Что такое мотоблок и как он выглядит? © Геостарт
Рубрика: Разобрать
Что такое мотоблок и как он выглядит?
Мотоблок – одно из наиболее популярных и востребованных технических средств во всем мире. Его использование помогает решить множество мелких задач в сельском хозяйстве и некоторых других отраслях. Тем не менее многие люди, которым он потенциально мог бы пригодиться, до сих пор толком не понимают его предназначение и сомневаются в необходимости его покупки. Чтобы вы четко поняли, нужен ли вам в хозяйстве такой агрегат, стоит подробно рассмотреть его особенности и потенциальную сферу применения.
Общее описание и история возникновения
Лучше всего понятие мотоблока раскрывают его старые названия, широко используемые в русском языке вплоть до 80-х годов прошлого века: пешеходный, малогабаритный или одноосный трактор. Со стороны он выглядит как некое подобие двухколесной тачки с ручками, которую необходимо вести. Только мотоблок, в отличие от тачки, обычно может «помогать» оператору в своем перемещении благодаря встроенному маломощному двигателю. Такое устройство нельзя назвать самоходным, поскольку из-за всего двух колес по бокам оно не может двигаться без дополнительной опоры в виде оператора, в то же время оно не приводится в действие исключительно человеческой силой.
Из-за сравнительно маленьких размеров и недорогого маломощного двигателя такой «трактор» обходится куда дешевле полноценного , хотя продуктивность, конечно, тоже заметно снижена. Впрочем, для небольших фермерских хозяйств такое решение может оказаться весьма выгодным. Стоит отметить, что в зависимости от потенциальных задач такой агрегат может быть как крошечным (не крупнее средней газонокосилки и с двигателем в одну лошадиную силу), так и действительно напоминающим маленький трактор с мощностью до 10 лошадиных сил. Если говорить о сельском хозяйстве, то использование крупных мотоблоков считается целесообразным при обработке территории до четырех гектаров.
Первые образцы мотоблоков появились еще в те годы, когда стремительная механизация сельского хозяйства стала понемногу внедрять моторизованную технику и в эту сферу человеческой деятельности. Патент на одну из первых моделей был выдан еще в 1912 году , а уже через несколько лет производство такого оборудования поставила на поток небезызвестная немецкая компания Siemens. Спустя десять — двадцать лет у немцев появились конкуренты в большинстве других крупных европейских стран, но после Второй мировой войны популярность такой техники в Западной Европе претерпела некоторый спад.
Зато в последующие десятилетия мотоблоки стали приобретать все большую популярность в странах с более низким уровнем жизни. В СССР они прочно вошли в обиход примерно с 80-х годов прошлого века, а в течение последующих десятилетий стали безумно популярными во всей Азии и Африке. На сегодняшний день огромная доля техники такого типа выпускается в Китае. Эта же страна относится к лидерам и по количеству эксплуатируемых экземпляров.
Основные узлы механизма
Как и положено движущейся технике, любой мотоблок имеет в своем составе ходовую часть как базу, однако от простой тележки его отличает наличие еще как минимум четырех комплектующих: двигателя, трансмиссии, а также систем агрегатирования и управления.
Двигатели в мотоблоках практически всегда работают на жидком топливе, электрические – пока большая редкость. Новые модели обычно четырехтактные. Их двухтактные «собратья» сегодня уже считаются устаревающими. Поскольку агрегат управляется пешим человеком, двигатель оснащен автоматическим регулятором частоты вращения. По мощности двигателя мотоблоки обычно делятся на легкие (до 5 лошадиных сил) и тяжелые (от 4 до 10 лошадиных сил), а вот мощность более 10 лошадиных сил встречается весьма редко.
Что касается трансмиссии, то у мотоблоков этот механизм может быть одного из четырех типов. Зубчатая трансмиссия, наиболее характерная для обыкновенных тракторов, встречается обычно на крупных мотоблоках. Она хороша возможностью заднего хода, но существуют и альтернативные решения.
Так, зубчато-червячная трансмиссия ценится за компактность и сравнительно небольшое утяжеление агрегата, потому и встречается обычно у легких моделей. Ременно-зубчато-цепная трансмиссия позволяет добиться увеличения агротехнического просвета, благодаря чему оснащенные ею мотоблоки более уместны в условиях рыхлой почвы и лучше подходят для обработки огородов.
Гидрообъемная трансмиссия – одно из нововведений. Ее широкое применение характерно преимущественно для последнего десятилетия. Выбирают ее обычно ради упрощения управления транспортом, поскольку с ее помощью легко регулировать скорость движения агрегата.
Система агрегатирования – это, говоря простым языком, специальные приспособления, позволяющие прикрепить к мотоблоку те или иные сельскохозяйственные орудия, ведь без таких аксессуаров он бесполезен. По этому признаку пешеходные тракторы делятся на две основные категории. Мотокультиваторы предполагают установку дополнительного оборудования прямо на ось. Колесные же мотоблоки оснащены специальным кронштейном, на который крепится все необходимое.
Что касается системы управления, то она в разных моделях отдельных производителей может быть реализована по-разному. Однако в большинстве случаев удерживание агрегата в правильном положении и его ориентирование в нужном направлении осуществляется при помощи рулевых штанг. Поскольку обе руки оператора в процессе использования заняты этими ручками, все основные функции управляются отсюда же: сцепление зачастую располагают на левой штанге, а газ – на правой. Легкие модели обычно вообще не имеют какого-либо механического тормоза, у тяжелых он предусмотрен также на правой штанге. Что касается более специфических органов управления, то их обычно на штанги не выводят – они располагаются на том же узле, которым управляют.
В последнее время производители также значительное внимание уделяют безопасности оператора. Хотя не во всех моделях присутствует хотя бы что-то из нижеперечисленного, при выборе хорошего варианта лучше немного переплатить за полную комплектацию. Так, специальные защитные кожухи над рабочими фрезами не позволяют вылетающим комьям земли или камням лететь в сторону оператора. Рулевые штанги часто оснащаются упругой подвеской, сглаживающей вибрации мотора, ведь последняя часто провоцирует различные нарушения здоровья.
Хороший мотоблок также умеет автоматически отключать трансмиссию, как только оператор отпускает рулевые штанги. Это минимизирует количество аварий. Некоторые производители специально ограничивают движение задним ходом скоростью не более 30 см в секунду. Это позволяет избежать наезда на оператора при его падении.
Сфера применения
Сам по себе мотоблок не может иметь никакого применения — все зависит лишь от дополнительных орудий, которые к нему присоединяются и никогда не поставляются в комплекте. Соответственно, функциональность каждой модели зависит лишь от того, насколько возможно присоединить к основному механизму дополнительные комплектующие.
При помощи мотоблока можно пахать огород или окучивать грядки. Подобное применение чаще встречается на небольших участках вроде садов, клумб или теплиц, но все зависит только от мощности агрегата, ведь как уже было сказано, самые мощные модели потянут до 4 гектаров территории. При необходимости агрегат можно использовать и для выкашивания травы, и даже для уборки снега. Совершенно отдельным способом использования мотоблоков является транспортировка грузов, правда, не слишком тяжелых и не очень далеко.
Понятно, что не все из описанных способов применения годятся для мотоблока любого типа. Все зависит от мощности двигателя и некоторых других характеристик модели. Например, сфера использования легких пешеходных тракторов обычно ограничивается только вспахиванием при помощи фрезы, тот же окучник докупают не всегда.
Агрегат средней мощности является универсальной вспахивающей машиной, к нему крепят не только фрезу и окучник, но еще и небольшой плуг с бороной. При необходимости можно расширить арсенал инструментов также косилкой и легким полуприцепом, к тому же такие модели обычно поставляются со сменными колесами.Универсальным решением, пусть и без сменных колес, являются тяжелые мотоблоки. Снегоочистители устанавливаются только на такую мощную технику. Некоторые хозяева оснащают их даже небольшим бульдозерным отвалом, тогда как легкие мотоблоки просто не способны решать подобные задачи. Помимо всего вышеописанного, такая техника может комплектоваться еще и культиватором или граблями. Также при перевозке грузов полуприцеп можно нагрузить интенсивнее.
Эксплуатация мотоблока для транспортировки грузов на полуприцепе или тележке имеет свои особенности. Во-первых, подобную технику запрещено использовать на дорогах общего пользования, что уже само по себе исключает значительные расстояния перевозки.
автор Богомолов Руслан |
Что такое мотоблок и для чего используется
Что такое мотоблок
Мотоблок – разновидность малогабаритного трактора, достаточно мощный самоходный агрегат с навесным оборудованием, позволяющим выполнять различные функции. Предназначен для работы на почве разных видов. В сравнении с обычными тракторами имеет небольшой вес.
Составляющие мотоблока:
- бензиновый или дизельный двигатель;
- ходовая часть;
- трансмиссия;
- система управления;
- элемент агрегатирования для подсоединения дополнительного навесного оборудования.
Принцип работы мотоблока
Устройство основано на базе одноосного шасси. Его работа осуществляется за счет тягового усилия, создаваемого колесной ходовой частью.
Функции и область применения
Мотоблок – универсальный агрегат, выполняющий ряд разнообразных функций с помощью навесного оборудования. Успешно применяется в сельскохозяйственной и фермерской деятельности.
Какие задачи может выполнять:
- культивация верхнего слоя почвы;
- разрыхление и вспашка;
- окучивание;
- посадка и выкапывание овощных культур;
- скашивание травы, уничтожение сорняков;
- внесение и равномерное распределение удобрений;
- очистка от снега;
- с применением прицепных устройств можно выполнять перевозку грузов.
Мотоблок или культиватор: что лучше
В отличие от культиватора, мотоблок имеет большую выносливость и выполняет широкий спектр работ. Он способен обработать площадь земельного участка более 1 гектара.
Культиваторы – более легкие устройства, выполняющие культивацию почвы. Компактный агрегат успешно используется для обработки небольших земельных участков.
Виды и классификация мотоблоков
Мотоблоки классифицируются на 3 вида в зависимости от целевого использования и веса агрегата.
Виды мотоблоков:
- Легкие – вес до 40 кг, мощность – 5-7 л.с. Рассчитаны для работ на земельных участках площадью не более 40 соток. Ширина захвата – в пределах 85 см. Не подходят для культивации тяжелого грунта.
- Средний класс – более мощные агрегаты, до 9 л.с., вес – до 120 кг. Успешно справляются с обработкой участков до 1 гектара, применяются для очистки территории от сорняков и в качестве снегоуборочной машины. Ширина захвата – до 100 см.
- Тяжелый класс – самый мощный вид мотоблоков, относящийся к профессиональному типу. Вес агрегата может достигать 180 кг, ширина захвата – 100-135 см. Подходит для обработки участков площадью до 4 гектар. Мощность оборудования – 9-17 л.с.
Какой мотоблок выбрать: важные параметры
При выборе мотоблока важно ориентироваться на основные параметры и функциональность устройства, исходя из поставленных задач.
Класс и масса
Класс устройства выбирается с учетом площади земельного участка и вида работ, которые будут выполняться при помощи этого оборудования.
Для обработки небольших огородов, сада или дачного участка можно выбрать мотоблок легкого или среднего класса. Профессиональные модели оптимальны для выполнения разных работ на сельскохозяйственных участках большой площади.
По весу:
- Для домашней эксплуатации можно купить мотоблок весом 60-80 кг.
- Для обработки целины и работы на больших земельных участках лучше подобрать более мощное оборудование, вес которого может достигать 110 кг и более. Такие модели применяются для перевозки тяжелых грузов, обработки твердой почвы и сбора урожая в больших объемах.
Тип и мощность двигателя
По типу двигателя мотоблоки разделяются на два вида – бензиновые и дизельные.
Бензиновые мотоблоки отлично подходят для обработки небольших дачных участков и огородов. Они отличаются низким уровнем шума, небольшим весом, не требовательны в уходе. Стоят дешевле, чем модели дизельного типа.
Дизельные мотоблоки более мощные агрегаты, оптимальны для работы на больших земельных участках. Характеризуются высокой устойчивостью и большим уровнем сцепления с почвой. Более надежны и экономны в расходе топлива.
По мощности двигателя:
- Для обработки небольших участков можно выбрать мотоблок мощностью 3-4 л. с.
- Для работы на участках площадью 1 гектар подойдут модели на 5-6 л.с.
- Более мощные агрегаты на 6-9 л.с. эксплуатируются на сложных почвах с большим объемом работ.
Сцепление и редуктор
Удобство работы и надежность оборудования определяет трансмиссия, состоящая из редуктора, сцепления и количества передач.
На мотоблоки устанавливается сцепление двух видов:
- Однодисковая или многодисковая выжимная муфта. Как правило, такое оснащение имеют тяжелые агрегаты высокой надежности.
- Ременная передача – более простой и наиболее распространенный вариант, устанавливаемый на мотоблоки разных моделей.
Виды редукторов в мотоблоках:
- на более легких моделях устанавливается конструкция с цепями и звездочками в корпусе;
- более надежные и тяжелые модели оснащены шестеренчатыми и шестеренчато-цепными редукторами.
Недорогие легкие модели имеют в оснащении неразборный редуктор, который нельзя будет отремонтировать в случае его поломки.
Глубина и ширина обработки
Каждый мотоблок рассчитан на определенную глубину и ширину обработки, что тоже важно учитывать при выборе оборудования.
- Если плодородный слой грунта составляет не более 20 см, можно выбрать агрегат с глубиной культивирования в пределах 25 см. Модели, рассчитанные на обработку грунта на глубине 30-35 см, оптимальны для эксплуатации на более толстых плодородных грунтах.
- Для небольшого земельного участка будет достаточным захват по ширине в пределах 60-80 см. Модели с шириной обработки 80-130 см выбираются для работы на участках площадью более 1 гектара.
Вал отбора мощности (ВОМ)
Вал отбора мощности – важный элемент, за счет которого к агрегату подсоединяется дополнительное навесное оборудование, расширяющее функционал устройства.
Если планируется использовать мотоблок в разных работах, нужно приобрести модель с ВОМ.
Скорости
Большинство современных мотоблоков оснащены механической коробкой передач с одной задней и двумя передними скоростями. Чем больше скоростей, тем удобнее эксплуатация агрегата. Например, задняя скорость позволяет эксплуатировать мотоблок на узком участке, где невозможно развернуть технику.
Большое количество скоростей также необходимо, если планируется эксплуатировать мотоблок для уборки снега, перевозки грузов и прочих работ.
Полезные советы по подбору мотоблока
Мотоблоки для обработки земельных участков изготавливают отечественные и зарубежные производители. Покупая такой агрегат, рекомендуется отдавать предпочтение надежным брендам, имеющим заслуженную репутацию.
Полезные советы для покупателя:
- Определите размер участка для выбора необходимой мощности мотоблока. Чем больше участок, тем более мощное оборудование понадобится для работы.
- Определите сразу поставленные задачи и какое дополнительное оборудование вам пригодится.
- При покупке мотоблока продавец обязан оформить гарантийные обязательства от производителя. Срок гарантии – от 1 до 5 лет.
- Перед эксплуатацией агрегата на участке внимательно изучите инструкцию и соблюдайте все рекомендации производителя. Это позволит снизить риски поломок. Перед работой заливайте полный бак топлива и обязательно проверяйте уровень масла в двигателе.
какой выбрать? Описание надежных и функциональных моделей 2019 года!
С приходом весны дачники, занимающиеся землей, начинают приобретать сельскохозяйственную технику. Даже небольшую площадь сложно обработать вручную вручную, не говоря уже о больших землях. В таких условиях мотоблок становится настоящей находкой.
Несмотря на достаточно высокую стоимость, выполняет множество функций, благодаря чему покупка окупается буквально за пару лет.
Краткое содержание статьи:
Мотоблок и мотокультиватор: разница понятий
Часто недобросовестные продавцы выдают мотокультиваторы за облегченные мотоблоки. Между тем, эти два инструмента имеют огромные различия.
Культиватор – механизированная установка, предназначенная для подготовки верхнего слоя почвы перед посевом. С его помощью удаляются сорняки, смешиваются с почвой удобрения и питательные вещества.
Мотоблок более универсальный. Это минитрактор, способный к глубокой обработке почвы.
Конструктивно они также различаются. Тягу в культиваторе создает фреза, закрепленная на приводном валу. В мотоблоке используется принцип колесной тяги. Новейшее оборудование весит больше и требует значительных физических усилий.
Особенности техники демонстрируют фото мотоблоков, которые можно посмотреть в конце статьи в нашей галерее.
Функции мотоблока
Основной областью применения мотоблока остаются земляные работы, среди которых:
Вспашка. Осуществляется навешиванием на струговое устройство. Глубина лопатного слоя определяется мощностью двигателя. Серьезные агрегаты справятся даже с целиной. Хорошо вспаханная почва богата кислородом, необходимым для роста растений.
Боронование. Выполняют специальной зубчатой насадкой. Процесс разрушает твердую земную кору, образовавшуюся в результате высыхания верхнего слоя почвы. Улучшается циркуляция воздушных масс.
Окучивание. На картофельном поле без окучника не обойтись. И здесь пригодится мотоблок, который специальной насадкой приподнимет почву, создав аккуратные бороздки.
Посадка огородных культур. Для этого разработаны дополнительные комплектующие – сеялки и картофелесажалки. Объем емкости, в которую помещается посадочный материал, сравним с тремя ведрами картофеля.
Но этим функционал не ограничен. Расширить его можно, установив дополнительное навесное оборудование для мотоблока: механизм аэрации, измельчитель или мотопомпу.
Зимой устройство превращается в компактную снегоуборочную машину. Для этого его достаточно оснастить ножами, щетками и снегоуборщиками. Вал отбора мощности служит для передачи крутящего момента от привода мотоблока к навесным механизмам.
Типы мотоблоков
По типу двигателя различают 3 класса машин:
Бензиновые мотоблоки. Среди их преимуществ высокая мощность, простота управления и производительность. Они создают меньше шума, чем дизельные аналоги. Еще одна причина их популярности – экологичность (объем выделяемых при работе газов намного меньше, чем у других видов).
Мотоблоки дизельные. Несмотря на невысокую стоимость топлива, сам агрегат будет стоить дороже бензинового «собрата». Отличаются высокой проходимостью, что позволяет использовать их на больших площадях.
Мотоблоки с электродвигателями. Это легкие модели, которыми удобно обрабатывать ограниченные площади, например, землю в теплицах.
Выбираем мотоблок
Выбор техники зависит от целей и условий ее использования. Основной характеристикой мотоблока считается мощность, определяемая площадью земельного участка:
- С территорией до 15 соток справится аппарат мощностью 3,5-4 л.с. (ширина захвата 60 см).
- Для наделов до 30 соток подойдет мотоблок с характеристиками 4,5-5 л.с. и захват 80 см.
- Агрегат мощностью 6-7 л.с. обработает полгектара земли с захватом до 90см.
- Для площади 1-4 га требуется мощность 10 л.с. Выше этих значений землю следует обрабатывать трактором.
Какой мотоблок выбрать подскажет вес техники. Для тяжелой целины выбирайте машины массой 100-120 кг. Они идеально подходят для работы с навесным оборудованием. Если грунт легкий, то обратите внимание на мотоблоки весом до 70 кг. Глинистый тип грунта поддается сооружениям весом до 100 кг. Чем больше габариты и вес, тем сложнее эксплуатировать устройство.
Эксплуатация зимой, в условиях отрицательных температур, предполагает использование бензинового двигателя и электростартера. Это исключает возможные проблемы с запуском устройства.
Также при покупке следует определиться, как агрегат будет задействован чаще всего. Если планируется активное скашивание растительности на газонах или полях, очистка земли от сорняков, то без мотоблока с роторной косилкой не обойтись. Он предназначен для ровной или слегка наклонной местности.
Конструктивно изделие состоит из дисков, на которых установлены специальные ножи. Чем больше дисков содержит та или иная модель, тем шире диапазон обработки.
Для перевозки различных грузов техника оснащается буксировочными устройствами. Прицеп для мотоблока позволит быстро разбрасывать удобрения в намеченные места, подвозить стройматериалы и урожай. Различают одноосные и двухосные прицепы.
Важнейшим критерием выбора является грузоподъемность:
- Для маломощных мотоблоков приобретите прицепы размерами 1х1 м и грузоподъемностью до 300 кг.
- Для средних мотоблоков – до 500 кг.
Желательно, чтобы корпус был из оцинкованной стали.
Избранные производители
Сегодня мотоблоки производят как отечественные, так и зарубежные компании. На практике первые более доступны по цене, менее требовательны к качеству топлива. Но некачественная сборка и изготовление деталей часто становятся причиной поломок и выхода из строя.
Ведущие производители мотоблоков на рынке: Салют или Нева (оба Россия), Кайман (Франция), Greenfield (Китай), Беларусь (Беларусь), Hyundai (Корея).
Кратко рассмотрим лучшие модели в рейтинге мотоблоков:
«Беларус 09Н-01» – относится к тяжелым мотоблокам, с шириной полосы 70 см и глубиной заделки 20 см. Четырехтактный бензиновый двигатель мощностью 9,4 л.с. позволяет поднимать даже целину.
Преимущества – функциональность, возможность использования больших насадок. Минусы – возникающие проблемы со сцеплением и переключением передач. Стартовая цена – от 80 000 руб.
Hyundai T 2000E — легкий агрегат, способный обрабатывать площадь до 25 соток. Параметры модели: ширина полосы 55 см, глубина 25 см. Отличительной особенностью является электродвигатель мощностью 2,7 л.с. Ориентировочная цена – 20 000 рублей.
“Нева МБ-23СД-27Ф” – характеризуется мощностью 5,5 л/с, тремя передачами (включая заднюю). Обрабатывает почву на глубину до 20 см, с захватом 85 см. Плюсы – дешевизна и доступность ремонта, разветвленная сеть сервисных центров. Средняя цена 90 000 рублей.
“КАМАН 330” – мотоблок, оснащенный японским двигателем Subaru (мощность 9 л.с.). На выбор предлагается 5 скоростей, 2 из которых обеспечивают задний ход. Ширина обработки достигает 60 см, глубина 20 см. Положительными сторонами являются длительный срок службы, качественная сборка. Из немногочисленных недостатков – высокая цена, начиная с 190 000 руб.
Какую бы модель мотоблока вы ни выбрали, обратите пристальное внимание на гарантию и наличие сервисных центров данной техники в вашем городе.
Фото мотоблока
Цветок ириса (100 фото). Описание самых популярных видов цветов, описание и советы по уходу
Фронтон дома – как выполнить облицовку? 110 фото приличных вариантов
Зизифус – польза фиников для человека. Посадка и выращивание (70 реальных фото)
Присоединяйтесь к обсуждению:
Как выбрать мотоблок или мотокультиватор – советы дачнику и фермеру | Своими руками
Содержание ✓
- ✓ Какой мотоблок выбрать – советы, отзывы и советы специалистов
- ✓ ПРИМЕНЕНИЕ И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТОКУЛЬТИВАТОРОВ И МОТОБЛОКОВ: СОВЕТЫ ЧИТАТЕЛЯМ
6
Если огород дача большая, а здоровье не позволяет часами работать лопатой или даже плоскодонкой Фокина, то без механизации труда не обойтись.
Выбор технологического оборудования для участка зависит от его размеров, характеристик почвы и масштаба ваших планов. Какой купить? Маленькая Инструкция старого дачника по этой теме.
ВСЕ НЕОБХОДИМОЕ ДЛЯ ЭТОЙ СТАТЬИ ЗДЕСЬ >>>Ухоженный и красивый видеть свой загородный участок хотят все. Но добиться такого блестящего результата непросто: нужно и грядку перекопать, и взрыхлить, и подготовить землю для клумб. Все это гораздо проще и лучше сделать с помощью техники: культиватора, мотоблока или мини-трактора с навесным оборудованием.
У вас небольшой участок, почва достаточно рыхлая? Итак, вам нужен культиватор
.Данные легковые машины (массой до 40 кг) выполняются только при земляных работах: вспашка земли, рыхление, окучивание и нарезка грядок. Небольшие размеры и легкий вес, присущие таким моделям, позволяют им добраться до самых укромных закоулков участка и заменить ручной труд механическим там, где бессильна более крупная техника.
Именно в стесненных условиях кажущиеся недостатки превращаются в достоинства. Например, в теплице или на клумбах малогабаритные агрегаты просто незаменимы. В целом культиватор предельно прост в управлении, с ним справится даже начинающий дачник. У него всего один рычаг управления, после поворота которого автоматически включается сцепление.
Важно: электрический культиватор не такой мощный, как бензиновый, но его мощности достаточно, чтобы разбивать большие комья после вспашки, вносить удобрения, уничтожать сорняки.
Вам достался участок средних размеров (от 10 соток до 1 га) с тяжелой почвой?
Если да, то купить мотоблок .
По конструкции мало чем отличается от культиватора, но обладает большей мощностью и широким набором функций. Обычно эта техника имеет несколько скоростей, может двигаться вперед или назад и способна одинаково хорошо работать на всех грунтах. Не составит труда вспахать и обработать почву перед посадкой и после уборки, либо быстро прорваться и высадить посадки.
Большой выбор навесного оборудования превратит мотоблок в косилку для заготовки сена или в транспортное средство для перевозки грузов, а в засуху можно использовать как мотопомпу и перекачивать воду для полива.
Важно: Прежде чем купить грузовик, определите, для каких целей он нужен. Для обработки средней секции достаточно иметь агрегат массой до 60-90 кг и мощность двигателя 4-5 л. из. Ну а для работы в большом подсобном хозяйстве нужны более тяжелые и профессиональные модели.
Большегрузные автомобили массой более 100 кг и оснащены двигателем объемом более 5 л. с, а также полноценная коробка передач и редуктор.
С таким агрегатом можно решать множество задач, не связанных с обработкой почвы: распиливание досок, уборка территории. Если участок имеет большие размеры, а комфорт во время работы для вас много значит, только ваш мини-трактор сможет реализовать ваши амбиции. Маленький умный автомобиль проворный и поражает воображение множеством различных функций.
Еще большие возможности открывают дополнительные насадки, которые продаются в комплекте с машиной или приобретаются отдельно. Специалисты выделяют более 50 устройств, некоторые из них, помимо ухода за газоном и перевозки грузов, могут использоваться и для обработки почвы (окучивание, внесение удобрений и даже выкапывание корнеплодов).
Какой мотоблок выбрать – советы, отзывы и советы специалистов
ПОДБОР МОТОКУЛЬТИВАТОРА ДЛЯ ВСПЫШКИ ПОЧВЫ
ЭЛЕКТРО- ИЛИ БЕНЗОКУЛЬТУРА? БАНОЧНАЯ БАТАРЕЯ? ЧТО ВЫБРАТЬ? РАССМОТРИТЕ ОСНОВНЫЕ АРГУМЕНТЫ ПО КАЖДОМУ ИЗ УКАЗАННЫХ ВИДОВ КАКОЕ ЖЕЛАНИЕ ПРИОБРЕСТИ ДАННУЮ МОБИЛЬНУЮ ТЕХНИКУ МОЖЕТ ПОМОЧЬ РЕШИТЬ, КАКАЯ МОДЕЛЬ ИЗ ВСЕХ КОМПЛЕКСОВ ЛУЧШЕ ПОДХОДИТ ДЛЯ СВОИХ УСЛОВИЙ. ПОЧЕМУ МЫ БУДЕМ РАССМАТРИВАТЬ НЕ ТОЛЬКО ТЕХНИЧЕСКУЮ, НО И МАТЕРИАЛЬНУЮ СОСТАВЛЯЮЩУЮ ВЫБОРОВ.
МОТОКУЛЬТИВАТОР ИЛИ МОТОБЛОК?
Отечественный рынок мотосадовой и сельскохозяйственной техники предлагает два вида техники одного типа, но с разными возможностями – это культиваторы и мотоблоки.
Это деление условное, против него категорически возражает ряд специалистов. Тем не менее, он широко распространен, поэтому есть смысл его придерживаться. Кроме того, есть модели, которые можно назвать комбинированными, но ограниченность объема данной публикации не позволяет говорить о них, поэтому рассмотрим только два упомянутых типа.
Мотокультиватор – малогабаритный, относительно маломощный и недорогой агрегат. Его рабочим органом является вертел.
Мотокультиватор предназначен для вспашки и рыхления верхнего слоя почвы без его переворачивания (собственно этот процесс называется культивацией почвы). При этом можно вносить удобрения или удалять сорняки.
Однако маломощные культиваторы не пригодны для глубокой вспашки (отвалом), перемешивания верхнего и нижнего слоев почвы, а также для выкапывания клубней, полива грядок, уборки урожая и других операций с использованием дополнительных навесных и прицепных оборудование. Хотя в конструкции обычно предусмотрено одно или два транспортных колеса для перемещения к месту проведения работ, эти агрегаты нельзя отнести к колесным машинам.
Благодаря всем вышеперечисленным возможностям такое малогабаритное и доступное оборудование используют в основном дачники. Правда, может служить и вспомогательной техникой в фермерском хозяйстве, где маневрировать трактором неудобно, например, для обработки междурядий в полях или стволов плодовых деревьев в садах.
Мотоблоки являются более тяжелыми агрегатами, поэтому позволяют копать твердый грунт теми же почвенными фрезами, но гораздо глубже. Фронт их деятельности гораздо шире: большие приусадебные участки и поля.
А наличие вала отбора мощности у мотоблоков позволяет навешивать или подсоединять сменное оборудование для решения других задач, помимо обработки почвы. При использовании такой техники с их помощью можно выкапывать картошку, косить траву, убирать снег и даже перевозить грузы.
Конструкция имеет два колеса с широким протектором и считается колесной. Его иногда в шутку называют двухколесным трактором, хотя пользователь не сидит в кабине, а ходит рядом с агрегатом. Некоторые модели оснащены фарами для работы в темное время суток.
В этой части статьи мы подробно остановимся на культиваторах .
ЭЛЕКТРИЧЕСКИЕ МОТОКУЛЬТИВАТОРЫ
Выбирая агрегат под свои нужды, в первую очередь нужно решить, в каком режиме будет использоваться культиватор. Если площадь дома не превышает 8 соток и у его владельцев отсутствует желание заниматься товарным земледелием, вряд ли потребуется мощный культиватор для поддержания продуктивности почвы. Скорее, это вряд ли будет требоваться часто.
Целинный участок в любом случае следует изначально «приподнять» (глубоко перекопать с добавлением плодородной земли и удобрений) с помощью мотоблока, трактора или по старинке — плугом «на связи» к лошади. После такой подготовки поднятую целину только ежегодно облагораживают культиватором – перекапывают верхний слой на отведенной под посев части участка. При возможности подключения агрегата к сети лучше всего для указанных работ использовать электрический культиватор. А если такой возможности нет, то аккумуляторный культиватор.
Начнем с сетевых моделей.
Условно делятся на легкие (до 15 кг), средние (15-30 кг) и тяжелые (свыше 30 кг). Как уже говорилось, вес культиватора следует подбирать в соответствии с типом обрабатываемой почвы – чем тверже почва, тем тяжелее агрегат.
При работе должен быть устойчивым, не вибрировать и не «выпрыгивать» из земли при ударе фрез о корни или твердые комки земли. Если что-то не получается, то либо приходится закапывать неполный диаметр фрез, проходя культиватором по одному и тому же месту несколько раз, либо выбирать более тяжелую модель. Очевидным недостатком сетевых электрических моделей является зависимость от электрической розетки. Эта зависимость связана не только с ограниченной длиной шнура, но и с опасностью перерубить его фрезой во время работы.
Причем вторая сторона недостатка еще более коварна, чем первая, так как может нанести вред здоровью пользователя. Но работать без остановки можно намного дольше, чем аккумуляторный аналог. А мощность двигателя сетевых электрокультиваторов может быть намного выше. Так, у легких агрегатов она обычно достигает 1 кВт, у средних – до 1,8 кВт, а у тяжелых – до 3 кВт. Сетевые модели представлены на отечественном рынке такими моделями, как Greenworks, Monferme, Ryobi, MTD, Champion, Hyundai, Daewoo, Ikra, Texas и другие.
Если пользователь не хочет быть «привязанным» к сети, то имеет смысл обратить внимание на аккумуляторные электрокультиваторы. Они очень удобны своей мобильностью, особенно если помимо открытого грунта есть одна-две теплицы.
Однако есть у них и недостатки: время их работы до подзарядки ограничено, необходимо следить за уровнем разряда и периодически заряжать аккумулятор. На сегодняшний день производителей аккумуляторных моделей на российском рынке не так много, они представлены брендами 9.0234 Гринворкс, Кайман и Монферме . Рассмотрим, например, модель Monferme Agat.
Двигатель агрегата мощностью 800 Вт с воздушным охлаждением. Четыре скорости (две вперед и две назад) достаточны для максимальной рабочей ширины 47 см и диаметра 24 фрезы. Удобство реверсирования особенно проявляется при рыхлении земли в конце каждой грядки теплицы, когда фрезы «закапываются» спереди и погружаются в землю, а агрегат приходится брать на себя.
В редукторе используется цепь, а в сцеплении – ремень. Ручки регулируются по высоте и складываются для удобства хранения, есть колесико для транспортировки. Вес 32 кг позволяет считать оборудование достаточно компактным. Свинцовый аккумулятор емкостью 12 А*ч при напряжении 36 В обеспечивает около 200 циклов непрерывной работы продолжительностью до 45 минут каждый. После каждого цикла потребуется подзарядка в течение 2 часов (85%) или полная зарядка в течение 6 часов. Модели Caiman и Greenworks питаются от литий-ионных аккумуляторов емкостью 4 или 6 Ач, а у последней компании напряжение 40 В, и они подходят для всей 40-вольтовой платформы аккумуляторного инструмента (газонокосилки, триммеры, воздуходувки). , цепные пилы, кусторезы и др.).
Использование легких и средних моделей электрокультиваторов смело можно доверить женскому полу. С помощью электрических машин женские руки легко разрыхляют почву на глубину половины или всего штыка лопаты при ширине 25-50 см за один проход, не применяя ни лопаты, ни самой ни граблей, ни мотыги. Вес моделей может быть от 8 до 25 кг, при этом они легко запускаются и останавливаются без вмешательства грубой мужской силы. Да и управлять ими в процессе работы несложно, особенно если почву ежегодно рыхлить весной и осенью, не давая ей превратиться в целину.
Единственное предостережение, которое следует соблюдать, это перед обработкой осматривать грядки на наличие камней, твердых клубней и посторонних предметов (совок, колышков, цветочных горшков и т.д.). Лучшие образцы легкой техники деликатно рыхлят землю, защищая нежные растения при небольшом расстоянии между грядками. Подчеркнем самое главное преимущество электрокультиватора, в том числе аккумуляторного: нет необходимости в обслуживании, кроме периодической заточки ножей фрез.
При работе машина касается земли двумя вращающимися ножами и сошником. Сошник для легких и средних мотокультиваторов не разрыхляет почву и не создает в ней бороздок, но ограничивает глубину и скорость обработки, а также может использоваться как третья опора при хранении агрегата. Обычно это изогнутая стальная опора, которую шкворнем фиксируют шкворнем между несколькими положениями по вертикали, переставляя из одного в другое без применения дополнительных инструментов. Также он может иметь раздвижную конструкцию, фиксируемую в нужном положении с помощью гаечного ключа.
В ряде моделей сошник конструктивно объединен с колесным узлом.
БЕНЗКУЛЬТУРЫ
Начиная с площади под посадку от 8-10 соток и более, до 25-30 соток или более удобно использовать бензокультиватор с бензоблоком, отличающийся значительно более высокой производительностью по сравнению с электрическими моделями. В то же время, если предполагается обрабатывать сельскохозяйственные угодья площадью более 30 соток, заниматься товарным земледелием и выращивать не «для себя», выгоднее использовать минитрактор.
Остановимся подробнее на преимуществах мототехники. Автономными и мобильными становятся модели с бензиновым приводом, как и их аккумуляторные аналоги, но при этом бензиновые могут развивать значительно большую мощность. Правда, есть два заметных недостатка: отвод выхлопных газов и гораздо более высокий уровень шума, чем у электрических моделей.
Из-за первого недостатка не рекомендуется использовать в теплице бензиновое оборудование из-за токсичности выхлопных газов. При выборе модели бензинового культиватора важно обращать внимание на марку и мощность двигателя, тип сцепления и тип коробки передач. От них зависит надежность, долговечность и удобство работы с агрегатом. На внутренний рынок бензокультиваторы поставляют такие компании, как Husqvarna, VIKING, MTD, Caiman, Honda, Stiga, Alpina, MasterYard, Elitech и другие.
ДВИГАТЕЛИ МОТОКУЛЬТИВАТОРОВ
Начнем с «сердца» бензинового двигателя культиватора. Большинство современных бензиновых культиваторов оснащены четырехтактными двигателями.
Двухтактные встречаются только на сверхлегких машинах, так как при равной мощности они почти в два раза легче, проще в установке и поэтому дешевле, но расход топлива у них выше.
Кроме того, перед работой необходимо смешать бензин со специальным маслом для двухтактных двигателей, при сгорании этой смеси образуются достаточно вредные выхлопные газы. Неиспользованную в процессе эксплуатации смесь хранить не рекомендуется, и ее необходимо слить. Четырехтактные двигатели лишены этого недостатка, они работают на чистом бензине. Они намного экономичнее и экологичнее двухтактных.
Но если культиватор предполагается использовать на склонах, следует обратить внимание на возможность его использования под разными углами наклона.
Большинство четырехтактных двигателей могут работать при наклоне не более 15°, что обусловлено характером распыления масла в классической системе смазки. Мощность двигателя – от 4 до 6,5 кВт (только для некоторых моделей тяжелого класса – до 9 кВт). Разница незначительна и принципиально не влияет на работу агрегата. Но это сказывается на его долговечности: чем мощнее двигатель, тем дольше он прослужит. Четырехтактные бензиновые двигатели работают на бензине АИ-92.
Добавим, что только некоторые модели тяжелых агрегатов дизельные. Большинство представленных на рынке культиваторов оснащены двигателями большой мощности от трех производителей — Briggs & Strattion, Robin-Subaru и Honda. Они имеют верхнее расположение клапанов для более тихой работы и меньшей вибрации, чем расположение боковых клапанов. Расход бензина зависит от особенностей эксплуатации культиватора и составляет в среднем 1,5-2 литра в час.
СЦЕПЛЕНИЕ
Сцепление обычно применяется центробежное, с выжимным или ременное с натяжным роликом. Центробежное сцепление иногда встречается на сверхлегких культиваторах. Легкие или недорогие модели, как правило, оснащены ремнем с натяжным роликом. В тяжелых культиваторах, предназначенных для длительного профессионального использования, сцепление осуществляется только посредством муфты.
РЕДУКТОР
Передает крутящий момент от двигателя на вал с почворезами в моделях с одноступенчатой и многоступенчатой коробкой передач. Обычно он механический — клиноременный, червячный, цепной или шестеренчатый, хотя есть и другие типы моделей, например, с пневматическим редуктором (модель культиватора Husqvarna TF 545Р). В маломощных облегченных и дешевых моделях с одноступенчатым редуктором может использоваться клиноременная передача, но гораздо чаще устанавливается червячный редуктор.
Компактен, имеет плавный ход и низкий уровень шума, обладает достаточным КПД. Недостатком является низкая надежность. В моделях средней мощности с одноступенчатым и многоступенчатым редуктором применяется цепной редуктор, состоящий из ведущей звездочки на валу двигателя и ведомой звездочки на рабочем валу, соединенных стальной цепью.
Изменяя передаточное число с помощью звездочек, можно увеличивать или уменьшать крутящий момент, выполняя обработку различной тяжести. Компактность корпуса редуктора позволяет проводить обработку на большую глубину, так как культиватор не застрянет в земле.
Разборный цепной редуктор в случае выхода из строя подлежит ремонту, а несобранный редуктор подлежит полной замене. Шестеренчатый редуктор состоит из нескольких металлических шестерен, находящихся в зацеплении друг с другом. Он самый надежный и рассчитан на высокие нагрузки. В мотокультиваторах используется редко и чаще характерен для мотоблоков, поскольку сложен в обслуживании и значительно дороже оборудования.
ФРЕЗЫ ДЛЯ ПОЧВЫ
Инструментом, непосредственно выполняющим все работы по обработке почвы, является фреза. Наиболее популярны сабельные мотокультиваторы с изогнутыми лопастями, которые изготавливаются из высококачественной углеродистой стали и подвергаются последующей термической обработке. Верхние части ножей обычно загнуты в обе стороны, кроме расположенных по краям древка. Есть модели, в которых все ножи загнуты только в сторону редуктора: таким образом растения защищены от повреждений при рыхлении. Однако в этом случае ширина захвата уменьшается. Ножи съемные для удобства заточки, а также возможного выпрямления при значительной деформации или замены при поломке. Кстати, точить самозаточку удобнее всего с помощью УСМ. Ножей может быть три или четыре, они закрепляются по периметру вала. Для этого к валу крепятся монтажные гнезда с винтами для фиксации ножей. Таких же фрез по оси вала может быть две, три или четыре пары, а диаметр фрез может быть выбран из определенного диапазона в зависимости от твердости почвы и ширины обработки. Основная особенность – в форме ножа, что исключает интенсивное наматывание корней и другой растительности в процессе работы для уменьшения количества вынужденных остановок агрегата для очистки почвенной гнили.
Различают левый и правый саблевидные культиваторы, которые маркируются буквами “l” и “n” или I и d. Режущее лезвие каждого ножа должно быть направлено в сторону вращения вала. Существует также тип «гусиная лапа», который эффективен для вспахивания твердых почв. Имеет более жесткую конструкцию, чем сабля, потому что не складывается.
На его лезвия интенсивнее наматываются сорняки, поэтому предпочтительнее для работы после прополки почвы. Это орудие популярно для вспашки перед посадкой картофеля, а также для обработки почвы с целью предотвращения появления колорадских жуков и других вредителей. С почворезом «гусиные лапки» аналогична по конструкции инструментальная сталь «целина», которая также имеет сварную, разборную конструкцию, но режущие ножи расположены по диаметру вала несколько иначе.
В последнее время все большую популярность приобретает инструмент под названием «активные роторы», с режущими ножами, расположенными не по диаметру вала, а по оси вращения, поэтому на вал можно надеть два таких резца – слева и справа от центральной опоры.
Но такие мотоблоки используются в основном на бензиновых культиваторах. Следует отметить, что их конструкция имеет два преимущества перед первыми двумя типами орудий: она обладает наибольшей жесткостью, на нее почти не накручиваются сорняки. При использовании ротомоторов любого типа по краям слева и справа вал устанавливается на дисковый (ограничительный) диск, который, во-первых, направляет культиватор в процессе движения, а во-вторых, предохраняет от попадания под крайние ротомоторы посторонних объектов, количество близлежащих растений.
“При работе бензинового культиватора в условиях сильной запыленности очень эффективен для очистки воздуха воздушный фильтр в масляной ванне. Его преимущества – качественная очистка воздуха и простота обслуживания. Принцип очистки воздуха очень прост: в фильтре находится так называемая масляная ванна, в которую заливается обычное масло до маркированной отметки
Сверху находится губчатый фильтр, внешне напоминающий обычную поролоновую губку, но имеющий специальное сечение для хороший поток воздуха через себя.Сначала воздух попадает в фильтр,все крупные частицы прилипают к поверхности масла в масляной ванне.
Затем воздух проходит через губку и окончательно очищается. При обслуживании культиватора из масляной ванны сливают загрязненное масло, а вместо него заливают чистое. Фильтрующую губку промывают в мыльной воде, высушивают, после чего на поверхность наносят несколько капель чистого масла и слегка отжимают. После установки фильтр снова готов к использованию. Услугу можно легко провести в домашних условиях. Такой фильтр набирает популярность по сравнению с другими воздушными фильтрами – обычной и двойной очистки, которые можно заменить новыми только при соблюдении важного требования: размеры корпусов старого и нового фильтров должны совпадать.
Итог:
«Наибольшим спросом – около 98% – среди покупателей мотокультиваторов пользуются, конечно же, бензиновые модели, так как они лучше всего подходят для обработки почвы на больших площадях. У каждого покупателя таких машин своя задача: для относительно небольших участков с легкой песчаной или торфяной почвой предпочтительнее легкие культиваторы, для суглинистых следует использовать средние и тяжелые культиваторы.
Электрические модели подходят в основном для обработки уже обработанной земли, чаще всего в закрытых теплицах, небольших грядках и цветниках.
Имеют небольшую глубину обработки почвы – всего 15-20 см, тогда как бензиновые агрегаты углубляются до 32 см и более. Как правило, электрические модели покупают себе дачники, ведь не каждая женщина может работать с бензиновой техникой. Что касается аккумуляторных культиваторов, то это наименее востребованный сегмент, скорее всего, из-за высокой цены, хотя по производительности они имеют очевидное преимущество перед электрическими: они автономны!
© Автор: А.Чижов
ЭКСПЛУАТАЦИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МОТОКУЛЬТИВАТОРОВ И МОТОБЛОКОВ: СОВЕТЫ ЧИТАТЕЛЯМ
Прочитала “Исповедь ленивого, или 10 причин посмотреть на лопату” Александра Семенюка и поразилась прочитанному. Речь шла о «вредности» культиватора. Вот и хотелось бы поспорить с Александром и хоть как-то помочь ему в нелегком деле. Нужно правильно работать с землей и не мучить ее. Культиваторами занимаюсь более 20 лет, так как земля на моем участке очень тяжелая, суглинистая.
Хочу сразу предупредить: Я закупаю продукцию только у отечественных производителей, чтобы вы всегда могли самостоятельно отремонтировать технику, что-то изменить или добавить.
Мой первый мотокультиватор был самого первого выпуска (до сих пор у меня есть), его минус двигатель, не доведенный до ума. Это можно исправить, но на это нужно время. Второй электрокультиватор служил мне долго, его минус: нет тока – нет работы. Первым культиватором (90-х) один раз вспахал и два вспахал, но земля все равно оставалась твердой – приходилось идти за техникой, в ботинках по борозде. Я понял, что надо работать по-другому. Новшество заключалось в следующем: мотокультиватор пробежал ряд до конца грядки, развернул технику в обратную сторону, поставил фрезы в борозду, и оказалось, что одна половина фрез вспахивает пашню, а второй – непаханный (см. рис.). В результате получается двукратная вспашка первого ряда земли, а затем такая же в обратном направлении.
Обрабатывала землю частями, после посадки перепахала еще часть огорода, при этом земля стала мягкой, пушистой, без комочков. Только после посадки картофеля нужно боронить граблями, а после других культур этого делать не надо. При вспашке целины снимаю пласты земли частями – сначала траву, потом землю, и только потом на эту глубину закапываю культиватором (должно быть вспахано четыре фрезы).
И, наконец, весной 2017 года был куплен третий мотокультиватор, более усовершенствованный. Заводится хорошо с первого раза, бензин с маслом больше смешивать не надо – работает на чистом АИ-92, редуктор без масла (это плюс), вспашка большая, установлены шесть фрез, замена масла в двигателе раз в год. Я доволен этой техникой!
С электрокультиватора снял ножевые фрезы, срезал болгаркой старые крепления, купил новые, отцентровал по оси 40 мм, сварить помог сосед (нужна рука профессионального сварщика). Резцы ставлю на отвал (окучивание картошки), очень удобно, можно быстро их поменять: если переставить фрезы слева направо, получится вспаханная узкая полоса.
Скажу, что копать землю лопатой и потом боронить граблями очень сложно, а внизу остаются комья земли. А для моркови, например, нужна большая глубина и рыхлая, мягкая земля. После вспашки ничего не бороною.
Несколько слов о коттедже. Весной прошлого года делала обрезку кустарников; Я просто воткнул в песок три черенка красной смородины и забыл о них. А в мае, когда понадобился песок, выдернул черенки и увидел на них корни. Отдала соседям, привыкла.
Купила в магазине семена клубники и цветов, а в мае решила попробовать посадить их в плошку. На дно постелил бумажные полотенца, сбрызнул водой, посыпал семечками и накрыл тарелки. Клубника, капуста и цветы взошли всего за несколько дней – ну и лес густой!
Вот только клубнику подвела: вместо красных ягод созрели желтые и мелкие, но я не в обиде. Летом взял со своих старых посадок самую крупную клубнику и, промыв семена, тоже посадил в плошку. Потом, когда взошли, пересадила в торфяные таблетки, потом розетки пересадила в теплицу, а потом забросала снегом.