Обслуживание и ремонт перфоратора своими руками
Специалисты ремонтно-строительной сферы в арсенале своих рабочих инструментов обладают перфоратором, который позволяет им пробуривать отверстия в любых материалах.
Поэтому, как грамотно совершать обслуживание перфоратора должен знать каждый уважающий себя мастер, который ценит свою технику.
Виды обслуживания инструмента
Длительный срок эксплуатации оборудования напрямую зависит от корректности его использования, качества обслуживания.
Что входит в сферу обслуживания перфоратора?
- Осторожное и правильное использование аппарата.
- Выполнение незначительного ремонта. Часто его приходится проводить прямо на месте работы.
Ремонт и обслуживание перфоратора своими руками – частое явление, поскольку инструменту приходится работать в непростых условиях.
Аппарат совершает огромное количество возвратно-поступательных вращений, а такие движения сопровождаются значительными объемами пыли, которая вредит любой технике.
Как устроен механизм
- Электродвигатель.
- Ударный механизм.
- Редуктор.
- Патрон.
Дополнительно структура содержит ряд вспомогательных деталей, которые делают использование инструмента более удобным.
Если понадобился вашему перфораторному устройству ремонт, это сопровождается такими признаками:
- ощутимый запах гари;
- непривычные для прибора звуки;
- сниженные способности;
- функциональность с перебоями.
Обеспечить техническое обслуживание перфоратора можно самостоятельно, определив место поломки – электро элементы или двигатель.
Ремонт двигателя
Двигатель перфоратора по своей конструкции ничем н отличается от других однофазных электромоторов. Уязвимым местом валового узла является подшипник.
Данные механизмы подвергаются частому сбою, поскольку деталям приходится функционировать на больших оборотах.
После износа подшипников устройство и работа перфоратора начинает проявлять симптомы:
- неестественный шум при запуске;
- вибрация;
- нагревание посадочного места.
Чтобы снять испорченные узлы опоры и реализовать замену подшипников в устройстве перфоратора используют съемники или оправки-рогатки. Для установки новых элементов необходимо предварительно прогреть их феном.
Замена патрона
Понять, что требуется замена патрона, позволяют следующие признаки:
- Невозможно вставить хвостик бура.
- Бур вылетает во время работы.
Починить устройство патрона перфоратора не составит труда:
- Подковырните и снимите резиновый пыльник (делайте это в передней части).
- Отведите стакан на себя, как во время вставки бура, и снимите штопорное кольцо, которое располагается на штуцере ствола.
- Снимите обжимную муфту с пружиной.
- Аккуратно достаньте из пазов два шарика.
Причиной поломки является стачивание этих шариков или поверхности втулки. Шарики для замены могут быть извлечены из стандартного подшипника.
Купить подшипники в Украине для перфораторов предлагает компания «Укрдинамика», которая обладает широким ассортиментом продукции данного формата.
Далее на видео вы можете ознакомиться с полезными советами по ремонту перфоратора.
Твитнутьpostroyka.org
Ремонт перфоратора своими руками
Если срок гарантийного обслуживания для перфоратора истёк, его ремонт придётся выполнять своими руками.
Как правило, действия сводятся к замене неисправных частей, и сегодня мы поговорим о типичных поломках, подборе комплектующих и выполнении ремонта своими руками.Как устроен перфоратор
Перфоратор можно отнести к разряду инструментов, имеющих устройство повышенной сложности. Однако последовательное рассмотрение деталей и принципа действия поможет основательному пониманию нюансов работы механизма и поиску неисправностей.
Источником движения, как и во многих других строительных инструментах, в перфораторе служит однофазный двигатель с фазным ротором. Его мы рассмотрим отдельно, а сейчас за точку отсчёта примем шестерню, посаженную на передний вал якоря. Именно она и задаёт вращение всем остальным элементам системы.
Устройство бочкового перфоратора: 1 — сетевой шнур; 2 — угольные щётки; 3 — электродвигатель; 4 — выключатель; 5 — эксцентриковый механизм; 6 — ударный механизм; 7 — быстросменный патрон
У бочкового перфоратора двигатель и ведущая шестерня расположены вертикально. Ключевым отличием от инструмента пистолетного типа здесь служит наличие промежуточного редуктора. В его устройстве нет ничего хитрого: плоская шестерня от двигателя вращает две другие с разными передаточными числами. Одна из них передаёт вращение на основной вал, другая крутит эксцентриковый вал с шатуном, обеспечивающим возвратно-поступательное движение ударного механизма.
В перфораторах горизонтального (пистолетного) типа раздаточного редуктора нет как такового, вращение сразу передаётся на промежуточный вал, расположенный ниже оси основного шпинделя. Этот вал посажен на двух подшипниках, между ними находится «пьяный подшипник», который при вращении колеблется и приводит в движение поршень ударника. На выступающем переднем конце вала имеется шестерня, за счёт которой передаётся вращение на ствол.
Устройство перфоратора пистолетного типа: 1 — выключатель; 2 — электродвигатель; 3 — щётки; 4 — «пьяный подшипник»; 5 — «летающий» поршень; 6 — боёк; 7 — быстросъёмный патрон SDS
В любом перфораторе имеются переключатели режимов. В бочковом они просто приподнимают шестерни раздаточного редуктора, выводя их из зацепления. В пистолетном перфораторе может применяться одна из двух схем управления. В простейшем случае один переключатель смещает промежуточный вал, который, будучи выдвинутым максимально вперёд, имеет зацепление с шестернёй патрона, но при этом расцеплена муфта передачи вращения на качающийся подшипник. В среднем положении в трансмиссию включены оба механизма, а в максимально утопленном работает только ударник. Устаревшая кинематическая схема имеет два переключателя, один из которых выводит муфту качающегося подшипника из зацепления, а другой сдвигает промежуточный вал.
Определение неисправностей двигателя
Если двигатель перфоратора имеет заводской брак, последний проявляет себя в первые же месяцы работы. В ином случае причиной поломки зачастую служит нарушение техники эксплуатации или же предельный износ составных частей.
Основной элемент моторной части, подверженный интенсивному износу, это графитовые щётки, передающие ток на обмотки ротора. Когда щётки стираются, их прижим ослабевает, из-за чего увеличивается зазор между графитом и ламелями якоря, возникает интенсивное искрение. По звуку эту неисправность ни с чем не спутать: при включении слышен натужный гул, коллектор обдаёт снопом искр, задняя часть двигателя интенсивно греется.
Обмотки двигателя выполнены проводом в лаковой изоляции, которая от перегрева теряет диэлектрические свойства, растрескивается и осыпается. Небольшие замыкания между соседними витками можно определить по характерному гудению двигателя во время работы. К сожалению, перемотку статора и якоря почти нереально выполнить в домашних условиях, но большинство деталей двигателя типовые и им легко подобрать замену.
Другими уязвимыми частями служат подшипники. Их на якоре два: задний закреплён в корпусе электрической части внутри виброгасящего колпачка, передний вставлен в посадочное место корпуса редуктора или прикручен к нему накидной плашкой. Износ подшипников определить достаточно легко: при вращении рукой их ход либо слишком свободный с характерным шелестением, либо присутствуют подклинивания, люфт и посторонние шумы. Подшипники имеют закрытый сепаратор и на обслуживание не рассчитаны. Их гораздо проще заменить на новые, достаточно переписать номер на крышке сепаратора или торце внешней обоймы.
Замена кнопки и щёток
За время эксплуатации качественного перфоратора кнопку, возможно, придётся менять не один раз. Оптимально, если вы приобретёте кнопку заранее под конкретную модель. Если нужно снять неисправную часть для образца, набросайте на бумаге схему подключения с указанием цветовой маркировки проводов. Часть кнопок имеет винтовые зажимы и для их откручивания понадобится узкая шлицевая отвёртка. Некоторые кнопки снабжаются зажимами пружинного типа, чтобы их разжать, нужно загнать шило в отверстие рядом с вводом провода. Достаточно редко встречаются одноразовые пружинные зажимы, провода от которых не отсоединяются. Жилы от старой кнопки придётся обрезать, зачистить и залудить, а затем подключить к новой кнопке в соответствии со схемой подключения.
Щётки в перфораторе поменять достаточно легко, каналы для них в некоторых моделях выведены наружу и закрыты пробками для доступа без разборки инструмента. В ином случае придётся лишь снять корпус электромоторной части инструмента и внимательно осмотреть коллекторный узел. Посадочные места щёток расположены внутри или около пластиковых стоек, удерживающих заглушку заднего подшипника, к ним идёт два провода. Сам механизм крепления и прижатия щёток меняется от модели к модели.
В большинстве случаев для извлечения щёток требуется лишь вытащить щипцами два металлических язычка, открутить пару шурупов или отстегнуть пружинки зажимов. При периодическом осмотре щётки рекомендуется извлекать и проверять на предмет сколов, очищать посадочные канавки от пыли и загрязнений. Будьте осторожны и не путайте левую щётку с правой, соблюдайте их исходное положение при установке. Как правило, щётки притираются под индивидуальным углом, изменение которого либо потребует провести заново притирку, либо приведёт к разрушению графитового элемента.
При замене износившихся щёток важно только подобрать правильный размер и сечение, а затем притереть щётки, поработав двигателем 2–3 минуты без нагрузки в режиме без удара. Сейчас практически каждый перфоратор комплектуется набором сменных щёток, но замену можно также найти и по остаткам уже сработавшихся.
Как самому заменить подшипники
В перфораторе присутствует от пяти до десятка радиальных подшипников качения разных размеров и необходимость их замены — лишь вопрос времени. Очень важно периодически проводить разборку и оценивать степень износа этих узлов, иначе в будущем возможно развитие более серьёзных неисправностей.
Почти каждый подшипник в перфораторе снять довольно легко, посадочные размеры под них подобраны с высокой точностью. В некоторых случаях снятию может помешать стопорное кольцо. Если его нет, и подшипник отказывается сниматься, применяется универсальный двухзахватный съёмник. Если съёмника в наличии не имеется, то часть, на которую подшипник посажен, нужно зажать в мягких губках тисков, а затем сбить износившийся элемент, нанося удары через наставку по внутреннему кольцу.
При посадке нового подшипника по нему нельзя наносить прямые жёсткие удары. Следует пользоваться упругой наставкой, например, обрезком полипропиленовой трубы. Её нужно предварительно подрезать наискось, чтобы усилие удара приходилось исключительно на внутреннюю обойму. Так тела качения не оставят на канавках микроскопических вмятин.
Неисправности патрона
Патрон SDS состоит из штуцера с одним или двумя отверстиями, в которых посажены шарики, как правило, диаметром 6,7 мм. Шарики свободно ходят в отверстиях, пока пластиковый корпус патрона оттянут назад, в обычном положении они плотно поджаты пружиной через массивное стальное кольцо.
Чтобы разобрать патрон, нужно подковырнуть отвёрткой передний пыльник и снять со штуцера стопорное кольцо. Остальные детали просто надеты на штуцер и могут быть удалены без дополнительных манипуляций, важно лишь вернуть их на место в правильном порядке.
Как правило, основной причиной неисправности патрона служат сточенные шарики или продавленные пластина и прижимное кольцо. Из-за этого оснастка либо вовсе не держится, либо вылетает при работе. Обзавестись такими шариками в любых количествах можно, разбив подшипник номер 106. Посадочные отверстия и шлицы внутри втулки имеют гораздо больший ресурс, но если замена не дала ожидаемого результата — менять штуцер придётся только в сборе со стволом.
Обратите внимание, что быстрый износ деталей патрона происходит из-за неплотной герметизации пыльников, как переднего, так и кольцевого на штуцере. Хвостовики буров нужно всегда поддерживать смазанными, а при сверлении потолка использовать специальную пылеулавливающую шайбу.
Ремонт редуктора и ударного механизма
Вот мы и подобрались к самой содержательной части нашей инструкции. Ввиду различий в устройстве трансмиссионной части и генератора ударных импульсов в разных семействах перфораторов, их обслуживание и ремонт выполняются по разным схемам.
Бочковые перфораторы
Ведущая шестерня раздаточного редуктора посажена на подшипнике двигателя, остальные две имеют собственные упоры. Их нужно периодически проверять на предмет заклинивания и люфта, менять при необходимости.
Шатунный механизм имеет собственный подшипник, который обычно посажен на кулачке эксцентрикового колеса, иногда в основании самого шатуна. Изредка в этом месте используется подшипник скольжения, который требует постоянного наличия смазки с нормированным показателем вязкости. Износ этого узла часто требует замены эксцентрикового бочонка и шатуна.
Передача вращения осуществляется прямой или конической шестерней, в этом месте также важно постоянное присутствие смазки. Необходимость замены определяется по почернению, разжижению и наличию блестящих вкраплений.
Пистолетные перфораторы
В перфораторах с горизонтальным расположением ротора проблемы могут возникнуть от износа или заклинивания подшипников. Это наиболее опасная неисправность для всех узлов перфоратора: осколки разбитого подшипника могут попасть в детали ударного механизма и вывести их из строя.
Посадка промежуточного вала и «пьяного подшипника» зачастую выполнена по индивидуальной схеме. Для полной разборки нужно раскрутить прижимную скобу переднего конца вала, отсоединить рычаг переключателя.
Характерная поломка горизонтального редуктора — износ шестерен передачи. При отсутствии пресса снять их будет нелёгкой задачей, гораздо проще разбить, выполнив пару надрезов до 2/3 толщины. Новая шестерня запрессовывается после предварительного нагрева до 150–200 ºС, это можно сделать строительным феном или в духовке.
В редукторах всех типов следует периодически проводить полную очистку и замену смазки. После разборки все детали тщательно промывают в керосине, избавляясь от осколков разбитых элементов и металлической стружки. После этого смазка специального типа наносится на все движущиеся части.
Растровая муфта
Ствол перфораторов почти всех типов имеет одинаковое устройство. Внешний стакан муфты опирается на игольчатый подшипник в передней части корпуса редуктора. На внешней стороне стакана закреплена основная шестерня передачи вращения вместе с предохранительной муфтой. Для их снятия нужно удалить стопорное кольцо, сжав перед этим пружину переставными клещами.
Разобрать внутренности растровой муфты также несложно. Они фиксируются стопорным кольцом, которое снимается через пару боковых отверстий обычной отвёрткой. Когда кольцо будет удалено, находящиеся внутри детали можно выдавить, вставив отвёртку с передней стороны ствола.
Внутри располагается «летающий» ударный болт и проммасса — приёмник ударного усилия. Большинство болтов имеет сборное устройство, в них часто изнашиваются резиновые прокладки и сальниковые кольца. Менять эти элементы рекомендуется при каждом обслуживании. Сам болт и проммасса могут быть расколоты из-за проявлений усталости при длительной эксплуатации. Эти элементы стоят сущие копейки и при малейших следах развальцовки их также лучше сразу заменить.
Более конкретные рекомендации по ремонту растровой муфты и редукторной части дать сложно: у каждого производителя кинематические схемы могут иметь незначительные отличия. Тем не менее, большая часть неисправностей наглядно видна при осмотре и ревизии. В связи с этим рекомендуется сохранять сборочную схему из инструкции к инструменту, её также следует использовать при поиске комплектующих, которые определяются порядковым номером списка используемых деталей.
рмнт.ру
rmnt.mirtesen.ru
Ремонт перфоратора своими руками
Эксплуатация даже самых дорогих электроинструментов приводит к тому, что возникают разного рода поломки. Перфоратор не является исключением, поэтому при первых признаках поломки необходимо прибегнуть к проведению ремонтных работ. О том, как выполнить ремонт перфоратора своими руками, знают далеко не многие мастера своего дела, ведь работать инструментом — это одно, а разбираться в конструкции и принципе действия — это совсем другое.
Коротко о перфораторе
Перфоратором называется разновидность электроинструмента, главным назначением которого является работа с бетоном и прочими аналогичными материалами. Главное отличие перфоратора от дрели в том, что этот инструмент обладает ударной функцией, за счет которой и происходит разрушение бетонных поверхностей. Перфораторы бывают двух типов — прямые или пистолетные и бочковые. Прямые считаются наиболее популярными, так как они дешевле, проще в эксплуатации, а также имеют разные режимы работы. Бочковые относятся к категории профессиональные агрегатов, которые имеют не более двух режимов, а также предназначены для работы насадками с хвостовиками типа SDS max. В материале рассмотрим, как выполнить ремонт прямого перфоратора самостоятельно, и что собой представляет этот процесс.
Ударная опция на прямом перфораторе достигается за счет присутствия в конструкции специального механизма. Это редукторный узел, состоящий из пары шестерней, а также специальной конструкции подшипника, который прозвали «пьяным». Такое название этот подшипник получил по причине своей функции — при вращении вала, на котором насажена деталь, происходит его перекосное вращение. Такое вращение позволяет достичь возникновения ударных движений.
Рано или поздно возникают разные поломки в устройстве перфоратора. Эти поломки делятся на два типа — электрические и механические. Причинами их возникновения являются такие факторы:
- Выработка — все детали имеют свой ресурс, поэтому если инструмент эксплуатируется длительное время, то возникновением поломок — это нормальная ситуация
- Качество — все зависит от того, какие комплектующие применяются при сборке электроинструмента. Бытовые агрегаты собирают из комплектующих деталей низкого качества, поэтому они стоят недорого, а эксплуатировать их можно исключительно по необходимости. Профессиональные модели собирают из качественных запчастей, однако постоянные нагрузки приводят к тому, что эти комплектующие выходят из строя
- Эксплуатация — немаловажную роль играет и правильность применения перфоратора. Даже если в электроинструменте имеется режим сверления, то это не значит, что перфоратор можно нагружать этой опцией
- Хранение — мало кто задумывается о том, что правильность хранения также влияет на ресурс инструмента, поэтому хранить инструмент во влажных или запыленных помещениях не рекомендуется
Если перфоратор сломался, значит необходимо выполнить его ремонт. Как это сделать правильно, многие не знают, что совершенно нормально. Не каждый день приходится ремонтировать перфораторы, а нести инструмент в сервисный центр — это значит б Ёольшие затраты. Попытаться отремонтировать перфоратор можно самостоятельно, так как конструкция инструмента не имеет никаких замысловатых механизмов. Требуется просто соблюдать инструкцию по ремонту, что позволит в итоге достичь положительного результата. Кстати, если нужны запчасти для перфоратора, то в Украине купить их можно в интернет магазине «Цилиндр». На ресурсе этой интернет площадки собраны не только разные виды электроинструмента, но еще запчасти и комплектующие. В зависимости от того, что конкретно вышло из строя на перфораторе, необходимо выбирать соответствующие запчасти и менять их.
Поломки в перфораторе — что ломается чаще всего и как их выявить самостоятельно
Ремонт перфоратора самостоятельно нужно начинать с выявления причины поломки. Причем для этого не обязательно начинать с разборки инструмента. Устройство перфоратора основывается на двух основных узлах — это электродвигатель, мощность которого составляет от 650 Вт и редукторный узел. Это самые основные элементы электроинструмента, износ и поломка которых влечет за собой дорогостоящий ремонт. Однако кроме этих механизмов, на перфораторе из строя могут выйти:
- Повредиться сетевой провод
- Неисправность кнопки — в зависимости от ее устройства, также ломается регулятор оборотов и реверс
- Истирание коллекторных щеток
- Неисправность патрона
- Заклинивание переключателя режимов работы или не работает соответствующий режим
Поломки в электрической части инструмента выявить намного трудней, чем в механических узлах, поэтому рекомендуется уделить особое внимание выявлению причин неисправностей. При поломках в механике возникают соответствующие признаки, которые можно услышать — скрип, треск или гул инструмента при нажатии кнопки «Пуск». При поломках в электрике прямого перфоратора, диагностировать их порой можно только с применением специализированных приборов — тестер, мультиметр. В 80% случаев удается выявить поломки перфоратора самостоятельно по первым признакам. Более подробно о том, как выполнить ремонт перфоратора своими руками, выясним далее в подробностях.
Неисправности в электрической части инструмента
Перед тем, как проводить ремонт перфоратора, нужно разобраться, как он разбирается. Конструкция электроинструмента построена так, что защитный корпус состоит из двух частей — электрическая, в которую входит рукоятка и электромотор, а также механическая, где расположен редукторный узел инструмента. О том, как разобрать перфоратор, знают не многие, потому как этот инструмент из строя выходит крайне редко. Однако если это и случилось, тогда не спешите его разбирать. Ремонт нужно выполнять строго по порядку. Если инструмент не подает никаких признаков жизни, значит причина поломки в электрической части. Далее рассмотрим пошагово, как выявить и устранить те или иные виды поломок на ударном электроинструменте.
Проверяем наличие питания в розетке
Факт есть фактом, если перфоратор не включается, то ремонт его нужно начинать с проверки наличия напряжения в сети. Почему может отсутствовать напряжение в розетке, каждый понимает — это может быть отключение питания на трансформаторе, а может, выбил автоматический выключатель, так как при работе инструментом нагрелся провод, и сработала защита. Еще причиной отсутствия напряжения в розетке может быть повреждение питающего провода при работе перфоратором. В общем, выявить такую неисправность очень просто:
- Проверить автоматический выключатель или пробки
- Воспользоваться индикаторной отверткой
- Использовать мультиметр
Если в розетке есть напряжение, тогда следующий этап предусматривает проведение проверки исправности сетевого шнура.
Неисправность сетевого кабеля
Он может быть перебит при проведении ремонта. Не исключено, что в кабеле нарушилась целостность жилы, и поэтому инструмент не работает. Выявить такую поломку можно такими методами:
- Визуальный осмотр на предмет наличия повреждений изоляции
- Осмотреть вилку перфоратора
- Воспользоваться прозвонкой для выявления неисправности — для этого понадобится снять крышку корпуса, закрывающей электрическую часть, и прозвонить каждую жилу провода
Выявить неисправность не составляет большого труда. Если причина поломки в сетевом шнуре, тогда понадобится его заменить.
Неисправность кнопки на перфораторе
С неисправностью кнопки владельцы инструмента встречаются намного чаще, поэтому как ее отремонтировать, желает узнать каждый. Починить кнопку электроинструмента практически невозможно, так как состоит она из контактных пластин и пружинок. Если кнопка имеет встроенную плату для регулировки оборотов, то на плате может перегореть элемент электроники, который можно выявить при наличии опыта в электротехнике. Если вы ни разу не держали паяльник в руках, тогда рекомендуется купить новую кнопку на перфоратор такого же вида, и заменить ее. Приобрести кнопку соответствующего размера можно в интернет-магазине Цилиндр, где есть много моделей для всех видов электроинструмента.
Проверить кнопку на исправность поможет только мультиметр. Обычно выявить неисправность кнопки можно и без дополнительных приборов, так как механизм срабатывания начинает клинить, а фиксатор при этом не нажимается. Еще может заклинить переключатель реверса, который обычно находится рядом с кнопкой включения. Если неисправен механизм реверса, то его надо также заменить вместе с выключателем.
Это интересно! Если хотите, чтобы кнопка на перфораторе прослужила долго, нужно приобретать оригинальные модели для соответствующих марок электроинструментов. Отыскать оригинальные кнопки на перфораторы можно в интернет магазине «Цилиндр».
Как заменить щетки на перфораторе при их истирании
Щеточный узел в конструкции перфоратора обеспечивает передачу электрического тока на якорь электродвигателя, тем самым приводя его в движение. Щетки трутся по коллекторному узлу, и при этом происходит их истирание. Заменять их необходимо сразу, как только обнаруживаются такие признаки:
- Сильное искрение, обнаружить которое можно через вентиляционные решетки корпуса
- Возникновение запаха дыма при работе инструментом
- Перфоратор работает с перебоями
Чтобы удостовериться в том, что перфоратор действительно нуждается в замене щеток электродвигателя, понадобится измерить их длину. Если длина щетки менее 8 мм, значит, детали подлежат замене. Причем менять их нужно парно, так как истираются они также равномерно. Как выполняется замена щеток на перфораторе? Для этого необходимо вынуть устройства из щеточного узла, а затем отсоединить провода питания от клемм. Вместо стертых щеток необходимо установить аналогичной конструкции детали.
Проверяется исправность работы перфоратора — после установки новых щеток инструмент будет работать четко, без перебоев и искрения. Допускается лишь незначительное искрение, поэтому после замены, удостоверьтесь в том, что электроинструмент работает исправно.
Неисправность электромотора перфоратора
Для чего в конструкции перфоратора установлен электродвигатель, каждый знает без необходимости описания. Однако коллекторный электромотор, который состоит из якоря и статора, также с течением времени может выйти из строя. Чтобы выявить поломку электромотора, необходимо выполнить ряд некоторых манипуляций, которые позволяет произвести ремонт или замену электромотора. Как проверить исправность ротора и статора электромотора перфоратора, выясним далее.
- Проверка исправности якоря или ротора — первоначально производится визуальный осмотр коллекторных пластин. Наличие нагара на медных пластинах недопустимо, и если такие признаки имеются, то их нужно устранить. Далее при помощи мультиметра нужно проверить исправность обмотки ротора. Для того сначала нужно мультиметр установить в режим проверки сопротивления, а затем одним щупом коснуться стального сердечника, а вторым поочередно проверить каждую коллекторную пластину. Прибор не должен показывать значения, и если возникают соответствующие показатели, значит, нарушена изоляция. Еще понадобится произвести проверку сопротивления между пластинами коллектора. Сопротивление между ними должно быть примерно одинаковым. Если якорь неисправен, то его можно отремонтировать путем замены обмотки в сервисном центре или же купить новый. Рекомендуется купить новый якорь в интернет магазине Цилиндр, где вы найдете большой выбор устройств для всех моделей перфораторов
- Проверка исправности статора — чаще всего из строя выходит якорь, однако может и повредиться обмотка на статоре (неподвижном основании). Для этого понадобится мультиметром измерить сопротивление между обмотками и сердечником, а также между всеми выводами обмотки статора. Обычно говорить о неисправности статора говорит такой признак, как наличие нагара на обмотке и сердечнике
Как и якорь электродвигателя, статор также подлежит замене и ремонту. Произвести ремонт статора и ротора в домашних условиях возможно при соответствующем навыке и познаниях. Если навыков и познаний в этом деле нет, тогда есть два варианта:
- Сдать в ремонт — что обойдется примерно столько же, как и купить новую деталь
- Приобрести новый якорь и статор в интернет магазине Цилиндр, где действуют низкие цены
Спешить покупать новый мотор на перфоратор не стоит, так как для начала нужно 100-процентно убедиться в том, что конкретно вышло из строя.
Неисправности механической части перфоратора
Выявить дефекты в механической части намного проще, так как после разборки инструмента, их можно определить визуально. В механической части рассматриваемого электроинструмента могут возникнуть поломки в следующих узлах:
- Редуктор — на пистолетном перфораторе он состоит из шестерней и «пьяного» подшипника
- Патрон — это исполнительный орган, в котором фиксируются рабочие насадки. Патрон может заклинить или из него выпадают насадки
- Переключатель режимов — устройство, позволяющее включить на инструменте опцию сверления, сверления с ударом и отбойный молоток
Как отремонтировать перфоратор, если из строя вышли соответствующие узлы в механической части? Для начала понадобится разборка перфоратора, что выполняется путем вывинчивания крепежных элементов. Количество крепежей зависит от модели электроинструмента. Достоинство перфоратора перед дрелью в том, что в зависимости от вида поломки, можно разобрать механическую или электрическую часть.
Как отремонтировать редуктор на перфораторе
Ремонт редуктора перфоратора нужно начинать с визуального осмотра. Если инструмент не работает в ударном режиме, то высока вероятность того, что из строя вышел «пьяный» подшипник. Отремонтировать редукторный узел с таким видом неисправности не составит труда, так как для этого изначально понадобится очистить механизм от старой смазки.
Это интересно! Очищать от смазки нужно все детали, механизмы и узлы инструмента. Делается это для того, чтобы исключить вероятность попадания металлической пыли и остатков деталей во вращающиеся узлы.
Принцип замены «пьяного» подшипника заключается в выполнении следующих действий:
- Для начала нужно вытащить фиксирующую скобу при помощи отвертки, а затем извлечь вышедший из строя элемент
- Заменить сломавшуюся деталь, установив ее на место
- Установить редуктор на место в порядке обратном снятию
Процесс ремонта не трудный, а перед тем, как собрать инструмент, нужно тщательно смазать все детали и узлы электроинструмента. Причем рекомендуется применять специальную смазку для редукторов перфораторов, отказавшись от затеи применения солидола или литола.
Ремонт ударного бойка
Еще причиной отсутствия ударного режима работы на пистолетном перфораторе может быть поломка ударного бойка. В этом случае ремонтировать нужно растровую втулку (ствол), внутри которой и располагаются соответствующие составляющие. Принцип такого ремонт заключается в строгом соблюдении последовательности действий. Чтобы иметь представление о том, как ремонтировать ударный механизм электроинструмента, рассмотрим эту процедуру последовательно.
- Ремонту подлежит растровая втулка, внутри которой расположен боек
- Через соответствующие отверстия в растровой втулке поддеть стопорное кольцо и извлечь его
- Из втулки выдавить боек
- Произвести его осмотр и необходимый ремонт
- Новые запчасти к перфоратору можно купить в Цилиндре
После такого ремонта нужно собрать все детали на место в порядке обратном снятию. После проведения ремонта не забывайте вносить смазку. Ее количество должно быть избыточным, чем недостаточное, иначе вскоре к ремонту придется вернуться повторно.
Не вращается патрон
Если перестал вращаться патрон перфоратора, то причиной могут служить следующие факторы:
- Заклинил редуктор — причиной такого последствия является попадание между шестерней металлической стружки или отколовшихся металлических деталей
- Слизывание зубьев шестерней
- Неисправность электромотора
Устранить поломку можно только в том случае, если будет выявлена точная причина неисправности. Если заклинил редуктор, то выявить неисправность будет не трудно, так как будет возникать соответствующий гул, шум и треск. Понадобится разобрать соответствующий узел или механизм, выявить поломку и устранить ее.
Если из патрона выпадает бур
Часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда из патрона выпадают рабочие насадки. Работать таким перфоратором достаточно трудно и не безопасно. Причинами того, что в патроне не фиксируется насадка, могут быть:
- Разрушились фиксирующие шарики в патроне. Причем на патронах типа sds plus применяются шарики, а на sds max ролики
- Выработалось ограничительное кольцо. Для устранения неисправности понадобится заменить деталь
- Просела фиксирующая пружина — понадобится заменить сломавшуюся деталь
В любом случае, успех запланированного ремонта на 70% зависит от выявления точной причины поломки. Если при неработоспособности перфоратора меняется двигатель, то это неправильно, так как причина может заключаться непосредственно в кнопке или щетках. Только при грамотном подходе к ремонту, отремонтировать перфоратор прямого типа своими руками не составит большого труда.
Как продлить срок службы инструмента
Ремонтировать электроинструменты придется рано или поздно, и чтобы продлить срок службы, понадобится обеспечить правильный уход, хранение и эксплуатацию. Для этого имеются общие рекомендации, которые обязательно помогут каждому пользователю увеличить срок службы перфоратора, причем не только профессионального, но и бытового назначения.
- Начинать пользоваться инструментом можно только после проверки его технического состояния
- Применять инструмент исключительно для таких работ, которых он предназначен с завода
- Перед закреплением буров и других насадок вносить соответствующее количество смазки на хвостовики
- Очищать инструмент от пыли и мусора после завершения работ
- Не хранить перфоратор во влажном помещении
Как видно из инструкции, отремонтировать перфоратор своими руками вовсе не трудно. Для этого подготовьте рабочее место, обеспечьте его достаточным количеством света. До начала работ нужно подготовить необходимые расходные материалы и приборы для проверки исправности узлов и механизмов. Покупать соответствующие запчасти для ремонта нужно после того, как будет выявлена точная причина поломки. Инструкция по ремонту всегда поможет быстро отремонтировать перфоратор, а интернет магазин Цилиндр всегда обезопасит вас необходимыми запчастями и комплектующими, чтобы произвести соответствующий ремонт.
cylinder.com.ua
Ремонт перфоратора своими руками, запчасти, смена патрона, смазка деталей, видео
Ремонт перфоратора сложен из-за компоновки узлов с механическим сопряжением и энергетическим блоком. Все детали имеют микронные допуски и выверенную последовательность выполнения действий. Поэтому нужно обеспечить должный уход и техническую эксплуатацию инструмента в соответствии с требованием инструкции, тем самым продлив межремонтный период.
Устройство перфоратора
Немного найдётся пользователей инструмента, изучивших не только порядок нажатия рычагов и кнопок, но понимающих, что происходит в механизме в результате полученной команды. Не зная взаимодействия узлов, невозможно выполнить даже самый мелкий ремонт перфоратора.
Есть признаки неполадок, которые относятся к силовой части, а иногда происходит механический износ или поломка деталей.
Силовая часть ударного инструмента
Электрические схемы и оборудование сосредоточены в одной части и представлены в разрезе на фото.
Признаками неисправности, требующие замены деталей или ремонта перфоратора по силовой части могут быть следующие:
- при включении прибора срабатывают сетевые предохранители;
- аппарат не включается;
- при работе появляется дым с едким запахом;
- при работе аппарат искрит;
- обороты не регулируются.
Найти причину, почему не включается прибор можно с помощью тестера. Искать нужно разрыв в схеме, от простого к сложному. Проверять подключения, зачищать контакты. Самой сложной и дорогостоящей деталью, вышедшей из строя, может быть якорь перфоратора. Это сердце двигателя, составленное из медных катушек, соединённых между собой и скреплённых ламелями. В случае пробоя изоляции между проводами в любом месте происходит короткое замыкание, и весь коллектор нуждается в перемотке или замене.
Определить, что якорь на перфораторе неисправен, можно визуально по подгорелой обмотке, следам задымления ламелей, или тестированием на короткое замыкание. Исключить повреждение можно своевременным уходом, очисткой частей от пыли, которая является первопричиной всех неприятностей. Если искрение идёт от двигателя, якорь нужно очистить спиртовым тампоном или обычной школьной резинкой удалить графитовый налёт с коллектора.
Второй важной частью двигателя являются угольные или графитовые щетки. Именно через подвижные контакты поступает электрический заряд на сердечник, создавая наведённой ЭДС крутящий момент. Щетки для перфоратора являются контактом, соединяющим вращающийся коллектор с источником энергии.
Два элемента всегда работают в паре. К коллектору прижимается угольная или графитовая пластинка. В результате постоянного трения о вращающийся коллектор пластинки истираются и контакт нарушается. Признаком неисправности станет искрение в коллекторе, возможно, двигатель не развивает обороты. В независимости от состояния износа меняют одновременно обе пластины. В большинстве моделей инструментов имеются сигнализаторы износа щёток, предупреждающие пользователя заблаговременно.
Обороты перфоратора могут не регулироваться из-за неисправности УУД, тогда его требуется заменить, ремонту устройство не подлежит.
Механические неисправности и их устранение
Чтобы найти ту или иную неисправность, до нужного узла необходимо добраться. Любая из последовательно снятых деталей внимательно осматривается на наличие:
- трещин;
- сколов;
- заусениц или царапин.
В большинстве модели разбирают на две половины, но при этом каждый из перфораторов имеет особенности. Как правильно выполнить ремонт перфоратора своими руками, посмотрите видео:
Признаком поломки может стать:
- отказ от выполнения функции;
- посторонние звуки внутри механизма и чрезмерный нагрев корпуса;
- не переключаются режимы;
- течёт смазка.
Каждый из признаков может быть следствием поломки любой из деталей, которые извлекают в последовательности, указанной на схеме. Собирают инструмент в обратном порядке. Запчасти для перфоратора следует приобретать согласно спецификации в инструкции по обслуживанию.
Одной из причин механических поломок зачастую становится недостаточное техническое обслуживание агрегата, работающего в тяжёлых условиях. Профилактические мероприятия не сложны, а срок жизни инструменту удлинят значительно. По правилам эксплуатации положено:
- каждые полгода обновлять смазку редуктора;
- через 6 месяцев проводить осмотр и очистку щеток, и прилегающей части коллектора;
- по окончании рабочего дня чистить перфоратор пылесосом;
- не забывать наносить смазку на хвостовики долбёжной оснастки для уплотнения от пыли и предотвращения выработки гнезда.
Не прикладывайте физических усилий при работе с перфоратором, изнашивается боёк и уплотнители, наступает усталость и раздражение у оператора.
Цели и задачи смазки инструмента
Зачастую причиной поломки инструмента становится отсутствие, недостаток или неподходящая смазка. Абразивный износ уменьшается, если все зазоры и полости покрыты слоем антифриза, а чистка проводится своевременно.
Тип смазки редуктора отличается от состава для хвостовиков. Каждый производитель рекомендует использовать определённую смазку для перфоратора, указанную в инструкции, с нужной периодичностью.
Имеются общие рекомендации, касающиеся всех перфораторов. Редукторы должны получать масло жидкой консистенции, заливаемое в специальное отверстие. Для всех агрегатов без сомнения можно использовать смазку Bosh и Makita, предназначенную для редукторов, что и делают в сервисных центрах.
Неправильно подобранная или залитая с избытком смазка может привести к перегреву редуктора.
Для смазывания хвостовиков рабочей оснастки перед тем, как вставить в патрон, применяется смазка более густой консистенции, тех же производителей. В этом случае предохраняется от выработки узел крепления хвостовика в патроне и боёк. Заполнение всех зазоров смазкой защищает узел от попадания пыли.
Смазывать необходимо места, указанные в инструкции. И уж точно, вредно добавлять смазку в муфту сцепления. В случае внезапного обнаружения отсутствия смазки в редукторе можно использовать отечественный состав, Литол-24 Люкс, но для аккумуляторных перфораторов смазка не подходит, даже временно.
Устройство рабочего узла и оснастка перфоратора
Перфоратор имеет патрон, в который закрепляются рабочие инструменты. Для профессиональных тяжёлых перфораторов патроны SDS max принимают только хвостовики диаметром 18 мм с пятью продольными канавками, которые устанавливают в гнездо патрона соответствующего профиля.
Легкий и средний инструмент оснащен патроном SDS plus, что позволяет использовать долбёжный инструмент с четырьмя продольными канавками и сечением 10 мм. Патрон для перфоратора выполнен так, чтобы он мог принимать только инструменты, для него предназначенные. Если вставить неподходящую оснастку, она не войдёт в гнездо, или установится боком. При попытке работать разрушится узел крепления. Но свёрла не имеют хвостовик с канавками. Используется приставной патрон, который устанавливают в SDS профиль. Но при этом инструмент удлиняется. Патрон для перфоратора под сверло может быть быстрозажимным или ключевым. Адаптер используется только с SDS+ патроном, так как более мощный перфоратор функции сверления без удара не имеет.
Перфоратор – инструмент многофункциональный. Он может использовать режимы:
- ударный;
- ударный со сверлением;
- сверления, если имеется специальный патрон.
Для работы в ударном режиме существует много приспособлений, применяемых для облегчения ручного труда.
Удар со сверлением выполняется только с применением насадок для перфоратора:
- бур;
- полая коронка;
- лопатка для штробления.
Буром называют инструмент, имеющий хвостовик специального профиля, рабочую часть, представляющую собой винт и наконечник, выполненный из специальной стали с центрующим острием. Разрушение материала происходит не соскабливанием, а скалыванием, породы. Одновременно происходит удар с поворотом, вследствие чего сколотые кусочки удаляются по винтовой поверхности рабочей части.
Сверла для перфоратора устанавливают при работе в безударном режиме. С этим инструментом лёгкий перфоратор может работать, как обычная дрель по дереву. При необходимости аппарат можно использовать для закручивания крепежа, если предусмотрена функция реверса.
Полая коронка нужна пря проделывания сквозных проходов для кабельной проводки или для создания выемок в теле конструкции для установки приборов. Коронка создает кольцевой проход, оставляя столбик в середине. Так как у насадки специальный зубчатый профиль, металлическая арматура в бетоне приведёт резаки в негодность.
Выемки в стене можно делать специальной лопаткой для штробления, но отверстия будут выглядеть не так аккуратно, как выполненные коронкой.
Бучарда издавна считался инструментом скульптора. Мастера использовали ковальные и крестовые бучарды. Это ударный инструмент, напоминающий молоток, боек которого зубчатый. Ковальной бучардой скульптор отсекал от каменной глыбы всё лишнее, а крестовой придавал форму камню.
При использовании одного ударного режима пользуются с насадками:
- лопатка или плоское зубило;
- пика;
- канальное зубило;
- бучарда.
Лопатка для перфоратора предназначена для выравнивания поверхности из твёрдого материала. С помощью этой оснастки можно снять со стен кафель, снять неровности с поверхности застывшего бетона. Исправление некоторых огрехов при установке проёмов в многоэтажном строительстве ведут с помощью этого инструмента. Зубило для перфоратора, используемое по бетону, может иметь различную ширину, в зависимости от выполняемых задач. Подходит оснастка для всех перфораторов. Применяют и специально созданные, узконаправленные насадки – стамеску, пластину для трамбовки или растворный резец.
При демонтаже строительных конструкций требуется создать усилие разлома. Для разрушения стены или перегородки, сосредоточенное в одной точке, ударное воздействие пики обеспечивается мощью перфоратора.
Бучарда представляет насадку, полученную методом литья, очень прочную кувалду. Зубья на бучарде твердосплавные, выдерживают большие ударные нагрузки. Убрать со стены, отбить слой бетона, сбить слой ржавчины с металла – это область применения бучарды. Если перед штукатуркой стены обработать этим инструментом, не потребуется армирование. Нельзя применять бучарду для перфоратора в режиме с прокручиванием инструмента. Неизбежным последствием станет заклинивание.
Правила, которые необходимо соблюдать
При работе, перфоратор быстро нагревается. Чтобы надолго сохранить работоспособность инструмента, необходимо после 20-30 минут работы делать перерыв не менее чем на 10 минут.
В процессе работы, при прокручивании вхолостую инструмент, нужно удалять крошки и пыль, очищать пробиваемое отверстие, чтобы облегчить работу инструменту. При бурении отверстий большого сечения, вначале забуриваются тонким сверлом, потом средним, делая отверстие в три приёма. Сквозные длинные проходы нужно сверлить сначала короткими насадками, постепенно заменяя их более длинными.
После работы необходимо привести в порядок пробойник и использованные насадки. Инструменты должны быть очищены от пыли, и сухими уложены в контейнер.
Видео о самостоятельном ремонте перфоратора
glav-dacha.ru
Профилактика и ремонт перфоратора своими руками
Перфоратор «Электромаш П-1150», срок интенсивной эксплуатации – 5 лет. За это время ни разу не обслуживался, ремонт перфоратора – не выполнялся. Режимы работы — постоянно в пыли, поэтому, как минимум, профилактика перфоратора была обязательна, хотя бы для замены смазки. Что и будем делать своими руками.
Симптомы неисправностей:
- Периодически не работает клавиша пуска.
- Повышенный шум при работе в режиме «вращение».
- Пропуски ударов в режиме «ударное вращение».
Электрическая часть
Идем по порядку. Сперва устраним неисправность клавиши пуска. И начинаем ремонт перфоратора своими руками с самого простого. Разбираем ручку перфоратора, проверяем питающий кабель и клавишу пуска. Кабель прозваниваем тестером, изгибая его во время проверки. Так выявляется обрыв питающей жилы внутри изоляции. Кабель в данном случае оказался в порядке.
Разбираем выключатель, осматриваем и чистим подгоревшие контакты. Причина была в них, неисправность клавиши устранена.
Раз уж электроинструмент уже в разобранном виде, то профилактика перфоратора будет совершенно не лишней. Поэтому проверяем состояние щеток и контактную группу ротора. Тщательно очищаем от пыли корпус двигателя и вентиляционные решетки. Щетки при необходимости меняем, контактную группу чистим при помощи наждачной бумаги «нулевки».
Смазка редуктора перфоратора
Смазка внутри редуктора – грязно серого цвета (изначально была светло-коричневой), что говорит о наличии в ней металлической пыли. Это и есть причина повышенного шума при вращении. Значит замена смазки в перфораторе позволит устранить подобный дефект в работе инстрмента.
Полностью удаляем старую смазку керосином или бензином, промываем корпус редуктора и шлицевую шестерню. Наносим свежую консистентную смазку (литол или солидол).
Проверка поршневой группы ударного механизма
Осматриваем кривошипно-шатунный механизм. В данном случае люфтов нет, смазка в хорошем состоянии. Первый поршень, нагнетающий воздух в ударный механизм – без повреждений. Резиновые уплотнительные кольца исправны, без следов износа.
Осматриваем ударный поршень, который, собственно, под давлением воздуха обеспечивает режим отбойного молотка. На резиновом уплотнительном кольце есть разрыв. Именно через него происходит утечка сжатого воздуха. Пропуски ударов происходят по причине нарушения герметичности кольца.
В этом случае ремонт перфоратора осуществляется заменой кольца. Далее наносим на стенки цилиндра и поверхность ударного поршня тонкий слой смазки, собираем ударный механизм и редуктор. При сборке проверяем правильность установки шлицевого соединения шестерни. Собираем предварительно очищенный от пыли корпус.
Проверяем на малых оборотах работоспособность перфоратора в режиме «вращение». Если посторонних шумов нет – включаем последовательно режим «ударное вращение» и «отбойный молоток».
Ремонт перфоратора своими руками завершен! Инструмент готов к работе! И еще — если информация оказалась Вам полезна, то оставьте комментарий.
7,911 просмотров всего, 1 просмотров сегодня
smogem-sami.ru
устройство, конструкция двигателя, ударный механизм
Как и любой электрический инструмент, перфоратор периодически нуждается в обслуживании. В большей мере это связано с его механическими частями, нуждающимися в смазке. Но наряду с этим в устройстве могут возникнуть и различного рода неисправности. Устранить поломки или провести профилактику инструмента проще, когда знакомо устройство перфоратора и понятен принцип работы его узлов.
Принцип работы инструмента
Дословно слово перфоратор обозначает «бурильный молоток». Для повышения производительности в горнодобывающих работах был разработан в начале XIX века отбойный молоток. Принцип действия устройства заключался в использовании махового колеса. Он приводил в движение штангу с присоединёнными к нему специальными защипами. Штанга под воздействием пружины наносила удар и возвращалась обратно поршнем.
Устройство постоянно совершенствовалось. В 1932 году в Германии корпорация Bosch выпустила первый перфоратор, работающий от электричества. В этом устройстве был совмещён ударный и вращательный момент. Разработанный компанией принцип действия используется и сейчас в современных моделях электрических перфораторов.
Перфоратор — это устройство, предназначенное для бурения отверстий и разрушения твёрдых пород. В качестве расходного материала используются буры разного диаметра и зубила. Инструмент разделяют по классу применения:
- бытовой;
- полупрофессиональный;
- профессиональный.
Кроме этого, различают его по механизму работы, который бывает электромагнитным и пневматическим. Последний тип механизма выпускается одно-, двух-, и трёхрежимный. То есть можно выполнять сверление, удар или обе операции одновременно.
По своему виду инструмент напоминает пистолет и может использовать в работе электрический, топливный или пневматический привод. Последние востребованные при опасных условиях работы, во время которых существует возможность взрыва.
В основе принципа работы перфоратора, отличающего его от другого подобного инструмента, лежит ударный механизм. Электромагнитный тип использует две электромагнитные катушки, обеспечивающие возвратно-поступательное движение сердечника. Он и передаёт инерцию хвостовику бура. Пневматический тип основан на движении поршня в цилиндре, совершающем также возвратно-поступательные движения.
В работе электрического перфоратора используется преобразование вращения двигателя в ударно-вращательное движение бура. Муфта, используемая в конструкции, обеспечивает защиту при повышенных нагрузках. Пьяный подшипник перфоратора и поршень создают ударное усилие, а зажим бура обеспечивает патрон.
Каждый производитель стремится улучшить конструкцию за счёт применения конструктивных особенностей. В основном это мелкие доработки, связанные с применением различных материалов и местом их расположением. В целом же основные элементы остаются неизменными. К таким деталям относят:
- кнопку включения;
- двигатель;
- ударный механизм;
- предохранительную муфту;
- зажим бура.
Из дополнительных особенностей конструкций можно выделить систему удаления пыли и виброподавляющий узел. Для многорежимного типа инструмента устанавливается кнопка переключения работы.
Разборка перфоратора
Корпус большинства устройств выполняется из двух половинок: задней и передней. Между собой они стянуты с помощью винтов, расположенных параллельно направлению оси установки бура. Но бывает так, что половинки крепятся и с использованием боковых креплений. Перед тем как выкрутить крепёжный элемент, соединяющий половинки корпуса, понадобится снять патрон.
Патрон применяется соответствующий стандарту SDS-plus или SDS-Max. Для его разборки понадобится отвёртка с плоской гранью. На первом этапе освобождается зажим патрона от установленного бура. Если сам механизм заклинило и он не поддаётся раскручиванию, то следует несильными ударами прорезиненого молотка обстучать его по кругу. Не помешает нанесение и промывочной жидкости. На следующем этапе отводится пластиковый кожух вниз, отвёрткой снимается резиновый пыльник. После этого останется удалить стопорное кольцо, используя всё туже отвёртку, извлечь пружину с шариком и стопорные пластины.
Когда патрон извлечён, снимаются корпусные части. Во время разборки инструмента следует быть внимательным, запоминая порядок извлечения элементов и место их расположения. Если на ручку надета накладка, то следует отсоединить и её. После чего останется аккуратно развести в разные стороны корпус и редуктор. Используя полученный зазор, достаётся кнопка переключения. Извлекается держатель для щёток.
Кнопка установки режимов работы, несмотря на разновидности аппаратов, снимается одинаково. Переключатель устанавливается в положение удар (на корпусе изображён в виде молота), после чего немного поддевается и проворачивается против часовой стрелки на один-два сантиметра. Затем, переключающая накладка снимается вытяжным движением на себя и освобождается посадочное место.
После снятия основных корпусных элементов предоставляется возможность доступа к остальным частям инструмента. Можно приступать к их чистке и смазке, а по необходимости и к восстановлению.
Электродвигатель устройства
Двигатель, являясь основным элементом устройства, приводит в действие все остальные части механизма. Он состоит из статора и ротора, при этом ротор подвижная часть, а статор нет. В состав ротора входят якорь и коллектор. Якорь — это такой блок, содержащий пластины из стали. На них наматываются обмотки из медной проволоки. Коллектор, в свою очередь, выглядит в виде цилиндра. Его конструкция имеет вид диэлектрика с установленными проводящими пластинами, к этим пластинам и подключаются обмотки якоря.
Вращения ротора происходят за счёт магнитного потока, создаваемого вокруг него обмотками статора и приводящего к возникновению момента кручения. При этом ротор использует только постоянное значение тока, и магнитный поток всегда направлен только в одну сторону. Подача питания осуществляется посредством щёток, выполненных из графита. Щётки расположены таким образом, чтобы обеспечивать электрический контакт с якорем.
Износ щёток не должен превышать 70 процентов, если превышает, требуется их замена. Перед заменой необходимо обратить внимание на щёткодержатель и очистить его при необходимости.
Для проверки обмоток можно воспользоваться мультиметром. Для этого один щуп измерительного прибора устанавливается на щёткодержатель, а второй на вход подключения к сети 220 вольт. Чтобы точно определить места подключения, проще воспользоваться электросхемой. Если сопротивление бесконечное, делается вывод о перегорании обмотки.
Рабочее сопротивление обмотки статора находится в диапазоне 18−32 Ом. Например, у популярного перфоратора Интерскол П-26/800ЭР сопротивление составляет 28 Ом. При замене статора понадобится разобрать двигатель. Обычно выкручиваются четыре винта, корпус раздвигается в противоположные стороны, и освобождается доступ к составным частям двигателя.
Ротор фиксируется в редукторе. На короткое замыкания он проверяется специальным прибором. Часто визуально осмотрев можно сделать вывод о его целостности. На роторе не должны присутствовать царапины и почернения, а пластины должны быть чистыми. При замене ротора важно правильно соединить подшипник с резиновой прокладкой.
Конструкция перфоратора, имеющего электродвигатель с вертикальным расположением (бочковым), немногим усложняется из-за непрямой передачи момента вращения. Поэтому с таким типом применяется редуктор, усиливающий удар и крутящий момент устройства.
Предохранительная муфта
При увеличении нагрузки на инструмент, превышающей его характеристики согласно инструкции по эксплуатации, чтобы не допустить повреждения элементов, устанавливается предохранительная муфта. Главная её задача — остановить попытки механизма провернуть патрон при заклинивании бура. Если б такая муфта не стояла, то при заклинивании перфоратор вывернулся бы из рук.
По типу использования муфты бывают кулачковые и фрикционные. Первый тип состоит из двух частей, имеющих скошенные грани и соединённые друг с другом через пружину. При усилении давления пружина распрямляется, и части выходят из сцепления. Муфта расцепляется. Такое состояние характеризуется появлением треска. Во фрикционной муфте момент вращения предаётся на подключённый механизм за счёт плотного сжатия дисков. При перегрузке усилие сжатия пропадает, и вращение не передаётся.
Ударный механизм
Эта часть инструмента обеспечивает основную задачу перфоратора — долбить. По типу работы может быть механическим или пневматическим.
Существует два варианта конструкции пневматического механизма: использующий подшипник качения или кривошипно-шатунный тип. Первый вариант используется для бытового вида инструмента, а второй — для профессионального.
Устройство, использующее подшипник качения, или по-другому «пьяный подшипник», состоит из группы элементов: поршень, боек, таран и непосредственно сам подшипник.
Вращение двигателя во время работы связано с внутренней втулкой «пьяного подшипника». Внешняя втулка соединяется с поршнем, она совершает движения, напоминающие качение. Расстояние между поршнем и тараном заполнено воздухом. Он, подвергаясь изменению давления, и воздействует на таран, который повторяет движения за поршнем. В результате по бойку наносится удар, а тот, в свою очередь, передаёт силу удара непосредственно буру. Такое действие фактически и означает преобразование электрической энергии в механическую.
Пневматический механизм удара обладает такой особенностью, как самоотключение на холостом ходу. Достигается это тем, что, пока вращению бура ничего не препятствует, таран сдвинут вперёд и в корпус проникает воздух извне. Поэтому давление в воздушной камере не создаётся, а значит и удар отсутствует. При возникновении сопротивления вращению таран сдвигается, закрывая отверстие, и возникает компрессия.
Кривошипно-шатунный тип, создавая повышенный размах движения поршней, позволяет достичь более высокой силы удара. В профессиональных устройствах его значение может составлять 20 Дж. Чаще всего ремонт устройства ударного механизма перфоратора проводят именно при пропадании удара.
К ударному механизму относят и перфораторный ствол. Для любого типа устройств он одинаков. Наружный стакан муфты связан с игольчатым подшипником и расположен в начале редуктора. На стакане зафиксирована шестерёнка, передающая вращение, и защитная муфта. Для разбора растровой муфты понадобится снять лишь стопорное кольцо и отвёрткой выдавить её элементы. В середине ствола находится ударный болт и приёмник удара.
Типовые поломки
Зная, как устроен перфоратор, можно легко определить, почему перестала работать та или иная его функция. Неисправности устройства разделяют на следующие виды:
- электрические;
- механические.
Первого вида поломки связывают с превышением допустимой нагрузки на аппарат и нарушениями в его эксплуатации. Проявляются они в отказе инструмента включаться или в появлении запахов гари. К ним относят: повреждение шнура и обмоток электродвигателя, подгорание контактов, выход из строя гасящей цепи, неисправность кнопки. Подгорание контактов связано с попаданием пыли на места подключения. В результате переходное сопротивление увеличивается, и выделение мощности в этих местах возрастает. Такого рода неисправности легко вычисляются с помощью мультиметра и визуального осмотра.
Механические неисправности выявляются сложнее. При выявлении таких поломок прислушиваются к посторонним звукам и внимательно осматривают рабочие узлы. Из наиболее часто встречающих проблем: отсутствует удар или инструмент работает только в режиме дрели. В первом случае осматривается ударный механизм, особое внимание уделяется подшипникам, проводится очистка редуктора от старой смазки, изучаются передаточные узлы на наличие сколов. Во втором — осматривается состояние двигателя и шестерней передачи. Не стоит забывать и о переключателе режимов, его тоже желательно проверить.
Таким образом, возникновение проблем с инструментом можно избежать, если не нарушать требования по эксплуатации. При этом периодически проводить чистку и смазку элементов устройства.
pochini.guru
Как правильно работать с перфоратором
И в строительстве, и в ремонте незаменимым помощником стал перфоратор. Этот мощный электрический инструмент, один вид которого уже внушает уважение, предназначен для работ по кирпичу и бетону, но с не меньшим успехом его можно использовать для работы по дереву или металлу, как и обычную дрель.
Как работать с перфоратором, чтобы инструмент, выбранный Вами, прослужил долгие годы? Правильная эксплуатация перфоратора не только увеличивает срок службы инструмента, но и значительно снижает риск травматизма при его применении. Следует использовать определенные приемы работы, не позволяющие перегружать инструмент, а также следить за его своевременной профилактикой.
Содержание
- Краткая характеристика перфораторов
- Как подготовить перфоратор к работе
- Как работать с перфоратором в разных режимах
- Приемы правильной работы с перфоратором
- Уход за перфоратором и его эксплуатация
- Когда можно «шуметь» перфоратором
Краткая характеристика перфораторов
Чтобы понять, как правильно работать с перфоратором, рассмотрим его возможности.
Предназначение этого мощного ручного электроинструмента – ударная работа в таких твердых конструкционных материалах, как армированный бетон, металл и камень. При помощи перфоратора можно не только высверливать отверстия разных диаметров, но и скалывать старую плитку, проламывать пол и стены, пробивать проемы для инженерных коммуникаций.
Перфоратор способен работать в разных режимах, что делает его практически универсальным инструментом. Это вращение с ударом и без удара, сверление в бетоне, камне, металле и дереве, удар без вращения. Профессиональный перфоратор может заменить и отбойный молоток.
Внутри перфоратора располагается ударный механизм – электропневматический или электромеханический. Для приведения его в действие достаточно нажать кнопку. Механизм сам производит удар, дополнительные усилия не требуются.
Основной недостаток этого инструмента – его значительный вес. По массе перфораторы условно разделяют на 3 группы: до 18 килограммов – легкие, от 18 до 25 – средние, более 25 – тяжелые. В технических характеристиках указывается сила удара, которая в большинстве бытовых перфораторах может составлять от 2 до 3Дж, а в профессиональных инструментах – от 2 до 10 и от 5 до 18Дж, а также частота ударов в минуту, в зависимости от мощности достигающая от 23 тысяч ударов в минуту до 44,5 тысяч.
В перфораторах используются две системы крепления сменного инструмента. Это SDS+ и SDS-MAX. Их отличия в диаметре хвостовика, соответственно, 10 мм и 18 мм. На легких перфораторах, вес которых не превышает 5 килограммов, устанавливается патрон SDS+. Такие инструменты могут быть и бытовыми, и профессиональными. Патрон SDS-MAX предназначен для перфораторов, вес которых превышает 5 кг. Инструменты SDS-MAX используются профессионально.
Как подготовить перфоратор к работе
Перед началом работы нужно разобраться с установкой и снятием сменного инструмента, система крепления которого зависит от веса перфоратора.
Рассмотрим установку сменного инструмента на примере использования перфоратора BOSCH GBH 2-26. Здесь используются буры с хвостовиками типа SDS+ с четырьмя шлицами. Перед установкой бура надо очистить его хвостовик и смазать его специальной смазкой для буров. Смазка способствует более мягкой работе перфоратора и увеличивает срок его службы.
Для установки инструмента необходимо передвинуть назад смазочное кольцо. Патрон открывается и устанавливается. Затем его нужно немного повернуть и зафиксировать в нужном положении. После этого скользящее кольцо следует отпустить, что дает возможность заблокировать инструмент. Обратите внимание на то, чтобы инструмент был как следует зафиксирован в нужном положении. Перед установкой и удалением деталей обязательно удостоверьтесь, что перфоратор выключен и отключен от сети питания.
Для более удобной работы с перфоратором к нему нужно присоединить мягкую дополнительную рукоятку, снижающую уровень вибрации. Перед началом работы убедитесь, что она крепится достаточно надежно.
Как работать с перфоратором в разных режимах
Режим сверления
Инструмент следует переключить сначала в режим сверления, не допуская удара. Тумблер при этом устанавливается напротив метки, имеющей вид сверла. После этого необходимо в нужном месте поместить сверло и включить инструмент с помощью кнопки. При сверлении не нужно сильно нажимать на перфоратор, давление на него не должно быть больше пяти килограммов.
При использовании сверлильных патронов нельзя использовать положения «вращение против часовой стрелки» и «сверление под ударом», так как в этом случае возможно повреждение патрона и его отделение от электроинструмента. Для предотвращения такой ситуации у перфоратора добавлена функция «блокировка удара», предназначенная для сверления различных отверстий в дереве или металле.
Перед непосредственной работой инструмента надо проверить режим, в котором он находится. Примерно в течение одной минуты перфоратор должен проработать на холостом ходу. Обратите внимание на работу редуктора. Не должно быть посторонних шумов, вибрации и стука. Насторожить должны и запахи гари или появление дыма. Они могут появиться в случае неисправности электроинструмента.
Режим сверления с ударом (бурение)
Сначала нужно переключить перфоратор в режим сверления с ударом. Тумблер при этом устанавливается над меткой с изображением сверла и молотка. Сверло после этого надо расположить там, где необходимо сделать отверстие, а затем включить инструмент.
Во время сверления нужно стараться не допускать перекоса бура, не позволяя ему скользить с нужной точки. Перфоратор нужно держать крепко, но при этом не давить на него. Оптимальный результат дает легкое давление.
При наполнении отверстия крошками и пылью для очищения его от мусора постарайтесь извлечь сверло вхолостую. Это облегчит дальнейшую работу.
При сверлении бетона сверло может наткнуться на арматуру. Чтобы не потерять контроль над инструментом, нужно учитывать такую возможность еще перед началом работы и сразу занять удобное положение, надежно удерживая перфоратор.
Режим удара
Режим удара используется для отбойных работ и долбления, а также для штробления. Тумблер устанавливается в режим удара над меткой с изображением молотка. Инструмент нужно держать двумя руками и очень крепко. Включите перфоратор. Для того чтобы он находился в нужном для удара месте, следует приложить некоторое усилие. Большая сила здесь также не нужна, поскольку результат от этого не улучшится.
Запомните, что во время работы перфоратора, нельзя изменять его положение.
Приемы правильной работы с перфоратором
1. При работе необходимо использовать средства защиты. К ним относятся защитные очки, перчатки, беруши. Работать нужно в застегнутой спецодежде, убрав все, что случайно может намотаться во время работы на бур.
2. Не давите сильно на перфоратор в направлении удара или бурения. В этом нет необходимости, так как на силе удара и производительности инструмента это не отразится, а вот из строя выйти он из-за этого может.
3. Перфоратор не должен работать вхолостую, ведь в этом случае энергия удара поглощается механизмами, а это приводит к их дополнительному износу.
4. При работе с пористым и рыхлым материалом лучше применять безударное сверление, чтобы избежать его рассыпания.
5. При работе с материалами повышенной твердости рекомендуется применять специальную смазку. Можно использовать в качестве смазочного материала машинное масло.
6. Работа с твердыми материалами требует также применения жидкостного охлаждения. Смазочно-охлаждающими жидкостями могут выступать специальные эмульсии, также используются пластичная смазка или машинное масло.
7. При необходимости использования длинных буров для экономии целесообразно начинать сверление более короткими бурами того же диаметра.
8. Регулярно, через каждые 180-200 отверстий, нужно смазывать густой смазкой хвостовики буров, предварительно очистив их от пыли и протерев сухой тканью. В качестве смазки можно использовать солидол или литос.
9. Для увеличения ресурсов расходного материала, периодически необходимо давать остывать перфоратору и охлаждать буры в воде или машинном масле.
10. Необходимо следить за нагревом корпуса инструмента в той области, где расположен редуктор. При сильном нагревании следует сделать перерыв в работе, пока перфоратор не остынет. Для охлаждения не рекомендуется использовать воду, так как вода при попадании внутрь корпуса может повредить инструмент.
11. Необходимо чередовать периоды работы и отдыха инструмента. Для профессиональных перфораторов рекомендовано делать перерыв на 10 минут после каждых 30 минут работы.
Уход за перфоратором и его эксплуатация
От того, как соблюдаются основные правила эксплуатации перфоратора, напрямую зависит длительность срока его службы. В первую очередь, надо обратить внимание на смазку инструмента. Здесь не стоит экономить, особенно, если предстоит работа по бетону.
При работе всегда образуется много строительной пыли. Оградить от нее перфоратор можно с помощью пылесоса. Многие модели на корпусе имеют специальные приспособления, к которым крепится шланг. Чтобы защититься от частиц бетона, на бур можно надеть щит, сделанный, к примеру, из донышка пластиковой бутыли.
Как работать перфоратором, чтобы избежать его перегрева? Учтите, что и при быстром вращении, и при эксплуатации инструмента на низких оборотах, он нагревается очень быстро. Поэтому важно обязательно соблюдать режим работы и отдыха перфоратора.
Чтобы не пришлось задавать вопрос, почему не работает перфоратор, нужно правильно следить за электроинструментом и содержать его в надлежащем состоянии. После использования отключенный инструмент следует очищать с помощью мягкой ткани. При необходимости можно использовать и влажную ткань, смоченную в мыльном растворе. Нужно обязательно очищать от пыли и грязи вентиляционное отверстие.
Если все же перфоратор перестал работать, учтите, что его ремонтом должны заниматься специалисты. Кстати, в сервисный центр следует обращаться и после интенсивного использования инструмента, даже если он находится в исправном состоянии. Профилактический осмотр поможет избежать неисправностей, которые могут привести к травме. Не стоит пренебрегать этой рекомендацией, особенно, если в эксплуатации находятся инструменты с большой мощностью и сильным ударом.
Когда можно «шуметь» перфоратором
Отдельный разговор о шуме, создаваемым инструментом при работе. Не секрет, что звук работающего перфоратора по утрам и выходным мало у кого вызывает восторг. Как же быть, если ремонт делать нужно, но и с соседями ссориться не хочется? Когда можно работать перфоратором, чтобы не поссориться еще и с законом? Следует учитывать, что по закону «периодом тишины» в стране считается временной промежуток между 23.00 вечера и 07.00 утра.
Не все люди просыпаются к семи утра, поэтому все-таки лучше отложить любые шумные ремонтные работы хотя бы до девяти часов. В каждом регионе, как правило, устанавливаются свои временные рамки. В некоторых ремонтные работы позволяется проводить лишь в будние дни с 09.00 утра до 19.00 вечера. Поэтому вопрос о том, со скольки часов и до скольки можно работать перфоратором, лучше решать, опираясь на КоАП своего региона. Обращение к местным законам и постановлениям не будет лишним и потому, что там же могут рассматриваться и другие моменты по регламентированию проведения работ по ремонту или иная информация, которая будет актуальна именно в Вашей области.
strport.ru