Кто изобрел печатный станок в европе: Печатный станок Гутенберга: история его изобретения и развития | Рутвет

Содержание

30. Изобретение книгопечатания и идеологическая борьба в Европе в XV-XVI веках.

Само по себе изобретение печатного станка является важнейшим фактором возникновения журналистики. Оно оказало огромное влияние на все сферы человеческой деятельности, и в особенности на журналистику, поскольку без печатного станка она невозможна принципиально, только печатный станок делает её массовой и оперативной. Без этих качеств журналистики как специфической формы общественной деятельности не существует. Идея печатного оттиска заложена ещё в тавре или клейме, которым скотоводы метили своих лошадей или коров, а также в личных печатях вождей древнейших цивилизаций. Одним тавром или печатью можно было отметить тысячи голов скота, огромное количество товаров.

До изобретения книгопечатания существовало несколько способов воспроизведения книг. Первый – ксилография. Это печатание с клише, выгравированном на дереве. Первый такой печатный текст был оттиснут предположительно в Корее между 701 и 751 гг. Есть сведения, что печатание с клише, сделанного из одного куска дерева размером в страницу, возникло в Китае в 6-8 вв. К середине Х в. ксилография распространилась на Ближнем Востоке.

Страной изобретения книгопечатания считается Китай. Там в 1040–1048 гг. кузнец по имени Пи Шен использовал своеобразный наборный процесс, вырезая иероглифы на брусочках глины, обжигая их, составляя из них текст на металлической пластине и прикрепляя их к этой пластине смолой. Однако глиняные литеры быстро изнашивались и не давали четкого отпечатка. Этот способ не нашел распространения, так как китайское письмо сложное и состоит из множества иероглифов. Но этот станок недалеко ушел от печатания монет. Его возможности были ограничены и связаны со спецификой китайской письменности, насчитывающей около 40 тысяч знаков, каждый из которых обозначает отдельное слово. Писец, знавший не более 3 – 5 тысяч знаков, не мог размножать от руки философские или литературные произведения, так как не все понимал в них.

И вот для распространения трудов Конфуция Ли Бо или Бо Цзюйи был придуман следующий способ: текст копировался на деревянную доску (вырезались иероглифы), а с доски, намазанной краской, переносился на лист бумаги. Таким образом можно было до бесконечности размножать один текст, но, чтобы напечатать другой текст, нужно было вырезать иероглифы на новой доске. В 1392 г. корейцы достигли больших успехов, применив для размножения текстов медные литеры. В 1403 г. император Тай Тзунг в целях улучшения народного образования приказал печатать корейские книги с помощью таких литер.

История же европейского книгопечатания восходит к XV столетию, когда появились прообразы печатных изданий. Эти первые книги, в основном примитивные иллюстрации с небольшими текстовыми пояснениями для малограмотного потребителя – «Библия бедных» («Biblia pauperum»), «Зерцало спасения человеческого» («Speculum humanae salvationis») или «Искусство умирать» («Ars moriendi»), представляли собой оттиски с цельных досок (ксилография).

Изобретение книгопечатания, т.е. печатания с набора, состоящего из отдельных литер, принадлежит немецкому типографу из Майнца – Иоганну Гутенбергу. Иоганн Гутенберг изобрел печатный станок, а вернее способ печатания текста с помощью подвижных литер самостоятельно, и его станок был более совершенным, чем китайский. Он соединил в себе принцип штемпелевания (критский диск) и оттиска с досок, или ксилографии (Китай).

Настоящая фамилия майнцского первопечатника – Генсфляйш, но он предпочел взять фамилию матери. В 1448 г. Гутенберг появился в Майнце, где, взяв в долг 150 гульденов, продолжил работу над отливкой литерного набора и конструированием печатного станка. Год появления первого печатного издания остается предметом дискуссий – называются даты от 1445 до 1447. Первые издания, приписываемые Иоганну Гутенбергу, представляли небольшие листовки-календари и учебники. На них нет указаний имени Гутенберга и места издания, поэтому существуют различные версии относительно точной атрибуции и датировки.

Из ранних гутенберговских изданий сохранились так называемый «Фрагмент о Страшном суде» – напечатанный с двух сторон лист, представляющий собой отрывок из «Сивиллиной книги», латинская грамматика Элия Доната (экземпляры которой хранятся в Парижской библиотеке). В целом первые оттиски отмечены низким качеством печати и свидетельствуют о том, что Гутенберг еще искал свою модель шрифта и экспериментировал с набором текста.

Наиболее известным деянием Гутенберга стало издание так называемой 42-строчной Библии (называемой так по количеству строк на странице), появление которой связано с одним из самых громких скандалов в истории книжного дела. В 1450 г. в Майнце Иоганн Гутенберг, заняв немалую сумму денег у Иоганна Фуста, начал работу над выпуском своей Библии. Изготовление оборудования и отливка шрифтов потребовали времени, и в 1452 г. Гутенберг вновь прибег к финансовой помощи Фуста, взяв его в дело в качестве компаньона.

В Италии первый печатный станок был установлен в бенедектинском монастыре св. Схоластики в Субиако, предместье Рима, усилиями немецких печатников Конрада Свейнгейма и Арнольда Паннарца в 1465 г. Именно они разработали антикву, которая стала шрифтовой основой для итальянского книгопечатания. Несмотря на материальные затруднения Паннарц и Свейнгейм до 1472 г. смогли выпустить 36 книг. Вскоре книгопечатание появилось в Риме, где работал немецкий типограф Ульрих Ган, впервые в Италии выпустивший книгу с гравюрными иллюстрациями, затем – в Венеции, Милане, Неаполе, Флоренции. Книгопечатание способствовало распространению разнообразных идей, в частности, будоражащих воображение, побуждающих к действию. Первоначально книги были достаточно отвлеченными от бурных событий действительности. Но в 15-16 вв. они стали актуальными и злободневными, во многом выполняли роль газет. Это “Похвала Глупости” Эразма Роттердамского – сатира на сильных мира сего. “Золотая книжечка о наилучшем устройстве государства или О новом острове Утопия” Томаса Мора. Труд Николая Коперника “Об обращениях небесных сфер”, в котором утверждалась гелиоцентрическая система мира.

Многие книги были объявлены церковью еретическими. Преследованиям подвергались как их авторы, так и издатели.

Инквизиция жгла книги, осуждала типографов. В 1548 г. появилась цензура. Орден иезуитов возглавил борьбу с Реформацией и издал книгу

“Индекс запрещенных книг”. В нем были произведения Эразма Роттердамского, Н. Коперника, Д.Бруно, Д.Бокаччо, Ф.Рабле.

Необходимо заметить, что распространение типографского дела в Европе практически совпало с началом Реформации. Традиционно начало Реформации связывают с событием, имевшим место 31 октября 1517 г. В тот день мятежный доктор богословия Мартин Лютер прибил к дверям виттенбергской церкви свои 95 тезисов против католической церкви. С этого символического акта началась Реформация, приведшая к религиозным войнам и разделению Европы на католические и протестантские государства. Деятели Реформации первыми использовали преимущества типографского пресса для ведения пропаганды. Лютер и его сторонники в большом количестве тиражировали полемические листки, в доходчивой форме разъяснявшие сторонникам нового вероучения основные теологические проблемы и специфику текущего политического момента.

Таким образом, листовки, «летучие листки», прокламации, памфлеты, диалоги, пародии и сатиры – стали основным идеологическим инструментом в эпоху Реформации. Это было мощное оружие в актуальной религиозной и политической борьбе, ставшее возможным лишь после успехов книгопечатания; оно обладало огромной действенной силой и использовалось всеми без исключения политическими и религиозными лагерями. Для печатания газет станки стали использовать несколько позже, так как необходим был ещё ряд преобразований и перемен в жизни Европы. Дешевую бумагу к этому времени европейцы уже научились делать, а вот система связи была ещё архаичной.

Инквизиция объявила познание тяжким грехом. Преодоление средневековья было и преодолением невежества, пробуждением человеческого разума. Вместе с первыми станками, торговыми фирмами и книгами развивалась жажда знаний. Читать и писать учились уже не только монахи, но и купцы и даже некоторые простые горожане. Рождалась интеллигенция, как единая, социально-значимая прослойка общества, а это значит, что в эпоху средневековья духовную и политическую жизнь общества стала определять книга.

Она была доступна далеко не всем, и тем не менее сыграла огромную роль в распространении знаний.

Мартин Лютер и революция книгопечатания

Хотя печатный станок был изобретен Гутенбергом, именно отец Реформации сделал книгу массовым и недорогим товаром. Как благодаря немецкому богослову из провинциальной Германии книги стали такими, какими мы их знаем сегодня? Публикуем перевод статьи писателя Ричарда Хиггинса для The Washington Post.

Спустя 500 лет после того, как Мартин Лютер прибил к двери часовни самое известное объявление в истории, его вспоминают как разжигателя революции, расколовшей и навсегда изменившей западное христианство. То, что осталось в её тени, — другая революция, начатая немецким монахом и оказавшая не меньшее влияние на нашу культуру. Это революция в книгопечатании.

Никому не известный монах, профессор теологии и приходской священник из немецкой глуши, в октябре 1517 года Лютер стал самым продаваемым автором в Европе и первой масс-медиа знаменитостью. Он поднял на ноги только зарождавшуюся печатную индустрию, и в намного большей степени, чем кто-либо другой, сделал книги такими, какими мы их знаем сегодня.

Обычно это достижение приписывается Иоганну Гутенбергу, который и изобрел наборный шрифт в 1450 году. Но Гутенберг дал нам только технологию — сам печатный станок, в который могли быть легко вставлены металлические буквы и символы. Бичем индустрии долгое время оставалось низкое качество печати и зависимость от князей и священников, для которых печатались увесистые и нечитабельные тома на латыни. Множество типографов, включая самого Гутенберга, обанкротились.

Лютер все изменил. Его короткие, недорогие, провокационные книги и памфлеты, написанные на эмоциональном, остроумном и простом немецком, который понимали люди всех сословий, имели успех. Его книги вызвали сильнейший ажиотаж в Германии и способствовали созданию первого массового книжного рынка.

Печатный станок позволил Лютеру преодолеть римскую монополию на знание и обеспечил его народной поддержкой до того, как представители церкви смогли его арестовать или заставить молчать. «Книгопечатание позволило Реформации состояться и, по сути, стать вирусной,» — говорит историк-медиевист Кристофер Д. Флэтчер, который помогал собирать экспонаты для посвященной Мартину Лютеру выставки «Религиозные изменения и типография, 1450-1700 гг».

Лютер за 3 года выпустил 30 дешевых памфлетов, которые были напечатаны огромным тиражом в 300 тысяч копий. Он превратил изобретение Гутенберга в революционное средство распространения информации. Только в 1520 году было выпущено около 35 изданий двух его трудов — «Обращения к немецкой аристократии» и «Свободы христианина».

Лютер не был первым, кто использовал памфлеты для инициирования реформ. Монах и пропагандист Джироламо Савонарола пытался сделать это в 1490-х годах во Флоренции, но Лютер довел метод до совершенства. Согласно историку и специалисту по раннему книгопечатанию Эндрю Петтегри, написанные Лютером книги и перевод Нового Завета сделали его самым публикуемым автором со дня изобретения печатного станка. О влиянии Лютера на типографию он подробно пишет в своей книге «Brand Luther», опубликованной в 2015 году.

«Книгопечатание помогло Лютеру стать тем, кем он стал,» — сказал он в интервью, «но и Лютер способствовал успеху книгопечатания».

Залогом успеха Лютера — кроме, конечно, силы его идей — были его писательские способности и осознание того, что качество печати и внешний вид книги очень важны.

Лютер имел одно преимущество перед римскими кардиналами в их шелках и мантиях из горностая. Его опыт преподавания, проповедничества и служения в своем приходе в Виттенберге, провинциальном городке в северной Германии, научил его, как разговаривать с людьми. «Он на инстинктивном уровне понимал то, как нужно говорить с широкой аудиторией», — говорит Петтегри, профессор истории из университета Св. Эндрю в Шотландии, который написал множество работ об истории коммуникации, особенно о ранних памфлетах и плакатах.

Лютеру нужно было это умение, чтобы заставить немцев читать Библию. Перед тем как сесть за перевод, он долго ходил по улицам и рынкам, иногда маскируясь, чтобы «слушать речь простых людей». Как говорит историк идей и директор независимой исследовательской библиотеки Ньюбери Дэвид Спадафора, он хотел ухватить простоту и прямоту их речи. В своем переводе Лютер, например, виртуозно вводит слово «allein», или «alone (сам по себе, самостоятельно, исключительно)», в «Послании к Римлянам 3:28». Таким образом, в его переводе апостол Павел говорит, что человек спасается не просто «верой», а «исключительно верой». А это является ключевым элементом теологии Лютера.

А для тех читателей, которых не удалось убедить в ошибках Рима при помощи гравюры с Вавилонской Блудницей и папской короной, Лютер добавил короткие заметки на полях. То издание было распродано сразу после выпуска в сентябре 1522 года, и было напечатано снова в декабре того же года.

Краткость была еще одним достоинством Лютера. В те времена теологические работы писались на сложной латыни, и чем больше и сложнее было написано, тем лучше. «Лютер шагнул в неизвестное, написав свои короткие работы», говорит Петтегри. Например, его работа «Проповедь об индульгенции и милости», в отличии от многословных текстов тех дней, «служила образцом краткости, которая добирается до сути». Только в 1518 году эта работа была переиздана несколько раз.

Половиной из 45 текстов Лютера были короткие нравоучения и проповеди, укладывающиеся в 8 страниц. Это упростило и ускорило производство, так как печатному станку требовался только один лист, чтобы напечатать восьмистраничный памфлет. Дешевые, легко транспортируемые и широкочитаемые, эти работы дали простым людям доступ к теологическим знаниям и идеям, которые до этого были в распоряжении только малочисленной элиты.

Лютер не был первым, кто использовал разговорный язык в печатных работах, говорит Уильям Стонмэн, специалист в области истории ранних книг из библиотеки Хьютон, Гарвард. Но использование немецкого языка для полемики с критиками его идей показало, что печатание может быть гибко использовано в общественных обсуждениях.

Типография в 1517 году была довольно плохого качества. Книги очень часто были кривыми и полными ошибок, а буквы получались неровными. Лютер признавал этот недостаток, на четыре столетия опередив Маршала Маклюэна в осознании, что чем лучше средство коммуникации, тем эффективнее сообщение. Будучи схоластом и имея невысокое мнение о книгопечатниках, Лютер тем не менее принимал активное участие в производстве своих книг и, засучив рукава, исправлял ошибки и умасливал издателей, чтобы улучшить качество их изделий. Он настаивал, чтобы шрифты были разборчивыми, а строки и элементы дизайна располагались ровно. В конце концов он заманил в Виттенберг более компетентного книгопечатника из Лейпцига.

Он нанял известного мастера гравюры Лукаса Кранаха — своего друга и состоятельного бюргера из Виттенберга — для улучшения внешнего вида своих книг. Кранах создал изящные иллюстрации, и его элегантные дизайнерские решения вызывали зависть других книгопечатников. Его культовая гравюра августинского монаха в капюшоне была использована на титульных страницах виттенбергских работ и сделала лицо Лютера одним из самых узнаваемых в христианском мире. Творчество Кранаха неизмеримо улучшило дизайн книг Лютера.

Пока Петтегри отстаивает идею об единоличном влиянии Лютера на становление книги, другие ученые отводят ему гораздо меньшую роль в этом процессе. «Книгопечатание тогда переживало подъем и отвечало потребностям Лютера, но он не спас индустрию», говорит Спадафора, исследователь из Ньюбери, который помогал собрать большую выставку, посвященную наследию реформатора. «Он лишь расширил возможности и привлек новую аудиторию для книгопечатников».

Для Петтегри главным критерием гениальности Лютера была его способность распознать потенциал новой формы коммуникации, позволяющей обращаться к людям напрямую. Он создал общественное движение, которое изменило не только книгу, но и жизнь Германии и в конце концов западное общество.

В 1450-х годах изобретение Гутенберга было сразу же признано революционным достижением. Но именно успех Лютера, настаивает Петтегри, позволил ему совершить революцию.

Лютер верил в предопределённость. Он называл печатный станок подарком Бога, «благодаря которому движется вперед дело Евангелия». Прямо в список бестселлеров прошлых и грядущих веков.

Автор перевода: Vahe Abovyan

Религиозное влияние печатного станка

Ведас Люлявичюс, доктор философии, Университет Теннесси

Печатный станок, изобретенный Иоганном Гутенбергом в 1400-х годах, оказал огромное влияние на мир в его тогдашнем виде. Он произвел революцию в обществе того времени, поддержал такие социальные движения, как Возрождение, и стал одним из новаторских моментов в научной революции. В то время огромное влияние ощущалось и на религиозном дискурсе, от укрепления авторитета церкви до закладки фундамента протестантского движения.

Некоторые из самых больших воздействий печатной революции ощущались на Религиозном дискурсе Средневековой Европы. (Изображение: Billion Photos/Shutterstock)

Возможно, одной из главных причин того, почему влияние печатного станка на религию было столь значительным, был тот факт, что религия уже играла огромную роль в средневековой Европе, и вся парадигма подверглась ряду изменений. изменений, когда был изобретен печатный станок. В средневековой Европе концепция религии была тесно связана с суверенной властью, и письменное слово в значительной степени способствовало существующему образцу.

Религия и письменное слово до появления печатного станка

До появления печатного станка письмо всегда делалось вручную. Это была привилегия, зарезервированная за элитой, особенно клерками и монахами. Таким образом, религиозные власти имели практически монопольный контроль над письменными текстами, написанными на папирусе или пергаменте и хранившимися в библиотеках монастырей и соборов, которые вскоре стали превращаться в хранилища редких, а иногда и уникальных текстов. Писцы время от времени копировали эти тексты, пытаясь избежать любых вариаций, когда это было необходимо.

Все это происходило на особом, священном языке латыни, а не на народных языках. Это еще больше ограничило доступ к письменному слову для тех, кто выучил латынь.

Хотя печатный станок Гутенберга фактически демократизировал доступ к письменному слову, он сделал это благодаря прочным связям с религиозной властью.

Восстановление христианской власти с помощью прессы

Все свидетельства указывают на то, что Гутенберг был практичным и проницательным бизнесменом, и это мнение подкрепляется тем фактом, что Гутенберг основывал свою раннюю бизнес-модель на основе христианской религиозной власти.

В то время католическая церковь уже несколько столетий переживала неспокойное время и была потрясена западным расколом с 1378 по 1417 год, когда в какой-то момент три христианских соперничающих папы заявили о своих претензиях на возвышение. престол христианской духовной власти.

Даже после того, как совет уладил спор, дом христиан, казалось, был полон неуверенности, и вокруг него кружило множество реформаторов.

В таких обстоятельствах Гутенберг использовал свой печатный станок для создания новых, единообразных и «одобренных» версий Библии. Этот шаг был сделан в попытке добиться религиозной практики и веры, а также укрепить господствующую власть над христианским миром. Соборы и монастыри средневековой Европы, которые до сих пор сами были пристанищем священных письменных текстов, стали идеальным рынком для печатного станка и его продуктов, создав высокий спрос на улучшенные и признанные печатные тексты.

Это стенограмма из серии видео «Поворотные моменты современной истории». Смотрите прямо сейчас на Wondrium.

Турецкий календарь

Связь Гутенберга с религией не ограничивалась печатью Библии. Он также выпустил брошюры, в которых говорилось о широко распространенных проблемах того времени, в том числе о папском прокламации, призывающем к крестовому походу против турок в качестве возмездия за Константинополь. Он также печатал индульгенции, которые были специальными формами, выпущенными католическими властями, чтобы предложить освобождение от грехов в обмен на акты покаяния и денежную плату. Средства, накопленные от этих индульгенций, пошли на особую цель: крестовый поход против турок. Гутенберг также напечатал специальный, как его называли, «тюркский календарь», в котором ежемесячно содержались призывы к крестовому походу против турок. Таким образом, первые выпуски печатных СМИ были формой возмездия против растущего турецкого влияния, которое в последнее время разрушило Константинополь.

Узнайте больше о падении Константинополя.

С одной стороны, изобретение Гутенберга помогло католической церкви. Однако, с другой стороны, вскоре оно дало мощный толчок протестантскому движению, призывавшему к реформации католической церкви.

Реформирование религии: протестантское движение и печатный станок

В то время, когда печатный станок Гутенберга стал популярным, в течение нескольких столетий в католической церкви раздавались призывы к реформам. Но примерно через 50 лет после изобретения печатный станок сам по себе сыграл ключевую роль в ускорении протестантской Реформации.

Этот маловероятный союз начался в 1517 году, когда католический священник Мартин Лютер провозгласил свои знаменитые Девяносто пять тезисов , подняв призыв к серьезному обновлению церкви, по иронии судьбы также включив необходимость отменить индульгенции, такие как те, что Гутенберг занимался печатью.

Девяносто пять тезисов Мартина Лютера были одним из центральных произведений, положивших начало протестантскому движению. (Изображение: TarnPisesith/Shutterstock)

В прошлом эти призывы к реформе постепенно либо принимались, либо просто игнорировались, и так продолжалось на протяжении ряда столетий.
Однако вместо того, чтобы идея реформы просто испарилась, изобретение печатного станка на самом деле способствовало распространению пылких идей писаний Лютера с беспрецедентной скоростью и силой, которые вскоре распространились по всей Европе, как лесной пожар.

В то время около трети всех книг, издаваемых в Германии, что составляло около миллиона книг в год, были написаны Лютером. Технически это действительно сделало Мартина Лютера первым современным автором бестселлеров. К 1600 году почти половина Европы была протестантской.

Печать: идеальное средство для сообщения

В некотором смысле, соответствие между средством и сообщением было идеальным. Послание Sola Scriptura , или «только Священное Писание», было тем, что пытался распространять Лютер, и новая способность печатного станка печатать Священные Писания для масс работала с этим очень хорошо. На самом деле было вполне естественно, что печать имела большое значение для протестантов, учитывая их акцент на том, насколько важно для верующих непосредственно читать Слово Божье, Библию.

Чтение написанного напрямую, из авторитетного источника, подразумевает, что каждый сам несет ответственность за свое спасение и свои отношения с Богом. Кроме того, печатная революция также означала, что массово выпускаемая и легкодоступная Библия стала легко доступной для широких масс.

Движение Мартина Лютера, начавшееся как реформа в церкви, теперь закончилось тем, что создало пропасть в христианстве, противопоставив протестантов католикам.

Каждая сторона движения начала использовать печатный станок, чтобы излагать свои взгляды по теме и обсуждать взгляды другой стороны. Многие книги, считавшиеся еретическими, также были сожжены и запрещены. Последовавшие за этим разногласия внутри христианской общины привели к большому насилию в форме религиозных войн и резни, и возникший раскол продолжает существовать в христианстве и по сей день.

Печатная революция, таким образом, начала свои отношения с религией, став фактором укрепления христианского авторитета, и в конечном итоге стала серьезной причиной беспорядков в обществе.

Узнайте больше о Революции печати Гутенберга.

Часто задаваемые вопросы о влиянии печатного станка на религию

В: Как революция прессы повлияла на христианство?

Печатный станок произвел большие изменения в христианстве в средневековой Европе, начав с укрепления авторитета христианской власти над обществом, а затем стал трамплином для протестантской Реформации.

В: Какова была цель индульгенций?

Типография Гутенберга печатала индульгенции для христианской власти, которые были особыми, официальными формами, «освобождающими» людей от грехов в обмен на денежные выплаты и акты покаяния.

В: Как печатный станок повлиял на Мартина Лютера?

Печатный станок распространял работы католического священника Мартина Лютера, в том числе его великий труд Девяносто пять тезисов , который позволил протестантской Реформации распространиться со скоростью лесного пожара.

Продолжайте читать
Коммерческая революция в средневековой Европе
Скромное начало римской литературы
Благородное насилие в средние века; The Church Mediates

Информационные технологии и экономические изменения: влияние печатного станка

«Печать, недавно изобретенная в Майнце, — это искусство искусств, наука из наук. Благодаря его быстрому распространению мир наделен сокровищницей мудрости и знаний, до сих пор скрытой от глаз. Бесконечное количество работ, с которыми очень немногие студенты могли ознакомиться в Париже, Афинах или библиотеках других крупных университетских городов, теперь переведены на все языки и рассеяны среди всех народов мира».

— Вернер Ролевинк (1474)

Печатный станок с подвижным шрифтом стал великой революцией в информационных технологиях эпохи Возрождения и, возможно, представляет собой ближайшую историческую параллель с появлением Интернета (см. недавнюю колонку на этом сайте, van Zanden 2010).

Первый печатный станок был установлен около 1450 года в Майнце, Германия. Современники увидели, что технология привела к радикальным изменениям в способах хранения и обмена знаниями (Ролевинк, 1474). Но каковы были экономические последствия этой революции в информационных технологиях? Снижая стоимость распространения идей, подорвал ли бурный рост печатных СМИ важность местоположения?

Головоломка

Историки утверждают, что печатный станок был одним из самых революционных изобретений в истории человечества, ответственным за распространение знаний и идей, «затмевающим по своим масштабам все, что произошло со времени изобретения письма» (Roberts 1996, p. 220). Тем не менее экономисты изо всех сил пытались найти какие-либо доказательства этой революции информационных технологий в показателях совокупной производительности или дохода на душу населения (Clark 2001, Mokyr 2005).

Таким образом, исторические данные представляют нам загадку, аналогичную знаменитому парадоксу производительности Солоу: до середины XIX в.90-х годов данные о макроэкономической производительности не показали влияния нововведений в компьютерных информационных технологиях.

Новые данные на уровне городов

В недавней работе (Dittmar 2010a) я исследую революцию в информационных технологиях эпохи Возрождения с новой точки зрения, собирая данные на уровне городов о распространении печатного станка в Европе 15-го века. Данные фиксируют каждый город, в котором была установлена ​​типография в 1450–1500 годах – около 200 из более чем 1000 исторических городов (см. также интервью на этом сайте, Dittmar 2010b).

Особое внимание в исследовании уделяется городам по трем основным причинам.

  • Во-первых, печатный станок был городской технологией, предназначенной для городских потребителей.
  • Во-вторых, города были рассадниками экономических идей и социальных групп, которые способствовали возникновению современного роста.
  • В-третьих, размеры городов исторически были важными показателями экономического процветания, а широкомасштабный рост городов был связан с макроэкономическим ростом (Bairoch 1988, Acemoglu et al. 2005).

Рисунок 1 обобщает данные и показывает, как печать распространилась из Майнца 1450-1500 гг.

Рисунок 1. Распространение печатного станка

Связь между типографией и ростом города

Данные городского уровня о внедрении печатного станка можно использовать для изучения двух ключевых вопросов:

  • Было ли это новым технология, связанная с ростом города?
  • И если да, то насколько велика была ассоциация?

Я нахожу, что города, в которых были установлены печатные станки в 1450-1500 гг., не имели предварительного преимущества в росте, но впоследствии росли намного быстрее, чем аналогичные города без печатных станков. В моей работе используется стратегия оценки разницы в разнице, чтобы задокументировать связь между печатью и ростом города. Оценки показывают, что раннее внедрение печатного станка было связано с преимуществом роста населения на 21 процентный пункт с 1500 по 1600 год, когда средний рост города составлял 30 процентных пунктов. Модель разницы в различиях показывает, что города, принявшие печатный станок в конце 1400-х гг., не имели предварительного преимущества в росте, но росли как минимум на 35 процентных пунктов больше, чем аналогичные города, не принявшие печатный станок, с 1500 по 1600 г.

Распространение новой технологии

Печатные станки не были размещены в европейских городах случайным образом. Города, принявшие на вооружение печатный станок в 1450-1500 годах, впоследствии отличались необыкновенным динамизмом. Типографии просто выбирали места, которые уже были предназначены для роста? Этот вопрос можно решить, используя ограничения со стороны предложения, которые ограничивали распространение технологии в период зарождения отрасли.

Печатный станок с подвижным шрифтом был разработан Иоганном Гутенбергом и его деловыми партнерами в Майнце, Германия, около 1450 года. С самого начала типография была коммерческим предприятием. Но в период с 1450 по 1500 год технические барьеры ограничивали вход со стороны предложения.

Ключевое новшество в полиграфии – точное сочетание металлических сплавов и процесс литья металлического шрифта – были коммерческой тайной. Основополагающие знания оставались квазисобственническими в течение почти столетия. Первое известное «чертежное» руководство по производству подвижных литер было напечатано только в 1540 году. В период с 1450 по 1500 год главными печатниками, устанавливавшими печатные станки в городах Европы, были немцы. Большинство из них либо были учениками Гутенберга и его партнеров в Майнце, либо учились у бывших учеников. Таким образом, ограниченное количество принтеров перенесли технологию из Майнца в другие города.

Ограничения на распространение означали, что города, относительно близкие к Майнцу, с большей вероятностью получат технологию при прочих равных условиях. Типографии были установлены в 205 городах 1450-1500 гг. , но не в 40 из 100 крупнейших городов Европы. Примечательно, что регуляторные барьеры не ограничивали распространение. Печать выходила за рамки существующих правил гильдии, и писцы, князья или церковь не встречали сопротивления (Neddermeyer 1997, Barbier 2006, Brady 2009).

Инструментально-вариативный подход

Историки отмечают, что книгопечатание распространялось из Майнца «концентрическими кругами» (Barbier 2006). Расстояние от Майнца было в значительной степени связано с ранним внедрением печатного станка, но ни с ростом города до распространения книгопечатания, ни с другими наблюдаемыми детерминантами последующего роста. Таким образом, географический образец распространения, возможно, позволяет нам идентифицировать экзогенные различия в усыновлении. Используя удаленность от Майнца как инструмент внедрения, я нахожу большие и значимые оценки взаимосвязи между внедрением печатного станка и ростом города. Я нахожу преимущество роста в 60 процентных пунктов между 1500-1600.

Важность расстояния от Майнца подтверждается упражнением с использованием «плацебо» расстояний. Когда я использую в качестве инструмента расстояние от Венеции, Амстердама, Лондона или Виттенберга вместо расстояния от Майнца, предполагаемый эффект печати оказывается статистически незначимым.

Положительные вторичные эффекты

Города, принявшие печатные СМИ, извлекли выгоду из положительных вторичных эффектов накопления человеческого капитала и технологических изменений в широком смысле. Эти вторичные эффекты оказывали повышательное давление на доходность труда, делали города культурно динамичными и привлекали мигрантов.

В доиндустриальную эпоху торговля была более важным источником городского богатства и дохода, чем промышленное производство. Печатные СМИ сыграли ключевую роль в развитии навыков, которые были ценны для торговцев. После изобретения печати европейские издательства выпустили поток учебников по математике, которыми пользуются студенты, готовящиеся к карьере в бизнесе. Первый известный печатный текст по математике – это Treviso Arithmetic (1478). Оно начинается:

«Некоторые юноши… которые предвкушают коммерческие занятия, часто просили меня изложить в письменной форме основные принципы арифметики… Здесь начинается Практика, очень полезная для всех, кто имеет дело с это коммерческое искусство»1

Первая португальская арифметика (1519) начинается аналогичным образом:

«Я печатаю эту арифметику, потому что она так необходима в Португалии для сделок с купцами Индии, Персии, Эфиопии и других мест».2

Эти и сотни подобных текстов помогли учащимся решить наборы задач, связанные с расчетом обменных курсов, доли прибыли и процентных ставок.

В широком смысле печатные СМИ также были связаны с распространением передовых методов ведения бизнеса (таких как бухгалтерский учет), грамотностью и социальным восхождением новых профессионалов — торговцев, юристов, чиновников, врачей и учителей.

Местные эффекты в мире с торговлей

Города с печатными станками пользовались особыми преимуществами. Два ключевых фактора объясняют локализацию положительных вторичных эффектов.

  • Во-первых, положительные вторичные эффекты были локализованы за счет высоких транспортных расходов, исторически связанных с междугородной торговлей. Транспортировка печатных материалов была особенно дорогостоящей, поскольку они были тяжелыми и чувствительными к влаге. Это ограничивало распространение печатных СМИ. По словам Флада (1987, стр. 25), «за пределами городов, где печатались книги или которые были главными центрами растущей книжной торговли, публика зависела от того, что им предлагали странствующие торговцы, и от молвы». В результате теневые цены в городах, где не было печатных станков, часто были чрезвычайно высокими. Более того, транспортные расходы способствовали коагломерации. Печатный станок привлекал бумажные фабрики, иллюминаторов, переводчиков, студентов и школы.
  • Второй фактор, лежащий в основе локализации вторичных эффектов, интригует, учитывая современные вопросы о влиянии информационных технологий. Печатный станок удешевил передачу идей на расстоянии, но также способствовал важному личному общению. Мастерская печатника впервые объединила ученых, торговцев, ремесленников и механиков в коммерческой среде, разрушив ранее существовавший разрыв между «городом и платьем». Эта технология произвела не только книги, но и печатника-ученого, «нового человека»… умеющего обращаться с машинами и продавать продукцию даже при редактировании текстов, основании научных обществ, продвижении художников и авторов, [и] продвижении новых формы сбора данных» (Эйзенштейн 1979, 250-251). Эти эффекты изменили интеллектуальный и деловой ландшафт на местном уровне.

Информационные технологии, города и капитализм

Печатный станок был одной из величайших революций в информационных технологиях. Влияние печатного станка трудно определить по совокупным данным. Однако распространение технологии было связано с чрезвычайной последующей экономической динамикой на уровне города. Европейские города были рассадниками идей и методов ведения бизнеса, которые способствовали переходу к современному росту. Эти факты говорят о том, что печатный станок имел очень далеко идущие последствия благодаря своему влиянию на развитие городов.

Ссылки

Аджемоглу, Дарон, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон (2005 г.), «Подъем Европы: атлантическая торговля», American Economic Review , 95:546-579.

Байрох, Пол (1988), Города и экономическое развитие , Чикаго; Чикагский университет.

Барбье, Фредерик (2006), L’Europe de Gutenberg: Le Livre et L’Invention de la Modernité Occidentale , Белин.

Брэди, Том (2009), Немецкие истории в эпоху Реформации 900:30, 14:00-16:50, Издательство Кембриджского университета.

Кларк, Грегори (2001), «Тайная история промышленной революции», рабочий документ Калифорнийского университета в Дэвисе.

Дитмар, Джереми (2010a), «Информационные технологии и экономические изменения: влияние печатного станка», готовится в Ежеквартальный журнал экономики .

Диттмар, Иеремия (2010b), «Информационные технологии и экономические изменения: влияние печатного станка», интервью Ромеша Вайтилингама VoxEU. org, 1 октября.

Эйзенштейн, Э. (1979), Печатный станок как агент перемен: коммуникации и культурные преобразования в Европе раннего Нового времени , Cambridge University Press.

Февр, Люсьен и Анри Мартен (1958), L’Apparition du Livre, Альбин Мишель.

Глейзер, Эдвард и Альберт Сайз (2003), «Умелый город», Рабочий документ NBER № 10191.

Мокир, Джоэл (2005), «Интеллектуальные истоки современного экономического роста», Journal of Economic History , 65(2):285-351.

Неддермейер, Уве (1997), «Почему не было бунтов книжников?», Gazette du livre mediéval , 31:1-8.

Робертс, Джон (1996), История Европы , Пингвин.

Rolewinck, Werner (1474), Fasciculus Temporum (Cologne), цитируется Febvre and Martin (1958).

Свец, Ф. (1987), Капитализм и арифметика: новая математика 15 века , Ла Саль, Иллинойс; Открытый суд.

ван Занден, Ян Люйтен (2010 г.), «До Великого расхождения: современность Китая в начале промышленной революции», VoxEU.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *