Экарте в классическом танце – Классическая терминология балета с картинками (словарь с основными терминами)

Краткий глоссарий хореографических терминов

Чтобы грамотно говорить и писать, надо знать правила языка. То же самое и в балете. Только там вместо слов — движения, а вместо орфографии и синтаксиса — правила классического танца. Это название появилось в России в конце XIX века. До этого балетный танец называли «серьезным», «благородным», «академическим».
Система классического танца формировалась на протяжении нескольких столетий, из множества движений народных плясок и бытовых танцев были взяты самые выразительные. Постепенно разрабатывались позиции ног и рук, положения корпуса и головы, а все танцевальные движения получили названия.
Следует сказать, что балетный язык универсален: танцор из Германии поймет своего коллегу из Бразилии, а японская балерина — американскую. Как в музыке применяется итальянская терминология, а в медицине латынь, так в балете все термины — французские.

Классический танец является основой хореографии. Классика позволяет познать все тонкости балетного искусства, почувствовать гармонию движений и музыки.

Все движения в классическом танце основываются на выворотности – одного из важнейших качеств в классике, которое просто необходимо для любого сценического танца.

Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно. Экзерсис у опоры или на середине: – это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка» и на середине учебного зала и состоит из одних и тех же элементов.

Терминология разбита на группы:

  1. Exercise у станка и на середине зала.

  2. Положения, направления, позы, дополнительные движения.

  3. Прыжки.

  4. Вращения.

Exercise у станка и на середине зала.

PREPARATION [препарасъон] – подготовительное движение, выполняемое перед началом упражнения.
DEMI PLIE [деми плие] – неполное, маленькое «приседание», полуприседание, при котором пятки не отрываются от пола.
GRAND PLIE [гранд плие] – глубокое, полное «приседание».
BATTEMENT TENDU [батман тандю] – отведение и приведение вытянутой ноги в нужное направление, не отрывая носка от пола.
BATTEMENT TENDU JETÉ [батман тандю жете] – «бросок», взмах вытянутой ноги в положение 25°, 45° в нужное направление.
ROND DE JAMB PAR TERRE [ронд де жамб пар тер] – круг носком по полу круговое движение носком по полу.
BATTEMENT SOUTENU [батман сотеню] – выдерживать, поддерживать; движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное, слитное движение.
BATTEMENT FONDU [батман фондю] – «мягкое», «тающее»,  плавное движение, состоящее из одновременного сгибания коленей, в конце которого “рабочая” нога приходит в положение sur le cou-de-pied спереди или сзади опорной ноги, а затем следует одновременное вытягивание коленей и “рабочая” нога открывается вперед, в сторону или назад.

BATTEMENT FRAPPE [батман фраппе] – «удар», движение, состоящее из быстрого, энергичного сгибания и разгибания ноги, стопа приводится в положение sur le cou-de-pied в момент сгибания и открывается носком в пол или на высоту 45° в момент разгибания вперед, в сторону или назад.
BATTEMENT DOUBLE FRAPPE [батман дубль фраппэ] – движение с двойным ударом.
PETIT BATTEMENT [пти батман] – «маленький удар» – поочередно мелкие, короткие удары стопой в положение ку де пье впереди и сзади опорной ноги.
BATTERIE [батри] – барабанный бой; нога в положении sur le cou-de-pied проделывает ряд мелких ударных движений.
BATTU [ботю] – «бить» непрерывно, мелкие, короткие удары по голеностопному суставу только впереди или сзади опорной ноги.
ROVD DE JAMBE EN L’AIR [рон де жамб анлер] – круговое движение нижней части ноги (голеностопа) при фиксированном бедре, отведенном в сторону на высоту 45° или 90°.
ADAJIO [адажио] – медленно, плавно включает в себя гранд плие, девлопе, релеве лян, все виды равновесий, пируэты, повороты. Слитная связка на 32, 64 счета.
BATTEMENT RELEVE LENT [релеве лян] – «поднимать» медленно, плавно медленно на счет 1-4 1-8 поднимание  вытянутой ноги вперед, в сторону или назад на 90° и выше.
BATTEMENT DEVELOPPE [батман девлоппе] – вынимание, раскрывание ноги вперед, назад или в сторону скольжением “рабочей” ноги по опорной в нужное направление.
GRAND BATTEMENT [гранд батман] – «большой бросок ,взмах» на 90° и выше вытянутой ноги в нужное направление.
BALANCOIRE [балансуар] – «качели», применяется в grand battement jete.

Положения, направления, позы, дополнительные движения.

A LA SECONDE [а ля сгон] – положение, при котором исполнитель располагается en face, а “рабочая” нога открыта в сторону на 90° .
ALLONGEE [алонже] – от гл. удлинить, продлить, вытянуть; движение из адажио, означающее вытянутое положение ноги и скрытую кисть руки, завершающее движение рукой, ногой, туловищем, положение удлиненной руки.

APLOMB [апломб] – устойчивость.
ARABESQUE [арабеск] – поза классического танца, при которой вытянутая нога отводится назад  на 45°, 60° или на 90°, положение торса, рук и головы зависит от формы арабеска.
ATTITUDE [аттитюд] – поза, положение тела; поднятая вверх нога полусогнута.
BALANCE [балансе] – «качать, покачиваться»; покачивающееся движение. Исполняется с продвижением из стороны в сторону, реже – вперед-назад.
BATTEMENT [батман] – размах, биение.
BATTEMENT AVELOPPE [батман авлоппе] – противоположное battement developpe движение, “рабочая” нога из открытого положения через passe опускается в заданную позицию.
BATTEMENT RETIRE [батман ретире] – перенос через скольжение “рабочей” ноги, через passe из V позиции впереди в V позицию сзади.
COUPE [купе] – подбивание; отрывистое движение, короткий толчок, быстрая подмена одной ноги другой, служащая толчком для прыжка или другого движения.
CROISEE [круазе] – поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.
DEGAJE [дегаже] – освобождать, отводить «переход» из стойки на левой правую вперед на носок, шагом вперед через полуприсед по IV позиции, выпрямляясь, стойка на правой, левую назад, на носок. Из стойки на левой правая в сторону на носок, шагом в сторону через полуприсед по II позиции стойка на правой, левая в сторону на носок.
DEMI [деми] – средний, небольшой.
DEMI ROND [деми ронд] – неполный круг, полукруг (носком по полу, на 45ана 90° и выше).
DESSUS-DESSOUS [десю-десу] – верхняя-нижняя часть, над-под, вид рas de bourree.
DÉVELOPPE [девелопе] – «раскрывание», «развернутый», из стоики на левой, правую скользящим движением до положения согнутой (носок у колена) и разгибание ее в любом направлении (вперед, в сторону, назад) или выше.
DOUBLE [дубль] – «двойной», • battement tendu – двойной нажим пяткой • battement fondu -двойной полуприсед • battement frapper – двойной удар.
ECARTE [экарте] – поза классического танца (a la seconde), при которой вся фигура повернута по диагонали вперед или назад.
EFFACE [эфасэ] – развернутое положение корпуса и ног.
EN DEDANS [ан дедан] – направление движения или поворота к себе, вовнутрь, в круг.
EN DEHORS [ан деор] – круговое движение от себя, круговое движение наружу в тазобедренном или коленном суставе, а также повороты
EN FACE [ан фас] – прямо; прямое положение корпуса, головы и ног.
EN TOURNANT [ан турнан] – от гл. «вращать»; поворот корпуса во время движения.
EPAULMENT [эпольман] – положение танцовщика, повернутого в 3/4 в т. 8 или т. 2; различается epaulement croise (закрытый) и epaulement efface (стертый, открытый).
GRAND [гранд] – большой.
JETE [жете] – бросок ноги на месте или в прыжке.
PAS COURU [па курю] – пробежка по шестой позиции.
PAS D`ACTIONS [па де акшн] – действенный танец.
PAS DE BASCUE [па де баск] – шаг басков; для этого движения характерен счет 3/4 или 6/8 (трехдольный размер), исполняется вперед и назад. 
PAS DE BOURREE [па де буре] – чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.
PAS DE DEUX [па де де] – танец двух исполнителей, обычно танцовщика и танцовщицы.
PAS DE QUATRE [па де карт] – танец четырех исполнителей.
PAS DE TROIS [па де труа] – танец трех исполнителей, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.
PASSE [пассе] – «проводить», «проходить», положение согнутой ноги, носок у колена: впереди, в стороне, сзади.
PETIT [пти] – маленький.
PIQUE [пике] – легкий укол кончиками пальцев “рабочей” ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.
PLIE [плие] – приседание.
PLIE RELEVE [плие релеве] – положение ног на полупальцах с согнутыми коленями.
POINT [пойнт] – вытянутое положение стопы.
PORDEBRAS [пор де бра] – «перегибы туловища», наклон вперед, назад, в сторону, то же самое в растяжке. Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.
POUNTE [пуанте] – «на носок», «касание носком» из стоики на левой, правая вперед, в сторону или назад на носок взмах в любом направлении с возвращением в ИП.
RELEVÉ [релеве] – «поднимать, возвышать», подъем на пальцы или полупальцы
RENVERSE [ранверсе] – от гл. «опрокидывать, переворачивать»; резкое перегибание, опрокидывание корпуса в основном из позы atitude croise, сопровождающееся pas de bouree en tournant.
Rond [ронд] – «круг, круглый»
SOUTENU [сотеню] – от гл. «выдерживать, поддерживать, втягивать».
SOUTENU EN TQURNANT [сутеню ан турнан] – поворот на двух ногах, начинающейся с втягивания “рабочей” ноги в пятую позицию.
SUR LE COU DE PIED [сюр ле ку де пье] – положение ноги на щиколотке (в самом узком месте ноги), положение согнутой ноги на голеностопном суставе.
TEMPS LIE [тан лие] – маленькое адажио,1 – полуприсед на левой,2 – правую вперед на носок, 3 – перенести центр тяжести на правую, левую назад на носок, 4-ИП, 5.то же самое в сторону и назад.
TOMBÉE [томбэ] – – падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie.

Прыжки.

ALLEGRO [аллегро] – быстро; «веселый», «радостный»; часть урока, состоящая из прыжков, выполняемая в быстром темпе.
ASSEMBLE [ассамбле] – от гл. соединять, собирать; прыжок с одной ноги на две выполняется с отведением ноги в заданном направлении и собиранием ног во время прыжка вместе в воздухе.
BRISE [бризе] – разбивать, раздроблять; движение из раздела прыжков з заносками.
CABRIOLE [кабриоль] – прыжок на месте с подбиванием одной ноги другой.
CHANGEMENT DE PIEDS [шажман де пье] – прыжок с переменой ног в воздухе (в V позиции).
ECHAPPE [эшаппэ] – прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.
ЕМВОIТЕ [амбуате] – последовательные переходы с ноги на ногу на полупальцах, пальцах и с прыжком. Прыжки emboite – поочередное выбрасывание согнутых в коленях ног вперед или на 45°, при этом происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

ENTRECHAT [антраша] – прыжок с заноской.
GLISSADE [глиссад] – партерный скользящий прыжок без отрыва от пола с продвижением вправо-влево или вперед-назад.
GRAND JETE [гранд жете] – прыжок с одной ноги на другую с продвижением вперед, назад или в сторону. Ноги раскрываются максимально и принимают в воздухе положение “шпагат”.
JETE FERME [жете фермэ] – закрытый прыжок
JETE PASSÉ [жете пассе] – проходящий прыжок.
PAS BALLONNE [па балонэ] – раздувать, раздуваться; продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou-de-pied. 
PAS BALLOTTE [па балоттэ] – колебаться; движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку; корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.
PAS CHASSE [па шассе] – партерный прыжок, во время которого одна нога подбивает другую. с продвижением во всех направлениях, при исполнении которого одна нога “догоняет” другую в высшей точке прыжка.
PAS CISEAUX [па сизо] – ножницы; прыжок с выбрасыванием вперед по очереди ног, вытянутых в воздухе.
PAS DE CHAT [па де ша] – кошачий шаг; скользящий прыжок с ноги на ногу, когда в воздухе одна нога проходит мимо другой.
PAS FAILLI [па файи] – связующий шаг, состоящий из проведения свободной ноги через проходящее demi plie по I позиции вперед или назад, затем на ногу передается тяжесть корпуса с некоторым отклонением от вертикальной оси.
SAUTE [соте] – прыжок классического танца с двух ног на две ноги по I, II, IV и V позициям.
SISSONNE [сисон] – вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.
SISSON OUVERTE [сиссон уверт] – прыжок с отлетом вперед, назад или в сторону, при приземлении одна нога остается открытой в воздухе на заданной высоте или в заданном положении.
SISSONNE FERMEE [сисон ферме] – закрытый прыжок.
SISSONNE SIMPLE [сисон симпл] – простой прыжок с двух ног на одну.
SISSONNE TOMBEE [сисон томбе] – прыжок с падением.
SOUBRESAUT  [субресо] –  большой прыжок с задержкой в воздухе.

Вращения.

FOUETTE [фуэте] – от гл «стегать, сечь»; вид танцевального поворота, быстрого, резкого; открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.
PIROUTTE [пируэт] – «юла, вертушка»; вращение исполнителя на одной ноге en dehors или еп dedans, вторая нога в положении sur le cou-de-pied.
TOUR [тур] – поворот. 
TOUR CHAINES [тур шене] – «сцепленный, связанный»; быстрые повороты, следующие один за другим, исполняемые на двух ногах по диагонали или по кругу на высоких полупальцах.
TOUR EN L`AIR [тур ан лер] – тур в воздухе. 

infourok.ru

Основы основ. Позы классического танца

Занимаясь любой хореографией, каждый день вы слышите множество терминов. А в классике, так и подавно, каждому движению соответствует свой определенный термин. В моей практике бывали такие случаи, что новичок который пришел первый раз на занятие, услышав большое количество неясных слов, настолько пугался, что в тот же момент делал вывод о том, что танцы ничем не лучше ядерной физики =) Но, что тут поделаешь, в любом случае со временем наши мозги усваивают все эти термины. Для тех кто только решает посвятить себя танцу, я решила написать пару статей о самых основных движениях и позах в классической и современной хореографии. Начнем с поз классического танца. Все предельно просто.

Позы классического танца

Под позой в классическом танце подразумевают остановку в движении, во время которой тело танцовщика находится в положении равновесия на одной ноге, называемой опорной. В это время другая нога (работающая) отведена вперёд, в сторону или назад.

[ideabox]

Позы танца делятся на:
    • малые позы — работающая нога находится на полу,
  • большие позы — работающая нога поднята.

[/ideabox]

К основным позам классического танца относят:  a la seconde, 4 вида  arabesque,  attitude, croise,  efface,  ecarte,  epaulement. Разберем каждую из них.

1.  А la seconde (франц., букв. — во II позицию)

Поза классического танца, при которой нога через II позицию поднята в сторону на 90° или выше.

2. Аttitude

Одна из основных поз классического танца, в которой опорная нога стоит на целой ступне, на полупальцах или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята назад на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с согнутым коленом. Корпус прогнут в спине.

3. Сroise (от гл. croiser — скрещивать)

Поза классического танца, выстраиваемая из положения epaulement croise в V позиции отведением ноги вперёд (поза croisee вперёд) либо назад (позаcroisee назад). Малые позы croisee выполняются на вытянутый носок в пол, средние — подниманием ноги на высоту 45°, большие — на 90° и выше. Опорная нога может стоять на всей стопе или быть на полупальцах или пальцах (пуантах), вытянутая в колене либо на demi-plie. Нога, поднятая в воздух, может быть как вытянута в колене, так и согнута (поза attitude). Поза может быть выполнена и в воздухе, во время прыжка.

4. Efface (En face  — напротив)

Термин, указывающий на то, что исполнитель обращён лицом к зрительному залу. Effaceозначает развернутое положение фигуры без скрещенных линий. Если, не меняя поворота плеч и головы, поставить правую ногу назад, скрещенность линий пропадает, фигура принимаетepaulement efface.

5. Еcarte

Поза классического танца, в которой тело танцовщика развёрнуто по диагонали, нога поднята в сторону (а la seconde), корпус отклонён от поднятой ноги; рука, соответствующая поднятой ноге, находится в III позиции, другая отведена на II; голова повёрнута в направлении этой ноги, или от неё .

6. Еpaulement (от франц.,  epaule — плечо)

 

Определённое положение танцовщика, при котором фигура развёрнута вполоборота к зрителю, голова повёрнута к плечу, выдвинутому вперёд. Еpaulement croise и efface являются исходным положением при образовании основных поз классического танца, а также при исполнении большинства танцевальных pas.

7.  Arabesque  (с франц., букв. — арабский)

Основная поза классического балета, при которой опорная нога стоит на целой ступне, или на полупальцах, или на пальцах (пуантах), а рабочая нога поднята на 30°, 45°, 90° или 120° вверх с вытянутым коленом. Существует 4 вида Арабеска.

  • I арабеск — ноги в положении effacee, рука, соответствующая опорной ноге, вытянута вперед, голова направлена к ней, другая рука отведена в сторону, кисти обращены ладонями вниз. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

  • II арабеск — ноги в положении effacee, вперед направлена рука, соответствующая поднятой ноге, другая отведена в сторону и иногда виднеется из-за спины. Голова повернута к зрителям. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

  • III арабеск — ноги в положении croise , соответствующая поднятой ноге рука устремляется вперед, к ней напрвлен взгляд, другая рука отведена в сторону. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

  • IV арабеск — ноги в положении croise, впереди рука, противоположная поднятой ноге. Корпус развернут спиной к зрителю. Линия руки переходит в линию плеч и продлевается другой рукой. Корпус слегка наклонен, но спина вогнута.

Надеюсь этот небольшой словарик поможет вам осваивать основы хореографии. Буду рада любым дополнениям и замечаниям по этой  теме. Жду ваших комментариев.

plie.kiev.ua

V. ПОЗЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА. Основы классического танца

V. ПОЗЫ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА

ATTITUDES

Cловом attitude обозначаются позы croisee или effacee на одной ноге с другой ногой, поднятой на 90° и отведенной назад в согнутом положении. Поэтому позу developpe вперед и нельзя называть attitude, так как нога в ней вытянута, прямая. Я эти позы не называю иначе, как developpe на croise или на efface. В attitude полагается поднять вверх ту же руку, как и нога; другая рука на II позиции (рис. 34).

Нога, отведенная назад, должна быть с хорошо убранным назад коленом, причем его нельзя ронять. Согнутая нога позволяет гнуться и корпусу, при поворотах движение красиво, легко, тогда как вытянутая прямая нога в arabesque гнуться не позволяет и затрудняет повороты.

Для ближайшего ознакомления с attitude рассмотрим его исполнение во французской, итальянской и русской школах на croise и на efface.

Attitude croisee во французской школе берется с корпусом, наклоненным в сторону ноги, на которой стоишь, вследствие чего плечо поднятой руки значительно выше другого.

В итальянской школе — прямой корпус, с прямой спиной, весь рисунок выражен в повороте головы или в поднятии одной или другой руки.

Такой вид attitude является неправильным потому, что колено в этом состоянии корпуса плохо поддерживается и получается висячим, если же хотят его поддержать верхней частью ноги — бедром, то колено отходит от корпуса и получается некрасивая форма позы.

Рис. 34. а — Attitude croisee; б — Developpe вперед croisee;

в — Developpe вперед effaces; г — Attitude effacee

Мой вид attitude croisee таков: плечи ровные, корпус выгибается назад, спина не прямая, а выгнутая, нога сильно забрана назад, голова с отчетливым поворотом к плечу отведенной на II позицию руки. Корпус при attitude неизбежно наклонен к ноге, на которой стоишь, но вследствие того, что спина забрана и нога заведена назад, плечи выравниваются и получается желаемая форма. Руки можно и переменить, поднять противоположную ноге, тогда и корпус наклонится в другую сторону, не нарушая правильности позы, меняется направление головы и глаз, а следовательно, и выражение лица; когда позвоночник работает хорошо, можно играть корпусом как угодно.

Attitude effacee. Если при attitude croisee нога в колене должна быть согнута, то при attitude effacee она должна быть полусогнута в колене, иначе получаются неправильные позы.

Итальянский attitude effacee сохраняет прямую спину, но все же корпус комкается, пригибаясь к согнутой ноге. При pirouette поза сбивается, колено невольно провисает или, наоборот, колено поднимается и висит носок.

Мой attitude приближается к французскому. Корпус направлен к стоящей ноге, слегка вперед; руки и вся поза имеют устремление в одном направлении, что дает этому attitude вид полета. Разница с французским attitude заключается в том же, в чем и в attitude croisee; несмотря на устремленный вперед, наклоненный к стоящей ноге корпус, плечи не будут одно выше другого. Такой attitude чрезвычайно удобен для tours (рис. 35).

Рис. 35. Attitudes effacees: a — французский; б — русский; в — итальянский

ARABESQUES

Arabesque — одна из основных поз современного классического танца (если в attitude нога согнута или полусогнута, то в arabesque она всегда должна быть вытянута). Формы arabesque разнообразны до бесконечности. Главные четыре arabesque, принятые в танце, следующие.

1-й arabesque (назывался также ouverte, alongee). Тело опирается на одну ногу, другая, вытянутая и прямая, отделяется от пола и простирается назад на высоту не менее 90°. Ноги в положении efface. Рука, противоположная поднятой ноге, вытянута вперед, другая — отведена в сторону; кисти вытянуты и обращены ладонью вниз — они как бы опираются на воздух. Корпус простерт вперед. Положение головы профильное, так же как и всей фигуры. Плечи ровные, как и для всех arabesques. В arabesque решающую роль играет спина: только хорошо ее поставив, можно дать красивую линию. Чтобы нагляднее объяснить правильное положение, разберем arabesque французский, итальянский и наш.

Французский arabesque берет позу вяло, корпус не схвачен, не вытянут, а пассивно наклонен вперед, рука удержана искусственно на II позиции, а потому имеет невыразительный вид.

Итальянский arabesque устраняет вялость позы, корпус схвачен, но не наклонен, спина удерживается прямо, рука же со II позиции резко оттянута назад.

Я указываю следующий arabesque: корпус наклонен вперед, поскольку устремление вперед чувствуется, но спина не вялая, а энергично выгнутая, схваченная в пояснице; рука отведена настолько, насколько требует удобное самочувствие сильно растянутых мускулов всего корпуса, т. е. несколько позади II позиции (рис. 36).

2-й arabesque. Корпус и ноги в том же положении, как и в 1-м, но вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой ноге. Другая отведена назад настолько, что видна позади корпуса. Голова обращена к зрителю (рис. 36).

3-й arabesque. Этот arabesque обращен лицом к зрителю. Нога на croise назад на 90°. Корпус наклонен вперед, схвачен в спине. Вперед вытянута рука, соответствующая вытянутой назад ноге, другая отведена в сторону. Лицо обращено к этой руке, взгляд как бы следит за ее движением (рис. 37).

4-й arabesque. Ноги в том же положении, как и в 3-м, но впереди рука, противоположная поднятой ноге, и корпус делает поворот, схваченный сильным выгибом спины. Другая рука видна из-за спины. Этот arabesque обращен к зрителю вполоборота спиной. Необходимо следить, чтобы ступня стоящей на полу ноги не теряла выворот-ности. Голову повернуть к зрителю, подчеркивая направление взглядом. Плечи должны быть на одном уровне. Корпус не должен наклоняться вперед. Это самый трудный arabesque и требует внимательного проникновения в его форму (рис. 37).

Рис. 36. Arabesque: a — 1-й arabesque; б — 2-й arabesque

а б

Рис. 37. Arabesque: а. — 3-й arabesque; б — 4-й arabesque

Когда мы обратимся к исполнению tours на arabesque, нам особенно станет ясна разница arabesque французского, итальянского и нашего.

При поворотах французский arabesque не дает возможности развить движение, в итальянском — нога неизбежно согнется в колене, ломая линию, что постоянно наблюдается у итальянок. Предлагаемые мною arabesques дают устойчивость, энергию при поворотах, причем не теряется вытянутость всей позы и ноги.

Когда делается tour на arabesque, поза сразу должна быть выражена; с preparation (IV позиция) надо, оттолкнувшись пяткой ноги, стоящей впереди, сразу перейти на отчетливый arabesque, иначе tour не удастся, сила теряется.

ECARTEE

Ecartee назад. Стоя на правой ноге, отвести левую на developpe на 90° в направлении точки 6 нашего плана (рис. 1, б).

Нога сильно выворотная от самого бедра. Вся поза берется в одной плоскости, диагонально к зрителю. Необходимо следить, чтобы ступня стоящей на полу ноги не теряла выворотности. Левая рука поднимается на III позицию, а правая на II позицию, корпус должен перегнуться набок, в сторону стоящей ноги, но с сильным захватом спины. Он остается естественным, но не упрощенным до нехудожественности. Голова повернута направо.

Рис. 38. Ecartee назад и ecartee вперед

Ecartee вперед. Направление ноги в точку 8 (рис. 1, о), поза — гордая, осанистая. Рука поднята та же, что и нога. Голова повернута в том же направлении (рис. 38). В обоих случаях можно поднять наверх и обе руки. В сущности, ecartee есть developpe II позиции, но в сильно развернутом положении. В этой позе нужно следить за плечами, чтобы, несмотря на наклон набок, плечи не теряли линии и чтобы одно плечо не было выше другого, что достигается в данном положении хорошим захватом спины в пояснице.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

culture.wikireading.ru

Урок 32. Позы в классическом танце

Урок 32. Позы в классическом танце

В классическом танце, несмотря на то, что существует очень много вариантов поз, определены основные(схема) позы, маленькие позы и большие позы.

На первом году обучения разучиваются основные позы и маленькие позы. На втором году обучения разучивают большие позы.

Основной задачей поз является развитие координации движения тела.

В первый год обучения, можно сказать, что мы разучиваем только схему движения, то есть направление рук, ног и головы в разучиваемой позе.

Начинаем их разучивание с определения понятий en face и épaulement.

en face, épaulement, план класса

Мы уже рассмотрели эти понятия на предыдущем уроке. То, что нас интересует больше в разучивании поз — это положение корпуса épaulement.

Из этого положения (два плеча в восьмую или во вторую точку класса) мы разучиваем все позы классического танца.

Так же мы должны различать положение корпуса épaulement croisée и épaulement effaсée. 

Слова croisée или effaсée говорят нам о том, какая нога находится впереди, а какая сзади относительно первой точки класса.

Immagine

В положении épaulement croisée ноги как бы перекрещиваются. Нога, находящаяся ближе к первой точке класса как-бы закрывает другую ногу.

В положении épaulement effaсée,  несмотря на перекрещивание ног, положение относительно первой точки класса остаётся открытым. Нога, находящаяся ближе к первой точке класса, оставляет ногу, находящуюся сзади «на виду».

Особенно хорошо эти положения просматриваются при открытой рабочей ноге носком в пол, как вперёд, так и назад (то есть в позах).

Начнём с основных.

Основные позы классического танца.

Поза croisée вперёд.

Исходное положение épaulement croisée  правая нога впереди (корпус — в восьмую точку класса), руки в подготовительной позиции, голова повёрнута направо.

1. Руки в первую позицию. Голова в лёгком наклоне ухом к левому плечу. Взгляд в кисть правой руки.

2. Правая нога выполняет Battement tendu в восьмую точку класса.
Левая рука в третью позицию, правая рука во вторую позицию. Плечи слегка подаются назад.
Голова направо. Взгляд в сторону кисти правой руки.

3. Левая рука опускается во вторую позицию. Корпус возвращается в положение прямо.

4. Правая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.
Голова направо.Взгляд, проводив правую руку до половины движения, возвращается вдоль плеча.

Движение выполняется в положении épaulement croisée  левая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.

Поза croisée назад.

Исходное положение épaulement croisée  правая нога впереди (корпус — в восьмую точку класса), руки в подготовительной позиции, голова повёрнута направо.

1. Руки в первую позицию. Голова в лёгком наклоне ухом к левому плечу. Взгляд в кисть правой руки.

2. Левая нога выполняет Battement tendu в четвёртую точку класса.
Левая рука в третью позицию, правая рука во вторую позицию.
Голова направо. Взгляд в сторону вдоль плеча.

3. Левая рука опускается во вторую позицию.

4. Левая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.
Голова направо.Взгляд, проводив правую руку до половины движения, возвращается вдоль плеча.

Движение выполняется в положении épaulement croisée  левая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.

Поза effaсée вперёд.

Исходное положение épaulement  effaсée  правая нога впереди (корпус — во вторую точку класса), руки в подготовительной позиции, голова повёрнута налево.

1. Руки в первую позицию. Голова в лёгком наклоне ухом к правому плечу. Взгляд в кисть левой руки.

2. Правая нога выполняет Battement tendu во вторую точку класса.
Левая рука в третью позицию, правая рука во вторую позицию. Плечи слегка отклоняются назад.
Голова налево.

3. Левая рука опускается во вторую позицию. Плечи возвращаются в положение прямо.

4.Правая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.
Голова налево. Взгляд, проводив левую руку до половины движения, возвращается вдоль плеча.

Движение выполняется в положении épaulement  effaсée  левая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.

Поза effacée назад.

Исходное положение épaulement  effacée  правая нога впереди (корпус — во вторую точку класса), руки в подготовительной позиции, голова повёрнута налево.

1. Руки в первую позицию. Голова в лёгком наклоне ухом к правому плечу. Взгляд в кисть левой руки.

2. Левая нога выполняет Battement tendu в шестую точку класса.
Левая рука в третью позицию, правая рука во вторую позицию.
Голова налево.

3. Левая рука опускается во вторую позицию.

4.Левая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.
Голова налево. Взгляд, проводив левую руку до половины движения, возвращается вдоль плеча.

Движение выполняется в положении épaulement  effacée  левая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.

Поза écartée назад.

Исходное положение épaulement  effacée  правая нога впереди (корпус — во вторую точку класса), руки в подготовительной позиции, голова повёрнута налево.

1. Руки в первую позицию. Голова в лёгком наклоне ухом к правому плечу. Взгляд в кисть левой руки.

2. Правая нога выполняет Battement tendu в четвёртую точку класса.
Правая рука в третью позицию, левая рука во вторую позицию.
Голова налево.

3. Правая рука опускается во вторую позицию.

4.Правая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.
Голова налево. Взгляд, проводив левую руку до половины движения, возвращается вдоль плеча.

Движение выполняется в положении épaulement  effacée  левая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.

Поза écartée вперёд.

Исходное положение épaulement  effacée левая нога впереди (корпус — в восьмую точку класса), руки в подготовительной позиции, голова повёрнута направо.

1. Руки в первую позицию. Голова в лёгком наклоне ухом к левому плечу. Взгляд в кисть правой руки.

2. Правая нога выполняет Battement tendu во вторую точку класса.
Правая рука в третью позицию, левая рука во вторую позицию.
Голова направо. Подбородок слегка приподнят.

3. Правая рука опускается во вторую позицию.

4.Правая нога по принципу Battement tendu закрывается в пятую позицию.
Руки закрываются в подготовительную позицию.
Голова направо. Взгляд, проводив правую руку до половины движения, возвращается вдоль плеча.

Движение выполняется в положении épaulement  effacée  правая нога впереди. В этом случае движение зеркально описанному выше.

 

 

 

 


Posted in Классический танец and tagged ЗАНИМАЕМСЯ ДОМА, классический танец, позы, урок by Альфия Хабирова with .

alfiakhabirova.ru

Основные большие позы классического танца»

«Основные большие позы классического танца»

Поза Croisee (Круазэ) вперёд

Встать в V позицию epaulement croise.

(эпольман круазе), правое плечо впереди, правая нога впереди. Правая нога открывается вперед на 90⁰, левая рука – в III позиции, правая рука – во II позиции, голова повёрнута направо.

   

                     

Поза Croisee (Круазэ) назад

Встать в V позицию epaulement croise.

(эпольман круазе), правое плечо впереди, правая нога впереди. Левая нога открывается назад на 90⁰, левая рука – в III позиции, правая рука – во II позиции, голова повёрнута направо.

                               

Поза Effacee (Эффасэ) вперёд

Встать в V позицию epaulement efface.

(эпольман эффасэ), левое плечо впереди, правая нога впереди. Правая нога открывается вперед на 90⁰, левая рука – в III позиции, правая рука – во II позиции, голова повёрнута налево.

         

 Поза Effacee (Эффасэ) назад

Встать в V позицию epaulement efface.

(эпольман эффасэ), левое плечо впереди, правая нога впереди. Левая нога открывается назад на 90⁰, левая рука – в III позиции, правая рука – во II позиции, голова повёрнута налево.

                   

Поза Ecartee (Экартэ) вперёд

Встать в V позицию epaulement croise.

(эпольман круазе), правое плечо впереди, правая нога впереди. Правая нога открывается в сторону на 90⁰ (в точку 2 плана класса), правая рука – в III позиции, левая рука – во II позиции, голова повёрнута направо.

                         

 Поза Ecartee (Экартэ) назад

Встать в V позицию epaulement effacee.

(эпольман эффасэ), правое плечо впереди, левая нога впереди. Левая нога открывается в сторону на 90⁰ (в точку 6 плана класса), левая рука – в III позиции, правая рука – во II позиции, голова повёрнута направо.

                               

Поза I arabesque (арабэск)

Встать к зрителю левым плечом (в профиль). Ноги в V позиции, правая нога впереди. Левая нога открывается назад на 90⁰, правая рука вытягивается вперед в положение allonge (алянже), левая рука вытягивается в сторону (алянже), голова прямо.

             

   

Поза II arabesque (арабэск)

Встать к зрителю левым плечом (в профиль). Ноги в V позиции, правая нога впереди. Левая нога открывается назад на 90⁰, левая рука вытягивается вперед в положение allonge (алянже), правая рука вытягивается в сторону (алянже), голова повернута налево.

Поза III arabesque (арабэск)

Встать в V позицию epaulement croise.

(эпольман круазе), правое плечо впереди.

Левая нога открывается назад на 90⁰, левая рука вытягивается вперед в положение alonge (алянже), правая рука вытягивается в сторону (алянже), голова прямо.

                   

Поза IV arabesque (арабэск)

Встать в V позицию epaulement croise.

(эпольман круазе), правое плечо впереди.

Левая нога открывается назад на 90⁰, правая рука вытягивается вперед в положение alonge (алянже), левая рука через II позицию отводится вместе с плечом назад, корпус сильно разворачивается спиной к зрителю, голова поворачивается направо и слегка откланяется назад.

nsportal.ru

Термины классического танца | Фантазия the best

Adajio [адажио]

Медленно, медленная часть танца.

Allegro [аллегро]

Прыжки.

Aplomb [апломб]

Устойчивость.

Arabesque [арабеск]

Поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце существует четыре вида позы «арабеск» № 1,2,3,4.

Assamble [ссамблее]

Соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе. Прыжок с двух ног на две ноги.

Attitude [аттитюд]

Поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

Balance [балансе]

Качать, покачиваться. Покачивающееся движение.

Pas ballonne [па баллонэ]

Раздувать, раздуваться. В танце характерно продвижение в момент прыжка в различные направления и позы, а также сильно вытянутые в воздухе ноги до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le coude pied.

Pas ballotte [па баллоттэ]

Колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя через центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Balancoire [балансуар]

Качели. Применяется в grand battement jete.

Batterie [батри]

Барабанный бой. Нога в положении sur le coude pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Pas de bourree [па де буррэ]

Чеканный танцевальный шаг, переступания с небольшим продвижением.

Brise [бризе]

Разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

Pas de basque [па де баск]

Шаг басков. Для этого движения характерен счет ¾ или 6/8, т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад. Баски – народность в Италии.

Battement [батман]

Размах, биение.

Battement tendu [батман тандю]

Отведение и приведение вытянутой ноги, выдвижение ноги.

Battement fondu [батман фондю]

Мягкое, плавное, «тающее» движение.

Battement frappe [батман фраппэ]

Движение с ударом, или ударное движение.

Frappe [фраппэ]

Бить.

Battement double frappe [батман дубль фраппэ]

Движение с двойным ударом.

Battement developpe [батман девлоппэ]

Раскачивать, раскрывать, вынимать ногу на 900 в нужное направление, позу.

Battement soutenu [батман сотеню]

Выдерживать, поддерживать, движение с подтягиванием ног в пятой позиции, непрерывное движение.

Cabriole [кабриоль]

Прыжок с подбиванием одной ноги другой.

Chain [шен]

Цепочка.

Changement de pieds [шажман де пье]

Прыжок с переменой ног в воздухе.

Changement [шажман]

Смена.

Pas chasse [па шассэ]

Гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Pas de chat [па де ша]

Кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивается изгибом корпуса и мягким движением рук.

Le chat [ле ша]

Кошка.

Pas ciseaux [па сизо]

Ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.

Coupe [купэ]

Отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение, короткий толчок.

Pas couru [па курю]

Пробежка по шестой позиции.

Croisee [краузэ]

Скрещивание. Поза, при которой ноги скрещены, одна нога закрывает другую.

Degagee [дегаже]

Освобождать, отводить.

Developpee [девлоппэ]

Вынимание.

Dessus-dessous [десю-десу]

Верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.

Ecartee [экартэ]

Отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Effacee [эфасэ]

Развернутое положение корпуса и ног.

Echappe [эшаппэ]

Вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую позицию и собиранием из второй в пятую.

Pas emboite [па амбуатэ]

Вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En dehors [ан деор]

Наружу, из круга.

En dedans [ан дедан]

Внутрь, в круг.

En face [ан фас]

Прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant [ан турнан]

Вращать, поворачивать корпус во время движения.

Entrechat [антраша]

Прыжок с заноской.

Fouette [фуэтэ]

Стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота сгибается к опорной ноге и резким движением снова открывается.

Ferme [фермэ]

Закрывать.

Pas faille [па файи]

Подсекать, пресекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

Galloper [галоп]

Гоняться, преследовать, скакать, мчаться.

Glissade [глиссад]

Скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Grand [большой]

Большой.

Jete entrelacee [жетэ антрэлясэ]

Перекидной прыжок.

Entrelacee [антрэлясэ]

Переплетать.

Jete [жэтэ]

Бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.

Jete ferme [жэтэ фермэ]

Закрытый прыжок.

Jete passé [жэтэ пассэ]

Проходящий прыжок.

Lever [левэ]

Поднимать.

Pas [па]

Шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

Pas d’achions [па д’аксион]

Действенный танец.

Pas de deux [па дэ дэ]

Танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщика и танцовщицы.

Pas de trios [па дэ труа]

Танец трех исполнителей, классическое трио, чаще двух танцовщиц и одного танцовщика.

Pas de quatre [па дэ катр]

Танец четырех исполнителей, классический квартет.

Passe [пассэ]

Проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.

Petit [пти]

Маленький.

Petit battement [пти батман]

Маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Pirouette [пируэт]

Юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

Plie [плие]

Приседание.

Demi-plie [деми плие]

Маленькое приседание.

Pointe [пуантэ]

Носок, пальцы.

Port de bras [пор де бра]

Упражнение для рук, корпуса, головы; наклоны корпуса, головы.

Preparation [прэпарасион]

Приготовление, подготовка.

Releve [релевэ]

Приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

Releve lent [релевэ лян]

Медленный подъем ноги на 900.

Renverse [ранверсэ]

Опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и в повороте.

Rond de jambe par terre [рон де жамб пар тер]

Вращательное движение ноги по полу, круг носком по полу.

Rond [рон]

Круг.

De jambe [дэ жамб]

Нога.

Terre [тер]

Земля.

Rond de jambe en l’air [рон де жамб ан лер]

Круг ногой в воздухе.

Soute [сотэ]

Прыжок на месте по позициям.

Simple [семпль]

Простой, простое движение.

Sissonne [сисон]

Прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee [сисон ферме]

Закрытый прыжок.

Sissonne ouverte [сисон уверт]

Прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple [сисон семпль]

Простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee [сисон томбе]

Прыжок с падением.

Saut de basque [со де баск]

Прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Soutenu [сутеню]

Выдерживать, поддерживать, втягивать.

Sur le cou de pied [сюр лек у де пье]

Положение одной ноги на щиколотке другой (опорной) ноги.

Temps lie [тан лие]

Связанное во времени. Связующее, плавное, слитное движение.

Temps leve soutee [тан левэ сотэ]

Прыжок по первой, второй или пятой позиции на одну и туже ногу.

Tire-bouchon [тир бушон]

Закручивать, завивать. В этом движении поднятая нога находится в полусогнутом положении вперед.

Tour chainee [тур шенэ]

Сцепленный, связанный, цепь кружков. Быстрые повороты, следующие один за другим.

Tour en l’air [тур ан лэр]

Воздушный поворот, тур в воздухе.

Tour [тур]

Поворот.

Выворотность

Раскрытие ног в тазобедренном и голеностопном суставах.

Координация

Соответствие и согласование всего тела.

fantaziyasev.wordpress.com

Учебно-методическое пособие по музыке на тему: Краткий СЛОВАРЬ французских терминов классического танца

 

МБОУДОД «Детская школа искусств» г. Яровое

Краткий

СЛОВАРЬ

французских терминов

классического танца

Составитель: В.Г.Волошина

Концертмейстер ДШИ г. Яровое

г. Яровое

2014 г.

Введение

    Хореографическая терминология – система специальных наименований, предназначенных для обозначения упражнений или понятий, которые кратко объяснить или описать сложно.

    Экзерсис у опоры или на середине – это комплекс тренировочных упражнений в балете, способствующих развитию мышц, связок, воспитанию координации движений у танцовщика. Экзерсис выполняется у «станка» (прикрепленной кронштейнами к стене) и на середине учебного зала ежедневно. Экзерсис стоит из одних и тех же элементов.

     В XVII веке (1701 г.) француз Рауль Фейе создал систему записи элементов классического танца. Постепенно эта танцевальная терминология стала общепризнанной во всем мире. Но она претерпевала много изменений, дополнений,  уточнений, прежде чем пришла к той стройной и строгой системе, которой мы пользуемся в настоящее время. Немалый вклад в уточнение терминологии внесла русская школа классического танца и известный педагог-хореограф, профессор Агриппина Яковлевна Ваганова. Знание специальных терминов ускоряет процесс обучения. Это международный язык танца, возможность общения с хореографами, понимание специальной литературы.

   Далее приводится перечень основных терминов классического танца; произношение французских слов, указанное в скобках, является условным.

.


Soubresaut – (субресо) большой прыжок с задержкой в воздухе.

Saut de basque – (со де баск) прыжок басков. Прыжок с одной ноги на другую с поворотом корпуса в воздухе.

Soutenu – (сутеню) выдерживать, поддерживать.

Suivi – (сюиви) непрерывное, последовательное движение. Вид pas de bourree, исполняемого на пальцах. Ноги мелко перебирают одна возле другой.

Sur le cou de pied – (сюр ле ку де пье) положение одной ноги на щиколотке другой, опорной ноги.

Sus-sous – (сю-су) на себя, тут же, на месте. Скачок на пальцах с продвижением.

Temps lie – (тан лие) слитный, льющийся, связанный. Слитная, плавная танцевальная комбинация на середине зала; имеется несколько форм

Тombё – [томбе] падение, перенос тяжести корпуса на открытую ногу вперед, в сторону или назад на demi-plie

Tours chaines (тур шене), цепочка поворотов следующие друг за другом слитные полуповороты с ноги на ногу на полупальцах или на пальцах с продвижением вперёд, в сторону или назад. 


Adajio – (адажио) медленно. Медленная часть урока или танца.

Allonge – (алонже) удлинить, продлить, вытянуть. Прием, основанный на распрямлении закругленных позиций рук.

 Aplomb – (апломб) устойчивость.

Arabesque – (арабеск) поза, название которой происходит от стиля арабских фресок. В классическом танце имеется четыре вида позы «арабеск» под № 1, 2, 3, 4.

Arrondi – (арронди) округленный, закругленный. Округлое положение рук от плеча до пальцев.

Assemble – (ассамбле) соединять, собирать. Прыжок с собиранием вытянутых ног в воздухе.

Attitude – (аттитюд) поза, положение фигуры. Поднятая вверх нога полусогнута.

Balance – (балансе) качать, покачиваться. Покачивающееся движение.

Pas ballonne – (па баллонэ) раздувать, раздуваться. В танце – характерное продвижение в момент прыжка в различные направления и позы и сильно вытянутые ноги в воздухе до момента приземления и сгиба одной ноги на sur le cou de pied.

Pas ballotte – (па балоттэ) колебаться. Движение, в котором ноги в момент прыжка вытягиваются вперед и назад, проходя центральную точку. Корпус наклоняется вперед и назад, как бы колеблясь.

Balancoire – (балансуар) качели. Применяетсяв grand battement jete.

Batterie – (батри) барабанный бой. Нога в положении sur le cou de pied проделывает ряд мелких ударных движений.

Battus – (баттю) бить, колотить. Движение с заноской.

Bourree pas de – (па де буррэ) чеканный танцевальный шаг, переступание с небольшим продвижением.

Brise – (бризэ) разбивать, раздроблять. Движение из раздела прыжков с заносками.

Basque pas de – (па де баск) шаг басков. Для движения характерен счет на 3/4 или 6/8 , т.е. трехдольный размер. Исполняется вперед и назад.

Battement – (батман) размах, биение; упражнение для ног.

Battement tendu – (батман тандю) отведение и приведение натянутой ноги.

Battement fondu – (батман фондю) мягкое, плавное, «тающее» движение.

Battement frappe – (батман фраппэ) бить, разбивать, раскалывать; движение с ударом.

Battement double frappe – (батман дубль фраппэ) движение с двойным ударом.

Battement developpe – (батман девлоппэ) разворачивать, раскрывать, вынимать ногу на 90 градусов в нужное направление, позу.

Battement soutenu – (батман сутеню) выдерживать, поддерживать. Движение с подтягиванием ног в пятой позиции.

Cabriole – (кабриоль) прыжок с подбиванием одной ноги другой.


Preparation – (прэпарасьон) приготовление, подготовка.

Releve – (релевэ) приподнимать, возвышать. Подъем на пальцы или на полупальцы.

Releve lent – (релевэ лян) медленный подъем ноги на 90 градусов.

Renverse – (ранверсэ) опрокидывать, переворачивать. Опрокидывать корпус в сильном перегибе и повороте.

Rond de jambe par terre – (рон де жамб пар тер) вращательное движение ноги на полу, круг носком по полу.

Rond de jambe en l`air – (рон де жамб ан лер) круг ногой в воздухе.

Royal – (руаяль) великолепный, царственный. Прыжок с заноской.

Saute – (сотэ) прыжок на месте.

Simple – (семпль) простой. Простое движение.

Sissonne – (сисон) прямого перевода не имеет. Означает вид прыжка, разнообразного по форме и часто применяемого.

Sissonne fermee – (сисон ферме) закрытый прыжок.

Sissonne ouverte – (сисон уверт) прыжок с открыванием ноги.

Sissonne simple – (сисон семпль) простой прыжок с двух ног на одну.

Sissonne tombee – (сисон томбэ) прыжок с падением.


Pas d`actions – (па д`аксион) действенный танец.

Pas de deux – (па дэ дэ) танец двух исполнителей, классический дуэт, обычно танцовщицы и танцовщика. Форма pas de deux часто встречается в классических балетах: «Дон Кихот», «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик» и др. Танец в pas de deux насыщен сложными поддержками, прыжками, вращением, в нем демонстрируется высокая исполнительская техника.

Pas de trios – (па де труа) танец трех исполнителей, классического трио, чаще всего двух танцовщиц и одного танцовщика, например, в балетах «Лебединое озеро» и «Конек-Горбунок» и др.

Pas de quatre – (па дэ катр) танец, четырех исполнителей, классический квартет.

Passe – (пассэ) проводить, проходить. Связующее движение, проведение или переведение ноги.

Petit – (пти) маленький.

Petit battement – (пти батман) маленький батман, на щиколотке опорной ноги.

Pirouette – (пируэт) юла, вертушка. Быстрое вращение на полу.

Pique    –  [пике]  легкий укол кончиками пальцев “рабочей” ноги об пол и подъем ноги на заданную высоту.

Plie – (плие) приседание.

Pointe – (пуантэ) носок, пальцы.

Port de bras – (пор де бра) упражнение для рук, корпуса и головы; известны шесть форм.


Chain – (шен) цепочка.

Changement de pieds – (шажман де пье) прыжок из пятой позиции в пятую с переменой ног в воздухе.

Pas chasse – (па шассэ) гнать, подгонять. Партерный прыжок с продвижением, во время которого одна нога подбивает другую.

Chat, pas de – (па де ша) кошачий шаг. Этот прыжок по своему характеру напоминает мягкое движение кошачьего прыжка, что подчеркивает изгибом корпуса и мягким движением рук.

 Ciseaux, pas – (па сизо) ножницы. Название этого прыжка происходит от характера движения ног, выбрасываемых вперед по очереди и вытянутых в воздухе.

Coupe – (купэ) отрывистый. Подбивание. Отрывистое движение.

Pas Couru – (па курю) пробежка.

Croisee – (круазе) скрещенный; одно из основных положений классического танца, в котором линии скрещиваются. Закрытое положение ног.

Degagee – (дегаже) освобождать, отводить.

Demi plie – (деми плие) полуприседание.

Developpee – (девлоппэ) вынимание.

Dessus-dessous – (десю-десу) верхняя часть и нижняя часть, «над» и «под». Вид pas de bourre.

Ecartee – (экартэ) отводить, раздвигать. Поза, при которой вся фигура повернута по диагонали.

Effacee – (эффасэ) сглаживать; од из основных положений классического танца. Определяется раскрытым, развернутым характером позы, движения. Открытое положение ног.

Echappe  – (эшаппэ) вырываться. Прыжок с раскрыванием ног во вторую (четвертую) позицию и собиранием из второй (четвертой) в пятую позицию.

Pas Emboite – (па амбуатэ) вкладывать, вставлять, укладывать. Прыжок, во время которого происходит смена полусогнутых ног в воздухе.

En dehors – (ан деор) наружу, вращение от опорной ноги.

En dedans – (ан дедан) внутрь, вращение к опорной ноге.

En fase – (ан фас) прямо, прямое положение корпуса, головы и ног.

En tournant – (ан турнан) вращать, поворачивать корпус во время движения.

Entrechat – (антраша) прыжок с заноской.

Entrechat-tromis – (антраша труа) заноска. Прыжок с трехкратной переменой ног в воздухе, с двух на одну.

Entrechat-quatre – (антраша катр) заноска. Прыжок с четырехкратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-cinq – (антраша санк) заноска. Прыжок с пятикратной переменой ног в воздухе.

Entrechat-six – (антраша сиз) заноска. Прыжок с шестикратной переменой ног в воздухе.

Epaulement – (эпольман) диагональное положение корпуса, при котором фигура развернута вполоборота.


Exercice – (экзерсис) упражнение.

Flic-flac – (флик-фляк) щелчок, хлопок. Короткое движение, часто служит как связующее звено между движениями.

Fouette – (фуэтэ) стегать, сечь. Вид танцевального поворота, быстрого, резкого. Открытая нога во время поворота быстро сгибается к опорной ноге, резким движением снова открывается.

Fermer – (фермэ) закрывать.

Faille, pas – (па файи) подсекать, пересекать. Ослабевающее движение. Это движение имеет мимолетный характер и часто служит для подготовки трамплина к следующему прыжку. Одна нога как бы подсекает другую.

Galoper – (галоп) гоняться, преследовать, скакать, мчаться. Движение, сходное с chasse.

Glissade – (глиссад) скользить, скольжение. Прыжок, исполняемый без отрыва носков ног от пола.

Grand – (гранд) большой.

Jete – (жетэ) бросок. Бросок ноги на месте или в прыжке.

Jete entrelace – (жетэ антрэлясэ) entrelacee – переплетать. Перекидной прыжок.

Jete ferme – (жетэ фермэ) закрытый прыжок.

Jete passé – (жетэ пассэ) проходящий прыжок.

Lever – (левэ) поднимать.

Pas – (па) шаг. Движение или комбинация движений. Употребляется как равнозначное понятию «танец».

nsportal.ru

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *