Твш 2 характеристики: Школьные токарники. Характеристики, фотографии, инструкции – Станки серии ТВ-х

Содержание

Токарный станок ТВ-3 (ТВШ-3)

Токарный станок ТВ 3 представляет собой аппарат, используемый для учебных целей в школьных мастерских. Первый выпуск электроагрегата пришелся на 60-е гг прошлого столетия. С 70-х гг начался выпуск новых моделей ТВ 4, заменивших ТВ 3. Впоследствии были разработаны современные модели станка, обладающие большим функционалом.

Общая характеристика аппарата и его аналогов

Существует несколько модернизированных вариантов школьных винторезных станков. Первая модель станка ТВШ 2 стала родоначальником всей серии токарно-винторезных агрегатов, используемых в школах для обучения навыкам резьбы.

Первый токарный станок ТВШ 2 выпущен в середине XX века. Агрегат обладал тремя подачами и мог выполнять три разновидности резьбы. На смену устаревшей модели пришла модернизированная версия твш 3, которую со временем заменил аппарат ТВ 4. На смену ТВ 4 пришла модель ТВ 6.

В последующие годы была создана усовершенствованная модель станка ТВ 7, отличающаяся от предыдущей устройством коробки скоростей и передней бабки. Переключение скоростей на агрегате осуществляется путем переброски приводного ремня, а также благодаря понижающей коробке с двумя скоростями.

Учебные агрегаты ТВ 7 способны нарезать порядка 6 видов резьбы, а количество подач на них стало равняться 8.

Поскольку скорость вращения шпинделя на токарно-винторезном агрегате ТВ 7 переключается перебрасыванием ремней, то на шпиндельной бабке были удалены две рукоятки.

Шпиндельная бабка станка

Выпущенные позже устройства ТВ 9 и ТВ 11 имели возможность выполнять следующие токарные работы:

  • сверление
  • нарезание резьбы;
  • расточка, проточка поверхностей в форме конуса и цилиндра;
  • подрезание торцов;
  • отрезка.

Винторезный станок ТВ 11 отличается от других моделей увеличенным параметром расстояния между центрами. Для него он составляет 750 мм. Межцентровое расстояние для агрегата ТВ 9 составляет 525 мм, что заметно превышает указанный показатель у модификации ТВ 7М — 275.

Все выпущенные агрегаты имеют класс точности Н.

Техническая характеристика станка ТВШ 3

В паспорте указано, что ТВШ 3 — токарно-винторезный станок школьный, применяемый для различных токарных операций в школьных мастерских для политехнического обучения. Агрегат предназначается и для холодной резки металлов. Он способен осуществлять целый ряд операций, среди которых:

  • отрезка;
  • сверление;
  • расточка с проточкой поверхностей в виде конуса и цилиндра;
  • нарезка метрической резьбы;
  • подрезание торцов.

Сверление на токарном станке

Токарный станок ТВШ 3 обладает техническими характеристиками:

  • вес электроагрегата — 280 кг;
  • параметры по длине, ширине и высоте — 143*47*101 см;
  • высота центров — 10 см;
  • расстояние между центрами — 35 см;
  • диаметр патрона — 10 см;
  • максимальный диаметр прутка — 14 мм;
  • максимальная длина обтачивания — 35 см;
  • максимальный диаметр заточки над нижней поверхностью суппорта — 9 см;
  • количество ступеней частот шпиндельного вращения — 6;
  • диаметр шпиндельного отверстия — 1,5 см;
  • частота шпиндельного вращения — 119-709 оборотов/мин;
  • максимальное продольное передвижение суппорта — 30 см;
  • поперечное передвижение суппорта — 10 см;
  • максимальное передвижение салазок — 50 мм;
  • количество ступеней продольных суппортных подач — 3;
  • число видов метрической резьбы — 3;
  • максимальное перемещение пиноли — 6,5 см.

Пиноль на токарный станок

Данный школьный электроагрегат оснащен электрическим двигателем трехфазного типа. Его мощность составляет 0,6 кВт.

Особенность конструкции аппарата в том, что в нем отсутствуют следующие элементы и функции:

  • отсутствует торможение шпинделя;
  • не предусмотрено блокирование рукояток;
  • отсутствует лимб;
  • нет продольного передвижения суппорта на деление лимба.

Устройство агрегата

Токарно-винторезный аппарат ТВШ 3 состоит из элементов:

  • станины;
  • электрического оборудования;
  • коробки подач;
  • защитного кожуха;
  • двух бабок;
  • фартука;
  • суппорта;
  • тумб;
  • передаточного устройства;
  • защитного экрана.

Станина закрепляет и соединяет все другие элементы аппарата. Она представляет собой коробку, оснащенную окнами. В ее состав входят две направляющие. Передняя направляющая осуществляет перемещение каретки, задняя — передвигает заднюю бабку.

Станина фиксируется на двух тумбах. Спереди устройства располагаются ходовой винт с рейкой.

В ТВШ 3 передняя бабка выполняет функции коробки скоростей. Ее назначение заключается в поддержании обрабатываемого изделия и сообщения ему вращательного движения. Электрический двигатель посредством клиноременной передачи сообщает вращение шкиву, который располагается на валу коробки скоростей.

Передаточный механизм электроагрегата состоит из следующих частей:

  • кронштейна;
  • валика;
  • шестерен.

Одна из шестерен цепляется с шестерней валика коробки подач, а другая — с шестерней передней бабки. Вращение передается от шпинделя коробки скоростей к коробке подач. При смене шестерен передаточного устройства станка можно изменять шаг резьбы.

Коробка подач аппарата получает движение от передней бабки посредством шестерен передаточного устройства. Коробка подач позволяет делать метрическую резьбу с шаговыми показателями 0,6, 0,8, 1 мм.

Остальные устройства электроагрегата предназначены:

  • суппорт — для передвижения и фиксации резца;
  • фартук — для осуществления продольной суппортной подачи;
  • задняя бабка — для фиксации противоположного конца обрабатываемого изделия.

Видео по теме: Модернизация ТВШ 3

Токарный станок ТВ 4 – конструкция и технические характеристики + Видео

1 Токарный станок ТВ 4 – общие сведения, технические возможности и характеристики

Описываемый агрегат начали производить на Ростовском комбинате специального учебного оборудования в 1970-х годах.

Он стал достойной заменой станкам ТВ 2 и ТВ 3, на которых до этого советские школьники и учащиеся политехнических училищ получали азы обработки металлических изделий резанием.

ТВ 4 – универсальный агрегат. На нем можно выполнять многие токарные работы, включая и такие распространенные, как:

  • сверление отверстий;
  • подрезка торцов;
  • нарезание резьб метрического типа;
  • проточка поверхностей конической и цилиндрической формы;
  • отрезка.

Паспорт станка указывает и на другие операции, которые допускается производить на ТВ 4.

Основные характеристики школьного агрегата ТВ 4 следующие:

  • максимально возможная длина обтачивания – 30 см;
  • максимальный диаметр детали для обработки над суппортом (если быть точным – над его нижней частью) – 12,5 см, над станиной – 20 см;
  • шаги нарезаемой метрической резьбы – 1,25; 1 и 0,8 мм;
  • интервал между центрами – 35 см;
  • отверстие в шпинделе (диаметр) – 1,6 см.

Также паспорт токарной установки содержит информацию о мощности электродвигателя, установленного на нее, которая составляет 0,6 кВт, о пределах подач в продольном направлении (0,12; 0,10 и 0,08 мм), о количестве оборотов шестиступенчатого шпинделя (710, 500, 375, 230, 160 и 120) и о том, что на станке можно обрабатывать прутки сечением до 1,5 мм.

Специалисты, изучив паспорт и инструкцию по эксплуатации рассматриваемого нами агрегата, могут смело сказать, что он представляет собой технически очень эффективный станок, на котором несложно выполнять достаточно-таки серьезные обрабатывающие операции. А его модернизация позволяет в разы повысить техвозможности ТВ 4.

2 Конструктивные узлы станка и их характеристики

Школьный агрегат ТВ 4 располагает далее указанными составными частями:

  • Задняя тумба. В ней находится панель для управления электрическим оборудованием, необходимым для стабильной эксплуатации станка. Конструктивно П-образная тумба выполнена с нижними и верхними ребрами жесткости, которые придают оборудованию высокий уровень устойчивости.
  • Передняя тумба. Служит вместилищем двигателя приводного типа, размещенного сзади тумбы. Включается данный электрический двигатель (а также выключается) реверсивной кнопкой, находящейся на передней стороне тумбы.
  • Станина. Монтируется на описанные тумбы, соединяет воедино все составные части агрегата для выполнения токарных работ, располагает призматическими направляющими (по задней происходит передвижение задней бабки, по передней – каретки). Форма станины – коробчатая, предусмотрено наличие окон. В передней части описываемого узла располагается рейка и ходовой винт.
  • КП (коробка подач). Инструкция к станку указывает на то, что КП обеспечивается вращением через механизм шестеренной передачи от коробки скоростей. При помощи рукоятки на крышке КП можно выбирать требуемые подачи и резьбы, которыми располагает школьный станок. Рядом находится и другая рукоятка, необходимая для запуска ходового валика либо винта. Заметим – валик и винт не вращаются одновременно (паспорт станка отдельно оговаривает эту особенность, повышающую уровень безопасности работы на агрегате). Инструкция по эксплуатации ТВ 4, кроме того, обращает внимание на потребность постоянной смазки КП – в ее корыте всегда должно быть немного смазывающего состава (масла). Из корыта смазка подается фитилями на трущиеся и вращающиеся компоненты станка.
  • Передняя и задняя бабка. При помощи соединительных изделий (две пары винтов и гаек) передняя бабка монтируется в горизонтальной плоскости по линии станочных центров. Находится она в станине (слева), выполняет функцию сообщения движения (вращательного) и крепления обрабатываемого изделия. Кстати, в описываемом станке коробка скоростей и передняя бабка – это один и тот же узел, внутри которого имеется несколько валов, блок-шестерня, блочные шестерни и шестерни неподвижного типа. Задняя бабка нужна для фиксации используемых при работе приспособлений, а также вращающегося или упорного центра.
  • Шпиндель. Этот элемент находится в передней бабке, посредством патрона с тремя кулачками они вращает изделие, которое подвергается резке. Шпиндель имеет две шейки (задняя вращается в подшипнике радиальной конструкции, передняя – в подшипнике упорно-радиального вида).
  • Передаточное устройство. Его характеристики стандартны и неизменны (ТВ 4 поставлялся без сменных шестерен, поэтому его передаточное отношение одно – 1 к 4).
  • Электрооборудование. Технический паспорт перечисляет все элементы электрического оснащения станка – асинхронный короткозамкнутый двигатель, подключаемый к трехфазной сети, набор плавких вставок, электрощит, трансформатор локального источника света, кнопочная станция, смонтированная на магнитном пускателе, переключатели для запуска электрооборудования и локального освещения.

3 Простейшая модернизация токарно-винторезной установки

Рассматриваемый школьный станок при желании можно сделать более мощным и эффективным в работе.

Но, конечно же, в условиях школьных мастерских его модернизация силами учащихся и их преподавателей преследовала совсем иную цель, которая заключалась в повышении безопасности эксплуатации агрегата.

Суть в том, что на ТВ 4 отсутствуют специальные ограждения, выполняющие защитную функцию (на более поздних школьных агрегатах, например, на станке ТВ-6, они уже устанавливались на заводе). Именно такие дополнительные ограждения обычно и делали школьники своими собственными силами. Они брали 4–6-миллиметровое оргстекло, вырезали из него стойку и смотровое окошко. Соединяли эти элементы при помощи 20–30-сантиметровой рояльной петли, располагая окно таким образом, чтобы его вращение было ограниченным в сторону участка выполнения токарных работ. При такой элементарной компоновке нет необходимости делать упоры для фиксации смотрового окошка.

Полученную защитную конструкцию крепили к каретке, используя стандартные кронштейны. Один вставлялся в поперечные салазки, другой – в отверстие от ограждения (естественно, места крепления нужно было просверлить дополнительно).

Подобная защита значительно увеличивает безопасность школьников, работающих на ТВ 4. Причем паспорт на станок позволял производить подобные его улучшения.

Вопросы новичка по ТВ-4 – Станки серии ТВ-х


ТВ-4 (ТВ4) Станок токарно-винторезный учебный. Назначение, область применения

Станок ТВ-4 является учебным универсальным токарно-винторезным станком и предназначается для всевозможных токарных работ в мастерских школ для политехнического обучения и по холодной обработке металлов резанием.
Станок позволяет производить следующие виды токарных работ:

  • Проточку и расточку цилиндрических и конических поверхностей
  • Подрезку торцов
  • Отрезку
  • Нарезание метрических резьб
  • Сверление и ряд других работ

Техническая характеристика станка

  • Наибольший диаметр изделия, устанавливаемого над станиной, мм — 200
  • Наибольший диаметр точения над нижней частью суппорта, мм — 125
  • Наибольший диаметр обрабатываемого прутка, мм — 15
  • Расстояние между центрами, мм — 350
  • Наибольшая длина обтачивания, мм — 300
  • Пределы чисел оборотов шпинделя в минуту (6 ступеней) — 120, 160, 230, 375, 500, 710
  • Пределы продольных подач, мм/об — 0,08; 0,1; 0,12
  • Нарезаемые резьбы: метрическая шагом, мм — 0,8; 1; 1,25
  • Диаметр отверстия в шпинделе, мм — 16
  • Мощность электродвигателя, кВт — 0,6

Предназначение токарного агрегата

Главной характеристикой при разработке подобных установок считается элементарность настройки и безопасность использования. Но вместе с этими факторами, начинающий токарь должен изучить механизм устройства и освоить главные аспекты работы на станке ТВ-4.

На аппарате выполняются некоторые типы токарных действ:

  • протачивание и растачивание металлических оснований вращательным способом;
  • высокоточная торцевая обработка;
  • формирование метрической резьбы;
  • высверливание проемов.

Работа установки осуществляется посредством вращения заготовки либо расположения в центрах. Вращательные движения главному валу станка задаются через ременную передачу и поступают от трехфазного асинхронного двигателя. При осуществлении токарных действ резцы приближаются к возделываемой заготовке посредством вспомогательного хода подачи.

Чтобы повысить функциональную возможность токарного станка школьник, следует провести модернизацию оснастки. Усовершенствование токарного агрегата осуществляется после внимательного изучения конструктива установки и технических свойств.

Стоит отметить, что винторезный станок можно усовершенствовать, но это не должно отрицательно влиять на рабочие свойства токарного агрегата и безопасность эксплуатирования.



Эксплуатация

Монтаж и наладку учебного оборудования должны выполнять профессионалы. Перед началом работы на ТВ-4 учащиеся обязательно должны ознакомиться с его конструкцией и техническими характеристиками, правилами ТБ.

Для монтажа станка должен быть обустроен фундамент высотой 10 см. Материалом для него могут служить деревянные бруски или бетон. Поскольку конструкция ТВ-4 не предусматривает наличия механизмов регулировки уровня, особое внимание нужно обратить на отсутствие перепадов высот платформы. Альтернативой является установка специальных регулируемых опор.

К нюансам эксплуатации станка относятся:

  • Подготовка к работе. Очищение от антикоррозийной жидкости, заполнение емкости смазкой для коробки передач. При подключении к электрической сети обустраивается заземляющий контур и УЗО.
  • Работа. Все рукояти должны стоять в исходном положении. Далее, можно выполнять предварительную настройку. Заготовку фиксируют между задней и передней бабкой. При помощи механизмов резцедержателя выставляется резец.
  • Профилактика. После работы удаляется стружка и металлическая пыль, проверяется целостность и правильность функционирования главных узлов и агрегатов. Перед запуском проверяется уровень масла.

Описанное учебное оборудование не предназначено для массового производства, а значит, за степенью его нагрузки нужно тщательно следить.

Станок серии ТВ-4 называют «Школьник» и он типичный представитель всей линейки машин для обучения токарным работам. Можно сколько угодно ругать СССР, но техническое обучение было в нем на достойном уровне. Индустриализация требовала профессиональные кадры, и токарный станок в школьной мастерской не был чем-то необычным. С тридцатых годов прошлого века промышленность Союза выпускала оборудование задуманное как обучающее. Выпуском токарно-винторезных станков для школ и ПТУ занимались несколько заводов, в частности Ростовский где ТВ 4 производят и по ныне.

Назначение и комплектация

Оборудование проектировалось, как учебное, поэтому станки ТВ-4 отличались небольшими размерами. Все станки линейки, начиная от еще довоенных ТВШ, способны выполнять практически любые токарные операции. Конкретно ТВ 4 способен обрабатывать детали размерами до 12 см в диаметре, а длиной 30 см. Что касается надежности, б/у станки первых выпусков в рабочем состоянии продаются и сегодня. Аббревиатура ТВ 4 обозначает токарно-винторезный станок, четвертой модели.

  • высота 102 см;
  • длина 110 см;
  • ширина (габаритная) 47 см;
  • вес 280 кг.

Класс точности «Н», нормальный, что согласно ГОСТ дает максимальный размер погрешности обрабатываемой детали 10 мкм.

ТВ4 поставляется с резцами быстрорежущей стали пяти основных видов:

Кроме резцов в стандартную комплектацию входит трехкулачковый патрон, планшайба, два упорных центра; два запасных клиновых ремня, гаечные ключи. Привод ТВ-4 — трехфазный двигатель 380 В, мощностью 1,1 кВт на 1410 об/мин. Умельцы, приобретая б/у станки для домашней мастерской, обычно переделывают электрическую часть под 220 В. Правда при этом несколько падает мощность, но для бытовых нужд не критично.

Что может делать станок, его характеристики

Токарно-винторезный станок ТВ-4 выполняет все те основные операции, что и «взрослые» агрегаты: он способен делать торцовку, подрезку, сверлить, вытачивать любые виды тел вращения. Что касается резьбы, ТВ-4 работает с любым профилем с шагом трех видов: 0,8; 1,0 и 1,25 мм, прямую, обратную, внутреннюю и наружную. Масса обрабатываемой детали не лимитируется, слишком тяжелая для ТВ-4 в него просто не встанет. В качестве заготовок используются круглые и граненые металлические стержни. На нем работают с чугуном, цветными металлами и сталью. Технические параметры станка, в частности применение мощных радиально упорных подшипников, шестерни из особо твердой закаленной стали 45, при относительно небольшом весе придают устройству надежность настолько высокую, что ТВ 4 слывет у токарей «неубиваемым».

Из чего состоит станок, назначение узлов ТВ 4

ТВ-4 имеет типичные для токарно-винторезного станка узлы:

  • Две установочные тумбы, с коробчатой рамой между ними образуют станину.
  • В передней тумбе смонтирован двигатель со шкивом.
  • Слева от токаря установлена передняя бабка с коробкой передач и патроном.
  • Задняя, подвижная бабка предназначена для фиксации длинных деталей, установки сверл и метчиков. При вытачивании конусов, ее сдвигают поперек оси вращения на расстояние до 3 см, для чего предусмотрены специальные винты.
  • На задней бабке ТВ 4 установлен выдвигающийся при вращении маховика пиноль, со сменным конусом (центром). Кроме конуса, пиноль позволяет крепить сверло, для прорезки в заготовках отверстий по оси.
  • Ниже задней бабки, на лицевой поверхности располагается коробка подач, из которой выходит два приводных вала, двигающие каретку фартука.
  • Фартук, служит для размещения суппорта и передачи ему продольного движения.
  • Суппорт с резцовой головкой состоит из нескольких подвижных частей. Такое устройство позволяет перемещать резец вдоль и поперек заготовки, а так же поворачивать на угол до 45 градусов.
  • Резцовая головка способна одновременно удерживать четыре различных инструмента. Она может поворачиваться вокруг своей оси и фиксироваться специальной рукояткой сверху нее.
  • Передача вращающего усилия от двигателя ТВ-4 на коробку скоростей осуществляется клиновым ремнем.
  • Вращение от блока скоростей на коробку подачи передает особый узел, так называемая гитара. Состоит она из нескольких несъемных шестеренок.

Электрическая часть станка включает: трехфазный эл. двигатель, концевые выключатели, плавкие предохранители, понижающий трансформатора для подключения осветительной лампы.

Запуск производится электромагнитным пускателем, смонтированным на передней тумбе ТВ 4. Устройство имеет три кнопки: две для разного направления вращения и одну остановочную.

Установка оборудования и подготовка к работе

Несмотря на относительно небольшую массу и малую мощность двигателя, ТВ-4 требует специального фундамента для установки. Характеристики станка, в частности высота делают неудобной работу на нем взрослому человеку. Но поскольку, объясняя токарное дело школьникам, учитель должен показывать операции на практике, станок обычно поднимают на изготовленную из бетона тумбу. Чтобы обеспечить нормальные условия подросткам, применяют подмости. Маленькая масса не гасит вибрацию при токарных работах. Чтобы ТВ-4 не «ерзал», его крепят минимум двумя анкерными болтами, заделанными в тело фундамента.

Со снятым патроном, задней бабкой и резцовой головкой, вес механизма составляет порядка четверти тонны. Это делает возможным, хоть и непростым его установку силами пятерых такелажников. В мастерских оборудованных талью монтаж выполняют с ее помощью. Подвешивают станок, с помощью стропы заводя ее за раму там, где указан центр тяжести.

Перед тем как запустить ТВ 4 подключают к заземлению, устанавливают осветительную лампу и защитный щиток. Если станок только с завода (не б/у) с его поверхности предварительно удаляют консервационную смазку. Делают это ветошью смоченной керосином или уайт-спиритом. При этом неокрашенные детали: направляющие станины, суппорта, приводные валы, шестерни другие подобные элементы и блоки необходимо регулярно смазывать для защиты от коррозии. После заливки масла в коробку скоростей и подач станок готов к работе.

Работа на станке

Вначале в патрон вставляют заготовку, зажимая ее специальным ключом. При необходимости, будущую деталь центрируют задней бабкой. Обычно это требуется, когда школьники осваивают нарезку резьбы на длинных тонких стержнях. Для переключения скоростей ТВ-4 используют первую и вторую рукоятки, расположенные на передней бабке слева от токаря. Третья рукоять служит для переключения направления вращения (подачи) шпинделя при нарезании правой или левой резьбы. Сочетание рукоятей для установки желаемых характеристик подскажет табличка на крышке блока подачи. Для включения ходового вала установки шага резьбы и скорости движения каретки фартука служат рукояти расположенные на лицевой стенке блока подачи. Соответственно первая и вторая по порядку слева от токаря. Размер всех рукояток приблизительно 10 см. На концах навинчены пластиковые шарики. Переключение скорости и направления происходит при остановленном станке.

Фартук ТВ-4 с установленным на нем суппортом перемещают тремя способами:

  • Вручную, вращением маховика каретки фартука.
  • Механически, вращением подающего вала с резьбой. Для включения режима служит рукоятка на фартуке.
  • Механически, с помощью шестерни двигающейся по специальной зубчатой рейке. Для включения подачи служит еще одна ручка (кнопка) на фартуке.

В процессе работы на ТВ-4 токарь или обучающийся школьник, перемещают резцовую головку на суппорте. Этому служат несколько маховиков с рукоятками, позволяющие выполнять грубую быструю, и медленную, но точную подачу резца.

Выдвижение пиноли, при фиксации заготовки или сверлении выполняют вращением маховика на тыльной стороне задней бабки. Зажимают пиноль ручкой, расположенной сверху.

Техника безопасности при работе со станком. Обслуживание

  1. Первое, что нужно довести у школьника до автоматизма при обучении работе на ТВ4 — вынимать вороток из патрона после того как заготовка зажата.
  2. Забытый ключ основная причина травматизма и поломок станка.
  3. Патрон (или планшайба) закрывается кожухом а место обработки прозрачным предохранительным щитком. Эти устройства снабжены специальными концевыми выключателями. Перед тем, как нажать пусковую кнопку кожух и щиток закрывают, иначе станок не включится.
  4. Резцы зажимают в головке без малейшей слабины, всеми предназначенными для этого винтами. Режущую кромку выставляют в плоскости оси вращения детали.
  5. Школьники допускаются к работе на ТВ-4, только в присутствии учителя, либо квалифицированного токаря. До ее начала необходимо убедиться, что одежда нигде не болтается, манжеты куртки застегнуты. Длинные волосы обучаемых девушек обязательно убираются под шапочку или плотную косынку.
  6. ТВ-4 должен быть обязательно заземлен, или занулен, осветительная лампа иметь предохранительный отражатель.
  7. До начала работы проверяют уровень масла, как в коробке скоростей, так и подачи. Для этого существует специальное окошечко с рисками (у некоторых моделей щуп).
  8. Для смазки механизмов фартука, гитары и суппорта ТВ4 используют точки указанные в инструкции по эксплуатации станка.
  9. Окончив работу, станок отключают на распределительном щите. После чего, специальной щеткой очищают от стружки и опилок, протирают ветошью.
  10. Правильный уход и своевременная смазка ТВ-4 залог долгой работы станка без ремонтов и смены деталей.

Школьные токарные станки – учебные универсальные токарно-винторезные станки используются для всевозможных токарных работ в мастерских школ для политехнического обучения, для малого и среднего бизнеса. Малогабаритные токарные станки применяются, также, для оснащения ПАРМ (передвижная автомобильная ремонтная мастерская) военного и гражданского назначения.

По своим возможностям школьные токарные станки находятся между станками класса “Хобби” и производственными. Даже самые первые школьные токарные станки имеют основные узлы промышленного токарного станка: коробку скоростей и коробку подач. Школьные токарные станки можно использовать на несложных работах в ремонтных мастерских, тогда как “хоббийные” станки не предназначены для этого.

Первые школьные токарные станки ТВШ, ТВШ-2, ТВШ-3, как и множество настольных станков класса “Хобби”, производились в мастерских технических учебных заведений, в исправительных трудовых учреждених для несовершеннолетних (ТКН) и на нескольких машиностроительных заводах. Со временем выпуск школьных станков на этих предприятиях был прекращен.

В настоящее время основным производителем школьных токарных станков является Ростовский завод малогабаритного станочного оборудования МАГСО, основанный в 1956 году. Сегодя завод МАГСО существует в составе ФПГ КомТех-Плюс – http://ktprof.ru.

Завод МАГСО в составе Компании КомТех-Плюс производит, также, учебные фрезерные станки, сверлильные, заточные и токарные станки с ЧПУ.

ТВШ-2 (ТВ-2) Школьный токарный станок

Универсальный токарно-винторезный малогабаритный станок ТВШ-2, один из первых школьных токарников, выпускался в 50..60-х годах прошлого века. Станок умеет резать три резьбы и имеет три подачи.

Раннего выпуска универсальный токарно-винторезный станок ТВШ-2 (Чугунная крышка передней бабки).

Позднего выпуска токарно-винторезный станок ТВШ-2 (Штампованная крышка передней бабки).

Модернизация школьного токарного станка ТВШ-2

Основные узлы и детали учебного токарного станка по металлу:

  • станина;
  • передняя бабка;
  • шпиндель;
  • электродвигатель;
  • суппорт с салазками;
  • задняя бабка;
  • вал;
  • винт;
  • корыто для стружки;
  • лампа;
  • защитные приспособления.

Деталь зажимается в шпинделе. Длинная заготовка типа вала засверливается в торце и поджимается центром, установленным в задней бабке. Короткая точится закрепленная только на передней бабке. При включении электропривода происходит вращение шпинделя. Прямое или обратное направление выбирается переключением вращения двигателя.

От коробки скоростей вращается вал или винт. Они обеспечивают продольное перемещение суппорта с салазками, на которых установлен резец. Для поперечного точения на большинстве моделей надо вращать ручку салазок, автоматического перемещения нет.

Изменение скорости вращения детали осуществляется перекидыванием ремня с одного шкива на другой и перемещением шестеренок поворотом ручек на панели передней бабки.

Устройство станка ТВ-4

Для сверления и внутренней расточки в оси станка инструмент устанавливается на задней бабке.

Модели школьных станков

Первый токарный станок по металлу Школьник, массово поступивший в мастерские, был ТВ-2, затем ТВШ-2. Изготавливались обе модели в настольном варианте. Отдельные партии ТВШ-2 имели стойки для напольной установки.

За ними последовали в течение нескольких лет усовершенствованные напольные модели: ТВ-3, ТВ-4 и ТВ-6. Все они мало отличались друг от друга, в основном формой корпусов узлов, имели по 3 скорости перемещения суппорта и 6 скоростей вращения шпинделя, могли нарезать по 3 резьбы. Модель ТВ-4 применялась и для работы по дереву, до выпуска специальных деревообрабатывающих токарных станков серии СТД.

Токарный станок ТВ-6 Токарный станок по металлу для школы ТВ2 Токарный станок ТВ-11

В школах особенно популярным стал ТВ-6. Он выпускался одновременно с МАГСО на Дубненском заводе Октябрь и поступал в мастерские большими партиями. Он отличался размером шпинделя, вместо 100 мм, как у предыдущих моделей, имел 125 мм. Электродвигатель мощностью 1,1 кВт заменил двигатели в 0,6 кВт.

Последующие модели токарных учебных станков: ТВ-7, ТВ-9 и ТВ-11 выпускались в настольном варианте и были модернизированы. Они имели 6 скоростей перемещения суппорта, нарезали 6 резьб. Между собой станки отличались внешним оформлением и межцентровым расстоянием.

Модель станкаРМЦ, межцентровое расстояние, мм
ТВ-7275
ТВ-9525
ТВ-11750

Высокую точность при обработке деталей обеспечивали жесткая станина и установленные на шпинделе радиально-упорные регулируемые подшипники.

Комплектация токарных станков Школьник различными приспособлениями делает оборудование универсальным.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Настольный токарный станок по металлу школьник

Изначально школьные модели токарных станков предназначены для организации учебного процесса и формирования первичных навыков работы на этом оборудовании. Однако со временем область их применения значительно расширилась. Сейчас школьный токарный станок, предназначенный для обработки металла и деревянных изделий, можно встретить не только в учебных специализированных классах, но и во многих домашних мастерских.

Требования к учебному оборудованию

Пример школьного токарного станка

Такая популярность школьных станков обусловлена простотой их конструкции, возможностью выполнять основные виды токарных работ, а также низкими требованиями к эксплуатации. Однако наряду с этим необходимо учитывать предъявляемые требования к компоновке и эксплуатационным качествам оборудования этого типа.

Главной особенностью конструкции школьных станков являются ее большие размеры. Большинство моделей настольного типа, что значительно снижает требования к условиям монтажа. Благодаря этому обрабатывающий механизм может использоваться в условиях домашней мастерской или небольшого производственного цеха. Но при этом следует учитывать особенности применения школьных станков.

Для полноценного анализа необходимо изучить основные эксплуатационные и технические параметры оборудования:

  • производительность. Этот показатель значительно меньше, чем у профессиональных заводских станков. Изначально школьные установки не рассчитаны для массового производства деталей;
  • ограничение по размеру заготовок. Так как большинство станков по металлу имеют небольшие размеры — на них можно выполнять токарные работы только для небольших заготовок;
  • точность выполнения операции. Управление работой станка в большинстве случаев осуществляется вручную. Это негативным образом сказывается на качестве токарных работ;
  • простота в эксплуатации. Для выполнения ремонтных и профилактических работ не понадобится специальное оборудование. Конструкция станка устроена таким образом, что большинство мероприятий можно выполнять самостоятельно, ознакомившись с инструкцией по эксплуатации.

Но одним из главных преимуществ школьных токарных станков является безопасность работы на них. В конструкции предусмотрены компоненты, предотвращающие появление опасных для жизни ситуаций. Обязательными являются установка защитных прозрачных панелей, в наличии имеется устройство принудительного выключения оборудования в случае возникновения сбоев в работе.

В настоящее время школьные токарные модели по металлу практически не выпускаются из-за низкого спроса. Поэтому чаще всего используется оборудование, изготовленное в 70-х и 80-х годах прошлого века.

Конструктивные элементы школьных учебных станков

Конструкция школьной модели ТВ-7

Компоновка учебных токарных станков в большинстве случаев классическая. Разница между моделями заключается в их исполнении, настольные или напольные, а также перечнем технических характеристик. Но для актуальности использования данного типа оборудования необходимо ознакомиться с его конструкцией.

Расположение элементов практически любого школьного токарного станка можно охарактеризовать как классическое. На станине, изготовленной из чугуна или металлических листов, монтируются основные блоки оборудования — передняя и задняя бабки, резцедержатель и суппорт. Однако при этом следует учитывать требуемую простоту конструкции. Она заключается в следующем:

  • отсутствие коробки передач. Смена режимов происходит вручную;
  • изменение скоростей выполняется с помощью ременного привода. Наличие шестеренчатой коробки нецелесообразно, так как это усложнит конструкцию;
  • упрощенная конструкция шпиндельной головки. Она предназначена для фиксации заготовки и передачи крутящего момента. В большинстве случаев функция изменения положения продольной оси детали в конструкции станка отсутствует;
  • на станине отсутствует выемка для обработки массивных деталей.

Подача охлаждающей жидкости осуществляется за счет встроенной системы. В случае ее отсутствия обработка СОЖ выполняется вручную.

В токарном станке по металлу обязательно должен присутствовать механический тормоз. Он срабатывает во время установки рукояти и управления шпинделем в нейтральное положение. Это обеспечивает минимизацию появления брака во время обработки.

Характеристики и параметры станков для обучения

Настольная школьная токарная модель

Так как школьное оборудование имеет худшие показатели производительности и относительно низкие технические параметры, к анализу возможностей станка следует подойти профессионально. Для этого необходимо детально изучить паспорт, определить перечень выполняемых операций и требования к характеристикам заготовки.

Определяющим параметром выбора является расстояние от плоскости станины до центров. Аналогичным нему является удаление до оси вращения шпинделя. Таким образом можно определить максимально допустимый диаметр обрабатываемой заготовки. На ее длину влияет расстояние между передней и задней бабками. При этом необходимо учитывать параметры смещения последней.

Дополнительно для полноценного анализа школьного станка изучаются следующие характеристики:

  • пределы частот вращения шпиндельной головки;
  • номинальная мощность электродвигателя;
  • диаметр отверстия шпинделя для установки прутка;
  • параметры блока подачи режущего инструмента — значение продольных и поперечных смещений;
  • характеристики передвижения пиноли задней бабки;
  • виды и параметры формируемой резьбы.

Немаловажным моментом являются размеры и габариты конструкции. От этого зависят требования к ее установке и дальнейшей эксплуатации. Большинство школьных моделей имеют небольшие размеры, что дает возможность выполнить монтаж даже в условиях небольшой домашней мастерской.

Резцедержатель некоторых моделей школьных станков по металлу может предусматривать установку нескольких резцов. Это позволит выполнять различные типы операций по токарной обработке без смены режущего инструмента.

Для корректной эксплуатации оборудования необходимо придерживаться следующих основных правил:

  • электрические элементы должны быть заземлены;
  • рабочее место обеспечивается хорошим освещением;
  • обязательное использование средств индивидуальной защиты;
  • перед началом работы необходимо ознакомиться с функциональными возможностями станка, а также техникой безопасности;
  • соблюдение правил эксплуатации — своевременное выполнение профилактических и ремонтных работ.

В целом школьный станок, предназначенный для токарных работы по металлу, можно охарактеризовать как надежное недорогое оборудование. Для повышения его функциональности в некоторых случаях выполняется небольшая модернизация.

Для детального ознакомления с возможностями оборудования предлагается посмотреть видеоматериал, в котором подробно описывается работа модели ТВ-4:

Школьный токарный станок для металлообработки

Школьные токарные станки – габаритное станочное оборудование, которое используют для выполнения основных токарных операций с целью проведения политехнического обучения. Применяются в школах и средних специальных учебных заведениях, а также на предприятиях малого и среднего бизнеса. Для оснастки передвижных авторемонтных мастерских гражданского и военного назначения используют малогабаритные модели.

Учебное оборудование: основные требования

Главные преимущества школьных станков – простая конструкция, широкие возможности для выполнения различных токарных работ, практичность и неприхотливость в обслуживании. При этом есть ряд требований к монтажу и непосредственной эксплуатации агрегатов, которые необходимо учитывать. Специалисты рекомендуют выбирать учебные станки, исходя из следующих параметров:

  • производительность агрегата. По этому показателю школьные станки значительно уступают аналогам промышленного назначения, поскольку они не предусмотрены для серийного выпуска деталей;
  • предельно допустимые размеры заготовок. В основном это небольшие детали с относительно простой конфигурацией;
  • низкая точность токарных работ. Из-за ручного управления агрегата добиться высокого качества работ довольно сложно;
  • простота обслуживания. Ремонт и профилактические работы проводят своими силами, без применения специального оборудования.

Для безопасной работы школьные станки оснащают компонентами, которые исключают вероятность возникновения ситуаций, опасных для жизни оператора и окружающих: прозрачные защитные панели, приспособления для принудительного отключения станка при сбоях в работе и так далее.

Особенности конструкции школьного токарного станка

Токарное оборудование, которое используют в учебных целях, различают по техническим характеристикам, по типу исполнения и установки (напольные, настольные). При этом оно имеет унифицированную конструкцию.

Станина, выполненная из листового металла или чугуна, предназначена для установки основных рабочих блоков:

  • передняя и задняя бабка;
  • суппорт;
  • резцедержатель.

Конструктив такого станка не предусматривает наличие:

  • коробки скоростей. Число оборотов изменяется в ручном режиме. Использование шестеренчатой коробки ведет к усложнению конструкции, потому для изменения скорости предусмотрен ременной привод;
  • сложно устроенной головки шпинделя. Она лишь фиксирует деталь (без возможности изменения положения продольной оси) и передает крутящий момент;
  • специальной выемки на станине, которая позволяет обрабатывать габаритные заготовки;
  • автоподачи СОЖ. Зачастую охлаждающая жидкость подается вручную, редко – при помощи встроенной системы.

Основные технические и эксплуатационные параметры

Перед покупкой школьного токарного оборудования важно определиться с особенностями предстоящих задач и внимательно изучить технические характеристики агрегатов:

  • удаленность центров от станины;
  • расстояние от плоскости станины до оси вращения шпиндельной головки.

Исходя из этих параметров, определяют максимальный диаметр обрабатываемой детали. Длина заготовки напрямую зависит от удаленности задней и передней бабок, а также от возможности смещения первой.

Кроме того, нужно оценить:

  • максимальное число оборотов шпинделя;
  • номинальную мощность электромотора;
  • особенности продольного и поперечного хода блока подачи режущего инструмента;
  • возможности передвижения пиноли задней бабки;
  • диаметр отверстия шпинделя для установки прутка;
  • разновидность, параметры вытачиваемой резьбы;
  • весогабаритные характеристики агрегата.

Стабильная и безопасная работа учебного станочного оборудования обеспечивается при соблюдении следующих правил:

  • корректная установка;
  • заземление всех электрических элементов;
  • достаточный уровень освещения на рабочем месте;
  • работа с применением индивидуальных средств защиты;
  • четкое знание функциональных особенностей станка и правил техники безопасности;
  • соблюдение рекомендаций производителя относительно планового ремонта и техобслуживания агрегата.

Школьные токарные станки – относительно недорогое оборудование, предназначенное для металлообработки. Обладает простой и надежной конструкцией. Допускает некоторую модернизацию.

Школьный токарный станок ТВ 6

фото:кинематическая схема токарного станка

фото:электрическая схема токарного станка

Передняя бабка предназначена для поддержания обрабатываемой заготовки и передачи ей вращательного движения. В токарном станке ТВ 6 передняя бабка является и коробкой скоростей и имеет шесть ступеней скоростей.

Монтаж передней бабки осуществляется по линии центров в горизонтальной плоскости при помощи двух установочных винтов. Шпиндель передней бабки установлен на двух упорных подшипниках 9 и радиальном подшипнике 19.

Вращательное движение передается от электродвигателя через ременную передачу на ведущий вал коробки скоростей. Внутри коробки, движение передается через вал 2 и неподвижное зубчатое колесо 3 на вал 4 с неподвижными шестернями 12, 6 и блоком шестерен 5.

Блок шестерня 5 принимает участие только при реверсе подачи.

Вращение заготовки, закрепленной в трехкулачковом патроне или планшайбы, передается от шпинделя. При обработке заготовки в центрах, в шпиндель вставляется неподвижный центр.

В коробке скоростей установлено устройство для изменения направления суппорта. Это осуществляется перемещением зубчатого колеса 15 в левое или правое положение при помощи рукоятки 3.

В левом положении зубчатого колеса 15 выполняется прямое вращение от блока шестерен 16. В правом положении колеса 15 выполняется обратное вращение при помощи паразитной шестерни 6.

фото:передняя бабка токарного станка

Гитара – передаточный механизм, служащий для передачи вращательного движения от шпинделя коробки скоростей к коробке подач.

Гитара состоит из кронштейна 1 и шестерен 2,4,7.

фото:гитара токарного станка

Вращательное движение на коробку подач передается от коробки скоростей через передаточный механизм.

Поворачивая рукоятку 4 в трех положениях, блок-шестерен 6 перемещается по шлицам вала 5 и поочередно входит в зубчатое зацепление зубчатыми колесами 2,3,4. Что дает возможность нарезать метрическую резьбу с шагом 0,8; 1; 1,25 мм и продольную подачу суппорта 0,08; 0,1; 0,12 мм/об.

Рукояткой 5 осуществляется включение ходового винта и валика.

Смазка трущихся поверхностей и шестерен осуществляется фитилями.

фото:коробка подач токарного станка

Фартук предназначен для механической продольной подачи суппорта от ходового валика, винта и ручной продольной подачи.

Маховиком 1 осуществляется ручная подача. Маховик сидит на валу 4, на котором установлено зубчатое колесе 11, входящее в зацепление с шестерней 3. Шестерня 3 сидит на валике реечной шестерни 2.Реечная шестерня, в свою очередь, входит в зацепление с зубчатой рейкой.

Механическая подача осуществляется червяком 5, установленном на ходовом валике 10 при помощи шпоночного соединения. Червяк входит в зацепление с червячной шестерней 13 и далее через муфту передается на реечную шестерню.

фото:фартук токарного станка

Задняя бабка предназначена для поддержания конца заготовки, во избежание радиального биения. Кроме этого, в заднюю бабку устанавливается сверло для обработки отверстий.

Корпус 1 расположенный в основании 2 перемещается по направляющим станины.

Пиноль перемещается в осевом направлении в корпусе. В пиноли имеется коническое отверстие, в которое вставляется различные инструменты для выполнения токарных и сверлильных работ (упорный центр, сверло, развертки и т. д.). Осевое перемещение пиноли осуществляется при помощи маховика 4 и винта 5.

Регулировка сооснтости пиноли задней бабки и шпинделя осуществляется гайкой 12 и двумя винтами 11, расположенных с обеих сторон задней бабки.

Фиксация задней бабки в нужном положении выполняется поворотом вправо рукоятки 13.

фото:задняя бабка токарного станка

Основные параметры ТВ 6
Наибольший диаметр обрабатываемой заготовки,мм 12
Наибольший диаметр заготовки, устанавливаемый над станиной,мм 200
Наибольший диаметр заготовки, устанавливаемый над суппортом,мм 80
Наибольшая длина обтачивания,мм 300
Шаг нарезаемой резьбы,мм 0,8;1;1,25
Высота центров,мм 108
Расстояние между центрами,мм 350
Частота вращения шпинделя,об/мин 130…170
Суппорт  
Перемещение на одно деление лимба,мм:  
продольное 0,5
поперечное 0,025
Перемещение на один оборот лимба,мм:  
продольное 30
поперечное 2
Масса станка,кг 300
Габаритные размеры,мм:  
длина 1100
высота 470
ширина 110

Видео:Токарный станок ТВ 6