В каком веке появился: История становления украинского государства (до распада СССР) | Жильцов

В каком веке и где появились первые университеты?

Современное обучение в университете значительно отличается от получения знаний в Средневековье. Первые высшие школы представляли собой объединение по языковому или религиозному признаку преподавателей и студентов, желающих изучать и приумножать единое христианское знание. В этой статье рассмотрим, где и когда возникли первые университеты, их отличия и принципы функционирования.

В каком веке и где появились первые университеты?

Как считают исследователи, история развития первых университетов берет начало с XII века на территории Западной Европы. Ведь в этот период активно развивались крупнейшие города, и поэтому взросла потребность к правовым, религиозным и схоластическим знаниям. Однако существуют мнения, что все же прообраз университета возник ранее, в середине девятого века – это Константинопольский университет, в котором студенты могли изучать следующие предметы:

  • риторику;
  • философию;
  • медицину;
  • юриспруденцию;
  • арифметику;
  • грамматику;
  • музыку.

Двери учебного заведения были открыты до 1453 года. На момент его закрытия в Западной Европе уже функционировало много университетов, в некоторых из которых можно учиться и в наше время.

Высшей «всеобщей школе» в Европе выдавалась папская булла для подтверждения статуса образовательного учреждения. Тем самым верховный понтифик признавал законное существование университета, который не поддавался контролю со стороны церкви или светской власти. После получения автономии учебное заведение имело право на организацию собственного суда, присваивание ученых степеней, которые были признаны в других университетах, а также освобождение студентов от службы в армии. Теперь сотрудники, преподаватели и студенты независимой организации были в подчинении у выбранного ректора или декана, а не у местной власти.

Особенности первых университетов в Европе

В то время учебный процесс разбивался не на знакомые нам семестры, а на 2 неравноценные части.

Первая часть – более длинная, начиналась с октября месяца, а завершалась в период Пасхи, а вторая уже продолжалась до июня. Студенты получали знания на лекциях, во время дискуссий уже демонстрировали свой интеллектуальный багаж.

Однако многие первые университеты в Европе имели собственную специфику организации, преподавания, которые представлены в таблице ниже.

Год основания

Название университета

Особенности

1088

Болонский

Основан в Италии городе Болонья под покровительством Ирнерия, который публично вел лекции, касающихся законов Юстиниана. Школа права не имела собственное помещение, поэтому профессора преподавали зачастую на городских площадках.

Университет отличался тем, что состоял из объединения студентов, которые самостоятельно избирали себе преподавателей, ректора. Упор учебного заведения был на изучении юриспруденции – римского права.

1096 (1167)

Оксфордский

Основан в Англии городе Оксфорд английским духовенством. Также существует точка зрения, что из-за запрета Генриха II поступать английским ученикам в Парижский университет, им пришлось жить в Оксфорде и посещать лекции Джеральда Уэльского. При поступлении и на выпускном студенту необходимо было произнести клятву на латыни.

1208

Парижский

Основан во Франции городе Париж для подготовки богословов. В состав университета входили несколько церковных школ. Позднее священником Сорбонна была выдвинута просьба – создать колледж для бедных (безграмотных), на что он получил положительный ответ. Спустя время именно этот колледж стал богословным факультетом, а университет назвали в честь монаха.

Студенческая жизнь в первых университетах

Для поиска лучших лекторов и профессоров молодые люди переезжали из города в город, а иногда приходилось перебираться в соседнюю страну. Незнание языков не стало для них барьером, ведь все обучение проводилось на латыни.

Организация университетов особо ничем не отличалась от сегодняшних учебных заведений. Возглавлял «альма-матер» ректор, а различные факультеты – деканы. После освоения курсов студенту присуждали степень бакалавра, затем магистра, и он мог начинать преподавать. Однако только после изучения курса философии они могли продолжить получать знания на «высшем» факультете – специализированном на:

  • медицине;
  • праве;
  • теологии.

В утреннее расписание студентов входило прослушивание лекций, а вечером – повтор изученных тем. Для закрепления знаний и развития навыка вступать в спор, чтобы отстаивать собственное мнение, ежедневно устраивались диспуты.

Помимо получения знаний, студентам того времени удавалось посещать торжественные церемонии и различные мероприятия. Обычно они группировались согласно территориальной принадлежности и могли даже вместе проживать.

После окончания университета выпускникам пророчили блестящую карьеру. Уже образованные люди шли не только в преподавание, но и занимали должности прокурора, нотариуса, писца, судьи, адвоката.

Поделиться:

Популярные статьи в категории:

27.08.2019

717984

Как избавиться от мозолей на ногах?

05.06.2019

236793

Польза или вред фиников для организма

08. 08.2019

196309

Неприятный запах ног: причины возникновения и способы лечения

29.11.2017

175534

Дешёвые образовательные курсы: Как распознать мошенников?


Когда в России начали отмечать Новый год

Обычай отмечать Новый год в ночь с 31 декабря на 1 января появился в России при Петре I. До этого, с принятия христианства в 988 году, его отмечали 1 марта, а в 1492 году датой начала года закрепили 1 сентября. Тогда летоисчисление шло по византийской системе, «от сотворения мира» — то есть от 5508 года до нашей эры. В «первый день года» на соборной площади Московского Кремля проходила церемония «О начатии нового лета» и церковная служба «На летопровождение» при участии патриарха, царя, знати.

В конце декабря 1699 года Петр I издал именной указ № 1736 «О праздновании Нового года». Он ввел новую систему исчисления — от Рождества Христова, и 7208 год «от сотворения мира» стал 1700 годом. А Новый год указ предписывал праздновать по образу и подобию европейских держав, которые впечатлили царя во время Великого посольства в зарубежные страны.

«А в знак того доброго начинания и нового столетнего века, в царствующем граде Москве после должного благодарения к Богу и молебного пения в церкви, и кому случится и в дому своем, по большим и проезжим знатным улицам, знатным людям, и у домов нарочитых духовного и мирского чину, перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых, елевых и можжевеловых, против образцов, каковы сделаны на Гостине дворе и у нижней аптеки, или кому как удобнее и пристойнее, смотря по месту и воротам, учинить возможно, а людям скудным комуждо хотя по древцу или ветви на вороты, или над хороминою своею поставить, и чтоб то поспело ныне будущего генваря к 1 числу сего года, а стоять тому украшению генваря по 7 день того ж 1700 года».

Указ «О праздновании Нового года», 1699 год

Так появилась традиция украшать дома и дворы еловыми и сосновыми ветками. Этот обычай царь перенял у иностранцев, которые жили в Немецкой слободе. Для немцев ель была символом вечной жизни, а у славян испокон веков хвойные ветки соотносились с погребальными обрядами, поэтому многим было сложно принять новые обычаи.

Также «в знак веселия» горожане должны были поздравлять друг друга с Новым годом, а с 1 по 7 января по ночам «огни зажигать из дров, или хворосту, или соломы», или наполненных ими смоляных бочек. Главное действие планировалось проводить на Красной площади: зажигать «огненные потехи», стрелять трижды из мушкетов, а напоследок «выпустить несколько ракет». Говоря современным языком, устраивать фейерверки и взрывать петарды.

Так праздник отошел от церковных традиций и стал светским. 1 января 1700 года в «царствующем граде Москве» царь лично открыл праздник запуском «ракеты». Колокольный звон смешался с пушечной пальбой, а улицы осветились иллюминацией.

После петровского правления массовые гулянья постепенно исчезали из новогодней традиции — масштабные празднества проводились в основном в дворянских и императорских домах. При Елизавете I, любившей роскошь, появилась традиция новогодних балов-маскарадов.

«15 тысяч придворных в роскошных костюмах и платьях прибыли в восьмом часу и танцевали под музыку двух оркестров до 7 часов утра; затем они перешли в зал, где были накрыты столы, на которых поставлено было великое множество пирамид с конфетами, а также холодное и горячее кушанье. Гостей поили разными водками и наилучшими виноградными винами, а также кофеем, шоколадом, чаем, оршадом и лимонадом».

«Петербургские ведомости», 2 января 1751 года

Во времена Екатерины II в новогоднюю традицию вошел обмен подарками и особенный праздничный стол. А в XIX веке появились и другие атрибуты праздника — шампанское, елочные украшения, открытки. В 1852 году в здании петербургского Екатерингофского вокзала — увеселительного павильона — установили первую публичную елку.

После революции в 1918 году большевики перешли на западный, григорианский календарь. Возникла разница между старым и новом стилем времяисчисления в 13 дней — так появился неофициальный праздник старый Новый год. Также они отменили празднование Нового года, посчитав, что это «контрреволюционный, проникнутый идеей буржуазного упадничества и поповского мракобесия» праздник. Вместо него ввели праздник «Красной вьюги» — день начала мировой революции. Только он не прижился: люди «подпольно» ставили елки и дарили детям подарки.

В 1935 году Новый год вернули — по инициативе партийного деятеля Павла Постышева. Спутниками веселья постепенно стали Дед Мороз и его внучка Снегурочка, мандарины и оливье, новогодние огоньки и бой курантов, торжественная речь руководителя страны и праздничные песни.

Америка на рубеже веков: взгляд на исторический контекст | Статьи и очерки | Жизнь города: ранние фильмы Нью-Йорка, 1898-1906 гг. | Цифровые коллекции

Национальная обстановка

К 1900 году американская нация утвердилась в качестве мировой державы. Запад был побежден. Фронтира — великого факта 300-летней американской истории — больше не было. Континент был заселен от побережья до побережья. Военный вождь апачей Джеронимо сдался в 1886 году. Поражение сиу в битве при Вундед-Ни в 189 году.1 положил конец индейским войнам. К 1900 году индейцы были в резервациях, а бизоны исчезли. Усадьба и введение колючей проволоки в 1874 году положили конец открытому ареалу. Жнец Маккормика сделал крупномасштабное сельское хозяйство прибыльным, и в 1900 году США были крупнейшим производителем сельскохозяйственной продукции в мире. Первое трансконтинентальное железнодорожное сообщение было завершено в 1869 году. Три десятилетия спустя, в 1900 году, в стране было 193 000 миль путей с пятью железнодорожными системами, охватывающими континент.

Первая в мире нефтяная скважина была пробурена в Титусвилле, штат Пенсильвания, в 1859 году. К 1900 году основные нефтяные месторождения были открыты в Канзасе, Иллинойсе, Луизиане, Оклахоме и Техасе. Запасы американской нефти казались безграничными. Standard Oil Trust Джона Д. Рокфеллера доминировал на мировых нефтяных рынках и контролировал более 90% нефтеперерабатывающих мощностей страны.

На рубеже веков сила промышленного потенциала страны измерялась количеством тонн произведенной стали. В 1880-х годах Эндрю Карнеги построил крупнейший в мире сталелитейный завод в Питтсбурге, штат Пенсильвания, и к 1900, Соединенные Штаты были крупнейшим производителем стали в мире, производя 10 000 000 тонн в год.

Генри Форд построил свой первый автомобиль с бензиновым двигателем в 1892 году, а первая в мире автогонка состоялась в Чикаго в 1896 году. С основанием Ford Motor Company в 1903 году началась эра автомобилей.

К 1900 году телефоны стали широко использоваться. Города были электрифицированы. Движущиеся картинки были диковинкой. Гульельмо Маркони проводил эксперименты, которые должны были привести к созданию радио, а братья Райт работали над созданием летательного аппарата тяжелее воздуха.

Города росли. Новое богатство и опустошительные пожары вызвали бум городского строительства. Архитекторы Ричардсон, Хант, МакКим, Мид и Уайт процветали; Салливан был пионером строительства небоскребов, а его протеже Фрэнк Ллойд Райт начинал свою карьеру в Чикаго.

Национальная политика

Республиканец Уильям МакКинли из Огайо был избран президентом в 1896 году и переизбран в 1900 году. Ему предшествовал демократ Гровер Кливленд, а за ним — и затмил — Теодор («Тедди») Рузвельт, который был вице-президентом. когда МакКинли был убит в 1901, но позже избран президентом самостоятельно.

МакКинли был последним из пяти ветеранов Гражданской войны, служивших в Белом доме, что ознаменовало конец послевоенной эры. Он также был пятым из шести президентов Огайо, действовавших в течение пятидесятилетнего периода с 1868 по 1908 год. Господство Огайо и Среднего Запада в национальной политике продемонстрировало, что Соединенные Штаты больше не были страной, ориентированной на атлантическое побережье. Он растянулся, как гимн Кэтрин Ли Бейтс 1895 года, America the Beautiful, выразился так: «от моря до сияющего моря».

В этот период бурного роста страна пережила драматические президентские выборы. Кампания 1896 года была, пожалуй, самой ожесточенной борьбой со времен Эндрю Джексона.

Республиканец МакКинли представлял восточные консервативные торговые и промышленные интересы; Демократ Уильям Дженнингс Брайан выступал за радикальные аграрные интересы Запада. МакКинли был стойким сторонником высоких тарифов и золотого стандарта, в то время как Брайан выступал за более легкий кредит и «бесплатное серебро». Тридцатишестилетний Брайан был известен как «Мальчик-оратор с Ривер-Платт», и некоторые сравнивали его с самой рекой — «шириной в милю и глубиной в дюйм». Его речь «Золотой крест» стала известной: «Вы не должны распинать человечество на золотом кресте», — прогремел он.

Это было время уверенности и брожения. В городах и штатах к власти приходили политические «прогрессивисты», экспериментировавшие с такими реформами, как избирательное право женщин, прямые выборы сенаторов Соединенных Штатов, инициатива, отзыв, голосование в Австралии, первичные выборы и законы, устанавливающие минимальную заработную плату, работа стандарты и регулируемые тарифы для обычных перевозчиков и услуг. Последователи прогрессивного движения верили в возможность совершенствования человека и его общества. По словам историка Сэмюэля Элиота Морисона, это была «попытка с помощью действий правительства обуздать высокомерие организованного богатства и убожество бедности среди изобилия». Хотя Мак-Кинли определенно не был прогрессивистом, движение росло; двое из трех президентов, последовавших за ним, были прогрессистами: республиканец Теодор Рузвельт и демократ Вудро Вильсон.

Мак-Кинли выглядел как президент. Молодой репортер Уильям Аллен Уайт сказал о нем после интервью: «Он был говорящей статуей в парке». Достойный, сдержанный человек, МакКинли был последним из старомодных, сдержанных президентов. Обычно считается, что МакКинли был хорошим, но слабым человеком. Его продвинул в Белый дом его друг, партийный босс из Огайо Марк Ханна; Нью-йоркская пресса, настроенная на сенсации, и ура-патриотичный Конгресс вынудили его вступить в войну с Испанией на Кубе; и он был пойман в ловушку в приобретении Филиппин его помощником министра военно-морского флота, молодым Теодором Рузвельтом.

Испано-американская война 1898 года

Эта война пользовалась огромной популярностью у американского народа. Впервые после Гражданской войны мужчины с севера и юга сомкнули ряды и двинулись на войну, когда оркестры исполняли марши Джона Филипа Соузы. Конфликт длился менее 100 дней, в боях погибло всего 289 американцев, а США одержали триумфальную победу над Испанией. Эта «великолепная маленькая война», как назвал ее госсекретарь Джон Хэй, изменила ход американской истории.

Спустя 400 лет Испания больше не была державой в Северной и Южной Америке; единственной значимой державой в Западном полушарии теперь, без сомнения, были Соединенные Штаты.

Азиатская эскадра ВМС США под командованием коммодора Джорджа Дьюи разгромила ветхий испанский флот в битве при Манильском заливе менее чем за утро, не потеряв ни одного человека. Военно-морской флот получил широкую народную поддержку, и каждый школьник знал названия и технические характеристики основных линейных кораблей. После двух десятилетий усилий по созданию современного «стального флота» Соединенные Штаты стали великой морской державой.

Соединенные Штаты стали империалистической державой после захвата Филиппин, Пуэрто-Рико и Гуама, а затем аннексии Гавайских островов. Став новым игроком в Азии, Америка теперь должна была противостоять амбициям Японской империи, противостояние, которое не разыгралось до Второй мировой войны.

Аннексируя Филиппины, Соединенные Штаты взяли на себя так называемое «бремя белого человека», как настаивал поэт Редьярд Киплинг. Нашей целью, сказал Мак-Кинли, было бы «взять их всех и обучить филиппинцев, возвысить, цивилизовать и христианизировать их». Они были «нашими младшими коричневыми братьями», как позже сказал генерал-губернатор Уильям Ховард Тафт, демонстрируя некоторые расовые взгляды того времени. Это чувство превосходства белой расы и, следовательно, неполноценности цветных рас помогает объяснить появление законов Джима Кроу о сегрегации в Соединенных Штатах в этот период.

Возглавив свой кавалерийский отряд ковбоев, «Грубых всадников», на холм Сан-Хуан в стычке с испанцами на Кубе, полковник Теодор Рузвельт стал национальным героем и, по воле судьбы, преемником Мак-Кинли на посту президента Соединенных Штатов. Состояния.

Всемирные выставки и мировое сознание

На рубеже веков был организован ряд всемирных ярмарок, и некоторые из коллекций American Memory дают представление об этих событиях. Фильмы Эдисона предлагают место у ринга на Панамериканской выставке 19-летия.01 в Буффало, Нью-Йорк.

Как и испано-американская война, всемирные ярмарки способствовали росту интереса американцев к земному шару и являлись его следствием. Они прославляли собственные технологические достижения страны, от инкубаторов для младенцев до электрических ламп (часто фигурирующих в названиях компании Эдисона). Но они также демонстрируют экзотическую архитектуру и народы других наций и американского Запада.

Сразу после Всемирной Колумбийской выставки 1893 года Музей Филда Колумбии в Чикаго принял участие в международной экспедиции. Железнодорожный публицист Джозеф Глэддинг Пэнгборн организовал Всемирную транспортную комиссию для сбора информации о зарубежных транспортных системах, особенно о железных дорогах. Экспедиция длилась с 189 г.с 4 по 1896 год и посетил более двадцати сегодняшних менее развитых стран.

История техники | Эволюция, возраст и факты

Международная космическая станция

Все СМИ

Похожие темы:
технология

См. весь связанный контент →

история технологии , развитие с течением времени систематических методов изготовления и выполнения различных действий. Срок технология , сочетание греческого technē , «искусство, ремесло», с logos , «слово, речь», означало в Греции дискурс об искусствах, как изящных, так и прикладных. Когда оно впервые появилось в английском языке в 17 веке, оно использовалось только для обозначения обсуждения прикладных искусств, и постепенно сами эти «искусства» стали объектом обозначения. К началу 20 века этот термин охватывал растущий спектр средств, процессов и идей в дополнение к инструментам и машинам. К середине века технология определялась такими фразами, как «средства или действия, с помощью которых человек стремится изменить или манипулировать своим окружением». Даже такие широкие определения подвергались критике со стороны наблюдателей, указывающих на возрастающую трудность разграничения научных исследований и технологической деятельности.

Крайне сжатый отчет об истории технологии, такой как этот, должен принять строгую методологическую схему, если он хочет отдать должное предмету, не искажая его тем или иным способом. План, которому следует следовать в настоящей статье, в первую очередь хронологический, прослеживающий развитие технологии через фазы, которые сменяют друг друга во времени. Очевидно, что разделение между фазами в значительной степени условно. Одним из факторов взвешивания было огромное ускорение западного технологического развития в последние столетия; Восточная техника рассматривается в данной статье в основном лишь в том, что касается развития современной техники.

В рамках каждой хронологической фазы был принят стандартный метод исследования технологического опыта и инноваций. Это начинается с краткого обзора общих социальных условий рассматриваемого периода, а затем продолжается рассмотрением доминирующих материалов и источников энергии периода и их применения в производстве продуктов питания, обрабатывающей промышленности, строительстве, транспорте и связи. , военная техника и медицинская техника. В заключительном разделе рассматриваются социокультурные последствия технологических изменений того периода. Эта схема модифицируется в соответствии с конкретными требованиями каждого периода — например, обсуждение новых материалов занимает существенное место в описаниях более ранних фаз, когда вводились новые металлы, но сравнительно не важно в описаниях некоторых более поздних фаз — но общая закономерность сохраняется на всем протяжении. Одним из ключевых факторов, который нелегко вписывается в эту схему, является разработка инструментов. Казалось наиболее удобным связать их с изучением материалов, а не с каким-либо конкретным приложением, но было невозможно быть полностью последовательным в этом подходе. Дальнейшее обсуждение конкретных направлений технологического развития представлено во множестве других статей: например, см. электроника; исследование; обработка информации.

Общие соображения

По сути, техники — это методы создания новых инструментов и изделий из них, а способность создавать такие артефакты — определяющая характеристика человекоподобных видов. Другие виды создают артефакты: пчелы строят сложные ульи для хранения своего меда, птицы вьют гнезда, а бобры строят плотины. Но эти атрибуты являются результатом паттернов инстинктивного поведения и не могут быть изменены в соответствии с быстро меняющимися обстоятельствами. Люди, в отличие от других видов, не обладают сильно развитыми инстинктивными реакциями, но обладают способностью систематически и творчески мыслить о приемах. Таким образом, люди могут вводить новшества и сознательно изменять окружающую среду так, как не удавалось ни одному другому виду. Обезьяна может иногда использовать палку, чтобы сбивать бананы с дерева, но человек может превратить палку в режущий инструмент и снять целую связку бананов. Где-то на переходе между ними появляется гоминид, первый человекоподобный вид. В силу природы человечества как производителя инструментов, люди с самого начала были технологами, и история техники охватывает всю эволюцию человечества.

Используя рациональные способности для разработки методов и изменения окружающей среды, человечество столкнулось с проблемами, отличными от проблем выживания и производства богатства, с которыми сегодня обычно ассоциируется термин технология . Техника языка, например, включает осмысленное манипулирование звуками и символами, и точно так же техники художественного и ритуального творчества представляют собой другие аспекты технологического стимула. В этой статье не рассматриваются эти культурные и религиозные методы, но важно с самого начала установить их взаимосвязь, потому что история техники обнаруживает глубокое взаимодействие между стимулами и возможностями технологических инноваций, с одной стороны, и социокультурными условиями, с одной стороны. человеческая группа, внутри которой они происходят, с другой.

Социальное участие в технологических достижениях

Осознание этого взаимодействия важно при изучении развития технологий сменяющими друг друга цивилизациями. Чтобы максимально упростить отношения, есть три точки, в которых должно быть некоторое социальное участие в технологических инновациях: социальная потребность, социальные ресурсы и сочувствующий социальный дух. При отсутствии любого из этих факторов маловероятно, что технологическая инновация получит широкое распространение или будет успешной.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту. Подпишитесь сейчас

Чувство социальной потребности должно быть сильно ощутимо, иначе люди не будут готовы выделять ресурсы на технологические инновации. Необходимым может быть более эффективный режущий инструмент, более мощное грузоподъемное устройство, машина, экономящая труд, или средство использования нового топлива или нового источника энергии. Или, поскольку военные потребности всегда служили стимулом для технологических инноваций, они могут принять форму потребности в более совершенном оружии. В современном обществе потребности порождены рекламой. Каким бы ни был источник социальной потребности, важно, чтобы о ней сознавало достаточное количество людей, чтобы создать рынок для артефакта или товара, который может удовлетворить эту потребность.

Социальные ресурсы также являются необходимым условием успешной инновации. Многие изобретения потерпели неудачу из-за отсутствия необходимых для их реализации социальных ресурсов — капитала, материалов и квалифицированного персонала. Записные книжки Леонардо да Винчи полны идей для вертолетов, подводных лодок и самолетов, но лишь немногие из них дошли даже до стадии моделей, потому что не хватало тех или иных ресурсов. Ресурс капитала предполагает наличие избыточной производительности и организации, способной направить имеющиеся богатства в те каналы, в которых изобретатель может их использовать. Ресурс материалов предполагает наличие подходящих металлургических, керамических, пластиковых или текстильных материалов, которые могут выполнять любые функции, требуемые от них новым изобретением. Ресурс квалифицированного персонала подразумевает наличие техников, способных создавать новые артефакты и разрабатывать новые процессы. Короче говоря, общество должно быть хорошо оснащено соответствующими ресурсами, чтобы поддерживать технологические инновации.

Сочувствующий социальный дух подразумевает среду, восприимчивую к новым идеям, такую, в которой доминирующие социальные группы готовы серьезно относиться к инновациям. Такая восприимчивость может быть ограничена конкретными областями нововведений — например, улучшениями в оружии или навигационной технике — или может принимать форму более общей позиции исследования, как это имело место среди промышленного среднего класса в Британии в 18-м веке. века, которые были готовы культивировать новые идеи и изобретатели, селекционеры таких идей. Какова бы ни была психологическая основа изобретательского гения, не может быть никаких сомнений в том, что существование социально значимых групп, желающих поощрять изобретателей и использовать их идеи, было решающим фактором в истории техники.

Таким образом, социальные условия имеют первостепенное значение для разработки новых методов, некоторые из которых будут рассмотрены ниже более подробно. Однако стоит оформить еще одну пояснительную записку. Это касается рациональности техники. Уже было замечено, что технология предполагает применение разума к технике, и в 20 веке стало считаться почти аксиомой, что технология — это рациональная деятельность, вытекающая из традиций современной науки. Тем не менее, следует отметить, что техника в том смысле, в каком здесь используется этот термин, намного старше науки, а также что техники имеют тенденцию застывать на протяжении столетий практики или превращаться в такие парарациональные упражнения, как алхимия. Некоторые техники стали настолько сложными, часто зависящими от процессов химических изменений, которые не были поняты даже тогда, когда они широко практиковались, что технология иногда сама становилась «мистерией» или культом, в который ученика нужно было посвящать, как священника в священный сан. и в которой было важнее скопировать древнюю формулу, чем вводить новшества. Современную философию прогресса нельзя отнести к истории техники; на протяжении большей части своего долгого существования технология была практически застойной, загадочной и даже иррациональной. Нет ничего удивительного в том, что некоторые сохранившиеся фрагменты этой мощной технологической традиции присутствуют в современном мире, и в современной дилемме высокотехнологичного общества, рассматривающего вероятность того, что оно будет использовать свои изощренные методы для того, чтобы совершить собственное уничтожение. Таким образом, необходимо остерегаться чрезмерно поверхностного отождествления техники с «прогрессивными» силами современной цивилизации.

С другой стороны, невозможно отрицать, что в технике есть прогрессивный элемент, так как из самого элементарного обзора ясно, что приобретение техники есть кумулятивный процесс, при котором каждое поколение наследует запас техники, на котором он может строить, если захочет и если позволят социальные условия. В течение долгого времени история технологии неизбежно выявляет моменты инноваций, которые демонстрируют это кумулятивное качество по мере того, как некоторые общества шаг за шагом продвигаются от сравнительно примитивных технологий к более сложным. Но хотя это развитие происходило и продолжается до сих пор, природе техники не присущ такой процесс накопления, и это, конечно, не было неизбежным развитием. Тот факт, что многие общества оставались в состоянии стагнации в течение длительных периодов времени, даже на достаточно развитых стадиях технологической эволюции, а некоторые фактически регрессировали и утратили переданные им накопленные технологии, демонстрирует неоднозначную природу технологии и исключительную важность его связь с другими социальными факторами.

Способы передачи технологий

Еще один аспект кумулятивного характера технологии, требующий дальнейшего изучения, — способ передачи технологических инноваций. Это неуловимая проблема, и необходимо принять явление одновременного или параллельного изобретения в тех случаях, когда нет достаточных доказательств, чтобы показать передачу идей в том или ином направлении. Механика их передачи была чрезвычайно усовершенствована в последние столетия благодаря печатному станку и другим средствам связи, а также возросшей легкости, с которой путешественники посещают источники инноваций и приносят идеи домой. Однако традиционно основным способом передачи было перемещение артефактов и мастеров. Торговля артефактами обеспечила их широкое распространение и поощрила подражание. Еще важнее то, что миграция мастеров — будь то странствующие слесари ранних цивилизаций или немецкие инженеры-ракетчики, чьи экспертные знания были приобретены как Советским Союзом, так и Соединенными Штатами после Второй мировой войны, — способствовала распространению новых технологий.

Доказательства таких процессов технологической передачи напоминают о том, что материал для изучения истории техники поступает из различных источников. Многие из них, как и любое историческое исследование, опираются на документальные материалы, хотя для ранних цивилизаций их мало из-за общего отсутствия интереса к технологиям со стороны писцов и летописцев.

Автор: alexxlab

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *