Классический танец это – Статья “Классический танец, как основа всей хореографии”

Статья “Классический танец, как основа всей хореографии”

Классический танец

Термином “классический танец” пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики.

Классический танец – основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.

Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.

Главный принцип классического танца – выворотность, на основании которой разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и не скрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях наружу (en deors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и отбор движений послужили основой школы классического танца. Она изучает группы движений, объединенных общими для каждой группы признакам: группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа приседаний (plie), группа положений корпуса(attitude, arabesgue) и другие.

Зачем нужен классический танец?

В нынешнем разнообразии стилей и направлений хореографии, не всегда легко определиться, какой из них станет именно твоим наиболее непосредственным языком чувств. Как правило, хочется выразить самые потаённые движения души в разных лексических интерпретациях, элементарных навыков «танцевания» и владения своим телом, даже при хорошем педагоге, богатым на танцевальную лексику, не хватает, и танцуем то, что получается.

Казалось бы, учим новое «современное» зачем нам учить то, что было до нас, но все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко связаны с традициями. Нужно помнить, что все новые течения это ни что иное, как синтез хореографического наследия разных времен и народов минувших лет. Все новое это конечно здорово, но не следует терять то, что называют «силой советской хореографической школы», а следует знать так, как азбуку, без которой искусство хореографии невозможно. Следует страховать себя от неизбежных потерь и утрат, которые с годами становятся все более значительными. За границей платят колоссальные деньги за то, чтобы учится русской классической школе. Там не теряют времени даром, не упускают ни одного удобного случая и снимают все, что удаётся увидеть: уроки, репетиции, спектакли, а мы часто действуем бесхозяйственно, легкомысленно, не дорожим теми ценностями, которыми обладаем. Я не говорю о том, что каждый сюжет, каждая тема должна выражаться исключительно классическими танцевальными формами. Движение мыслителя не как отвлеченный знак, «подошедший» к данному танцевально-смысловому контексту, а как неповторимый единственно оправданный образно-пластический способ выражения данного содержания.

 

“Меня очень огорчает какое-то безразличие, иногда даже пренебрежительное отношение молодежи к классике, недооценка ее как колоссального фактора в формировании личности танцора, в росте его профессионального мастерства. Самое важное для них – это трюки, а ведь стиль составляют как раз мелкие связующие движения, они и танец делают танцем, придают ему неповторимость особый эстетический аромат”. Алеся Прусская.

“Когда на какое-нибудь определенное действие

человек затрагивает наименшее количество движений – то это грация”

Антон Чехов.

 

О классическом танце.

Эта система движений, призванная сделать тело дисциплинированным, подвижным и прекрасным, превращает его в чуткий инструмент, послушный воле балетмейстера и самого исполнителя. Она вырабатывалась с тех пор, как балет стал равноправным жанром музыкального театра, то есть, начиная с 17 века. Впрочем, сам термин «классический», отличающий этот вид театрального танца от других – народно-характерного, бытового и т. д., возник сравнительно недавно, и есть основания предполагать, что возник в России.

Чтобы установить это, необходим краткий экскурс в историю. Пока балет как искусство еще не самоопределился, танец в образе являлся важной составной частью синтетического зрелища. Подобно многим современным искусствам, он появился в эпоху Возрождения. Уже тогда танец играл значительную роль в представлениях народного театра и в религиозных мистериях, в площадных шествиях и парадных выездах мифологических персонажей на княжеских пирах. В ту пору, еще до своего терминологического закрепления, появилось и понятие балет, от латинского ballo – танцую. Как часть музыкально-драматического придворного спектакля балет проник во Францию 16 века и занял видное место в придворном жанре английской «маски». В 17 веке, когда в Париже была основана Королевская Академия танца(1661), балет вышел из дворцовых зал на профессиональную сцену и там, наконец, отделился от оперы, сделался самостоятельным театральным жанром.

Примерно тогда же начал кристаллизоваться вид танца, который сейчас называют классическим. Этот новый вид был сложен, ибо, с одной стороны танец очищался от засорявших воздействий придворного бального танца, с другой же – этот профессиональный танец понемногу начинали насыщать элементы виртуозной техники плясунов и акробатов народного театра. Отбор и синтез таких элементов осуществлялись путём абстрагирования; целью был танец, способный, как и музыка, воплощать самые различные состояния, мысли, чувства человека и его взаимоотношения с окружающим миром.

Поначалу к такому танцу могли обращаться, лишь изображая «благородны» персонажей-богов, героев, королей. В 19 в. именовался «благородным», «высоким», «серьёзным», в отличии от «демихарактерного» (то есть танца серьёзного, но допускающего известный налёт характерности), «пасторального» (то есть облагороженного крестьянского) и «комического»( как правило гротескного и подчас весьма вольного).

Переломной в судьбе классического танца была эпоха романтизма. Но и тогда практики и теоретики еще не прикрепили к нему термин «классический».

Таким образом, можно предполагать, что именно необходимость защитить благородство содержания и академизм форм русского балетного искусства от воздействий завезенного с Запада канкана вызвала к жизни термин «классический танец» и дала ему всеобщее признание. В то же время он являлся как бы охранной грамотой русского балета, ставшего во второй половине 19 века цитаделью мировой хореографии. Блюстителем ее канонов был в театре М. И. Петипа, в школе – Х. П. Иогансон.

На русской сцене и в русской школе абстрагированная система пластической выразительности, за которой прочно укрепилось наименование классического танца, нашла и наиболее полное эстетическое выражение.

Балеты Петипа завершили длительный процесс формирования классического танца как системы выразительных средств. В них собраны, упорядочены и возведены в высокое художественное правило все поиски 19 века в области этого танца. Тогда же окончательно закрепилась и французская терминология классического танца, принятая и по сей день. Она создавалась путем отсеивания необязательных временных элементов и отбора постоянных, обусловливающих самую природу классического танца. Эта терминология, несмотря на свою условность, почти всегда позволяет обнаружить корни, установить генетические истоки того или иного движения, позы или положения.
Большинство названий определяет характер обозначаемых ими движений, связанных с работой мышц. Таковы разнообразные батманы, которые представляют значительную часть урока классического танца и, как многие другие упражнения, видоизменено присутствуют в сценических танцевальных формах.

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ – это основа любых видов танцев, основная система выразительных средств хореографического искусства.

Классический балет можно назвать фундаментом всех сценических видов танца. Помимо самого утверждения танца как высокого искусства и самостоятельного вида театрального действа, способного развивать сюжет без помощи пения или декламации, балет выработал терминологию танца и систему подготовки танцоров, с небольшими изменениями используемую и в других стилях. Поэтому танцорам рекомендуется начинать с уроков классического танца, даже если они, позднее специализируются в танце модерн, шоу-балете или джазовом танце.

Основы классического танца настолько универсальны, что даже опытные танцоры других танцевальных направлений не прекращают занятий классикой.

Занятия классики полезны очень для детей. С раннего возраста закладывается правильная осанка, и постепенно исправляются различные случаи искривлений позвоночника. На уроке классического танца у детей вырабатывается ответственность перед делом, которым они занимаются, а также уважение к искусству.

Обучение классическому танцу включает в себя: изучение основных позиций рук, ног и постановки корпуса, ознакомление с профессиональной терминологией, историей развития балета, постановку маленьких классических форм: этюдов, адажио, вариаций и т.д.

Все движения классического танца строятся на основе выворотности. В теории классического танца разработано учение о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croisee) и нескрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans).

Выворотность – термин, обозначающий одно из важнейших, профессиональных качеств артиста балета. Выворотность необходима для танцовщика при исполнении любого сценического танца (в особенности – классического). Кроме того, выворотность способствует чистоте пластичных линий движений ног, делает невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног и т. д.

 

В классическом танце приняты пять позиций ног, исполняемые таким образом, что ноги как бы вывернуты вовне (отсюда термин «выворотность»). Речь идет не о том, чтобы повернуть только ступни носками в разные стороны, повернута должна быть вся нога, начиная с бедренного сустава. Поскольку это возможно только при достаточной гибкости, танцовщик должен упражняться ежедневно и подолгу, чтобы научиться без усилий, принимать необходимое положение.

Спина – это не только устойчивость во время танца, но и вся красота вертикальных линий. Без сильной спины невозможно выполнить повороты.

Балет — искусство довольно молодое, ему немногим более четырехсот лет. Родился балет в Северной Италии в эпоху Возрождения. Итальянские князья любили пышные дворцовые празднества, в которых танец занимал важное место. Одеяния и залы придворных дам и кавалеров не подходили для сельских плясок; не допускали неорганизованного движения. Поэтому специальные учителя – танцмейстеры – старались навести порядок в придворных танцах. Постепенно танец становился все более театральным.

Термин «балет» появился в конце XVI века (от итальянского balletto — танцевать). Но означал он тогда не спектакль, а лишь танцевальный эпизод, передающий определенное настроение. Такие «балеты» состояли обычно из мало связанных между собой «выходов» персонажей — чаще всего героев греческих мифов. После таких «выходов» начинался общий танец — «большой балет».

Первым балетным спектаклем-представлением стал «Комедийный балет Королевы», поставленный в 1581 году во Франции итальянским балетмейстером Бальтазарини ди Бельджойозо. Именно во Франции происходило дальнейшее развитие балета. Вначале это были балеты-маскарады, а затем помпезные мелодраматические балеты на рыцарские и фантастические сюжеты, где танцевальные эпизоды сменялись вокальными ариями и декламацией стихов.
В царствование Людовика XIV спектакли придворного балета достигли особого великолепия. Людовик сам любил участвовать в балетах, и свое знаменитое прозвище «Король-Солнце» получил после исполнения роли Солнца в «Балете ночи».

 

В 1661 году с целью сохранения и развития танцевальных традиций он создал Королевскую академию музыки и танца. Директором академии был королевский учитель танцев Пьер Бошан.

Вскоре была открыта Парижская опера. На первых порах в ее составе ее труппы были одни мужчины. Женщины на сцене Парижской оперы появились лишь в 1681 году.

В театре ставились оперы-балеты композитора Люлли и комедии-балеты драматурга Мольера. В них поначалу участвовали придворные, а спектакли почти не отличались от дворцовых представлений. Танцевали уже упоминавшиеся медленные менуэты, гавоты и паваны. Маски, тяжелые платья и туфли на высоких каблуках мешали женщинам выполнять сложные движения. Поэтому мужские танцы отличались тогда большей грациозностью и изяществом.

Мольер в роли Цезаря в пьесе П. Корнеля «Смерть Помпея»

 

К середине XVIII века балет завоевывал большую популярность в Европе. Все аристократические дворы Европы стремились подражать роскоши французского королевского двора.

Вскоре под влиянием моды женский балетный костюм стал значительно легче и свободнее, под ним угадывались линии тела. Танцовщицы отказались от обуви на каблуке, заменив ее на легкие бескаблучные туфельки. Менее громоздким стал и мужской костюм. Каждое новшество делало танцы осмысленнее, а танцевальную технику — выше. Постепенно балет отделился от оперы и превратился в самостоятельное искусство.

В конце XVIII века родилось новое направление в искусстве — романтизм, оказавший сильнейшее влияние на балет. В романтическом балете танцовщица встала на пуанты. Первой это сделала Мария Тальони, полностью изменив прежние представления о балете. В балете «Сильфида» она предстала хрупким существом из потустороннего мира. Успех был ошеломляющий.

В это время появилось множество замечательных балетов, но, к сожалению, романтический балет стал последним периодом расцвета танцевального искусства на Западе. Со второй половины XIX века балет, потеряв свое прежнее значение, превратился в придаток к опере. Лишь в 30-е годы XX века под влиянием русского балета началось возрождение этого вида искусства в Европе.

В России первый балетный спектакль — «Балет об Орфее и Евридике» — поставлен 8 февраля 1673 года при дворе царя Алексея Михайловича. Церемонные и медлительные танцы состояли из смены изящных поз, поклонов и ходов, чередовавшихся с пением и речью. Никакой существенной роли в развитии сценического танца он не сыграл. Это была лишь очередная царская «потеха», привлекавшая своей необычностью и новизной.

Только спустя четверть века, благодаря реформам Петра I, музыка и танец вошли в быт русского общества. В дворянские учебные заведения ввели обязательное обучение танцам. При дворе начали выступать выписанные из-за границы музыканты, оперные артисты и балетные труппы.

В 1738 году открылась первая в России балетная школа, и дети из дворцовой челяди стали первыми в России профессиональными танцовщиками. В начале XIX века русское балетное искусство достигло творческой зрелости. Русские танцовщицы внесли в танец выразительность и одухотворенность. Это неизменно привлекало в Москву и Петербург крупнейших хореографов Европы. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливой и хорошо обученной труппы, как в России.

Новый этап в истории русского балета начался, когда П.Чайковский впервые сочинил музыку для балета. Это было «Лебединое озеро». До этого к балетной музыке серьезно не относились. Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством наряду с оперной и симфонической музыкой. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танцу приходилось подчиняться музыке.

infourok.ru

Популярные и классические виды танцев

Небольшой экскурс по видам танцев, который будет полезен тем, кто желает заниматься танцами, но не может определиться в стилях и выборе.

Такое искусство, как танец, начало развиваться на заре появления человечества. Первобытные племена имели свои, особые ритуальные танцы, которые являлись важной частью их традиций и бытия. Их потомки, которые начали строить первые государства, превратили эти телодвижения в часть державной символики. Таким образом появились первые виды танцев, которые в большей степени свидетельствовали о происхождении человека, о его корнях. Сегодня люди танцуют везде, и при этом их движения уже не ограничены какими-либо рамками, которые определяет государство. Что же, рассмотрим более подробно, какие виды танцев бывают в тех или иных уголках планеты и как они становятся популярными во всем мире.

Что такое танец

Данным термином именуется вид искусства, в котором художественные образы передаются посредством пластичных и ритмичных телодвижений. Любой танец неразрывно связан с определенной, подходящей ему по стилю музыкой. В ходе этого «ритуала» очень важны определенные положения тела человека, фигуры, которые он может показывать, переходы от одной позы к другой. Учитывая, какие виды танцев есть в наше время, несложно предположить, что таких фигур и движений просто несчетное множество. Именно поэтому их разделяют на категории, которые во многом зависят от места зарождения конкретного танца, а также от прочих его особенностей (парный, групповой, одиночный и т. д.). 

История зарождения танцевального искусства

Еще в период существования первобытных племен зародились самые ранние виды танцев. Названия им давали в зависимости от эмоций, которые они сопровождали. К примеру, племя могло пытаться вызвать дождь после длительной засухи, и для этого сочинялся особый ритуал, в ходе которого люди двигались определенным образом. Посредством ритмичных телодвижений они благодарили своих богов, встречали рождение детей и провожали своих умерших предков. Как вид искусства танец основался в период античности. В это время в Греции и в Риме стали появляться специальные хореографические действа, посвященные богам. Одновременно развиваются и самые первые восточные виды танцев в Вавилоне, Ассирии, Персидском царстве и прочих странах Азии. В эпоху Средневековья данное искусство оказалось за чертой легальности из-за духовных взглядов человечества. А вот с приходом Ренессанса снова стало развиваться и совершенствоваться. В 16 веке появилась такая разновидность хореографии, как балет, которая вскорости стала отдельным видом искусства. 

Бальные танцы

Профессиональные танцоры, обучаясь данному искусству с малых лет, изначально осваивают основы хореографии и начинают изучать бальные танцы. Программа обучения – европейская и латиноамериканская. Объединяет эти две подгруппы техника исполнения и хореография, которая имеет много общего и с балетом. Суть заключается в том, что репетиции проходят под бальную музыку, танцоры выполняют растяжки, изучают позиции, технику исполнения, схемы и шаги, а также и хореографические приемы. В дальнейшем качество танца будет зависеть именно от чистоты и правильности выполнения всех этих движений. 

Европейская программа

Медленный вальс. Это золотая классика танца, которая всегда сопровождается соответствующей музыкой в три четверти. На каждый такт танцоры делают три шага, при этом первый основной, второй определяет угол поворота, а третий – вспомогательный, позволяющий перенести вес на другую ногу.

Танго. Изначально он был народным аргентинским танцем, но позже стал невероятно популярным во всем мире и перешел в категорию европейской классики. Суть его заключается в том, что два партнера двигаются энергично и ритмично под соответствующую музыку (она тоже называется танго).

Венский вальс. Это своеобразная аналогия простому вальсу, только танцуется он немного быстрее и энергичнее.

Фокстрот. Это быстрый и яркий танец, который исполняется как в паре, так и в групповом режиме. Его придумал Гарри Фокс (отчего и название) в начале 20 века, и с тех пор его популярность не угасает.

Квикстеп. Это самый скорый танец из европейской классики. Он исполняется в ритме 4/4, и при этом на минуту приходится аж 50 тактов. Для того чтобы как следует станцевать фокстрот, требуются годы практики и изнурительные тренировки. Важно, чтобы все движения выглядели легкими, непринужденными, и выполнялись с невероятной точностью.

Латиноамериканская программа

Тут будут перечислены популярные виды танцев, которые сегодня часто выходят за пределы классики. На их основе создаются самые разнообразные вариации, позволяющие упростить хореографию и сделать эти танцы доступными для каждого желающего.

Самба. Бразильский танец, который возник в результате слияния африканских и португальских традиций. Танцуется он под размер 2/4, при этом на минуту приходится до 54 тактов. В классическом варианте исполняется под бой барабанов или других латинских ударных инструментов.

Ча-ча-ча. Характерен куда более медленной хореографией. Размер – 4/4, на минуту приходится 30 тактов. Наиболее популярен танец на Кубе, где он и зародился в 20-х годах минувшего века. Сегодня он входит в классическую танцевальную программу.

Румба. Самый медленный и интимный танец, который исполняется всегда в паре. Здесь не важна точность, как в других видах хореографии. Важно лишь, чтобы позы партнеров были очень красивыми, чтобы они образовывали уникальные фигуры, и при этом каждое их движение должно быть максимально пластичным.

Пасодобль. Этот танец уходит своими корнями в испанскую корриду. Тут партнер часто изображает тореро, а его партнерша – плащ. Суть хореографии заключается в двойном шаге (отчего и название).

Джайв. Афро-американская хореография, которая возникла также в 20 веке и получила большое распространение в США. Джайв танцуется в режиме свинг, но при этом от современного одноименного аналога сильно отличается. Размер – 4/4, количество тактов в минуту – 44. 

Балет

Все ныне существующие виды танцев в той или иной мере основаны на балете. Это искусство официально отделилось от общей хореографии в 17 веке, когда возникла первая Французская балетная школа. В чем особенности балета? Здесь хореография неразрывно связана с музыкой и мимикой выступающих. Как правило, каждая постановка имеет определенный сценарий, потому нередко называется мини-спектаклем. Правда, в некоторых случаях встречаются и «безсценарные» балеты, где танцоры просто демонстрируют свои несравненные и точные навыки. Балет делится на три категории: романтический, классический и современный. Первый – это всегда мини-спектакль на любовную тематику (“Ромео и Джульетта”, “Кармен” и т. д.). Классический может олицетворять любой сюжет (к примеру, “Щелкунчик”), но при этом важным его элементом является хореография, основанная на акробатике и отменной пластике. В рамки современного балета входят разные виды танцев. Тут есть и элементы джайва, и латинской хореографии, и классики. Отличительная черта заключается в том, что танцуется все в пуантах.

Современная хореография

Ныне во всем мире, вне зависимости от традиций и религии, популярны современные виды танцев. Названия их известны каждому, и при этом почти каждый может научиться их исполнять. Такие телодвижения не требуют особой растяжки, подготовки или природной пластики. Главное – влиться в ритм и стать одним целым с музыкой. Сразу отметим, что все танцы, которые будут перечислены ниже, являются основой для так называемой «клубной хореографии». Данные движения быстро разучивает и смешивает между собой современная молодежь, в результате чего получается своеобразный микс, который можно увидеть в любом ночном клубе любого города мира.

Современные танцы

Тектоник. Возник в 21 веке на основе джампстайла, хип-хопа, поппинга, стиля техно и проч. Всегда танцуется под быструю электронную музыку.

Стрип-дэнс. Это основа любого стриптиза, иными словами, танец, который может предполагать дальнейшее раздевание. Суть заключается в пластических движениях, а также нередко во взаимодействии с иными предметами. Так зародились знаменитые пул-дэнс, лэп-дэнс и др.

Гоу-гоу. Эротический танец, который не предполагает раздевания. Нацелен на то, чтобы развлекать публику в клубе. Может содержать любые пластичные элементы, которые будут соответствовать играющей музыке.

Хакка. Танец, который зародился в Нидерландах, в кругах любителей хардкора. Его движения основываются на музыке в данном стиле.

Джампстайл. Танец, основанный на прыжках, один из немногих современных, которые танцуются в паре. Но при этом он имеет особенность – партнеры не должны касаться друг друга.

D’n’B Step. Это исключительно атрибутика стиля «драм энд бейс». Хореография всегда зависит от ритма и темпа музыки.

Шаффл. Танец появился в Австралии, и основан он на джазе. Все движения, в частности шаги, свойственные этому стилю, исполняются под электронную быструю музыку в более скором темпе.

Уличные танцы

Хип-хоп. Это целое культурное направление, которое зародилось в 70-е годы в Нью-Йорке среди представителей рабочего класса. Оно охватывает не только уникальную хореографию, но и слэнг, моду, манеру поведения и прочие отрасли жизни. В рамках хип-хоп культуры существуют самые разнообразные виды танцев, в большей или меньшей степени сложные в исполнении. Это breaking, DJing, MCing, клубный хип-хоп и многое другое.

Брейк-данс, который также называют бибоингом. Изначально быть частью хип-хоп культуры, а после, в силу своей уникальности, стал отдельным танцем.

Crip Walk. Танец, который появился в Лос-Анджелесе. Характерен шагами, которые исполняются в духе импровизации, в очень быстром темпе.

Поппинг. Танец основывается на быстром сокращении и расслаблении мышц, за счет чего тело человека содрогается. При этом важно соблюдать определенные положения и позы, в которых подобные движения выглядят наиболее эффектно.

Народные танцы

В каждом государстве, помимо флага и гимна, имеется еще одна, не менее важная атрибутика – танец. Для каждого народа характерны свои движения, свои ритмы и темпы, которые сложились историческим путем. По особенностям хореографии можно легко определить, какой национальности человек, какую страну он представляет. Такие постановки выполняются преимущественно в группе, но есть некоторые исключения, когда выступают только два партнера. Сейчас мы рассмотрим виды народных танцев, которые являются наиболее популярными во всем мире. Кстати, некоторые из них стали основой классической хореографии, а некоторые послужили отличным стартом для развития уличных танцев. 

Танцы народов мира

Аттан – официальный народный танец Афганистана. Также исполняется многими соседними народами в различных вариациях.

Гопак – танец народов Украины. Исполняется всегда в национальных костюмах, в очень быстром и энергичном ритме. Для него характерны пробежки, приседания, прыжки и прочие активные телодвижения.

Трепак – исконно русский танец, который распространен и на Украине. Исполняется всегда в двудольном размере, при этом сопровождается дробными шагами и притопыванием.

Зика – знаменитый чеченский танец, который исполняется исключительно мужчинами. Как правило, является сопровождающим элементом для важных религиозных событий.

Краковяк – самый знаменитый польский танец. Исполняется в быстром ритме, всегда с ровной спиной.

Хоровод. Танец-игра, который ранее был популярен среди многих народов. Правила везде разные, но суть заключается в том, что в хороводе принимает участие огромное количество людей.

Лезгинка – самое знаменитое хореографическое действо на Кавказе. Его танцуют и чечены, и армяне, и грузины, и азербайджанцы и многие другие народы. 

var-veka.ru

Классические танцы

Особенности классического танца

Классический танец представляет собой основу танцевального искусства – это профессионально обработанная система принципов и правил танцевания, в которой четко прописаны все основные позиции тела во время танца, виды и характер прыжков, поворотов и силовых поддержек. В этой системе каждая позиция, смена положения корпуса ног и рук имеет свое наименование — сложилась профессиональная терминология. Поскольку академическую обработку классическая хореография получила во Франции, то слова-термины пришли из французского языка.

Эталоном классического танца сегодня признан классический балет, потому что именно в балте проявляются и сохраняются все принципы и правила классического танца. Таким образом балет — это не просто это яркая разновидность театрального искусства, но и академическая или профессиональная школа классической хореографии.

Важной чертой балета является его сценичность — наличие своего сюжета — истории, часто аллегорической, о человеческой жизни и любви, о горе и счастье, о добре и зле. Талант танцора заключается в том, чтобы показать зрителю при помощи пластики ритмичных движений под музыку, а также артистический мимики всю фабулу происходящего. Этот вид сценического танца, характеризуется обобщённой выразительностью телодвижений, использованием танцевальных пуантов, строго регламентированными позициями тела, полной выворотностью ног у танцоров.

Несмотря на свою строгую неизменную форму, классические танцы не утрачивают популярности со времени их возникновения и до наших дней. Многие считают необходимым записать своих детей, даже с раннего возраста, в классические танцевальные школы или в студии по классическим танцам, за время обучения в которых ученики приобретают прекрасную осанку, учатся превосходно владеть своим телом, ювелирно оттачивают движения.

Виды классических танцев

Традиционно к классическим танцам относят:

  • Классический балет
  • Романтический балет
  • Современный балет
  • Европейские бальные танцы
  • Латиноамериканские бальные танцы

Обучение детей классическому танцу

Уроки в классической танцевальной школе, а также подготовка к представлениям проводится профессиональными хореографами и балетмейстерами.

Обучение классической хореографии в школах классического танца предусматривает освоение профессиональной терминологии, правильную постановку корпуса, изучение и отработку основных позиций рук и ног, ознакомление с историей балетного искусства, постановку танцевальных сценических композиций — этюдов и отдельных танцевальных партий и спектаклей.

Характерной отличительной чертой классического танцора является выворотность всех суставов ног, которая способствует чистоте пластичных горизонтальных линий движений ног, делающая невидимыми углы, образуемые пятками при поднимании ног. А красота вертикальных линий во время танца достигается за счет работы сильной спины — устойчивости во время поворотов и прыжков, удержание баланса при подъеме на пуанты.

Приобретение необходимой выворотнисти, гибкости и постановки корпуса достигается регулярными занятиями. Поэтому классический танец невозможно представить без обязательной хореографической разминки у «станка», состоящей из ряда специальных упражнений с определенной позицией корпуса тела, ног, рук, и головы. Все эти движения имеют свои названия, например: plier — сгибание, полуприседание, glisser — скольжение, releve — подъем на полупальцы, sauter — прыжок, tourner — поворот и т. п.

В каком возрасте начинать заниматься хореографией?

Занятия хореографией для детей начинают даже с 4-х лет. Используя природную гибкость в раннем возрасте, детей учат тянуть носок, выпрямлять спину, держать корпус. Затем им преподают основные танцевальные позиции. Классическая хореография требует терпения, настойчивости, дисциплинированности, и выносливости. Это нередко пугает детей. Но, как и в любом деле, не прекращают обучение самые увлеченные и мотивированные на конечный результат ученики. В балете такой мотивацией является стремление к профессиональной сцене.
Однако это не значит, что для детей, занимавшихся балетом и не вышедших на сцену, уроки классической хореографии бесполезны.

За время обучения дети приобщаются к миру прекрасного, получают культурное и эстетическое образование, вырабатывают прекрасную осанку и физические кондиции наравне со спортсменами. А главное, балет закладывает у ребенка именно ту хореографическую основу, которая позволит развиваться в любом из выбранных танцевальных направлений на профессиональном уровне.

Благодаря академизму и универсальности классического танца, даже опытные танцоры других хореографических направлений не прекращают занятий классикой. Кроме того, тренировочные упражнения классического танца являются обязательным элементом подготовки спортсменов в таких видах спорта, как художественная и спортивная гимнастика, фигурное катание и танцы на льду, синхронное плавание.

national-travel.ru

Классический танец

 

ТАНЦЕВАЛЬНЫЙ ПОРТАЛ. ВСЕ О МИРЕ ТАНЦА. Классический танец.
(Страницы из книги директора танцевальной школы “Арабеск” Дмитрия Томилина)

 

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ – исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографического искусства, основанная на принципе поэтически-обобщенной трактовки сценического образа.

По существу обозначает профессиональный танец по аналогии с профессиональной музыкой и в отличие от народного танца и музыки народной. Формировался на протяжении многих веков и у многих народов. Постепенно термин вошел в обиход вытеснив бытовавшие ранее термины – серьезный, благородный, академический и др.

 

Классифицируется на европейский и восточные классический танец . Европейский классический танец изначально впитал в себя положения и движения заимствованные из народных плясок, хороводов, бытовых танцев, отобрав и переработав наиболее выразительные, обладающее определенностью, законченностью, пластически раскрывающие духовный мир человека.

Развитие получил во Франции, где сформировалась как система, обладающая собственной терминологией. Профессиональная разработка народного, бального и сценического танца привела к дифференциации и обогащению выразительных средств танца. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы классического танца .

Она построена на изучение различных групп движений, объединенных общими для каждой группы признаками. В системе танца разработаны позиции рук, ног, корпуса и головы, причем строго ограничено число групп движений. Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы, служит средством создания художественных образов балетного спектакля.

Большое значение имеет русская школа, отличающаяся национальным характером, чистотой и благородностью пластических форм, умением наполнить танец драматическим содержанием. Классический танец непрерывно обогащается , черпая новые пластические формы из других танцевальных систем. Он является основой, на которой формируются различные национальные балетные театры.

Классический танец народов Востока – понятие включающее в себя в себя танцы и танцевальные школы (системы), существующие с древних времен в странах Востока (Китай ,Корея, Япония) и Южной Азии (Индия . Шри-Ланка, Бирма, Индонезия, Вьетнам, Таиланд идр.). Традиционные формы классических танцев сохранились в этих странах в силу особенности их исторического развития.

 

БАЛЕТ(франц. ballet, итал. Balleto, латинское ballo – танцую) вид музыкально-театрального искусства, содержание которого выражается в хореографических образах. Принадлежит к зрелищному синтетическим, пространственно-временным видам художественного творчества. Включает в себя драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство. Все перечисленные виды искусства подчинены хореографии являющейся центром их синтеза.

«История искусства – это история шедевра
и в театре есть шедевры или образцы …!»
А.Н. Бенуа

 

БАЛЕТ высшая форма хореографии. Балет это драма написанная музыкой и воплощенная в хореографии. Основу БАЛЕТА составляет действенный танец, а также дивертисмент. Разделяется на классический танец и характерный танец (а в пределах них танец солистов, корифеев и кордебалета) используется также танец модерн. БАЛЕТ имеет деление на жанры: Балет-трагедия и Балет-комедия, Балет-пьеса и Балет-симфония. БАЛЕТ может быть многоактным или представлять собой одноактный спектакль или хореографическую миниатюру. Различаются также Балеты сюжетные и бессюжетные, танцевальные и пантомимные, существуют Балеты-интермедии и Балеты-дивертисменты. Термин БАЛЕТ служит преимущественно для обозначения европейского балетного искусства.

 

КОРДЕБАЛЕТ – (corps de ballet) – коллектив танцовщиков, исполняющих массовые танцы и сцены.

Может использоваться как самостоятельно в массовых танцах, так и в сочетание с ансамблем и с солистами. С помощью кордебалета обычно наиболее наглядно реализуются закономерности симфонического танца, аналогичного полифонической структуре и тематической разработке в музыке.

 

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ – утвердившийся на профессиональной сцене унифицирует национальный стиль, подчиняет его условному балетному танцу.

Принято считать что характерный танец или народно-характерный танец , как его величают в танцевальных кругах отличается от народно-сценического танца (см. Эстрадный танец), именно набором определенных движений и их исполнением, различие именно в унификации и приближении исполнения к классическому танцу , в то время как в народно-сценическом танце происходит <академизация> движений народного танца (укрупнение, выделение), без их искусственной трансформации и приспособления к унифицированным движениям классического танца.

 

ДЕМИ-КЛАССИКА DEMI (франц. – полу-, наполовину) термин указывает на исполнение только половины движений.

При характеристике исполнения принято считать, что только половина исполняемых движений относится к классическому танцу , остальная часть к любому другому , не классическому, но половина обязательно должна иметь отношение именно к классическому танцу

 

ДЕЙСТВЕННЫЙ ТАНЕЦ – танец воплощающий развитие действия балетного спектакля.

Имеет широкое значение охватывающее все разновидности танца, развивающего действия, в отличие от дивертисмента, выражающего не действие , а состояние; и пантомимы, раскрывающей действие, но не танцевальными средствами. Является главным выразительным средством сюжетного балета и развивает драматическое действие.

 

ДИВЕРТИСМЕНТ – (франц. Divertissement – увеселение, развлечение) Структурная форма внутри балетного спектакля, представляющая собой сюиту танцевальных номеров (как концертных соло и ансамблей, так и сюжетных миниатюр.)

Обычно это развернутый ансамбль классического танца , окруженный номерами характерных танцев. Имеется и другое значение – это театральное зрелище, собранное из номеров разных жанров (драматических, вокальных, танцевальных).

 

ДУЭТНЫЙ ТАНЕЦ – парный танец танцовщика и танцовщицы.

Ранее любой парный танец назывался pas de deux , но с середины 19 века pas de deux принимает более определенную пятичастную танцевальную форму и дуэтный танец входит в нее составной частью. Музыкальная форма его в основном -adagio- Строится преимущественно на партерных поддержках и танцевальных комбинациях. Яркий и технически сложный танец. С развитием дуэтного танца – техника и построение усложняется, появились воздушные поддержки, гимнастические и акробатические элементы ставшие на сегодняшний день его неотъемлемой составной частью. Входит в программу обучения хореографических училищ и школ в качестве обязательной специальной дисциплины старших классов.

 

www.arabesk.su

Классический танец – это… Что такое Классический танец?

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТÁНЕЦ, исторически сложившаяся, устойчивая система выразительных средств хореографич. иск-ва, основанная на принципе поэтически-обобщённой трактовки сценич. образа; формировалась на протяжении многих веков и у многих народов. Термин “К.т.” возник в России в кон. 19 в., в результате обособления отдельных видов танца, разделения танцовщиков на “классических” и “характерных” (см. Характерный танец). Постепенно термин вошёл в обиход, вытеснив бытовавшие ранее термины – “серьёзный”, “благородный”, “академический” и другие. До этого времени в России (в зарубежной терминологии включая и 20 в.) понятие “К. т.” было равнозначно балетному или театр. танцам. По существу оно обозначало проф. танец по аналогии с проф. музыкой и в отличие от танца и музыки народной.

Из множества движений европ. К. т. впитал положения и движения, заимствованные из нар. плясок, хороводов, бытовых танцев, отобрав и переработав наиболее выразительные, обладающие определённостью, законченностью, пластически раскрывающие духовный мир человека. Первые попытки осмысления театр. танца были предприняты итал. и исп. учителями танца 15–16 вв., к-рые стремились систематизировать свод танц. положений и движений (трактаты о танце Ф. Карозо, Г. Негри и другие.). Художеств. особенности К.т. начали складываться в 16 в. в Италии.

Дальнейшее развитие система К. т. получила во Франции, в трудах Академии танца (П. Бошан, Р. Фёйе), где получила свою терминологию. Проф. разработка нар., бального и сценич. танца привела к дифференциации и обобщению выразит. средств танца. Разделение на элементы, отбор и систематизация движений легли в основу школы К. т. Она построена на изучении разл. групп движений, объединённых общими для каждой группы признаками, напр. группа приседаний (plié), прыжков (элевация), вращений (pirouette, tour, fouetté), положений корпуса (attitude, arabesque) и др. В системе К. т. разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы (позиции ног разработаны значительно полнее), причём строго ограничено число групп движений. Движения К. т. строятся на основе выворотности. В теории К. т. разработано понятие о закрытых (fermé) и открытых (ouvert), скрещенных (croisé) и нескрещённых (effacé) позициях и позах, а также о движениях внутрь (en dehors) и наружу (en dedans). Виртуозность техники, достигнутая в результате освоения школы К. т., служит средством создания художеств. образов балетного спектакля.

К. т. связан с проф. музыкой, дающей ему образно-содержательную и временную основу. Эволюция К. т. была обусловлена развитием и борьбой разл. для каждой эпохи эстетич. направлений (см. Балет). Большое значение в развитии культуры К. т. имела рус. школа, к-рая получила значит. развитие в кон. 19 в. Деятели рус. хореографии создали школу К. т., отличающуюся нац. характером, чистотой и благородством пластич. языка, умением наполнить танец драматич. содержанием. Муз.-хореографич. реформа П. И. Чайковского и М. И. Петипа открыла широчайшие возможности для развития балетного иск-ва.

К. т. непрерывно обогащается, черпая новые пластич. формы из нар. танца, из др. танц. систем. Он является основой, на к-рой формируются разл. нац. балетные т-ры: в СССравни в странах Европы, Америки, а также Азии и Африки (последние десятилетия).


Лит.: Степанов [В. И.], Программа занятий балетными танцами, в кн.: Борисоглебский М. В. (сост.), Материалы по истории русского балета, т. 2, [Л.], 1939, с. 260–62; Ваганова А., Основы классического танца, Л.–М., 1963; Мессерер А., Уроки классического танца, [M., 1967]; Костровицкая В., Писарев А., Школа классического танца, 2 изд., Л., 1976; Weaver J., Anatomical and mechanical lectures upon dancing, L., 1721; Rameau P., Le maître à danser, P., 1725; Blasis C., Traité élémentaire, théorique et pratique de l’art de la danse, Mil., 1820; Adice L., Théorie de la gymnastique de la danse théâtrale, P., 1859. Смотри также лит. при ст. Балет.

Балет. Энциклопеди. – М.: Большая Советская энциклопедия. Главный редактор Ю.Н.Григорович. 1981.

balet.academic.ru

КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ • Большая российская энциклопедия

КЛАССИ́ЧЕСКИЙ ТА́НЕЦ, ис­то­ри­ч­е­ски сло­жив­шая­ся, упо­ря­до­чен­ная сис­те­ма тан­це­валь­ных дви­же­ний, ко­то­рая фор­ми­ро­ва­лась на про­тя­же­нии мн. ве­ков и у мн. на­ро­дов, од­но из глав­ных вы­ра­зи­тель­ных средств ба­лет­но­го иск-ва. По оп­ре­де­ле­нию тео­ре­ти­ка хо­ре­ог­ра­фич. иск-ва Л. Д. Блок, «клас­си­че­ский та­нец – сис­те­ма ху­дож. мыш­ле­ния, оформ­ляю­ще­го вы­ра­зи­тель­ность дви­же­ний, при­су­щих тан­це­валь­ным про­яв­ле­ни­ям че­ло­ве­ка на разл. ста­ди­ях куль­ту­ры. В клас­си­чес­ком тан­це эти дви­же­ния вхо­дят не в эм­пи­ри­че­ски дан­ной фор­ме, а в аб­ст­ра­ги­ро­ван­ном до фор­му­лы ви­де». Тер­мин «К. т.» воз­ник в кон. 19 в. в ре­зуль­та­те обо­соб­ле­ния отд. ви­дов тан­ца, раз­де­ле­ния тан­цов­щи­ков на «клас­си­че­ских» и «ха­рак­тер­ных»; по­сте­пен­но он во­шёл в оби­ход, вы­тес­нив бы­то­вав­шие ра­нее оп­ре­де­ле­ния («серь­ёз­ный», «бла­го­род­ный», «ака­де­ми­че­ский» и др.).

Сис­те­ма К. т. скла­ды­ва­лась пу­тём от­бо­ра из мно­же­ст­ва бы­то­вых, тру­до­вых и пр. дви­же­ний че­ло­ве­че­ско­го те­ла наи­бо­лее за­кон­чен­ных, пла­сти­че­ски вы­ра­зи­тель­ных, пред­став­ляю­щих эс­те­тич. цен­ность. Зна­чит. влия­ние на вы­ра­бот­ку сис­те­мы К. т. ока­за­ло ан­тич­ное иск-во, в ча­ст­но­сти за­пе­чат­лён­ные в скульп­ту­ре и ва­зо­вой жи­во­пи­си об­раз­цы ан­тич­ной хо­рео­гра­фии. Ху­дож. осо­бен­но­сти К. т. на­ча­ли скла­ды­вать­ся в 15 в. в Ита­лии. Пер­вые по­пыт­ки сис­те­ма­ти­за­ции те­ат­ра­ли­зо­ван­но­го тан­ца бы­ли пред­при­ня­ты итал. и исп. танц­мей­сте­ра­ми 16–17 вв. (трак­та­ты Ф. Ка­ро­зо, Ч. Нег­ри и др.). Даль­ней­шее раз­ви­тие и спе­ци­фич. тер­ми­но­ло­гию сис­те­ма К. т. по­лу­чи­ла во Фран­ции, в тру­дах Ко­ро­лев­ской ака­де­мии тан­ца (П. Бо­шан и др.). Проф. раз­ра­бот­ка нар., баль­но­го и сце­нич. тан­ца при­ве­ла к диф­фе­рен­циа­ции и обоб­ще­нию их вы­ра­зит. средств. Тра­ди­ци­он­но в К. т. при­ня­та франц. тер­ми­но­ло­гия. Сис­те­ма К. т. по­строе­на на разл. груп­пах дви­же­ний, объ­е­ди­нён­ных об­щи­ми для ка­ж­дой груп­пы при­зна­ка­ми, напр. груп­па при­се­да­ний (plié), прыж­ков (эле­ва­ция), вра­ще­ний (pirouette, tour, fou­etté), по­ло­же­ний кор­пу­са (attitude, arabesque) и др. В сис­те­ме К. т. раз­ра­бо­та­ны по­зи­ции ног, рук, кор­пу­са и го­ло­вы, при­чём чис­ло групп дви­же­ний стро­го ог­ра­ни­че­но. Дви­же­ния К. т. стро­ят­ся на ос­но­ве вы­во­рот­но­сти (спо­соб­ность к сво­бод­но­му раз­вёр­ты­ва­нию ног на­ру­жу от бед­ра до кон­чи­ков паль­цев, при ко­то­рой ступ­ни об­ра­зу­ют ли­нию, па­рал­лель­ную ли­нии плеч). В тео­рии К. т. раз­ра­бо­та­ны по­ня­тия о за­кры­тых (fermé) и от­кры­тых (ouvert), скре­щён­ных (croisé) и не­скре­щён­ных (effacé) по­зи­ци­ях и по­зах, а так­же о дви­же­ни­ях внутрь (en dehors) и на­ру­жу (en dedans). Вир­ту­оз­ность тех­ни­ки, дос­тиг­ну­тая в ре­зуль­та­те ос­вое­ния шко­лы К. т., слу­жит сред­ст­вом соз­да­ния ху­дож. об­ра­зов ба­лет­но­го спек­так­ля. Как учеб­ная дис­ци­п­ли­на К. т. пред­став­ля­ет со­бой тан­це­валь­ную гим­на­сти­ку, не­об­хо­ди­мую для раз­ви­тия вы­ра­зит. средств тан­цов­щи­ка. Зна­чит. вклад в раз­ви­тие К. т. вне­сли К. Бла­зис, А. Бур­нон­виль, С. Ви­га­но, Ж. Но­верр, Ж. Пер­ро, М. И. Пе­ти­па, Ф. и М. Тальо­ни и др.

bigenc.ru

Классический танец – Хореографический ансамбль Вдохновение

Дети, а в частности подростки, далеко не являются приверженками классического танца. Время бунтарства, поиск собственного я, желание показаться «крутым» в глаз сверстников, всё это никак не вяжется у них с занятиями классическими танцами. 
Наверняка, родители и педагоги школы танцев часто слышат фразу «да зачем мне эти танцы?». 

 

 

Для чего нужны занятия классическим танцем

В первую очередь, стоит отметить, что занятия классическим танцем (даже если будут изучены только азы) развивают тонкий музыкальный вкус. Это помогает развить в себе творческий потенциал и душевное равновесие.Конечно, в танцы приходят не за этим. Поэтому следующем в списке будет красивые линии тела. Не секрет, что занятия танцами помогают выработать гибкость, красивую осанку и придать телу изящную форму.

Обобщенно можно выделить несколько важных вещей, которые дают занятия классическими танцами:
• Стройность тела
• Гибкость 
• Чувство ритма
• Ровная осанка
• Чувство равновесия
• Хорошая растяжка 
• Развивает выносливость 
 

Но это лишь часть того, что можно получить. 

 


Классические танцы это прародители любого современного танца. Без них не было бы того, что мы постоянно можем видеть на сцене или в новомодных музыкальных клипах. 
Классика это то, что является основой всей хореографии. Изучая базовые движения, танцор может самовыражаться и найти свой собственный стиль.

 


Классический танец прошел через столетия не просто так. Мода менялась, танцы совершенствовались. И спустя года до нас дошло только самое лучшее, проверенное временем. В классическом танце есть и отголоски народных и бытовых танцев.
Интересный факт – все танцевальные движения в классике имеют французские названия, поэтому танцоры со всего мира могут друг друга понять. 


Даже простые комбинации, построенные на основе классического танца, с простыми движениями головы, кисти руки или ног, делают танец изящным и грациозным. 
Занятия классическим танцем позволяет ознакомиться не только с основой любого танца, но и теорией и профессиональной терминологией, которые также важны для успешного танцора. Помимо всего этого занятия данным видом танца воспитывают в человеке музыкальность.

 

 

Классический танец – не просто набор движений, это целое искусство, которое необходимо наполнить чувствами и эмоциями. Хорошо отработанный танец в сочетании с неподдельными эмоциями и любовью к своему делу, способен заворожить зрителя и подарить незабываемое эстетическое удовольствие.

 

 

 

 

Читайте так же:

 

 

 

 

wdoxnovenie.ru

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *