виды, устройство, механизм, эксплуатация и уход
Ледобур это инструмент, который рыбаки используют на зимней рыбалке для бурения лунок. Бур должен иметь прочную основу, острые лезвия, удобную ручку для осуществления круговых движений.
Ледобур на зимней рыбалке является незаменимым инструментом рыбака. К его выбору нужно отнести максимально серьезно, прежде чем покупать нужно изучить все достоинства и недостатки бура.
Нюансы выбора
Ассортимент буров в настоящее время весьма большой, и среди множества моделей можно отыскать как качественные и эффективные инструменты, так и такие, которые превратят процесс бурения в сплошные муки. Некоторые рыбаки изготавливают данные приспособления самостоятельно, в домашних условиях.
Как правило, самодельные ледобуры обходятся дешевле и характеризуются меньшим весом, но и бурить толстый лёд ими сложнее, так
Но если вы готовы потратить немного больше денег, то лучше, конечно, приобрести импортный бур. Отечественные изделия проигрывают по качеству используемого металла, также не особо радует и защита от коррозии. Кроме того, предусматривается вращение бура именно против часовой стрелки, а это сильно утомляет правую руку, которой в дальнейшем рыбак будет играть снастью.
Иными словами, из-за утомлённости может пострадать качество игры приманки, что негативно повлияет на результативность ловли. Среди импортных буров же можно выделить шведские изделия, как наиболее качественные и удобные.
Бур для зимней рыбалки и его устройство
Современный ручной ледобур для зимней рыбалки состоит из режущей части, шнека и ручки (коловорота), а также узла соединения верхней и нижней частей ледобура.
Режущая часть, ножи
Режущая часть большинства шнековых ледобуров представляет собой головку с площадками под крепление ножей и сами ножи. Одним из исключений является финский ледобур Рапала в котором режущая часть представлена цельной сменной головкой с лезвиями.
Ледобур для зимней рыбалки может быть двухножевым или трехножевым.
Три ножа обычно устанавливают на титановые ледобуры, ход у них более легкий, но и ледяной крошкой они забиваются намного быстрее. По форме ножи различаются на прямые, зубчатые, ступенчатые, закругленные полусферические, и имеют одну или несколько режущих кромок. Чем меньше у ножа угол атаки, тем легче, но медленнее происходит процесс бурения.
Такой угол хорош для бурения лунок по мокрому вязкому льду, в период оттепели. Ножи с большим углом атаки захватывают большее количество льда за один проход, поэтому бурение происходит быстрее, хоть и с большими усилиями. Большой угол атаки, наиболее эффективен в морозную погоду, когда лед сухой и плотный.
Ленинградский ледобур и ледобур Тонар барнаульского производства имеют стандартные прямые ножи. Заводская настройка ножей таких ледобуров, производится так, чтобы их не клинило при бурении рыхлого льда. Соответственно морозный лед они режут медленней и не имеют той легкости хода как у импортных «коллег».
Положительным качеством отечественных зимних ледобуров является возможность самостоятельно регулировать угол наклона и атаки ножей с помощью подкладок под переднюю или заднюю часть лезвия.
Шведские ледобуры Mora (Expert, Ice Pro) отличаются всепогодной универсальностью, так как имеют сферическую конструкцию лезвий с переменным углом заточки. При бурении льда разной плотности ледобуром Мора, основную нагрузку принимают на себя различные участки его режущей кромки с большим или меньшим углом атаки.
Заводская установка лезвий оптимальна и не нуждается в самостоятельной подстройке. Заточка ножей шведских ледобуров довольно сложна и, в большинстве случаев, поврежденное лезвие приходится менять на новое, что довольно затратно.
Зимняя рыбалка наверняка принесёт удовольствие и, возможно, хороший результат, если ножи бура будут хорошо заточенными и размещенными под правильным углом.
Шнек
Шнек представляет собой винтовой конвейер, который состоит из осевой трубки и «Архимедового винта», он служит для вывода ледяной крошки на поверхность. Шнек ледобура для зимней рыбалки характеризуется длиной винта, высотой стержня и расстоянием между витками. С шагом между витками у всех зимних ледобуров все сравнительно одинаково, а именно отклонения в различных моделях составляют +/- 10%.
Длина спирали шнека определяет рабочую глубину бурения и практически все модели ледобуров способны пробурить лед толщиною до одного метра. Причем шведские и финские ледобуры для зимней рыбалки традиционно отличаются от российских удлиненным шнеком, так как рассчитаны на более суровые климатические условия. Также удлиненным шнеком может похвастаться и современный барнаульский ледобур Торнадо.
Но всё же, стоит отметить, что с увеличением длины шнека, также увеличивается и масса всей конструкции. Шнек ледобура для рыбалки может быть цельнотянутым или же состоять из сварных элементов. Сварные элементы хуже тем, что в морозную погоду на них быстрее образуется наледь.
Ленинградские и барнаульские ледобуры состоят как раз из таких элементов. Отдельно отмечу качество покраски российских инструментов, которое даже в современных моделях барнаульских ледобуров оставляет желать лучшего. А ведь части шнека с отсутствующим лакокрасочным покрытием вскоре могут подвергнуться коррозии.
Длина модели. Конструкция и типы рукояток
Наиболее комфортно использовать ледобуры подходящие под ваш рост. Оптимальным выбором будет такая длина бура, при которой верхняя ручка будет находиться на уровне плеч, а нижняя, приблизительно на уровне диафрагмы. Шведские ледобуры и некоторые модели «барнаульцев» (индекс «Т» в марке модели) имеют штангу-удлинитель телескопической конструкции, которая встроена в ось инструмента.
Штанга-удлинитель позволяет точно подобрать длину ледобура под толщину льда. Еще одним критерием для выбора ледобура для зимней рыбалки может служить конструкция и вид рукоятки. По принципу работы различают коловороты и двуручные буры. В коловоротах верхняя рукоятка расположена соосно шнеку.
При бурении рыболов упирается в нее левой рукой, а правой придает вращательное движение инструменту. В двуручных бурах рукоятки разнесены относительно оси шнека. В работе такого ледобура участвуют обе руки рыболова, что значительно ускоряет процесс бурения и уменьшает нагрузку на правую руку.
Двуручные буры выпускают финны и шведы, а среди российских моделей стоит отметить: барнаульские ледобуры ЛР 1ОО-15О Д и ледобуры Неро. Материал изготовления ручек бура – это морозоустойчивая резина (у шведов), полиэтилен или пластик. Полипропиленовые втулки обеспечивают свободный ход вращения.
Современные модели «наших» зимних ледобуров сейчас мало в чем уступают «скандинавам», поэтому материал рукоятки, как критерий при выборе ледобура — несущественен.
Нюансы ловли карася осенью на фидер. Приготовление прикормки и техника прикармливания фидером.Главная деталь в зимней поплавочной оснастке поплавок, маленький, легкий, чувствительный и заметный в воде. Для ловли на течении ставят более крупный поплавок. Подробнее читайте тут.
Как ловить судака зимой на блесну читайте в этом материале.
Механизм соединения частей
Для удобства транспортировки все ледобуры имеют складную или разборную конструкцию. Место соединения складных элементов, в ледорубах старого поколения, было слабым звеном. В узле соединения через пару лет эксплуатации появлялись люфты, что приводило к отклонению от оси бурения, неравномерной нагрузке на ножи и заклиниванию инструмента в лунке.
К разработке прочного механизма соединения, каждый производитель нашел собственный подход. И уже новое поколение буров избавилось от проблемы шата и люфтов в месте соединения. Даже в ленинградских ледобурах этот узел был усилен, хотя и небольшой размер фиксирующего «барашка» так и остался прежним, что немного затрудняет сборку-разборку инструмента на морозе.
Бензиновый ледобур и его особенности
Главное отличие устройства в наличие двигателя внутреннего сгорания, работающего от бензинового топлива. Модели изделий имеют разную мощность, измеряемую в лошадиных силах. Бензиновый ледобур позволяет осуществлять беспрепятственное бурение лунок при низких температурах, их перепадах.
Легкая заточка шнеков гарантирует свободную эксплуатацию предмета, легкость при техническом обслуживании. Возможно, приобретение автоматического устройства для беспрепятственной правки лезвий. Принцип бурения одинаков со стандартной моделью ледобура, электрическим представителем.
Недостатки моделей являются:
- Высокий уровень шума
- Выделение выхлопных газов
- Необходимость запаса топлива
Характеристика бензинного ледобура.
Правильная эксплуатация ледобуров – гарантия их долгой и беспроблемной службы.
Эксплуатация и уход
Какой бы бур вы ни выбрали, дорогой или дешевый – каждый из них требует бережного обращения и соблюдения простых правил:
- Не клодите мокрый инструмент на снег. Проще закрутить его на 10 см. в лед, и пусть себе так стоит.
- При замерзании льда на ножах, не стучите ножами об лед. Для этого нужно иметь при себе маленький молоточек, которым легонько постукивая, сбиваем лед.
- После рыбалки просушите бур и протрите насухо лезвия. В противном случае рано или поздно они покроются коррозией.
- Очистить шнек ото льда, можно опустив его в воду.
- После рыбалки смазывайте крепеж ручки со шнеком.
- Перевозить бур нужно в сложенном виде, и с закрытыми лезвиями
- Желательно иметь с собой рем комплект: отвертка, ключ, запасные болты и лезвия.
Видеообзор ледобуров
Рыболовы рассказывают об особенностях, характеристиках, видах ледобуров.
- lovisam.net
- lovitut.ru
- atmhunt.ru
- pike-fish.ru
- kakulov.ru
- fisher-book.ru
- www.oster-vip.com.ua
rybamechty.com
Буры для зимней рыбалки, обзор видов и характеристика ледобуров
Ледобур для рыбалки. Какой ледобур лучше выбрать
С наступлением сезона зимней рыбалки, когда все реки и озера нашей родины покрываются льдом, арсенал каждого рыбака пополняется таким незаменимым атрибутом как ледобур.
Когда лед еще не достаточно прочный, а толщина его не превышает десяти сантиметров, то функцию ледобура может выполнить пешня.
Особенно по первому и по последнему льду с помощью пешни можно быстро пробивать лунки, и может это будет даже удобнее и быстрее чем их бурить, но когда лед окрепнет, и толщина его начнет превышать десять сантиметров, то без ледобура уже не обойтись.
Все типы ледобуров
С момента появления первого ледобура его конструкция постоянно менялась и усовершенствовалась. Так раньше были очень популярны и распространены ручные ледобуры типа «Стакан» и «Ложка», но из за своих недостатков они уступили место современным шнековым ледобурам.
Шнековые ледобуры
Ледобуры шнекового типа получили свою популярность благодаря нескольким положительным характеристикам.
Во первых это возможность быстрой замены затупившихся ножей а также возможность ставить на ледобур ножи разной формы что позволяет быстро резать как мокрый так и сухой лед в зависимости от его состояния.
Во вторых конструкция шнека сделана таким образом, что при сверлении лунки она выталкивает ледяные осколки, на поверхность, позволяя ножам без проблем двигаться глубже.
Все шнековые ледобуры по своей конструкции практически одинаковы вне зависимости от фирмы производителя и состоят из нескольких частей.
Режущая часть — обычно это два или более съемных ножа в зависимости от толщины ледобура.
Шнек — состоит из спиральной ленты, приваренной к штоку, нижняя часть которой приварена к держателю одного из ножей, а верхняя часть к самому штоку. Основная задача шнека состоит в выталкивании ледяной крошки наружу, позволяя тем самым свободно двигаться режущей части.
Коловорот — или рукоять ледобура, она дает возможность крутить шнек с режущей частью относительно своей оси.
Мотоледобуры — плюсы и минусы
С каждым годом на наших водоемах все чаще можно повстречать рыбаков, которые для бурения лунок на зимней рыбалке используют мотоледобур. Большое распростран
ribakmak.ru
Бур для зимней рыбалки как незаменимый помощник рыболова
Одним из главных помощников рыболова-подледника является бур для зимней рыбалки. От его надежности и функциональности во многом зависит результат всего мероприятия по ловле со льда. Особенно это выражается при достаточной толщине ледового покрова в период глухозимья.
Характеристики ледобуров
Какой ледобур нужно приобрести конкретному рыболову зависит от условий, которые предлагает вам зимняя рыбалка. На этот выбор влияют следующие факторы:
- Диаметр бура. На его величину влияют параметры рыбы, ее линейные размеры.
- Длина шнека зависит от максимальной толщины льда за весь зимний период ловли.
- Тип ледобура, ручной или моторизованный, выбирают в зависимости от количества лунок, предполагаемого для одной рыбалки и толщины льда.
- Толщина кошелька рыболова влияет на выбор модели. В некоторых зарубежных моделях одна гайка может стоить дороже целого отечественного бура.
Диаметр
Первое, на что смотрят, выбирая ледобур для зимней рыбалки, его диаметр. Зависит этот выбор, прежде всего, от вида рыбы, которую предполагается ловить.
Рассмотрим различные диаметры буров в зависимости от условий ловли. Самые маленькие по ширине инструменты для лунок в 80-100 миллиметров. Их применяют при ловле окуней, плотвы, небольших щучек и судачков. Благодаря своим малым размерам, сверлить ими легче всех, поэтому они часто выбираются при покупке спортсменами, у которых количество лунок часто прямо пропорционально улову.
Буры для рыбалки диаметром в 110-115 миллиметров более универсальны. Щука до пяти килограммов, полуторакилограммовый судак и подлещик спокойно протиснутся в такую лунку, а работа только немного сложнее, чем с самыми маленькими коловоротами.
Следующий диаметр ледобура – 130-150 миллиметров. Такой выбор делают многие рыболовы, считая его универсальным. И крупная рыба проходит неплохо, и сверление не очень тяжелое.
Лещовый ледобур для зимней рыбалки имеет диаметр в 175-200 миллиметров. Его выбирают лещатники, которые рыбу ловят с суточной прикормкой. Количество проделываемых ими отверстий за одну рыбалку невелико, поэтому большой размер для них не большая проблема.
Длина шнека
Для обычных условий средней полосы России достаточно иметь ледобур с самой обычно глубиной сверления, которая позволяет бурить лед метровой толщины. Для более толстого ледового панциря применяются модели с такими шнеками:
- удлиненным;
- телескопическим;
- с телескопической ручкой.
Виды ледобуров
Кроме обычных ручных моделей выпускаются мотобуры и электробуры. Как понятно из названия, в первых применяется двигатель внутреннего сгорания, в других – электромотор.
Мотобуры применяются для сверления большого количества лунок большого диаметра в толстом льду и используются в основном на водоемах северной части страны и в Сибири. Они дорогостоящие и обычно их приобретают на компанию единомышленников.
Электрические модели дешевле моторизованных буров, легче их и не создают такого шума, как мотобуры, да и бензиново-масляную смесь таскать с собой не нужно. Работают электробуры от аккумулятора.
Кроме готовых фабричных электробуров некоторые умельцы пользуются симбиозом из шнека от обычного коловорота с мощным шуруповертом.
Популярные ручные модели
На постсоветском пространстве хорошо себя зарекомендовали следующие модели ручных механических буров:
- «Ленинградский»;
- барнаульский «Тонар»;
- шведский «Мора»;
- финский «Рапала».
Ленинградский
Старейший бур для зимней рыбалки – «Ленинградский». Питерский ледобур довольно популярен в России, хотя его линейка производства до недавних пор была довольно скудна. Диаметр выпускаемых коловоротов 100, 130 и 150 миллиметров.
В настоящее время на Ленинградском северном заводе выпускают следующие виды буров:
- стандартный;
- удлиненный;
- с рукояткой типа Рапала;
- с телескопическим шнеком;
- с телескопическим шнеком и дополнительными витками;
- титановый;
- левого вращения.
Различные улучшения позволили бурить лед толщиной до двух метров. Кроме того, на заводе выпускают адаптер для работы с электрическим шуруповертом.
Барнаульский
Лучшими по соотношению цены и качества считаются барнаульские буры, которые производятся под маркой «Тонар». Они имеют пять основных модификаций:
- классические;
- телескопические;
- двуручные;
- спортивные;
- «ТОРНАДО-М».
Последняя модель отличается повышенной прочностью, точностью подгонки всех элементов изделия.
Кроме стальных буров в Барнауле недавно наладили производство титановых буров, которые отличаются в лучшую сторону по таким параметрам:
- легкость;
- прочность;
- устойчивость к коррозии;
- высочайшее качество изготовления;
- приемлемые цены.
Новинкой барнаульских производственников стали трехножевые ледобуры, скорость сверления которых заметно превышает таковую у стандартных двухножевых моделей.
Диаметры ледобуров «Тонар» составляют линейку от 100 до 180 миллиметров.
Импортные
Наибольшей популярностью среди наших рыбаков пользуются шведские ледобуры «Мора» и финские «Рапала».
Основным отличием от отечественных моделей является у ледобура «Мора» является направление сверления. Если наши модели сверлят против часовой стрелки, то шведы, наоборот – по часовой. Кроме того, их режущая кромка не плоская, а дугообразная, такого же типа и сферические ножи этих ледобуров.
Диаметры шведских буров составляют линейку из шести размеров: от 110 до 200 миллиметров.
В отличие от российских коловоротов, «Мора» отлично работают по мокрому весеннему льду, да и при прочих других условиях режут лед лучше наших. Но работать ими на реках не рекомендуется, малейший контакт с песком выводит их лезвия из строя, а чтобы заточить их, нужно обладать огромным талантом или покупать новые ножи, а это весьма дорогое удовольствие.
Да и вообще, цена этих «шведов» кусается, модель с аналогичными характеристиками будет раза в четыре дороже «ленинградского» или «Тонара».
Финские рапаловские ледобуры отличаются от прочих наличие в качестве режущего инструмента специальных головок. Так как посадочные места у ледобуров унифицированы, то имея один бур, можно просто поставить головку большего диаметра. Конечно, меньшего диаметра будет хуже выбрасывать шугу, но с этим можно смириться.
Опять же, «финны» тоже боятся песка, а так как режущая головка стоит больше половины всего бура, то работать ими на наших реках нежелательно. Зато при эксплуатации на озерах и прудах ими можно пользоваться без заточки более пяти сезонов.
Электрические и мотобуры
Скорость бурения мотобуров огромна по сравнению с ручными моделями. Особенно это заметно на толстом льду и при изготовлении лунок лещового диаметра.
Но и недостатков у таких буров немало. Из самых очевидных модно отметить:
- большой шум не нравится окружающим;
- запах гари мешает уединению с природой;
- большой вес, до десяти килограммов, заставляет уставать не от бурения, а от транспортировки;
- цена вообще для большинства рыбаков нереальна.
Из популярных моделей ледовых мотобуров можно отметить в лучшую сторону изделия таких производителей, как:
- «Mora»;
- «Husqvarna»;
- «Jiffy»;
- « Normark»;
- «Hitachi»;
- «Oleo-Mac».
Электрические ледобуры по сравнению с бензиновыми отличаются в лучшую сторону по таким параметрам, как:
- легкость;
- бесшумность;
- демократичная цена.
Из производителей такого электрического инструмента можно выбрать модели таких компаний, как:
- «Champion»;
- «eXpert»;
- «Patriot».
lovlyavsem.ru
Ледобур для зимней рыбалки своими руками: способы изготовления
Все могут сделать наши российские Кулибины, вот и самодельный ледобур для нас не проблема, была бы задача поставлена.
Для начала определимся, какой процесс изготовления нам предстоит, ведь каждую вещь можно:
- сделать с нуля;
- доработать;
- переоснастить.
Сегодняшнее редакторское задание обязывает нас рассказать об изготовлении ледобура своими руками с нуля и доработке имеющихся моделей бензиновыми двигателями с использованием редуктора.
О чем не будем рассказывать?
В этом материале вы не прочитаете о переоснащении ручных ледобуров в электрические путем подключения к ним шуруповерта. Описания этого процесса не будет, так как собственно изготовления своими руками здесь нет, а есть соединение трех частей: шнека, адаптера и дрели воедино.
Изготовление с нуля
Даже страшно начинать описывать этот сложный процесс. Не имея слесарных, токарных, сварочных и фрезеровочных способностей и навыков изготовить ледобур своими руками просто нереально. Для умельцев же это, наверное, не очень сложно, поэтому начнем.
Для описания процесса изготовления мы выбрали несколько моделей:
- лопатку;
- кольцевой;
- рамочный;
- шнековый.
Общее у них одно – верхняя часть с ручками, или коловорот. Поэтому для начала постараемся изготовить его.
Даже это довольно сложный для непосвященного человека процесс, судите сами:
- Подбираем трубу подходящего диаметра.
- На земле или полу вычерчиваем изгибы нашего коловорота.
- В трубу засыпаем сухой песок и затыкаем пробками, чтобы он не высыпался. Если гнуть без песка, возможно повреждение металла.
- Производим загиб трубы, используя газовую горелку или паяльную лампу.
- Привариваем к нижней части коловорота скобу для соединения со шнеком.
- Сверлим на рукоятке отверстия как на заводском барнаульском буре.
- Шлифуем и красим заготовку.
- Покупаем в магазине ремонтный комплект для ледобура «Тонар».
- Укрепляем верхнюю и среднюю ручки из комплекта в подготовленных отверстиях.
Коловорот готов, остается самое трудное дело – изготовление нижней части механизма.
Лопатка
Этот самодельный ледобур проще остальных в изготовлении. На нижнюю трубу просто наваривается режущая деталь, вырезанная из стальной пластины. Она слегка изгибается в виде лопатки, одна кромка которой затачивается на наждаке.
Хоть таким буром и можно проделать отверстие во льду, и он дешев и прост в изготовлении, но недостатков у него все-таки предостаточно:
- быстро тупится;
- отсутствие шнека заставляет часто вычерпывать шугу;
- медленно режет лед;
- трудно вращать.
Кольцевой
В основании такого бура – кольцо с ножами и прикрепленной рамой. Вверху рама соединяется с трубой, а труба с коловоротом. Полоса стали скручивается в спираль и точечно фиксируется к раме. Получается вполне работоспособная модель.
Рамочный
Этот ледобур своими руками также несложен в изготовлении. Опишем этот процесс подробно:
- В трубу ввариваем острый наконечник для центровки на льду.
- В нижней части к трубе с двух сторон под углом в 30 градусов привариваем стальные прутки.
- Внизу соединяем их полосой с осью из трубы. Должны получиться два треугольника, наибольший угол которых примерно равен восьмидесяти градусам.
- Просверливаем в пластинах отверстия и крепим ножи при помощи болтов с гайками.
- Настраиваем углы наклона атаки ножей при помощи дополнительных подкладок из металлических пластин и шайб разной толщины.
Шугу из лунок, проделанных ледобуром такой конструкции, тоже придется вычерпывать при помощи черпака.
Шнековый
Этот бур для зимней рыбалки полностью сделать в домашних условиях не получится. Если кто-то думает, что вся проблема со шнеком, то это не так. Главная деталь такого механизма – основание для ножей. Ее могут изготовить только специалисты в мастерских.
Опустим процесс создания этой детали и опишем остальной процесс:
- К трубе сверху привариваем деталь для соединения с коловоротом.
- Снизу прикрепляем также на сварку посадочное место для ножей.
- Из листового металла нарезаем круги.
- Прорезаем их до центра с одного края и выгибаем в виде лопасти шнека.
- Нагнув достаточное количество заготовок, привариваем их трубе.
- Шлифуем и красим получившееся изделие.
- Соединяем обе части ледобура в одну.
- Прикручиваем ножи.
Моторизационная доработка
В этой части нашего повествования расскажем о переделке в ледобур триммера или бензопилы. Основные вопросы, которые возникают при этой работе – изготовление адаптера и подбор редуктора.
Ледобур из бензопилы нового типа, такого как выпускают компании Штиль, Хугсварна или китайские товарищи, требуют также изготовления дополнительной эргономической рукоятки. Наша старая дружба такой переделки не требует.
Переделка триммера в ледобур наиболее подходит для моделей со складывающейся штангой. Адаптер для соединения такого механизма со шнеком изготовить проще всего.
Каждая из моделей бензопилы или триммера требует своей доработки, поэтому нет одного универсального рецепта изготовления. Лучше всего найти опытного мастера и прийти к нему со своим инструментом и вместе с ним принять решение и начертить схему изготовления нужного адаптера.
Не менее важен для работы на зимней рыбалке редуктор для ледобура. С его помощью изменяются параметры вращения валов, уменьшая или увеличивая скорость. Это сильно влияет на качество и быстроту сверления лунок.
Если адаптер вытачивают специально, то редуктор подбирается от какого-то действующего механизма, например, от роликового конвейера.
Важной задачей является правильный выбор шнека для ледобура, желательно, чтобы он по направлению вращения совпадал с таковым у бензинового инструмента.
Ледобур из бензопилы важно изготовить тщательно, учитывая малейшие нюансы, ведь переделка очень кропотлива и дорогостояща, да и готовое изделие будет использоваться долго. Важно сделать так, чтобы готовый инструмент был несложен в ремонте и обслуживании, детали были доступны и взаимозаменяемы.
lovlyavsem.ru
Под каким углом закручивать ледобуры · Альплагерь Туюк-Су
Ледобур длиной 21 см, вкрученный в нормальный лёд, выдерживает 24 кН. Некоторые говорят, что буры нужно закручивать под углом, по направлению нагрузки — так они надёжнее. Так или нет, читайте ниже.
Прочность ледобуров
Спасатели из канадской компании Рэйвен Рэскью проверили, сколько выдерживают ледобуры Петзл длиной 21 см. Завернули один в лёд на реке, пристегнули карабином к динамометру, потянули и… на отметке 19 кН сломался карабин. Взяли второй такой же, закрутили, пристегнули, дёрнули, и на 19 кН порвалась верёвка. Тогда они заменили верёвку на стропу, пристегнули другой карабин и потянули. В этот раз бур наклонился на 3 см, и при нагрузке в 24 кН с него слетело ухо.
«О, пошло дело!» — подумали канадцы и продолжили. В следующем опыте закрутили бур наполовину, как альпинисты делают, когда лёд слишком тонкий, и накинули стропу на тело бура. Под нагрузкой бур сделал четверть оборота, а потом сломался при нагрузке в 9,7 кН.
Ледобур БД Экспресс в леднике Маншук Маметовой
Данные исследования Рэйвен Рэскью не универсальны. В Эдмонтоне тогда было +5 °C и речной лёд, а у вас может быть −28° и перемороженный ледниковый. Но общий посыл ясен: ледобуры — прочная штука.
А вот данные более обширного исследования инженеров из Блэк Даймонд:
Длина бура | 22 см | 17 см | 13 см |
Количество образцов | 86 | 113 | 63 |
Средняя нагрузка, кН | 22,3 | 21,6 | 19 |
Максимальная нагрузка, кН | 40,4 | 37,1 | 36,8 |
Минимальная нагрузка, кН | 12,2 | 8,8 | 10,6 |
Чем длиннее бур, тем он надёжнее. Очевидно ведь.
Состояние льда
Лёд бывает ненадёжным, когда он снег, не прошедший жизненный цикл до состояния нормального льда. Также ненадёжны большие ледовые «пузыри» возле водопадов (лёд-цветная капуста), тонкая корка на скалах и тёплый летний лёд, по которому текут ручьи. Когда температура опускается ниже −15…−20 °C, лёд становится твёрдым, как стекло. Между двумя этими состояниями помещается «нормальный» лёд. В него хорошо втыкаются ледовые инструменты, а ледобуры получаются надёжными.
— Так что там с углами-то?
Ледобур, закрученный снизу вверх
Ледобур, до упора закрученный снизу вверх
В нормальном льду ледобуры выдерживают бо́льшие нагрузки, когда закручены по направлению рывка.
Вот картинка из упомянутого исследования БД:
Таблица с данными испытаний
Буры, закрученные под углом в 10 – 20°, изрядно прочнее закрученных перпендикулярно склону или сверху вниз. Когда бур ориентирован по направлению нагрузки, она равномерно распределяется по его телу и поверхности льда вокруг. Джон Грэгэл сделал 3-Д модели и посчитал, как будет распределяться нагрузка на буры, завёрнутые под разными углами:
- По направлению нагрузки
- Перпендикулярно направлению нагрузки
- Против направления нагрузки
В нормальный лёд закручивайте буры под углом в 15° по направлению нагрузки.
— Хорошо, теперь всегда буду крутить вниз.
Не торопитесь. Если лёд мягкий, тонкий или наполнен пузырьками воздуха, лучше рассчитывайте, что бур перегнётся и заклинится. Или страхуйтесь на скале.
Ледобур, закрученный под прямым углом к поверхности
Ледобур, закрученный сверху вниз до упора
Как-то я лез через стенку бергшрунда. Она была сложена из прессованного снега или недозрелого льда. Слой снега, потом 5 сантиметров ледяной корки, потом снова снег. Нормально завернуть бур некуда: из снега вываливается, слои льда слишком тонкие. Тогда я завернул его в ледовую корку сверху вниз и полез дальше. Сорвался, пролетел несколько метров, но повис. Полагаю, потому что бур расклинился, как рычаг.
В снеголёд — сверху вниз
Любой крюк надёжен настолько, насколько надёжна скала вокруг него. С ледобурами та же песня: если лёд достаточно твёрдый, то бур длиной 13 см надёжный, если рыхлый, то и 22 сантиметра не гарантируют безопасности.
Если лёд тонкий
Если бур торчит меньше, чем на 5 см, встёгивайте оттяжку в ухо и лезьте дальше, потеря прочности будет незначительной. Если больше, чем 5 см, осталось на поверхности, закрутите бур, насколько получится, а на трубку вплотную ко льду накиньте петлю. Так бур не выломается под нагрузкой.
Ледобур, закрученный наполовину, и петля с полусхватывающим узлом
А лучше всего работают короткие буры длиной 10 см.
В нормальный лёд — крутите снизу вверх
В мягкий — сверху вниз
В тонкий — перпендикулярно поверхности, и привязывайте петлю
alplager.kz
С ледобуром на весеннем льду
На одной из последних рыбалок окунь ловился весело, но, как всегда это и бывает ранней весной, между добычей и рыболовом есть одно очень серьезное препятствие — метровой (и даже более) толщины лед. Такой лед точно характеризуется словосочетанием: «под ручку». Хоть при сверлении лунки в весеннем льду физическая сила и имеет значение, но не самое важное. Решающую роль играет умелое обращение с ледобуром и предварительная подготовка его дома.
Время тяжелого льда начинается приблизительно в середине или конце марта. Обычно этот период времени у нас в Сибири еще не является последним льдом, а значит, ожидать того, что рыба сама будет искать вашу наживку, не приходится. Рыболов вынужден сверлить лунку за лункой. Очень часто у многих силы и желание заканчиваются на 5—6 лунке, и они целый день облавливают только их и возвращаются домой с плохим уловом. Безусловно, альтернативы мотобуру в этот период практически нет, но все-таки существуют проверенные временем методы сверления лунок ручным ледобуром в весеннем льду.
Начнем с того, что здесь важны все мелочи. Это как стайерский забег: не рассчитал силы по дистанции — и перед самым финишем можешь просто «встать». Другими словами, если грамотно и экономно расходуя силы сверлить толстый лед, то по большому счету— это не так уж и «смертельно». Если по первому льду я просверливаю за один раз сразу 4—5 лунок, то сейчас делаю не более двух. Но две лунки в один прием— это тоже результат, который позволяет за день облавливать достаточно большой участок водоема.
Этапы сверления лунки
Для начала хорошо бы очистить место для лунки от снега, поскольку снежные сугробы высотой 30, а иногда и 50 см, причиняют дополнительные неудобства при сверлении, к тому же отнимают от высоты ледобура и без того драгоценные сантиметры. Можно расчистить место под лунку ногой, но весной снег становится достаточно плотным, и во многих местах, где ранее рыбачили, и вовсе превращается практически в монолит. Раскидывать такой снег ногой — дело едва ли не более трудоемкое, чем сверление лунки. Поэтому всегда ношу с собой небольшую и легкую деревянную лопатку. Прочистить место для лунки от снега можно буквально за несколько секунд. Как правило, я чищу «окна» сразу для нескольких лунок. Не забываю сделать углубление и для зимнего ящика, поскольку сидеть на «стульчике», который стоит на самом верху сугроба, неудобно.
Есть и еще один нюанс: выбирая место для лунки, старайтесь найти чистый, без наледи лед. Обычно такие места бывают либо ближе к берегам, где лед меньше проседает, либо где часто ловят рыбаки — там уже так «натоптано», что наледи нет. В таких местах и сверлить проще, и ловить. Сверлить отечественными ледобурами с прямыми лезвиями весенний лед, да еще и в воде, скажем так — сложновато.
Выбираем бур
Место для лунки готово. Теперь предстоит поработать ледобуру. Выбирать бур для весеннего льда нужно с минимально возможным диаметром; 100 или даже 80—90 мм — вполне достаточно для ловли плотвы или окуня весом до 500—700 грамм. Чем длиннее шнек, тем лучше: можно реже вытаскивать бур при сверлении и отряхивать его от ледяной крошки. С таким заданием вполне справляются не только скандинавские, но и ледобуры отечественные, а конкретно барнаульского производства. Кстати, у них в линейке появился «бур-спичка» диаметром 80 мм. Могу сказать, что при использовании нашего «Тонара» и шведской «Моры» малых диаметров существенной разницы в скорости сверления между ними нет.
Ну а что делать, если нужно ловить леща, крупную щуку на блесны или ставить жерлицы? Тут уже нужен диаметр 130—150 мм. Для сверления таких широких лунок лучше всего использовать ледобуры со сферическими лезвиями скандинавского производства. И дело не только в том, что сферические лезвия одинаково хорошо сверлят сухой и мокрый лед, но и в том, что за ночь лунка замерзнет, а такими лезвиями ее можно легко заново рассверлить. Это очень удобно, особенно когда вы стоите перед выбором: сверлить новую лунку в метровом льду или за несколько секунд «раскупорить» старую. К тому же сферическими лезвиями можно попробовать рассверлить старые лунки, оставшиеся от других рыболовов, которые ловили день и даже два назад. Стоит ли пробовать рассверливать старые лунки, если по всем признакам им не меньше нескольких дней? Уверен, что два дня — это предел. При температуре ниже –10°С уже через сутки лунка промерзает почти до основания, и рассверливать ее нет смысла.
Если вы почувствовали, что ледобур в конце сверления лунки начинает застревать, вязнуть и дальше не идет, то нужно немедленно извлечь его и стряхнуть ледовую крошку. Почти наверняка проблема в намерзшем на шнеке льде. Нужно аккуратно отстучать его деревянной палочкой или ручкой от черпака, чтобы не повредить краску на шнеке, иначе на голый металл лед будет примерзать гораздо крепче. Досверлив лунку до конца и почувствовав, что ледобур достиг воды, первым движением нужно не поднимать его вверх, а, наоборот, протолкнуть ледовую пробку вниз, под лед, а только затем уже поднимать бур. Это наиболее легкий и правильный прием. Иногда поднять вверх слой мокрого ледяного крошева просто невозможно, тогда стоит протолкнуть его вниз и качнуть пару раз вверх-вниз ледобур в лунке. «Прокачивать» лунку более одного-двух раз не рекомендуется. Легкая взвесь в воде не пропускает солнечные лучи под лед, тем самым мы меньше отпугиваем рыбу от лунки. Кроме этого, я почти всегда стараюсь засыпать в лунку сухой снег и, сделав в нем отверстие, ловить в затемненном отверстии. Хуже не будет, но в половине случаев это оказывается полезным — улов с одной лунки гораздо больше. При ловле на блесны и балансир я вообще не «прокачиваю» лунку — приманки тяжелые и спокойно пробивают любую шугу.
Бурение мокрого льда
Кстати, можно «научить» и наш российский ледобур сверлить мокрый лед. Во?первых, можно использовать специальные ножи для мокрого льда. Тут, конечно, нужно вначале удостовериться, что лед именно мокрый. Очень часто он бывает сухим, а обманывает выступившая сверху наледь. Когда снега мало и сильные морозы, то выступившая вода быстро застывает, но весной эта наледь может стоять очень долго, особенно на середине озер и рек, где более всего проседает лед. Сухой лед под наледью можно бурить обычными лезвиями.
Более типичная для весны ситуация, когда лед мокрый, а сверху — снежная каша. Здесь уже нужны либо специальные лезвия, либо, при их отсутствии (а для некоторых диаметров буров такие лезвия попросту не выпускаются), можно «заставить» работать классические. Ослабляются крепежные винты и под «пятки» ножей подкладываются спички или кусочки проволоки (алюминиевая или медная, но без изоляции) диаметром 1,5—3 мм. Затем нужно сильно затянуть винты. Увеличивая угол наклона лезвия, мы тем самым облегчаем сверление мокрого льда. Проволочки или спички хватит на одну рыбалку, но для удобства лучше сделать более прочные конусные прокладки, например, вырезать из плотной резины.
Сверлить мокрый лед более практично в несколько заходов, периодически вынимая бур и удаляя ледяную крошку. К тому же сверлить толстый лед без остановки опасно: под давлением ледяной крошки и попавшей в нее воды ледобур просто застрянет в лунке. Силой тут не возьмешь. На моих глазах один рыболов вырывал так ледобур?… и довырывался до того, что вытащил бур со сложенным в гармошку шнеком. Так что лучше просверлить 20—30 см, «прокачать» буром, выкинуть ледяную крошку, опять просверлить 20—30 см, и так несколько раз до финиша.
Легче всего бурится мокрый лед, на котором уже нет ни снега, ни наледи. Вот он-то и есть последний лед. Такой лед бурится совершенно любыми лезвиями, но он очень опасен, и провалиться под него можно быстро и без предварительного хруста льда. При передвижении по последнему льду несите ледобур, держа перед собой. Если провалитесь, у вас будет чем зацепиться и опереться об лед и вылезти из полыньи.
Нередко весной ночью хорошо примораживает, поэтому нельзя оставлять глубоко засверленный в лед бур на ночь. Ледобур может вмерзнуть в лед так, что без топора его не освободишь. Если уж вы оставляете ледобур на ночь на водоеме, то лучший способ (и к тому же безопасный от воров, хотя таких случаев не припомню) — обстучать бур ото льда, протереть лезвия тряпкой или перчаткой и уложить его горизонтально на снег. Если лезвия сухие, то ледобур можно спрятать прямо в снег — ему ничего не сделается.
Евгений Корепин, г. Томск
www.oir.su
Спуск по льду: самовыкруты · Альплагерь Туюк-Су
Самовыкрут — это ледобур, который можно выкрутить, стоя внизу. Он нужен, чтобы не оставлять снаряжение, когда спускаетесь по льду. Альтернатива самовыкруту — проушина Абалакова.
Чтобы сделать самовыкрут, вам понадобится длинный ледобур (18–22 см), кусок репшнура длиной в полтора метра и две верёвки. Можно спускаться и с одной, но проезжать 50 метров в два раза эффективнее, чем 25.
Самовыкруты делают по-разному, но идея у всех одна: ледобур выкручивается намотанным на него репшнуром.
Простой, но опасный способ
Если лёд круче 45°, вырубите в нём полочку такого размера, чтобы в неё можно было вертикально закрутить бур.
Расчистите место для бура
Нарежьте резьбу: закрутите и выкрутите ледобур. В получившуюся дырку закрутите бур с привязанным к уху куском 4 мм репшнура. Ваша любимая кордалета диаметром 7 мм толстая, но чтобы спастись пойдёт. Чем толще репшнур, тем больше он займёт места на буре и тем меньше места останется для верёвки. А ещё он может соскочить, зацепиться за ухо и… всё, поднимайтесь наверх, переделывайте:
Проблема с толстым репшнуром
Закручивайте бур так, чтобы на каждый его оборот приходился виток репшнура. Когда над поверхностью льда останется 5–10 см бура, сделайте 3 дополнительных оборота репшнура. Так бур точно выкрутится полностью.
Поверните бур ухом на юго-восток вверх → накиньте верёвку на ледобур → пристегните конец репшнура к левой пряди спусковой верёвки → езжайте вниз. Там потяните за нужную верёвку, ледобур выкрутится.
Готовый опасный самовыкрут
У этого способа пара больших минусов
- Вы спускаетесь по верёвке, накинутой на маленький столбик. Неаккуратное движение может её скинуть.
- Если спускаетесь на разных верёвках — статика и динамика или две разных динамики — нужно учитывать их расположение относительно бура. Статика должна быть справа, и её же перекиньте через бур. Если напутаете, динамика растянется, конец статики потянет за собою репшнур и выкрутит бур до того, как вы спуститесь на станцию.
Расположение разных верёвок
Статическую верёвку пускайте справа и её же перекидывайте через бур. Иначе самовыкрут выкрутится до того, как вы спуститесь.
Способ напоминает шаманство, которое станет смертельно опасным, если вы ошибётесь. Кастанедовщина какая-то.
Сложный, но безопасный способ
Нарежьте резьбу во льду как в первом примере. Приложите к дырке узел на конце спусковой верёвки, карабин или тросик закладки. Закладка занимает меньше полезного места, поэтому дальше буду говорить о ней.
Вкрутите бур сквозь тросик, по ходу наматывая на него репшнур. Получится надёжная спусковая точка. Добавьте три оборота репшнура, чтобы он выкрутился наверняка.
Закрутите бур сквозь тросик закладки
Пристегните спусковую верёвку к закладке. Вторую пристегните к репшнуру. Спускайтесь по верёвке, которая висит на закладке, но не забудьте пристегнуть самостраховку к «сдёргивающей», чтобы она не улетела от вас. На спуске можете качаться и куражиться, только не нагружайте сдёргивающую верёвку. Пока будете спускаться, тросик закладки прижмёт бур и не даст ему выкрутиться под весом верёвки. Когда разгрузите верёвку, бур выкрутится с лёгкостью.
Справа спусковая верёвка, слева — сдёргивающая
Если во время спуска нечаянно нагрузите сдёргивающую верёвку, она выкрутит бур и вы упадёте
— А что лучше, проушина или самовыкрут?
Это вопрос вкуса, привычки и сноровки. Одни делают проушину за минуту, другие стыкуют дырки с третьей попытки. Кто-то боится самовыкрутов как огня, а другие только на них и спускаются.
Проушины | Самовыкруты | ||
---|---|---|---|
+ | − | + | − |
| Нужно оставлять репшнур | Не нужно оставлять репшнур | Могут выкрутиться раньше времени |
В горах мы делаем проушины. Много лет спускались на самовыкрутах, потом научились нормально делать проушины и уезжаем с них. Так безопаснее. Выберите для себя, что больше нравится, и много практикуйтесь. Без практики оба способа опасны.
alplager.kz