При покупке машины на вторичном рынке стоит провести тщательную проверку на предмет «скелетов в шкафу» — наличия аварий, участия в ДТП с проведенным ремонтом кузова. Многие продавцы скрывают такие факты, чтобы не снижать цену на авто. Лучше заранее раздобыть специальный прибор для выявления битых и перекрашенных машин – толщиномер лакокрасочного покрытия. Он поможет обнаружить признаки шпаклевания, покраски деталей и даже их полной замены.
Применение разных толщиномеров
Толщиномер ЛКП – прибор, замеряющий слой краски на поверхности машины. Он позволяет проверить количество слоев краски и сравнить с заводскими показателями. Толщиномер краски помогает измерять расстояние от датчика до металла (кузовной основы). К сожалению, в принципах работы кроются и недостатки устройств, так как их использование возможно далеко не на всех основаниях.
Проще всего применять измеритель, если основа стальная (ферромагнитная). Даже самый простой прибор позволит получить точные показания, поэтому тратиться на дорогой толщиномер не стоит. Но если устройство работает только на электромагнитном принципе, использовать его на иных покрытиях, кроме ферромагнетиков, не удастся. К последним относятся все железно-стальные сплавы.
Вот прочие рекомендации при применении толщиномеров на разных покрытиях:
- устройства с электровихревым принципом работы лучше подходят для замера толщины автомобильного ЛКП из меди, алюминия, бронзы и их сплавов, при этом на ферромагнитных основаниях уменьшают точность;
- толщиномеры с электромагнитно-вихревым принципом действия работают на всех металлических покрытиях;
- ультразвуковые (эхолокационные) приборы замеряют толщину любых покрытий, их принцип работы вообще не зависит от материала деталей.
к содержанию ↑Таким образом, для проверки на целостность пластика, композитно-пластиковых изделий нужно выбирать ультразвуковые приборы – только они помогут провести осмотр машины и получить правильные результаты.
Детали машин из цветных металлов
Существуют таблицы, в которых указывается материал деталей автомобилей той или иной марки. Вот обзор моделей, в производстве которых используют цветные металлы:
Марка | Модель | Детали из цветмета |
---|---|---|
BMW | Z8,7 | Кузов |
3,5,6 | Капот, кузов, двери | |
X5, X6 | Капот, кузов | |
Chevrolet | Venture | Капот |
Suburban | Кузов | |
Ford | Большинство моделей | Капот |
Infiniti | Серия Q, I | Капот, багажник |
Mercedes-Benz | CL500, SL500 | Крылья, багажник, капот, кузов, двери |
Subaru | GT, Legacy | Капот |
Peugeut | 407 | Капот |
Покрытия, замеряемые толщиномерами
При помощи толщиномера можно проверять разные покрытия, ведь на основания из металла или композита наносят разнообразные виды красок, лаков. Также прибор включит в замеряемые показатели всевозможные грунтовки, автошпатлевки. Устройство отреагирует и на скопления ржавчины, а также на нанесенный сверху слой керамического покрытия.
к содержанию ↑Ограничения при измерении данных существуют для всех устройств, использующих магнитный или электрический принцип работы. Верхнее ЛКП должно быть диэлектрическим по свойствам, а также иметь гладкую чистую поверхность. То есть металлическая основа и покрытие-диэлектрик – обязательное условие для получения точных данных. Именно таким требованиям отвечает большинство машин, производимых современным автопромом.
Виды приборов
Какой прибор для измерения толщины лакокрасочного покрытия автомобиля лучше? Выбор большой, причем устройства группируются по разным принципам.
Классификация
По эффективности работы все модели можно условно поделить на такие классы:
- Первый класс. Характеризуются низкой стоимостью, довольно надежны, но набор их функций ограничен. Применять устройства обычно не очень удобно, у новичков могут возникнуть сложности.
- Второй класс. В работе проще, но медлительны. Отличаются более высокой точностью измерений, чем модели предыдущего класса
- Третий класс. Более дорогие устройства, превосходят по точности предыдущие. Имеют большой набор функций. Минус у использования измерителей тоже есть – они требуют регулярного проведения калибровки, а также могут давать неправильную информацию при низких температурах на улице.
Градация по сфере применения
Область использования толщиномеров обширна. Они применяются в страховании (для оценки повреждений автомобилей), строительной сфере, автопроме, судостроении, авиационной промышленности. Такой прибор всегда есть у любого мастера по окраске и тюнингу автомобиля. Измерители покупают частные лица, фирмы, причем для целей экспертизы всегда выбирают самые современные устройства – высокоточные, с возможностью замера толщины ЛКП вплоть до долей микрона. Для бытовых целей можно приобретать толщиномер попроще.
к содержанию ↑Классификация по принципу работы
Наиболее простой и самый популярный в быту – толщиномер магнитный. В его корпус встроен магнит, определяющий степень близости расположения металла или сплава. Показания будут видны на табло прибора или, если он механический – отражаются стрелкой. Внутри электронных приборов стоит тензометрический датчик.
Прочие виды толщиномеров таковы:
- Электромагнитные. Работают при помощи токовой индукции. Корпус автомобиля служит замкнутой цепью, при этом проводится замер плотности магнитного поля, по которому устройство выдает результат о толщине ЛКП.
- Вихретоковые. Отлично работают с алюминием, измеряя мощность токов, индуцированных внутри детали. Поскольку иные типы металлов имеют другую проводимость, зазор между датчиком и деталью (толщина ЛКП) может отразиться на экране неправильно.
- Комбинированные. Дают неплохую точность результатов, так как сочетают наличие вихретоковых и электромагнитных датчиков.
- Ультразвуковые. Подают импульсы на поверхность кузова, подходят для всех типов материалов, применяются даже на труднодоступных участках. Имеют самую высокую цену.
Также существуют механические толщиномеры, но они сейчас почти не используются ввиду крайне низкой точности. Такие устройства смогут определить, разве что, толстый слой шпаклевки, пролежавшей на детали много лет.
к содержанию ↑Выбор – основные и дополнительные критерии
Как выбрать толщиномер, какой лучший? На рынке продается огромное количество моделей — новых и старых, с усовершенствованиями. Стоимость их разнообразна, как и свойства, принцип действия. При покупке в первую очередь надо определить, как и сколько прибор будет работать. Если предполагается использовать его однократно, лишь для покупки автомобиля, лучше взять недорогой толщиномер, но при этом учесть необходимую точность замеров. Профессионалы обычно не экономят и покупают измерители высокого качества, уделяя внимание чувствительности прибора, количеству режимов, функций, проценту погрешности.
Чтобы проверить толщину покрытия без привлечения внимания продавца, стоит выбрать прибор небольшого размера в форме брелока или маркера (обычно это – магнитные толщиномеры). Дополнительные функции, которые выбираются по индивидуальным предпочтениям, следующие:
- наличие датчиков для измерения толщины стекловолокна, резины;
- определение степени коррозии металла;
- возможность работать под водой;
- автоматическое отключение при долгом бездействии;
- выбор языка;
- звуковое оповещение.
Многим пригодится дополнительная опция – подсветка. Она позволит заниматься оценкой состояния машины даже в сумерках или в темное время суток, что актуально для холодного времени года. Также при покупке стоит обратить внимание на вес и размеры толщиномера, время непрерывной службы, материал корпуса (для долгой работы последний должен быть прочным и иметь защитный чехол).
Еще надо помнить, что все электронные приборы лучше работают в помещении, а магнитные не зависимы от влажности и температуры, потому подходят и для улицы. По внешнему виду бывают толщиномеры курковые, классические с кнопкой, в форме пистолета, причем самыми популярными являются первые.
к содержанию ↑Процедура измерения
Как пользоваться толщиномером, всегда указывается в инструкции по применению. Следует заранее прочитать все данные, ознакомиться со свойствами прибора. Также еще дома надо провести калибровку устройства для получения точных данных. Есть и самокалибрующиеся толщиномеры, но они, как правило, дают менее детальную информацию. Калибровка проводится вручную для приближения показаний прибора к эталонному замеру.
В комплекте с толщиномером идет несколько калибровочных пластин – металлических или пластиковых. Первые играют роль кузова, вторые – его покрытия. Пластину из металла можно взять в ином месте, главное – подобрать именно тот материал, на который рассчитан прибор. Поверхность ее должна быть гладкой и чистой. Пластиковые же пластины менять на свои нельзя. Для калибровки сбрасывают показания до заводских настроек, делают замер по металлической пластине, нажимают клавишу «ноль» (или иную согласно инструкции). Если уровень погрешности будет равен нулю, калибровки не требуется. В ином случае делают калибровку. Алгоритм следующий:
- приложить металлическую пластину к пластиковой;
- сделать замер;
- нажать клавишу калибровки – К;
- выровнять значение на экране на 102 мкм;
- еще раз нажать К.
Далее с толщиномером можно работать. Его прижимают к исследуемому основанию, после чего на экране можно увидеть полученные цифры. Датчик должен плотно соприкасаться с эмалью. Обследовать кузов лучше точечно (на каждой детали – по 4-5 точек), но некоторые применяют непрерывный режим (ведут прибором по поверхности). После можно вычислить среднее арифметическое для всех деталей кузова.
к содержанию ↑По показателям судят о наличии или отсутствии расхождений с заводскими параметрами. В среднем, для большинства автомашин они составляют 70-150 микрон, чаще всего – 80-130 микрон. Для симметричных объектов величина должна быть одинаковой, но в разных местах кузова она может незначительно отличаться. Максимальное отклонение – до 50 мкм, в среднем – до 25 мкм (плюс погрешность прибора – 2-4 %).
Лучшие толщиномеры
Ниже приведены модели толщиномеров, которые понравились пользователям, у них неплохое соотношение «цена-качество», а также достойная функциональность:
- Etari ЕТ 555. Комбинированное устройство со сниженным энергопотреблением, позволяющее сохранять настройки. Обладает уникальной подсветкой, комфортной для глаз.
- ИТ-01. Магнитный прибор, хорошо замеряет толщину покрытия стальных кузовов. Прост в применении, имеет мощный фонарик. Не годится для непрерывной проверки из-за риска поцарапать автомобиль.
- ЕТ-14. Профессиональный прибор, есть управление режимами, калибровкой. Результаты можно загружать в компьютер через USB. Годится для железа и цветметов.
- ЕТ-11S. Оснащен комбинированным датчиком с вихретоковым и электромагнитным принципами работы. Хорош для стали и алюминия.
- CHY 113. Электромагнитное устройство, годится для работы по черным металлам. В комплекте есть диски для калибровки. Датчик с пружиной, что гарантирует стабильную силу прижима к кузову.
- Delta T-415. Компактный, точный магнитный прибор, имеющий небольшую внутреннюю память. Исправно работает на морозе, емкости аккумулятора хватает надолго.
- «Мегеон 19220». Ультразвуковой прибор, обеспечивающий точное измерение толщины любых ЛКП. Имеет жидкокристаллический дисплей, комфортную подсветку и кейс для хранения.
Следует помнить, что даже самый точный прибор можно обмануть, например, если не вымыть машину. В этом случае показатели толщины краски будут некорректными. У ряда машин из премиум-сегмента толщина покрытия намного выше (до 250 мкм), что также надо учесть. Истончается покрытие у очень старых автомобилей, которые много раз побывали на мойке. Все эти сведения помогут не запутаться при проведении замеров и сделать правильные выводы о приобретаемом автомобиле.
▷ Как выбрать толщиномеры ЛКП
Тип
Тип определяет принцип работы толщиномера.— Вихретоковый. Приборы, действие которых основано на том, что датчик при помощи переменного электромагнитного поля наводит в металле под краской особые токи — т. н. вихревые. Такие токи создают собственное электромагнитное излучение, их мощность — и, соответственно, мощность вторичного излучения — зависит от расстояния между датчиком и металлом, то есть от толщины лакокрасочного покрытия. Приборы данного типа можно применять с любыми проводящими материалами, однако считается, что они лучше всего работают с цветными металлами (в частности, алюминием).
— Электромагнитный. Приборы, работающие на основе базовых электромагнитных явлений — магнитной индукции либо эффекта Холла. Проще говоря, датчик такого толщиномера создает магнитное поле, при попадании магнитного предмета в зону действия датчика характеристики поля меняются, и по этим изменениям определяется расстояние до предмета — в данном случае это расстояние соответствует толщине лакокрасочного покрытия, т. к. датчик при измерениях вплотную прижимается к поверхности. Электромагнитные приборы лучше справляются со сталью и другими черными металлами, чем вихретоковые, однако с немагнитными материалами такие устройства работать не могут.
— Электромагнитный / вихретоковый. Универсальные толщиномеры, сочетающие в себе оба…описанных выше принципа работы и способные использовать любой их них. При этом некоторые модели способны автоматически определять тип металла и включать соответствующий режим работы датчика. Это наиболее удобный с точки зрения пользователя вариант, притом что обходится он не так дорого. Как следствие, универсальные приборы на сегодняшний день весьма популярны.
Макс. толщина (чер. мет)
Максимальная толщина покрытия, которую прибор способен определить при измерениях по черным металлам — например, стали. При большей толщине покрытия датчик толщиномера попросту не сможет «зацепиться» за металлическую поверхность под краской, и эффективное измерение будет невозможно. Указывается данный параметр в микрометрах — тысячных долях миллиметра; чем он больше — тем более универсальным является прибор, тем шире возможности по его применению. С другой стороны, большая максимальная толщина замера может отрицательно сказаться на точности при измерении малых величин.Макс. толщина (цвет. мет)
Максимальная толщина покрытия, которую прибор способен определить при измерениях по цветным металлам — например, алюминиевым сплавам. При большей толщине покрытия датчик толщиномера попросту не сможет «зацепиться» за металлическую поверхность под краской, и эффективное измерение будет невозможно. Указывается данный параметр в микрометрах — тысячных долях миллиметра; чем он больше — тем более универсальным является прибор, тем шире возможности по его применению. С другой стороны, большая максимальная толщина замера может отрицательно сказаться на точности при измерении малых величин. Для современных толщиномеров максимальная толщина до 1000 мкм считается маленькой, от 1000 до 1500 мкм — небольшой, от 1500 до 2000 мкм — средней, более 2000 мкм — значительной. В наиболее продвинутых моделях профессионального уровня данный показатель может достигать 20 – 30 см.Скорость измерения
Скорость измерения, обеспечиваемая прибором. Указывается по времени, которое проходит от команды на измерение (например, нажатия соответствующей кнопки) до получения результата на дисплее.Даже в самых «медленных» современных толщиномерах данный параметр не превышает двух секунд. Так что обращать на него внимание имеет смысл прежде всего в том случае, если экономия времени имеет критическое значение — например, если делать измерения планируется часто и помногу, в т.ч. в режиме непрерывного замера (см. ниже).
Максимальная погрешность
Максимальная погрешность измерения, обеспечиваемая прибором, иными словами — наибольшее отклонение от реального значения измеряемой величины, которое может возникнуть в процессе замеров. Чем меньше данный показатель — тем точнее прибор, тем меньшую ошибку он дает в процессе замеров; с другой стороны, высокая точность соответствующим образом сказывается на стоимости.Непрерывный замер
Поддержка прибором режима непрерывного замера.В таком режиме пользователю не нужно всякий раз нажимать кнопку для проведения замеров — прибор постоянно сканирует пространство и при каждом очередном контакте с окрашенной поверхностью автоматически выводит на экран результаты замера. Подобный формат очень удобен при масштабных работах — например, для комплексной проверке кузова авто.
Автоотключение
Наличие в приборе функции автоматического отключения: устройство самостоятельно выключается, если в течение некоторого времени пользователь не совершал никаких действий с ним. Время срабатывания данной функции обычно составляет несколько минут. Автоотключение обеспечивает экономию заряда батареи; оно оказывается особенно полезным, если пользователь забывает выключить прибор вручную.Подсветка дисплея
Наличие подсветки у дисплея прибора. Подсветка позволяет видеть данные на экране даже в полной темноте. Включаться она может как вручную, по нажатию отдельной кнопки, так и автоматически, при выводе на экран результатов очередного замера.Светодиодный фонарик
Наличие в приборе собственного светодиодного фонарика. Мощность такого источника света обычно невелика и он предназначен в основном для подсветки места замеров — например, если оно затенено и слабо освещено. Хотя, разумеется, фонарик может пригодиться и для общего освещения в сумерках/темноте.УФ детектор купюр
Наличие в приборе встроенного источника ультрафиолетового излучения — обычно в виде специального светодиода. В соответствии с названием, такой светодиод применяется в основном в качестве детектора купюр: большинство современных валют имеют защитные элементы, светящиеся в ультрафиолетовом свете, также под УФ освещением становятся видны пометки и надписи, сделанные специальными «невидимыми» составами. Возможны и другие, более специфические способы применения подобного детектора — например, поиск утечек в кондиционерах и холодильниках (многие фреоны имеют добавки, светящиеся в ультрафиолете).Встроенная память
Наличие в приборе собственной встроенной памяти. Такая память используется для сохранения результатов измерений — это нередко бывает удобнее, чем записывать их вручную или запоминать. При этом количество сохраняемых результатов в некоторых моделях может достигать нескольких тысяч (см. «Запись (замеров)»).Запись
Максимальное количество результатов измерений, которое может одновременно храниться во встроенной памяти прибора. Это количество может варьироваться от 10 – 20 в бюджетных моделях до нескольких тысяч в наиболее продвинутых.Объемная память позволяет одновременно хранить много информации, однако сказывается на стоимости устройства.
Источник питания
Все источники питания можно разделить на две категории: сменные батарейки в стандартном типоразмере и встроенные аккумуляторы. Первые удобны тем, что севшую батарейку можно достаточно быстро заменить на свежую, тогда как оригинальный аккумулятор придется заряжать — а для этого требуется время и внешний источник питания. Кроме того, батарейки можно выбрать на свое усмотрение по типу (одноразовые/перезаряжаемые) и емкости. Аккумуляторы, в свою очередь, можно сделать более компактными и в то же время емкими, к тому же с ними не нужно постоянно тратиться на свежие батарейки.— ААА. Элементы, известные также как «мини-пальчиковые» или «мизинчиковые». Имеют цилиндрическую форму с диаметром 11 мм и длиной 44 мм. Обычно используются по 2 или по 3 штуки. Могут выполняться в виде аккумуляторов.
— «Крона». Батарейки характерной прямоугольной формы, с парой контактов на одном из торцов. Имеют номинальное напряжение в 9 В. Могут делаться перезаряжаемыми, однако по ряду причин этот вариант распространения не получил, намного чаще используются одноразовые «Кроны».
— CR2032. Один из самых популярных типоразмеров батареек-«таблеток»…. Имеют форму диска толщиной 3,2 мм и диаметром 20 мм. Применяются в наиболее миниатюрных приборах, где компактность имеет решающее значение. Делаются только одноразовыми.
— LIR2032. Перезаряжаемая разновидность описанных выше батареек CR2032, выполненная по литий-ионной технологии.
— АА. Элементы, известные также как «пальчиковые». Имеют цилиндрическую форму с диаметром 13.5—14,5 мм и длиной 50.5 мм. Обычно используются по 2 штуки. Могут выполняться в виде аккумуляторов.
— A23. Батарейки цилиндрической формы диаметром 10 мм и длиной 29 мм. Отличаются довольно высоким напряжением — 12 В. Обычно делаются одноразовыми.
Что касается аккумуляторов, то для них ключевым параметром является технология, по которой выполнена батарея:
— Li-Ion. Литий-ионная технология позволяет создавать аккумуляторы с хорошей плотностью заряда — то есть компактные и в то же время емкие. Кроме того, они не подвержены «эффекту памяти» (снижению емкости при зарядке до полной разрядки) и достаточно быстро заряжаются. Из недостатков подобных элементов можно отметить разве что вероятность перегрева и возгорания при неполадках, однако при соблюдении правил эксплуатации и использовании исправных зарядных устройств вероятность подобного практически равна нулю.
— Li-Pol. Усовершенствованная версия описанных выше литий-ионных батарей, обеспечивающая еще большую плотность заряда, однако и стоящая несколько дороже.
Рабочая температура
Диапазон температур, при которых толщиномер может нормально выполнять свои функции. При выходе за пределы этого диапазона устройство, возможно, не сломается сразу, однако о точных измерениях говорить уже не придется. Отметим, что обращать внимание на данный параметр приходится в основном в тех случаях, когда прибор планируется эксплуатировать вне помещений. Так, для использования в зимнее время стоит убедиться, что устройство способно работать при температурах ниже нуля, а для жаркого климата желательно, чтобы верхний предел диапазона составлял +40 °С и выше.Виды толщиномеров и чем они отличаются
Толщиномеры покрытий