Ручной ткацкий станок. История техники и изобретений
Ткачество изменило жизнь и облик человека — вместо звериных шкур люди стали носить одежды из тканей. Благодаря ткачеству появились мешки, ковры, занавеси, постельное и столовое бельё, обивочные ткани, паруса, под которыми люди пересекали моря и океаны. Изготовление тканей — трудоёмкий процесс, и для облегчения монотонного труда люди изобрели ткацкий станок.
Пенелопа у ткацкого станка. Фрагмент росписи вазы. Греция. 440 г. до н. э.
От корзины к полотну
Рассмотрите ткань — отдельные нити там переплетаются, как прутья в корзине. Плетение намного древнее ткачества. Люди ещё шили одежду из шкур, но уже плели из гибких прутьев корзины, из лыка (мягкой части коры) — кузовки, из стеблей растений — циновки. Технологию плетения использовали и при изготовлении тканей, она стала основой ткачества.
Плетение: 1. Из прутьев (корзина) 2. Из лыка (кузовок) 3. Из стеблей (циновка) 4. Плетёная основа ткани
От волокна к нити
Грубые прутья или стебли не годились для изготовления тканей, нужны были тонкие, ровные и прочные нити. С древности люди получали волокно из стеблей льна, крапивы, конопли, из ворсистого опушения семян хлопчатника, из шерсти животных.
Волокно превращали в нить прядением. Ком волокна укрепляли на прялке — палке с рогаткой. Из кома вытягивали пучок волокон и присоединяли к веретену — палочке с насаженным на неё пряслицем (грузиком с дырочкой). Веретено закручивали и отпускали. Повиснув в воздухе, оно быстро вращалось, скручивая волокно в нить. Вращение поддерживалось за счёт тяжести пряслица, и из волокна вытягивалась скрученная нить. Готовую нить — пряжу — наматывали на веретено.
Прядение
Ниточки на палочках
Нити не прутики, они легко запутываются, и плетение из них требует особого устройства — станка. Примитивный ручной ткацкий станок — перекладина на подпорках чуть выше человеческого роста. К перекладине привязывались свисающие нити с подвесками (грузиками) на концах — это была основа полотна. Через нити основы пропускали горизонтальную нить — уток, веретено с пряжей. Уток оставлял чётные нити основы сверху, а нечётные — снизу, и наоборот. Вертикальные нити переплетались с горизонтальной.
Ткачество на вертикальном ткацком станке без ремезов
Ремез в помощь
Мастер выполнял сотни движений, поочерёдно пропуская уток то над нитью, то под нитью. Вскоре придумали, как вдвое сократить объём работы: концы чётных нитей привязали к горизонтальной палочке — ремезу. Поднимая ремез с половиной нитей основы, мастер прокидывал под ним уток, проходя разом под всеми чётными нитями и над всеми нечётными — ряд был выткан. Но нечётные нити поднять другим ремезом нельзя — они наталкивались на первый ремез. Обратный ряд ткали по-старому.
Проблему решили, превратив первый ремез в делительную палочку, которой поднимали чётные нити, чтобы прокинуть под ними уток. Нечётные нити привязали ко второму ремезу ниточками — ремезками. Ремезки проходили между чётными нитями и при поднятии второго ремеза вытягивали нечётные нити вперёд, позволяя и под ними прокинуть уток. Так попеременно вверху оказывались то чётные, то нечётные нити основы, и уток свободно прокидывался в обе стороны. Работа упростилась в сотни раз.
Схема использования ремеза и делительной палочки при ткачестве на вертикальном ткацком станке
Из чего прясть
Потребности в материале для прядения и ткачества привели к развитию растениеводства: кроме съедобных растений стали выращивать прядильные – лён, хлопок, коноплю. В животноводстве тоже появилась новая отрасль: ради прядильной шерсти стали разводить овец. В Азии также пряли из шерсти верблюдов и горных коз, индейцы использовали шерсть лам.
В Китае ещё в III тыс. до н.э. материалом для прядения стали волокна, окутывающие куколки гусениц бабочек тутового шелкопряда. Из них получалась очень прочная, тонкая, гладкая и блестящая нить – шёлк. Шёлковые ткани по торговым путям пришли из Китая на Запад и покорили европейцев. Кроме красоты и долговечности шёлк обладал ещё одним ценным качеством – блохи и клопы избегают шёлковых тканей, а при трудностях с гигиеной в Древнем мире это было очень важно.
Китайцы веками хранили секрет производства шёлка и сами продавали шёлковые ткани всему миру. О том, как ценился шёлк, говорит название главной торговой артерии между Востоком и Западом – Великий шёлковый путь.
Горизонтальный вариант
Существовал также горизонтальный ткацкий станок. Нити основы привязывали к низкой перекладине. Другие концы чётных нитей привязывали к воткнутым в землю столбикам, а концы нечётных нитей – к ремезу. Прокидывая уток в одну сторону, ремез опускали, и нечётные нити, проходя между чётными, оказывались внизу. Прокидывая уток в другую сторону, ремез поднимали – нечётные нити поднимались над чётными.
Развитие идеи
Станковое ткачество оставалось неизменным тысячи лет. Лишь в Средневековье придумали управлять ремезами с помощью ножной педали, оставляя руки свободными для прокидывания утка. Изобретение такой самопрялки ускорило процесс ткачества.
Поделиться ссылкой
Ткацкий станок | это… Что такое Ткацкий станок?
У этого термина существуют и другие значения, см. Станок.
Традиционный вертикальный ковроткацкий станок
Схема вертикального ковроткацкого станка
Вверху: Горизонтальный ткацкий станок (изображен вертикально). Древний Египет. Бени-Хасан. Среднее царство
Под ним: Рама для плетения циновок. Древний Египет. Среднее царство
Схема горизонтального ткацкого станка
Ручной ткацкий станок русского образца
Ткацкий станок (ткацкий стан[1]) — основная машина ткацкого производства, оборудование или устройство для изготовления всевозможных видов ворсовых, гладких, плетёных и др. ковров, хлопчатобумажных, шёлковых, шерстяных, и др. тканей, а также прочей продукции текстильной промышленности.
Содержание
|
История
Ткацкий станок служит человечеству с древних времён. В некоторых сельских домах и поныне можно встретить ручные, требующие кропотливого труда, усердия и терпения ткацкие (и ковроткацкие) станки. Даже в масштабах производства, для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров (гобеленов, килимов) ручного производства используют всё те же, известные с незапамятных времён, вертикальные (представляющие собой простую раму с натянутыми нитями основы) и горизонтальные ручные станки. В остальном, в наши дни, ткацкий станок, это сложное, высокотехнологичное и высокопроизводительное электронное оборудование.
Основные виды ткацких станков
Существуют ручные, полумеханические, механические и автоматизированные станки. Высокопроизводительные автоматические станки, гидравлические, пневматические, пневморапирные и др. По конструкции различают плоские станки и круглые (используют только для выработки специальных тканей, например рукавных). Станки могут быть узкими (вырабатывают ткань шириной до 100 см) и широкими, предназначаться для лёгких, средних и тяжёлых тканей. Есть станки для тканей простых переплетений (эксцентриковые), для мелкоузорчатых тканей (кареточные) и для тканей с крупным, сложным узором (жаккардовые).
Типы станков по принципу прокладки утка
До появления ткацких станков бесчелночного типа нити утка прокидывались в зеве исключительно челноком и прибивались бердом батана.
С появлением станков бесчелночного типа принцип ввода утка в зев, а также конструкция станка значительно изменились. В настоящее время можно выделить следующие типы станков по принципу прокладки утка (на всех станках бесчелночного типа паковка с уточной пряжей находится отдельно от станка (сбоку), количество нити, необходимое для прокладки отдельной уточины, отматывается специальным механизмом, называемым барабаном-накопителем):
- пневматические — уточная нить прокладывается в зеве струёй воздуха из главного сопла и эстафетных сопел, вмонтированных в конструкцию профильного берда или в отдельный элемент — конфузор. Батан как таковой отсутствует, бердо крепится на магистральную ёмкость распределения сжатого воздуха для эстафетных сопел. Главного вала нет, различные элементы станка приводятся в работу сервомоторами через контролируемые центральной ЭВМ частотные инверторы. Основные производители в мире (по убыванию доли рынка): Toyota Industries, Tsudakoma (оба — Япония), Pikanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия). В России: страна технологией производства машин данного типа не владеет.
- гидравлические — уточная нить прокладывается в зеве летящей каплей (струёй) воды. Конструкция станка с некоторыми особенностями базируется на основе пневматических машин. Производители — те же. Россия данной технологией не владеет.
- рапирные — уточная нить вводится в зев рапирами. Как правило используются 2 рапиры, движущиеся навстречу друг другу: 1-я — подающая — доводит уточную нить до середины ткани, 2-я — принимающая — забирает нить от подающей и доводит уточину до противоположного края зева. Прибой утка осуществляется бердом, как правило также без батанного механизма, а приводимым в действие серводвигателем. Выделяют машины: с гибкими рапирами, с прямыми жёсткими и телескопическими рапирами. Основные мировые производители в основном из ЕС: Pikanol (Бельгия), Dornier (Германия), Promatech (Италия), Sulzer (Швейцария). В СССР выпускались по лицензии фирмы Sulzer в Новосибирске. Также выпускались и продолжают производиться в Чебоксарах металлоткацкие станки для выработки металлосетки. Существуют также рапирные станки специального назначения фирм: Van-De-Vielle (Бельгия) для тяжёлых ворсовых тканей и ковров, Juergens (Германия) — для особо широких тканей (до 36 м (мировой рекорд)), используемых в качестве фильтров для целлюлозно-бумажной промышленности и др. Рапирные станки имеют наименьшие ограничения по возможностям выпуска различного ассортимента из всех современных концепций, хотя в целом и медленнее в скорости выпуска, чем, например, пневматические и гидравлические машины.
- станки пневмо-рапирного типа. Представляют собой комбинацию принципов рапирного и пневматического станков, разработанную в России (СССР). В общем виде прокладка утка осуществляется потоком воздуха, проходящим по каналу, образованному двумя сходящимися в зеве полыми (трубчатыми) рапирами.
- станки с микропрокладчиками. По-видимому первый тип бесчелночных станков, сыгравший по-настоящему серьёзную роль на мировом текстильном рынке. Принцип ввода утка в зев: уточная нить захватывается задним зажимом металлического миниатюрного «челнока», который приводится в действие механизмом-толкателем, дальше движется от одного края зева к другому, увлекая уточную нить за собой. Для направления движения прокладчика и во избежание его вылета из зева за пределы станка (что может привести к повреждению техники и травмам персонала) в зев между основными нитями вводятся в момент прокидки утка специальные профильные пластины, ряд которых образует своеобразный канал (конфузор), который ограничивает траекторию движения прокладчика утка.
Производство современных ткацких станков
Автором концепции и мировым лидером в производстве станков с микропрокладчиками являлась и остаётся по сей день фирма Sulzer (Швейцария), в 1958 году предложившая на мировом рынке и выпускающая по сей день станки типа «projectil». В настоящее время в силу серьёзных ассортиментных ограничений (например механизм смены утка на подобных станках ограничен максимум 4 — 6 цветами против 8 у пневматических и 16 у рапирных) и высокой стоимости при сопоставимой производительности, станки с микропрокладчиками в основном вытеснены рапирными станками, сохранив долю только в таких сегментах, как производство особо плотных, тяжёлых широких тканей, главным образом технического назначения. В настоящее время их доля на мировом рынке составляет порядка 1 % от доли рапирных станков, объём рынка которых ограничивается величиной порядка 25-30 тысяч единиц оборудования в год.
В России основным производителем ткацких станков является предприятие ОАО «Текстильмаш» (Чебоксары), которое выпускает (и выпускало в СССР) станки с микропрокладчиками под маркой СТБ (Станок Ткацкий Бесчелночный).
Данные станки производились и в Новосибирске до 2007 года.
Станки СТБ были и остаются широко распространёнными в России, странах бывшего СССР и государствах, бывших членах социалистического содружества (СЭВ). В страны капиталистической системы не поставлялись из-за патентных конфликтов. К настоящему времени в работе остаётся значительное число машин с микропрокладчиком (в основном на старых предприятиях), однако в последнее время они всё больше вытесняются машинами более прогрессивной конструкции с рапирной, гидравлической и пневматической прокладкой утка.
См. также
- Белорусские кросны
Примечания
- ↑ Шилов Н. И. Ткацкий стан, описание его в литературе // Определитель музейных предметов Сводный электронный предметно-тематический каталог, авторский проект Н. И. Шилова — Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «КИЖИ» — 03.06.2009.
Ссылки
- Ткацкий станок — статья в БСЭ
- Составляющие части ткацкого станка для ковров ручной работы
- Неелов В. В. Ткачество: от плетельных рам до многозвенных машин. М., 1986.
- Грановский Т. С. Удивительная специальность — ткачество. М., 1989
Жаккардовый ткацкий станок в истории вычислительной техники | Tech Age Kids
Жозеф Мари Жаккар, французский изобретатель из семьи ткачей, изобрел жаккардовый ткацкий станок, положивший начало автоматизации ткацкого производства. В жаккардовом ткацком станке использовались программируемые карты, и он повлиял на работу Чарльза Бэббиджа, поэтому ткацкий станок считается важным шагом на пути к современным вычислениям.
Жаккар родился 7 июля 1752 года и работал на своем ткацком станке в начале 1800-х годов.
Этот портрет Жаккарда на самом деле был соткан на одном из его станков. Количество деталей, которых можно было достичь, было ключевой частью его успеха.
До создания жаккардового станка
До того, как Жаккард изобрел свой значительно улучшенный станок, ткачество было сложным и подверженным ошибкам процессом. Модные люди хотели сложных узоров, на создание которых у ткача уходили дни, когда он работал с «рисальщиком», ребенком, который поднимал пучки нитей, чтобы получить правильный узор. Это была очень тяжелая работа, и ошибки стоили дорого.
Что такое жаккардовый станок?
Жаккардовый ткацкий станок — это автоматизированный ткацкий станок, который может создавать замысловатые узоры из серии перфокарт, на которых кодируется, какая нить и где должна использоваться. Жаккар изобрел свой ткацкий станок в 1804 г.
В этом видео из Музея Виктории и Альберта в Лондоне показано, как работает процесс от создания рисунков на квадратной бумаге до того, как отверстия в карточках определяют, какие нити видны в узоре:
Этот проект LEGO Weav3r показывает концепция. Он использует программу вместо перфокарт (и имеет сопутствующий проект для сканирования рисунков, сделанных в LEGO!)
youtube.com/embed/iqlxO5RYyGU”>Тканый портрет Жаккарда
Чтобы продемонстрировать свое изобретение, Жаккард соткал свои портреты. Для кодирования дизайна этих портретов потребовалось 24 000 карт. Источник
Портрет представляет собой произведение пиксельной графики, рисунок которого запечатлен в виде рядов точек на карточках для кодирования того, какая нить будет видна в каждом месте изображения.
У Чарльза Бэббиджа был один из тканых портретов Жаккарда, и он с удовольствием заставлял своих гостей пытаться угадать, что это было.
Детализация портрета поразительна и могла быть достигнута только с помощью ткацкого станка, достигнутого Жаккардом. Требовалась автоматизация, множество потоков и надежный механизм, чтобы иметь возможность производить такие изделия.
Перфокарты
Перфокарты — это карты с отверстиями для хранения информации. Механическое устройство может вести себя по-разному в зависимости от того, присутствует ли отверстие в определенном месте или нет. В случае жаккардового станка отверстия определяют, какие группы нитей будут видны в конкретной точке рисунка.
В 1725 году французу Базилю Бушону пришла в голову идея «запрограммировать» ткацкий станок с помощью отверстий в бумажных полосках. Вдохновением для Бушона послужили механические музыкальные инструменты, в которых для воспроизведения музыки использовались приподнятые колки. Его коллега Жан-Батист Фалькон улучшил технику, используя более прочную карту, которую можно было соединить вместе в петлю.
Чарльз Бэббидж использовал перфокарты в своей аналитической машине в 1836 году.
Герман Холлерит взял идею перфокарт и использовал их для хранения входных данных в своей автоматической счетной машине 1889 года. Работа Холлерита привела к тому, что перфокарты стали использоваться для программирования первых цифровых компьютеров.
Перфокарты сыграли важную роль в истории вычислительной техники и регулярно использовались для программирования компьютеров до 1960-х годов. Есть еще много программистов, которые помнят использование перфокарт. Технологии в последние годы шагнули вперед очень быстро!
Автоматизация
Первые ткацкие станки, использующие перфоленты и карты, не были автоматизированы. В 1745 году Жак де Вокансон, изобретатель и изготовитель механических автоматов, изготовил первый автоматический механизм считывания перфокарт, который перемещал перфоленту на следующую позицию после каждого ряда. Сам ткацкий станок по-прежнему управлялся вручную. Изобретение Вокансона было впечатляющим, но еще не применимым для широкого использования.
После множества доработок Жаккарду удалось создать надежный ткацкий станок, который поставил нас на путь автоматизации и программируемых машин.
Многие люди беспокоились о будущем своей работы, так как многие задачи стали автоматизированными.
То же самое происходит и сегодня, когда мы создаем роботов, способных выполнять все больше и больше задач, и разрабатываем службы искусственного интеллекта, которые могут автоматизировать работу, требующую мышления.
Автоматизация производства приводит к появлению различных видов рабочих мест и, в конечном счете, к улучшению условий труда. Справимся ли мы на этот раз?
Краткий обзор типов ткацких станков и их места в истории ткачества – Записная книжка Фиаднаты
Эта страница представляет собой попытку описать самую раннюю историю ткацких станков и ткачества в целом. Я пытаюсь представить обзор самых примитивных типов ткацких станков, типов переплетений, которые были найдены в ранней истории (и почему они связаны с типами ткацких станков, на которых они производились), и волокон, используемых в доисторическом ткачестве (и почему они вероятно, найдены в районах, где они были обнаружены).
Типы ткацких станков
Ленточные ткацкие станки: От этих ткацких станков не осталось никаких физических остатков, и любые их изображения на доисторических изображениях достаточно редки, чтобы их почти не существовало. Единственное доказательство того, что они должны были существовать, — это найденные ленты — они существуют, следовательно, должны были существовать и ткацкие станки, на которых они были сотканы. Вероятно, это были ткацкие станки с обратным ремнем. Вероятно, самый старый тип ткацкого станка – следующие два типа происходят от него, но представляют собой совершенно разные решения одной и той же проблемы: ткать более широкий кусок ткани, чем это возможно на ленточном ткацком станке.
Ткацкие станки с задней лямкой: Вероятно, самая простая форма ткацкого станка: один конец основы привязан к дереву, столбу или другому крупному объекту, который вряд ли будет легко перемещать, а другой конец привязан к Талия. Натяжение основы контролируется ткачом, опирающимся на основу. Однако ширина ткани, которая может быть изготовлена с использованием этого метода, ограничена — связывание основы в пучок на каждом конце вынуждает плетение сжиматься в боковом пространстве, а привязка основы к ткацкому станку ограничивает, насколько далеко ткань может быть сотканы до того, как должны быть внесены коррективы, чтобы приспособить досягаемость рук ткача. Ясно, что основа должна быть распространена шире, чтобы получить какую-либо существенную ширину в полученной ткани.
Двухлучевые наземные ткацкие станки: Это простые ткацкие станки, образованные путем втыкания палок в землю, размещения балок снаружи колышков и наматывания основы между двумя балками. Для управления ткацким зевом основы можно использовать ремизный стержень. Опять же, никаких вещественных доказательств наличия ткацких станков не существует, за исключением изображений ткачей на других артефактах. Они, по-видимому, возникли в позднем неолите в районе Месопотамии и Сирии, и оттуда их начали использовать на юго-восток.
Ткацкие станки с утяжелением основы: Это вертикальный ткацкий станок, использующий верхнюю балку для поддержки основы, которая разделена на различные навесы, необходимые для ткачества ткани, а затем туго натягивается грузами, подвешенными к нитям основы. Нижняя балка разделяет переднюю и заднюю части основы, а ремизные стержни используются для смены ткацких зевов между секциями основы по мере необходимости для переплетения, выбранного мастером. Ткацкие станки с утяжелением основы, возможно, являются единственным типом ткацких станков, для которых осталось множество артефактов в виде утяжелителей. Обратите внимание, что ткань ткется сверху вниз, а ткач идет вверх. Они тоже, по-видимому, возникли в позднем неолите в районе Восточного Средиземноморья, а затем мигрировали на северо-запад через Центральную и Западную Европу.
Двухбалочные вертикальные ткацкие станки: Кажется, это решает проблему ткачества иначе, чем ткацкий станок с утяжелением основы, используя нижнюю балку ткацкого станка для удержания основы в натянутом состоянии, а не свободно висящие ткацкие грузы. Это также позволяет ткачу бить вниз по ткачеству, а не вверх (таким образом позволяя ткачу садиться во время ткачества). Считается, что этот ткацкий станок был изобретен в третьем тысячелетии до нашей эры в районе Сирии, по сути, на границе областей, где использовались горизонтальные и вертикальные (с утяжелением основы) ткацкие станки. Возможно также, что она была разработана на Кавказе, где не сохранилось сведений о том, что использовалось для ткачества в доисторические периоды. Один недостаток, по сравнению с ткацким станком с утяжелением основы, заключается в том, что размер ткацкого станка и возможная длина основы ограничивают длину производимой ткани. Напротив, ткацкий станок с утяжелением основы накладывает небольшие ограничения на длину, поскольку лишняя основа может быть собрана под грузами ткацкого станка, и только длина тканевой балки и других поперечных балок, используемых для создания ткацкого станка, ограничивает ширину ткань.
Типы переплетения
Полотняное переплетение/полосатое переплетение (и корзиночное переплетение): это простейшая форма переплетения – одна нить сверху, одна снизу. При плетении корзин количество связок равно количеству в каждом направлении. Переплетение может быть равномерным, с видимыми как основой, так и утком, или ткань может быть либо с основой, либо с утком, в зависимости от того, какая нить преобладает. Предполагается, что наземные ткацкие станки ограничивались этим из-за сложности использования нескольких ремизных стержней на наземном ткацком станке.
Саржевое переплетение: X нитей сверху/X нитей снизу — причем X не обязательно равны — со сдвигом обычно на одну нить вбок при каждой последующей итерации. Это создает диагональные линии в структуре переплетения. Если сдвиг не в одну нить, то саржу обычно называют «ломаной» саржей. Их могут ткать ткацкие станки с утяжелением основы и любые ткацкие станки с валом, а также любой вертикальный ткацкий станок, который может быть оснащен несколькими ременными стержнями.
Гобелен: Полотняное переплетение с утком, использующее несколько цветов, обычно используемое для создания узоров, поскольку уток обычно проходит только на короткие расстояния, прежде чем свернуть сам себя. Для этого переплетения чаще всего используют двухлучевые вертикальные станки.
Узловатые ворсовые переплетения: Чаще всего это комбинация переплетения грунтового утка и коротких отрезков уточных нитей, образующих пучок. Грунтовый уток можно продеть с помощью зеваобразующего устройства на ткацком станке, но короткие отрезки пучка всегда продеваются вручную с помощью иглы — либо путем наматывания петель, либо путем завязывания узлов, симметрично или асимметрично. Это также чаще всего делается на двухлучевом вертикальном ткацком станке.
Типы волокон
Льняные/лубяные волокна: Египет, по-видимому, использовал преимущественно льняные и другие лубяные волокна, и использовал их на наземном ткацком станке, исключая какие-либо признаки ткацкого станка с утяжелением основы в регионе, когда-то начали ткать в 5-м тысячелетии до нашей эры.
Шерсть: Месопотамия, Сирия, Палестина, Иран и Кавказ, по-видимому, начали использовать шерсть, а также лен в своем ткачестве, и, возможно, сделали это рано, поскольку одомашнивание овец могло произойти еще в 7-е тысячелетие до нашей эры. Оба эти волокна распространились на северо-запад по всей Европе вместе с ткацким станком с утяжелением основы.
Зоны плетения
Элизабет Вэйланд Барбер в своей книге «Доисторический текстиль» (1991, см., в частности, стр. 249-253) делит территорию Европы, Западной Азии и Ближнего Востока/Северной Африки на четыре разные зоны. , что касается развития ткачества и текстиля. Ее зоны и их критерии:
Северо-Западная зона
(Центральная и Восточная Европа) Варп-взвешенные ткацкие станки
Лейк
BAST и шерсть в дополнительном плавуте
Southwest Zone
(Египт и Нил) небольшая вставка из шерсти и утка
Северо-восточная зона
(Западная Азия и Урал) Войлок
Ленточный станок
Шерсть и немного луба
Юго-восточная зона
(Месопотамия и Ближний Восток) Грунтовый ткацкий станок
Лубяное и шерстяное волокно
Лицевое переплетение, включая гобелен
Тяговые грузы
Удивительно мало было написано о ткацких станках, кроме их идентификации и мест, где они были найдены , до последних лет. Только за последнее десятилетие или два был проведен какой-либо анализ того, что веса ткацких станков могут сказать нам о ткани, сотканной на станках, с которыми они были связаны — тонкость используемых нитей, возможная плотность основы и т. д. Точно так же, как вес веретена определяет тонкость нити, которую можно прясть на веретене, вес и форма веса ткацкого станка могут определять, сколько нитей может быть прикреплено к нему, и какое качество ткани может быть использовано. были произведены с учетом определенного качества резьбы. Весы ткацких станков (и пряслица) наконец-то стали рассматриваться как самостоятельный источник информации, а не только как артефакт домашней жизни в районе. Вскоре мы должны увидеть интересную информацию отсюда.
Некоторые рекомендуемые материалы для чтения
Барбер, Э. Дж. В. Доисторический текстиль: развитие ткани в эпоху неолита и бронзы с особым упором на Эгейское море. Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета, 1991. Содержит множество разделов, посвященных ткацким станкам с утяжелением основы и ткачеству, а также другим увлекательным темам. Будучи исследовательской монографией, она читается очень легко, и Барбер хорошо объясняет свои теории.
Парикмахер, Элизабет Вейланд. Женская работа: первые 20 000 лет – женщины, ткань и общество в ранние времена. New York: WW Norton & Company, Inc., 1994. Более популярная, чем строго научная книга, но более ожидаемая. Упоминания о ткацких станках, взвешенных по деформации, разбросаны по всей книге, и часто требуется тщательный просмотр проиндексированной области, чтобы найти полный контекст обсуждения.
Броуди, Эрик. Книга ткацких станков: история ручного ткацкого станка с древних времен до наших дней. Ганновер и Лондон: University Press of New England, 1979. Глава 2 посвящена ткацкому станку с утяжелением основы и разбита на операции, греческий ткацкий станок, скандинавский ткацкий станок и ткацкий станок Чилкат. В целом, хороший обзор, рассчитанный на заинтересованного новичка.
Гейер, Агнес. История текстильного искусства: выборочный отчет. Лондон: Исследовательский фонд Pasold совместно с Sotheby Parke Bernet, 1979 г. Это очень хороший обзор темы. Раздел, посвященный самому ткацкому станку с утяжелением основы, довольно мал, но на протяжении всей книги обсуждаются ткацкий станок и его плетение.
Хоффманн, Марта. Ткацкий станок, утяжеленный деформацией: исследования истории и технологии древнего орудия. Пер. Гарольд Б. Бернхэм и Элизабет Сиберг. Осло, Норвегия: Норвежский исследовательский совет по науке и гуманитарным наукам, (1964) 1974. Отправная точка для любого исследования влума, хотя есть места, где Хоффманн ошибается — например, она не понимает, как ткать саржу 2/1, что позже исследователи довольно легко выяснили позже, особенно. когда был найден кусок саржевого переплетения 2/1.
Мортенссон, Линда и др. Технический отчет «Экспериментальная археология, часть 3. Вес ткацкого станка». Копенгаген: Центр текстильных исследований (CTR) Датского национального исследовательского фонда Копенгагенского университета, 2007 г. http://ctr.hum.ku.dk/tools/Technical_report_3__experimental_archaeology. PDF на ткацких станках и информацию, которую можно почерпнуть из них. Интересный!
Дополнительные интересные статьи:
История ткацких станков
Искаженная версия: Манипулирование римскими ткацкими станками для метафорического эффекта – Epistula de Substantia 5–9 Потамия Лиссабонского
Магдалина Орман Epistula de Substantia 5–9 Potamius of Lisbon, Humanitas 71(1), p. 51-70, doi: https://doi.org/10.14195/2183-1718_71_3
Аспекты гендера и ремесленного производства в ранней англосаксонской Англии, с особым упором на Королевство Кент
Сьюзан Кей Харрингтон (2002) Аспекты пола и ремесленного производства в ранней англосаксонской Англии, с особым упором на Королевство Кент, с. 399 + 144 стр., url
Ткацкие станки для льна
Гертруда Гренандер Нюберг (1994) Ткацкие станки для льна, Laborativ Arkeologi 7, p. 75-77
Pattern and Loom
Джон Беккер, Дональд Вагнер (2009) Pattern and Loom Second edi, p. 400, pdf
Горизонтальный ткацкий станок в Новгороде
М. В. Томпсон (1968) Горизонтальный станок в Новгороде, Средневековая археология 12, с. 146-147
Ткацкие станки с деформационным утяжелением: тогда и сейчас археологические свидетельства англо-саксов и викингов и современные практики
Кристина Петти (2014) Ткацкие станки с деформационным утяжелением: тогда и сейчас археологические свидетельства англо-саксов и викингов и современные практики, с. 273 стр., pdf
Когда ткачество стало мужской профессией?
Ингвильд Ойе (2016) Когда ткачество стало мужской профессией?, Датский журнал археологии 5 (1-2), стр. 34-51, Routledge, url, doi:10.1080/21662282.2016.1245970
Ткацкие станки с грузом и деформацией
Древнеегипетские и греческие ткацкие станки
Х. Линг Рот (1913) Древнеегипетские и греческие ткацкие станки, с. 1-41, Галифакс: F. King & Sons Ltd., Printers
Аспекты текстильного производства в Трансиордании железного века
Jeannette H (Университет Гронингена) Буртьен (2012) Аспекты текстильного производства в Трансиордании железного века
От археологических находок к высококачественным текстильным тканям: новые данные из Гераклеи, южная Базиликата, Италия
Франческо Мео (2014) От археологических находок к высококачественным текстильным тканям: новые данные из Гераклеи, южная Базиликата, Италия, Монографии Археологического общества Финляндии 3, с. 76-87, pdf
Заметки о статистическом анализе некоторых ткацких станков из Помпеи
Майк Дж. Бакстер, Хилари Э.М. Кул (2008) Заметки о статистическом анализе некоторых ткацких станков из Помпеи, Archeologia e calcolatori 19, p. 239-256
Форма вещей: вес ткацкого станка
Линда Мартенссон, Мари Луиза Нош, Ева Андерссон Стрэнд (2009) Форма вещей: понимание веса ткацкого станка, Оксфордский журнал археологии 28 (4), с. 373-398, doi:10.1111/j.1468-0092.2009.00334.x
Статистический анализ некоторых тягачей из Помпеи: постскриптум
Майк Дж. Бакстер, Хилари Э. М. Кул, Массачусетс Андерсон (2010) Статистический анализ некоторых грузов Из Помпеи: постскриптум, Archeologia e calcolatori 21, p. 185-200
Технический отчет «Экспериментальная археология», часть 3. Вес ткацкого станка, 2007 г.
Линда Мортенссон, Ева Андерссон, Мари-Луиза Нош, Энн Батцер (2006) Технический отчет «Экспериментальная археология, часть 3» Вес ткацкого станка, 2007 г., с. 1-17
Инструменты текстильного производства из раскопок в Цере, 2012 – 2014
Ирина Малахова (2015) Инструменты текстильного производства из раскопок в Цере, 2012 – 2014, с. vii + 86 стр., url
Производство текстиля в Телль-Абу-эль-Хараз, долина реки Иордан
Питер М. Фишер (2009) Производство текстиля в Телль-Абу-аль-Хараз, долина реки Иордан, Вечная долина. Археологические и связанные с ними очерки долины реки Иордан в честь Геррита ван дер Койя по случаю его шестьдесят пятого дня рождения, Геррит Ван дер Койдж (ред.), с. 109-117, Лейден: Издательство Лейденского университета
Инструменты и текстиль – Тексты и контексты Исследование образцов прядения и ткачества
Сьюзан Мёллер-Виринг (2006) Инструменты и текстиль – Тексты и контексты Исследование образцов прядения и ткачества, Инструменты и текстиль – Тексты и контексты, с. 1-24
Распутывание ткани: производство текстиля в Трансиордании железного века
Жаннет Х Буртьен (2013) Распутывание ткани: производство текстиля в Трансиордании железного века (декабрь), с. 365 стр.