напильника не под правильным углом.
  3. Всегда затачивайте лезвия бензопилы от тела и смотрите в направляющую напильника. Это поможет выровнять резак и напильник.
  4. После заточки многих фрез отпустите цепной тормоз и вращайте цепь.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *